Привереда : другие произведения.

Алгебра гармонии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор некоторых рассказов, вошедших в конкурсный список.

  АЛГЕБРА ГАРМОНИИ
  
  Передо мной три наугад выбранных рассказа из финального списка.
  "Котлета" (автор - Одиссей).
  Боюсь, это не реальная история, а лабораторный опыт: двух крыс, большую и маленькую, посадили в одну клетку. Большая издевается над маленькой, а та отвечает исподтишка мелкими пакостями.
  Разумеется, все это происходит "на исходе советской власти". Конечно, сейчас модно, а главное - безопасно пинать "проклятых коммуняк", но те, кто застал хотя бы время "застоя", думаю, согласятся: в те годы такое было практически невозможно. При засилии парткомов, профкомов, родительских комитетов и прочих надзирающих органов такая ис-тория была немыслима. К тому же не помню, чтобы не то, что в школе, а даже в армии или тюрьме, начальники (учителя, командиры, надзиратели и т.п.) заставляли своих подопечных непременно съедать до крошки всю выданную пайку. Не было таких правил.
  Но это не главное. Рассказчик, и что самое странное - автор (разумеется, я их никоим образом не отождествляю), рисует учительницу (кстати, почему он называет ее классной руководительницей? Разве во втором классе есть классные руководители?) - так вот, он рисует ее однозначным монстром. И все. Никакой глубины, плоский, картонный персо-наж. Она что, родилась такой? Тогда это неинтересно. Если же стала такой - то в результате чего? А что, если она, скажем, блокадница? Если для нее выбросить кусок хлеба - все равно, что убить человека?.. Ну, это так, к слову...
  Теперь о другом персонаже. Автор и рассказчик дуэтом поют ему осанну. А достоин ли он восхваления?
  В любой стране, в любом обществе существует немалый процент детей-мимоз, этаких принцесс на горошине обоего пола, которые органически неспособны жить в коллективе. Да и их самих однокашники и коллеги недолюбливают. Обычно они воспитываются в любящем, чаще всего женском, окружении и чувствуют себя "пупом земли". Они капризны, избалованы и самым страшным для них кажется отправка в пионерский лагерь (или лагерь труда и отдыха), где они должны подчиняться общим для всех правилам. На решительный протест твердости духа у них не хватает, но они частенько находят мазохистскую сладость в своих мучениях.
  Пожалуй, можно вычислить родителей нашего "котлетного героя". Папа - человек легкий, веселый. Дома сидеть не любит. То он на рыбалке, то в турпоходе с друзьями. Зато мама безумно обожает свое дитятко, истерична и тоже находит своеобразное наслаждение в переживании и пережевывании настоящих и выдуманных бед. Почему бы это не развить?..
  Вот такие пироги!.. Или, может быть, котлеты.
  Рассказ "Забег" (автор - грифон_гороховый).
  Действие, судя по всему, происходит в Америке. К сожалению, автор плохо знает тамошнюю жизнь. Реальную, а не рекламно-голливудскую. Думаю, даже десятилетний аме-риканец не стал бы работать без зарплаты, за непонятно какие "коробки". Дальше - когда это деньги пересылали наличными в бандеролях? Уже Джек Лондон получал гонорары чеками. А сейчас американцы носят наличность только для грабителей-наркоманов. И вообще - на какие средства живут братья после смерти родителей? Почему над ними не ус-тановлена опека? В Америке с этим строго!
  Автор, видимо, хотел изобразить мечтателя. А изобразил, уж извините, дебила. Представляю себе, как он сидит и, пуская слюни, блаженствует, давя "воздушные пузырьки". Кое-что не стыкуется. С одной стороны, Хенк мигом запоминает "десятизначный номер" на телеэкране, а с другой - не знает номера телефона своего любимого брата.
  Есть стилистические огрехи. "Немного измученный", "немного одинок" - почти как "немного беременная". "Служки", если не ошибаюсь, бывают только в церкви.
  Странно, что Хенк за три дня не удосужился узнать о ремонте здания. Внешне драматичный финал лично меня как читателя не трогает: ну, подумаешь, не сейчас, так через год побежит. Раз уж столько лет ждал...
   Рассказ "Победитель" (автор - Иван Можин).
  Здесь полный раздрай замысла и результата. Судя по названию, автор хотел изобразить, как банальная "победа" банального донжуана оборачивается вдруг для него большой любовью. А получилась очень лиричная, тонкая история встречи двух созданных друг для друга людей, которые не способны строить свое счастье на чужом горе. То есть получилось лучше, чем задумывалось!
  Конечно, лирика лирикой, но многовато провалов. Герой совсем не выглядит донжуаном-победителем. Непонятно, откуда появилась в жизни героя Лена. Может, автор много сократил, подгоняя под "весовой стандарт"?
  Но вообще психологически очень точно выверено. Действительно, порой влюбленность мешает сразу "переспать". А потом уже трудно переступить некий "порог". Однако дилемма - победитель или побежденный? - по-моему, ложная.
  И, подводя итоги.
  А. Франс однажды заметил, что искусству грозят две опасности: мастер, который не является художником, и художник, который не является мастером. Авторы обозреваемых рассказов безусловно обладают одаренностью, что, видимо, и учли члены жюри. Но вот алгеброй искусства они еще не овладели.
  У нас с легкой руки Пушкина привыкли считать, что поверять гармонию алгеброй необходимо только всяким там Сальери. Тем более что гармония дается от Бога, а постигать алгебру приходится самому в поте лица своего. Между тем, Моцарт, этот, казалось бы, "беспечный шалопай, поющий, как птица", на самом деле стал тем, кем стал, только благодаря своему жестокосердому папаше, который дрессировал своего гениального сына денно и нощно безо всякой пощады.
   ПРИВЕРЕДА.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"