Контровский Владимир Ильич : другие произведения.

Загадочное оружие древних

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.24*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Считается, что наши далёкие предки воевали исключительно мечами да стрелами. Так ли это?


Владимир Контровский

ЗАГАДОЧНОЕ ОРУЖИЕ ДРЕВНИХ

   Считается, что наши далёкие предки в течение тысячелетий непрерывных войн пользовались исключительно холодным оружием - мечами, стрелами, копьями, - да разного рода метательными машинами. Пороховой дым затянул поля сражений относительно недавно, всего несколько веков назад, а более продвинутые средства уничтожения себе подобных - химическое и ядерное оружие - появились только в ХХ веке. Но так ли это на самом деле?
  

Византийский напалм

   О "греческом огне" слышали все, кто хоть немного интересуется историей. Известны подробные описания битв с его применением, известны способы применения "греческого огня", известно даже имя изобретателя "византийского напалма". Но ни один историк (а тем более химик) не осмелится со всей ответственностью заявить, что ему доподлинно известен состав и технология изготовления этого чрезвычайно мощного и эффективного боевого средства древности. Эта тайна так и не разгадана до сих пор, несмотря на многочисленные попытки, предпринятые как энтузиастами-любителями, так и серьёзными исследователями.
   Большая часть исторических источников приписывает изобретение "греческого огня" механику Каллиникосу из Гелиополиса. В 673 году н.э. во время осады Константинополя арабами Каллиникос передал византийскому императору рецепт зажигательного состава, позже названного "греческим огнём". Попытки забросать неприятеля огнём имели место и раньше - в первую очередь при осаде крепостей, - однако носили куда более примитивный характер (обмотанные паклей стрелы надо было поджигать заранее, перед пуском, да и потушить такую зажигательную стрелу несложно). "Греческий огонь" имел качественное отличие от всех его боевых аналогов, применённых ранее.
   Состав помещался в закрытый сосуд, который выбрасывался на врага метательной машиной. В некоторых источниках сообщается, что "греческий огонь" воспламенялся сам по себе, при соединении с воздухом, когда сосуд разбивался при падении. Залить его водой было невозможно - вода только усиливала горение. Позже у византийцев появились и более совершенные способы применения "греческого огня". "Византийский напалм" метали из труб давлением воздуха, используя мехи, сифоны и насосы. Есть основания предполагать, что для этой цели применялась и энергия горящих газов. В этих случае извержение огненной струи сопровождалось сильным грохотом (тому есть свидетельства современников).
   Особенно эффективным оказался "греческий огонь" в морских боях. В "Тактике" византийского императора Льва VI (866-912 гг.) говорится: "Следуя обыкновению, должно всегда иметь на носу корабля трубу, выложенную медью, для бросания этого огня в неприятеля. Из двух гребцов на носу один должен быть трубником". Вооружённые такими огнемётами византийские военные корабли - дромоны - беспощадно жгли и корабли арабов, и драккары викингов, и ладьи славян, причём численное превосходство врагов Византии не имело никакого значения - деревянные суда горели от "греческого огня" свечками.
   На носах многих греческих кораблей устанавливались фигуры драконов, через пасти которых выводились трубы для метания "греческого огня". На суше для этой цели сооружались установки на колёсах, имеющие форму фигур диких зверей, внутри которых монтировались "византийские огнемёты". Толкаемые воинами "боевые драконы", мечущие из пасти "греческий огонь", выглядели весьма впечатляюще (да и действовали не хуже). Поэтому неудивительно, что некогда одно лишь упоминание о "греческом огне" вселяло в души людей ужас и трепет - неоднократно проверенный на практике "византийский напалм" наглядно продемонстрировал свою высокую боевую эффективность.
  

Так что же это всё-таки было?

  
   Монопольное владение "греческим огнём" обеспечивало Византии серьёзное военное превосходство над всеми её многочисленными противниками. Естественно, тайну эту хранили как зеницу ока - Лев Философ приказал готовить "греческий огонь" только в секретных лабораториях, а Константин VII Порфирородный объявил рецепт изготовления "византийского напалма" государственной тайной. Для сохранения этой тайны он применил весь имевшийся в его распоряжении арсенал средств устрашения - вплоть до жесточайших. В своих "Рассуждениях о государственном управлении" этот император учил своего сына, наследника престола: "Ты должен более всего заботиться о греческом огне... и если кто осмелится просить его у тебя, как просили часто у нас самих, то отвергай эти просьбы и отвечай, что огонь был открыт ангелом Константину, первому императору христиан. Великий император, в предостережение для своих наследников, приказал вырезать в храме на престоле проклятие на того, кто осмелится передать это открытие чужеземцам".
   Все попытки арабов и славян, испытавших на себе силу "греческого огня", вызнать у византийцев его секрет оказались тщетными. Ни последующее сближение, ни даже родство (династические браки) некоторых великих русских князей с византийскими императорами не помогли славянам подобраться к заветной тайне. Византия хранила её более пяти веков, но в конце концов...
   В 1210 году византийский император Алексей III был лишён престола и бежал к султану Иконийскому. Султан оказал ему особое доверие, назначив командующим армией. Напрашивается вопрос - за какие такие заслуги? Ответ становится ясен очень скоро - спустя восемь лет участник крестового похода и осады Дамиетты в 1218 году Оливер Л'Еколатор утверждал, что арабы применили "греческий огонь" против крестоносцев. Не исключено также, что секрет "греческого огня" вскоре стал достоянием не только арабов, но и славян. По некоторым сведениям, Тамерлан тоже имел его на вооружении. Последнее упоминание о "византийском напалме" сделал историк Франциск, описывая осаду Константинополя султаном Магометом II в 1453 году - при осаде "греческий огонь" применяли и византийцы, и турки. Однако несмотря на "расползание" секрета "греческого огня", до наших дней этот секрет так и не дошёл.
   Чем же мог быть "греческий огонь"? Первая попытка приподнять завесу тайны была сделана византийской принцессой Анной Комнин (1083-1148). В её рецепте фигурировали всего три компонента: смола, сера и древесный сок. Во Франции XVIII века некто Дюпре посвятил раскрытию этой тайны всю жизнь. Завершив поиски, он продал своё открытие королю Людовику XV. Как гласит легенда, во время испытаний король Франции ужаснулся и приказал сжечь все бумаги, касающиеся изысканий Дюпре. А вскоре и сам испытатель погиб при невыясненных обстоятельствах.
   В XIX веке французские учёные Л.Лаланн, Жозеф Рено и Фаве тщательно изучали арабские, греческие и китайские источники. По их мнению, состав "греческого огня" был близок к китайским зажигательным веществам, известным ещё до нашей эры и содержащим в большом количестве селитру. Немецкий специалист А.Штетбахер (1937 год) считал, что "греческий огонь" состоял из серы, соли, смолы, асфальта и жжёной извести. За счёт теплоты гашения извести водой состав разогревался, из него испарялись горючие вещества, образующие в соединении с воздухом взрывчатую смесь. А в 1960 году английский учёный Дж.Партингтон в своем капитальном труде "История греческого огня и пороха" пришёл к выводу, что "греческий огонь" представлял собой желеобразную жидкость, состоящую из лёгких фракций перегонки нефти, смолы и серы. Теперь добавим сюда селитру в качестве загустителя и... получим что-то весьма напоминающее современный напалм.
   Вероятнее всего, "греческий огонь" состоял из лёгких фракций перегонки нефти, различных смол, растительных масел и, возможно, селитры или негашёной извести. Ведь не зря византийские, арабские и латинские источники свидетельствуют о том, что погасить "греческий огонь" можно было только уксусом. Однако это предположение, равно как и все другие вышеупомянутые, - всего лишь гипотезы, так и не подтверждённые и по сей день.
  

Атомная бомба из "Махабхараты"

  
   Если с "византийским напалмом" ясно по крайне мере одно важное обстоятельство - это оружие действительно существовало и широко применялось, - то с таинственным (и куда более разрушительным) "оружием богов" - астравидьей - из древнеиндийских эпических сказаний дело обстоит гораздо сложнее.
   "Неотразимое небесное оружие", применение которого сопровождается ярчайшей вспышкой, огнём, мгновенно сжигающим всё окрест, и сплошными разрушениями - так описывается астравидья в величайшем памятнике древнеиндийского героического эпоса "Махабхарате" (в восемь раз превосходящей по объёму "Илиаду" и "Одиссею" вместе взятых). Мало того, В "Махабхарате" есть и такие строки: "Зародышей в... женщинах оно убьёт" и "...может поражать страны и народы на протяжении нескольких поколений". Нам, уже знакомым, увы, с последствиями атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, трудно отделаться от ощущения, что речь здесь идёт о воздействии радиации на генетический механизм наследственности. Да и само описание картины применения "оружия богов" очень напоминает известное человечеству вот уже свыше шестидесяти лет ядерное оружие. Интересна и ещё одна немаловажная деталь - автор (или авторы) "Махабхараты" хорошо представляли себе, к чему может привести широкомасштабное применение астравидьи. Герой эпоса Арджуна, получая от богов "небесное оружие", получил от них и следующий наказ: "Это необыкновенное и совершенно неотразимое оружие... никогда не должно применяться тобой против людей, ибо, брошенное в малосильного, оно может сжечь весь мир...". Очень недвусмысленно, не правда ли? Недаром на испытаниях в Аламогордо Роберт Оппенгеймер, потрясённый зрелищем первого в истории человечества атомного взрыва, шептал строки из "Махабхараты": "Свет ярче тысяч солнц во тьме родится...". Так был ли взрыв в Аламогордо действительно первым на нашей планете?
   Конечно, к мифам, легендам и преданиям следует подходить с крайней осторожностью, пытаясь извлечь из них рациональное зерно. Арсенал астравидьи из "Махабхараты" весьма разнообразен, одно его перечисление займёт целую страницу. И многим разновидностям астравидьи можно найти аналоги среди современного вооружения человечества - от газовых бомб до психотропного оружия. Есть в индийских преданиях и описания диковинных летательных аппаратов; описания, остававшиеся без внимания до начала эры авиации и космонавтики. Но ведь достаточно часто на поверку оказывается, что мифы повествовали о вполне реальных событиях. Один из самых ярких таких примеров - история открытия Трои Генрихом Шлиманом.
   До раскопок легендарной Трои и Микен учёные единодушно отвергали возможность существования в Греции за тысячелетие до Перикла достаточно развитой цивилизации. А Генрих Шлиман, не руководствуясь ничем, кроме веры в гомеровские сказания, нашёл Трою и доказал, что прав Гомер, а не историки. Под влиянием этого открытия изменилось и общее представление о Греции XV-XII веков до нашей эры.
   И всё-таки для серьёзной науки выводов, сделанных на основании легенд, сегодня явно недостаточно. Науке нужны веские осязаемые доказательства - в конце концов, руины Трои действительно существуют, и их можно, что называется, пощупать руками. А есть ли такие доказательства в "деле об астравидье"? Оказывается, есть.
  

Опалённые руины

  
   В начале двадцатых годов прошлого столетия экспедиция индийских ученых Р.Сахни и Р.Банарджи отправилась в дельту Инда, чтобы разыскать руины храма, принадлежавшего древнейшему божеству - "старому Шиве". Храм упоминался во многих легендах народа хо, чьи владения в древности граничили с территорией, принадлежавшей северным магараджам. Мифы рассказывали "о горах небесного золота, хранящегося в подземельях храма", так что помимо чисто научного интереса присутствовал и другой интерес, куда более прагматичный. Искали храм, а нашли целый город, центр Хараппской цивилизации, - в 1922 году на одном из островов реки Инд экспедиция наткнулась на древние руины из красного кирпича. Их назвали Мохенджо-Даро, что в переводе означает "Холм мертвых".
   Город потрясал своим величием. Из-под земли появились целые городские кварталы многоэтажных домов, императорские дворцы, огромные статуи из бронзы и чистого железа (хотя цивилизация относилась к бронзовому веку - орудий труда и оружия из железа не было найдено). Обнаружились мостовые, снабженные глубокими желобами для колес экипажей, сады, парки, дворы и колодцы, одно- и двухэтажные здания из четырех-шести помещений с туалетом, сгруппированных вокруг центральных двориков с колодцами. Город окружала стена из грубых, необтесанных, но очень плотно прилегающих друг к другу камней, чередующихся с кладкой сырцового кирпича. Цитадель оказалась настоящей крепостью с несколькими башнями, а в царских покоях был оборудован весьма хитроумный водопровод, созданный за три с половиной тысячи лет до открытия законов гидравлики.
   Немалое удивление вызвали раскопки огромных библиотек - хранилищ стеариновых табличек с не расшифрованными до сих пор пиктограммами. Там же хранились изображения и фигурки животных, на которых также имелись загадочные письмена. Город имел очень удобную и рациональную планировку, число его жителей составляло свыше 80.000 человек - это очень много для XV века до нашей эры. Мохенджо-Даро оказался центром древнейшей протоиндийской цивилизации, основанным 4.500 лет назад и погибшим спустя 1.000 лет.
   Сразу же возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из этих вопросов раскопки ответа не дали.
   Найденные в развалинах скелеты людей и животных были немногочисленными, обломков оружия и следов разорения, обычных для взятого штурмом города, обнаружено не было. Очевидным был один-единственный факт - катастрофа произошла внезапно и длилась очень недолго.
   Одну из наиболее вероятных версий - катастрофическое наводнение - быстро отвергли. Да, город стоял на берегу могучей реки, и наводнения случались, но никаких следов такого бедствия (например, наносов речного ила) в Мохенджо-Даро обнаружено не было.
   Упадок культуры и угасание - процессы медленные, они не происходят в одночасье. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Никакая эпидемия не поражает людей, спокойно гуляющих по улицам или занимающихся своими делами, внезапно и одновременно - а расположение скелетов подтверждает, что произошло именно так. Палеонтологические исследования также отвергли версию эпидемии. Было отвергнуто и предположение о внезапном нашествии завоевателей - ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.
   Зато был найдено нечто странное - огромные куски спёкшейся глины и целые пласты зелёного стекла, в которое превратился песок. Песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Анализ образцов этого стекла, проведённый в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но ни в коем случае не на обширной открытой территории.
   Кроме того, если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область - эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом. От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются, окраинные строения наиболее сохранились. Основываясь на этих интересных фактах, англичанин Девенпорт и итальянец Винченти высказали необычную гипотезу: картина гибели Мохенджо-Даро напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки. Характер разрушений очень похож на результат воздействия ударной волны, а подобные пласты зелёного стекла появлялись в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва.
   Можно ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией? Такое предположение выглядит абсолютно невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки. Или "Махабхарата" всё-таки повествует о каких-то реальных фактах, имеющих прямое отношение к астравидье?
   Оплавленные руины Мохенджо-Даро - не единственные в своём роде загадочные развалины, обожжённые "небесным огнём". Почему развалины столицы Хеттского государства города Хаттусаса оплавлены в гораздо большей степени, чем это бывает при обычном пожаре? Почему на гранитных стенах ирландских крепостей Дундалк и Экосс тоже заметны следы какого-то странного оплавления? Наконец, останки храмовой башни в Борсиппе, неподалёку от Вавилона (их высота 46 метров), оплавлены не только снаружи, но и внутри. Никакая молния, даже брошенная разгневанным божеством, на такое не способна. "Нельзя найти объяснение тому, откуда взялся такой жар, который не просто раскалил, но и расплавил сотни обожжённых кирпичей, опалив весь остов башни, сплавившейся от страшного жара в плотную массу, подобную расплавленному стеклу" (исследователь башни Э.Церен).
  
   По вопросу об "оружии богов" обычно высказываются четыре предположения:
   1. Легенды об астравидье - поэтический вымысел, страшная сказка, и не более того.
   2. Эти легенды основаны на сведениях о некоем "нестандартном" виде древнего оружия - вроде пороховых ракет, упоминавшегося выше "греческого огня" и т.п. Технология производства такого оружия хранилась в секрете, а эффект его применения впечатлял наших предков не меньше, чем нас - трагедия Хиросимы.
   3. Возможно, на территории Индии в древности существовала высокоразвитая цивилизация, погибшая в результате неких катаклизмов. От этой цивилизации и могла дойти до создателей "Махабхараты" легенда об астравидье.
   4. Возможно, когда-то существовали контакты между Землёй и другими населёнными мирами, в результате которых на нашу планету могли попасть образцы инопланетной техники (в том числе и военной). Эти образцы могли быть применены в ходе древних войн - в единичных случаях.
   Первые два предположения в доказательствах не нуждаются, а вот вторые два...
  

Санкт-Петербург, 04 марта 2006 года


Оценка: 4.24*10  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"