Аннотация: Рецензия на книгу Сутомрина В. "Вокруг Кремля и Китай-Города. Путебродитель"
Куда ведёт "Путебродитель"?
Москва - это не только переплетение улиц и проспектов, но также и пересечение судеб людей, создававших и населявших город. Он рос и менялся в столкновении воль и характеров, новых веяний и освящённых веками традиций, здравого смысла обывателей и установлений начальства, продуманных планов и непредвиденных событий. Жители Москвы - богатые и бедные, местные и чужестранцы, обогнавшие свой век или приверженные традициям - создали этот город и передали его нам, а сами остались в названиях переулков, в силуэтах домов, в городских легендах и поговорках.
Что ж, надо признать - эта аннотация к книге Виктора Сутомрина "Вокруг Кремля и Китай-города "Путебродитель" вполне точна. Эта книга - не просто серия очерков по москвоведению; не череда коротких рассказов об улицах, переулках исторического центра моствы. Это настоящие экскурсии - шаг за шагом, по московским мостовым, вокруг стен Кремля, в китайгородских лабиринтах, в долгих веках московской истории. Присоединиться к экскурсии может любой, и "njn любой найдёт в ней нечто новjе, увлекательное, ранее неизвестное - и приезжий, только-только открывающий для себя нашу столицу, и слушатель, уже искушённый в тайнах московских двориков и переулков. Книга Виктора Сутормина читателя в мир былей и легенд старого центра Москвы. Обычно авторы разных путеводителей рисуют картины города разными цветами - в силу того, что сам рассказчик неизбежно выбирает наиболее любопытные для себя аспекты рисуемой им картины. Не стал исключением и автор этой книги; автор выбрал череду наиболее важных, с его точки моментов и знакомит читателя с чередой исторических персонажей - от Саввы Морозова до Иоанна Васильевича, прозванного в народе Грозным - а на смену ему приходят ничуть не менее грозные личности куда более поздней эпохи. Коллизии древней московской истории сменяются на страницах книги легендами и слухами советского и постсоветского периодов, высвечиваясь и уходя в тень, согласно воле автора.
Слово "экскурсия" в описании книги является, пожалуй, ключевым, и слово "Путебродитель" в её названии отнюдь не случайно. Может, и не слишком понятно - но оно вполне отражает тот факт, что в руках у нас отнюдь не привычный путеводитель. Эту книгу хороши читать дома, до прогулки по городу или после неё; а потом открывать на случайно выбранной странице и снова отправляться в странствия. Текст кое-где фрагментарен, но местами от него просто невозможно оторваться.
Собственно, "Путебродитель" - это своего рода подборка авторских экскурсий - подобно ожидаемой в ближайшее время второй части - "Три дома Маргариты". Что ж, название этой книги говорит само за себя - а пока первая часть позволит нам в любую погоду прогуляться по кривым московским улочкам -и встретить по дороге самых разных обитателей Москвы - богачей и бродяг, приезжих и коренных обитателей древней столицы, тех, кто старался поспеть за новейшими веяниями и тех, кто истово держался за традиции и обычаи, складывавшиеся на китайгородских мостовых. Аристотель Фиорованти, итальянский архитектор, возводивший в 15-м веке Успенский собор; и Пётр Барановский , архитектор и реставратор, отдавший так много сил делу сохранения нашего города. Мелькнут на страницах книги и трескучий самолётик Маттиаса Руста и закопченные в московских пожарах каски Наполеоновских кирасир. А изрядное количество любовно подобранных фотографий позволит нам увидеть описываемое не выходя их квартиры - хотя, вне всяких сомнений, многих эта книга подвигнет на то, чтобы выйти из дома и проделать весь экскурсионный маршрут своими ногами, испытывая радость узнавания на каждом шагу, на каждом углу, с каждым фасадом дома. Даже самый искушённый знаток найдёт в этих экскурсиях нечто любопытное для себя. Например - вы знаете, что такое кабанчик"? И где его можно встретить в самом центре Москвы? И.... впрочем, не станем портить подсказками удовольствие от будущих открытий наших читателей.
Отправной, стартовой точкой для своих экскурсий по самому официальному центру Москвы автор гостиницу "Метрополь" и Врубелевскую "Принцессу Грёзу", и отталкиваясь от низ выстроил уже и дальнейший свой рассказ. Для автора город - это не памятник истории, не мешщанина архитектурных стилей и бесконечная череда исторических событий, дат и фактов. Нет, это прежде всего драматический клубок человеческих судеб и сюжетов, куда более причудливых, чем в самом замысловатом историческом детективе, перепутанных врёмён и эпох. И вся эта путаница захватывает, с головой накрываит того, кто решится проследовать по маршрутам "Путебродителя" - и позволяет преодолеть её с радостным чувством узнавания чего-то нвоого и обретения давно, казалось бы забытого, не замеченного в толчее московских пробок.
Написана книга лёгким, поятным языком; фотографии, цветные иллюстрации и карта с ключевыми пронумерованными точками отлично дополняют живую речь экскурсовода и не даёт запутаться в потоке сведений.
Книга встретила живой отклик в среде москвоведов и нашлись дотошные люди, которые, обложившись соответствующими книгами, прошлись по маршрутам "Путебродителя", тщательно проверяя изложенные в нём факты. Не все остались довольны - например, описание похоронной процессии Берлиоза, в главе 14 "Александровский сад", знатоки нашли несколько спорных моментов. Но оставим им спорить о том, в какую сторону двигался кортеж с безголовым телом - так ли уж это важно для нас с вами? Или то, сохранился ли до наших дней колодец в Беклемешевской башне Кремля, упомянутый в 26-й главе "Васильевский спуск и кремлёвские башни"? Да, некоторые исследователи ставят в упрёк автору "Путебродителя", например то, что он слишком уж решительно поддерживает легенду о судьбе строителей собора Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного), отмечая, что это всё же не достоверно подтверждённая теория, а одна из возможных версий событий. Нашлись знатоки, охотно вступившие в полемику с изложением событий, связанных с событиями 6 ноября 1942 года. Тогда охранники известного государственного деятеля СССР Микояна предотвратили покушение на своего подопечного, якобы пустив в ход газовые гранаты.
Что ж, возможно знатоки правы, и "не так всё было, совсем не так" - и сотрудник поста у Спасской башни обезвредил террориста, залегшего на Лобном месте самыми обыкновенными, осколочными, а отнюдь не газовыми гранатами. Может и так; но уже само то, что и упомянутые в "Путебродителе" факты разожгли интерес и энтузиазм подлинных знатоков само по себе является для нас, неискушённых слушателей, отличной рекомендацией.
И ещё несколько необходимых слов. Сам Виктор Сутомрин ведёт в интернете прелюбопытнейший краеведческий блог http://sir-roof.livejournal.com. Здесь и материалы, использованные автором при написании обоих "Путебродителей" (напомним, вторая часть, посвященная московским приключениям булгаковских персонажей готовится в данный момент к печати) и интереснейшие фотоотчёты с описанием множества подобных "авторских" экскурсий по московским улочкам. Здесь же автор приглашает всех желающих присоединиться к нему в прогулках по москве. Темы таковы, что скучно уж точно не будет. Да вот, судите сами:
"Кузнецкий мост. Люди гибнут за металл"
"Александровский сад. Люди и нелюди"
"Болотный остров. Сладкое и горькое"
"Лубянка. Госстрах и Госужас"
"Твербуль. Факты, байки и легенды"
"Ивановская горка. Три века русского криминала"
Уже интересно? А если присовокупить сюда и прелюбопытнейшие подборки фотографий - и современных и старинных.... Остаётся только порадоваться, что настоящий энтузиаст и знаток нашего замечательного города взялся за перо, чтобы еперенести свои рассказы на бумагу. И надеемся, что ещё не один выпуск "путебродителей" украсит собой книжные полки настоящий ценителей истории Москвы.