Копылов Александр Сергеевич: другие произведения.

Разбор полетов мысли. Даешь хорошую мангу!

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


  • Аннотация:
    Обзор манг, манхв и аниме, которые считаю достойными того.


   Слева ли, справа -
   Звезды гаснут тихо,
   Но нет рассвета.
  
   Вместо пролога
  
   Почему вдруг речь зашла о трудах товарищей из Японии? А все просто. Современному человеку читать или смотреть хочется порой тоже о современности, о том, что волнует сейчас. Но вместе с тем хочется еще, чтобы произведения были именно что художественными, да еще вдобавок просто нравились, личные пристрастия и вкусы никто не отменял. Раскопать нечто стоящее, например, в самиздатовском золотом (миллиарде) миллионе - из области фантастики. А вот покопаться в мангах смысл имеет: там куда меньше наименований и успех более возможен.
   Вообще, для меня японская анимация имеет особую прелесть. Многие начинали свое с ней знакомство с "Покемонов" и "Сейлормун". Меня же впечатлило аниме, о котором я даже не подозревал, что это аниме. Речь идет о "Летающем доме". Рисовка сейчас покажется, конечно, не шик-блеском, но тогда воспринималась нормально, все равно внимание обращено было на идею, на ее воплощение: дети плюс один профессор и плюс один ИИ попадают во времена Иисуса Христа и вместе с ним переживают библейские события - и никакого навязывания морали, просто добрые приключения, которые помогали понимать людей. Сейчас я уже смутно помню сами серии, но хорошее впечатление осталось на всю жизнь. Потом-то уже было и остальное, и замечательные работы Миядзаки, которые лишь усилили любовь к этому направлению в японской культуре. Но тут я вдруг столкнулся с серьезной проблемой: просмотренное хорошо, но мало. Возникла необходимость углубляться в тему.
   Почему же именно манга и аниме пригодились в этом ключе (сейчас и в дальнейшем я их не разделяю)? А потому что, в первую очередь, работа над ними - не хобби, а занятие профессионалов, и отношение к творческому процессу наисерьезнейшее. Нет, конечно, в общем объеме и тут хватает шлака, но процент годных вещиц - заметно, заметно выше. Но, к сожалению, должен отметить, что был выше и с каждым годом, увы, падает. Рисование манги - работа, за нее деньги платят. Мангаки не станут вкалывать задарма, а журналы не станут оплачивать работы, которые непопулярны. Итог виден сразу: добротные во всех отношения манги тихо прикрывают, а вперед вылезают фансервис, бессодержательные махачи и блеклые персонажи, у которых кроме кавайности ничего и нет.
   Я не хочу, чтобы достойные произведения так и канули в Лету. Нынче такие времена настали, что надо бороться за каждое качественное произведение, за каждого настоящего творца, каждого читателя, который не только смотрит картинки с большими буквами, но и думает над тем, что почитал или просмотрел. И одно из таких действий - больше упоминать и говорить. Говорить не только о шедеврах, но и о хорошем среднем уровне - и безо всяких скидок. Далее речь будет идти о "долгоиграющих" сериальных мангах и аниме, ибо хватит: пускай для разнообразия хорошего побудет больше. И да, воспоследует масса спойлеров, ибо писать без этого обзоры невозможно. Кто читает только чтобы узнать, что убийца - дворецкий, стоит остановиться на этом месте.
  
   (1) Прежде чем перейти к обзору моей самой любимой манги, хочу поведать небольшую историю о том, как я ее обнаружил. Она как нельзя лучше показывает, что путь к хорошим вещам может быть долог и тернист.
   Есть такой в Нетях ресурс: "Read Manga". Изобильный источник, к которому может припасть любой жаждущий почитать мангу. Волею случая глаз мой упал на список дневного поступления - и там мелькнуло интригующее название: "Депресняк Темного Лорда". Как оказалось, довольно-таки забавная манхва. Ее я, пожалуй, рекомендовать не стану по той причине, что перевод заглох, по всей видимости, до самого Страшного Суда - а ведь значимые события начинают разворачиваться лишь в дальнейшем. В чем я самолично убедился, отыскав сайты, где выкладывается продолжение на фиг знает каком языке. Выводы пришлось делать, анализируя лишь картинки.
   Но я отвлекся. Продолжу. Мне нравится читать комментарии к таким малоизвестным мангам: пустословов тут мало, а читатели попадаются порой довольно-таки интересные, способные выдать очень жгучие комменты, умные и смешные. Один из комментаторов советовал манги, в числе их был "Шухер! У нас новый студент".
   Почитал "Шухера", весьма понравилось. ГГ, Джу Ингонг в который уже раз переводится в новую школу, на этот раз кишащую драчунами. И все бы ничего, но физиономия у ГГ довольно страшная и угрожающая, за что много раза бывал бит, правда, к побоям худо-бедно притерпелся и мог уже выдерживать сильные. В новой школе Ингонга из-за его лица стали воспринимать как сильного бойца и вызывать на бой. И тут Ингонг, боящийся драк, начинает побеждать школьных силачей одного за другим, а его жуткая слава лишь растет. Побежденным ведь и невдомек, что выигрывает Ингонг каждый раз лишь благодаря чистой случайности: на банке навернется, просто споткнется или, выпав из окна, вырубит директора, считающегося непобедимым. Прочитав "Шухера", мне захотелось отыскать похожее. В конце манги, в списке похожих произведений, я обнаружил ее - мангу, которая в итоге стала моей самой любимой, которую читал бессчетное число раз: "Легенда об ангеле" за авторством Яги Норихиро, более известном читателю другой своей мангой "Клеймор".
  
   Там живут несчастные люди-дикари,
   На лицо ужасные, добрые внутри.
  
   "В самом конце этого жестокого, безысходного, сурового века живет мальчик, обладающий невероятно честным и чистым сердцем..." Так начинается эта добрая и невероятно веселая история. У главного героя, Китано Сейчиро, воистину ангельский характер, но вот беда: лицо Китано самое что ни на есть демоническое. Нет, оно вовсе не уродливое, просто жуткое. Настолько страшное, что редкий прохожий, повстречав Китано, не бросится наутек. Многие ведь знают - каков характер, такое и лицо - и безоглядно попадают в ловушку этого правила, столкнувшись с исключением из него.
   Прежде всего стоит отметить стройность композиции манги. Яги Норихиро явно прибедняется, рассказывая в эпилоге, что планировал нарисовать только сингл, а дальше задумок не было. При чтении сразу становится видно, что сюжетное построение выверенное, строго-классическое. Экспозиция, завязка, развитие сюжета (последовательность арок, каждая со своей мини-кульминацией), генеральная кульминация и развязка, - все четко прослеживается. И весь сюжет работает на идею.
   Далее, на что сразу читатель обращает внимание: рисовка. Трудно сейчас сказать, был ли на то авторский замысел или же вышло случайно, как итог роста мастерства мангаки, но неказистые поначалу картинки к концу засияли во всем блеске. И самое забавное: несколько бесформенное, грубое лицо Китано в самом конце становится очень симпатичным. Гадкий утенок превратился в итоге прекрасного лебедя. Это изумительно совпало с отношением к нему окружающих. Если вначале Китано был одинок, все его боялись, а то и стремились с ним подраться, то ближе к концу многие поняли его и приняли как друга.
   Если не отпугнула рисовка, то читатель начинает потихоньку знакомиться с персонажами. А они довольно-таки колоритные.
   Во-первых, роли второго плана. Из постоянных: директор, который помешался на том, чтобы исключить Китано из своей школы, который отказывался признавать истинную доброту Китано, даже когда многие учителя частично или во многом поменяли свое мнение о "демоне". Кишида-сенсей, трусоватый учитель-консультант, он не прочь поизводить учеников, которые не могут ответить. Надо ли говорить, как он "полюбил" Китано: тот одним своим видом способен приструнить недоконсультанта, сам того не понимая, оставаясь почтительным и вежливым. Еще можно отметить отца Койсо Рёко, Койсо Хейзо, владельца додзе, мастера стиля кобудзюцу. Его нетерпение к Ангелу просто огромно: мало того, что Хейзо, как и прочих, вводит в заблуждение лицо Китано, так еще между Ангелом и Рёко начинает зарождаться светлое и чистое чувство, отчего Хейзо, как отец, приходит в неописуемый ужас. Эти персонажи потому и постоянные, что так и не поняли, каков Китано.
   Другие "второстепенцы" участвуют от случая к случаю, иногда возникая лишь раз в рамках одной арки. Их отношение к Китано различное: от боязни до понимания. Иногда эти персонажи весьма яркие. Например, папа Хелфорд, появляющийся ближе к концу. Жизнерадостный и неунывающий американец, ходячий "лулзогенератор", то и дело не к месту выдавая случайную смесь пословиц и поговорок.
   Главные персонажи - разговор отдельный. Прежде чем их описывать, надо немного поговорить о сюжете. Арки в манге в основном двух типов. Во-первых, Китано тем или иным способом пытаются исключить из школы, например, во имя этого строит козни председатель студсовета. Или директор, неистовый, твердолобый директор призывает в школу одного за другим особых учителей из специальной комиссии по трудным подросткам. Но все попытки исключить Китано разрушает он же: своей добротой и верой в лучшее, что есть в людях. Конечно, часто в этом помогает случай, фантазия окружающих, а если и этого мало - на помощь приходят друзья (например, арка с участием Хишиды Харуки).
   Второй тип арок - это противостояния Ангела с разными людьми, как правило заканчивающиеся настоящей дракой; одна арка - один человек. И после стычки с Китано этот человек практически всегда меняет свое мнение о Китано, а порой меняется и сам. Если прозрения не наступило, "оппонент" просто начинает уважать Китано - как есть.
   И вот так, потихоньку, через поединки, Китано обзаводится небольшим кругом настоящих друзей и товарищей.
   Сначала Курода. Только стал защитником (так у них называют главного хулигана), так, испугавшись лица и поведения Китано, тут же уступает этот титул ему, хотя Китано так и не понял этого до самого конца. Этого персонажа мангака оценивал особо, называя чуть ли не вторым протагонистом. На мой взгляд, утверждение спорное, но значение Куроды весьма велико. Если мысленно удалить из манги все сценки с его участием, это становится очевидным, несмотря на то, что многие находят его раздражающим.
   Кто же такой Курода? Здоровый великан с виду - и одновременно трус в душе, и потому проигрывает практически всем противникам. Старается вести себя как настоящий хулиган, плохо учится, курит на задворках школы и повсюду таскается в компании двух подпевал "двое из ларца, одинаковы с лица" (вся его банда). Может распускать хвост перед ботаниками-очкариками и тут же тушеваться при виде человека, хоть чуток более сильного. Но нельзя сказать, что Курода законченный трус: например, он сопровождает Китано на "разборку" с главарем соседней школы и его шайкой. Хотя впоследствии при виде толпы хулиганов Курода сожалеет о своем решении, но все же находит в себе мужество броситься в бой на превосходящего противника. Стоит указать, что подобные вспышки храбрости были редки и быстротечны. В обзоре я еще не раз вернусь к этому персонажу.
   Курода на протяжении всей манги так и не осознал, каков Китано на самом деле, упорно считая его великим и ужасным силачом, но нашлись те, кто сумел заглянуть в душу Китано, не замечая ужасного лица. Во-первых, Такехиса. Очень боевой паренек, уважает лишь силу, сам мечтал стать защитником, но передумал и вместо этого стал названным младшим братом Китано - после своего поражения ему. Такехиса практически до самого конца заблуждался насчет своего "брата", почитая его как могучего вождя хулиганов. Пускай Китано не трогал обычных школьников, своих одноклассников, величия Ангела в глазах Такехисы это не умаляло. Зато как было трогательно, когда Такехиса понял наконец, что Китано обычный человек - и не побоялся назвать его другом и защитить в драке с охочими до славы пришлыми хулиганами. Такехиса - весьма симпатичный персонаж, и дело даже не во внешности, а в его поведении, отношении к своим друзьям.
   Следующий, точнее, следующая, кто подружился с Ангелом - Койсо Рёко. Ее, весьма боевую дочь мастера кобудзюцу, Китано заинтересовал сначала как сильный боец. Откуда ей-то было знать, что он обычный человек. Но она довольно быстро это узнает, а светлая доброта Китано очаровывает ее. Рёко начинает испытывать к нему дружеские чувства, а впоследствии дружба перерастает в любовь, искреннюю и чистую, как и душа Китано. И все бы ничего, если б не Курода. Он вдруг был покорен красотой Рёко и решил, что добьется взаимности. Здесь проявились еще его черты. Упрямство, к примеру. Вбив себе в голову мысль добиться расположения Рёко, он ни разу от этого не отступил, рискуя даже вызвать гнев Китано (мнимый, конечно). Он часто выскакивает, как черт из табакерки, за что и огребает (впрочем, его это не останавливает). Вдобавок Курода глуповат, и им легко манипулировать, чем и пользуется председатель студсовета, натравливая его на Китано.
   Еще один важный персонаж - будущая подруга Ангела Икуно. Знающие люди говорят о ее сходстве с персонажем манги "Клеймор", а именно Клэр, и по характеру, и по внешности. А в "Легенде" Икуно - дочь очередного консультанта, призванного выгнать Китано из школы. Вначале она тоже введена в заблуждение его лицом, но Рёко, победив ее вместо Китано, раскрывает ей истину. Отношение Икуно к Китано весьма любопытно: она уважает его за реальные бойцовские качества, которые Ангел за собой упорно не замечает, и мечтает его превзойти. В конце она осознает, что дружба превыше этого мелочного желания. К тому же Икуно испытывает симпатию к Китано, которую можно счесть даже любовью. Икуно - источник многих комичных ситуаций. Всегда невозмутимая, она очень любит беззлобно подкалывать друзей, обращать против них их же слова, и "жертвам" остается лишь гадать, серьезно она говорит или же шутит.
   И, наконец, Огису. Проходной персонаж, маячит на периферии круга друзей Китано. Значение его, пожалуй, даже меньше, чем у близкой и единственной подруги Рёко, Икуко. Он тоже одержим идеей стать защитником, но быстро понимает, что это нелегко. По случайности считает защитником Куроду, который его не разубеждает, лелея остатки своей гордости.
   А теперь сам Ангел. Выстраивая его образ, мангака вводит много допущений. Они могут слегка нарушать достоверность, но без них невозможно ни двигать сюжет, ни раскрывать характер Китано. Он - ослепительно-яркий персонаж. Одинок, прекрасно понимает, что всему виной его лицо, оно заставляет людей пугаться или нападать на Китано, и его безумно огорчает, что он служит причиной испуга многих людей. При этом он очень строг к себе и одновременно, по умолчанию, наделяет людям лучшие черты (невольно приписывая им свой образ мыслей). И в этом он держится до последнего - такая вот светлая наивность, которую не встретишь в жизни, но которая служит одним из краеугольных камней сюжета.
   Китано - убежденный противник драк, и как же горько при этом звучат его слова: "Я уже привык к такому (к ранам - АС). Люди всегда пытаются толкнуть или ударить меня, или кричат и убегают, впервые увидев. Икуно-чан, Такехиса-кун, Рёко-чан, они все пытались подраться со мной при первой встрече". У Китано неимоверная сила духа, именно она не дает ему сломаться под прессом всеобщей боязни, а то и ненависти. Но порой и она дает слабину. Так, случайно вовлеченный в поединок с Рёко, еще не узнавшей его истинного, искренне желая подружиться, а вместо этого натолкнувшись на очередное непонимание, Китано даже плачет - и нельзя его за это осуждать. В дальнейшем, обретя новых друзей, Китано черпает силу в этой дружбе.
   Еще одна его уникальная сторона - способность побеждать в любом поединке, несмотря на все его неприятие драк. Он совершенно не умеет драться и побеждает в первую очередь уклоняясь от удара, чисто по наитию, сам того не осознавая. Когда же бой требует более решительных действий, Китано применяет свой коронный прием. Мангака назвал его (а читатели подхватили) Молотом Ангела - удар двумя ладонями сразу, отправляющий противника в (пролет) нокаут. Это еще одно необходимое допущение.
   Но, невзирая на нелюбовь к дракам, Китано вовсе не слюнтяй. Когда кто-то пытается обидеть его друзей, в первую очередь Рёко, он незамедлительно "молотит" врага. А что более важно, он способен пойти против себя, даже если угрожают малознакомым людям. Именно это заставляет Китано повергнуть оземь отца Икуно, Ширатаки-сенсея. И это при том, что угроза была мнимая: Китано, толком не разобравшись в ситуации (по причине своей наивности и доброты), как всегда поспешил с выводами.
   Китано Сейчиро - причина возникновения большинства комичных ситуаций. Мало того, что его лицо внушает ужас, так еще он имеет обыкновение бегать с раскинутыми руками. Если ему приходится кричать - это вообще край. Его слов тогда просто не различить, и даже самые безобидные фразы превращаются в жуткое "Киееее!" Это еще одно допущение, необходимое для поддержания конфликта Китано с окружающими. Комичные ситуации часто возникают случайно, и волею же случая разрешаются. Очень хорошо это отображено в разгрузочных главах между сюжетными арками. И как раз они - самые смешные. Китано-кун против маньяка, Китано-кун на пробежке, Китано-кун очищает парк Сокю от мусора, а заодно и от хулиганов - после прочтения этих глав животики надорвать вполне реально. А ведь полно еще замечательных в этом плане глав. Вот спешл про Кишиду-сенсея, где Китано, сам не замечая, защищает учеников от издевательств со стороны консультанта, а потом доводит того до временного отстранения - опять же не желая того специально. А замечательные главы про одно чудесное воскресенье: в дом к спящему Китано залезают грабители, и он устраивает им настоящее "курощение" в духе Карлсона - нечаянно. А параллельно отец и мать Китано отдыхают на природе - и это вновь служит причиной юморных ситуаций.
   О семье Китано стоит упомянуть особо. По уже имеющимся эпизодам можно составить представление о характерах отца и матери Ангела, но, стремясь более полно раскрыть персонажей, мангака даже рисует небольшой "вбоквел" в составе основного сюжета, посвященный молодости Китано Рюичиро, отца Сейчиро. Отец, как выясняется, сталкивался с теми же проблемами, что и сын: его тоже боялись и часто нападали толпой, тоже ошибочно принимая за хулигана-защитника. Но Рюичиро всегда выходил победителем. В отличие от сына он никогда не уклонялся, а стойко принимал все удары, оставаясь недвижим. "Бить человека по лицу я с детства не могу" - это про него. Ведь он даже Молот Ангела не использовал, не отвечал ни на какой удар - и враги расшибались о его стойкость, как волны о скалу. Именно в ту пору он повстречал ту, которая впоследствии стала его женой. И она полюбила его, поняв, что кроется за жутким обликом - да та же доброта, отличительная черта семьи Китано. Впрочем, в итоге Рюичиро все же ударил человека, один-единственный раз, защищая свою подругу. История старших Китано позволяет по-новому взглянуть на историю Сейчиро.
   А повзрослев, Рюичиро не утратил своей жуткости, а наоборот, внешностью стал походить на якузду, а кричит он тоже нечленораздельно - видать, семейное. И это тоже служило затравкой. Стоит вспомнить хотя бы мини-арку про трехсторонний бой отцов после родительского собрания. В "жестоком" поединке сошлись старший Китано, Ширатаки-сенсей и отец Рёко. И каждый из них считал остальных якудзами. И только Китано мог победить, так и не нанеся ни единого удара, победить одни криком.
   Отдельно надо упомянуть юмор. Манга им просто изобилует. В основном он создается контрастом. Например, в одной и той же ситуации наивные мысли Китано конфликтуют с не менее бредовыми рассуждениями окружающих - словно в одной точке сошлись два параллельных мирка. Или взять реакцию людей на внешность Китано - это стабильно вызывает смех. Но не все так просто: юмор порой беззлобен, а иногда весьма горек, как раз в том случае, когда Китано попадает в сложные ситуации из-за своего "демонического" лица. Смеясь, четко понимаешь, насколько тяжело сейчас Ангелу. Этим грустным смехом удается достичь невероятного сопереживания Китано.
   Особую изюминку манге придают названия глав. "Влияние зла усиливается", "На другом конце насилия и стенаний", "Фотография насилия наивысшего уровня", "Обитель демонов" - и одновременно весьма лиричные "Весенний солнца лучик бьёт сквозь деревья", "Обломки прекрасных ангелов", "Люди под голубым небом". А если вспомнить, о каком "демоне" идет речь и как далек он от насилия, есть лишний повод улыбнуться. Здесь работает тот же прием контраста: ангел-демон.
   Справедливости ради скажу, что в манге можно отыскать и минусы. К счастью, их мало. В основном, все минусы связаны с Лео Хелфордом, создателем притянутых за уши ситуаций. Он и сам по себе слабоватый персонаж, к тому же является носителем штампов сенена. Если выдержать несколько "картонных" страниц с его репликами (после боя Китано с Икуно), то остальное замечательное повествование быстро отобьет затхлый привкус. Мне понравилась фраза одного из комментаторов, как нельзя лучше характеризующая и эпизод, и штамп в целом: "Что у них там, военное положение, раз все нуждаются в спасении?"
   Особую значимость для манги придает концовка. Именно она возносит "Легенду" на высокий уровень. В первую очередь, все сюжетные линии собираются воедино. Под занавес мы видим персонажей прошлых арок, на которых очень повлияла встреча с Сейчиро. "Легенда" - одно из немногих произведений, где есть предкульминация. Она подготавливает читателя к самому настоящему катарсису в финале. Яги Норихиро постепенно повышает градус напряженности, стремясь свести в одной точке итог двух главных линий - сюжетообразуюшей и линии любви Рёко и Китано. Пока готовится кульминация, читатель переживает необычайно сильные эмоции, вызванные желанием увидеть первый поцелуй Рёко и Китано и вместе с тем честным, бесхитростным признанием Ангела о том, как он ценит своих друзей. Потом опять контраст, как ледяной душ: объяснение Китано и Рёко жестоко прервано. И вот, наконец, кульминация, эмоциональная разрядка, и далее - спокойная развязка, дающая возможность прийти в себя.
   "В конце этого жестокого, безнадежного, сурового века жил мальчик, честный и простодушный...". С чего все началось, тем и закончилось. Фраза из начала подводит итог, а за плечами у читателя - полное понимание смысла, заложенного в эти слова.
   Манга "Легенда об ангеле" своим юмором продлит вашу жизнь на многие годы и вместе с тем несет в себе невероятнейший заряд доброты, воистину очищая душу.
  
   (2) Следующая на очереди манга "Мэджико" (или "Магия древних"). Она - яркий пример того, что по-настоящему хорошие произведения долго в списке популярного не задерживаются. Мангаке Наоми Ивамото по требованию издательства пришлось спешно прикрыть многообещающий проект. К счастью, более-менее удалось спасти концовку, за счет чего манга имеет логический финал, но уже ближе к нему сюжет просто сминается, сильно ускоряется.
   Мир манги - вымышленный, фентезийный, там можно пользоваться магией. Но магия особая - не заклинания и волшебные палки, а итог специальных ритуалов. И за способность колдовать приходится дорого платить: чем более мощное волшебство хочешь применять, тем труднее испытания, которые предварительно надо пройти, причем магия не бесконечна. Истратив ее, порой быстро, приходится все ритуалы проходить заново. Если нет силы воли - нечего и мечтать о колдовстве. Люди из семейки Сью там невозможны в принципе, и вот первая причина низкой популярности манги.
   Раз в пятьсот лет в этом мире рождается девушка с неимоверной волшебной силой, спрятанной внутри нее - Экидоной. Если оставить это дело без внимания, то по достижении девушкой шестнадцатилетнего возраста, сила эта самовольно высвободится, словно термоядерная бомба бабахнет. Зато если убить носительницу Экидоны, то предприимчивый волшебник сможет завладеть этой разрушительной силой или хотя бы на время отвести угрозу уничтожения мира. Но есть еще один выход, малоизвестный, полузабытый: магия древних, последовательность трудных ритуалов, способная запечатать Экидону. Это настолько тяжело, что никто не шел на этот шаг.
   Но вот в мире родилась новая Экидона, девчушка с именем Эмма. Все свое детство она провела в доме, плотно окруженным живой изгородью из толстых и острых шипов - ни войти, ни выйти. Компанию ей составлял лишь молчаливый рыцарь-охранник. Но когда Эмме стукнуло шестнадцать, она смогла покинуть этот дом и выйти к людям. И одновременно в ее груди начала потихоньку пробуждаться страшная сила Экидоны. Если промедлить, она вырвется наружу, убив носительницу. Но скорее всего первыми подоспеют охотники-волшебники. А Эмма - честная простушка, плохо понимающая людей, и ей нечем защищаться... Но вдруг ей на помощь приходит загадочный паренек, Шион, как оказалось, волшебник, и, не требуя ничего взамен, предлагает спасти Эмму с помощью таинственного ритуала "Мэджико".
   Почему же Шион рискует многим ради Эммы? Ведь он может погибнуть в процессе ритуала, его могут убить охотники за силой или сама Экидона. К тому же, как выясняется, его, входящего в число трех лучших волшебников, считают государственным преступником, и ему грозит арест, а то и казнь. Ответ прост: любовь в Эмме. Внешне невозмутимый, нелюдимый и якобы лишенный чувств, Шион бережно хранит в себе ростки любви. Это чувство зародилось еще в детстве. Буквально выкинутый из дома, он долго скитался и почти что умер от голода, как его спасла Эмма, к чьему дому он нечаянно вышел. Она пожалела его и протянула буханку хлеба - но шипы глубоко проткнули ее руку. Эмма стойко перенесла боль, лишь бы спасти незнакомого мальчишку. И эта картина - рука, проткнутая шипами, протягивает хлеб - навсегда отложилась в памяти Шиона, а доброта и самопожертвование девочки не просто тронули его сердце. Узнав, кто такая Эмма на самом деле, он дал зарок спасти ее. И пусть он говорит, что таким образом возвращает долг, читателя это не обманывает: он полюбил Эмму и сам боится в этом признаваться. Но помогает он, надо отметить, абсолютно ничего не требуя взамен. Это настоящее бескорыстие, результат чистой и светлой любви, ведь Шиону за спасение Эммы приходится жертвовать очень многим. Принцип баш-на-баш тут не работает, что опять-таки непривычно для читателя.
   Такова предыстория и завязка. Сюжет посвящен постепенному раскрытию характеров главных персонажей и показывает, как растет и крепнет любовь между Шионом и Эммой.
   Начинается цепь событий довольно экстравагантно - обручением. Это самый первый ритуал в цепочке "Мэджико", и с этого момента Шион и Эмма считаются мужем и женой. Надо видеть, как ответственно подошла к этому Эмма, занявшись домашними делами (с учетом того, что ничего такого не умеет), а бедняга мужественно Шион хлебает супчик, приготовленный любимой. В манге не так много юмора, а такие ситуации - одни из редких шутливых моментов в эпизодах-разрядках.
   Суть обильных ритуалов - подготовка к финальной церемонии (правильно, свадьбе): украшение обручального кольца, очищение в священном источнике, добыча свадебного наряда, выигрыш в соревновании дома для молодоженов и т.п. С каждым новым ритуалом становится все сложнее, и каждое пройденное испытание раскрывает еще одну черту характера главных героев или проверяет их любовь на крепость. В этом случае им приходится пересматривать отношение друг к другу, и прелесть этой манги в том, что Шион и Эмма принимают друг друга такими, как есть, вместе со всеми недостатками, не требуя, чтобы "супруг" превратился волшебным образом в идеального человека. А ведь ритуалы обнажают душу целиком, не оставляя темных уголков. Эмма тогда узнает все о Шионе. Сначала он предстает пред ней как хотя и добрый, но посторонний человек. Затем она узнает, что Шион сильный волшебник, который ни за что не причинит вреда обычным людям и не может пройти мимо, если обижают слабого. Понятно, что он ни в грош не ставит ни интересы государства, ни желания власть имущих, за что его как раз и окрестили преступником. Шион честен и справедлив, стойко переносит тяготы. Его заслуженно уважают многие люди, помогают ему (например, в проведении ритуалов, восстанавливающих волшебную силу).
   Но все это внешняя сторона. Однажды Эмма узнает, что сильный волшебник Шион в детстве не обладал выдающимися способностями к магии. Чтобы увеличить их, родители провели ритуал, но он не удался, а Шион утратил даже те крохи магических сил. Тогда-то его и выгнали из дома, и он в первый раз повстречался с Эммой.
   А сама Эмма во всей полноте понимает, чего стоило Шиону стать выдающимся волшебником - и все ради нее. А еще она просто жалеет его. Пройдя такого рода испытания, Эмма начинает понимать, что тоже полюбила Шиона, и не за то, что он ей помогает, а за его характер.
   Но не только Шион и Эмма главные действующие лица (назовем этот термин ГДЛ). Есть еще двое. Это Анис, говорящая кошка, которая на самом деле вовсе не кошка. От этого веет затхлостью штампа, но такой замечательной манге можно его простить. Анис давно сопровождает Шиона, помогает ему советами, и между ними крепкая дружба, которая тоже будет испытана на прочность.
   Еще одно ГДЛ - Луу-чан, девчонка лет 8-10, импульсивная и боевитая. Оставшись без родителей, она жила в одной деревне, жители которой считали ее проклятой. Луу старалась вписаться в общество, чтобы помогать людям ей пришлось пройти жестокий ритуал миллиона ударов (кулаком по скале, да). Общество отблагодарило ее тем, что принесло в жертву. Шион, Анис и Эмма были первые, кто отнесся к Луу по-доброму, ни разу не считая ее демоном. И они-то и предложили Луу стать членом их "семьи" - абсолютно бескорыстно, потому что просто пожалели. А то, что впоследствии Луу нашла способ помочь своим "папе" и "маме", так это реализовался тот самый принцип из сказок, широко известный (и не надо путать его с лозунгом "ты мне, я тебе").
   Не успели события развернуться как следует, как на мангаку наехало издательство. Все дальнейшие ритуалы были свернуты, был введен новый персонаж, который собрал почти все необходимые предметы. Но стоит указать особо, что даже надругательство над сюжетом не смогло сломить повествования. Новый персонаж, директор Рэйвен, послужил причиной возникновения очень мощного конфликта. Героям пришлось пройти, пожалуй, самое серьезное на тот момент испытание. Директор сам стал претендовать на сердце Эммы. Но он вовсе не злодей, напротив: своим бескорыстием он вполне может соперничать с Шионом, его любят все вокруг за то, что он готов помочь всякому, кто в этом нуждается, ничего не требуя взамен; Рэйвен добрый и застенчивый человек. И Эмме он готов помочь просто так, а не в обмен на руку и сердце. И тут Эмме предстоит серьезно разобраться в себе и своем чувстве к Шиону, и на это накладывается еще сильное нежелание обидеть такого хорошего человека, как Рэйвен.
   Далее по сюжету ГДЛ предстояло, конечно, сразиться с главным злодеем, но кульминация вовсе не в этом заключалась. Ведь надо было еще завершить ритуал "Мэджико". А какой логичный конец? Конечно, свадьба! Опять. Вот только, пройдя последний ритуал, собравшиеся на свадьбе гости (друзья Шионы и Эммы) и сами ГГ, - все они забудут друг друга - таково требование последнего ритуала "Освобождение от уз".
   Конечно, история не могла закончиться вот так, ведь любовь и дружба сильнее каких-то там магических ритуалов. К утратившей воспоминания Эмме на ручном драконе (точнее, в его пасти) прилетает Шион в компании Луу и Анис, очень трогательный момент. С чего все началось, тем все и закончилось. Эмме и Шиону предстоит создать множество новых хороших воспоминаний, ведь они полюбили друг друга по-настоящему, а не потому, что их свел вместе ритуал "Мэджико".
  
   (3) Следующей манге не повезло еще больше: ее оборвали на середине. Это "Мх0". Причина, я думаю, в ее отчасти нешаблонности и в том, что она не потакала мелким страстишкам читателя; не помогло даже некоторое смягчение (всякие там пикантные ракурсы). Разберем мангу подробнее.
   Во-первых, мир: современный, в котором однако есть место для магии, в буквальном смысле. Магия там сосредоточена в особых энергетических зонах. В одной из таких зон располагается - да-да, школа, где далее и разворачиваются события. Система волшебства сама по себе весьма любопытна: колдуют там при помощи карт, сделанных из разных металлов, на которые записывают заклинания, а карты еще и энергию (выражается в очках) запасают, в общем, этакие магические флешки. Обучение в школе довольно-таки странноватое: студенты учатся волшебству три года, затем руководство выполняет одно желание каждого, пропорционально числу накопленных очков магии и уровня карты, а затем стирает всем воспоминания и отправляет по домам. Выглядит как-то глупо: три года пахать ни за что.
   Однако есть моментик: лучших студентов памяти не лишают, они далее работают, так сказать, по специальности. Следует указать, что магия действует только в особых зонах, вне их карты бесполезны. Можно, конечно, повкалывать и заполучить особую черную карту, которая везде годится, но носить она может лишь одно заклинание. В общем, такая магия практически бесполезна в современном развитом обществе. Но все это мелочи, которые все равно работают на сюжет.
   Что сразу бросается в глаза? Мангака умеет правильно начинать, оное начало захватывает внимание с первых же страниц. ГГ, Кузуми Тайга, приходит в школу магии Сейнаги; оказывается, провалив вступительный экзамен. Он ищет ту одну девочку, Хиираги Айку, которая нечаянно засмеялась на экзамене над Кузуми, смутив его. Он винит Айку в своей неудаче и жаждет ее найти, чтобы сказать, что он ее лю... нет, чтобы она вернула его проходной балл! И дальше понеслось: летающий грубый учитель, он же папаша Хиираги, силой втаскивает Кузуми в защищенную зону; этим он случайно раскрывает секрет существования магии обычному человеку. После каскада забавных приключений Хиираги-сенсей и Кузуми оказываются на ковре у директрисы; им обоим грозит стирание памяти, и обоим это как нож по сердцу: учитель желает и дальше учить и магичить, а Кузуми боится забыть Айку, в которую влюбился еще на экзамене. Директриса предлагает выход: принять Кузуми в школу, обязав Хиираги-сенсея присматривать за ним, а Кузуми при этом из-за дефицита карт достается М0, карта, неспособная колдовать, но способная магию разрушать. Вот первый нестандартный ход: в школу магии попадает ученик, который вообще не может колдовать. Более того, из-за случайности все остальные считают Кузуми владельцем золотой карты (на деле это М0, лишь выглядящая золотой), то есть суперкрутым колдуном, и на протяжении всей манги ему приходится выкручиваться, чтобы его никто не раскусил. Одной из причин непопулярности манги, на мой взгляд, является ГГ. Ему ничего легко не достается, он изначально находится в невыгодной позиции, потом и кровью добиваясь успеха; плюшками тут и не пахнет, наоборот, на Кузуми постоянно сыпятся тумаки и шишки. Испытания валятся на Кузуми одно за другим, и он с блеском из них выходит: ошеломительная и ядреная смесь удачи, упорства, пафосного блефа, доброты, помощи друзей, а главное - неслабое шевеление извилинами; чтение этих ярких моментов всегда приносит удовольствие. В начале Кузуми действует в одиночку, но затем постепенно мнение окружающих склоняется в его пользу, многие начинают ему симпатизировать и уважать его. Например, тот же Хиираги-сенсей. Колоритнейший персонаж, опытный маг и учитель, он совершенно теряет голову, если его дочери начинает угрожать опасность, даже мнимая. Одни из комических моментов - его стычки с Кузуми. Но даже Хиираги не устоял перед Кузуми: его целеустремленность и находчивость заставляют сенсея поменять свое изначальное мнение, и он приходит на помощь Кузуми уже добровольно, а не под угрозой стирания памяти. На протяжении всей манги, таким образом, Кузуми, одолевая преграды, раз за разом приобретает новых друзей и товарищей. "Даже не будь Кузуми владельцем золотой карты, все равно он хороший человек, без него будет как-то не так", - признается один из его одноклассников.
   Конечно, манга не обошлась и без штампов. К примеру, Исэ, первый друг Кузуми, помешанный на юбках, так и норовит кого-нибудь облапать. Естественно, у него есть старший брат, гордый красавец-отличник, и, естественно, между братьями сильное противостояние. Но все равно, чаша весов склоняется в сторону качества. Есть и удачные находки: старшая сестра Тайги, Кузуми Кокуха, которая выглядит словно ученица начальной школы из-за маленького роста (порядка 150 см). При этом Кокуха немерено сильна; причина силы и выносливости Тайги в том, что сестричка частенько использовала братика в качестве боксерской груши; при этом Кокуха искренне любит брата. Или взять члена группы Кузуми, Миттён, которая тоже ростом не вышла. Она обожает пугающие плюшевые игрушки и владеет магией типа вуду. Лицо ее почему-то напоминает о фильмах ужасов, не в смысле ужасное или уродливое, просто выражение лица довольно специфическое. Нельзя также не упомянуть такого персонажа, как Рокки: магическая бандана, которая транслирует мысли носителя и основательно их огрубляет, выдавая довольно оскорбительные фразы. И, конечно, мандрагора Люси. Ее отношения с Кузуми построены на абсолютном доверии и честности. Своей добротой и отзывчивостью Кузуми завоевал дружбу с Люси, которая часто выручала его, как никто другой.
   Одна из главных сюжетных линий, разумеется, любовная. Причина поступления в школу Сейнаги, упорного обучения - любовь Кузуми к Айке. Он мечтает получить настоящую золотую карту, чтобы исполнить заветную и трудную мечту Айки: увидеть мать. Планировалось, что история с матерью будет отдельной линией, но манга оборвалась, и мы не узнаем теперь подробностей. А что же Айка? А она "на редкость хорошо относится" к Кузуми. Думаю, это еще одна причина низкого рейтинга: обычный читатель не может такого понять и принять: как это ГГ может кого-то любить, а его пассия - нет. Такая "любовь в одни ворота" заведомо пользуется непопулярностью, поскольку бескорыстные ГДЛ воспринимаются слабо (см. обзор предыдущей манги). Чтобы добавить искры, мангака устраивает любовный треугольник, вводя персонажа Наоми Мидзуки, которая поначалу встречает Кузуми в штыки, а впоследствии понемногу влюбляется в него; сам Кузуми ей симапатизирует, не более. Как развязался бы этот треугольник, теперь и не узнаешь: мангу отрезали по живому.
   Под конец Кузуми получает шанс получить настоящую золотую карту вместо фальшивки, он временно отправляется учиться в другой школе, пользуясь магической картой вместо М0. Таким образом, название манги к концу как бы утрачивает смысл. Как бы далее развернулись события, опять же неизвестно. Манга, несомненно, качественная, жаль, что ее постигла такая судьба.
  
   (4) Ну вот, размямшись, можно приступить к разбору особо выдающегося произведения. Речь идет о манге и аниме "Hunter x Hunter". Это манга одна из тех, которые выматывают душу ожиданием глав, поскольку мангака Тогаши Йосихиро любит делать паузы в издании (иногда годовые). Но читатели, матерясь, ждут продолжения, ибо оно стоит того. Эта манга все время болтается в нижней части топа журнала "Еженедельный прыжок подростка" :), но каким-то чудом удерживается там читателям на радость. К слову, рисовка порой никакая, лучше, прочитав мангу, посмотреть аниме, благо его (редкость) сделали аккурат по первоисточнику без отсебятины. В разборе я буду опираться на аниме.
   Итак, мир "Охотника" во многом похож на наш современный технически и географически; в дальнейшем оказывается, что этот мир лишь крошечное пятно посередь озера, которое располагается на неимоверно гигантском Темном континенте. Есть и отличие от нашего мира: во-первых, в "Охотнике" водятся диковинные существа, некоторых причем заносит с Темного континента. Во-вторых, ряд людей обладают способностями Нен, то есть могут управлять своей аурой. Таких людей разделяют на шесть классов, принадлежность к классу определяется личными качествами человека, прирожденными и приобретенными (зависит, например, от условий, в которых человек вырос). В этом мире также выделяется группа профессионалов, одаренных психически и физически, обладающих Нен-способностями. Их называют Охотниками, и они обладают многими льготами. Они вынуждены жить по принципу "выживает сильнейший", что не могло не оставить отпечатка на характерах. Занятия Охотников разнообразны: отлов опасных преступников, открытие новых видов животных, достижения в медицине, много всего. К слову, в этом мире также существует куча Нен-пользователей, которые не относятся к Охотникам. Мир в целом проработан и достоверен, хотя есть пара неудачных моментов. Один - попадаются иногда логические несостыковки, когда выдуманные детали мира начинают друг другу противоречить. Впрочем, на сюжет это влияния не оказывает, более того, иногда такие шероховатости служат росту напряжения в действии. Второй - мангака порой слишком увлекается и начинает сыпать подробностями, которые к делу не относятся и которые можно было бы смело выкинуть без ущерба для сюжета.
   Переходим к заглавным персонажам. Их четыре, с каждым связаны свои конфликты и своя сюжетная линия. История начинается с экзамена на звание Охотника, и они оказались в числе кандидатов. В дальнейшем они становятся близкими друзьями.
   Первый - Гон Фрикс, на него приходится большая часть событий. Гон - обычный двенадцатилетний парнишка, выросший на малолюдном острове. Отец Гона, известный Охотник Джин Фрикс, ушел из дома ради своих "охотничьих" дел. Если у него и есть слабости, исполнение отцовского долга одно из них (вернее, его неисполнение). Зато Гон унаследовал серьезные таланты от отца, сдав экзамен на охотника, Гон мечтает встретить непутевого папашу, но это лишь внешне выглядит так, на деле же это означает превзойти его или хотя бы достичь его уровня. В связи с такой целью Гон постоянно решает задачи по самосовершенствованию.
   Второй - Киллуа Золдик, член семьи потомственных и знаменитых убийц. У него также значимая роль наравне с Гоном. Пожалуй, Киллуа самый интересный персонаж в плане раскрытия личности. На экзамен он явился якобы вообще без цели, просто развлечься: первый звоночек. Его характер наиболее ярок и планомерно развивается на протяжении манги.
   Третий - Курапика. Это уравновешенный и одаренный юноша, истинный лидер, способный мыслить и принимать верные решения в любой обстановке. Причина конфликта Курапики довольно заурядна. Ранее весь его род был жестоко истреблен преступной организацией "Труппа теней", она же Геней Риодан, она же Пауки. Род Курапики и он сам обладал удивительным даром: их глаза могли становится алыми (например, от гнева), ради этих драгоценных глаз клан Курапики и истребили. Задача Курапики - стать Охотником (читай стать сильным) и отомстить Паукам. Вообще в его истории есть много общего с "Графом Монте-Кристо", если рассматривать переживаемые ГГ эмоции и его мысли. Конфликт Курапики заключается в том, что несмотря на ненависть к Паукам, Курапика еще и ненавидит убийства. Это один из двух самых выразительных конфликтов манги, его кульминация происходит во время схватки с Пауками, что будет рассмотрено позднее.
   Четвертый - Леорио. Его сюжетная линия самая простая: он желает стать врачом, а для этого нужно стать Охотником, тогда не надо будет платить немалые деньги за вступительные экзамены (у них там бюджетников нету, вместо них - магические звери). Тем не менее Леорио тоже приходится преодолевать многие препятствия, набираясь опыта и ума. Леорио простоват и весьма вспыльчив, но быстро отходит. Он очень дорожит своими друзьями и ради них готов рисковать жизнью. (Примечание: эпизод с выбором председателя, когда Леорио вдруг стал кандидатом на этот пост: более убедительной предвыборной речи я не слышал; с ней надо знакомиться по манге. Но это так, шутка). При всей свое простоте Леорио, однако, личность, а не картонный участник событий.
   Сразу отмечу, что одно из однозначных достоинств мангаки состоит в том, что он удивительно кропотливо работает над персонажами. Даже второстепенные персонажи, вступая в действие, меняют в итоге характер или мотивацию; наиболее частым катализатором-"изменителем" служит Гон.
   Еще одна изюминка: мангака часто не дает в лоб описаний эмоций и мыслей. Это обусловлено внутренней логикой манги: большинство персонажей - суровые люди, для которых проявлять эмоции - большая роскошь, опасная для жизни. Судить о том, что чувствует персонаж, приходится по косвенным признакам, то бишь думать и анализировать, что многие читатели сененов делать не любят (отсюда и невысокая популярность). Если учесть, что вместо фансервиса дается описание настоящих чувств, удивительно даже, что "Охотник" не вылетел из топа.
   Другой излюбленный прием мангаки - придерживаясь действия от третьего лица, иногда "нырять" в голову персонажа, создавая картину во всем объеме. В целом этот прием себя оправдывает, особенно когда необходимо повышать градус напряженности. Закадровый голос тоже лишним не бывает.
   Структура манги - ряд ключевых арок. Нагрузка приходится в основном на пару Гон-Киллуа и Курапику. Итог каждой арки: духовный и физический рост персонажа либо переосмысление своего внутреннего "я". Рост смыслового и эмоционального напряжения - классический, "пила под наклоном": значимость кульминаций растет от эпизода к эпизоду, после пиков - парочка эпизодов для разгрузки.
   Тогаши-сенсей не стесняется ставить своих персонажей в самые трудные, неразрешимые ситуации, требующие мобилизации всех сил. Это заметно уже с первой же арки - экзамена на Охотника. Сам экзамен - цепочка опасных испытаний на силу, ум, интуицию в конце концов, которые требуют от претендентов принимать верные, часто нестандартные решения с первого же захода. Цена любой ошибки высока, порой даже жизнь. Мангака хорошо описывает последствия выбора. Кстати, сам выбор тоже бывает несправедлив, когда приходится выбирать не между хорошим и плохим, правильным и неправильным, а просто из двух зол. В дальнейшем в манге не раз такое происходит. Надо особо отметить, что туго приходится всем: и положительным, и отрицательным
   Экзамен на Охотника служит для представления ГДЛ читателю, то есть отображает исходные характер и образ мыслей, и раскрывает цели четверки (см. выше). Особенность всей манги - в ней нет четко выраженных (особенно постоянных) антагонистов. Даже явные враги могут обладать положительными чертами, а с некоторыми даже возможно сотрудничество (Хисока, к примеру). Более того, бывшие противники могут даже стать друзьями (как происходит, например, в арке муравьев-химер). Этим успешно достигается выпуклая прорисовка персонажей. Протагонисты тоже не ангелочки с крылышками, у них тоже тараканы имеются. Вот, казалось бы, Гон: целиком положителен, верен друзьям, всегда готов прийти им на выручку, очаровывает своих противников, настолько, что кто-то даже принимает его сторону. В то же время Гон бывает самоуверен, упрям и твердолоб, готовый переть напролом, если что не по нему, даже подвергая опасности своих друзей (арка Остров Жадности, поединок с Взрывником).
   Особенно интересен в этом плане Киллуа. Выросший в семье убийц, он равнодушно относится к жизни, и своей, и остальных. Под влиянием Гона он в этом плане несколько меняется, не так, конечно, чтобы превратиться в буддийского херувима, нет, он становится профессионалом, но уже не убийцей, а Охотником (выживает сильнейший, да-да). К тому же Киллуа впервые узнает, что такое настоящая дружба. Опять же под влиянием Гона Киллуа взрослеет, он уже может пойти против интересов семьи Золдик, желающей, чтобы Киллуа развивался как убийца. Далее Киллуа приходится сражаться с весьма серьезным противником - своим старшим братом Иллуми (не физически). Нет, Иллуми на самом деле очень любит своего младшего братишку. Настолько, что готов контролировать его мозг (буквально), даже издалека, благо Нен-способности позволяют. Избавиться от результата промывки мозга гораздо сложнее, чем справиться с физическим врагом.
   Последнее испытание для Киллуа самое трудное, дело доходит даже до открытого противостояния с семьей; младшему брату Аллуке, который очень дорог Киллуа, в случае малейшей ошибки грозит гибель. Это испытание комплексное: и на физические, и на умственные способности, а под конец Киллуа опять вынужден сражаться с собой же. Это испытание подводит черту: Киллуа осознает, что для него самое важное жизни: профессия Охотника, друзья, родственные связи, которые для него олицетворяет Аллука (расположено в порядке увеличения важности). Это самоосознание и есть истинная цель Киллуа, которая движет сюжетную линию, связанную с ним. У Киллуа одного не было заявленного конфликта, об истинной его природе читатель догадывается сам.
   Да, стоит немного поговорить о младших Золдиках. Все дети - мальчики, однако мангака рисует сразу трех братьев особо, придавая им девичьи черты (бисенен, так, кажется, это называют). Причин именно такой рисовки я не нашел, поэтому такая левая деталь только раздражает.
   Есть еще любопытный моментик. Некоторые авторы любят подавать злодеев под соусом симпатичности; Тогаши-сенсей из их числа. Хисока, убийца ради развлечения, представлен весьма харизматичным и непредсказуемым персонажем.
   И раз зашла речь, подчеркну одну особенность манги: ее жёсткость. Дело не в детальном описании насилия, а в реакции персонажей на него. Приведу один пример. Экзамен на Охотника, Киллуа выходит драться против массивного маньяка, который до своей поимки рвал руками на части десятки людей. Киллуа молниеносно голой же рукой вырывает ему сердце и плющит его, что оно аж лопается. Все - все! - персонажи воспринимают это нормально, даже миролюбивые: Леорио, не видевший кровавой насильственной смерти до экзамена, Гон (аналогично), Курапика, ненавидящий убийства. Максимум кто удивится, чтобы затем радостно поздравлять Киллуа. Вся манга пронизана философским отношением к смерти, даже столь жестокой. Возможно, причина кроется в менталитете японской аудитории и мангак, не берусь судить.
   Но вернемся к структуре "Охотника". Не стану описывать все арки, остановлюсь на двух самых значимых.
   Первая - противостояние Курапики и Пауков. Остро показан конфликт Курапики, когда он вынужден убить одного из Пауков при своем сильном отторжении убийств. Это даже приводит к тому, что в итоге Курапику валит с ног лихорадка, а в бреду к нему являются видения убитых им Пауков. Другой конфликт, который ему также приходится решать - выбор между местью и дружбой, когда он обменивает плененного им главаря Труппы Теней на Гона и Киллуа, попавших в лапы к Паукам, между прочим, помогая Курапике. В итоге выясняется, что для одержимого местью Курапики друзья важнее.
   Параллельно показан еще один интересный конфликт. Начать с того, что Пауки позиционируются якобы как бессердечные убийцы, которым плевать на всех, но сначала выясняется, что какое-то подобие дружбы существует и среди них. А у одной из Пауков, Пакуноды, как раз и наблюдается тот конфликт: она тайно любит главаря (не выказывать чувства, помните), и ей предстоит жестокий выбор: косвенным образом предать товарищей, не последовав своеобразному кодексу чести Пауков, или пожертвовать главарем-заложником, а значит любовью. Тот самый выбор из двух зол. Пакунода не сумела найти нетривиальное третье решение, выбрав любовь, что в итоге приводит к ее гибели и нешуточной опасности для организации.
   Немного добавлю про Пауков, откуда они взялись. Все они родом из некоего гетто, рядом с которым вываливали горы отходов; условия для жизни не самые лучшие, принцип выживаемости и тут сработал: выходцы из гетто становятся необычайно сильными пользователями Нен. Понятно, что теплых чувств к остальным людям Пауки питать не будут, рассматривая людей просто как источник дохода (что посеешь, то и пожнешь).
   Вторая арка - история про муравьев-химер, самая продолжительная и сильная; мангака набил руку. Наиболее мощный и красочный конфликт не только этой арки, но и всей манги в целом связан с Королем муравьев-химер, Меруэмом. Чтобы создать эту арку, мангака вводит ряд допущений научного толка: например, возможно скрещивание любых генов, даже насекомого и животного, к тому же потомство наследует лишь благоприятные гены и т.п. Это простительно, поскольку введено не от балды, а для дела.
   В чем же суть конфликта? В Меруэме борются два начала: насекомого и человека. Первое требует создания пирамидальной империи, уничтожения людей, размножения подчиненных-химер, второе же вроде ничего не требует сначала, но по мере действия Меруэму начинают приходить в голову странные для него вопросы, к примеру, в чем смысл его существования, для чего он на этом свете. Камешком, что покачнул равновесие в сторону человечности, выступила Комуги, довольно интересный персонаж. Это обычная слепая девушка, которая постоянно хлюпает носом, ни разу не красавица, во многом абсолютно беспомощная. Единственный ее талант - она великолепно играет в гунги (вымышленная игра, похожая на усложненную версию го), ни разу не проиграв. Далее объясняется, что она вынуждена побеждать, чтобы помочь семье, чуть ли не умирающей от голода (опять тот же принцип выживания). Могучий Король, непобедимый в битве, до этого также одолевший за игровой доской чемпионов в сеги и шахматах, вдруг раз за разом проигрывает Комуги. Думая, что это всего лишь случайность - он же Король, будущий владыка мира - Меруэм требует играть снова и снова, постепенно втягиваясь в процесс. Далее он вдруг осознает, что ему уже не столь важна игра, сколько интересна сама Комуги. Примечательно, что девушка полностью противоположна Меруэму; противоположности, видно, и впрямь притягиваются. Мангака старательно, по крупицам, создает настоящую мозаику, показывая все колебания Короля (там вообще-то задействовано много эпизодов, не только ключевые, связанные с Комуги). Мало-мальски вдумчивому читателю доставит немалое удовольствие самому собирать эту мозаику. Наградой будет кульминация: Король жертвует всем, даже последними минутами жизни, чтобы провести их с Комуги, а Комуги жертвует своей жизнью ради этих минут наедине с Королем. Это время они проводят за игровой доской, игра для них стала больше чем игра, это способ их духовного сближения. В итоге Король и Комуги познают истинную любовь: без слов, без телесной близости, доказанную делом и жизнями. Разговор в темноте, только реплики на темном фоне (в манге), а затем умирающий Король на руках у Комуги - мощная картина, которая благодаря эффекту сопереживания равнодушным не оставит. Для придания остроты мангака использует даже символичность. Во время последней игры Комуги находит нестандартный ход, что не смог найти Король. Понятно, что смысл нестандартности хода не относится к игре: это намек, что из неразрешимой ситуации все же возможен выход. Или еще сильная картинка: рука Комуги в руке Меруэма на фоне абсолютной пустоты зданий и площадки плюс черная и белая фишки рядышком. "Я был рожден для этого момента", - говорит Король о последних минутах с Комуги. Могу сказать, ради этого момента и мангу стоит прочесть. "У любви со счастливым концом нет шанса попасть в летописи" - верно когда-то было сказано.
   А теперь, как я раньше хвалил, так теперь буду ругать. После арки с выборами председателя Тогаши приступил к следующей - экспедиция на Темный континент. Скажу, что дальнейшее это продолжение мало того, что слабее прежних арок, так еще и сюжетно не нужно. Рассмотрим, что имеем на конец, до выхода продолжения. Гон: нашел отца, достиг успеха как охотник, цель выполнена. Киллуа: его сюжетная линия завершена. Леорио: поступил в медицинский колледж, считай, цель достигнута. Курапика: отказался от мести Паукам, вместо этого решив собрать глаза своих соплеменников, устроив что-то вроде памятного кладбища - остался только последний источник. То есть, сюжетно манга завершена. Что же нового сообщается о персонажах в продолжении (подразумевается, естественно их характеры)? А ничего. Описывается борьба Хисоки с Пауками, ничего свежего об этих персонажах мы не узнаем, лишь то, что уже раньше звучало. Да, вводится история нового персонажа, отца Гона Джина Фрикса. Вот только это уже не спасает мангу. По правилам построения таких художественных произведений, чтобы в итоге вышел толк, итоговая кульминация должна быть самой сильной. Не думаю, что Темный континент вкупе с Джином могут дать что-то более напряженное эмоционально-смысловое, чем финал истории Меруэм/Комуги, а вот испортить дело - запросто. Если еще учесть что жалкие пару десятков глав продолжения Тогаши вымучивал несколько лет, то самый лучший вариант был бы закончить "Охотника" и начать новый проект, пусть даже в том же мире, - или вообще свернуть работу.
   Бонус: читая многие манги, начинаешь понимать, что "Драгон Болл" является основой основ. В "Охотнике" тоже хватает отсылок к ДБ: поход Пикколо в президентский дворец / аналогичный поход Меруэма; Зарбон в двух ипостасях, в одной кичится своей внешностью, в другой - настоящий крокодил / муравей-химера Зазан, аналогично; Гулдо, активирующий способность сокрытия при вздохе / человек-хамелеон Мелеорон, то же самое. И всякого по мелочи хватает (например, хвост Цела / хвост Короля).
   Итого: "Охотник супротив Охотника" вещь весьма стоящая, недостатки изничтожаются достоинствами.
  
  
  
   Список манг не исчерпан и будет пополняться по возможности...


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Межзвездный мезальянс. Право на ошибку" С.Ролдугина "Кофейные истории" Л.Каури "Стрекоза для покойника" А.Сокол "Первый ученик" К.Вран "Поступь инферно" Е.Смолина "Одинокий фонарь" Л.Черникова "Невеста принца и волшебные бабочки" Н.Яблочкова "О боже, какие мужчины! Знакомство" В.Южная "Тебя уволят, детка!" А.Федотовская "Лучшая роль для принцессы" В.Прягин "Волнолом"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"