Конный Игорь Маркович : другие произведения.

Жизнь и эпоха

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ею является само заглавие


  
  
  
   ЖИЗНЬ И ЭПОХА
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Предисловие
  
  
   Каждый человек имеет свою собственную историю жизни.Но эта жизнь
   не протекает на необитаемом острове , как у Робинзона Крузо, а густо пе-
   ремешана с сотнями , тысячами других жизней. И зовётся это -социальная среда. Поэтому, даже рассказывая о своей жизни,человек вынужден расска- зать о жизни всего общества , в котором он живёт сейчас или жил раньше , и обо всех событиях , которые имели место в обществе во время его жизни. Так моё желание рассказать о себе фактически превратилось в рассказ об обществе , эпохе , в которых мне довелось жить.
   Что заставило меня взяться за перо и писать о событиях всем хорошо
   известных ? Во-первых , любовь к истории , любовь к анализу и размы-шлению. Во-вторых , время неумолимо летит вперёд , и люди моего поколения (я род. в 1936г.) превращаются из читателей в летописцев . Ведь я прожил свыше 50 лет в государстве рабочих и крестьян . Фактически с момента его апогея-а со слов моих родителей предвоенные годы таковыми были - до момента его полного коллапса в конце 20-го века.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Эпоха-это период времени в развитии общества ,
   имеющий какие-либо характерные особенности
   (из словаря)
  
  
   1. Разные цели
  
   Каждая историческая эпоха интересна по-своему , т.к. является частью обще-
   человеческой цивилизации-этого уникального явления мироздания. Из преды-
   дущих веков нам известны эпохи Римской империи и Ренессанса в Италии ,
   Французской революции и наполеоновских войн во Франции , королевы Вик-
   тории в Англии. 20-ый век оставил в наследство истории эпоху Сталина .
   "Почему не Ленина,-спросите вы,-ведь созданное им государство просущест-
   вовало почти три четверти века?" Дело в том , что Ленин своими идеями и
   практическими делами лишь привёл свою партию к власти , а построением
   общества рабочих и крестьян руководил Сталин. Именно 29 лет его правления
   заложили основу , фундамент новому социальному строю и новым человечес-
   ким и производственным отношениям , которые просуществовали ещё несколь-
   ко десятков лет после его смерти.
   И всё-таки у истоков нового государства в 1917г. был Ленин , а Сталин , кото-
   рый всегда поддерживал Ленина , начиная с момента их знакомства и до мо-
   мента ухода Ленина из жизни, лишь занял его место у партийного руля. Впос-
   ледствии большевистская пропаганда стала называть Сталина сначала верным
   учеником Ленина , а затем "Сталин-это Ленин сегодня". А было ли это на са-
   мом деле ? Следовал ли Сталин во всём Ленину и если нет , то почему? Только
   разобравшись в этом , можно будет понять поведение Сталина в те или иные
   моменты его деятельности на высшем партийном посту.
   Итак , Ленин. Он вышел из интеллигентной семьи , блестяще закончил школу
   и успешно учился в Казанском университете. Став лидером созданной им пар-
   тии большевиков , оказался на Западе , где провёл лучшие годы своей жизни.
   Поэтому его смело можно назвать человеком Запада. Ведь Париж , Лондон ,
   Цюрих - не самые плохие места для проживания , не правда ли? И то , что
   он впитал западную цивилизацию, не вызывает сомнения . Но когда в резуль-
   тате Октябрьской революции в России он оказался на вершине власти , его
   это не сделало счастливым , хотя и принесло моральное удовлетворение .
   Ведь вернувшись в Россию в 1917г. , Ленин стал свидетелем страшных собы-
   тий в огромной холодной и голодной стране , разрываемой изнутри катастро-
   фическими для России гражданской войной и политическими распрями.
   Он оказался у руля страны , образовавшейся с одной стороны как результат
   его идей , а с другой- по стечению обстоятельств. Ожидал ли он всего этого,
   сидя в Лондонской или Цюрихской библиотеке и создавая свои труды , ко-
   торые должны были всколыхнуть Россию и дать ему и его партии власть в
   стране? Конечно , нет . Ведь Ленин видел вокруг полную благополучия
   жизнь Франции , Англии и Швейцарии и не мог не мечтать о создании по-
   добной жизни в России , которую он поведёт в счастливое будущее- ком-
   мунизм. Не случайно лозунги о счастливом будущем в стране Советов продолжа-
   ли сопровождать нашу жизнь ещё долгие годы.
   Другое дело -Сталин. Он был восточным человеком не только по рождению , но и
   по мировоззрению , т.к. всю свою жизнь , как до революции , так и после неё про-
   вёл в стране , которая в социальном плане никогда не была западной- ни по образу
   жизни , ни по взаимоотношениям людей в обществе. К тому же детство его прошло
   в бедности с пьяным отцом-сапожником. Поэтому Сталин всегда боялся Запада и
   не доверял ему. Поэтому он его так не любил. И , наверное , этим было вызвано его
   недоверие к советским людям , попавшим на Запад по разным причинам и провед-
   ших там часть своей жизни. Эта неприянь сопровождала Сталина всю его жизнь.
   Будь то работники советских учреждений , командированные заграницу ,или работ
   ники спецслужб , посланные на задание(о них мы поговорим позже) , или советс-
   кие военнопленные , вернувшиеся домой , или люди , угнанные с оккупированных
   территорий в Германию. Сталин всегда старался избавиться от таких людей , упря-
   тав их как можно дальше. То есть в отношении капиталистического Запада взгляды
   Ленина и Сталина были разные , если не сказать противоположные. Уже в середи-
   не 1918г., т.е. самое кризисное время для молодой республики, Ленин писал: "Ес-
   ли ставить вопрос в том смысле , чтобы мы только руками чистых коммунистов ,
   а не с помощью буржуазных специалистов построим коммунизм , то это-мысль ре-
   бяческая ... Без наследия капиталистической культуры нам социализма не постро-
   ить. Не из чего строить коммунизм , кроме как из того , что нам оставил капита-
   лизм"( т.38 стр.142) . 12 лет спустя , когда началась пора сталинских пятилеток
   и грандиозного строительства заводов , гидростанций и каналов , Сталин взял эту
   ленинскую мысль на вооружение , пригласив западных спецов , т.к. своих старых
   уже почти всех извели.
   А был ли Сталин верным учеником Ленина в других вопросах ? В деле удержания
   власти , т.е. диктатуры пролетариата , безусловно был. Оба они были бескомпро-
   миссны и фанатически жестоки в вопросах достижения цели . Но была разница в
   целях , которые они ставили перед собой. Ведь у Ленина в партии большевиков ,
   т.е. партии власти не было конкурентов ; его авторитет был непререкаем и для
   него вопрос борьбы за власть внутри партии не стоял. И потому цели , которые
   Ленин ставил перед собой , были целиком классовые : главными его врагами были
   капиталисты , помещики и духовенство. И если расправиться с капиталистами и
   помещиками можно было руками рабочих и крестьян , то на борьбу с духовенст-
   вом пришлось бросить государство в лице ВЧК. При этом решались две задачи .
   Во-первых , устранение идеологического конкурента в борьбе за умы людей , где
   церковь испокон веков представляла большую силу на Руси ; и во-вторых , откры-
   тый грабёж , который назывался " акция изъятия церковных ценностей" . Так , в
   марте 1922г. Ленин призывал " провести эту акцию с беспощадной решительно-
   стью , безусловно, ни перед чем не останавливаясь , и в самый кратчайший срок".
   "И чем большее число представителей реакционного духовенства ,-говорил он,-
   удастся нам по этому поводу расстрелять , тем лучше. Надо именно теперь проу-
   чить эту публику так , чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении
   они не смели и подумать". И это была явная демагогия . Уж чем , чем , а открытым
   сопротивлением , т.е. с оружием в руках духовенство никогда не занималось. Имея
   такого учителя , Сталину было очень вольготно в плане выполнения любых заду-
   манных им акций. Теоретически Ленин его к этому подготовил , практиком же ,
   как показала жизнь , Сталин был "великолепным". Цель , которую Сталин ставил
   перед собой , была узко-конъюктурная : любой ценой удержаться наверху , сесть
   в ленинское кресло с целью захвата единоличной власти . На достижение этого
   Сталин потратил 12 лет жизни после смерти Ленина. Что же касается вопросов ,
   связанных с построением общества с новым экономическим базисом , то Сталин
   не мог видеть так далеко как Ленин , который понимал , что без западной техно-
   логии и культуры это новое общество не построить. В силу своей низкой эконо-
   мической эрудиции , а также в силу необходимости вести постоянную борьбу за
   власть с Троцким , Каменевым , Зиновьевым Сталин в экономические проблемы
   глубоко не вникал . Известно , что Ленин ,умирая ,бросил "соломинку"- НЭП , ко-
   торая позволила спасти разрушенную умирающую от голода страну от катастро-
   фы. За несколько лет НЭПа произошло чудо , когда торговля вернула страну к жи-
   зни. Что сделал Сталин? Он увидел в НЭПе криминал или словами Троцкого
   "спуск к капитализму на тормозах". Последовал разгром мелкого частника в горо-
   де и кулака в деревне , что привело страну " к откату". Спасение ситуации Сталин
   увидел в плановой системе хозяйства- пятилетках и создании колхозов. И если ин-
   дустриализация страны развивалась за счёт привлечения иностранных специалис-
   тов и огромного числа рабочих рук заключенных , то сельское хозяйство пришло
   в упадок , что привело к страшному голоду , особенно , на Украине . Но для Стали-
   на- аппаратчика до "мозга костей"- приоритетным направлением продолжали оста-
   ваться внутрипартийные отношения и борьба за единоличную власть в партии и
   стране. Подчинив себе органы ОГПУ-НКВД , он с их помощью начал убирать с
   дороги всех предполагаемых конкурентов в борьбе за лидерство в партии , а также
   просто недовольных его правлением. По докладам органов НКВД таковых оказа-
   лось огромное множество. А так как принцип Сталина был неизменным все годы
   его правления: лучше перестраховаться , чем недоделать что-то , то 30-е годы ста-
   ли годами массового уничтожения партийных и военных кадров самого высокого
   ранга.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   2. ЭПОХА СТАЛИНА
  
   Эпоха , в которой довелось жить мне и поколению моих ровесников , интересна
   попыткой построения новой социальной формации- коммунизма , которая в конеч-
   ном счете потерпела полное фиаско. Робкие попытки сделать что-то подобное пред
   принимались и ранее. Но такой мощный пласт как просуществовавшее в течение
   74-х лет государство рабочих и крестьян - СССР , явление , безусловно , уникаль-
   ное. Эта попытка как эхо отразилось на развитии десятков стран нашей земной ци-
   вилизации 20-го века и отголоски её продолжают всё ещё звучать. Известно , что
   экономическую основу этого явления заложили работы Маркса , Энгельса , дру-
   гих мыслителей 19-го века- века развития капитализма. А политические события
   начала 20-го века позволили партии большевиков , созданной Лениным , осущест-
   вить создание такой формации в России. Пришедшие тогда к власти люди избрали
   принуждение в качестве основного инструмента при построении нового социаль-
   ного строя. Учить жить по новому , а тем более убеждать они не желали , т.к. счи-
   тали , что идеи социализма-коммунизма были настолько очевидны , что не требо-
   вали доказательств. И если кто-то их не приемлил или даже сомневался , то этот
   человек просто объявлялся врагом нового строя , а значит подлежал перевоспита-
   нию в концентрационном лагере или уничтожению. Власть в стране , созданная
   на базе одной партии (большевиков) , была узурпирована одним человеком , сто-
   явшем на вершине партийной иерархии и носящим имя Генерального секретаря.
   Все важнейшие постановления -хозяйственных, военных, иностранных ведомств,
   некоторых других напрямую зависели от того как их понимал и принимал человек,
   занимающий этот пост и сидящий в Кремле. И имя его было - Иосиф Сталин.
  
   Хочу начать своё повествование об эпохе Сталина , состоящее из личных воспо-
   минаний и впечатлений , с конца...С конца 29-ти летнего сталинского правления ,
   которое началось в январе 1924г. , когда умер Ленин , и закончилось в марте 1953г.
   со смертью Сталина. Было мне тогда неполных 17-ть лет. И я, воспитанный на по-
   вестях и романах о Щорсе и Пархоменко , Павле Корчагине и героях Арк.Гайдара,
   знавший почти наизусть кинофильм "Чапаев" , был патриотом своей страны.
   А СССР и Сталин были тогда неразделимыми понятиями , также как Ленин и пар-
   тия. Считалось , что СССР в том виде , что мы имели в 30-40 -е годы , есть цели-
   ком продукт сталинского производства. И в этом была огромная доля правды. Даже
   поколение моих родителей , родившихся за несколько лет до революции , на самом
   деле было поколением 30-х годов. Ведь именно в это время они молодыми вошли
   в новую жизнь первой в мире страны социализма , полные надежд на лучшее буду-
   щее и перспектив. И надежды эти действительно подтверждались . Учёба, занятия
   спортом, полное отсутствие безработицы( в отличие от кризиса на Западе) , равно-
   правие наций, быстрое развитие авиации и покорение Севера наполняли гордостью
   сердца и головы молодёжи страны Советов. Партия в лице Сталина обращалась к
   молодёжи , к комсомолу за помощью , и те отвечали : " Есть" , то есть :" Готовы
   служить во благо социализма". Другого ответа быть и не могло , т.к. любое сомне-
   ние, а тем более неприятие рассматривались как открытая вражда по отношению к
   советской власти. Реакция следовала незамедлительно. И такой человек должен
   был строить социализм не на свободе, а за колючей проволокой. Третьего было
   не дано. Чувство страха, чувство оказаться в зоне за колючей проволокой витало в
   воздухе и заставляло людей по возможности держать язык за зубами. Этот же страх
   заставлял людей работать в поте лица , стараясь не нарушать закон. Нарушители ,
   конечно, были , и их строго наказывали , но их было не так много как позже при
   Хрущеве. Брежневе и других. Во времена этих временщиков ходило огромное ко-
   личество анекдотов , высмеюващих их. А раз смеются-значит не боятся. При Ста-
   лине анекдотов про Сталина практически не было. И это был главный критерий
   состояния тогдашнего общества- страх.
  
  
   Лирическое отступление N 1
  
   Мой первый литературный опус состоялся , когда мне было 16 лет. Шёл 1953-й
   год. Я бы назвал это время "смутным" по аналогии с ранее известным в истории
   русского государства. Смутным оно отложилось в моей юношеской голове,потому
   что я был свидетелем государственного антисемитизма и не мог ответить себе :
   "Почему это происходит и кто во всём этом виноват?" Уже несколько месяцев
   "висело в воздухе" дело врачей , и во всех еврейских семьях говорили об этом.
   5-го марта учительница русского языка и литературы Вера Ивановна вошла зарё-
   ванная в наш 9-ый "Б" класс и выдавила из себя: " Умер Иосиф Виссарионович
   Сталин". Гробовая тишина повисла в классе. Наверное, каждый в этот момент ста-
   рался переосмыслить это событие по- своему , но большинство , я думаю , воспри-
   нимали его как трагедию.
   Через три дня группа старшеклассников нашей школы решила идти на похороны
   Сталина , которые были назначены на 9-ое марта. Мы хотели пройти через Колон-
   ный зал , где покоилось тело вождя , и , если удастся , попасть на Красную площадь
   Моя школа N373 Сокольнического р-на была расположена на окраине Москвы во-
   зле стадиона "Сталинец" (теперь "Локомотив" ) рядом с окружной железной доро-
   гой. 8-го марта под покровом ночи начали собираться к школе люди , и в 12-ть ча-
   сов мы тронулись в путь. Это было странное , я бы сказал, зловещее шествие. Наша
   группа двинулась от школы и влилась на Б. Черкизовской улице в большую колону
   Мы двигались по пути наших ежегодных праздничных утренних демонстраций. Но
   на этот раз мы шли в ночь , в гробовой тишине . Шли на похороны. Дойдя до Садо-
   вого кольца , повернули направо в сторону Сретенки. Шли очень медленно , с оста-
   новками , и в каком часу под утро достигли Сретенки я не знал , так как часов ни у
   кого из ребят не было. Ночь была холодная , и трое моих друзей, включая меня ,
   решили пробиваться быстрее к центру. Помню как перелезали через заборы и сараи
   проходили через какие-то сквозные подъезды, шли по параллельным Сретенке ули-
   цам в сторону центра.Вышли втроём с Лёней и Колей в месте пересечения Бульвар
   ного кольца и Петровки. Здесь оцепления не было , и мы довольно быстро дошли
   до улицы Горького(теперь Тверская), которая была перегорожена "студебеккера-
   ми" рядом с памятником Пушкину на уровне магазина " Армения". Здесь мы по-
   теряли друг друга , т.к. толпа была огромная : вся Пушкинская площадь была зап-
   ружена народом. И все пытались пробиться в середину линии " студебеккеров" ,
   т.к. пропускали именно там. Толпа колыхалась как огромное мощное живое суще-
   ство ,придавливая людей к домам на площади, к решеткам подвалов , к машинам,
   стоящим поперек улицы Горького. Я думал лишь о том как бы пробиться к середи-
   не улицы , где солдаты пропускали людей дальше через узкий проход между двумя
   бортами машин. До этого вожделенного прохода оставалось метров 10-12 , когда
   очередная волна прижала меня к борту машины. Ещё немного и я был бы раздав-
   лен толпой , если бы не нагнулся и проскользнул под брюхом машины между её
   передним и задним мостами. Вынырнув по другую сторону машины , я увидел , что
   стою один и впереди вплоть до здания Моссовета всё пусто , не считая тонкой
   струйки людей , просачивающихся между двумя бортами " студебеккеров". А да-
   леко впереди на уровне памятника Юрию Долгорукому стоял ещё один барьер из
   " студебеккеров" , после которого живая очередь текла до самого Колонного зала.
   Было около 10 часов утра. Сил было потрачено много да к тому уже давно во рту
   не было маковой росинки. Но я устремился внутрь толпы , чтобы пробиваться да-
   льше к заветному Колонному залу , к гробу Сталина. Но , сжатый опять толпой ,
   почувствовал ,что слабею . Тогда я принял мудрое решение : вылезть из толпы и
   уехать. Вернувшись домой , я узнал ,что все мои друзья давно вернулись , а мама
   звонит без конца в институт Склифосовского("Скорая помощь"):ведь слухи о мно-
   гочисленных жертвах уже ползли по Москве.Лично я видел на Пушкинской площа
   ди десятки валяющихся туфель . Видел как оттаскивали в сторону людей, с которы-
   ми случилось что-то плохое. Но в детали я не вдавался , т.к. передо мной маячила
   лишь цель: прорваться к гробу Сталина. Много месяцев спустя , когда страсти улег
   лись , я написал свой первый рассказ-притчу , навеянный разговорами об " отце
   всех времён и народов" , которого мы лишились и который был для нас эталоном
   правильности и мудрости.
  
   ЭТАЛОН
   Человек пересекал площадь. Дойдя до середины её , он поднял голову и посмот-
   рел наверх. Там , на башне ратуши были огромные часы, единственные в городе.
   Человек устремил свой взор к ним, и удовлетворение наполнило его душу. Выра-
   жение его лица изменилось , он улыбнулся , довольный жизнью.Изо дня в день ,
   из месяца в месяц на протяжении многих лет Человек точно в это время проходил
   здесь , и каждый раз часы показывали 7 часов. Он любил утро : значит день начат
   хорошо и он шагает в ногу со временем. Часы были для него своего рода эталоном,
   по которому Человек строил свою каждодневную жизнь , вернее её ритм.
   Но однажды случилось непредвиденное : Человек безнадежно опаздывал. Дул
   сильный ветер , моросил противный дождь и, укутавшись в свой плащ , Человек
   пересекал площадь , не поднимая головы. В это время громко закаркала ворона ,
   сидящая на старом дубе , что рос рядом с ратушей. Человек поднял голову , посмо-
   трел в ту сторону и увидел часы. Они показывали 7 часов , как это всегда бывало и
   раньше. Человек продолжал быстро идти вперёд , семеня ногами , как бы не пони-
   мая смысла увиденного. Но вдруг через несколько шагов до него дошел прискорб-
   ный смысл : часы стояли , они были мертвы. Все эти годы Человек соизмерял свою
   жизнь с мертвым эталоном , которому бесконечно верил. И это было ужасно. Луч-
   ше бы он не знал этого , лучше продолжать жить в неведении. " Как же дальше
   строить свою жизнь , с чем соизмерять её ритм?" Эти мысли проносились в его го-
   лове , а ноги продолжали нести Человека всё дальше и дальше от этой площади с
   мёртвым эталоном. И неуверенность начала быстро заполнять его душу... Неуверен
   ность в правильности того , что он делал раньше и что только собирается делать.
   Ему казалось , что часы его жизни остановились навсегда.
  
  
   3. Путь от диктатора до тирана
  
   О личности и деятельности Сталина сейчас написаны тома. Дело в том , что до-
   ступность к партийным и КГБ-ешным архивам , воспоминания оставшихся в жи-
   вых людей-как пострадавших , так и исполнителей-дали возможность быть причаст
   ными к новой информации о делах давно минувших. История руками людей рас-
   ставила по полочкам всё то , что ещё не так давно было покрыто мраком таинствен-
   ности и неизвестности. Появилось много новых фактов , но вместе с ними возросло
   и число противоречивых мнений о деятельности Сталина на протяжении 29 лет его
   правления. Теперь констатация фактов не является чем-то интригующим. Скорее
   наоборот , они ( факты) начинают надоедать. " Ну, сколько же можно говорить об
   одном и том же?" , восклицает читатель. Потому что его (читателя) всё больше ин-
   тересуют проблемы , начинающиеся с вопроса " почему". Почему в той или иной
   ситуации Сталин поступил так , а не иначе ? Что им руководило ? Какие мысли
   рождались в его коварной голове ? То есть для расшифровки сталинского поведе-
   ния приходиться всё чаще прибегать к опосредованному мышлению и там искать
   ответы на вопросы. Я хочу помощником в этих ответах взять свою память и логику
  
   А. Исторические параллели
   Практически вся предшествующая история человечества состояла из диктаторов-
   лидеров , стоящих во главе больших или малых государств. Большинство из них
   "кануло в Лету". Но самые выдающиеся остались в истории , т.е. в памяти чело-
   вечества. Диктаторами были в Англии-Кромвель , во Франции- Наполеон , в Рос-
   сии- Пётр1и Иван Грозный. Но что интересно. Если Ивану Грозному история при-
   своила имя тирана , то остальные так диктаторами и остались.И это несмотря на то,
   что великий реформатор Пётр1 повинен в смерти десятков тысяч русских мужиков
   -стрельцов и крепостных-в мирное время, Кромвель настоял на отрубании головы
   своему королю , а благодаря правлению Наполеона на полях Европы остались ле-
   жать десятки тысяч трупов молодых солдат. Военный гений Наполеона был неу-
   держим . Но даже он не смог бы проявиться , не создайся в то время во Франции
   соответствующая социально-революционная ситуация. Различные социальные ус-
   ловия на протяжении многих веков приводили к власти диктаторов и в других
   странах.
   Перенесёмся в 20-ый век. 1-ая мировая война , приведшая Германию к поражению,
   и последующая за этим революция - отголосок русской 1917-го года-заставили не-
   мецкую нацию сделать свой выбор. И она его сделала в пользу фашистов , в пользу
   Гитлера. А Гитлер, прийдя к власти, распространил на волне национализма тирани-
   ческую власть на всю страну. После изоляции и уничтожения инакомыслящих , в
   первую очередь коммунистов, началась расправа над евреями, которые согласно
   теории фюрера должны были быть подвержены тотальному уничтожению. Подоб-
   ная участь впоследствии ожидала цыган, поляков, других славян. Затем наступила
   полная милитаризация всего хозяйства Германии и последовавшее за ней начало
   2-ой мировой войны. Таковы шаги тирана Гитлера, утвердившего фашистскую дик-
   татуру в Германии. Союзники Гитлера по коалиции : Муссолини-в Италии и Фран-
   ко- в Испании тоже были диктаторами, но они не были тиранами , т.к. в их странах
   не было концентрационных лагерей по уничтожению людей;не проводились там и
   другие человеконенавистнические акции.
   В то же самое время в Советском Союзе благодаря диктатуре пролетариата
   власть оказалась в руках Генерального секретаря партии большевиков Иосифа Ста-
   лина. Тирания, созданная в стране руками органов ОГПУ(НКВД) по указанию Ста-
   лина , безжалостно "прокатилась" по своему народу , уничтожая казаков, интелли-
   генцию, представителей бывшего дворянства, зажиточных крестьян.Сталину посту
   пали отчеты об арестах и уничтожении целых сословий. Арестованные люди поме-
   щались в концентрационные лагеря, работали на самых тяжелых работах на различ
   ных стройках по всей стране. Они умирали тысячами , но деспоту , сидящему навер
   ху иерархической партийной лестницы, этого было мало. Он давал команды искать
   "врагов народа" среди товарищей по партии , среди командного состава Красной
   Армии. Патологически мнительный, он верил своим мини-тиранам из "карающих
   органов", а те старались вовсю , доказывая свою верность и преданность "родному
   тов. Сталину". Но это не могло спасти их от его бесовского деспотизма. Тусуя пос-
   тоянно "колоду" ,он уничтожал бывших "верных псов" руками новых.
   Перечитывая "Историю государства Российского" Карамзина, отчётливо ви-
   дишь в лице Сталина Ивана Грозного "коммунистической эпохи", который перио-
   дически , меняя одного энкэвэдэшного Малюту Скуратова на другого, выкашивал
   под корень ряды тех , кто ещё вчера плотной толпой окружал его "трон". Сталин
   прекрасно знал русскую историю. Знал как сидящие на русском троне его далёкие
   предшественники Иван Грозный и Пётр1 , боровшиеся с боярской оппозицией,
   гнали на смерть тысячи своих соплеменников для претворения в жизнь своих идей.
   ИванГрозный , разгромив Казанское ханство , вышел на просторы Сибири и пер-
   вым из русских царей начал пробиваться на Балтику. Петр1 , разгромив шведов
   на суше и на море, прорвался на Балтику и основал С.-Петербург. Точно также и
   Сталин , разгромив партийную оппозицию и усмирив на востоке японцев , дви-
   нулся на Запад , присоединил часть Украины и Белоруссии , а затем захватил три
   маленьких прибалтийских государства. В жертву его идеям были принесены жи-
   зни десятков тысяч людей. И опять-исторические параллели. Иван Грозный на-
   чал борьбу с оппозицией боярских родов, обвинив их в смерти своей любимой же-
   ны. А вскоре подверглась преследованию и военная оппозиция князя А.Курбского.
   Уничтожая бояр, царь не щадил и дворовых людей-его деспотизм не знал предела.
   Точно также поступал и Сталин. После смерти своей жены он обрушился на её мно
   гочисленных родственников и даже жён своих ближайших сподвижников , которые
   общались с ней. А вскоре и так называемая военная оппозиция , куда было вклю-
   чено до 80% высшего комсостава , подверглась удару; и это как раз накануне вой-
   ны с Германией.
   Дьявольски гениальным ходом Ивана Грозного было создание опричнины-орга-
   нов слежки и подавления любого инакомыслия. Сталин тоже в этом преуспел, под-
   чинив себе полностью органы , именуемые " карающим мечом революции". Эпохи
   разные, но как много одинакового человеческого фактора можно найти в поведе-
   нии их лидеров.
   И тем не менее , эпоха строительства социализма имела свои парадоксы. А состоя-
   ли парадоксы сталинского режима в том, что страна , несмотря на всю вакханалию,
   царившую тогда , продолжала идти "светлой" дорогой построения нового общест-
   ва. Строились новые города, заводы и фабрики , прокладывались новые каналы ,
   создавались новые фильмы , книги , балеты. И всё это делалось во славу советского
   человека, который безропотно должен был работать в цехах и шахтах , отказывая
   себе в элементарных удобствах. Вся страна была превращена в огромную стройку.
   Труд стал "делом чести, славы, доблести и геройства". И эти социалистические
   идеи очень подкупали , потому что всё делалось так правдоподобно , что даже
   передовые люди того времени , приезжавшие периодически в СССР и встречав-
   шиеся со Сталиным, не могли отличить лжи от правды. Ромен Роллан , Эдуард
   Эрио, Бернард Шоу, Леон Фейхтвангер оказались "одураченными" мнимым
   сталинским обаянием и советской действительностью. Они принимали все поли-
   тические процессы, происходящие в СССР , за борьбу нового общества против
   огромного числа врагов . Вывод : что ж, за светлое будущее надо бороться. Так
   в Советском Союзе, этом "королевстве кривых зеркал", пытались построить
   при помощи "карающих органов" ГПУ- НКВД новое справедливое общество-
   образ "светлого будущего для всего человечества". И во главе всех событий и
   дел стоял лидер и вождь для простого народа , но по сути своей тиран , каких не
   знала история . И имя ему было -Иосиф Сталин.
  
   Б. Цель и средства
  
   ВОПРОС N 1
   Почему Сталин так жестоко расправился с представителями других партий, а затем
   и своей ? Что явилось лейтмотивом этого тотального уничтожения?
   Ну, с эсерами было просто.Потому что они на деле доказали , что , кроме того, что
   они-террористическая организация, они-открытые враги, поднявшие в 1918г. руку
   на новую власть во главе с Лениным. Поэтому лозунг : "Если враг не сдаётся-его
   уничтожают",-был к ним применён быстро, и исполнение не заставило себя ждать.
   С меньшевиками-немного сложнее. Ведь они были фактически представителями
   той же партии-РСДРП , только имеющие собственные взгляды. Кроме того, многие
   были товарищами по сибирским ссылкам. Но оставив бы в покое меньшевиков, Ста
   лин должен был дать "добро" на создание партии в "законе", т.е. оставить на сво-
   боде партию, не согласную с его линией. Да, не в жизни...Тогда бы их критика мог-
   ла поставить под удар его монополию на власть , что для Сталина было святое.
   Он готов был пойти на любое преступление для сохранения её-своей власти. Это
   он доказал в ходе 17-го съезда партии, сфальсифицировав результаты голосования,
   а затем разделавшись с Кировым и сильной и самостоятельной ленинградской пар-
   тийной организацией, которая всегда была для Сталина как кость в горле. К этому
   времени "карающий меч революции", направляемый партией в лице Сталина, ру-
   бил головы направо и налево. Сопротивления Сталину в партийных кругах уже не
   было: наступило состояние кролика, сидящего перед удавом. И политические про-
   цессы проходили под крики: " Ура партии! Ура Сталину!".
   ВОПРОС N 2
   Почему Сталин уничтожил , созданные в горниле 1-ой мировой и гражданской
   войн , военные кадры?
   Полностью подчинив себе лично органы ОГПУ-НКВД , Сталин прекрасно понимал
   что альтернативой этой силовой структуре является армия. Вот почему его основ-
   ной задачей в середине 30-х годов стала задача "приручить" эту другую силовую
   структуру. А это можно было сделать, лишь убрав с дороги "забор из героев Граж-
   данской войны" и всех тех, кто им в армии поклонялся. Так борьба Сталина за
   власть( а для него это означало и за жизнь) отодвинула на задний план все его дру-
   гие амбиции. Поняв это, перестаешь удивляться поведению Сталина в деле разгро-
   ма военных кадров в то время, когда призрак новой мировой войны уже начал бро-
   дить по Европе: война в Абиссинии, гражданская война в Испании, милитаризация
   фашистской Германии. Понимая, что главным авторитетом в армии был маршал
   Тухачевский, Сталин решил начать атаку именно на него.Ведь Тухачевский-это
   была личность уважаемая самостоятельная , стоящая во главе такой силовой струк-
   туры как армия. Сталин видел в этом опасность для себя. Сейчас благодаря архи-
   вам хорошо известно , что авторитет Тухачевского в армии в 1935-37гг. был нас-
   только высок , что он мог себе позволить,приехав в Англию на похороны короля
   Георга 5-го, пойти на встречу с немецким генералом-представителем фашистского
   Генштаба без разрешения партии, т.е.Сталина. Или , находясь в командировке во
   Франции, пойти на встречу с бывшими однокашниками и царскими офицерами ,
   а тогда белоэмигрантами, в парижский ресторан.Весь высший комсостав Красной
   Армии-герои Гражданской войны числились в его друзьях. И , конечно, появление
   второго Наполеона , стоящего во главе силовой структуры, не могло не пугать Ста-
   лина. Ведь ему докладывали как критически в его адрес высказываются многие
   высшие руководители Красной Армии. И Сталин решил сыграть "во-банк", унич-
   тожив как самого Тухачевского так и его "высоких" друзей. И сделано это было
   фактически накануне войны с Германией. Думал ли Сталин об этой опасной акции?
   Безусловно. Но патологическая боязнь потерять власть была сильнее. Вот почему
   он решился на удар по Тухачевскому и его окружению. А заигрывание с Герма-
   нией и пакт о ненападении должны были дать ему время для подготовки новых
   военных кадров , преданных партии , т.е. ему-Сталину. Но жизнь внесла свои кор-
   рективы и не получилось как он задумал. В этом Сталин смог убедиться в резуль-
   тате войны с маленькой Финляндией, когда обезглавленная Красная Армия благо-
   даря бездарному новому руководству принесла в жертву десятки тысяч своих сол-
   дат и офицеров. Расплатой за его трагические ошибки в будущей войне с Герма-
   нией станут жизни миллионов советских людей.Но как он сам впоследствии ска-
   жет : "Это уже статистика". Война выиграна , а победителей ,как известно, не су-
   дят. И опять Сталин на коне. Ну, прямо Илья Муромец нашей советской эпохи.
   "Раздраконив" весь высший комсостав Красной Армии, Сталин опередил
   возможные действия против него с их стороны. Фактически тогда в 1937 г. он
   предвосхитил поведение Хрущева "разлива"1953г. , когда после смерти вождя
   тот привлёк армию в лице Жукова и других представителей генералитета для
   блокирования органов МГБ, подчиненных Берия.
  
   ВОПРОС N 3
   В чём крылась ненависть Сталина к отдельным малым народностям ?
   В партии Сталин всегда считался главным специалистом по национальному
   вопросу. Но хорошо известно как он эти вопросы решал. Сталинская концепция :
   " Нет человека , нет проблемы" , которую он взял на вооружение , позволила ему
   в таком же духе решать и многие национальные вопросы , в которых Сталин счи-
   тал себя докой.Особенно ярко характер Сталина проявился в этих вопросах в связи
   с войной. Любое подозрение в нелояльности советской власти прокатывалось тя-
   желым жерновом по разным малым народностям СССР : приволжским немцам ,
   крымским татарам , чеченцам , прибалтам и другим. Расправа была короткой и же-
   стокой. С помощью войск НКВД эти народы должны были ( и это делалось) высе-
   ляться со своей земли и отправляться на Восток :Сибирь, Казахстан и другие от-
   далённые места. Люди погибали тысячами , т.к. из товарных вагонов, в которых
   их перевозили безо всяких элементарных удобств, их выгружали в пустынных мес-
   тах , невзирая на время года и погоду. Смертность при этом была , естественно,
   высокой. Но применяя кнут , этот изощренный тиран не забывал и пряник : перио-
   дически в Москве проводились декады культуры и искусства различных республик
   Так.образом , несмотря на всё царящее беззаконие,партийная пресса старалась вос-
   питывать народ в безусловной правильности мудрой сталинской политики.А любое
   несогласие оборачивалось арестом. Так боязнь потерять власть постепенно шаг за
   шагом превращала Сталина из партийного диктатора, каким он стал после смерти
   Ленина , в необузданного тирана , который играл судьбами людей как хотел.
  
  
   Лирическое отступление N 2
  
   Сейчас мир не тот, что был 100 с лишним лет тому назад, когда коммунистические
   праотцы-к ним следует причислить не только Маркса и Энгельса, но и всех социа-
   листов-утопистов 19-говека вместе с Плехановым и Лениным,- делили его по поли-
   тической принадлежности на ужасных кровопийц-капиталистов и многомиллион-
   ную массу пролетариев, скованных капиталистическими цепями. По замыслу пра-
   отцов пролетарии должны были эти страшные цепи разорвать, а затем и уничто-
   жить для блага и процветания грядущих поколений. А вместе с цепями -оковами
   уничтожению подлежало всё, что создали предшествующие поколения человече-
   ства; и это несмотря на то, что создано было много хорошего,позитивного.
   Вот почему, когда в России в 1917г.(наконец-то!) осуществились мечты коммуни-
   стических праотцов , то прежде чем строить новое и светлое общество,решили рас-
   чистить стройплощадку. И понеслось...Начали "приклеивать" ярлыки к любому де-
   лу или явлению, связанному с прошлым. А так как всё было в той или иной степе-
   ни связано с прошлой жизнью, то ярлыки такие как буржуазная этика или мораль,
   буржуазная культура, искусство или наука "наклеивались" направо и налево. И та-
   кой ярлык означал : подлежит уничтожению или переделке на новый лад. А то, что
   переделанное на этот самый новый лад стало хуже,чем ранее существовавшее, ни-
   кого не волновало. Ведь большевики,пришедшие к власти , считали,что освобож-
   денное от страшных цепей новое общество должно было иметь всё новое. Имелось
   в виду лучшее. Но было ли оно лучшее? Это был вопрос без ответа. Вернее ответ
   на него могла дать только жизнь. И в будущем она его , конечно, дала. Но круше-
   ние так называемых цепей капитализма не происходило безболезнено для людей
   этого нового общества. А если кто-то выражал сомнение и не кричал: "Ура, это
   новое прекрасно",подлежал перевоспитанию . Под этим понимались различные
   меры насилия: от концентрационных лагерей до физического уничтожения.И дела-
   лось это невзирая на лица:от первых людей страны до безграмотных крестьян и де-
   тей. Лабораторией была вся страна, подопытными-всё население . Причем, лабо-
   ранты, т.е. те,кто проводил опыты, порой сами становились подопытными.Основ-
   ной принцип всего эксперимента был: "Лес рубят- щепки летят". Девиз : " Мы соз-
   даем светлый мир для грядущих поколений, для наших детей и внуков". А то , что
   эти самые дети и внуки, живущие рядом , страдают-были деталями никого не вол-
   новавшими. Вся эта страна-лаборатория чем-то напоминала огромный оркестр.
   На самом верху на возвышении стоял Маэстро, тот великий дирижер, который по
   воле судеб оказался за огромным и страшным по своим возможностям пультом.
   Он должен был только произвести взмах рукой, чтобы инструменты вели мелодию.
   А кто по мнению Маэстро фальшивил, быстро менялся на другого, сам ,как прави-
   ло, исчезая бесследно. Желавших попасть в оркестр всегда хватало, потому что лю-
   бой попавший туда чувствовал себя созидателем чего-то нового , особенно , если
   удавалось оказаться в первых рядах оркестрантов. И , конечно, каждый стремился
   быть ближе к дирижеру, т.к. считал что именно от него зависела правильная игра
   всего оркестра. Оркестранты заменялись время от времени, и новые , безусловно,
   знали о судьбе своих предшественников. Но они считали, что всё делается правиль-
   но и их не может постичь та же участь. Уж так устроен человек, что ему всегда хо-
   чется верить в лучшее...
  
   4. ТЕХНОЛОГИЯ ВЛАСТИ
  
   Первым классовым обществом в истории человечества был рабовладельческий
   строй. Тогда впервые , взятых в плен врагов, превращали в рабов , используемых в
   государственном хозяйстве как бесплатная рабочая сила. Но также как и рабочий
   скот, они нуждались в еде. Кроме затрат на питание , рабовладельческому государ-
   ству нужны были охранники для содержания всей этой массы рабов в повиновении
   Отмирание рабовладельческого строя произошло, как известно, по причине его не-
   эффективности, так как у рабов не было стимула работать хорошо.
   Прошли тысячелетия, и идея использования государством бесплатной рабочей
   силы нашла своё воплощение в 20-ом веке в стране, претендовавшей на "светлое
   будущее всего человечества". Этой страной стал СССР , внутри которого в течение
   десятков лет существовала другая страна-ГУЛАГ. Государственное Управление
   (исправительно-трудовых) ЛАГерей было создано при ОГПУ -органе подавления
   свобод в стране. Необходимость в нём появилась после того, как в результате рево-
   люции 1917 г. и гражданской войны образовалась огромная масса людей , аресто-
   ванных по разным причинам . В первые пост-революционные годы, когда речь
   шла о выживании молодой советской республики, и власти отвечали на "белый тер
   рор красным" , уничтожение людей , принадлежащих к враждебному классу, было
   поставлено на "поток ". Ведь сажать в тюрьмы, а значит, кормить и охранять, мо-
   лодое государство рабочих и крестьян было просто не в состоянии.В стране был
   страшный голод , а мужское население , способное держать винтовку, отправля-
   лось на фронт для защиты республики. И такое положение сохранялось несколько
   лет пока шла гражданская война. Конец её заставил новые власти принять ленин-
   кую Новую Экономическую Политику (НЭП) , чтобы вывести страну из полной раз
   рухи и голода , царивших тогда. И это в какой-то степени удалось сделать за счет
   оживления торговли и экспроприации остатков в крестьянских хозяйствах. Именно
   тогда родилась идея использовать арестованную массу народа на самых тяжелых
   работах. Неизвестно кому первому пришла в голову эта идея, но то, что она приш-
   лась по душе Генеральному секретарю партии большевиков Сталину, не вызывает
   сомнения.
  
   А. Три этапа
   Весь сталинский период правления можно разделить на три этапа. Первый этап,
   наступивший сразу после смерти Ленина и продолжавшийся 5 лет, оказался самым
   трудным для Сталина. Ведь страна , которую он принял, была полностью разруше-
   на Гражданской войной. Ленин начал её оживлять при помощи НЭПа. И это был
   хороший ход , но Сталин, который после смерти Ленина оказался на самом верху
   партийной иерархии, понимал , что главная проблема для него - это удержать
   власть в своих руках. А для этого надо было сначала "свалить" Троцкого. И это
   ему удалось сделать. Поэтому первое пятилетие после смерти Ленина было Стали-
   ным с политической точки зрения успешно завершено.Но страна требовала пере-
   мен. Какие мысли рождались в голове этого гениального злодея-не знает никто,
   и догадываться о них мы можем лишь по его делам. А дела были таковы, что сразу
   же после устранения Троцкого -главного конкурента, Сталин начал борьбу с "вну-
   тренним врагом". К этой категории людей, кроме троцкистов-сторонников Троцко-
   го, причисляли чиновников советских учреждений, получивших название "Пром-
   партия", зажиточных крестьян(кулаков), и предприимчивых людей, которые благо-
   даря НЭПу улучшили своё материальное положение, т.е. "обуржуазились", что вы-
   зывало ненависть остального нищего народа. С "буржуями" знали как поступать
   исходя из предыдущего революционного опыта : всё нажитое-отнять, а самих-за
   решетку. Для уничтожения "кулака как класса" понадобились-в случае сопротив-
   ления-физические методы воздействия, а затем выселение в отдаленные места с
   конфискацией имущества. Чиновники разных учреждений объявлялись саботаж-
   никами и врагами , и отношение к ним было соответствующее: расстрел или лагерь
   Главный вывод , который был сделан Сталиным на этом первом этапе борьбы с
   "внутренним врагом",-это возможность использования всей арестованной массы
   народа в качестве бесплатной рабочей силы на тяжелых строительных работах.
   А строить предстояло много-начиналось время сталинских пятилеток. И помогать
   партии осуществлять все эти начинания должны были чекисты-её верные бойцы.
   Так постепенно Сталин с помощью устрашения и подавления прибрал партию,а
   значит и страну к рукам. И помогал ему в этом на всех этапах "карающий меч ре-
   волюции"- ОГПУ(НКВД).
   Гражданская война отбросила Россию на 10-12 лет назад по сравнению с 1913г.
   Сталин понимал , что СССР необходим экономический прорыв на уровень разви-
   тых капиталистических стран. Именно , прорыв, а не медленный эволюционный
   путь развития , растянутый на десятилетия. Для этого была нужна огромная трудо-
   вая армия бесплатных работников , практически рабов, чтобы двигаться вперёд
   "семимильными шагами". И такую армию страна получила.
   Следующий этап сталинского правления начался с момента принятия Закона
   о пятилетках , т.е. с 1929г. и продолжался он до 22 июня 1941г., когда фашистская
   Германия вероломно напала на Советский Союз. Эти 12 лет позже были воспеты
   в кинофильмах, поэмах и романах, когда гигантские стройки покрыли всю страну:
   Днепрогэс и Запорожсталь, подшипниковые заводы и Магнитка, тракторные и авто
   заводы, метрополитен и новые каналы. И всё это создавалось при непосредствен-
   ном участии заключенных, их руками и на их костях. На фоне этих грандиозных
   успехов под руководством партии большевиков во главе с "мудрым тов. Стали-
   ным" борьба с "внутренним врагом" преподносилась как происки врагов советско-
   го народа-строителя социализма. Но врагами советской власти объявлялись не бур-
   жуи-капиталисты , ставшие уже историей, и не фашисты, с которыми был заклю-
   чен впоследствии пакт о ненападении, а соратники по революционной борьбе. Это
   лишь подтверждает мысль о том , что оппозиция Сталину существовала и в пар-
   тии , и в армии. Именно поэтому уничтожение любой оппозиции стало для Сталина
   насущной задачей, и все политические процессы были не на пустом месте.
   Нечто подобное проделал и Гитлер, когда уничтожил бывших товарищей по
   партии. И вот обладатели этих сходных почерков сошлись в смертельной схватке.
   Было ясно, что к финишу должен был прийти только один.
   22 июня 1941г. начался третий этап сталинского правления протяженностью
   12 лет. Проиграв старт или как говорят шахматисты "дебют" , Сталин перехватил
   инициативу в середине "партии" и уже не выпускал её до самого конца войны. По-
   беда в этой "партии" позволила Сталину в какой-то степени стать монополистом
   на европейском политическом пространстве. Теперь уже 7 европейских стран прим
   кнули к недавно ещё единственной стране, строившей социализм. А такие крупней-
   шие европейские страны как Франция, Италия, Греция имели мощные коммунисти
   ческие партии. Ну, чем не апофеоз величия сталинского гения?!
   Но годы 2-ой мировой войны сильно изменили мир. Если не считать колониаль
   ной Африки, нищей и далёкой Юж. Америки и огромной по численности населе-
   ния , но не по ресурсам Азии , на пути Сталина к "всеобщему коммунистическому
   раю" стояли далёкие и очень богатые Соединенные Штаты и всё та же старая зна-
   комая-Великобритания со всеми её доминионами и колониями. Водоразделом меж-
   ду Сталиным и лидерами США и Англии- вчерашними союзниками по антигитле-
   ровской коалиции- послужил Акт о капитуляции фашистской Германии от 8-го
   мая 1945г.. Новый день принёс и новое глобальное противостояние. Имея в своих
   руках 11-ти миллионную военную машину, сильнейшую из когда-либо имевшихся
   на Земле, Сталин тем не менее понимал, что поднять разрушенную страну она ему
   не поможет. А делать это надо было как можно быстрее, т.к. у будущего потенци-
   ального противника- США появились новые военные технологии : атомные бомбы,
   опробованные в Японии, огромные бомбардировщики и авианосцы. Находясь на
   большом удалении от СССР, США имели десятки военных баз вокруг Советского
   Союза и хотели диктовать ему свои условия "игры". Такова была реальность того
   времени, и Сталин был поставлен перед фактом : или сделать новый, второй про-
   рыв в экономике, причем за очень ограниченный промежуток времени, или ??
   Один раз США уже продемонстрировали свою готовность поставить Японию на
   колени с помощью атомных бомб . Где гарантия, что они это не сделают ещё раз?
   Для решения поставленных задач по восстановлению страны и созданию атом-
   ного оружия нужны были людские ресурсы, т.к. научный потенциал позволял
   это сделать. И ресурсы нашлись ; ведь система ГУЛАГа продолжала работать.
   Сильно поредевшая за счет сотен тысяч погибших в штрафбатах заключенных,
   она пополнилась после окончания войны массой пленных немцев и их союзни-
   ков по гитлеровской коалиции , а также бывших советских граждан, попавших в
   плен к немцам во время военных действий и впоследствии якобы освобожденных
   из плена. Участь последних была намного трагичнее , чем участь пленных врагов,
   т.к. большинство из них попали в плен не по своей воле и ждали с нетерпением
   конца войны , чтобы вернуться домой. Деспотизм действия советских властей был
   необъясним с точки зрения человеческой морали. Но однажды сказанная Сталиным
   фраза: " У нас нет пленных, у нас есть предатели",- уже гуляла по стране. Таким
   образом хозяин ГУЛАГа Берия получил миллионы новых рабов для строительства
   спецобъектов.
  
   Б. ГУЛАГ живёт
  
   Война закончилась, и выстрелы перестали звучать , но материально советские
   люди не стали жить лучше. Истерия опасности оказаться под американскими атом-
   ными бомбами делала своё дело : она заставляла людей отказывать себе в самом
   необходимом . Фактически, первые послевоенные годы большинство людей в стра-
   не жили как в огромном лагере : в холоде и голоде без элементарных удобств. Вся
   ненависть за такую жизнь была направлена большевистской пропагандой на Соеди
   ненные Штаты , которые , находясь вдали от европейского театра военных дейст-
   вий, не только не пострадали материально, но, наоборот, сильно обогатились. И на-
   чался период так называемой "холодной войны", когда на территории СССР про-
   должали действовать законы военного времени. Любое опоздание на работу, а тем
   более неявка по любой причине рассматривались как уголовное преступление. Ми-
   лиция останавливала людей на улицах и проверяла сумки. Повсеместно существо-
   вавшая система доносов приводила к быстрому аресту за любое критическое заме-
   чание в адрес властей или даже рассказанный в кругу друзей анекдот. Система до-
   носительства в стране насаждалась властями сверху. А так как доносчиков-сексо-
   тов было великое множество на предприятиях, а также в домах, где эту функцию
   официально выполняли дворники, то это позволяло постоянно пополнять армию
   бесплатных работников-рабов ГУЛАГа. Так благодаря бесплатным людским ре-
   сурсам, задействованным в лагерях, СССР старался компенсировать финансовое
   и военно-технологическое отставание от США. И в первую очередь это проявилось
   в вопросах создания атомного оружия и стратегических бомбардировщиков. К кон-
   цу 1949г., когда весь советский народ и " всё прогрессивное человечество"( как пи-
   сали тогда) отмечали 70-ти летие великого Сталина, у Советского Союза была атом
   ная бомба и средства её доставки. Монополия США была потеряна, но гонка воору
   жений продолжалась. А это означало, что необходимость в бесплатной рабочей си-
   ле, будь то труд квалифицированных зеков-специалистов или неквалифицирован-
   ных зеков, продолжала оставаться острой.То есть СССР продолжал нуждаться в
   стране ГУЛАГ, существовавшей внутри него. Подтверждением этого являются лич
   ные воспоминания, мемуары, литературные описания бывших узников ГУЛАГа ,
   выживших в этом аду. Система ГУЛАГа настолько сильно укоренилась в жизни
   советского государства, что и после смерти Сталина она продолжала существовать,
   как метостаз, ещё долгие годы.
  
   5. СТАЛИН и национальный вопрос
  
   После окончания 2-ой мировой войны на карте мира произошли колоссальные
   изменения. Если с Европой было всё ясно : надежный социалистический лагерь
   в восточной зоне, союзники США по НАТО - в западной и мелкие скандинавские
   страны с нейтральными Швейцарией и Австрией , то в Азии с образованием в 1949
   году коммунистического Китая с 800-ом миллионным населением и новой Индии с
   500-от миллионным населением , разорвавшей многовековые колониальные цепи и
   явно поглядывавшей в сторону СССР , положение складывалось явно не в пользу
   Соединенных Штатов. Африка продолжала оставаться колониальным конгломера-
   том, но вот Ближний Восток с его огромными запасами нефти был стратегически
   привлекателен. Исторически это было местом интереса Британской империи. Но
   вот в 1948г. в этом районе было создано крошечное государство Израиль, на кото-
   рый Сталин сделал свою ставку. Общеизвестно ,что советская армия спасла мир от
   коричневой чумы и в первую очередь это относится к евреям Советского Союза.
   Хорошо известно также, что при создании государства Израиль первый голос "за"
   в ООН был советский.И за это Сталин ждал от Израиля благодарного реверанса.
   Он очень хотел иметь в этом районе мира надёжного вассала в противовес Англии,
   делавшей свою ставку на арабские страны. Естественно, ни о какой любви к евреям
   речь не шла : это была чистая политика. И сейчас хочется задать самому себе уме-
   стный в этой ситуации вопрос : " Как Сталин вообще относился к евреям , был ли
   он антисемитом изначально и если нет , то почему он им стал в последние годы
   своего правления?" Я думаю , что в первые годы после революции он им не был,
   но постепенно он антисемитом становился, когда во время болезни Ленина и осо-
   бенно после его смерти ему приходилось бороться за ленинское кресло с Троцким,
   его сторонниками и другими многочисленными представителями еврейской нацио-
   нальности в верхних партийных эшелонах власти. А так как вопрос лидерства в пар
   тии всегда был для Сталина приоритетным, то все конкуренты -реальные или подо
   зреваемые-автоматически переходили в разряд врагов.
   Но вернёмся к 1948 г., когда образованное не без его- Сталина-помощи молодое
   еврейское государство принесло ему такое глубокое разочарование , и наверное,
   ненависть. Сталин проигрывать не любил, и когда в разгар "холодной войны" Из-
   раиль выбрал в свои друзья США ( и не изменяет, кстати, этому выбору по сей
   день) , то весь свой патологический гнев Сталин обрушил на советских евреев.
   Убив Михоэлса, расстреляв лучших представителей советского еврейства из Анти-
   фашистского комитета, этот деспот дал ход "делу врачей". Этот изуверский акт
   накрыл всю страну волной антисемитизма и повлёк изгнание десятков тысяч евреев
   с мест их работ. Следующим этапным мероприятием должно было стать выселение
   евреев сначала из крупных городов , а затем из периферийных мест проживания в
   Сибирь и Биробиджан. Это мероприятие по своей масштабности должно было быть
   таким же как изгнание в Сибирь зажиточных крестьян в конце 20-х годов, а по сво
   ей трагичности это был бы второй Холокост. Но к счастью для советских евреев
   этому не суждено было осуществиться, т.к. 5-го марта 1953г. "выдающийся тиран
   всех времён и народов" Иосиф Сталин скончался во время еврейского праздника
   Пурим. Так закончилась 29-ти летняя эпоха сталинского правления, принёсшая мно
   гомиллионные жертвы советскому народу, под которым надо понимать десятки
   народов разных национальностей, входивших в состав Советского Союза.
  
  
   6. 29 =/= 11 + 18
   Сейчас некоторые писатели и политологи при оценке деятельности Сталина на этом самом руководящем партийном посту пытаются руководствоваться лозун-
   гом "победителей не судят". А затем они приводят факты. И действительно, при
   Сталине бывшая крестьянская Российская империя, державшая первое место в Ев-
   ропе по экспорту пеньки и зерна, сумела выжить после разрушительной граждан-
   ской войны, сумела стать индустриальной державой, сумела одолеть вооруженную
   до зубов фашистскую Германию, которую обслуживала тогда почти вся Европа,
   сумела,наконец, после страшной войны стать страной, которой было присвоено
   звание "великой державы". Фактом является и то, что фундаменты ядерных и кос-
   мических программ, авиационной и военной промышленности были заложены при
   Сталине. В течение этих 29-ти лет сталинского правления страна, руководимая ге-
   ниальным демоном с партийным билетом , сумела с помощью ГУЛАГа за истори-
   чески неправдоподобный отрезок времени создать такой базис, который позволил
   во второй половине 20-го века на какое-то время сделатьСССР военным конкурен-
   том богатейшей и сильнейшей страны мира-США. Но вот прошло после смерти
   Сталина ещё 29 лет жизни страны, продолжавшей теоретически строить комму-
   низм : 11 лет при Хрущёве и 18 лет при Брежневе. И когда в 1982г. дышащую на ладан страну из рук Брежнева приняли поочередно дышащие на ладан руки двух
   генсеков : Андропова и Черненко, чтобы передать её в руки более молодого лидера Горбачева, попытки последнего с помощью гласности и перестройки что-либо из-
   менить в стране, успеха не имели. Распад коммунистической системы был неизбе-
   жен в силу экономических и социальных условий. Так эксперимент построения
   государства рабочих и крестьян , нацеленный на построение "светлого будущего"-
   коммунизма с треском провалился. Рухнуло само государство-СССР , а значит
   провалилась и идея, в которую свято верили люди по имени "большевики".
   Среди них были кристально честные , преданные этой идее, люди. Так почему же
   это произошло? И была ли возможность заставить существовать это общество и
   дальше? Неправильно думать, что всё развалил последний генсек Горбачев. На-
   чалось всё намного раньше, ещё за три десятка лет до него, когда умер Иосиф
   Сталин. Ведь при нём его эго, т.е. личность играло колоссальную роль в обществе.
   История никогда не отменяла роль личности: и примеров тому уйма.
   Следующий хозяин Кремля Хрущев начал менять технологию диктатуры вла-
   сти: началась так называемая "оттепель". Железный занавес , построенный Стали- ным , начал "приоткрываться". Нет, это ещё не было крушение той системы, кото-
   рую создал в стране Сталин , но как любил говорить впоследствии Горбачев :
   " Процесс пошел". Да и личности были разные. Сталин был дикий волк, одинокий
   отшельник, державший даже любимую дочь в "черном теле", не давая ей права на
   личную жизнь. Он игнорировал всех, кто окружал его, доверяя лишь своему собст-
   венному мнению. Хрущев же был нормальным семьянином: добрым отцом и му-
   жем , т.е. имели место человеческие факторы, что было важным моментом для на-
   чала "оттепельных" дел в стране. Но главной причиной , безусловно, стала невоз- можность "верхов" и "низов" жить по-старому. И здесь большую роль сыграло
   влияние Запада, который помогал советскому народу осознать великую ложь, ко-
   торой его постоянно потчевали советские средства массовой информации. Ведь в сталинские времена можно было критиковать и даже возмущаться неправыми
   действиями отдельного чиновника-бюрократа или иного работника, но только не
   системы, позволявшей безнаказанно чинить зло. Страх оказаться за колючей про-
   волокой подавлял всякое желание высказываться по этому поводу. В дальнейшем,
   после смерти Сталина, власти пытались придерживаться той же тактики, но это уже не срабатывало: мир менялся ,и эти изменения сильно влияли на моральное
   состояние советского общества. Так что ,подобно Римской империи, построившей
   своё величие на труде рабов, Советский Союз в государственном плане построил
   своё могущество не только на костях узников ГУЛАГа-этих рабов 20-го века, но
   и на крови и поте всего народа. А затем , подобно краху Римской империи, СССР
   развалился, когда система ГУЛАГа перестала работать. И толчком этому стала
   смерть Сталина. Именно она перечеркнула возможность существования внутри "железного занавеса" страны с дисциплиной и контролем , созданных её творцом.
  
   Лирическое отступление N 3
  
   В тоталитарном государстве, где
   закон не действует, человеческая жизнь
   рассматривается как вещь, которую мо-
   жно отнять, если это удобно государст-
   ву, если ему это нужно.
  
   С детства моей слабостью были книги и кинофильмы о советских разведчиках.
   На всю жизнь я запомнил встречу в Доме пионеров с командиром партизанского
   отряда и писателем Медведевым. Это в его отряде под городом Ровно была база
   для выдающегося разведчика Николая Ивановича Кузнецова, известного у нем-
   цев под именем офицера вермахта Пауля Зиберта. Я тогда думал , что разведчики
   не только самые героические , но и самые уважаемые люди в нашей стране. И вот,
   когда десятки лет спустя открылись архивы, мы узнали о трагической судьбе мно-
   гих разведчиков. Разведчики-эти "прометеи" 20-го века-шли на смерть, отдавая
   свои жизни государству и народу. Немногие из них выжили после Великой Отече-
   ственной войны, хотя ежедневно ходили по "лезвию ножа". И вот родное государ-
   ство , которому бескорыстно служили эти герои, решило их самих и их семьи реп-
   рессировать, сомневаясь в порядочности и честности этих людей. Точно такая же
   участь выпала на долю многих тысяч военнопленных, попавших в плен не по своей
   воле. Задавая себе вопрос "почему это происходило?" , я нашел лишь один ответ:
   это было преступление. Так как в любом тоталитарном государстве историческая
   фраза "государство-это я" действует безотказно , то мнение советского государ-
   ства обозначало мнение человека , сидящего наверху иерхарической ( партийной) . лестницы . Сталин , который был фанатически подозрителен , заставлял
  
   всех недоверять всем . Ведь получается , что он Гитлеру доверял больше , чем
   своим преданным разведчикам.
  
   И до Отечественной войны и во время неё и после её окончания его
   патологическая подозрительность продолжала плодоносить, беспощадно уничто-
   жая и калеча ни в чём неповинных людей.И если в резидентуре, работающей в тылу врага, случались "проколы" , то как правило уничтожалась вся группа по принципу "нет человека-нет проблемы". Именно это и побудило меня написать эти стихи.
  
   Жертвы произвола
  
   Советским разведчикам,
   погибшим от рук своих,
   посвящается
  
   Я вспомнил детскую загадку :
   Средь десяти-один шпион.
   И мозга ,совершив зарядку,
   Пытаюсь выяснить кто он.
  
   Так уравнения решая ,
   Иксы и игреки смешав ,
   Деля, дробя и умножая ,
   Мы их находим, суть поняв.
  
   Но десять иксов- ведь не шутка,
   Где каждый иксик-человек.
   Стоят все в ряд- без промежутка
   Те десять жизней : тет-а-тет.
  
   Здесь невозможно ошибаться.
   Ошибка-жизнь, курка щелчок.
   Есть шанс один, чтобы дознаться,
   А девять-против, как упрёк.
  
   Я помню : в древности далёкой
   Один мудрец сказал слова -
   Той истины простой и одинокой
   Чрез тысчу лет нам донесла молва.
  
   Та истина всегда жива в народе
   (не в государстве, где полно крамол) :
   "Пусть лучше девять виноватых на свободе,
   Чем невиновного настигнет произвол".
  
   Но государство, что мифическая гидра:
   Оно не признаёт благих идей.
   Политика его пошлА, блудлива, хитра.
   Оно-КронОс , сожравший собственных детей.
  
   И гибнут люди, невиновность сохраняя.
   Бьют кулаком, но там закрыта дверь.
   И на пол падают, судьбину проклиная,
   Моля, крича : " Невинен я , поверь!"
  
   И холод пробирается за спину,
   И сединой покрыта голова.
   И шепчет человек : "Ужель я сгину?"
   А жизнь идёт. Ей вслед бежит молва.
  
   Март 2003г.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ЭПИЛОГ
  
   Канула в Лету коммунистическая эпоха, а вместе с ней исчез и её главный ло-
   зунг : " Партия- наш рулевой". Да, партия при советской власти действительно
   рулила всё время. И каждый раз , чтобы успешно рулить, она выбрасывала новый
   лозунг. Первые месяцы новой революционной власти, первые трудности, первые
   противостояния. И сразу же появился лозунг : " На белый террор ответим крас-
   ным". И тут же началось уничтожение людей инакомыслящих, к которым можно
   было причислить кого угодно. А потом партия сказала : " Уничтожим кулака как
   класс". И сотни тысяч крестьян с семьями были сосланы в Сибирь, брошены на
   произвол судьбы, ушли в "никуда". А потом партия решила "почистить" свои
   ряды, что привело к многочисленным арестам, а затем и уничтожению членов тех
   самых партийных рядов, которые и сделали революцию. А потом партия начала
   наводить порядок в армии, что привело к уничтожению её комсостава , создан-
   ного и воспитанного революцией. И неплохо, кстати, воспитанного.
   Именно так на протяжении всей советской эпохи партия "рулила", а государ-
   ство -эта машина подавления-давила всех и каждого , на кого эта машина направ-
   лялась партией. Партия была ведущей силой страны и общества. А кто был ведо-
   мым ? Кто был верным исполнителем всех партийных указаний? Кто был "караю
   щим мечом революции" ? На разных этапах эту организацию называли по разно-
   му : ГПУ, НКВД, МГБ, КГБ, ФСБ. Сейчас коммунистической партии во власти
   нет, но рулить кто-то должен. Кто-то должен давать указания и заставлять госу-
   дарственную машину двигаться в нужном направлении. Сейчас эту функцию вы-
   полняет президент страны через своих приближенных и помощников. Нельзя наз-
   вать эту группу людей кланом , т.к. всё преподносится довольно демократично.
   И самое главное, что это нравится народу, о чем говорит высокий рейтинг пре-
   зидента. Есть ли недовольные ? Есть, всегда были и всегда будут. Так как не бы-
   ло ещё государства и строя, при которых не было бы недовольных. Любой дикта-
   тор, стоящий у власти ( Иван Грозный, Пётр 1, Николай 1) этих недовольных по-
   давлял. А если диктатор был "мягкотелый" , то недовольные старались взломать
   существующий строй изнутри, свергнуть диктатора и создать другую диктатуру.
   И примеров в истории предостаточно : хотя бы Николай 2-ой или Горбачев ,что
   более свежо в памяти. Ведь Ельцин, пришедший ему на смену, не создал демок-
   ратического общества . Разве при Ельцине была демократия? Была вседозволен-
   ность. Говорили что хотели, писали что хотели-взять хотя бы "Память" или
   лимоновцев, делали что хотели. Именно при нём "кремлевская семья" творила
   полный беспредел, разворовывая страну. Такой же беспредел творили и чинов-
   ники рангом ниже. И ничего в этом удивительного нет.Ведь в любой организа-
   ции , если "верхнее" начальство ворует, подчинённые делают тоже самое, толь-
   ко в меньших размерах. Пришедшие на смену Ельцину новые люди начали борь-
   бу с вседозволенностью. Это плохо? Нет, очень даже хорошо. Плохо стало позже,
   когда новые чиновники освоились и начали "грести" под себя. "Мы-бедные, нес-
   частные-говорили они-трудимся в поте лица, а кругом сплошные олигархи. А чем
   мы - то хуже ?". И начался потихоньку передел собственности. А возразить было
   нельзя, тут же рот затыкать начали, прибирая к рукам средства массовой инфор-
   мации. " Но ведь существует западный мир со своими средствами информации,"
   скажете вы. "Да, пусть тявкают,- говорит Россия устами нового чиновничьего
   класса ,- у них у самих "рыльце в пуху". Это-раз, а во-вторых, у нас , т.е. у Рос-
   сии есть свой собственный путь развития , и баста. К Китаю чего-то они не прис-
   тают , а Россию бедную "замордовали". " Почему да почему вы не идёте нашим
   демократическим путём развития?" "Да мы идём, но только во времени и в про-
   странстве. И путь этот долгий, рассчитанный на годы, а может десятилетия. Набе-
   ритесь терпения, господа, и ждите. Вот такой наш российский "ответ Керзону".
   А как во всём этом разобраться простому российскому человеку-труженни-
   ку, политизированному, не знающему кого поддерживать и к кому примкнуть?
   И он решает: " Да, гори всё огнём, никто мне не нужен. А нужно только , чтоб
   за мою работу мне нормально платили; так, чтобы обеспечить средний уровень
   жизни. И чтоб не было бардака в стране, т.е. была бы стабильность". Именно это
   ему , русскому труженнику президент Путин через средства массовой информа-
   ции обещал всё время своего правления и продолжает обещать дальше с 12-ти
   летней перспективой. Положительный баланс страны за счет продажи энерго-
   носителей настраивает на оптимистический лад, что подтверждается выполне-
   нием ряда программ. И в государственном плане это,безусловно, позитив.А не-
   гатив очень крепко "бьёт" по рукам, когда приходится сталкиваться с челове-
   ческим фактором именуемым "чиновничий аппарат". Если Россия сумеет прео-
   долеть эту проблему, что выполнить намного труднее, чем многие государствен-
   ные программы, обеспечиваемые деньгами, то прогресс не заставит себя ждать.
   Что ж , как говорится , если доживём , то увидим.
  
  
  
  
  
   Торнхил 2007г.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   8
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"