"Благородный муж" ("цзюнь цзы") - понятие религиозно-философского учения Конфуция (VI-V век до н.э.), обозначающее некоего идеального человека, воплощающего человеческое совершенство и являющегося опорой порядка в государстве.
Понятие "благородного мужа", имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла - принадлежащего по праву рождения к высшим слоям общества, к знати, и образец человеческого совершенства. Принадлежность к знати само по себе не гарантирует совершенства, хотя и предполагает его, ибо дает возможность человеку для саморазвития. Для достижения же совершенства необходима большая духовная работа над собой, которой трудно ожидать от малоимущих простолюдинов, не способных к усвоению мудрости. Получается, что человеческое совершенство в принципе доступно всем, но является обязанностью именно высших слоев общества, от которых зависит жизнь государства.
Благородный муж стремится познавать волю Неба, правильный путь ("дао"), быть всегда человеколюбивым, искренним и правдивым в словах и мыслях, честным и великодушным в поступках. Он ведёт себя всегда с достоинством, служа старшим с полагающимся почтением, заботится о младших и уважает свой народ. Он заботится о спокойствии и процветании народа. Его человеколюбие проявляется в том, что он уважительно и заботливо относится к простому народу, стремится быть с ним справедливым, а не жестоким. Конфуций дает верный совет для построения доброжелательных отношений между людьми: " Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве, и в семье к тебе не будут "чувствовать вражды". Он не печалится и не испытывает страха, ибо ему нечего стыдиться и бояться, так как он поступает правильно.
Благородный муж знает цену знанию и всю жизнь учится, ибо самый главный порок - это не любить учиться.
При этом подлинная мудрость вовсе не является недоступной даже и для простых людей, ибо она заключена в одном слове. На вопрос ученика о том, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, Конфуций ответил: "Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе".
Таким образом, благородный муж - это идеальный нормативный образец человека, сочетающего в себе духовное, моральное величие с присущим ему правом на высокий социальный статус. Ему противостоит низкий человек ("сяо жэнь"), который не способен внимать Небу, ибо всегда смотрит не вверх, а вниз, думает только о собственной выгоде, не может достойно переносить невзгоды и склонен винить в них всегда других, а потому оказывается склонен к раздорам. Опора государства - именно благородные мужи, причастные принципу человечности("жэнь"), постигнувшие необходимость неукоснительного соблюдения установленного порядка, обрядов, правил, церемоний ("ли"). Их обязанность - наставлять народ на пути порядка и добродетели путем обучения и примера, а при необходимости, применяя силу.