Аннотация: Раасказ о студенческой жизни в 70-х годах прошлого столетия.
ЧИТАТЕЛЮ
Прошло немногим более 20 лет с момента завершения в России глобального эксперимента на тему возможно ли людям жить под тотальным контролем государства и не иметь почти никакой собственности при этом. Мне как свидетелю времени , так называемого развитого социализма хотелось бы поделиться воспоминаниями о 70-х годах прошлого столетия . Сейчас, когда процесс оцифровывания исторических и литературных материалов в глобальной мировой сети достиг немалых высот своего логического развития появилась возможность знакомиться с воспоминаниями очевидцев и участников многих исторических событий. Появилась возможность получать сведения о жизни и быте далеких от нас времен не через призму оглупляющей государственной пропаганды, а что называется из первых рук. Написанные много лет назад мемуары дают реальное представление о том, как же все было на самом деле, порой внося ясность через мелкие бытовые детали , с высоты нашего времени приобретающие совершенно определенный смысл. Надеюсь, что и мои воспоминания покажутся кому-нибудь интересными и помогут понять причины тех или иных явлений современной российской действительности.
ВОСПОМИНАНИЯ СОВЕТСКОГО СТУДЕНТА 70-Х
В 1974 году после окончания средней школы номер 8 г Красноярска я сдал документы для поступления в Красноярский Завод-Втуз, теперь он называется Сиби́рский госуда́рственный аэрокосми́ческий университе́т и́мени акаде́мика Михаи́ла Фёдоровича Решетнёва (СибГАУ)и имеет несколько факультетов и много специальностей. В те годы факультетов было всего два: Приборостроительный и Машиностроительный, на каждом из которых было по две специальности. На "Приборах": "Проектирование и производство машин" и вторая специальность "Автоматические системы управления". На Машиностроительном факультете соответственно также было две специальности: "Проектирование и производство двигателей" и "Проектирование и производство металлорежущего оборудования". При поступлении я мало имел представления, куда иду образовываться , и что это за машины и двигатели предлагаются к изучению, но интуитивно выбрав двигатели, сдал документы на эту специальность. Вступительные экзамены выдержал очень даже прилично ,получив две пятерки за математику письменно и физику устно. Сочинение ,правда написал на тройку, но баллов для поступления хватило с лихвой. Помог даже на экзамене одному парню, который стал потом моим одногруппником на весь период обучения.
ПЕРВЫЙ КУРС
1 сентября все новоиспеченные студенты собрались в Вузе для ознакомления с дальнейшей программой и получения документов. Нам всем были выписаны трудовые книжки от завода "Красмаш" и выданы студенческие билеты. В те годы практиковалась отправка студентов на уборку урожая в совхозы и колхозы. Не избежали этой участи и мы. Нас направили в село Вознесенка в 15 км от Красноярска. Народу набралось прилично. Для проживания выделили то ли школу, то ли интернат с печным отоплением в полу разгромленном состоянии. Поставили панцирные койки, матрасы набили соломой, и началась наша колхозная эпопея. Студентам определили задачу по уборке поля турнепса. Этот кормовой овощ размером с большую продолговатую свеклу отлично идет на корм скоту. Работу начинали после завтрака в колхозной столовой и, растянувшись цепью дергали за ботву коровью еду и сбрасывали в кучи. Работа малоинтересная и занудная. Иногда начинали веселые потасовки и перебрасывания этим самым турнепсом. Можно было его и употреблять в пищу. Он обладает терпким своеобразным вкусом и некоторым нравилось. Потом нам выдали длинные ножи сделанные из рессор с целью обрубания ботвы и тут началась настоящая казачья подготовка, когда турнепсину побольше подбрасывали в воздух и можно было ловко разрубить ее пополам. Много переколотили овоща! Обедали часто в поле, пищу нам привозили на совхозной машине. Часов в 5 работу заканчивали. Если шел дождь, то это означало полную амнистию от работы. Вечером частенько были танцы, ребята постарше, отслужившие в армии пользовались популярностью у девушек, а десятиклассники не очень. Были, конечно и среди этой категории продвинутые, как говорится молодые да ранние, которые также небезуспешно строили отношения с прекрасной половиной. Также очень уважали мы поиграть в картишки на деньги, и при этом ограничений на возраст и опыт жизни не было. Принимались все желающие , было бы что на кон поставить! Играли в простую игру АЗО. Участвуют три масти. Игрокам раздается по три карты и вскрывается козырь. Выигрывает тот, кто взял две взятки. На масть кидать обязательно по масти, если масти нет, обязательно брать козырем. Игра простая и увлекательная. Когда собирается человек 7-8, как правило, ставят на кон по договоренности, можно "темнить", т.е. не глядя карты делать ставку и при этом на кон бросать половину заявленного. Можно "перетемнивать", т.е. вслед за "затемнившим" установить свою большую ставку тоже в темную. Этот процесс длится до раздающего, а впрочем, нюансов в этой игре огромное количество и по договоренности правила сдвигаются в ту или иную сторону. Главная интрига игры это когда при розыгрыше кона трое игроков возьмут по взятке. Эта ситуация и называется АЗО. При этом кон переигрывается с новой раздачей карт уже этим трем игрокам, но за полкона может вкупиться любой желающий и получить возможность участия в игре. Здесь начинается самое интересное. Денег на кону много, карта на руках у партнеров неизвестна и игроки часто блефуют выставляя на кон приличные суммы не имея серьезных шансов. Ставки можно повышать до бесконечности или до поры пока все не заровняют предложенную высшую ставку. Ходит именно этот игрок. Полезно провести т.н. "ШКУР" начать с козырного туза, при этом сбросят козыри ну а дальше как получиться! Играли помнится глубоко за полночь. Заканчивалась игра когда при деньгах оказывалось 1-2 человека. Остальным ставить было нечего. Прервать игру, сорвав к примеру хороший куш было нельзя. Негласное правило: С ВЫИГРЫШЕМ НЕ УХОДЯТ! соблюдалось железно.
Бывало местные парни захаживали на огонек, с девочками потолковать, когда и в картишки садились поиграть. Бывали и разборки с драками, дело обыкновенное!
Город был рядом, поэтому иногда ездили домой, кто был из Красноярска. В колхозе мы находились около месяца, может чуть больше и в октябре начались занятия в ВУЗе.
Из предметов первого семестра запомнилась Начертательная геометрия с причудливыми пересечениями различных фигур и при этом надо было найти и изобразить линию по которой они пересекаются. Эту дисциплину вела у нас Коротаева Галина Дмитриевна. Она же преподавала Машиностроительное черчение. Первым заданием в этом важнейшем для машиностроителя предмете был титульный лист. Надо было написать тушью на листе ватмана название кафедры, номер группы, фамилию студента и еще какие-то надписи четким чертежным шрифтом. Помню, я переделывал это задание 3 или 4 раза, но Коротаева все браковала. В конце концов бывший одноклассник помог и я таки сдал это первое трудное задание. Можно было пойти и по другому пути. Инициативные ребята из общежития открыли пункт помощи неумелым чертежникам и всего за пять рублей ( сумма весьма по тем временам весьма серьезная) чертили искомое задание.
Также начались занятия по высшей математике. Мы стали изучать интегральное и дифференциальное исчисления. Преподавала этот предмет пожилая женщина с дефектом в ногах из-за чего она ходила в ортопедической обуви и с палочкой. Начались занятия по другим дисциплинам: физика, теоретическая механика. Мой любимый предмет Английский язык вела Галина Самуиловна, фамилию к сожалению не припоминаю, с которой у нас сразу установились дружеские отношения и единственная "пятерка" в моем институтском дипломе по языку. Наша учебная группа 841 насчитывала около 20 человек, а также была параллельная группа этой же специальности. Несмотря на сугубо "мужскую" направленность изучаемой темы в группе было 4-5 девушек. До меня дошло наконец с началом учебы, какую же специальность я выбрал и что за двигатели мы учимся проектировать и производить. Оказалось двигатели ракетные. А базовое предприятие "Красмаш" выпускает военную продукцию: межконтинентальные баллистические ракеты для атомных подводных лодок.
Учеба начиналась ,помнится, в 8-30 и продолжалась как бы до 13 часов с обеденным перерывом. Рядом со Втузом тогда находился ресторан "Арктика" и студенты были постоянными его клиентами. Комплексный обед стоил около рубля и включал какую- нибудь солянку, котлету по киевски с гарниром, какой нибудь салат и чай с лимоном. Брали частенько и пиво к обеду. Давно не выпускается пиво "Таежное", улучшенный вариант "Жигулевского", а тогда оно пользовалось большой популярностью и стоило 42 коп, тогда как жигулевское 37 коп. Пиво было, не в пример современному, настоящее и храниться по полгода не могло. Максимум 2-3 дня, потом выпадал осадок и пиво прокисало. Но вкус популярного напитка тех времен весьма отличался от нынешнего пойла, почему то по ошибке именуемого пивом. Да и водка того времени приходила в нужное место в голове давая расслабление (иногда впрочем весьма серьезное) а не отупение как производимая сейчас алкогольная продукция.
После обеда, как правило были общекурсовые лекции в большом зале, по марксо-ленинской философии, истории КПСС. Предметы важнейшие в жизни советского общества. Правда в отличие от предметов точных, таких как математика, физика политические дисциплины весьма расплывчаты и базируются больше на эмоциях чем на правилах, но какие то потуги подвести базис под эти науки были. Осталось в памяти понятие о трех источниках, трех составных частях марксизма: Немецкая классическая философия, Политэкономия, Научный коммунизм. Последнее вообще бессмысленный набор слов и выражений подкрепленный многотомными словоблудными изысканиями многочисленных прихвостней-борзописцев советской государственной кормушки. Противостоять такому гигантскому информационному валу конечно было невозможно. Мы родились и выросли под действием коммунистической пропаганды ,и наши родители тоже и поэтому мы могли только посмеиваться между собой над всей этой коммунистической дурью, да и то в глубине души таилась мысль, что есть какие то "правильные" коммунисты, что учение Маркса-Ленина свято и непогрешимо, ведь оно за справедливость! С Лениным высшим государственным пропагандистам эксперементального государства Советский Союз пришлось поработать особенно, чтобы представить его в более менее удобоваримом виде. Основная масса ленинских работ это статьи на сущность момента, всякие "апрельские тезизы" , "шаг вперед- два шага назад" и прочее... Единственной его работой философского характера можно назвать "Империализм и Эмпериокритицизм", вещь совершенно не читаемая и занудная. В ней отчетливо виден склочный и мелко сволочной характер автора, с его немотивированной озлобленностью на весь мир, и какой то детской агрессивностью и мстительностью к оппонентам. Тем не менее, изучали все на полном серьезе и экзамены сдавали и предметы те считались важнейшими. Страна шла к великой цели построения бесклассового общества, где все будут счастливы и активно проводила политику экспансии в некоторых регионах мира расширяя сферу влияния. А захваченные территории помечались выставлением "мертвого тела", как главного символа государства. И по сей день это имеет место быть, правда теперь в отличие от "однотрупных" стран, таких как Россия, Китай, Вьетнам есть уже "двухтрупные" страны например Северная Корея ( в перспективе "трехтрупная). Совсем недавно чуть было не сделали Венесуэллу "однотрупной" страной, но видимо здравомыслящие люди еще не перевелись там. Почившего лидера Уго Чавеса похоронили по христианскому обычаю.
В нашей группе студенты были разные: откровенные гопники, к 20 годам законченные алкоголики, были ребята после армии, но основная масса состояла из "десятиклассников". Был такой персонаж Володя Попенсков. Будучи пьяным, а пьяным он был всегда, Вова имел обыкновение рвать на себе тельняшку и орать, что он "русский парень", т.е. проявлять как раз типичное национальное поведение. Вскоре иначе как "русский" его никто и не называл. Напившись он лез в драку на всех и вся, остерегаясь, правда ребят покрепче, здоровье берег! Мне он крови попортил весьма немало. Жил сей добрый молодец где-то в Покровке, старинном "бандитском" районе Красноярска и все ухватки у него были блатные. У него был друг Васька, тоже полублатной и также уважающий крепкие напитки. Каким ветром их занесло в ВУЗ, не знаю. Помнится, после первой сессии они скрылись из виду , завалив все экзамены или даже не будучи к ним допущенными.
Cтипендия студента ВТУЗа тогда была 63 рубля с копейками и первый семестр ее получали все без исключения. Это была самая высокая стипендия в городе. Да и на следующих периодах обучения особо напрягаться, чтобы получать стипендию не надо было: достаточно сдать все вовремя, даже на тройки. Цены тогда были совершенно другие. Так, например проезд в трамвае стоил 3 коп, в автобусе 6 коп. Булка хлеба высшего сорта 28 коп. Бутылка пива 37. Обед в столовой копеек 70-80. Пачка обычных папирос "Беломорканал" 22 коп. Пачка сигарет производства Болгарии типа "Стюардесса". "Опал" стоила 35 коп. Бутылка водки например стоила либо 3руб 62 коп (из них 12 коп цена сдаваемой посуды) или 4руб 12 коп. Прекрасно видно "плановый" уровень подобной расценки. Ничего удивительного в этом нет. В Имперской России на "водочные" деньги содержался весь "правоохранительный" аппарат. Не чурались этой статьи дохода и советские руководители. Надо сказать справедливости ради, что качество водки тогда было несравненно выше нынешнего.
Это было время всеобщего дефицита. Невозможно было например купить мясо в магазине. У меня остались воспоминания детства о ,буквально по пальцам пересчитать случаях такой торговли. Всегда собирались гигантские очереди на много часов стояния с руганью и скандалами, с записью номеров на ладонях. Изредка выбрасывали колбасу по 2руб 20 коп за килограмм или по 2,90 "докторскую". Опять же надо отметить , что качество продуктов было несравненно выше. Как то в недавние годы, будучи в Гонконге и прикупив на ужин некие сардельки в простой уличной "харчевке", мы с женой были поражены до глубины души их вкусом! Я сразу вспомнил детство и вкус тогдашних сарделек, когда протыкая их вилкой можно было увидеть брызжущую ароматную жидкость! Гонкоговские сардельки просто были сделаны из настоящего мяса, а не из субпродуктов и сои как в современной России.
Торговля фруктами также тогда была поставлена из рук вон плохо! Купить обыкновенные яблоки было проблемой. Картошка продавалась грязная, полугнилая. Другую картину можно было увидеть на рынке. Там все было, но цены приятно не удивляли: ведро картошки стоило 3 руб, мясо 4 руб за килограмм, такие же цены и на другие продукты и это не позволяло основной массе жителей постоянно снабжаться на рынке. . Это была эпоха всеобщей бедности, хотя для чиновников существовали свои распределители. Но и эту категорию жестко контролировали органы ОБХСС и временами становилось известно, что "горели" люди высокого полета. Так помнится был снят с должности и однако приговорен к высшей мере министр рыбного хозяйства за злоупотребления. Вся страна в едином ритме вкалывала для великой цели и куда девались результаты труда многомиллионной армии работников неизвестно до сей поры. Много, если не сказать сильнее, ресурсов тратилось на распостранение идеи коммунизма по миру, на поддержание "дружеских" режимов во всех концах света. Расследование деятельности советского правительства еще впереди. Лежат где то в архивах статистические сводки и ждут своего часа. Хочется надеяться, что рабская сущность русской нации когда нибудь кончится и народ потребует ответа у заворовавшихся правителей.
Наверное курсе на втором я был выдвинут старостой нашей группы Кокаревым Анатолием в Бюро ВЛКСМ факультета и пожалуй семестр другой был членом сего молодежного политического образования, отвечая за идеологическую работу на факультете. Однако не припоминаю со своей стороны практической деятельности в этом направлении. Одной из обязанностей Бюро было давать рекомендации комсомольцам вступающим в партию. Для этого собирались в назначенное время в кабинете Бюро и кандидат высказывался перед членами о своих порывах перед вступлением в великую партию Ленина. Говорить требовалось голосом идущим от сердца, взывая к высоким материям и апеллируя ко всеобщему счастью всех людей на земле. Полагалось клеймить западные правительства в их проявлениях удушения свободы в разных странах мира. Как правило, кандидаты были подготовлены к этому испытанию и говорили все в соответствие с требованиями, но иногда приходили и люди с незамутненным сознанием. Помню какая то девушка стеснительно улыбаясь на вопрос одного из членов Бюро: Почему Вы хотите стать коммунистом? Ответила следующим образом: Я что должна говорить все эти вещи которые положено говорить? Т.е. совершенно не выполняла правила игры и, помнится, ее кандидатура была отклонена. Требования были серьезны, и быть просто честным человеком было недостаточно. Чтобы попасть в более высокий эшелон жизни, где и материальных благ побольше, надо было "чирикать" и запевать в соответствие с курсом партии.
Первый семестр занятий в Вузе по причине помощи колхозу был несколько сокращенный. Сессия началась после Нового года. Сдавали Высшую математику, начертательную геометрию и еще какие то предметы. Второй семестр уже был "рабочий", т.е. учебу совмещали с работой на базовом предприятии. Все студенты курса были направлены в цеха "Красмашзавода" для полноценной работы в качестве станочников, а также на должности других рабочих специальностей. Я и еще один студент нашей группы попали в цех ? 13. Коротко он назывался производство ТНА ( Турбонасосные агрегаты) Цех был режимный и на входе постоянно находился солдат контролер проверявший пропуска у всех заходящих и выходящих из цеха. Помню для нашего цеха с обратной стороны пропуска стоял небольшой символ шахматного коня, его и проверял солдат и допускал на территорию цеха. В другие цеха были другие символы, для лиц же начальствующего состава вообще имели место быть отдельные пропуска в виде красного цвета книжечки с фото и несколькими печатями. Пропуск получали при проходе на предприятие на проходных ,коих было две на память. На них несли дежурство солдаты срочной службы. Подходя к турникету своей кабины надо было надавить на кнопку с номером пропуска и он падал в лоток перед контролером. Страж секретного объекта брал пропуск в руки и внимательно сличал фото занимавшее лицевую часть пропуска с физиономией заходящего. После этого поворачивал пропуск другой стороной и смотрел подразделение работающего, имеет ли право данный работник заходить на территорию в этот час. Если сомнений не было , вас допускали. Далее пройдя по территории, а она весьма значительна минут 15-20 я добирался до цеха, где опять солдат проверял имею ли я право заходить сюда и в конце концов каждый сдавал пропуск в табельную, небольшую будку на входе, где сидела табельщица и отмечала время прибытия работников. Очень удобная система для поддержания производственной дисциплины. Все опоздания и тем более прогулы видны невооруженным глазом. После этого необходимо было переодеться в раздевалке с кабинками и пройти к своему станку. В раздевалке рабочие частенько употребляли горячительное посылая за ним молодых рабочих. Операция была рискованная. Если спалишься на проходной неприятности могли быть серьезными вплоть до отчисления из Вуза. Я никогда не соглашался на подобные заявки со стороны основных цеховых работников.
Нас в качестве учеников прикрепили к опытным рабочим. Мой "учитель" был в возрасте лет под 50, худощавый молчаливый мужчина с фамилией Сапенский. Он выполнял токарные работы по высшим разрядам и учиться на таких деталях было бы слишком дорого. Через какое-то время нас стали ставить на станки на грубые, как они назывались "обдирочные" работы. При этом нужно было кованую или литую заготовку ,порой серьезного веса установить на токарный станок и придать ей первоначальные очертания согласно техпроцесса, т.е. документа содержащего чертежи и режимы обработки. Вот тут мой учитель помогал установить правильные обороты, чтобы резец не "сгорал", установить правильную "подачу" т.е. скорость движения суппорта, опять же чтобы инструмент не выходил из строя и работа шла достаточно быстро, ибо все токари были сдельщики. Конечно пришлось научиться точить резцы, заправлять режущую кромку на алмазных доводочных кругах, научиться точить сверла. Через какое-то время я уже неплохо справлялся с работой. Расценки на такую обдирку были невысокие, но все равно зарплата была неплохой, под 200 рублей.
На заводе было несколько прекрасных столовых, была фабрика кухня и в обеденный перерыв мы ходили на обед куда понравится. В памяти осталось отличнейшее качество приготовления и широкий ассортимент блюд заводского общепита. Цены при этом были умеренны. В среднем обед обходился копеек в 75-80. При этом брали три блюда плюс салат, выпечку , сметану. Пропуска в табельной выдавали на это время и нужно было точно успеть к концу перерыва. Рабочие старались пообедать побыстрее , чтобы остаток перерыва насладиться игрой в домино. Это было очень популярное занятие на "Красмаше" в обеденный перерыв. Играли и в шахматы. Но домино превалировало. Были сыгранные пары, которые понимали друг друга с полувзгляда. Конечно существовала разработанная система подачи сигналов о правильных ходах и играющие внимательно следили, чтобы пресечь подобный обмен у партнеров. Особым шиком считалось закончить ЛЫСЫМ. Или другими словами костяшкой ПУСТО-ПУСТО. Это получалось довольно редко, но если получалось, то хватало веселья и юмора над проигравшими до конца смены. Начало работы цеха в первую смену помниться было 7-10. Заканчивали работу 16-10. Начало занятий в институте 18-00. Занимались 4 часа и в 22 заканчивали. Пока доберешься до дома вот тебе и одиннадцать, двенадцатый час. А утром подъем без пятнадцати шесть и весь цикл повторялся. Через неделю график работы менялся на вечернюю смену. Учились при этом с утра часов с 9 примерно до 14 и вечером в 16-10 надо было уже стоять у станка. Вторая смена продолжалась до часу ночи и потом нужно было успеть на последний трамвай, а то и ехать домой на такси. Такой режим был гораздо тяжелее дневной смены. Учились так 4 дня в неделю при пятидневной рабочей неделе. Только и выручали выходные, когда можно было отоспаться от такого напряженного графика. Работа токарем у меня получалась неплохо. Были даже порой заработки до 300 руб, что по тем временам было даже очень шикарно.
Своим чередом подошла сессия, на период которой нас от работы освободили до полной сдачи экзаменов. Потом в институте наступили каникулы, но работа на заводе продолжалась. Режим жизни при этом конечно же был несравненно легче.
ВТОРОЙ КУРС
Первого сентября 1975 г начался новый учебный год уже на втором курсе. Мы продолжили изучение высшей математики, начали изучать теоретическую механику, появился предмет гидравлика с весьма интересными практическими занятиями ,когда из большой цилиндрической емкости на разных уровнях истекали струи воды на разные расстояния и надо было математическим аппаратом вычислить куда какая струя добьет. В детстве тоже помнится эксперементировали на эту тему, используя, правда только возможности организма. Жизнь шла в том же ритме, что и во втором семестре: учеба работа, работа учеба. К тому времени группа начала сплачиваться, определились лидеры . Старостой группы был Анатолий Кошкарев- парень из Минусинска, отслуживший в Советской Армии. Он отличался отчетливым стремлением к власти и что называется "твердым характером". Его внешний облик можно было смело использовать в комсомольских плакатах, из серии на них равняются массы. Но реальные организаторские способности у него были почти на нулевом уровне. Брал больше горлом и авторитетом не пользовался. У нас было несколько девушек в группе, несмотря на сугубо техническую специализацию и надо заметить, что учились они неплохо, благодаря усидчивости и банальной зубрежке. Многие студенты нашего курса жили в общежитии. Немало было выходцев из "Красноярска-26" , по другому этот закрытый город в 40 км от Красноярска назывался тогда "Девятка". Сейчас статус закрытости несколько уменьшился , город называется "Железногорск". Попасть туда сейчас не представляет больших затруднений. В те времена тотального дефицита всего и вся, снабжение "девятки" было намного лучше Красноярского. Помню, мы заказывали однокурсникам уезжавшим домой на выходные хорошее вино производства Болгарии типа "Тамянка", "Фетяска", "Рислинг". Хорошие сигареты опять же болгарского производства типа "Опал", мои любимые "Стюардесса" или папиросы ленинградской табачной фабрики им. Урицкого. Тогда молодые люди не стеснялись курить папиросы или дешевые сигареты "Прима",потому что другого ничего не было. Большой популярностью пользовались изделия производства Канской табачной фабрики с марками "Прибой", дешевые маленькие папироски по цене 12 коп за пачку, чуть получше "Север" по цене 14 коп, "Волна", закуривая которую мы шутили, дескать поволнуемся. Ну и конечно знаменитый "Беломорканал" с картой этой великой стройки социализма, где заключенных вгоняли в землю под звуки оркестра. Иногда, по каким то непонятным причинам продукцию Канской табачной фабрики невозможно было купить и в продаже появлялись папиросы Тбилисской табачной фабрики. Но популярностью они не пользовались, табак в них был с очень своеобразным "кислым" привкусом и курильщики плевались называя эти изделия "Дебилтабак" или "левой ногой написано" ! Имелось ввиду, что на папиросной коробке помимо текста на русском языке присутствовала надпись грузинской вязью. Болгарские сигареты были тогда высшим шиком и некоторые курильщики носили с собой по две пачки: одну для себя хорошую, и другую для "стрелков" типа "Прима" или какая нибудь "Лайка". Не помню в каком году Красноярск посетил Леонид Ильич Брежнев и побывав на "Красмаше", отдыхая покурил в простой курилке какого то цеха. После его отъезда все ринулись проверять, что же Брежнев курит? Оказалось простые дешевые сигареты "Новость" как бы по 18 коп за пачку. Но вполне возможно сигареты советскому лидеру изготавливали по спецзаказу.
На производстве все шло своим чередом, пройдя "ученический" срок мы все получили разряд станочников естественно самый низший "второй". Я стал токарем этого разряда с соответствующей записью в трудовой книжке. Мастерство повышалось со временем и вскоре мне стали доверять довольно серьезные работы уже, так называемой "чистовой" обработки. Требования этого уровня гораздо выше "обдирки" и, если деталь "заваливал", т.е. размер заданный техпроцессом не выдерживал, то такая деталь браковалась контролером и стоимость материала высчитывали из зарплаты. Но существовал профсоюз, в советском обществе организация весьма оскопленная, в подобных случаях он иногда выручал от финансового наказания.
Обязательным элементом советского общества того времени было участие в парадах проводимых как правило 2 раза в год. Первого мая -день международной солидарности трудящихся, во всех городах и весях Советского Союза люди выходили на праздничную демонстрацию. Нельзя сказать, что загоняли грубой силой, но ссориться с руководством никто естественно не хотел. Рабочему могли отодвинуть очередь на жилье за нелояльное отношение, про студентов говорить нечего! Комсомольские организации прочно удерживали позиции в Вузах и вожаки-комсомольцы, как козлы на бойне вели стадо на заклание, то бишь в случае демонстрации на ритуал поклонения Великому Делу Всеобщего Счастья.
Помню, в день праздника с утра звучали бодрящие гимны со всех сторон и люди к назначенному времени собирались по своим коллективам в назначенном месте. Далее перемещались на Предмостную площадь Красноярска, где окончательно формировались колонны манифестантов. Выдавали флаги , транспаранты и живая лента людей медленно двигалась по коммунальному мосту. Двигались под непрекращающиеся звуки оркестров льющихся из громкоговорителей. Шли с остановками, т.к. окончательно колонны формировались уже на финишной прямой, т.е. на улице Карла Маркса в направлении к Красной площади. Часов в 12 демонстрация начиналась. Первые лица края становились на трибуну под памятником вождю мирового пролетариата и колонны почти стройными рядами проходили пред очи начальства. Из громкоговорителей лилась берущая за душу музыка, а ведущий шоу выкрикивал в микрофон подобающие моменту призывы. Дескать, перед трибунами проходит краснознаменный имени того-то коллектив к примеру Шелкового комбината. И далее перечислялись заслуги сего предприятия, процент перевыполнения плана, назывались знатные работники. Полагалось в ответ на увещевания кричать громогласно "Ура!!!" что и выполнялось, благо много народу было уже в подогретом состоянии. Не возбранялось на эти шествия приходить с баяном, кто владел сим замечательным инструментом русской ментальности. Часто можно было увидеть, как какие нибудь ловкие бабенки лихо отплясывали "барыню" под баян прямо при движении колонн. Вся процедура от сбора до прохождения перед трибунами занимала не меньше 4-5 часов. Властью принимались и меры безопасности. Все улицы и въезды во дворы по маршруту движения перекрывались грузовиками. Надо думать, чтобы предотвратить разбегание толпы в случае какого нибудь ЧП. Но все всегда проходило благополучно и, никогда на моей памяти никто не проявлял даже тени сомнения в правильности проводимой акции. Второй большой парад проводился 7 ноября в день Великой Октябрьской Социалистической Революции. Действо проходило аналогично майскому параду, только лозунги выкрикивались несколько другие. Грандиозность проводимых мероприятий с огромным количеством людей укрепляли позиции власти.
Учеба в Вузе шла своим чередом. В свое время подошла зачетная неделя и сессия. Объем экзаменов не был слишком большим по причине "рабочего" семестра. Короткие каникулы быстро пролетели и вторая половина второго курса с начала 1976 г уже началась в режиме чисто учебного семестра. После весьма напряженного графика двух "рабочих" семестров теперь жить стало несравненно легче. Предметы все усложнялись. Знаменитая наука "Сопротивление материалов" встала перед нами во всей своей красе и сложности. Появились и специфические науки машиностроения " Теория машин и механизмов", продолжилось "Машиностроительное черчение", продолжилась "Высшая математика" где мы изучали Интегральное исчисление, Матричное исчисление. Изучали "Физику" в ее классических темах: Волновое движение, Теория элементарных частиц.
Студенты Втуза отличались от студентов других Вузов города своим более продвинутым материальным положением. Помимо работы на базовом предприятии в рабочие семестры, где платили неплохую зарплату, стипендия также была на самом высоком уровне в городе. Нам платили 63 руб 25 коп в месяц и это при условии, что все экзамены сданы вовремя, не важно на какие оценки. Хоть все тройки пусть будут. Надо сказать, что из за природной лени я не слишком напрягался в учебе и посредственных оценок у меня было немало. Но и без стипендии за весь срок обучения я был только один семестр. Благодаря такому неплохому финансовому положению студенты нашей группы вскоре полюбили ходить в рестораны в выходные и часто и вечерние часы среди недели. Тогда рестораны города были не в пример нынешнему состоянию доступнее и гораздо популярнее. Придя в ресторан с простым советским красным червонцем можно было весь вечер отлично погулять заказав и горячее и горячительное. Помнится, тогда весьма популярным блюдом был цыпленок Табака. В каждом ресторане играли оркестры исполняя фривольные в советском обществе песенки типа "Ах Одесса, жемчужина у моря!"... или "Были мы домушники, были мы карманники..." и всегда солист объявлял: для наших друзей студентов группы 841, например, исполняется песня из кинофильма "Возвращение к жизни" и после этого шли блатные аккорды. Или популярной была песня называемая "Лимончики" которые растут у Соньки на балкончике. Блатной репертуар шел на ура. Особенно часто мы ходили в ресторан "Арена" расположенный рядом с Государственным цирком. Сейчас там некий офис некоей фирмы. А в старые годы вечером туда не пробиться было. Также шла там и бойкая торговля водкой из под полы. На память можно было купить вожделенную жидкость за 7 руб, в то время как в магазине она стоила 3 руб 62 коп или 4 руб 12 коп. Промышляли на этом поприще обогащения и таксисты.
Второй курс закончился летом 1976 г. В сессию сдавали не меньше 5-6 экзаменов. Чтобы быть к этим экзаменам допущенным нужно было сдать вовремя все зачеты и курсовые работы и получить в зачетную книжку вожделенный штамп "Допущен к экзаменам".
В назначенный день сдачи экзамена студенты собирались возле аудитории и с мелкой нервной дрожью ожидали своей очереди , нервно посмеиваясь. Далее все шло по классическому варианту: выбираешь билет из разложенных на столе, готовишься и при этом преподаватель когда следит, когда не следит за переговорами студентов. Если преподаватель лояльно относится к взаимопомощи то, порой можно было подсказать друг другу по билету. Ну и конечно знаменитые шпаргалки или "шпоры" на студенческом жаргоне, всегда неизменно присутствовали на экзаменах. Писали их на небольших листках бумаги, часто в тезисном виде, кто то скатывал в ролик и потом осторожно крутил выискивая ответ. Девушки бывало писали на ногах выше коленей правильные ответы и, для ознакомления с информацией просто осторожно задирали юбку, но это конечно возможно было только в теплое время года! Подготовившись, шли пред очи преподавателя и делились с ним своим видением поставленных вопросов. Когда учитель считал знания достаточными, в зачетке появлялась оценка и его роспись, и студент с легким сердцем выпархивал к собратьям, с завистью на него смотревшим. Следующий экзамен был, как правило через несколько дней и студенты погружались кто в зубрежку, кто в изготовление шпаргалок, а кто и учил предмет, что называется настоящим образом.
После сессии наступили каникулы. На память продолжительностью два месяца. Трое человек из нашей группы, а именно отличный спортсмен Георгий Тр___ин и двое очкариков- Ж____ов Сергей и автор этих строк решили совершить путешествие по реке Мана, занятие популярное в нашем регионе. Тогда существовал сплав леса по реке, когда бревна плыли самоходом подталкиваемые техникой бригады передвигавшейся следом. Суть дела прекрасно можно увидеть в старом отличном фильме "Хозяин тайги" с Владимиром Высоцким в главной роли. И снимался сам фильм на Мане в районе села Выезжий лог. Сейчас там стоит большой памятный камень в честь этого события.
Подготовившись к путешествию, а именно запасшись гибким стальным тросиком для вязки плота и купив припасы, мы выдвинулись на автобусе в начальный пункт путешествия село Нарва, расположенное в 120 км от Красноярска. Приехав после обеда, мы вышли на берег, поставили палатку и разожгли костер. Бревен на берегах было предостаточно и изготовление плота много времени не заняло. Была середина июня, погода установилась теплая и ночевать в палатке было достаточно комфортно. Утром следующего дня отплыли. Быстрая не слишком глубокая река понесла нас по течению. Плот наш был оборудован рулем в виде тонкого бревна с лопастью на конце и можно было изменять направление движения загребая этим веслом. Народу плавилось немало. Кто на чем, кто на резиновых лодках, а кто-то и просто на огромных камерах от Кировца с самодельным дном. Тогда в условиях всеобщего дефицита купить что нибудь настоящее было тяжело.
Во время того сплава мы плыли обычно целый день не причаливая, перекусывая на ходу и иногда попивая водочку для поднятия тонуса. Вечером находили место для ночлега с тихой заводью и установив палатку принимались рыбачить таская на удочку небольших пескарей и ельцов. Ужин готовили на костре. Таежные комары, дождавшиеся наконец возможности подкрепить свои силы быстро оповестили собратьев по всей тайге и вскоре их стало столько, что нужно было расчищать дорогу в комариной стае чтобы пройти . У нас был с собой крем против насекомых, но таежные мошки на него не обращали не малейшего внимания. В палатке мы напрыскали из баллончика и, только так можно было, заснуть под непрерывный звон снаружи. Если во сне рука прислонялась к стенке палатки, то маленькие кровопийцы пронзали своими хоботками брезент и самым кончиком жала доставали таки вожделенную кровь! Пару раз снимали за путешествие и клещей с себя но, слава Богу, все обошлось благополучно. Всего мы плыли, помнится с неделю. На плоту оборудовали на плоских камнях -сланцах место для костерка и кипятили воду приготовляя чай и кофе. В деревнях по реке можно было тогда купить что -нибудь вкусное из продуктов. Например копченую селедку или просто сливочное масло и свежий хлеб из деревенских пекарен. Река временами становилась мелкой и плот садился на перекатах. Тогда приходилось спрыгивать и толкать изо всех сил. В один из последних дней путешествия мы причалили под вечер на территории заповедника "Столбы", проигнорировав предупреждение о недопустимости остановки здесь написанное на огромном билборде. Время склонялось к вечеру и мы самонадеянно посчитали, что все обойдется. Но стоило установить палатку и развести костер, как к берегу причалила моторка, и должностное лицо потребовало немедленно покинуть заповедник. Наши потуги задобрить служивого поднесением хмельного успеха не возымели. Пришлось сворачиваться. А тем временем начало смеркаться , небо потемнело, приближалась гроза. Места для ночлега долго не могли выбрать, т.к. другой берег был весь подножием горы и в конце концов пришлось все таки причалить там. Едва установили палатку, как началась сильнейшая гроза с проливным дождем. Низ палатки быстро намок, и без того остановились почти в болоте. Про костер и думать было нечего, хотя мы забрали заготовленные в заповеднике дрова. Пришлось заглушить сознание усиленными порциями горячительного закусывая консервами из банок. Утром долго просушивались у костра и в путь тронулись только после обеда.
Всего наше путешествие длилось около недели, и доплыв до Подсобного хозяйства мы бросили плот и пешим ходом добрались до ст. Усть-Мана. Оттуда на такси уехали в Красноярск. Такси потому что время было вечернее и электрички уже не ходили.
ТРЕТИЙ КУРС
Начало третьего курса осенью 1976 г ознаменовалось отправкой студентов на уборку урожая. На этот раз нас послали в Ужурский район, примерно в 300 км от Красноярска. К тому времени от первоначального состава группы осталось не более половины. Всего поехало человек с десяток парней и 4 или 5 девушек. Нас определили помню на одно из отделений совхоза "Крутоярский". Поселились в двух избах расположенных неподалеку друг от друга. Началась очередная битва за урожай. Нам определили задачу убрать поле турнепса площадью 30 га. Это была не слишком широкая полоса турнепсного поля вытянутая в длину на приличное расстояние. Работу начинали часов в 9 после завтрака. Разобрав по 2 или 3 рядка, приступали к этой нудной и скучной работе. Нужно было ухватившись за ботву, вытянуть из земли овощ весом от килограмма и бросить в кучу. Повторение простых движений навевало не слишком веселое настроение и работа шла без малейшего энтузиазма. Иногда усаживались перекурить прямо на кучи вырванного турнепса. Можно было еще для поднятия тонуса пожевать этот самый турнепс, но настроение от этого поднималось не то чтобы слишком высоко. Потом приезжал трактор с телегой и заготовленное грузили на борт. Так работали до 5 часов с перерывом на обед. Помню, девушек наших на эти работы не привлекали. Одна из них была приглашена в контору для учета чего-то и вела какие то амбарные книги. Других тоже куда то разобрали на более цивилизованные должности. Впрочем, иногда и мужской половине случалось работать на разгрузке зерна на току или сопровождать машину с зерном в район в качестве грузчика. Посылали иногда и на какие нибудь ремонтные работы в коровник . Нам даже платили зарплату за наш труд. Мы работали в совхозе и, стало быть, считались сельскохозяйственными рабочими которым полагалось два раза в месяц получать денежное довольствие. Не помню сколько нам платили, ( почти символически) но все было как положено. Ведомости, росписи, наряды...
На период уборки урожая в сельских районах устанавливался режим сухого закона. Спиртное магазин не продавал, делая исключение лишь для дней аванса и получки. И эти дни автоматически становились и выходными днями, когда исстрадавшиеся сельчане припадали к животворящей жидкости повышающей жизненный тонус и дающей силу стойко переносить тяготы и лишения периода борьбы за урожай. Получечный релакс длился порой 2-3 дня, когда все движение на нивах замирало несмотря даже на хорошую погоду. Не чурались этого нехитрого национального способа отдыха и мы. Конечно запойных пьяниц среди нас не было, но и трезвенников тоже не помню. Девушки также порой не отказывались принимать участие в застольях. Потом иногда устраивались танцы под открытым воздухом под гитару. Кроме нас, студентов Втуза на деревне была бригада представителей родного "Красмаш" завода. Человек 5 или 6 уже взрослых мужиков занимавшихся ремонтом сельхозстроений. Транспортные проблемы уборки урожая решали водители с Дальнего Востока, на память из Хабаровского края. Они жили также в нескольких избах неподалеку от нас и благодаря разъездному характеру работы бывали в райцентре и могли затариваться волшебной жидкостью без провинциальных ограничений. По вечерам после работы они частенько были веселенькие. Контактировали мы и с местными, но почему то всегда отношение к нам было враждебным. Может в аборигенах просыпался древний инстинкт защиты своей территории от пришельцев? Бывали и драки иногда, но без увечий и серьезных последствий. Красмашевцы все уже были в возрасте за 30 и для нас они были очень серьезные союзники.
На уборке урожая мы были месяца полтора и к средине октября вернулись в родной город и приступили к учебе. Новые предметы и науки стали предметом изучения на третьем курсе в первом семестре. Помню, что стипендию я получал. В свое время подошла сессия и, после ее успешного завершения с Нового 1977 года начался очередной рабочий семестр. Нас распределили по цехам и я опять попал в цех производства агрегатов. Теперь правда уже в новый корпус. Всего на заводе было и видимо есть три проходные. Студентам Втуза всегда почему то давали пропуска через вторую проходную наиболее удаленную и приходилось идти по территории завода минут 20-25 тем, кто работал в отдаленных цехах. Зимой в сильные морозы можно было для согревания проходить по цехам, которые были не режимные. В цехе производства ТНА (турбонасосный агрегат) меня направили на этот раз на подготовку производства. Это отдельный участок занятый обеспечением основного производства. Здесь изготавливается оснастка и приспособления и работа каждый раз была новая и разнообразная. Для меня назначение на этот участок было свидетельством высокой оценки моего мастерства как токаря станочника. Режим работы так же был двухсменный. Неделя в первую смену, неделя во вторую. Учились соответственно вечером 4 часа или утром. Выходные в соответствии с распорядком работы на предприятии были 2 дня в неделю-субботу и воскресенье. Если суббота по графику была рабочая, то соответственно надо было выходить на работу. В материальном плане рабочий семестр всегда был на высоком уровне. Запомнилось, что во вторую смену, которая заканчивалась около часа ночи, приходилось частенько добираться до дома на такси, если не успевал на последний трамвай. Но бывало, что и не дождешься его, тогда и выручали ночные такси с зеленым огоньком. Ночью таксисты порой не включали счетчик. Помню от "Спутника" до нынешнего "Торгового центра" где я тогда жил с матерью и братом стоило по счетчику копеек 50. Некоторые особо наглые таксисты требовали рубль, но это было уж слишком, конечно...
В свое время подошла сессия , как обычно не слишком объемная в рабочий семестр по количеству экзаменов . После которой были небольшие летние каникулы около месяца и потом опять работа на производстве.
ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС
Четвертый курс начался осенью 1977 года. Помнится, началась специализация и мы стали больше времени проводить в учебном корпусе, расположенном на территории завода и имевшем статус секретного. На входе в корпус стоял солдат срочной службы и проверял пропуска у входящих в здание. Изучаемые материалы тоже были с грифом и выдавались в "секретке", специальном отделении для хранения подобных материалов. Появились новые предметы "Газодинамика" "Термодинамика" в которых изучались процессы происходящие в конструкционных материалах при высоких температурах и при истечении газов по модулированному профилю. Все это подвергалось математическому анализу и предполагалось, что студенты 4 курса после изучения Высшей математики должны ориентироваться в таких вещах свободно. На деле же все экзамены и зачеты по этим дисциплинам мы, помнится сдавали со второго третьего раза и то со шпаргалками. Осталось в памяти изучение Электротехники. Этот важнейший предмет для технического инженера мы изучали один или два семестра и сдавали экзамен. Помню, что с большим трудом и шпаргалками основной массе студентов удалось преодолеть этот барьер. Сейчас, с высоты своего более чем 30-летнего опыта работы с электричеством я могу со всей ответственностью заявить о порочности советской методики преподавания этой темы. Как, впрочем, и по многим другим техническим наукам. На мой взгляд, важнейшим и центральным подходом должен быть исторический экскурс в изучаемый предмет. Обучаемый должен понять логику развития того или иного направления. Нам же после невнятного вступления сразу обрушивали на неокрепшие мозги "тяжелую артиллерию" в виде диаграмм электрических нагрузок и прочих серьезных математических исследований электрических процессов. Такой подход невольно формировал у обучаемых ложное представление, что теория идет впереди практики и все великие открытия сначала делаются на бумаге, а потом уже воплощаются в металле. По крайней мере, у меня создалось тогда подобное мнение и очень много лет удерживалось в сознании. Сейчас я могу сказать, что энергетик практик иногда пользуется в своей деятельности законом Ома и ни разу за 30 лет работы с электричеством мне не понадобилось вычерчивать диаграммы нагрузок. А про трехфазную систему переменного тока никто и не объяснил, почему она собственно трехфазная, почему и как исторически пришли к величинам напряжения ныне используемым. Отношение к электротехнике тогда сложилось неоднозначное. Когда проходили устройство электроустановок, также все было весьма поверхностно. Изучали просто огромное количество различных конструкций электроустановок и электрических машин и запомнить все это и осознать было конечно затруднительно. Сейчас я понимаю, как правильно нужно изучать электротехнику, чтобы понять и оценить всю глубину этой дисциплины. А по сути то теория поля, т.е. объяснение эффекта магнита на котором базируется вся электротехника , не создана до сей поры. Вроде как , Эйнштейн пытался заниматься,но безуспешно. Начали мы изучать и узко специальные предметы одним из которых была дисциплина Турбонасосные агрегаты. Преподавал этот предмет Геннадий Владимирович Ефремов. Сам выпускник ВТУЗА он был нас лет на 10 старше и во многом пользовался репутацией старшего товарища. Геннадий Владимирович принадлежал к древнейшему народу , но это не мешало нам дружить, хотя антисеметизм был развит и весьма в советское время. Помню такой эпизод тех дней. Как известно перед деканатом любого учебного заведения постоянно вывешивается различная информация на доске объявлений. В один из дней мы увидели приказ следующего содержания: В связи с регистрацией брака считать студента Бромберга Владимира Мордухаевича Малышевым Владимиром Михайловичем. Комментарии как говорится излишни!
Проходили мы теорию полета баллистических ракет и помню тогда нам было таки сказано, что пионеры в этом деле немцы и причем ученые и инженеры Третьего Рейха. Тогда я впервые услышал фамилию конструктора Эрвина Фон Брауна. В нацистской Германии он возглавлял проект ФАУ, после войны был вывезен в США и создал самые мощные в мире ракетные двигатели САТУРН позволившие американцам шесть раз высадить людей на Луне.
Летом 1978 года мы сдали сессию и закончили 4 курс. Впервые я не уложился в срок сессии и остался без стипендии. Как раз в это время староста нашей группы Анатолий К_ _ _ев предложил желающим поучаствовать в студенческом строительном отряде на родине Анатолия, т.е в г Минусинск. Желающих нашлось человек 20. Мы купили на свои деньги форму в виде легких защитного цвета курток и Валентин Устенко один из студентов нашей группы отличный художник и оформитель изготовил трафареты всевозможных нашивок и шевронов на форму. Были некие торжественные проводы от руководства института. Отряд по предложению Кошкарева назвали "Апогей" имея ввиду наибольшее его удаление от Красноярска в сравнении с другими стройотрядами нашего Вуза. В июне месяце мы на поезде убыли в Минусинск. Нас встретили автобусом Строительно Монтажного Управления ( СМУ) в которой предстояло работать и отвезли в село Городок неподалеку от Минусинска. Разместились в небольшом двухэтажном общежитии. Мы заняли второй этаж, а на первом жила бригада строителей-армян. Нам была поставлена задача обустройства системы ирригации совхоза . На момент нашего прибытия была смонтирована сеть каналов из бетонных лотков. Нам предстояло выполнить бетонные переходные колодцы в местах стыков этих лотков. Наши инструменты были ручные ножовки, молотки и плотницкие топоры. Разбившись на бригады и звенья, мы принялись за работу. В каждом индивидуальном случае переходов разных уровней лотков требовалось изготовить бетонную конструкцию обеспечивавшую достаточную герметичность соединения двух направлений. Как правило подготовка опалубки занимала рабочий день или даже больше. Когда все подготавливали-давали заказ на бетон и приезжавшие "миксеры" завершали процесс. Надо сказать, что технология конечно была непродуманная. Стенка колодца была на память около 10 см и для долговечности и надежности такую конструкцию нужно непременно армировать. Этого не делалось и надежность конструкций думаю была весьма сомнительной. Но не мы это изобрели! Работали, как было предписано. Работали почти без выходных и помнится часов до 7 вечера. За отрядом был закреплен автобус ПАЗ с водителем дядей Колей, крупным мужчиной лет 50 очень уважавшим русскую фольклерную речь и со знанием дела применявшим ее на практике.
Кормили нас в совхозной столовой, которая функционировала только в рабочие дни. В выходные поварихи были вынуждены выходить на работу ради нашего прокормления и это вызывало постоянные дрязги между ними. Была такая тетя Зина, улыбчивая русская тетка, которая однажды готовя для нас курицу сварила этих птичек вместе с лапами и головами. На наше возмущение нисколько не смутившись она объяснила, что как дескать по весу получила продукты так мол и приготовила! На вопрос а делает ли она так дома, тетя Зина отвечала, что не наше это собачье дело cоваться в ее личную жизнь. После такого исчерпывающего объяснения она еще прибавила пару крепких выражений ,и вопрос с куриными головами и лапами был закрыт.
С соседями армянами мы жили мирно. Они учили нас уму разуму, как правильно выполнять бетонные работы. Например замешивать раствор без бетономешалки. Берется какой нибудь лист например лист ДВП или жестяной. На него насыпают песок, гравий, цемент, добавляют воду и далее, как нам объясняли армянские коллеги строители, делаешь следующее: "Лопатка, лопатка!" имея ввиду перемешивание вручную лопатой и раствор готов. А мы же бестолковые русаки мучались с бетономешалками которых было катастрофически мало. Руководство СМУ где мы работали было весьма своеобразно. Главный инженер парень лет 35 с простой вульгарной речью и деревенскими замашками, уважения у нас не вызывал. Директор СМУ был, помнится немец, высокий сухощавый мужчина. Да и видели мы его всего пару раз.
Надо сказать, что дело у нас не пошло. Постоянно возникали какие то неувязки со снабжением и бетоном. Недели через три стало ясно по результатам , что заработать здесь не получится. Тем временем сменился директор СМУ и ситуация вообще запуталась. Наш лидер командир отряда Ко_ _ев стиль руководства имел истерический с криками, матершиной и не пользовался уважением ни у руководства СМУ ни у нас. Я не думаю, что тогда уже была такая развитая система "откатов" как в нынешнее время, но "благодарности" какого то уровня несомненно существовали. Армяне в отличие от нас проблем не имели и стабильно работали всем довольные. Ко_ _ ев столкнувшись с трудностями и испытывая давление со стороны студентов отряда, решил сменить место работы и переместиться в Курагинский район с Брагино на строительство свинарника. Не знаю как ему удалось в тех условиях разорвать контракт со СМУ, но объект мы по существу бросили. В условиях плановой экономики да еще времен самого разгара "развитого социализма" такие действия квалифицировались как серьезнейшее нарушение чуть ли не на грани преступления. Позже был прислан представитель из ВТУЗА для расследования тех событий и Ко_ _ев имел неприятности.
Позитивным воспоминанием о пребывании в Городке осталась совершенная в один из редких выходных дней экскурсия на строящуюся Саяно-Шушескую ГЭС. Не помню выделило ли автобус СМУ или сами собирали деньги на бензин, но поездка на целый день состоялась. ГЭС тогда была в состоянии полуготовности и до окончания строительства было еще очень далеко. Мы нафотографировались вволю во всех видах и налюбовавшись на гигантский объект отбыли на место дислокации.
Изменив место работы мы на рейсовом автобусе переместились на 90 км в соседний район и поселились в школе интернате с Маринино. Нашим объектом строительства стал Свинарник. Конструкция предполагалась деревянная с основой из нескольких рядов столбов из сосновых бревен, вкопанных в землю и в верхней части соединенных брусом посредством "замка", т.е. особого профиля вырезанного на концах бруса. Первой задачей было бревна вкопать в землю на требуемую глубину обернув куском "толи" в месте сочленения с землей. Эту часть задачи мы более менее выполнили. С "замками" дело пошло похуже. Чтобы зацепление получилось надежным и жестким необходимо соблюсти все размеры по шаблону. У нас же неумелых плотников "замки" от стандарта отличались и соединения болтались из за чего пришлось скреплять их гвоздями. Но не только этот объект мы воплощали в жизнь. Периодически руководство Совхоза брало несколько человек на бетонирование силосной ямы и еще какие то работы периодически нам подбрасывали.
Лето шло к концу и с ним заканчивалось и наше участие в стройотряде. Свинарник мы достроить конечно не успели, сделали лишь основу для каркаса конструкции. Силосную яму помнится завершили. В конце августа погрузились на поезд и отбыли в Красноярск. Всего дохода получилось что-то около 300 с лишним рублей на нос за два месяца интенсивной ,почти без выходных работы. Результат более чем скромный. Другие стройотряды работавшие в городе выжимали за лето от 1000 и более рублей. Но там командиры были порасторопнее нашего и находить общий язык с руководством строительных организаций умели. 1000 рублей в то время была популярная сумма страховки "на свадьбу". Часто родители при рождении ребенка страховали его до 18 лет с накоплением средств на специальном счету, которые выдавались при достижении совершеннолетия. Если же наступал страховой случай, то естественно страховка выплачивалась в размере зависящем от последствий случившегося.
ПЯТЫЙ КУРС
1 сентября 1978 г началась учеба на пятом курсе. В связи с особенностями обучения во ВТУЗЕ для нас пятый курс не был завершающим, как в других Вузах. Мы занимались уже по большей части специальными предметами ,как например конструкции Жидкостных Ракетных Двигателей. В основном учились на территории завода в секретном учебном корпусе. Курсовые проекты и другие задания все были с грифом секретности. Особенностью организации режима секретности является то, что каждая специальность не должна была знать, что изучает другая. Для этого в учебном корпусе имелись секретные аудитории с кульманами и учебными столами, где происходил процесс получения секретных знаний. Мы же использовали порой эти засекреченные аудитории отнюдь не для учебных целей. Периодически во ВТУЗе вспыхивала картежная эпидемия. И тогда начинали играть все курсы, включая дипломников и лучшего места чем секретная аудитория для этого дела придумать было нельзя. Преподаватели туда заглядывали редко. Предполагалось, что студенты занимаются самостоятельно готовя чертежи и периодически консультируясь с руководителем. Сдвинув удобно кульманы в каком нибудь уголке от входа подальше мы частенько усаживались за любимую игру АЗО и бывало игрывали по двое суток (!) подряд пока силы телесные нас не покидали. Помню играли не на наличные деньги, а подобно правилам казино вводили в игру спички по договоренности оцененные в какую то сумму. Аналог фишек казино. Расчет потом производился после стипендии. В этой же аудитории работали кроме нас дипломники 6 курса и они порой присоединялись к нам. Должен признаться, что я остался должен карточным долгом 70 советских рублей.
На пятом курсе у нас появился новый предмет: Начальная военная подготовка. Дело это было развито в то время. Такая подготовка существовала во многих Вузах. Человек получающий высшее образование получал также и военную подготовку и первичное воинское звание офицера запаса. Возглавлял кафедру полковник Сарычев крупный мужчина с лиловым мясистым носом и суровым неулыбчивым нравом. На кафедре несли службу,( а это именно так и было) пять шесть офицеров в званиях от майора до полковника. Они считались полностью на действительной военной службе со всеми льготами и обязательствами , но фактически жили гражданской жизнью, получая весьма неплохое военное жалование. Все офицеры были специалисты ракетных комплексов оперативно тактических ракет среднего радиуса действия до 300 км. С этим комплексом нас и стали знакомить и обучать его эксплуатации. В состав такого комплекса входит значительное количество техники различного назначения. Заправщики и нейтрализаторы, комплексы наведения и энергообеспечения. Сама ракета перевозится на агрегате типа МАЗ с мощной гидравлической системой обеспечивающей подъем ракеты на стартовом столе. Кроме специальных знаний по военной технике мы также изучали общевоинские дисциплины, уставы, была и строевая подготовка. Из офицеров кафедры запомнился полковник Ивановский. Не помню, что он преподавал нам. Осталась в памяти его малограмотность даже по сравнению с невысоким интеллектуальным уровнем других офицеров. Он говорил резкими "уставными" фразами с малограмотными оборотами речи. Всегда он был одет в полевую форму с сапогами и портупеей. Все офицеры в своей речи не чурались русских экспрессивных выражений, особенно при распекании студентов за какие нибудь провинности.
Подполковник Небибко имел нескончаемый запас историй из своей военной практики и на занятиях в основном занимался разговорным жанром. Он мог рассуждать на любые темы, включая повествования о своих сексуальных подвигах в молодости вместо изучаемого предмета. Полковник Смоляков чем то напоминал полководца Суворова каким мы представляем его из советской историографии. Невысокий, сухощавый мужчина под 50 с четким уставным произношением. Пожалуй от него единственного мы не слышали бранных слов. Майор Ободянский Василий Миколаич этнический украинец назывался нами Вася Ободянский. Было популярным занятием среди студентов передразнивать его украинский выговор. Был среди офицеров кафедры еще один персонаж. Невысокий мужчина далеко за 50 ходивший постоянно в гражданской одежде. Не помню какую он занимал должность ,вероятно какой нибудь хозяйственный работник. Странно , но ему доверяли проводить с нами занятия и эти часы превращались в сплошное веселье. Сей Укроп Помидорыч или как его там звали, был весь преисполнен гордости за порученное задание и по конспекту начитывал нам что то полезное перевирая названия и вызывая дружный смех студентов. Начинались шуточные вопросы и "учитель" выходил из себя крикливо ругаясь и это еще больше нас раззадоривало. Офицеры кафедры также не жаловали этого своего коллегу.
Учеба шла своим чередом и после зимней сессии в Новом 1979 году мы пошли на рабочий семестр. На этот раз студентов 5 курса направили по цехам уже в качестве помощников мастеров или на сборочные участки. Я попал опять в свой 13 цех производства Турбонасосных агрегатов в котором начинал практику пять лет назад на первом курсе. Работа помощника мастера собственно заключалась в основном в сдаче партий деталей контролеру ОТК. По технологическому процессу детали производимых агрегатов проходят сложный производственный цикл. Сначала проводится грубая первичная обработка, как правило на токарном станке, т.н. "обдирка" после которой детали отправляются на термообработку, т.е. закаливание и далее выполняются чистовая обработка на токарных или фрезерных станках, сварочные работы аргонно-дуговой сваркой. После всех этих работ партия деталей отправляется на мойку, где горячей водой с мыломоющими средствами детали начисто отмывают от технической грязи и масла. Вот во время проведения мойки и возникают на деталях мелкие риски и царапинки практически не видные, но ОТК такие детали браковал и отправлял на исправление. В дело включались мастера участков с помощниками из студентов. Нужно было аккуратно не нарушая размеров детали вывести риски и царапинки тонкой наждачной бумагой и тогда контролеры ОТК принимали партию для дальнейшего продвижения на сборку. Зарплата на память была что то около 150 рублей, по тем временам неплохая.
Одним из запомнившихся событий периода обучения во ВТУЗе были летние сборы 1979 года. После летней сессии , в июне месяце, студентам , проходившим обучение на военной кафедре выдали форму старого образца, т.е. гимнастерки которые надо было одевать через голову как майку, дали широченные галифе, по видимому предназначенные в свое время каким то кавалеристам, дали шинели и сапоги с портянками. Словом экипировали по полной программе. Все обмундирование было хоть и устаревшего образца, но в употреблении не бывшее. Помню, были некие торжественные проводы со стороны руководства Втуза с построением перед главным входом и торжественным маршем пару кварталов. Потом все "новобранцы" общим числом под посотни человек погрузились на грузовики Ракетной бригады оперативно-тактического назначения, взявшей нас сроком на месяц под свою опеку и мы поехали к месту летних сборов. Ехали весело с песнями русских новобранцев. Пели "Как родная меня мать... провожала!" и другие военные песни популярные в русском обществе. Например: "Путь далек у нас тобою! Веселей солдат гляди... Вьется, вьется... знамя полковое!" Эта песня особенно любима военнослужащими за возможность корректировки слов в ней с юмористическим уклоном! Путь же наш к месту летнего сбора был не очень далек, километров около 30 в летний лагерь близ села Таскино. Помнится перед отправлением командиры, т.е офицеры нашей военной кафедры проверили вещмешки и заготовленное студентами горячительное изъяли... Предполагалось, что после сборов отобранное будет возвращено владельцам, но этого не случилось.
Началась наша военная жизнь. Разместились в военных палатках по 10 человек как раз составом отделения. Распорядок дня соответствовал распорядку воинской части ,при которой мы проходили сборы. Подъем в 6-00 по горну. Построение, кросс, потом зарядка. Далее следовал утренний осмотр- важнейшая часть воинской жизни, когда у солдата проверяется внешний вид, чистота обмундирования, начищенность сапог. Проверяется подшит ли свежий подворотничек, начищена ли до блеска бляха ремня. Могут проверить на усмотрение командира состояние ног и портянок. Словом все как положено... После утреннего осмотра завтрак в летней столовой под навесами. Потом занятия до обеда. Изучали технику бригады, технику весьма сложную и при этом нам помогали солдаты срочной службы. Осталась в памяти, что нашему отделению помогал солдат с Украины с характерным выговором и очень хозяйским отношением к воинскому имуществу! Менталитет!
Были занятия по строевой подготовке, изучали уставы. В один из дней были проведены тактико-технические учения по ориентированию на местности. Каждому отделению во главе с командиром (как правило это были студенты отслужившие срочную службу) были выданы карты двух-километровки и поставлена задача пройти некий маршрут по азимуту и выйти в некую точку. Помню , это задание мы выполняли полдня и запутались на маршруте. Забрели в какие то дебри непроходимые и, в конце концов вышли совсем не в заданном месте. У других групп результаты были у кого лучше, у кого на том же уровне.
Были у нас и стрельбы из автомата Калашникова- (пожалуй что главного символа СССР) и метание ручной гранаты. Но гранату, конечно, метали не боевую, снаряженную всего лишь детонатором.
Также несли мы внутреннюю службу, т.е. ходили в наряды по столовой, по расположению, когда надо было стоять под грибком и при приближении какого нибудь начальника громко кричать: "Смирно!!!" и при этом дежурный сержант выскакивал с рапортом и докладывал пришедшему начальнику: "Товарищ полковник! За время моего дежурства происшествий не случилось! Дежурный по роте сержант Пупкин!" Начальник приняв рапорт заводил какой нибудь ободряющий разговор с нарядом в стиле а-ля "старший брат", цепко всматриваясь во внешний вид солдатиков и иногда хлестко высказывая замечания. Полагалось есть глазами начальство и на претензии бодро откликаться: "Так точно! Больше не повторится, товарищ полковник! Виноват! Товарищ полковник!" И т.п...
Начальник, напившись солдатской кровушки, шел себе дальше, а наряд расслаблялся до следующего нашествия командования. Большая тонкость в деле воинской вежливости было четко понимать кому надо отдавать воинские почести ,а кому просто представиться. Например, если в расположении находится старший воинский начальник, которому уже отдали рапорт и вдруг приходит, скажем командир вашего подразделения. Надо кричать "Смирно!" или нет? Тут надо четко осознать, кто из командиров главнее и избави вас Боже ошибиться... Военные начальники обидчивы, как юные барышни и потом могут крепко загнобить незадачливого солдатика за неправильные действия.
Наши командиры -офицеры с кафедры жили отдельно в сторонке, тоже в больших палатках. В столовую они не ходили и была обязанность наряда приносить им пищу к месту проживания. Помню все они были поклонники Бахуса и уважали расслабиться, приняв на грудь животворящую жидкость. Их помощник из гражданских Укроп Помидорыч тоже был на сборах, но в свою компанию они его не брали. Помню был такой эпизод в разгар учебного дня. Мы чем то занимались в составе отделения неподалеку от палаток и вдруг увидели как из нашей палатки вывалил сей персонаж с чем то зажатым в руке и побрел в сторону леса. Мы вошли вовнутрь и обнаружили отсутствие флакона одеколона одного из нас. Возмущению нашему не было предела... Не помню жаловались ли мы на этого деятеля или нет, но сей факт хорошо характеризует начальствующий состав.
В один из дней была проведена и тревога с выдвижением на боевые порядки. Ранним утром, раньше на час обычного ,резкие звуки горна разбудили нас и команды начальства заставили построиться. Через какое то время мы совершили марш. Помню перед началом выдвижения полковник Ивановский, а он был участник боевых действий Второй мировой ,поучал нас: "Вот так все и было тогда! Что случилось, никто не знал! Подъем, построились и вперед... А зачем торопиться? Вокруг посмотрите! Все пошли... , ну и мы тоже..." Конечно это была очень серьезная мудрость человека достаточно повидавшего в своей жизни. В высоких штабах боятся наказания от Верховного Главнокомандования и при кризисных ситуациях посылают войска к черту на ладан лишь бы прикрыть свой зад от гнева. Неумные командиры бросаются выполнять распоряжения, не зная ситуации и порой попадают в ловушку. Командиры опытные оценивают ситуацию адекватно и на рожон не лезут, внимательно следя за действиями соседних подразделений, и тем сберегают солдатские жизни, да и свою голову не забывают, конечно!
Воинские сборы длились ровно месяц и вскоре те же грузовики доставили нас во Втуз, где мы сдали форму и опять стали гражданскими людьми. После окончания ВУЗа в 1980 году всем нам были присвоены воинские звания "лейтенант-инженер".
Осенью 1979 года умер от инсульта мой дед ,Иннокентий Петрович, прожив на белом свете 77 лет. Он был заслуженным человеком по меркам советского государства. В 1919 году дед уклонился от призыва в вооруженные силы Верховного Правителя России адмирала Колчака и пришел в отряд полевого командира Щетинкина. Отряд действовал на территории юга нынешнего Красноярского края. После разгрома Белого движения дед был демобилизован и ,как он сам рассказывал, активно внедрял советскую власть в Красноярском крае. Помню он рассказывал, что проводя какое нибудь собрание всегда имел револьвер под рукой, чтобы в случае чего моментально применить по назначению. А на собрании то все родственники, что часто случается в деревнях. Помню он говорил: А сидят то все дядья да племянники!" Приходилось ли применять оружие в таких случаях он не говорил...
Я не знаю его дальнейшей карьеры в деле становления советской власти. Осталось в памяти, как он рассказывал, что из глубинки они выехали на Север Красноярского края и что он работал там в звероводческих хозяйствах как бы в Туруханске. Мой отец ,Николай Инокентьевич был единственным ребенком в семье деда и родился на юге края в современном Идринском районе.
Когда началась Великая Отечественная война, дед был призван в действующую армию и служил в качестве командира орудия заградительных противотанковых отрядов. Он был с молодых лет членом партии коммунистов и в действующей Армии был парторгом батареи. Многочисленные ранения как пулевые, так и осколочные в конце концов привели к полному увольнению и он вернулся домой с Ленинградского фронта в Красноярск в 1944 году. Как человека с заслугами власть не оставила его своим вниманием. Он был направлен на работу в качестве начальника отдела кадров Красноярского гидролизного завода. Надо сказать, работа рядом с производством спирта и возможностью какими то путями добывать его не была полезной для его подорванного на войне здоровья. В 50-х годах он получил от государства полдома на окраине Красноярска недалеко от места работы. Что это была за программа строительства жилья, я не знаю. В стране был жуткий дефицит в этом деле , послевоенная разруха еще не была преодолена. Но, тем не менее, построили целую улицу одноэтажных домов на двух хозяев с приусадебным участком и постройками. Первые годы моей жизни прошли на этой усадьбе деда.
По словам моей матери Марии Семеновны на момент моего рождения они снимали комнату в каком то бараке на современной улице Дудинской в г Красноярске, где никаких условий для жизни с маленьким ребенком не было. Дед пригласил родителей жить к себе и они переехали к нему. Жилплощадь по нынешним меркам не была шикарной. Три небольшие комнаты, одну из которых заняли родители. Кроме деда с бабушкой Анастасией Емельяновной еще жил тогда отец моего деда Петр Феофанович 1870 года рождения, т.е. на тот момент ему было 87 лет. Он едва остался в моей памяти как высокий худощавый старик с красивой белой бородой. Он умер в 1961 году в возрасте 91 год при колке дров. Помнится, дед рассказывал о своем детстве и упоминал, что отца забирали на "Германскую" войну. Позже мне довелось познакомиться еще с одним участником Первой мировой. Вторая жена деда ,Полина Сергеевна, на которой он женился после смерти моей бабушки в 1962 году ,была их одно деревенская соседка. Бабушка долго болела в последние годы и видимо отношения у деда с землячкой были уже устоявшиеся на то время. Так вот были еще живы родители этой Полины Сергеевны. Ее отец Сергей Петрович Дунаев, на семейном жаргоне "Дед Дунай" на то время улыбчивый сгорбленный старик в возрасте за 90 лет, любил поговорить, когда мы встречались. Употреблял при этом какие то немецкие слова, помню называл меня "камрадом" и рассказывал как был в плену у немцев. Сейчас я понимаю, что он во время войны был видимо в армии генерала Самсонова и попал в катастрофу под Танненбергом.
На мои вопросы как жилось в плену он улыбаясь отвечал: "Х-ли нам будет, христианам? Кто убегал, тех били..." Про войну осталось в памяти его слова: " Х-ли говорить! В атаку послали, б-ть, по пять пуль дали..."
Сейчас стоит открыть Youtube.com, немного поискать и можно ясно увидеть слабую готовность Российской Императорской Армии к войне. Русские солдатики на всех фото и видео в фуражечках с трехлинейками, казаки в папахах с пиками... На пулеметы идти ой как несподручно! Орудия в Русской Армии калибра невысокого. У противников картина совершенно другая: Солдаты в касках, артиллерия из Крупповской стали бьет на 30 и более километров. Одна "Большая Берта" чего стоит! Немецкие подводный флот показал свою высочайшую эффективность уже в годы Первой мировой. Российский же Балтийский флот запертый в безопасности Финского залива стал рассадником анархии и по сути с него начался развал Империи.
Николай инициировал войну видимо в надежде сбить накал сопротивления власти, достигший пика на тот момент, но руководил он бездарно. К тому же проходимцы в ближайшем окружении царя окончательно подорвали и так невысокий престиж самодержавной власти. На войне в который раз ставка была сделана на русскую удаль и презрение к смерти... Цена той войны для нации была 7 млн жизней и падение 300-летней монархии.
Продолжая рассказ про деда, замечу, что последние годы жизни он жил в постоянном скандале со второй женой и ее дочерью Галиной проживавшей с ними. И мама и дочка были на редкость ядовитого нрава и деда обгладывали до костей. Ему и так пришлось несладко испытав в жизни уход родных людей одного за одним. В 1961 умер его отец в возрасте 91 год, в 1962 году умерла жена в возрасте 60 лет, в 1963 году умер сын, мой отец в возрасте 39 лет. Было от чего запить... Тем более, что эта русская привычка к вину и так в нем была сильна...
Той осенью 1979 года я проиграл в карты стипендию 63 рубля и поздно вечером приехал к деду занять денег. Он уже спал, но поднялся и безоговорочно выдал мне 60 просимых рублей, посоветовав больше не садиться за игру. Деньги я отдал матери, как будто ничего не произошло. Для отдачи долга помню, присоединился к товарищам студентам и мы пошли на овощную базу разгружать вагоны с луком. Расценки были очень негуманные... За разгрузку вагона 50 тонн платили около 60 руб и т.о. на четверых у нас получилось по 15 руб. Потом еще куда то ходили на разгрузку, где получили еще меньше, но сумма постепенно накапливалась. Однако в октябре дед умер от инсульта во время сна... Что говорить, смерть милосердная... И я остался должен покойнику навсегда...
На похороны приехали из Абакана его живые тогда две сестры: баба Марина, которая была еще постарше деда , баба Моремьяна и самый младший брат деда Григорий Петрович 1916 г рождения. А также много родственников из их детей, для которых мой дед был дядей.
Ни о каком наследстве естественно и речи быть не могло. Дед был военный пенсионер, но этой категории правительство серьезно повысило пенсии гораздо позже, и никаких накоплений у него не было. Дом, который был ему предоставлен тоже ,конечно не был собственностью, как и почти все жилье в Советском Союзе. Человек был всего лишь арендатором государственной собственности и не мог продать, обменять, подарить свое жилье. Делались всякие операции с пропиской -главным атрибутом некой закрепленности жилья, но все это легко контролировалось властью... Дед был в законном браке со второй женой и она была его прямая наследница. Ничего мы ,два его внука ,сыновья его единственного сына не получили...
ШЕСТОЙ КУРС
Той осенью 1979 года начался последний 6 курс обучения во ВТУЗе. Учились в основном на территории Красмашзавода в секретном корпусе и после зимней сессии в Новом 1980 году вышли на диплом.
Тема дипломного задания у всех студентов нашей специальности была типовая: спроектировать ЖРД (Жидкостный ракетный двигатель) с заданными параметрами. Требовалось показать несколько вариантов решения проблемы и выполнить анализ целесообразности того или иного решения. Основным критерием при этом должен был быть вес агрегата и простота конструкции. Помню ,мне пришлось выбирать из нескольких вариантов двигателей. Можно спроектировать с одним соплом так проще и дешевле, можно спроектировать четыре сопла и при этом решить проблему управления ракетой. Тема закрытая и занимались мы в основном в секретном корпусе на территории завода. После работы над проектом в секретной аудитории полагалось чертежи убрать в секретный тубус, пояснительную записку в специальный портфель, опечатать личной печатью по пластилину и сдать в "секретку". К этому делу во Втузе относились со всей серьезностью. Девушка работница этой "секретной" части могла предложить вам открыть портфель и продемонстрировать документы по описи. Если бы их там не оказалось вполне можно было нарваться на уголовное преследование, по крайней мере отчисление грозило точно... И такие случаи бывали за гораздо меньшие нарушения режима. Потом через год, как правило "штрафника" восстанавливали для продолжение учебы. Надо сказать, что уже ближе к защите диплома мы, не успевая с пояснительной запиской, которая тогда писалась вручную выносили ее с территории учебного корпуса и даже завода элементарно засунув ее в брюки под ремень... Провидение нас берегло и никто ни разу не попался при внезапных проверках.
Начальником 3-его отдела во ВТУЗе был некто Бабиков невысокий щуплый старик с пронзительными голубыми глазами чекиста... Говорили, что в свое время он был комендантом г Красноярска. Помню у нашей группы случился какой то инцидент с "секретчицей" предъявлявшей на наш взгляд повышенные требования и он пришел разбираться. Остался в памяти его пронзительный взгляд и полуулыбка на тонких губах... Помню он ткнул в меня своим старческим пальцем и резко сказал: "Вот он виноват!..." Это уже был 80-й год , но в советском обществе страх перед органами был и остается до сей поры на высоком уровне... Чего он нашел в моей физиономии неправильного понятия не имею до сих пор. Надо сказать, что никаких последствий для меня тот инцидент не имело...
Защита диплома проходила в учебном корпусе на территории "Красмаша". Председателем комиссии был Главный инженер "Красмаша", фамилию не помню. Всего нас инженеров по ракетным двигателям выпускалось тогда человек около 20 из них 5 девушек. Защита прошла успешно и председатель обратился к нам с речью на тему пополнения инженерного корпуса СССР в нашем лице. Он поведал нам о тех чувствах, которые он испытывает при этом знаменательном событии. Не преминул как бы в диалоге с новоиспеченными инженерами по задавать некие вопросы о грядущей жизни и предполагаемых высоких помыслах в деле строительства самого передового и справедливого общества . Меня он спросил: каким документом я буду руководствоваться в своей жизни ,которая после получения высшего образования перешла на новый более высокий уровень. Я ничего лучшего не придумал, как ответить, что руководствоваться я буду "Уголовным кодексом"! Оказалось, надо было отвечать "Моральным кодексом строителя Коммунизма"! Вот такой был пассаж!
Потом был банкет в лучшем ресторане Красноярска на котором славно погуляли... Потом Геннадий Владимирович Ефремов (дай ему Бог здоровья и долгих лет жизни!) пригласил нас на "Столбы" в свою столбистскую избу на огромной высоте и пару дней мы там здорово побесились.
К тому времени уже было известно распределение выпускников для работы, в те годы обязательное к исполнению... Некоторые получили назначение на предприятия "Железногорска", некоторые на "Красмаш". Я был направлен на работу в НИИ "Тепловых процессов" в г Нижняя Салда на средний Урал. Потом я узнал, что это НИИ занималось советским "Шаттлом" возвращаемым космическим самолетом, который, как известно совершил единственный полет в автоматическом режиме.
Но на Урал я не поехал... В жизни все получилось совершенно по другому... И это уже совершенно другая история...