ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА - разновидность христианского нравственного учения, разделяющая его основные идеалы, принципы и установки с другими направлениями христианства, но имеющая специфические характерные отличия.
Характерной особенностью христианского нравственного учения является теснейшая связь всего ценностного содержания моральной концепции христианства с его основными вероучительными догматами о троичной сущности Творца, его отношении к миру и человеку, о греховной природе человека и необходимости спасения через веру в Бога, принесшего себя в искупительную жертву за грехи людей (см. "Христианское нравственное учение").
Все этические проблемы здесь - о происхождении и сущности нравственности, о нравственной необходимости и моральной свободе человека, о моральных требованиях и оценках, о нравственных качествах и добродетелях человека, о нравственном идеале, о добре и зле, о долге и совести, о смысле жизни и счастье, - рассматриваются через призму христианского вероучения. Все этические проблемы здесь - о происхождении и сущности нравственности, о нравственной необходимости и моральной свободе человека, о моральных требованиях и оценках, о нравственных качествах и добродетелях человека, о нравственном идеале, о добре и зле, о долге и совести, о смысле жизни и счастье, - рассматриваются через призму христианского вероучения.
Исходным пунктом христианского этического учения является представление о порочности человеческой природы, наследуемой от "первородного греха. Избавление от страданий и обретение блаженства, спасение как избавление от нравственной погибели оказывается невозможным человеку без помощи Бога. Источником нравственности, праведного пути человека от греха и погибели, добродетельного образа жизни, является Творец всего сущего и его добрая воля. Только он дарует человеку "божественный нравственный закон", который от рождения присутствует в душе каждого человека и переживается через "внутреннее чувствование" - совесть. Кроме того, Бог преподаёт свой нравственный закон и внешним образом - в словесной форме как откровение, находящее своё выражение в заповедях, моральных поучениях и заветах, зафиксированных в Священном писании.
Этот закон и есть выражение нравственной необходимости, морального долга человека. Он является всеобщим, одинаковым для верующих, неверующих, еретиков и язычников, вечным и неизменным. Человек, наделённый Богом свободой воли, может следовать ему, однако встречает на этом пути серьёзные препятствия. Его выполнению и постоянному следованию препятствует греховная природа человека, делая его несовершенным, немощным, неспособным к духовной жизни и переживающим ощущение своей вины за это.
Всякая вина требует своего искупления, прощения, жертвы, принимающей в христианстве совершенно необычайный вид. Бог, чтобы доказать людям свою величайшую любовь, совершает подвиг самопожертвования. В своем втором лице - в качестве Иисуса Христа - он сошёл на землю, родившись как человек, чтобы явить пример праведности, научить людей богоугодной жизни, принять на себя их грехи и страдания и умереть мученической смертью на кресте.
Этим Бог продемонстрировал, что любит человечество превыше самого себя, чем только и мог вызвать бескорыстную ответную любовь и восстановление животворящей связи Творца и творения на искренней добровольной основе. Однако эта жертва искупает грехи не всех людей вообще, а лишь обратившихся к христианству, уверовавших в него, стремящихся постичь Бога и его законы и способных обрести его божественное содействие в деле спасения души - божественную благодать.
Божественная благодать есть чудесная сверхъестественная сила, дар божий, который направляет душу к праведности, приносит умиротворение и блаженство. Она нисходит на человека различными способами и прежде всего непосредственно от Бога, а вовсе не через культ и совершаемые церковью обряды и таинства.
Отличие протестантской этики от других направлений христианства вытекает из концептуальных и догматических различий.
Возникнув как движение униженных и порабощенных, христианская католическая церковь в средние века стала господствующей духовной и политической силой, достигнув высшего светского владычества. Обретя небывалое могущество и владея несметными богатствами, она оказалась к концу XV века в очень печальном положении. Внутреннее разложение католической церкви (ожесточенная борьба за власть и богатство, алчность, преследование диссидентов, жестокости инквизиции и торговля божьей милостью в виде индульгенций) породили внутри самой церкви мощный протест, отражавший широкие общественные настроения.
Выступивший с гневным осуждением против продажи индульгенций Мартин Лютер, увидел в ней подлинно "сатанинскую выдумку" - претензии церкви на избавление человека от необходимости внутреннего покаяния! Тем самым фактически упразднялось непременное условие человеческого спасения - личное покаяние верующего. Поставив под вопрос право церкви посредничать между человеком и Богом, Лютер идёт дальше и в итоге отвергает всю скомпрометировавшую себя церковную иерархию во главе с папой. Папство он называет "антихристовым установлением", искушающим и провоцирующим человека на греховное поведение, легко якобы искупаемое внешним благочестием, исполнением церковных таинств и обрядов или, для самых закоренелых грешников, покупкой индульгенций. Оно украло у человека Бога и занялось спекулятивной продажей его милости.
Лютер отвергнул и большинство таинств, принятых в католицизме, а также культ богородицы, поклонение иконам и мощам, богатые и пышные церковные церемонии и службы, проходящие к тому же на непонятном народу латинском языке. Также он поступил и с попытками умилостивливания Господа другим способом - пожертвованиями, монашеством, паломничеством к святым местам и вообще всякими проявлениями в н е ш н е г о б л а г о ч е с т и я.
Абсолютизация церковью внешнего благочестия рассматриваются им как разновидность церковной магии, при помощи которой католическая церковь стремилась самого Бога подчинить своим целям, что противоречит сущности христианства. Подлинное спасение человека, по Лютеру, возможно только посредством перенесения человеческих устремлений из сферы внешнего, показного благочестия во внутреннее пространство духа - в личное верование человека. Лютер многократно повторяет это своё открытие о спасении, оправдании человека "одной только верой", постоянно намерено добавляя "без участи добрых дел", подразумевая под ними именно внешнее показное благочестие. Разумеется, он вовсе не выступал противником добродетельного поведения, но считал, что "нельзя предписывать вере соединяться с добрыми делами, ибо истинная вера не может по сущности своей не сказываться в праведной жизни".
Свое понимание христианской веры Лютер позднее дополнил учением о божественном предопределении всего сущего и иллюзорности свободы воли человека. Стержнем протестантского мировоззрения стало положение "всё от Бога", освободившее человека от тщетных и суетных переживаний об исходе его мирских дел и оставившее ему лишь упование на Господа и веру в своё спасение. Спасение вообще стало трактоваться не зависящим от усилий человека, а определяющимся целиком одним только Богом. Ибо если было бы иначе и его можно было как-то заслужить, это порождало бы самоуспокоенность и самодовольство человека, влекло его к гордыне и отвращало от покаяния. Сохранить в душе образа Божий, не упасть духом в любых обстоятельствах, а делать свои жизненные дела методично и хорошо несмотря ни на что и вопреки всему, - вот подлинная задача христианина, стремящегося только к внутренней чистоте и духовной стойкости в вере. И если такое действие, совершаемое вовсе не ради благополучного результата, а во имя своего человеческого долга жить по-божески, во имя укрепления веры, вдруг оказывается действительно успешным, - это и будет явным знаком божественного благоволения и возможности спасения.
Так рождалась новая нравственная установка, проникнутая готовностью человека принять все трудности и испытания, ниспосланные ему свыше, систематически и упорно трудиться на своем мирском поприще не ради достижения награды или получения удовольствий в этой или будущей жизни, а во имя долга перед Богом в любом звании и на любом месте. При этом успешность человеческих занятий и их исход сами по себе безразличны для спасения души, но поскольку отлично выполненная работа свидетельствует о добросовестности работника, а стало быть, о прочности его веры, успешный результат может рассматриваться как внешняя примета спасения.
Протестантизм, подчёркивая человеческую греховность и бессилие перед лицом Бога, тем не менее, требует от него всемерной активности не в богослужениях и обрядах, не в словах и показном благочестии, а в хорошем, добросовестном выполнении своей мирской работы, составляющих одну из взаимопригодных служб устроенного Создателем миропорядка.
Вследствие этого в протестантской этике был чрезвычайно силен дух сурового ригоризма и мирского аскетизма, направленный против безволия и лени, пустой праздности и погони за удовольствиями.
Как показал Макс Вебер, именно протестантские нравственные и вероисповедальные установки инспирировали подъём присущего капитализму предпринимательского духа и способствовали в конечном счёте процветанию современной западной цивилизации.