Кампин Александр : другие произведения.

Как Учить Урок По Истории

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

КАК УЧИТЬ УРОК ПО ИСТОРИИ





1. Введение




Зачем учить историю, написано обычно в предисловии к каждому учебнику.
У изучения истории есть, правда, еще одна важная но, как правило, не называемая задача: научиться работать с текстами.
> Многим сегодняшним школьникам придется во взрослой жизни сидеть за компьютером, читать и стараться понять тексты: законы, инструкции, письма, договоры.
> Если ваше будущее это работа за станком, рычагами экскаватора, или штурвалом самолета, без текстов вам все равно не обойтись. Чтобы быть в профессии, придется читать, чтобы запустить новую стиральную машину или кофеварку опять-таки понадобится сначала справиться с текстом.
Как учить историю? Такую проблемы учителя обычно не обсуждают.
Есть любители истории, для некоторых изучение истории - неизбежное зло. Но всем приходится, в конце концов, учить урок и пытаться донести, не расплескав, знания до школы.
В идеале после всего в голове должна остаться какая-то картина всей изученной истории.
Задача данной статьи - помочь в этом нелегком деле.


2. Предлагаемый порядок действий




2.1 Еще до подробного знакомства с содержанием урока следует разобраться с некоторыми вещами.
Каждое событие истории происходит в какой-то момент или период времени и в каком-то месте. История разворачивается во времени и пространстве.

1) В какую эру, эпоху по принятой классификации происходят события, описанные в уроке, в каком веке?

2) Где происходят события?

История - бесконечный сериал. Одни события следуют за другими, короли и папы сменяют и убивают друг друга, государства то расцветают и разрастаются, то приходят в упадок, а иногда и вовсе исчезают с карты. Чтобы не запутаться в этом потоке, всегда полезно вспомнить краткое содержание предыдущих серий.

3) Что предшествовало событиям?

2.2. Теперь можно перейти к тексту урока
Действовать рекомедуется в следующем порядке.
4) Прочитать текст или его часть.
5) Академик А.Н.Крылов, знаменитый кораблестроитель и математик, вспоминает, как он работал над текстом Технических условий на изготовление новейших российских линкоров:
"Технические условия для конкурса представляли печатную тетрадь в лист на 30 страницах и были составлены весьма обстоятельно..., но подразделения этих условий по отдельным статьям и пунктам не были достаточно расчленены и местами были не вполне отчетливы.
В своем экземпляре я прежде всего сделал вполне отчетливое подразделение по статьям и для каждой статьи по пунктам. Таких пунктов оказалось около 150.
Выполняя эту работу, я невольно выучил все технические условия наизусть".
Тексты учебников, как правило, тоже расчленены недостаточно и не вполне отчетливо.
Поэтому необходимо дополнительно разделить мысленно каждую часть урока на отдельные внутренне завершенные куски. Назовем эти куски статьями.
6) В любом учебнике истории есть грустная часть: даты, имена, географические названия и т.п. - все то, что следует зазубрить. Выделить каким-то способом эти грустные вещи и вызубрить их.
7) В учебниках встречаются слова, значения которых известно автору, но незнакомо вам. Нужно постараться каким-то образом (скажем, с помощью Гугла) узнать, что они означают. Иначе текст учебника может быть непонятным.
8) В каждом выделенном куске (статье) вычленить каким-то образом суть. Как это сделать, станет понятно при рассмотрении примера.
9) Просмотреть иллюстрации и карты, прочитать приложение (документ), ответить на вопросы к уроку, которые обычно есть в учебнике.
10) Ответить для себя на вопросы не для учителя: Кто там хорошие, и кто плохие парни? Что вас поразило в материале урока, заставило задуматься?

Если вы работаете с бумажным учебником, все эти действия: разделения текста на куски (статьи), выделение того, что следует вызубрить, вычленение сути легко выполнить с помощью легких пометок карандашом.
Когда приходится работать с электронным текстом в формате PDF, где пометки наносить затруднительно, указанные операции приходится выполнить в уме или с помощью записей на бумаге.

Еще раз кратко предлагаемый порядок действий

1. Когда (в каком веке) происходят события?
2. Где происходят события?
3. Что предшествовало событиям?
4. Чтение текста урока (или его части).
5. Разделение текста на внутренне завершенные куски (статьи).
6. Выделение и заучивание необходимых дат, имен и названий.
7. Выделение незнакомых слов и выяснение их значений.
8. Выделение сути каждого раздела (статьи).
9. Просмотреть иллюстации, карты, приложения. Ответить на опросы урока.
10. Ответить для себя, что поразило, что заставило задуматься.

3. Учим урок по истории




Предлагаемый подход рассмотрим на примере параграфа 7 из учебника истории для 7 класса (В.В. Носков, Т.П.Андриевская. Всеобщая история. 7 класс. М. Издательский центр "Вентана-Граф". 2013).
Скачайте учебник по ссылке http://nashol.com/2013051771281/vseobschaya-istoriya-7-klass-noskov-v-v-andreevskaya-t-p-2013.html

3.1 Предварительные действия

1) Когда происходят события, описанные в параграфе 7?
Историки разбили историю на 4 больших куска (эпохи): Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время. Действие происходит в Новое время.
Каждую эпоху историки, в свою очередь, разбили на более мелкие куски (эпохи). В нашем случае очевидно из названия параграфа, что события происходят в эпоху Реформации. Напомню, что одновременно в Европе проходило Позднее Возраждение. Все это - XVI век.
2) Где происходят события, описанные в параграфе 7?
Из названия параграфа следует, что в Европе. Далее в тексте и на карте уточняется, в каких именно странах.
3) Реформации в других странах Европы предшествовала реформация в Германии, где М.Лютер в 1517г прибил к дверям церкви в Виттенберге свои "95 тезисов", где обличал индульгенции. И пошло, поехало.

3.2 Переходим к тексту, который рассматриваем по частям.

Читаем каждый раздел параграфа.
Каждый раздел параграфа разбиваем на внутренне завершенные, посвященные одной теме куски (статьи).
В каждом куске обнаруживаем и выделяем то, что необходимо вызубрить и неизвестные слова.
В каждом разделе выделяем суть - краткий конспект.

То, что необходимо вызубрить, выделено жирным шрифтом.
Слова, значения которых хотим узнать, - подчеркиванием .

Приступаем.

1.Кальвинизм

Выделяем следующие куски: биография, взгляды, деятельность в Женеве. В каждом куске выделяем суть - краткий конспект.
Биография. Жан Кальвин. Кальвинизм - направление в протестатизме. Родился - Франция. Университет. Религиозный кризис - "Слово Божие намеренно утаивается от сынов церкви". Преследование протестантов, переездБазель, Швейцария. 1536г - "Наставления в христианской вере" - богословская система.
- Взгляды. Жизнь человека - для выявления заложенных Богом способностей. Моральные ценности - бережливость и расчетливость, труд, умеренность в быту, предпринимательство. Труд - высшая форма самовыражения. Не только реформа церкви, но и всего общества и земного мира в целом.
Мораль - общепринятые правила в обществе, представления о плохом и хорошем.
- Деятельность в Женеве. Обратил в свою веру жителей. "Женевское Божье государство" - церковно-политическое устройство. Маскарады, танцы, увеселения запрещены. Трактиры и театры опустели. Церкви заполнили люди. Церкви без украшений, их посещение обязательно. Нарушения жестко наказывались. "Женевский папа".
- За пределами Швейцарии. Франция - гугеноты. См.карту.

2. Особенности Реформации в Англии

Куски: Генрих VIII, реформы церкви, англиканская церковь, следствия реформации, королева Мария Тюдор, Елизавета I, пуритане.
- Генрих VIII. 1509-1547. Богословское образование. Критика Лютера. От Папы - "Защитник веры". Отказ Папы развести с Екатериной Арагонской, дочерью испанских королей - стал противником папства. Развод с помощью главы английской церкви - Архиепископа Кентерберийского. Занялся церковными реформами.
- Реформы церкви. "Парламент реформ" - 1529-1536. Законы о преобразовании церкви, вывод церкви из-под власти Папы. "Акт о суперматии" (верховенстве) - король - глава церкви. Томас Мор - возражал, казнен.
- Англиканская церковь. Промежуточное положение между католичеством и протестантизмом. С латыни на английский. Сохранение католической догматики и церковного устройства - роль епископов.
Догматика - раздел богословия, в котором даётся систематизированное изложение догматов (положений) какой-либо религии.
- Следствия Реформации. Грамотность, библия переведена на английский, все читают. Закрыты 3000 монастырей - ¼ обработанных земель сменила собственников.
- Мария Тюдор (1553-1558). Католичка, церковное законодательство отца отменено. Казни протестантов - Мария Кровавая. Брак с Филиппом (Испания). Потеря Кале.
- Елизавета I. Протестантка. 1559 - парламент подтвердил верховенство короля в церкви.
- Пуритане. Pure, (англ.) - чистый. Очистить англиканскую церковь от остатков католицизма. Впоследствии основали США.

3. Католическая Реформация

Куски: Испания, Вся Европа.

- Испания. Противоборство с протестантизмом потребовало частичного обновления католической церкви - католическая реформация или контрреформация. Началась в Испании, которая была главным оплотом католической веры. Особый церковный суд - инквизиция. Великий инквизитор Торквемада. Костер - аутодафе - "акт веры". 2000 еретиков сожжены. 1570 г. - сожжены последние еретики.
- Вся Европа. Папа Пий III (1534-1544). Католическая реформация приобретает европейский формат. Булла о распространения инквизиции на всю Европу. Цензура - Индекс запрещенных книг.
Булла - важный указ папы.


Куски: Игнатий Лойола, Орден иезуитов, Тридентский собор, укрепление папского государства.

- Игнатий Лойола-.(1491-1556). Испанец из Наварры. Участие в Итальянских войнах. Паломничество в Святую землю. Основание общества Иисуса (Ордена иезуитов) - 1534г. для защиты католической церкви.
- Орден Иезуитов. Утверждение Устава Общества Павлом III (1540). Железная дисциплина. Генерал Ордена подчиняется Папе, рядовые члены - Генералу.
Участие в политической деятельности. Миссионерство. Образцовые учебные заведения Ордена - хорошее образование, в т.ч. светское, преданность Ордену.
Миссионерство - деятельность религиозных организаций для обращения представителей иных религий в свою веру.
-- Тридентский собор. - Вселенский собор в г. Триденте (1545-1563) - центральное место в католической реформации. Декреты: источник веры - Священное Писание и Священное Предание; О толковании Писания.
Священное Предание - решения Вселенских соборов, творения отцов Церкви и т.п.
Разработан систематизированный свод предписаний определяющих религиозную жизнь католиков.
Отменена торговля индульгенциями. Специальные учебные заведения - семинарии для подготовки священников.
- Укрепление папского государства. Изменение образа жизни пап (на более скомный). Укрепление администрации и финансов. Окончено строительства Собора Святого Петра (1568). Реформа календаря - папа Григорий XIII. Григорианский календарь.

Следующий раздел параграфа - 5.Итоги реформация в Европе достаточно разделен на смысловые куски и в дальнейшем разделении не нуждается.
Конспект раздела "Итоги реформации в Европе"
- Реформация - революция в духовной жизни и религиозной практике людейю
- Возвращение к авторитету Священного Писания, прямое обращение верующих к Библии без посредников из церкви.
- Мирской труд стал рассматриваться не как наказание и обрел высокий религиозный смысл.
- Улучшение и размножение школ.
- Изобразительое искусство пострадало, но появились новые жанры в живописи: натюрморт, пейзаж, бытовые сцены. Новые архитектурные формы.
- Перераспределение собственности (конфискация имущества монастырей.
- Создание национальных церквей, становление централизованных государств.
- Раскол Европы по религиозному принципу. Религиозные войны, в т.ч. Тридцатилетняя война.

Прочитайте раздел "Изучаем источник". Ответьте на вопросы. После этого урок вы почти выучили.
А теперь вопросы не для учителя.
Кто там хорошие и плохие парни? С удивлением обнаруживаем, что в истории таких трудно обнаружить. Разве что, Торквемада, который отправил на костер тысячи еретиков, - явный плохой парень. А, так, все хотели, как лучше.
Что вас поразило в изученном параграфе, заставило задуматься? Скажем, меня удивило, что английский король Георг VIII перешел на сторону протестантов, потому, что Римский папа не согласился позволить развод. Мелкие семейные проблемы короля изменили историю страны, а, может быть, и всей Европы.
А что удивило вас?


Удачи вам в изучении истории и других наук!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список