ХРИСТИАНСКОЕ НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ - основное нормативно-ценностное содержание христианской религии, особенностью которой стало представление о моральной сущности Бога, об отождествлении Бога с моралью. Известно выражение, что "христианство из морали создало Бога, создало морального Бога".
Спецификой христианского нравственного учения является теснейшая связь всего ценностного содержания моральной концепции христианства с его основными вероучительными догматами о троичной сущности Творца, его отношении к миру и человеку, о греховной природе человека и необходимости спасения через веру в Бога, принесшего себя в искупительную жертву за грехи людей.
Поэтому все этические проблемы - о происхождении и сущности нравственности, о нравственной необходимости и моральной свободе человека, о моральных требованиях и оценках, о нравственных качествах и добродетелях человека, о нравственном идеале, о добре и зле, о долге и совести, о смысле жизни и счастье, - рассматриваются здесь через призму христианского вероучения.
Другой особенностью христианского нравственного учения стало наличие в ней пародоксальных с точки зрения нерелигиозной морали положений о необходимости страдания, о всепрощении и любви к врагам, непротивлении злу, о нравственном совершенствовании как спасении для "вечной жизни".
Исходным пунктом христианского этического учения является представление о порочности человеческой природы, наследуемой от "первородного греха", о том, что с самого рождения человек "порабощен греху и злу", а потому обречен на страдания в земной жизни и наказания после смерти. Избавление от страданий и обретение блаженства, спасение как избавление от нравственной погибели оказывается невозможным человеку без помощи Бога. Ведь источником нравственности, праведного пути человека от греха и погибели, добродетельного образа жизни, является Творец всего сущего и его добрая воля. Только он дарует человеку "божественный нравственный закон", который от рождения присутствует в душе каждого человека и переживается через "внутреннее чувствование" - совесть. Кроме того, Бог преподаёт свой нравственный закон и внешним образом - в словесной форме как откровение, находящее своё выражение в заповедях, моральных поучениях и заветах, зафиксированных в Священном писании.
Этот богооткровенный, или "внешний", закон и есть выражение нравственной необходимости, морального долга человека. Он является всеобщим, одинаковым для верующих, неверующих, еретиков и язычников, вечным и неизменным. Человек, наделённый Богом свободой воли, может следовать ему, однако встречает на этом пути серьёзные препятствия. Его выполнению и постоянному следованию препятствует греховная природа человека, делая его несовершенным, немощным, неспособным к духовной жизни и переживающим ощущение своей вины за это.
Всякая вина требует своего искупления, прощения, жертвы, принимающей в христианстве совершенно необычайный вид. Вместо очистительного жертвоприношения людей Богу во имя искупления человеческого несовершенства здесь Бог, чтобы доказать людям свою величайшую любовь, совершает подвиг самопожертвования. В своем втором лице - в качестве Иисуса Христа - он сошёл на землю, родившись как человек, чтобы явить пример праведности, научить людей богоугодной жизни, принять на себя их грехи и страдания и умереть мученической смертью на кресте.
Этим Бог продемонстрировал, что любит человечество превыше самого себя, чем только и мог вызвать бескорыстную ответную любовь и восстановление животворящей связи Творца и творения на искренней добровольной основе. Однако эта жертва искупает грехи не всех людей вообще, а лишь обратившихся к христианству, уверовавших в него, стремящихся постичь Бога и его законы и способных обрести его божественное содействие в деле спасения души - божественную благодать.
Божественная благодать есть чудесная сверхъестественная сила, дар божий, который направляет душу к праведности, приносит умиротворение и блаженство. Она нисходит на человека различными способами, но вернее всего - через совершаемые церковью таинства. Осенённый ею человек уже не довольствуется переживанием в своей душе божественного нравственного закона в субъективно-чувственной форме, а сознательно обращается к христианскому вероучению, принимает участие в богослужении и культе, идёт по пути спасения с помощью божьей церкви.
Становится понятной и роль страданий, мучительных переживания чувства боли от лишений и тягот жизни, которые являются обычным состоянием человека на земле и следствием его греховности, с одной стороны, а с другой, - посланным Богом испытанием крепости веры человека, его смирения и терпения. Страдания и зло, выпадающие на долю любого человека, оказываются необходимы для осознания собственной ничтожности и бессилия, для стремления к преодолению гибельного разрыва человека с Творцом. Бог не вмешивается в течение человеческой жизни, наполненной бесчисленными бедствиями и несчастьями, а лишь даёт верующим силы для перенесения тягот и страданий вместе с надеждой на будущее спасение. Страдание в христианстве - это не бессмысленное и бессловесное перенесение мучений, а всегда очищающее душу со-страдание, несение своего креста и со-распятие Христу, добровольно пострадавшему за людей.
Христианская этика формулирует нравственные нормы, принципы, ценности, моральные добродетели и нравственный идеал христианства, черпая их содержание из вероучения.
Прежде всего, это ветхозаветный декалог (см. "Десять заповедей"), новозаветные евангельские "заповеди блаженства" и другие нравственные наставления (см. "Нагорная проповедь"), образующие нравственный кодекс христианства.
Наряду с этими словесными изложениями нравственного учения христианства здесь огромную роль играет сам облик Иисуса Христа, его жизнь, смерть и чудесное воскрешение, знаменующий новый, невиданный ранее нравственный идеал (см. "Христианский нравственный идеал"), позволяющий верующим следовать ему, даже не будучи основательно знакомы с содержанием учения христианства.
Бессильный отказ угнетенных и обездоленных людей от борьбы за улучшение своего положения, отчаявшихся в реальном избавлении, настроения безысходности и разочарования в земной жизни, получают в христианстве религиозное оправдание и санкцию на смирение и покорность.
Переживаемые человеком горечь и отчаяние от невозможности исправить царящее в мире зло и одновременно страстная надежда на справедливость заставляют верующего смириться со своим положением, перепоручив решение проблем Господу.
Христианская нравственность учит обездоленных возлагать все надежды только на Отца небесного, а не на собственные разумения и силы, перенося осуществление чаяний человека на благополучие и счастье в потусторонний мир, способствуя этим пассивно-примиренческого отношения к действительности. Этим она способствовала умиротворению верующих и сохранению стабильности общества. При этом следует отметить, что таким образом утверждался соответствующий гуманистическим ценностям и единственно им адекватный ненасильственный способ построения межчеловеческих отношений. Сама же христианская мораль явилась значительным вкладом в развитие гуманистической идеологии, провозглашая любовь в различных ее проявлениях абсолютной ценностью человеческой жизни.
Любовь как выражение сущности самого Бога и всего нравственного миропорядка лежит в основе всех ценностей христианской морали. Как "наибольшую" заповедь Христос провозглашает требование возлюбить Бога "всем сердцем, всею душою и всем разумением своим". Но любовь к Богу становится реальной в любви к ближнему, не знающему различия между "чужими" и "своими", "хорошими" и "плохими". Поэтому любовь относится к главным христианским добродетелям, то есть нравственным наклонностям человека к деланию добра (исполнению нравственного долга) и отторжению от зла. Наряду с нею к важнейшим христианским добродетелям относятся вера в Бога и надежда на него.
Наряду с этими добродетелями в христианстве высоко ценятся производные от них - смирение, послушание, самоотречение, самоуничижение, кротость, милосердие, всепрощение и другие.
Наоборот, - гордыня, самонадеянность, самомнение, заносчивость, якобы столь присущие язычникам и неверующим, есть прямое умаление и оскорбление Бога, следовательно, грех. Христианская мораль осуждает поэтому "человеконадеяние" и "человекоугодие", отвлекающие верующего от любви и служения Богу.
Важнейшей добродетелью в христианстве выступает требование аскетизма, такого образа жизни, который характеризуется суровым самоограничением, отречением от жизненных благ, удобств и удовольствий, "подавлением плоти". В некоторых случаях это "подавление" и "умерщвление" плоти доходило до полного самоизнурения и самоистязания, чем прославились некоторые святые.
Ценность аскетизма определялась его сущностной сопричастностью христианскому вероучению с его пренебрежением к земной жизни и её радостям во имя жизни вечной, со стремлением утвердить первенство духа над материей. Отсюда враждебное отношение христианства к человеческой телесности, плотским потребностям и чувственности, которые неизбежно отвлекают человека от духовных устремлений, разжигают в нём страсти и неизбежно влекут к пороку. Одновременно подчинение чувственности и страстям делает человека их рабом, способствуя развитию эгоизма, погруженности в земные дела и заботы о мелочных интересах, отвлекая его от Бога и спасения.
К христианским добродетелям причисляются также молитвы, участия в богослужениях, исполнение таинств, соблюдение постов и религиозных праздников и т.п.
К порокам и грехам относится всё, что препятствует человеку общению с Богом, отвлекает его от служения Богу, а значит, от обретения спасения. Вообще этические установки трёх основных христианских направлений построены на едином фундаменте, но имеют различия (см. "Православная этика", "Католическая этика", "Протестантская этика").
В целом христианское учение о нравственности представляет собой важнейший этап в развитии идеологии гуманизма, имеющий культурно-историческое, познавательное и ценностное (идеологическое и нравственное) значение.
Это достигается за счёт утверждения возвышенно-духовного характера морали, представлении о морали как высшей инстанции для установления истинных ценностей человеческой жизни. Христианство способствовало распространению идеи отождествления морали с человечностью, любовью и милосердием как высшими нравственным ценностями. Выработанный им величественный нравственный идеал человека всегда вдохновлял лучших представителей общества на служение нравственному развитию человечества.