Мусульманская этика - концепция морали, основанная на вероучении ислама (мусульманства). Она исходит из божественного происхождения нравственности, её абсолютной истинности, вечности и неизменности. По представлениям мусульман, до появления пророка Мухаммада люди жили в состоянии дикости и невежества, из которого они вышли благодаря его учению. Мусульманская учение о морали утверждает, что только воля Бога может быть её источником. Попытка же человека жить по своему усмотрению ведет его к пороку, ибо низменная природа человека тянет его к греху, и только страх божьего наказания и надежда на будущее блаженство может вернуть его на стезю добродетели. Только верующий мусульманин может творить добрые дела, неверующим это не дано.
Содержание того, что Аллах требует от людей, изложено в законе, данном в его откровении - Коране и Сунне. Безграничному всевластию бога отвечает закон, охватывающий все стороны жизни, в том числе мирской -- вся без исключения жизнь человека должна регламентироваться волей Аллаха. Ислам является в этом смысле "религией книги и закона", вся жизнь верующих полностью подчинена закону. Как сказано в Коране, "благочестие перед Богом есть покорность" (Коран, 3 : 17).
Это единственно возможная позиция человека перед богом -- его непостижимой волей. Подчиняться божественной воле следует не потому, что она благая, а потому, что она божественная, всемогущая воля. При этом Аллах милостив к тому, к кому он благоволит. Это придает мусульманству фаталистический характер и задает такую религиозную позицию, согласно которой человек и его судьба находятся в полной зависимости от непостижимой воли бога.
Это же предопределяет догматический некритический характер мусульманской морали, не приемлющей ни сомнений, ни попыток разумного осмысления норм и принципов этой морали, а также её воинственную нетерпимость к инакомыслию.
Высший нравственный долг и главная жизненная задача человека - служение Аллаху, его восхваление, неустанное стремление заслужить его благосклонность. Ведь сама жизнь дана человеку Богом для того, чтобы поклонением и служением, смирением и терпением он стремился заслужить милость Аллаха, а с нею надежду на вечное блаженство в раю. Поэтому все свои поступки человек должен совершать во имя Аллаха, любое дело начиная с произнесения формулы: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного..."
Абсолютная преданность Аллаху оказывалась в исламе несовместимой с признанием ценности других типов мировоззрения, следование которым превращало человека в "неверного", которые рассматривались как явные и скрытые враги мусульман. Отношение к ним оказывается бескомпромиссным - Коран прямо призывает "избивайте многобожников" (Коран, 9 : 5), если они отказываются следовать путём, предначертанным Аллахом. Еще более суров Коран по отношению к неверующим, которым полагается "удар мечом по шее" и "великое избиение" (Коран, 47 : 4). Даже религиозная вера в чужого единого Бога не избавит таковых от кары, покуда их вера не исправится: "сражайтесь с ними, пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху" (Коран, 8 : 40).
Поэтому великим проявлением мусульманского благочестия является "священная война" в целях распространения ислама - джихад.
Мусульманская этика утверждает, что достижение вечного блаженства предполагает совершение мусульманином добрых поступков и отстранение от злых, а также постоянное очищение от грехов предписанным исламом способом - молитвами, обрядами, постом.
Прежде всего, это соблюдение "пяти столпов веры" и следование предписаниям Корана, Сунны, наставлениям служителей культа. Нравственные наставления ислама в значительной мере выражают простейшие общечеловеческие ценности - "не лги", "не убивай", "почитай старших", "уважай родителей", "помогай ближнему". Но еще больший вес там имеют религиозные заповеди - "будь богобоязенным", "бойся греха", "не забывай о дне суда", "смири гордыню, будь кроток и терпелив". Мусульманская религиозная мораль стремится воспитать своих последователей в духе смирения, кротости, покорности перед Богом.
Существенной чертой мусульманской морально-этической культуры является её тесная связь с обычаями и правом. Нравственные установления и правовые нормы объединены у мусульман в шариате - своде мусульманского обычного права. За нарушение норм мусульманской морали, носящей крайне аскетичный характер, нарушителю угрожали не только грядущие кары на том свете, но наказания в земной жизни.
Вследствие этого моральное поведение контролируется здесь не только страхом перед гневом Аллаха, но страхом перед наказаниями здесь, на земле. До сих пор в мусульманских странах соблюдение норм мусульманской морали контролируется не только служителями религии, но и общественным мнением и даже полицией, а их несоблюдение может влечь наказания, причиняющие физические страдания и унижающие человеческое достоинство.
Таким образом, мусульманская мораль разделяет все характерные черты религиозного морального учения, отличаясь только большим догматизмом, большей нетерпимостью и ориентацией на санкции - вознаграждения и наказания.