Моральное оценивание - одобрение или осуждение моральным сознанием явлений, окружающих субъекта сознания, установление соответствия или несоответствия между явлениями человеческой жизни и требованиями морали, и характеристика этого соответствия (или несоответствия). Моральная оценка представляет собой субъективную и осознанную сторону объективно складывающегося ценностного отношения человека к действительности, установление его значимости, смысла.
При ее анализе можно выделить субъект оценки, объект оценки, характер и форму выражения, а также основание вынесения оценки, ее критерии.
В качестве субъекта моральной оценки выступает человек или определенное сообщество, обладающее относительно устойчивым общественным мнением, коллективным суждением по общественно значимым вопросам. Объектом моральной оценки могут быть все без исключения явления человеческой жизни.
Отсюда же вытекает и такая модификация моральной оценки, как самооценка, когда субъект и объект моральной оценки совпадают в одном лице. Самооценка в наибольшей степени пронизана субъективностью человека, ибо чрезвычайно трудно взглянуть на себя непредвзято, со стороны, вследствие чего самооценка никогда не бывает полностью адекватной объективной ценности человека. Поэтому так важно корректировать самооценку с учетом мнения о себе окружающих, уметь учитывать и взвешивать чужие мнения о своих моральных характеристиках, сопоставлять их с собственными представлениями и вообще развивать навыки самоанализа, самоконтроля и самокритичности.
По своему характеру и непосредственной форме выражения моральная оценка выступает как реакция одобрения или осуждения в виде поощрительных или неодобрительных действий, мимического или словесного выражения симпатии и поддержки, или неудовольствия и критики. Но наиболее полно моральная оценка выражается в оценочных суждениях -- честный, мужественный, скромный, лицемерный, равнодушный, щедрый, гостеприимный человек и т. д.
Соответственно самооценка чаще всего принимает форму чувств и переживаний -- стыда, вины, раскаяния или гордости, чувства собственного удовлетворения, но может выражаться и в рациональной форме самохарактеристики.
В любом случае внутренним содержанием моральной оценки является установление меры добра, справедливости, должного в реальной действительности, в поступках или помыслах и устремлениях человека. Моральная оценка не регулирует непосредственно, как это делает требование, поведение человека и общественные отношения, но помогает более ясно установить и осознать положение дел, значение происходящего, стимулируя этим более совершенное поведение.
Поэтому в качестве основания для моральной оценки мотивов и установок поведения, качеств характера, поступков человека, всей его жизненной позиции, также как явлений общественной жизни, выступают сами моральные ценности -- различные формы выражения моральных требований, с которыми и происходит сопоставление: соответствует или нет объект оценивания моральным требованиям. Это нормы и принципы морали, моральные идеалы, понятия добра, справедливости, чести и достоинства, долга.
Однако вследствие неопределенности и неоднозначности содержания моральных требований и ценностей, их исторической относительности и изменчивости требуется некая высшая ценность, какой-то общий критерий, по которому можно было бы оценить сами моральные ценности.
Такой высшей ценностью, и, следовательно, основанием для определения ценности самих моральных требований может быть только общественный интерес в сохранении, упрочении и развитии человеческой жизни, в создании более благоприятных условий для ее совершенствования, как в физическом, так и в духовном смысле.
Это означает, что высшим, абсолютным критерием и основанием моральных ценностей, являющихся в свою очередь основанием для конкретных моральных оценок, является общественно-историческая необходимость развития и самоутверждения ценностей человеческой жизни, признания и обеспечения прав и свобод личности.
Таким образом, моральное оценивание выявляет в фактах и событиях действительности реальную меру добра и зла, степень их соответствия должному, правильному, справедливому порядку вещей. Этот порядок в идеальной форме выражает всеобщие принципы человечности и поэтому всем одинаково должен быть желателен.