Кондрашов Владимир Александрович : другие произведения.

Смысл жизни и счастье

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.52*6  Ваша оценка:


   Кондрашов В.А.

Смысл жизни и счастье

   Смысл жизни и счастье - моральные представления и категории этики, выражающие признание ценности человеческой жизни, её содержательной наполненности высоким значением, соотнесенности жизни человека с его высшим призванием, предназначением. Очевидно, что подлинно счастливой в высшем, нравственном, смысле слова может быть только жизнь осмысленная, служащая высоким, благородным целям и общественно-значимым идеалам. Ибо только такая жизнь в наибольшей мере соответствует высшей степени духовного удовлетворения человека от переживания полноты самореализации, которая зовется в этике счастьем, или, как писали в старину, блаженством.
   Развитое моральное сознание связывает состояние счастья не с идиллией покоя и тишины, удовлетворенности существующим, а предполагает стремление к лучшему будущему и преодолению преград на этом пути. Присущая морали неудовлетворенность сущим не позволяет развитой моральной личности ограничиться собственным благополучием, а требует от неё развития и использования своих способностей, напряжения сил в творческой деятельности по реализации общественно-значимых целей.
   В то же время не следует сводить понятие счастья только к "борьбе за социальную справедливость и общественный прогресс", к необходимости полной самоотверженности и отказу от стремления к личному благополучию человека. Личное благополучие человека и сознание полноты и осмысленности существования не отрицают друг друга, если являются результатом напряженной и целеустремленной созидательной деятельности, имеющей общественно-ценную направленность и признание.
   Разумеется, степень удовлетворенности достигнутым на этом пути будет тем выше, чем больше трудностей и препятствий удается преодолеть человеку, проявить себя как достойную и целеустремленную личность. Что легко достается, то невысоко и ценится, здесь логика ценностного сознания видна особенно ярко. Поэтому под счастьем понимают не просто довольство благополучным течением жизни (так называемое "мещанское счастье"), а редкие минуты высшего взлёта духа, отмечающие этапы свершений на жизненном поприще, выдающиеся достижения человека. Либо под счастьем может пониматься некий общий итог жизни, в которой человек свершил свое предназначение и испытал полноту удовлетворения от самореализации.
   Видимо, именно это имел в виду К.Маркс, определяя счастье кратко и выразительно как борьбу. Важно только, чтобы эта борьба имела высокий нравственный смысл и успешные перспективы.
   Тем самым понятие счастья оказывается связанным с понятием смысла жизни, дающим человеку сознание значимости собственного существования. В самом общем выражении смысл жизни человека заключается в её содержательной направленности, тех целях, установках и ценностях, которым она посвящена.
   Объективно смыслом жизни человека является значение, которое она имеет для окружающих, для общества, для развития культуры. Ключевым здесь является понятие нужности человека другим людям, способность быть полезным, интересным и приятным для них, степень успешности и эффективности служения своему делу.
   Субъективную сторону смысла человеческой жизни составляет самооценка им характера своей деятельности. Самооценка обязательно должна включать возможность испытывать удовлетворение и гордость от свершенного, радость от пережитого. Степень же удовлетворенности от жизни зависит от целей и ценностей человека, которые образуют восходящий ряд и выступают мерилом соответствия между реальной и идеальной, желаемой, жизнью. В случае совпадения человек испытывает чувство субъективного удовлетворения - не зря жил, многого добился, во многом преуспел. В противном случае его настигает сознание бесполезно растраченных сил и потерянных возможностей, чувство сожаления и боли за прожитую впустую жизнь. Сознание бессмысленности жизни может настигнуть человека и тогда, когда он не видит достойных целей, которым стоило бы посвятить жизнь (а не посвятить её просто невозможно, ибо она утекает вместе с отпущенным на неё временем), либо считает эти цели заранее недостижимыми.
   Всё это может вызвать серьёзный нравственный и мировоззренческий кризис личности, что делает особенно важным умение ориентироваться в мире нравственных ценностей, которое дает этика.
   Этика призвана убедить человека, что ограниченная эгоистическими целями жизнь - получением удовольствий и погоней за собственным благополучием любой ценой - хотя имеет привлекательность, но не имеет высокого нравственного значения. Только жизнь человека, сознательно ориентированная на служение общественно-значимым целям, объективно направленная на служение людям, приобретает высокий нравственный смысл и даёт человеку прочное сознание собственной необходимости людям.
   Мораль нуждается в развитой, самостоятельной, нравственно-воспитанной и обладающей чувством долга и ответственности личности и сама же порождает такую личность, культивируя в человеке посредством этической рефлексии стремление придать своей жизни возвышенный смысл и тем самым достичь переживания счастья.
  
  
Оценка: 3.52*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"