"Никомахова этика" (произведение Аристотеля) - важнейшая работа великого античного мыслителя Аристотеля (384-322 г. до н.э.), посвященная анализу нравственных целей и добродетелей человека.
Состоит из десяти книг, в первой из которой автор рассматривает понятия блага, высшего блага и блаженства (счастья). Благо он определяет как цель и объект стремлений человека, которое само может быть средством для достижения других целей. Высшее благо есть такое, которое не может быть средством для достижения чего-то другого, оно самодостаточно, и это цель целей, обладание которым оказывается тождественным с блаженством. Одновременно блаженство есть соответствие человека своему призванию - жить совершенной разумной жизнью в соответствии с добродетелью.
Далее Аристотель анализирует общее понятие добродетели (вторая и третья книги), понимая под нею совершенную разумную деятельность и способность к такой деятельности, которая не дана человеку от природы, но и не существует помимо природы, а формируется и существует в деятельности. Аристотель подчеркивает нормативную природу добродетелей, указывая, что это не сами по себе чувства, переживания, аффекты и страсти, над которыми человек не властен, а наше отношение к ним, вытекающее из похвально приобретенных качеств души. Он не противопоставляет добродетели и пороки как абсолютные крайности, а показывает, что добродетель есть "золотая середина" между избытком и недостатком того или иного качества, в то время как его крайние проявления становятся пороками. Добродетель обязательно оказывается связанной с произвольным и сознательным поведением человека, то есть таким, результаты которого зависят от самого человека.
Аристотель далее (четвертая - десятая книга) рассматривает конкретные добродетели - мужество, благоразумие, щедрость, великолепие, любезность, справедливость, дружба и другие, завершая их рассмотрение понятием счастья. Счастье, общий очерк о котором он дал еще в первой книге, в итоге оказывается завершающей категорией, объединяющей всё рассмотрение и видящее счастье в жизни, соответствующей добродетели и разуму.