Легальность и моральность (у Канта) - понятия, характеризующие человеческое поведение с точки зрения выявления его ценностного содержания.
Легальными являются такие поступки, которые совершаются человеком в соответствии с существующими в обществе требованиями, но при этом продиктованы не подлинно моральными мотивами (наличием доброй воли и уважением к нравственному закону), а посторонними для морали причинами - склонностью, благоразумием, интересом, страхом наказания, желанием преуспеть в обществе и другими аналогичными мотивами.
Моральные же поступки оказываются совершенными исключительно из доброй воли, действующей безо всякого давления и принуждения и только из чувства уважения к нравственному закону, выступающему как долг.
Эти положения кантовской этики давали пищу его критикам упрекать его в излишнем ригоризме, что нашло выражение в известной эпиграмме Ф.Шиллера:
"Ближним охотно служу, но, увы, имею к ним склонность,
Вот и гложет вопрос, вправду ли нравственен я?
Нет другого пути, стараясь питать к ним презренье,
И с отвращеньем в душе делай, что требует долг!"
Однако сам Кант хорошо понимал, что долг всегда существует рядом со склонностями человека и зачастую реализуется через них. Само же противопоставление этих способов мотивации необходимо исключительно для определения в ходе мысленного эксперимента чистоты нравственной мотивации, являющейся определяющим фактором нравственной ценности поступка. То есть всегда необходимо выяснить, совершил бы человек данный поступок только из чувства долга, если бы никакого эмпирического интереса в его совершении не было, соответствуют ли склонности, побуждаемые к данному поступку общей нравственной мотивации, задаваемой долгом.