Константинов Игорь Михайлович : другие произведения.

Долгий полет в никуда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фантастика... "альтернативка", хотя нет... не совсем :).

  
  
   Я думал, что легко летать,
   Ну, как два пальца... об асфальт,
   Но оказалось всё не так под облаками.
   А.Лынник
  
   Пролог.
  
   Носовой обтекатель самолета направлен прямо в зенит, невыносимо, прямо до слез, бьет по твоим широко открытым глазам небесная синева, а спину подпирают ревущие турбины, два "огненных дьявола" с бешенной скоростью конвертируют керосин в метры и секунды. Миг, ослепительный миг, как в песне? Нет, скорее - "момент истины" наступает, только ради этого момента, мига, мгновения стоит жить, а все остальное в сущности - суета сует и серая првседневность. В такие моменты наш герой всегда чувствовал себя если не богом, то где-то рядом. Да, перегрузка "давит" и всерьез, да потом будут определенные проблемы со спиной и с ногами, а ему все равно, он как-нибудь переживет последствия, в первый раз что-ли?
   Адреналиновый наркоман? Может быть, среди летчиков-истребителей не такая уж редкость, встречаются порой подобные экземпляры. Ведь главное ты - летишь, а летал Александр всегда, сколько себя помнит, были перерывы, так уж сложилось, но не надолго. Так или иначе он всегда возвращался "туда" ... это кому - просто работа порой тяжелая и неприятная, а ему - просто "в кайф", как-то так выходит, если объяснять простыми словами.
   Как его "зацепило"? Да так... ничего сверхъестественного, воля случая. Сел он однажды, давным-давно, еще когда трава была зеленой, небо вроде бы синим, а телевизор еще "теплым и ламповым", в старенький Aero L-29 Delfin.
   Взлетел пацан в первый раз, оторвался от земли-матушки, не сам конечно, "Дельфином" тогда управлял его отец из кабины инструктора. Так вот с тех пор и понеслось сплошное сквозь "тернии к звездам".
   Сколько ему тогда было лет? Десять, девять... где-то так, кто меньше даст? Точно уже и не вспомнишь, годы прошли, давно он уже не мальчик, четвертый десяток уже разменял. Фонарь первой кабины "Элки" оказался крышкой мышеловки, ловушка захлопнулась раз и навсегда. Безжалостное небо однажды взяло его душу взаймы, так до сих пор и не отдает обратно, хоть проценты выплачены и не малые.
   Однако, время подходит, надо расплачиваться и за "чудеса на виражах" на МиГ-25РБТ, и за "пущенный на ветер" казенный керосин, и за прочие мужские развлечения. Так уж наша жизнь устроена, что бесплатный сыр предлагают только в мышеловке, за все остальное надо платить и порой очень много. Хорошая машина этот МиГ, хоть и слегка устаревшая уже по нынешним временам, но для "летающей лаборатории" - самое то. По всем официальным документам ЛИИ (лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова) данный "ослепительный МиГ" проходит без дополнительных букв модификации после цифр, ведь вооружение и специальное оборудование на борту отсутствует, полностью демонтировано, за то есть кое-что другое, но об этом потом.
   Убираем в сторону восторженную лирику и скучную бюрократию заодно, работать тебе Саша надо, пора выходить на связь.
  -Земля я сто первый, к переходу готов. -идет короткий доклад одно единственное предложение.
   Никакого лишнего пафоса, восклицательных знаков и "нервов", все просто и буднично, попахивает серой повседневной "текучкой". А ведь переход ему предстоит туда, откуда еще никто не возвращался назад живым, кроме одного конкретного человека, подопытные обезьяны не в счет, да и они вернулись "тушками" пригодными лишь для последующего вскрытия паталогоанатомом. Первопроходцы космоса Гагарин с Армстронгом нервно курят в сторонке, они действительно были первыми, первыми шагнули в неведомое, но у них были последователи. Ну да ладно, наш герой не гордый: слава, ордена и прочие почести ему не нужны. Если чего дадут, то не откажеться, не откажеться он и от материального вознаграждения, деньги в наше время многое решают. Обещали то ему "златые горы", однако, как показывает практика, обещания у нас выполняются лишь частично.
   Позывные при радиообмене в сущности не нужны, тут скорее дань сложившейся традиции, чем необходимость. Связь "цифровая", полный дуплекс и у них свой отдельный, выделенный канал, ведь двадцать первый век наступил, первое десятилетие идет. Это, безусловно, плюс для пилота, посторонние не тебе мешают и качество сигнала отличное - помехи отсутствуют, но есть и определенные минусы. Так в данной ситуации не понятно, услышала ли тебя "Земля"или нет, они там на КП заснули что ли? А ведь судя по индикации со связью все в порядке, а в ответа тишина. Доклад приходится повторить, а вот зашевелились они и наконец ожил эфир.
  -Принято. Сто первый приступайте к переходу. -звучит в наушниках, долгожданная фраза.
   Лишних слов в разговоре не употребляем, соблюдаем регламент, все четко и по делу. Разрядка международной напряженности как бы радиоразведку не отменяет по умолчанию. Рядом под боком Москва, где каждое, хоть немного себя уважающее, посольство утыканно антеннами всех сортов и калибров как еж иголками, выбирай любую. "Враг подслушивает", древний плакат времен Великой Отечественной войны, где комсомолка в красной косынке прижимает палец к губам, до сих пор актуален как никогда.
   Проверка... последний взгляд на приборы, ничто не забыто и автопилот включен, все в полном порядке... пора действовать. Кнопка без надписи нажата одним легким касанием пальца и на дополнительном экранчике справа выскочила красная табличка с таймером, цифры суетливо "побежали", пошел отсчет. Тридцать секунд, надо расслабиться, руки скрестить на груди в "позе трупа", глаза закрыть, язык подальше от зубов убрать. Кто инструкцию составлял - юмористы еще те, их бы сюда засунуть, что за идиотизм, как и куда надо "убрать язык"? К великому сожалению, они правы на сто процентов, язык - самое больное место, язык мой - враг мой буквально. В первый раз он чуть кончик не откусил "врагу", испачкал кровью гермошлем снизу, следы на ткани с внутренней стороны до сих пор видны, если внимательно присмотреться.
   Осталось несколько последних секунд, что произойдет дальше? Сперва заработает хитрый аппарат, коварно притаившийся под "брюхом" МиГа. Если не присматриваться, то издали это смотрится как штатный подвесной топливный бак, а вот вблизи заметно, что "бак" имеет странную форму - слишком плоский по вертикали и по бокам у него торчат "плавники". Техники за глаза прозвали эту штуку "акулой" и в самом деле определенное сходство с хищной морской рыбой есть. Экспериментальный генератор холодной плазмы "Импульс Б", из-за него собственно весь сыр-бор и разгорелся несколько лет назад. Старая разработка, известная еще со времен Советского Союза, пытаются ее "довести до ума", да воз и ныне там. Это наш ассиметричный ответ на западный "стэлс", ответ который так и не взлетел ни в прямом ни в переносном смысле. Отечественными учеными сама концепция уже давно разобрана "по косточкам" и ими же, почти единогласно, признана неудачной.
  
   Что дальше? Дальше следует обычное чудо... техническое чудо, а не мистика ни разу. Кодгда таймер досчитает до нуля, то пару секунд включится "Импульс", летающая лаборатория скроется в облаке холодной плазмы и одновременно исчезнет с экранов радара. С земли процесс выглядит особенно красиво - просто заглядение. Оттуда полет отслеживает "зорким глазом" автоматический фототеодолит, и соответственно фиксирует происходящие события на видеомагнитофон для последующего анализа или для истории, как уж получится. Может когда-нибудь эти кадры выложат в широкий доступ, а может и нет. Огромная шаровая молния, а внутри гигантского полупрозрачного шара, как в елочной игрушке переливается слабым голубым свечением самолет. Все бы ничего, да долго так нельзя, уж очень бортовая электроника с плазмой не дружит, поэтому и отказались в свое время от такого "чуда". На земле еще как-то терпимо, но в воздухе - совсем никак, а без электроники, или как сейчас ее обзывают "авионики", в наши времена воевать уже нельзя. Если такому генератору холодной плазмы дать поработать с минуту, то он успешно превратит самолет в кусок "мертвого" металла, экранирование не спасает, как ни изощряйся.
   А где же пресловутый "переход"? Сейчас будет, всему свое время. Еще тридцать миллисекунд, срабатывает другой прибор на борту МиГа, "бах" и наблюдатели на земле не верят своим глазам, самолет исчез, только инверсионный след остался, да немного дыма от сгоревшего керосина, произошел тот самый переход, ради которого все и затевалось.
   В чем секрет фокуса? Под ВКК (высотно-компенсирующий костюм) на теле летчика находится еще один хитрый аппарат - в документации проходит как "Индуктор", если уж быть точным, то там два отдельных устройства. Одно из них - генерирует импульс напряжением в несколько киловольт и прямо через электроды ток ток идет в тело оператора. Да, теперь летчик-испытатель превращается в "оператора", ибо с полетом сам процесс перехода связан лишь косвенно. Вторая часть пресловутого "Индуктора" представляет из себя потративный медицинский прибор - электрический дефибиллятор. Такие же устройства в наше время входят в стандартное снаряжение экипажа скорой помощи и предназначены для реанимационных мероприятий. Конструктивно вес комплект оформлен в виде жилета со вшитыми с внутренней стороны электродами, где в правом кармане помещается разрядник, а в левом дефибиллятор, плюс устройство синхронизации между двумя этими "девайсами".
   Если оставить в стороне скучные технические подробности, то общий принцип таков - в момент когда работает генератор плазмы летчик, или "оператор" должен умереть, тогда и произойдет так называемый "переход" и самолет исчезнет из нашего мира, из нашей реальности, что бы продолжить полет в другой, в "ненашей". Сама "физика" процесса пока остается загадкой, но "оно реально работает!", проверенно не раз и не два. Именно таким образом наш мир покинул один из летчиков-испытателей, предшественник нашего героя. Три года назад, в ходе очередного эксперимента, когда пытались хоть что-то "выжать" из старой советской разработки, произошло ЧП... у пилота остановилось сердце, случился инфаркт, судя по расшифровке переговоров с командным пунктом. И ушел товарищ "в последний вечный полет", прямо как в одной известной песне, а с ним и самолет заодно, лишь инверсионный след остался после него, словно стелла памятника.
   Это был первый документально зафиксированный случай перехода, до испытателя что-то подобное произошло и с одним космонавтов в 70-е годы, но там есть сомнения.
   Как все примитивно до безобразия: перегрузка, облако плазмы, и клиническая смерть пилота... собрали в кучу все факторы, раз и ты в другом мире, правда ньюанс - слегка мертвый. Проблему с "входным билетом" ученые решили быстро, совместив несовместимое: разрядник убивает тебя - останавливает твое сердце, затем подключается дефибиллятор и ты снова живой. Но "вход рупь, выход десять", опыты с высшими приматами показали, что пережить переход в иной мир обычный человек все равно не может без последствий, мозг разрушается, происходят необратимые изменения. Вроде бы тупик? Нет не совсем, обычный человек пережить переход не может, так нашли "необычного" и возможно даже уникального.
  
   Александр открыл глаза... "эх, хорошо зашла", сказал бы на его месте "конченный" алкоголик после ударной дозы стеклочистителя, или еще какой-нибудь дряни, что принято употреблять у них. Первый вариант проклятого "Индуктора" действительно убивал, но почти безболезненно, чуть кольнуло и сознание тебя покинуло. Но у него второй вариант, другая модификация, эта "хрень" работает как электрошокер. После ряда экспериментов на обезьянах медики пришли к выводу - клиническая смерть для достижения потребного эффекта не требуется, достаточно болевого шока, сильного болевого шока, что называется "на грани".
   Так... ты пришел в себя, теперь срочно двигаться, срочно шевелиться, пульс "поднимать", надо дать понять дефибиллятору, что ты живой. Головой повертеть, плечи расправить, руки... сквозь невоносимую боль, но выбора нет, просто отлеживаться нельзя. Иначе тебя начнут "оживлять" принудительно. Это, мягко говоря - неприятно и опасно, а тут и так тебя жестко "ломает" после шока. Смотрим на приборы, главный вопрос "жизни и смерти" - время, остальное оставим на потом. Неплохо, сегодня он быстро восстановился, и у него есть лишняя минута для отдыха и размышлений, а потом придется все повторить с начала.
   Голова болит нестерпимо, словно раскалывается на части, он чуть не забыл озвучить доклад о свершившемся переходе. Можно этот пункт и пропустить, как абсолютно бесмысленный. КП все равно не услышит тебя, лишь речевой регистратор сохранит хриплые слова в своей памяти. Нет тут "земли" и нет КП ни с маленькой буквы, ни с большой, тут вообще ничего нет. За стеклом кабины царит липкая черная мгла, настолько густая и непроницаемая, что луч мощного фонаря в тысячу люменов не способен ее пробить даже на сантиметр.
   Лимб... в христианской мифологии - место пребывания не попавших в рай душ, отстойник, дя тех кого ни ад ни рай не принимает. Так, покойный ныне, первый научный руководитель Проекта "Азимут" это непонятное место назвал в шутку, а позднее термин прижился и далее стал почти официальным. На самом деле здесь, с точки зрения науки, какой-то временный континиум или квази-реальность, возникшая вокруг совершающего переход объекта.
   Выбор невелик, есть лишь два пути, если ничего не делать, ничего не трогать руками, то вскоре "Лимб" разрушиться, схлопнется и самолет вместе с пилотом благополучно вернется в свою "родную" реальность. Очень не хочется, а все же придется тебе Сашка нажать кнопку во второй раз. Куда деваться, ведь выбор сделан несколько лет назад, и теперь уже поздно "дать задний ход".
   Приступаем ко второму этапу, на "автомате", практически не задумываясь Александр проделывает все требуемые манипуляции... неприятно но надо, такова для него плата за возвращение в небеса.
   Между первой и второй промежуток небольшой... что-то сегодня чуждая нормальным "летунам" лирика настойчиво ему голову лезет, это не к добру определенно. Проверка, приборы... вроде бы перешли, но точно узнаем спустя несколько минут. А так все в порядке, пока летчик приходил в себя после очередного "электрошока", автопилот отработал четко, вывел машину на высоту двадцать тысяч метров, перевел в горизонтальный полет и заодно снизил скорость до крейсерской дозвуковой. Теперь мы летим почти как легендарный самолет-разведчик U-2, высоко и неспешно. Кстати о наших "птичках", на этапе выбора подходящего самолета для Проекта "Азимут" специалисты рассматривали наряду с другими кандидатурами и "старый ламповый" советский высотный разведчик М-55. Но выбрали в итоге все же МиГ-25, поскольку ни одного 55-го в "живом" состоянии так не нашли, они списаны и утилизированы в девяностые, а вот американская Dragon Lady до сих пор летает.
   Противный писк режет уши, навигационная система жалуется, что не может найти спутники GPS, Глонасс и прочих там китайцев-европейцев до кучи, всех перебрала, все частоты проверила и никого не нашла. Квитируем "навигационку", пусть успокоится, а то как разоралась, спутники ей подавай, а где их взять, нет их здесь.
   Здравствуй чудный новый мир? Да, здравствуй, новый или не новый, а переход успешный, можно докладывать "никому" на речевой регистратор, самолет уже пять с лишним минут находиться в "чужом" небе, перешли в "реальность-2" или еще куда-то, так этот новый мир условно обозначают, согласно принятой в проекте "Азимут" терминологии. Может быть потом ученые придумают другое название, но пока так.
   А вот с погодой снова не повезло, просто фатальное невезение - тенденция уже, шестой полет в реальность-2 и снова внизу сплошное поле облаков, и снова разрывов там не видно. Один раз все же попались разрывы, но как назло ничего существенного заснять не удалось. Да и снимки получились не особо информативные. Еще бы, ведь пришлось "ловить кадр" обычной фотокамерой прямо из кабины, отсюда и качество. Удалось выяснить, что там внизу под облаками суша, равнина, и имеется местами растительность и... все. Кроме того, Александр разглядел сквозь дымку, еще что-то вроде дороги проселочной, благо зрение то у него очень острое, выше нормы. Но в кадр "дорога", или объект похожий на дорогу не попал.
   Почем так страдаем, почему самолет не несет на борту комплект соответствующей аппаратуры, ведь для современной техники не проблема и за облака заглянуть? Законный вопрос. А мы не знаем куда собственно залетели отсюда и перестраховка дикая. Рассматриваются три базовые версии: наш современный мир, наше собственное прошлое и наконец - другая так называемая реальность-два. Спутники не ловятся? Не доказательство, может попали на редкую природную аномалию или навигационная система тупо "глючит" после перехода, тут предположений много, фактов очень мало, их надо еще добыть. И политика... политика, будь она не ладна, вносит свои коррективы.
   -Ты хоть представляешь, какой вой поднимется, если Штаты обнаружат над своей территорией наш самолет-разведчик? -осадил его куратор проекта, когда Александр предложил вернуть на МиГ хотя бы штатную аэрофотокамеру для начала.
   Возразить нечего, и в самом деле, любое оборудование для сканирования земной поверхности автоматом превращает демилитаризованный МиГ-25 обратно в самолет-разведчик, а дальше уже нежелательные последствия наступают, погоны летят с плеч по обе стороны баррикад и привет холодная война-два? Кому такое счастье надо в наше время? С летающей лабораторией есть хороший шанс уладить дело миром. Дескать, взлетел я с кубинского аэродрома, заблудился... "поможите, чем можите, мы сами не местные", а дальше дипломаты пусть вытягивают? им за это деньги платят хорошие. Так то формально самолет совсем гражданский, ему даже номер в регистре присвоен, и "легенду" для пилота составили вполне правдоподобную - испытание новой бортовой аппаратуры радиоэлектронной борьбы в условия близких к реальным. Единственное слабое место "легенды", единственная существенная уязвимость - жилет с комплектом приборов "Индуктор" у пилота, от него в случае угрозы захвата надо как-то незаметно избавиться. Полупрофессиональная же фотокамера в кабине не в счет, для разведки никто в здравом уме такую технику использовать не станет.
  
   Александр неспеша делает несколько кадров неба, скорее для архива и для отчета, раз уж на земля не видна, и возвращает Olympus OM-2n обратно в специальную ячейку, больше снимать тут нечего. Работаем по старинке, как на заре авиации, используем пленочную камеру. Цифровой Canon EOS он в этот раз не взял, "цифра" проиграла "аналогу" по всем позициям. Оптика у него хуже, одной рукой снимать неудобно, быстро стереть отснятое тоже не получается. И вишенка на торте - автофокус, который никак у "японца" не отключается, что ты с ним не делай. Canon с упорством маньяка ловит блики от стекла фонаря кабины, на выходе в итоге имеем качество уровня дешевой "мыльницы". Опять же "старые добрые" негативы удобно вложить в папку, папку спрятать в сейф, и хранить можно чуть ли не век, а сколько проживут современные электронные носители информации, вроде входящих в моду флеш-карт, никто предсказать не берется, нет таких пророков в нашем отечестве.
   Небо, солнце, звезды над тобой... красота. К великому сожалению, ограниченный бюджет проекта не позволяет "запилить" новую астронавигационную систему, существующие же не подходят для наших целей, от слова совсем. А так и дневное светило и созвездия всякие видны одновременно, и на глаз небо ничем не отличается от нашей реальности. Вопрос по "астро" поднимался не раз на совещаниях, но решили "летай пока так", не ясно ведь будет ли вообще хоть какой-то полезный "выхлоп" от проекта "Азимут" для министерства обороны, отсюда и нет желания делать лишние траты.
   В принципе все О`кей в текущий момент, ему грех жаловаться, события развиваются точно по плану, пункт в пункт. На данном этапе ведется как бы "пассивная" разведка, если простыми словами объяснять.
   Задача минумум - убедиться, что в этом "ненашем" небе на высоте двадцать километров на нас никто не покушается, и здесь безопасно летать. В этом проект "Азимут", умеют же у нас названия выбирать, непонятно, но очень интересно, ни один шпион мимо не пройдет, вполне себе преуспел.
   Лишь пару раз бортовой комплекс РЭБ зафиксировал сигналы как бы радиолокатора, но настолько слабые, что нельзя определенно сказать, радар это или естественные атмосферные помехи. Эксперты, по крайней мере, к единому мнению не пришли.
   Задача максимум - что нибудь стоящее разглядеть внизу отсюда с потолка, для последующих выводов. Здесь пока глухо как в танке, и судя по всему надолго. Гари Пауэрсу было намного проще в этом плане, он знал заранее прогноз погоды по трассе полета, а мы нет - гадаем на картах и кофейной гуще, ведь метеослужба нам ничем помочь не может.
   Остается надеятся на удачу, да вот что-то не везет в последнее время фатально... вдобавок еще и руководитель проекта сменился на днях, прежний ушел из жизни - преклонный возраст сработал, а вот с новым у Александра отношения пока не складываются и не факт, что сложатся. Только теперь стало понятно, как изначально ему повезло с куратором. Сверху спустили, можно сказать грубее - "слили", вместо нормального, адекватного человека редкостного "мудака", все познается в сравнении. Раньше во главе проекта был известный в стране ученый, специалист в области авиационной медицины, теперь дали какого-то до нельзя "мутного" полковника, бывшего "борца с преступностью". Судя по тому, что новый начальник в разговоре постоянно пытается непроизвольно "по фене ботать", то за что боролся, на то и напоролся "борец"? Как вообще такие "ценные" кадры с легкостью необычайной перемещаются между силовыми ведомствами, для Александра загадка из загадок. Да наплевать на них на всех, его из проекта выгнать они не в силах, а значит - пока летаем, а дальше уж как получится.
  
   Все сегодня идет к тому, что в очередной раз слетаем туда-обратно и вернемся к точке входа с пустыми руками, благо инерционная навигационная система доведет без проблем и все на этом. Снизу сплошное море облаков до самого горизонта, словно забор и ни одной щелки куда бы стоило заглянуть объективом камеры. А ведь там под облаками кто-то разумный определенно есть, жгет уголь и мазут в топках электростанций и даже пытается атомный реактор запустить и еще недавно у них то ли война была, то ли широкомасштабные учения провели. Откуда нам это известно? В позапрошлом полете "для науки" сделали забор проб воздуха, оттуда и информация, оттуда и "дровишки" к размышлению. Примерно по той же схеме американский разведчик U-2 "спалил" первую советскую атомную бомбу, насосал гад немного воздуха в спецконтейнер над Казахстаном, потом в лаборатории при анализе образцов изотопы обнаружили искусственного происхождения. Но наши ученые считают, что именно реактор там у них внизу, а не бомба, причем реактор очень примитивный, видимо есть разница.
   Вопрос на засыпку, кто там живет, кто в "домике"? Люди вроде нас, потомки продвинутой обезъяны, рептилоиды из комиксов, или вообще разумные насекомые? Пока никаких на сей счет предварительных данных нет и не предвидится.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"