Аннотация: Традиции нельзя нарушать: Старому Матросу надо куда-нибудь сплавать хотя бы раз в году...
НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ ЗАПЛЫВ СТАРОГО МАТРОСА (18-20 августа 2010 года)
Традиции - великая вещь. Их нельзя нарушать. И потому Старый Матрос по традиции отправился в ежегодный заплыв (нет, не к островам Туамоту, а к островам Ладожского озера, которые, к слову сказать, ничуть не менее интересны) - на Валаам и Коневец.
В остром приступе ностальгии для вояжа был выбран старый теплоход "А.С.Попов" - десятки таких теплоходов, именуемых трёхдечными (по числу палуб) в шестидесятых годах прошлого века сходили с верфей ГДР (для тех, кто не в теме, страна была такая) и пополняли речной пассажирский флот СССР (это тоже страна, которой нет вот уже девятнадцать лет).
И трудолюбиво плавают эти трёхдеки по рекам и озёрам России вот уже полсотни лет - за все новые времена (с начала девяностых) "эффективная капиталистическая экономика", пришедшая на смену "неэффективной социалистической", не подарила пассажирскому флоту России ни одного нового теплохода (даже занюханного "речного трамвайчика", не говоря уж о круизных лайнерах). Так что все наши пассажирские суда, построенные в 60-х - 70-х, - это тяжёлое наследие "совка", и не будь его, индустрии речного туризма, приносящей многомиллионные доходы, попросту бы не существовало. И надо ещё учесть, что примерно половина всех туристов на речных лайнерах (особенно на "золотой линии" Москва-Санкт-Петербург) - иностранцы.
Конечно, внутренности старых трехпалубных судов реконструированы (некоторые теплоходы переделаны частично, некоторые полностью), и обитаемость улучшена (времена всё-таки другие), однако на "Попове" сумели сохранить оригинальный дизайн (светильники, двери кают), хотя обветшавшую отделку и мебель, понятное дело, заменили.
Коридор верхней (шлюпочной) палубы
Холл средней палубы
Ресторан в носовой части шлюпочной палубы
Круиз начался откуда положено - от Речного вокзала Санкт-Петербурга, где белые речные лайнеры стоят борт к борту.
Ну, поплыли... (вечер уже - темнеет).
Существует рецепт Старого Матроса, проверенный временем: чтобы круизный рейс прошёл нормально, нужна бутылка хорошего коньяка...
и красивая женщина...
После коньяка, ужина и прогулки по палубам на свежем воздухе хорошо посидеть в баре...
Около полуночи миновали крепость Орешек у истока Невы (темно уже было, поэтому фото нет) и вышли в Ладожское озеро. Всё было тихо-мирно, однако ночью, часов около двух, Ладога показала свой норов и одарила нас штормом, причём таким, что Старый Матрос вспомнил и бури Бискайского залива, и "ревущие сороковые". Теплоход трясся на волнах (ладожская волна короткая и злая), и временами возникало ощущение, что тебя взяли и засунули во включённую стиральную машину, вращающуюся на малых оборотах. Где-то что-то звенело, падало и разбивалось; за окнами сердито шипела вода, и наверняка многие пассажиры лежали в лёжку, "проклиная тот час, когда они сели за баранку этого пылесоса" (с) Да, Ладога - это серьёзно, и недаром капитаны всех речных судов каждые шесть часов получают метеопрогноз и в случае чего (если высота волны выше предела безопасности) смиренно ждут в Неве или в Свири, пока водяной хозяин озера не сменит гнев на милость. Но наш старичок "Попов" упрямо шёл вперёд - к острову Валаам. Забегая вперёд, скажу, что из-за непогоды мы не попали на остров Коневец - бывает. А что это за остров, "которого не было на картах" можно почитать здесь (там есть и кое-какие фотографии).
Итак, остров Валаам, куда мы прибыли примерно в девять тридцать (вместо восьми, задержавшись всё из-за того же шторма).
Никоновская бухта острова Валаам, куда приходят многопалубные пассажирские теплоходы.
...и обитательницы бухты - чайки. Одна из них демонстративно уселась на фальшборт.
Вскоре появился небольшой теплоход, перевозящий туристов из Никоновской бухты в Монастырскую, к центральной усадьбе монастыря. Однако у Старого Матроса, за сорок с лишним лет побывавшего на Валааме несчётное число раз, на острове свои маршруты.
Природа Валаама живёт своей жизнью, невзирая ни на какие социальные катаклизмы и страсти человеческие. И умирает она тоже по своим законам, как и всё на этой земле...
Ель молодая, зелёная, и ель старая, седая...
А монастырь - монастырь просто вписался в природу Валаама. Мудры были его основатели: знали, какое выбрать место для святой обители.
Красный (Воскресенский) скит - ближайший к пассажирскому причалу.
Воскресенская церковь Красного скита
Нижний храм Воскресенской церкви
Верхний храм
Памятная доска о реставрации Воскресенской церкви
Вид на Никоновскую бухту (и на теплоход "А.С.Попов") с береговой смотровой площадки. Во второй половине дня мы должны были уйти на Коневец, но не ушли по причине непогоды. А тут подошли два других теплохода, и "Попов", как выбившийся из расписания, отогнали на рейд (пассажирский причал в Никоновской бухте один, и он может принять одновременно не более четырёх круизных лайнеров). На центральную усадьбу монастыря идти не хотелось, но свободного времени после обеда было около трёх часов, и мы, воспользовавшись тем, что от Красного скита до центральной усадьбы ходят маршрутки (цивилизация, однако, двадцать первый век), поехали туда. Дорога заняла десять минут - до центральной усадьбы от Никоновской бухты не больше шести километров.
На центральной усадьбе Валаамского монастыря Старый Матрос не был пять лет - с 2005 года. И вот теперь Матрос был приятно удивлён: монастырь обрёл законченность, и все ремонтные работы завершены. Обитель процветает: кругом чистота и порядок, выращены сады и огороды, на ферме по полям гуляют тучные коровы, монастырский флот насчитывает больше десятка только пассажирских теплоходов (не лайнеров, конечно, но и не моторных лодок, далеко не), восстановлены Красный (Воскресенский), Жёлтый (Гефсиманский) и Коневский скиты, деревянные пешеходные дорожки подновлены. И производит впечатление сад, разбитый в память о русских воинах, павших в Чечне. Понятно, что за всем этим благолепием много чего кроется: и корысть, и суетные дрязги сильных мира сего, но одно лишь то, что монастырь ожил, уже чего-то стоит: значит, большие деньги идут не только в чьи-то бездонные карманы.
И полностью восстановлен центральный Спасо-Преображенский храм.
Фотографировать внутри нельзя, поэтому пришлось ограничиться внешними фото. А жаль: внутри храма подлинное великолепие - множество потрясающих фресок, выполненных с немалым умением, и роскошное убранство на обоих уровнях (храм двухэтажный). В общем, Валаам "стоит мессы", то есть православной молитвы.
Попрощались мы с Валаамом в восемь вечера
Прощальное фото пассажирского причала и купола церкви Красного скита.
А это дань ностальгии - останки старого причала (затопленной баржи), мимо которых мы проходили, покидая остров. К этому причалу тридцать с лишним лет швартовались белые теплоходы, а теперь он никому не нужен и рассыпался в прах. Ностальгия, блин, - с этим причалом у Старого Матроса связана масса воспоминаний...
Прощай, Валаам. Нет, до свидания: хотелось бы сюда вернуться ещё не раз. Да будет на то воля Вечнотворящего...