Знание-сила. : другие произведения.

Рейд и гибель "бисмарка"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Надеюсь, никто не против размещения этого материала здесь в связи с недоступностью на сайте журнала.


   0x08 graphic
Новости науки: 09.05.04
   0x01 graphic
  
   Рейд и гибель "Бисмарка"
   27 мая 1941 года в истории II мировой войны произошло знаковое событие: английский флот уничтожил самый мощный боевой корабль того времени -- германский линкор "Бисмарк". Уничтожил после долгой, полной приключений погони, потеряв при этом "гордость и символ Британской империи" -- тяжелый крейсер "Худ".
   Почему знаковое? Главное -- в  срезе того времени: Гитлер стремился дать Сталину ясный сигнал, что он всерьез готовится к вторжению на Британские острова. Настолько серьезно, что готов бросить в бой свой самый сильный, только что введенный в строй линкор. До дня "Д" -- даты нападения на Советский Союз -- оставалось чуть больше месяца, и в серии немецких отвлекающих маневров поход "Бисмарка" стал самым ярким событием. Он погиб, но те люди в высшем советском руководстве, которые разделяли со Сталиным надежду на бросок вермахта на Британские острова, знали, что уже готовятся к выходу в море собрат "Бисмарка" линкор "Тирпиц", а также линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау" и тяжелый крейсер "Принц Ойген", который вышел в рейд вместе с "Бисмарком", но сумел избежать его участи. Так что для этих людей поход "Бисмарка" должен был символизировать пролог к близкому, смертельной силы германскому удару по Англии.
   Главное -- в длительной исторической перспективе: гибель "Бисмарка" ознаменовала очередной шаг в смене главных действующих сил на военно-морской сцене. В своих воспоминаниях Черчилль пишет, что заслуга в победе над "Бисмарком" принадлежит всем видам военно-морских сил, однако "линкоры сыграли решающую роль в начале и в конце боя". Думается, здесь сказались пристрастия "бывшего военного моряка", обретенные им в эпоху I мировой войны. Потому что главную роль сыграла все-таки авиация, и в первую очередь -- тихоходные бипланы "Суордфиш" (наподобие нашего По-2, но несколько крупнее его).
   Авиация с самого начала II мировой войны играла активную роль в вооруженных столкновениях на море -- английская, главным образом авианосная, и немецкая береговая (авианосцев у Германии не было).
   Но первую серьезную заявку на лидерство авиация сделала в марте 1941 года, когда все те же "Суордфиши" положили начало разгрому мощной итальянской эскадры.
   Спустя год, в мае 1942-го, случилась битва в Коралловом море на западе Тихого океана. Это было необычное морское сражение: американскую и японскую эскадру разделяло расстояние в 350 километров. Противники не видели друг друга даже на экранах радаров. Здесь -- впервые в военно-морской истории -- главной ударной силой с обеих сторон стала авиация. Наступила новая эра -- эра авианосцев.
   Как это было
   0x01 graphic
   "Бисмарк" на верфи "Blohm & Voss" в сентябре 1938
  
  
  
   0x01 graphic
   Построение экипажа на палубе "Бисмарка" 5 мая 1941 года в честь посещения корабля Гитлером
  
  
  
   0x01 graphic
   Характеристики "Бисмарка", 1939
  
  
   Заложен 1 июля 1936 года
Спущен на воду 14 февраля 1939 года
Вступил в строй -- 24 августа 1940 года
Полное боевое водоизмещение 50 129 тонн
Длина по ватерлинии 241,5 метров
Вооружение:
4 башни главного калибра (Антон, Бруно, Дора, Цезарь) с 8 орудиями калибра 38 сантиметров. Все снарядов -- 800 кг, дальность стрельбы 36,520 метров
12 орудий калибра 15 сантиметров
16 -- 10.5 см
16 -- 3.7 см
18 -- 2 см
Скорость 29 узлов
Дальность плавания 8 525 миль (при скорости 19 узлов)
Броневая защита бортов -- 320 мм
Защита палубы над орудийными погребами -- 95 мм
4 самолета Arado Ar 196
Экипаж 2065 человек
   0x01 graphic
   38 сантиметровый снаряд "Бисмарка" высотой 1,7 метра
  
  
   Рейд "Бисмарка"
   0x01 graphic
   Охота за "Бисмарком"
  
  
   18-22 мая 1941 года
Линкор "Бисмарк" и тяжелый крейсер "Принц Ойген" под началом командующего надводным флотом Германии адмирала Лютьенса начинают свой рейд. Они заходят в Норвегию, где поджидают подходящую погоду, а затем направляются на север в Датский пролив.
   21 мая 1941 года
Английский самолет-разведчик обнаруживает немецкие корабли в Бергенском фьорде.
   0x01 graphic
   21 мая 1941 года "Бисмарк" в Бергенском фьорде. На снимке вверху справа
  
  
   22 мая 1941 года
Новая разведка устанавливает, что корабли оттуда исчезли
   0x01 graphic
   23 мая 1941 года "Бисмарк" -- вид с "Принца Ойгена"
  
  
   23 мая 1941 года
"Бисмарк" и "Принц Ойген" обнаружены в Датском проливе английскими тяжелыми крейсерами "Норфолк" и "Суффолк". Англичане определяют курс и скорость немецких рейдеров. По приказу командующего английским флотом на север Атлантики направляется ряд линейных кораблей и крейсеров, а также авианосцев. В первой волне идут линкор "Принц оф Уэлс" и крейсер "Худ" в сопровождении шести эсминцев. Немцы в свою очередь установили, что они обнаружены, и несмотря на тяжелую встречную волну, увеличивают ход.
   24 мая 1941 года
Немецкие рейдеры, сопровождаемые крейсерами "Норфолк" и "Суффолк" идут в Северной Атлантике, прижимаясь к ледовым полям у берегов Гренландии.
-03 40. Английское соединение берет курс на сближение с немецкими рейдерами.
-05 35. Английские корабли устанавливают контакт с немецкими. В этот момент сказываются две ошибки, совершенные англичанами. Во-первых, командующий английским соединением вице-адмирал Холланд распорядился вести огонь по более мощному "Бисмарку", считая, что он идет ведущим в строю. Между тем, ведущим был "Принц Ойген". Вторая ошибка была серьезнее. Англичане выбрали неправильную тактическую позицию для боя. Их корабли идут наперерез немцам таким курсом, при котором у них не могут действовать кормовые башни главного калибра -- восемь из 18 орудий. Немцы изначально получают преимущество в мощности орудийного залпа.
   0x01 graphic
   24 мая 1941 года Линкор "Худ" в бою
  
  
   -05 52. Англичане открывают огонь на дистанции 22, 7 км. Английские снаряды ложатся с большим перелетом, тем не менее "Принц оф Уэльс" добивается попадания в "Бисмарк".
-05 55. Немцы открывают огонь. Со второго залпа они накрывают идущий впереди "Худ", на котором вспыхивает сильный пожар.
   0x01 graphic
   24 мая 1941 года 05.55 утра "Бисмарк" открывает огонь по "Худу"
  
  
   -06 00. Видя невыгодность своей позиции, вице-адмирал Холланд приказывает изменить курс на 20 градусов влево, чтобы ввести в действие кормовые башни и вести бой на параллельных курсах. "Бисмарк" снова получает попадание тяжелого снаряда.
   -06 01 При начале поворота в "Худ" попадает тяжелый снаряд "Бисмарка". За носовой надстройкой крейсера поднимается ослепительно яркий столб пламени. Огромный корабль, переломившись пополам, уходит под воду. Подоспевшие эсминцы подбирают только трех моряков из экипажа численностью более 1500 человек. В этот же момент "Принц оф Уэлс" добивается третьего попадания в "Бисмарк".
   0x01 graphic
   "Худ" горит на заднем плане
  
  
   Немецкие корабли переносят огонь на английский линкор, он получает попадания пяти 381-мм снарядов с "Бисмарка" и трех 203-мм с "Принца Ойгена". "Принц оф Уэлс" закрывается дымовой завесой и уходит с места боя, не выпуская однако, из видимости своих радаров немецкие рейдеры.
   0x01 graphic
   24 мая 1941 года 06.02 -06.09 утра "Бисмарк" ведет огонь по "Принц оф Уэлс"
  
  
   24 мая 1941 года, день
"Принц оф Уэлс" вышел в море еще не "доведенный до кондиции". (Башни главного калибра, например, еще не были приняты от строителей. И одна из них во время боя просто вышла из строя). Несмотря на это и на полученные повреждения, он продолжает вместе с "Норфолком" и "Суффолком" следовать за немецкими рейдерами.
   24 мая 1941 года, день
Адмирал Лютьенс принимает решение изменить план операции: разделить корабли и отправить "Принца Ойгена" в рейд самостоятельным маршрутом. Это в дальнейшем спасло корабль от почти
верной гибели.
Такое решение Лютьенса обусловлено серьезной причиной: один из тяжелых снарядов линкора "Принц оф Уэлс" повредил две носовые топливные цистерны "Бисмарка". "Бисмарк" теряет горючее, вода затапливает носовые отсеки, скорость корабля заметно падает. Лютьенс отвергает советы своих офицеров возвращаться в Германию для ремонта северным путем. И решает пробиваться в Брест (Франция), где имеется док, способный вместить "Бисмарка".
   24 мая 1941 года, день
Англичане не знают о серьезных повреждениях "Бисмарка" и собирают все силы, чтобы перехватить его на севере Атлантики, не допустив к многочисленным конвоям, пересекающим океан.
Следом за "Бисмарком" и почти рядом с ним идут крейсера "Норфолк" и "Суффолк" под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера. Тут же держится "Принц оф Уэлс".
С северо-востока под началом командующего флотом метрополии адмирала сэра Джона Тови движется флагманская эскадра в составе линкора "Кинг Джордж V", линейного крейсера "Рипалс" и авианосца "Викториеc".
С востока идут линкор "Родней", крейсера "Лондон", "Эдинбург", "Дорсетшир" и несколько флотилий миноносцев.
С запада идут линкоры "Рэммилес" и "Ривенд".
С юга движется эскадра адмирала Соммервила в составе авианосца "Арк Роял", линейного крейсера "Ринаун" и крейсера "Шеффилд".
Англичане оставляют без охраны все свои конвои и маршруты транспортов и стягивают свои корабли в огромное кольцо в северо-восточной Атлантике, надеясь на огромное превосходство в силах.
Но судьба едва над ними не посмеялась.
   24 мая 1941 года
-
18 00-19 00. "Бисмарк" делает поворот и неожиданно для англичан идет прямо навстречу им. Английские корабли отходят. "Принц Ойген" в этот момент скрывается в предвечерней дымке, уходя курсом на юго-запад. "Бисмарк" разворачивается, и продолжает путь на юго-восток к берегам Франции.
24 мая 1941 года
22 00. Авианосец "Викориес" приближается к "Бисмарку" и, несмотря на позднее время поднимает в воздух свои торпедоносцы "Суордфиш" -- устаревшая к началу второй мировой войны модель торпедоносца-биплана со скоростью 200 километров в час. 9 самолетов находят "Бисмарк" в кромешной тьме и бросают торпеды, лишь одна попадает в цель, но не наносит серьезного вреда.
   0x01 graphic
   24 мая 1941 года Палуба авианосца "Викториес"
  
  
   25 мая 1941 года
-03 06. "Бисмарк" снова совершает разворот и идет в атаку против отряда кораблей Уэйк-Уокера. Англичане отходят и теряют контакт с немецким линкором. Продолжая путь на юго-восток, "Бисмарк" проскальзывает сквозь кордон английских кораблей и обретает верный шанс уйти от погони.
Но тут начинается "радио-война".
   25 мая 1941 года, день
"Бисмарк" отправляет радиограмму, и англичане пеленгуют корабль. Но при передаче данных на флот, они допускают ошибку и часть английских кораблей разворачивается на обратный курс -- к Исландии. Ошибку обнаруживают, но потеряно несколько драгоценных часов.
   26 мая 1941 года
7 00-8 00 "Бисмарк" отправляет две радиограммы, одну из которых удается расшифровать. Из нее англичане узнают о решении Лютьенса прорываться в Брест. Но точное место положения "Бисмарка" им по-прежнему остается неизвестным.
   26 мая 1941 года
10-30 Летающая лодка "Каталина" командования английской береговой авиации обнаруживает "Бисмарк".
   0x01 graphic
   Снимок обнаруженного "Бисмарка"
  
  
   26 мая 1941 года, день
Англичане осознают, что "Бисмарк" имеет реальный шанс прорваться в Брест. Чтобы остановить его, адмирал Тови решает бросить в бой торпедоносцы с авианосца "Арк Роял", находящегося в 130 километрах от "Бисмарка".
Погода ужасна: непрерывный дождь, крупные волны захлестывают взлетную палубу, килевая качка авианосца достигает 30 градусов. Тучи лежат над самым морем. Видимость не превышает сотен метров. В такой обстановке десять самолетов "Суордфиш" все таки взлетают и берут курс на врага. Но первым на их курсе оказывается английский крейсер "Шеффилд", следующий в непосредственной близости от "Бисмарка". В условиях отвратительной видимости торпедоносцы принимают "Шеффилд" за "Бисмарк" и атакуют его. К счастью, ни одна торпеда не попадает в цель.
   26 мая 1941 года
19 00 -- 20 00
Погода продолжает ухудшаться. Шторм крепчает. Видимость падает. Наступает вечер. Но "Арк Роял" решает повторить налет. Последние свежие 15 экипажей взлетают с качающейся палубы и берут курс на "Бисмарк". Как и при первых двух налетах, артиллерия "Бисмарка" встречает тихоходные бипланы мощным зенитным огнем. Воздух над кораблем окружен плотным кольцом разрывов. Прорываясь сквозь него, англичане атакуют на разных курсах и на разной высоте. Их настойчивость приносит успех. Две, а может быть, и три торпеды попадают в цель. Взрыв одной из них, угодившей в кормовую часть корабля, оказывается роковым для "Бисмарка". Этот взрыв выводит из строя систему управления рулями и повреждает винты линкора. "Бисмарк" не в состоянии выдерживать постоянный курс и описывает на море неправильные зигзаги. Незадолго до полуночи адмирал Лютьенс сообщает командованию: "Корабль потерял способность управляться. Мы будем драться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер!"
   0x01 graphic
   Место взрыва торпеды
  
  
   К этому моменту англичане были в поистине драматической ситуации: они сумели остановить "Бисмарк", но на их тяжелых кораблях, способных нанести рейдеру окончательный удар, горючее было в обрез. Они начали расходовать неприкосновенный запас. Премьер-министр Черчилль предложил адмиралу Тови преследовать "Бисмарк" до конца, даже если английскую эскадру потом придется вести домой на буксире. Но после второй торпедной атаки самолеты-разведчики с "Арк Рояла" и находившееся на близкой дистанции английские крейсера сообщают о том, что "Бисмарк" ходит кругами и заметно потерял в скорости. Англичане решают дать последний бой рейдеру. Ночью их эсминцы атакуют гигант, но потопить его им не удается. За ночь к месту боя подходят английские линкоры.
   27 мая 1941 года
08-47

Линкор "Родней" открывает огонь из девяти 406-мм орудий. Через минуту -- "Кинг Джордж V". "Бисмарк" отвечает и третьим залпом накрывает "Родней". Но английский линкор выдерживает это попадание, а его снаряды разрушают сперва главный, а затем вспомогательный посты управления огнем "Бисмарка". Рейдер охвачен огнем, но продолжает отстреливаться. Англичане усиливают огонь.
   0x01 graphic
   27 мая 1941 года Первые снаряды падают рядом с "Бисмарком"
  
  
   10-15. На "Бисмарке" замолкают последние орудия, но его машины работают и он продолжает медленно рассекать волны. Экономя горючее и стремясь ускорить развязку, адмирал Тови приказывает крейсеру "Дорсетшир" произвести торпедную атаку. "Дорсетшир" в упор выпускает в "Бисмарк" 4 торпеды. "Бисмарк" превращен в пылающий остров, но держится на плаву.
По "Бисмарку" было выпущено снарядов:
380 -- 40.6 см с "Родней"
339 -- 35.6 см с "Кинг Джордж V"
527 -- 20.3 см с "Норфолк"
254 -- 20.3 см с "Дорсетшир"
716 -- 15.2 см с "Родней"
660 -- 13.3 см с "Кинг Джордж V"
   0x01 graphic
   24 мая 1941 года Палуба авианосца "Викториес"
  
  
  
   0x01 graphic
   Схема повреждений "Бисмарка"
  
  
   Понимая, что все кончено немцы открывают кингстоны, и "Бисмарк" тонет кормой вперед и ложась на левый борт.
С ним гибнет более 2000 человек команды. Спасены 110 человек, в том числе лишь один офицер.
   0x01 graphic
   Спасение моряков с "Бисмарка"
  
  
  
   0x01 graphic
   Возможный сценарий погружения "Бисмарка" на дно
  
  
   В 1989 году американский океанограф Роберт Баллард нашел место гибели "Бисмарка".
   0x01 graphic
   "Бисмарк" на дне
  
  
  
Ссылки по теме:
Bismarck's Final Battle -- Part 1
http://www.kbismarck.com/
   Все новости

Григорий Зеленко

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"