Добро и зло - наиболее общие понятия морального сознания, служащие для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, хорошего и плохого. Добро - это всё положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами и идеалами, способствующее развитию в человеке и обществе взаимопонимания, согласия и человечности.
Зло означает нарушение требования следовать добру, пренебрежение моральными ценностями и требованиями.
Первоначально представления о добре формировались вокруг идеи блага, полезности вообще, но с развитием морали и человека эти представления наполняются все более духовным содержанием. Добро всё более приобретает характер не просто чего-то полезного и целесообразного, а осознается как добровольно и сознательно реализуемая в мотивах поступков ориентация на достоинство человека, его интересы и права. Оно перестает рассматриваться как средство для достижения внешних для морали результатов, а начинает выступать как бескорыстное следование требованиям человечности. Подлинным добром моральное сознание считает то, что служит развитию в обществе и человеке гуманности, искреннему и добровольному единению и согласию между людьми, их духовной сплоченности. Это доброжелательство и милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, следование долгу и совести, честность, великодушие, вежливость и тактичность. Всё это именно те духовные ценности, которые в отдельных случаях могут казаться бесполезными и нецелесообразными, но в целом составлять единственно прочный духовный фундамент для осмысленной человеческой жизни.
Соответственно злом моральное сознание считает всё, что препятствует единению и согласию людей и гармонии общественных отношений, направлено против требований долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений. Это корыстолюбие и алчность, жадность и тщеславие, грубость и насилие, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества.
Ориентация на добро требует от человека определиться в отношении зла, понять необходимость его преодоления адекватными морали средствами. В конечном счете причинами зла и злой воли морального субъекта являются такие общественные отношения, при которых люди не могут удовлетворять свои потребности предписанными культурой способами. Вследствие этого они вынуждены либо отказаться от них, утрачивая человеческое достоинство, либо отвергнуть сами культурные ценности. Поэтому этика настаивает на необходимости борьбы со злом как социальным явлением, а не с людьми как его носителями. В первом случае победа добра достигается через поиск новых, более совершенных общественных отношений и способов разрешения противостояния добра и зла, а во втором, когда стремятся идеалы добра воплотить неадекватными морали средствами - насилием, ложью, обманом,- лишь умножают зло.