Аннотация: Книга про 13-летнего школьника и его друзей, волей судьбы оказавшихся в классе будущего лауреата престижной премии "Большая Книга" (дважды лауреата) - Леонида Юзефовича.
*К сожалению, при размещении в интернете, невозможно отобразить прикреплённые к тексту фото из оригинального авторского формата. Для того, чтобы получить текст книги с фотографиями, обращайтесь на мой электронный адрес (в конце повествования). Я вышлю Вам книгу в формате PDF. Взглянуть на эти лица не помешает.
Похождения хулигана из класса Юзефовича.
Часть 1: Цветочки.
Свободомыслие -- Независимый и свободный образ мыслей
(Толковый словарь)
Авторские комментарии к Первой Части книги (эта часть написана весной 2016 года).
1. Насколько коротка наша жизнь начинаешь понимать уже в зрелом возрасте. Эту книгу я начал писать в 2010 году, после того, как увидел в интернете фотографию моего классного руководителя - Леонида Абрамовича Юзефовича, лауреата российской национальной литературной премии "Большая книга 2009". Седой мужчина с умными глазами, слегка улыбающийся, заставил вспомнить далёкие годы нашего знакомства.
В 2010 году, мною были написаны первые строки текста этой книги, но тогда она не была закончена.
Прошло 6 лет...
Недавно, уже в 2016 году, в связи со съёмками на киностудии "Ленфильм" в Кронштадте художественного фильма "Контрибуция" по мотивам повести Юзефовича, я снова увидел в сети его фото. Мой учитель постарел. Увы, время - оно течёт сквозь пальцы, как дождевая вода, стремительно и безвозвратно...
2. Моя книга, тоже является, в некотором роде, исторической. В ней есть главный герой, но это - не Л.А.Юзефович. Книга написана даже не об одном человеке: в повествовании отражена масса событий ушедших дней, достоверность которых может подтвердить лично мой классный руководитель и мои одноклассники. Я не говорю слово "бывшие", ведь Классные Руководители и Одноклассники бывшими не бывают. Они - часть моей жизни и будут всегда со мной в моих воспоминаниях...
3. В этой книге вы узнаете про мысли и умозаключения, возникшие в голове главного героя (школьника Лёши). Происхождение этих мыслей вполне объяснимо. Упрощённое восприятие действительности, плюс отсутствие жизненного опыта, плюс "дворовая романтика" - всё это наложило свой отпечаток на поведение персонажа книги. Сам школьник Лёша является "трудным" подростком, живущим своим умом.
Как вы уже поняли, школьник Лёша - это я сам...
Признаюсь честно, что значительную часть запомнившихся мне событий того времени и мыслей 40-летней давности - я вообще изъял и не публикую здесь из-за их полной абсурдности. Описывется реальность прошлых лет, но не всё подряд.
Однако, даже верхушка айсберга даёт представление о предмете в целом.
А вот "подводная" часть этой ледяной глыбы - останется навечно вне зрения широкой публики. "И все твои печали - под чёрною водой", - строка из известной песни характеризует то, что хотелось бы оставить в прошлом безвозвратно.
Вопросы взаимодействия "неправильного" школьника с окружающим миром, его рассуждения и поступки - есть содержание данной книги.
4. Знаю заранее, что некоторым читателям, размышления главного героя придутся не по душе.
"М-да! Какие неправильные мысли. Бывает же так..." - разочарованно подумают многие. Люди, которые с детства считают себя "правильными".
А почему-бы и не быть таким мыслям? Ведь все мы порой: спотыкаемся, идём на ощупь, делаем глупые ошибки. Формирование личности идёт у каждого по-своему.
Бог предлагает нам тысячу путей, каждый из которых является в конечном счёте верным, если в результате вызревает доброкачественный плод. У наивного паренька из конца 1970-х сегодня всё хорошо. Дом построен, дерево посажено, выросли дети, рождаются внуки, род продолжается и жизнь идёт своим чередом.
Возможно, кто-то сделает выводы для себя из этой книги. Но, не факт.
К сожалению, как говорил Бернард Шоу: "Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков". Поэтому я буду рад, если Вы, уважаемые читатели, просто прочитаете это произведение.
Ну а для тех, кто считает, что "если не нравится фотография, то во всём виноват фотограф" дам совет: закройте текст и выбросите всё это из головы. И внушите себе, что "ничего этого не было".
Отрицание действительности (бегство в грёзы), согласно трудам Анны Фрейд - это психический защитный механизм, являющийся потребностью для некоторых людей. Я отношусь с пониманием к данной категории читателей.
Преамбула из жизни главного героя
Началось всё с того, что родителям Лёши Корешина сильно не повезло с сыном. Но началась история, вполне обычно.
9 февраля 1964 года в г. Кунгуре стоял 43-градусный мороз. Трещали деревья, дымились печные трубы в каждом кунгурском доме. Не лаяли собаки, не шумели автомобили. Старинный уральский город замер в оцепенении. Лишь проходящие на большой скорости по Транссибирской магистрали транзитные поезда, изредка гудели низким басом в морозном тумане февраля.
Лейтенант РВСН Анатолий Корешин стоял с раннего утра под окнами роддома. Без букета цветов, зябко кутаясь в шинель с поднятым воротником и завязанными "ушами" зимней шапки.
Схватки у супруги начались рано утром и уже днём, в 11-30, медсестра доложила радостную весть:
- ОН родился! 3600, рост 54, глаза голубые.
Хорошая новость добавила адреналина в кровь отца ребёнка. "Первенец! Мы воспитаем его настоящим строителем коммунистического будущего!" - подумал про себя лейтенант Толя.
Ещё через день, роддом г. Кунгура оформил пополнение в семье военного и учительницы. Младенца выдали под роспись, сняли с запястья клеёнчатую бирку и перепеленали.
Затем всё и началось: встречи, поздравления, выписка и, единственная машина такси в городе, "Волга" 21-й модели, помчала счастливых родителей в барак общежития военного городка.
Мальчика назвали Алексей.
Позже появились проблемы.
У малыша в крови не хватало какого-то гормона: гормона спокайствия. Ребёнок громко плакал дни и ночи напролёт, доводя окружающих до отчаяния.
Бывало, что под утро, мама помещала орущее существо в платяной шкаф, чтобы хоть немного поспать. Из шкафа звуки плача доносились со значительно сниженными децибеллами и родители забывались коротким сном.
Это сейчас, учёные называют данное пожизненное состояние - синдромом хронического дискомфорта, а тогда, вид здорового, сытого, голубоглазого карапуза, орущего благим матом без всякой на то причины, вызывал всеобщее недоумение. Дело дошло до местной бабки-целительницы. Подержав на руках малыша, та смогла только сказать:
- Будет пьяницей. Ничего сделать нельзя.
Несмотря на бабкин приговор, родители, в коммунистическом духе того времени, начали интенсивно воспитывать ребёнка и перековывать данное природой. Возможно, без их усилий у Лёши вообще бы и не было никакого будущего. За своих родителей Лёша вечно будет благодарить Бога.
Ну а дальше, покатил экспресс-поезд дней, месяцев и лет.
Эпизоды сопливого детства Лёша помнил довольно расплывчато. Из ярких воспоминаний сохранились лишь несколько случаев.
Случай 1: Побег из детского садика
Лёшин садик находился во дворе 5-этажного дома, стоящего углом на перекрёстке Ленина-Комсомольский проспект. В этом доме располагалось кафе "Космос", а в его дворе, по адресу: Комсомольский проспект 20а, был детский сад, куда водили маленького Лёшу.
При детсаде имелись небольшие игровые площадки с деревянными верандами, для выгула детей, но иногда, в хорошую погоду, детишек выводили строем на прогулку в парк около Оперного театра, находящегося в одном квартале от садика. В парке росла экологически-чистая травка, не обгаженная ни одной собакой. Там был свежий воздух, лавочки и пространство для беготни детей.
И вот однажды после прогулки, в момент "всеобщего построения в обратный путь", Лёша спрятался за деревом и, в момент пересчёта воспитанников, он сбежал.
Хождение строем, держась за руку с не всегда приятным ему ребёнком, действовало на психику малыша угнетающе. Лёша любил ходить "сам по себе", без строя и "без руки".
"Плевать на детсад, съезжу я лучше к папе на работу, с папой весело", - подумал 6-летний беглец и потопал себе на трамвайную остановку. Папа работал в институте НИИУМС (Научно-исследовательский институт управляющих машин и систем), в двух остановках от его детского сада. Трамваи ходили по улице Ленина по одной прямой линии: от Цирка (по Северной дамбе) и до вокзала Пермь II, и папин институт был прямо у трамвайной остановки "ул. Попова" на улице Ленина.
Размышляя об этом, Лёша прошёл пешком два квартала до остановки "ЦУМ" и стал ждать трамвая.
В те далёкие времена, малоразмерные трамваи со складывающимися дверями ходили крайне нерегулярно... Лёше быстро надоело стоять в толпе пассажиров и тут, он увидел встречный трамвай.
"А ведь папа говорил, что трамваи ходят по кругу... И вообще: лучше ехать, чем стоять на остановке", - Лёша быстро перебежал рельсы и приготовился к посадке в трамвай, идущий в Мотовилиху.
Звон тормозов, лязг открывающихся дверей...
Лёша удивился лёгкости, с какой ему удалось беспрепятственно пробраться через безумно-плотную толпу пассажиров и даже сесть на внезапно освободившееся сиденье в первом ряду. Толпа в проходе надрывно гудела от натуги, но ему было тепло и уютно. Двери закрылись.
В момент начала движения трамвая, из толпы в проходе выглянуло знакомое лицо воспитательницы из "старшей" группы, прошлогодней для Лёши (сейчас он ходил уже в "подготовительную").
- Ты что тут делаешь? - изумлённо спросила она.
- Я поехал к папе на работу, - важно ответил детсадовец.
- А ты с кем?
- Я сам по себе. Мама в школе, папа в институте.
Воспитательница, в течение нескольких секунд переваривала информацию.
- Так ты же в садике должен быть!
- Я потом приду, - кратко сообщил Лёша и посмотрел в окно.
Однако, его спокойствие было нарушено грубой физической силой. Схватив Лёшу за руку, с громкими воплями, воспиташка начала пробираться к выходу и, на остановке "Главпочтампт", они покинули салон.
В садике творилось невообразимое... В момент пересечения порога заведения парочкой беглец-воспитательница персонал садика впал в ступор, открыв рты, но не в силах чего-то произнести...
Лёшу моментально изолировали от остальных детей "до выяснения обстоятельств" и до конца дня. Пришедшая вечером мама получила от заведующей нокаутирующий удар "хук слева", от которого она ещё долго не могла отойти.
На следующий день Лёшу поставили на особый контроль и завели на него отдельную "тетрадь поведения".
"Окно возможностей для побега закрылось", - равнодушно думал впоследствии Лёша, накладывая совком песочек в ведёрко на огороженной со всех сторон детсадовской площадке с верандой.
Случай 2: Первое разочарование в людях
В лёшином детсаду, рядом с верандами, находились огороженные грядочки, типа "для цветов". Но, поскольку цветов под окнами здания было и так предостаточно, грядки на прогулочных площадках использовались воспитателями по личному усмотрению. На грядках-клумбах росла какая-то зелень. Многие сотрудницы детсада были деревенского происхождения (кто же из нормальных "городских" пойдёт работать за 60 руб/месяц?).
В тот майский день, детей, как всегда вывели на прогулку после завтрака.
Копошение, шум, беготня... В это время, воспитательница ушла чесать языком со своими коллегами. Внезапно, Саша Батуев, главный драчун в лёшиной группе, выдернул из "цветочной грядки" пучёк зелени. На хвосте пучка красовалась здоровенная красная редиска. Саша засунул редиску в рот и начал искать глазами вторую порцию. Дети мгновенно поняли, что эта грядка вовсе не "цветочная", а "пищевая", и тут началось...
Пользуясь отсутствием взрослых, детсадовцы начали дёргать всё подряд, в надежде найти свой "большой приз".
У Лёши получилось найти своё счастье. Немытая редиска перекочевала в его рот и, держа её за хвост, он начал неспеша облизывать добычу, наподобие леденца. В этот момент грядка с зеленью была уже полностью изничтожена и неудачники, с заметной печалью в глазах, смотрели на обладателей красных корнеплодов.
- Лёша, дай мне пососать редиску, совсем недолго - попросила девочка Люда.
Людкины глаза были настолько искренними и наполненными мольбой, что Лёша не устоял.
- На, только через минуту отдай назад, - он предполагал в людях честность и бескорыстие, свойственное ему самому.
Людка засунула редиску в рот, хрустнула зубами и съела её.
- На, - она протянула Лёше пушистый хвост зелёной травы.
Шок. Возмущение. Крушение идеалов...
- Ты что, её съела? - ошарашенно спросил Лёша.
- Ну да...
Вера в людей пошатнулась.
Людка Новосёлова была приятельницей Лёши, соседкой по спаренной кровати в детской спальне и Лёша относился к ней с большим доверием.
"Да уж, если лучшая подруга меня "кинула на редиску", то получается, что верить вообще никому нельзя?!" - подумал Лёша.
Больше, в своей жизни, он никому не давал "временно пососать", помятуя о человеческой непорядочности. Эта неприятность запомнилась надолго.
Случай 3: Мотоцикл
Был в лёшиной базе воспоминаний и мотоцикл, переехавший его во дворе собственнго дома, по ул. Революции, 30.
В тот вечер, как обычно, толпа детей наполняла двор. Старшие ребята играли в "пробки", кидая с определённого места пробку (от духов, одеколона, зубной пасты) в аналогичную мишень. Если везло, то пробка соперника перемещалась в кулёк победителя. Ввиду отсутствия других развлечений, эти дворовые игры (в пробки, в чику, в ножики) - были чем-то само собой разумеющимся.
Детей, в лёшином дворе, объединяющем два соседних дома: N28 и N30 по ул.Революции, было человек 150-200, а может быть и больше. Сами подумайте: в каждом из домов было по 58 квартир и, в каждой из них, жило по одному-два-три ребёнка. В некоторых квартирах были и многодетные семьи. В среднем подъезде дома напротив, жила семья Сидоровых с 5 детьми.
*Для справки: только лишь на лёшиной площадке 5 этажа, в четырёх квартирах, имелось6 детей...
Главным "пробочником" во дворе был Слава Мальцев. В тот момент, когда большая толпа малолетних зрителей наблюдала, как Мальцев громит Грачёва (довольно противного мальчика, старше Лёши на 3 года) по всем фронтам, во дворе появился мотоциклист.
Ребята настолько увлеклись, что не заметили его появления. Наглый парень за рулём крикнул "Разойдитесь!" и медленно попытался проехать к третьему подъезду. Часть детей шарахнулась влево, другая - вправо, лишь только Лёша никак не мог выбрать оптимального решения. Шагнув вправо, он увидел плотную стену человечесих тел и решил прыгнуть налево, где народа было в два раза меньше.
В тот самый момент "обратного прыжка", половина Лёши уже успела оказаться на левой стороне, но, попавшийся под ногу камень стал причиной его внезапного падения в положение "плашмя". Лёша грохнулся посреди проезда и мотоцикл переехал его по уровню талии.
Сколько было слёз от испуга, когда сбежалась толпа народа... Однако, боли не было. В организме ничего не повредилось и даже уносясь домой на руках мамы, Лёша (сквозь слёзы) отметил своё прекрасное самочувствие. Иногда в жизни везёт...
ПоявлениеЮзефовича
Наполненное мелкими событиями детство пронеслось со скоростью курьерского поезда... В возрасте семи с половиной лет Лёша пошёл учиться в школу N9, по месту его прописки.
Начальные классы...
1 "В", 2 "В", 3 "В": они промелькнули, не оставив после себя сколько-нибудь заметных воспоминаний. В памяти, конечно, сохранились светлые эпизоды, связанные с первой учительницей - Розой Александровной: её кабинетом на 4 этаже и посвящением в октябрята. О доброте Розы Александровны в школе ходили легенды. Лёше попалась исключительная (!) первая учительница, с уникальной материнской заботой о детях, воспоминания о которой всегда вызывают добрую улыбку на лице... Прекрасный человек достоин пожизненного уважения и не иначе! Роза Александровна обаяла своей любовью всех, без исключения, своих учеников. Любой лёшин одноклассник может подтвердить это.
Лёша ЛЮБИЛ свою первую учительницу всем сердцем; жаль, что начиная с 4 класса, столь душевных классных руководителей ему больше не попадалось. После окончания начальной школы, в лёшин класс 4 "В" пришла новая классная руководительница: Валентина Михайловна Фалавеева, пожилая женщина с больным сердцем и безучастной душой. Разительное отличие от Розы Александровны бросалось в глаза и неприятно удивляло.
Возможно, что отсутствием взаимопонимания между учителями и учениками, и объясняются все произошедшие в дальнейшем события негативного характера. Эти события будут описаны немного позже.
Валентина Михайловна была их руководителем два года: с начала 4-го по конец 5-го классов.
Далее: так вышло, что начало "переходного возраста" у мальчиков лёшиного класса, одновременно совпало с появлением в 9-й школе Леонида Абрамовича Юзефовича, ставшего их новым классным руководителем.
В то далёкое время, Юзефович, только-только закончил университет и начал заниматься тяжёлым педагогическим трудом. Один из трёх мужчин, в коллективе центральной физико-математической школы г. Перми, он, значительную часть своего рабочего времени посвящал борьбе с "трудными" подростками из 6 "В" (а затем и 7 "В" ¤ 8 "В") класса.
С классом Леониду Абрамовичу не повезло, так же как с ребёнком лёшиным родителям. Мальчики из приличных семей: врачей, учителей, офицеров и инженеров, по непонятной причине начали превращаться в малолетних вредителей, вставших на извилистую дорожку правонарушений.
Директор школы, всеми любимая Зинаида Сергеевна Лурье, вместе со всеми нелюбимой завучем по воспитательной работе Баландиной, долго не могли вычислить источник снежного кома разного рода школьных неприятностей: они случались спонтанно и в разных местах. Однако, со временем, данный источник зла под названием "класс Юзефовича" был верно определён и угроза названа своим именем.
В итоге, добрейшей души человек и интеллигентнейший Леонид Абрамович, попав на несколько лет в мясорубку произошедших событий, забросил педагогику и занялся литературой. Может быть, так ему и было предначертано Судьбой.
Конец лета.1977 год, 31 августа.
Город утопал в зелени. Зелень растений ещё не успела приобрести жёлтый оттенок и от этого, всё окружающее пространство было заполнено какой-то вялой сонностью, благодушным настроением покоя последних тёплых летних дней. Одетый в мятые серые штаны и такую же невзрачную клетчатую рубашку с длинным рукавом, тринадцатилетний подросток Лёша Корешин бодро шагал на встречу с одноклассниками из 9-й школы накануне 1 сентября. Школа, в которой он учился первые пять лет, ставшая для него родной, манила и притягивала, как запах отчего дома.
Из прошлых воспоминаний
Весь прошлый год, сразу после переезда в другую квартиру, Лёша проучился в новой школе, находящейся прямо за окнами его дома на улице Борчанинова 7.
Школа N 9..., школа N 6.., казалось бы, какая разница? Ну цифра перевёрнута... Но разница была.
Безысходная тоска от ежедневного пребывания в трясине овладела Лёшей во второй половине учебного года. На уроках в шестом классе, Лёша садился на последнюю парту и валял дурака.
"Неинтересные ребята, неинтересные учителя...", - вся его новая школа N 6, была стандартно никакой. Там, конечно, были и свои хулиганы, и свои симпатичные девчонки, и своя завуч по воспитательной работе, но всё это было не то. Хулиганы - скромные, завуч - незаметная, а симпатичные девочки - были отнюдь не идеалами красоты... Всё, что относилось к школе N6 - было серым и унылым, как солдатская шинель.
Школьная жизнь текла вяло и размеренно: без мордобоев, облав курильщиков, массовых побегов с уроков и грозных криков школьного начальства.
По глубокому лёшиному убеждению, из болота 6-й школы, в принципе не могли вырасти креативно мыслящие люди, типа академика Ландау или конструктора Туполева.
"Да уж... Андрей Туполев, в будущем гениальный авиаконструктор, на своей выпускной гимназической фотографии ставил рожки из пальцев пожилому учителю с острой бородкой, сидящему на стуле, при этом, ехидно улыбаясь в объектив, - припомнил Лёша известное фото. - А академик Ландау, так тот вообще, в 1938 году сочинил антисоветскую прокламацию, в которой было написано следующее: "Товарищи! Великое дело Октябрьской революции подло предано. Страна затоплена потоками крови и грязи. Миллионы невинных людей брошены в тюрьмы. Разве вы не видите, товарищи, что сталинская клика совершила фашистский переворот? Товарищи, организуйтесь! Не бойтесь палачей из НКВД. Вступайте в Антифашистскую Рабочую Партию".
Будущий академик и будущий нобелевский лауреат, Лев Ландау, намеревался лично разбрасывать листовку в праздник 1 Мая 1938 года, в колоннах демонстрантов. Но чекисты оказались шустрее... Льва Давидовича арестовали, а затем, после чистосердечного признания им своей вины, отпустили домой по личному распоряжению Сталина".
Креативные личности, как правило не очень законопослушны... Это факт. Но им прощается. Такие люди - штучный товар в любом обществе.
В 6-й школе, креатива и в помине не было...
"Инкубатор биороботов", - ловил себя на мысли Лёша.
С точки зрения общественной морали - это было хорошо. Выпускники из 6-й школы становились приличными и законопослушными людьми, но, рядом с ними было неинтересно жить.
"Отсюда выходят не люди, а премудрые пискари из сказки Салтыкова-Щедрина", - такой тип людей Лёша не уважал.
"Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить -- не то, что мутовку облизать. "Надо так прожить, чтоб никто не заметил, а не то, как раз пропадешь!" - строки, написанные великим русским писателем, как нельзя точно отражали лёшино отношение к его новым однокласснкам - в частности, и ко всем скучным людям - в целом.
Жизнь, заполненная однообразными буднями, разрушала психику подростка. Натура требовала действий. А их не было. Не появлялись новые друзья, не происходило никаких интересных событий...
Не считать же интересным событием субботнюю эстафету 4 х 100 м? Или игру в крестики-нолики с Лёшей Снегирёвым, все уроки напролёт? Снегирь - был ничем не выделяющимся обычным ребёнком из обычной семьи. Стандартный "среднестатистический" пожизненный троечник, он оказался единственным лёшиным "условно другом" на весь год учёбы в 6-м классе.
То ли дело, была 9-я школа: проучившись в этом заведении с 1971 по 1976 год, Лёша обзавёлся множеством интересных знакомых и настоящих друзей. В 9-й школе жизнь бурлила, как вода в гейзере.
Лёшины родители, заметив аппатию ребёнка, потерю аппетита, а также ровный ряд троек в дневнике (чего раньше никогда не было!), решили не калечить психику сына и перевели его обратно в родную и любимую им альма-матер.
Родная школа
Вдалеке Лёша увидел свою школу.
Величественное 4-х этажное здание школы N 9, с обновлённым фасадом жёлтого цвета и 8-метровыми белыми колоннами по бокам, торжественно возвышалось на главной улице города, как раз напротив кинотеатра "Октябрь" и входа в парк им. М.Горького, имевшего в обиходе прозвище "Огород".
По центру школы, посередине квадратной клумбы, гордо стоял памятник В.И.Ленину, лысая голова которого была специально приспособлена для мягкой посадки сизых голубей, со всеми вытекающими последствиями. "Птицы мира" доставляли немало хлопот школьному руководству из-за постоянной необходимости умывать крышу вождю пролетариата.
Справа и слева, к школе подступали солидного возраста дикие яблони, усыпанные кисло-горькими гроздьями мелких красных яблочек, не съеденных до сих пор местной детворой: отчасти из-за вкуса, отчасти из-за шестиметровой высоты стволов и физической недоступности плодов. Под яблонями, с самым независимым видом и гордой осанкой, слонялись старшеклассники из категории вечных тусовщиков. Наиболее продвинутые, тайком перекуривали, прячась от взглядов педагогов и родителей за стволами деревьев.
Публика из средних классов весело щебетала в районе главного входа в школу между колонн правого крыла. Над детской массой возышались, внимательно озираясь по сторонам, головы классных руководителей, успевающих совмещать приём информации, её выдачу и наблюдение за окружающей обстановкой.
Лёша, ленивой походочкой, немного косолапя, приблизился к углу школы и быстро осмотрелся.
"Только бы не нарваться на чуваков из "слепухи", - подумал Лёша.
Невзирая на высокий статус, школе приходилось обучать детей из соседнего квартала, где находились три дома для слабовидящих инвалидов.
Их, полубеспризорные, наголостриженные и немытые дети, учились в физико-математической школе, так сказать - по месту жительства, наводя ужас на приличных учеников. Тем не менее, особого вреда образовательному учреждению они не приносили. Разборками со "слепухой" занималась милиция, а учителя, ввиду отсутствия малолетних бандитов на уроках, просто не принимали их во внимание. Проходило полгода-год, и очередной отмороженный беспризорник отправлялся в колонию или спецшколу. Его подельники, оставшиеся на свободе, просто не появлялись на уроках, предпочитая вольное существование на территории "Огорода" и задворках школы.
Леша вздохнул с облегчением: самых одиозных личностей в поле зрения не наблюдалось.
"Да и что им делать на официальной встрече перед учебным годом? - подумал Лёша. - Это потом, когда молодые бычки и тёлочки, стройными рядами, сверкая новыми портфельчиками, пойдут на учёбу, то будет кого доить и щипать... Пройдет всего неделя и сборная команда из несовершеннолетних урок "слепого двора", стоя на школьном крыльце, будет хищно улыбаться входящим ученикам, ища, чем бы поживиться. Но это будет после", - настроение у Лёши заметно улучшилось.
Толпа у школьного входа жжужала и хаотично перемещалась. Внезапно, из-за входной колонны показалась рыжая физиономия Сурикашки (Тани Суриковой), морально устойчивой и правильной, но, в то же время, общительной и незакомплексованной девочки. Изобразив на лице искреннюю радость, Сурикашка выпалила на одном дыхании:
- Привет, Лёша! Ты снова с нами будешь учиться? А у нас, почти уже год, как новый классный руководитель, мужчина, вот!
- А куда делась Валентина Михайловна? - медленно переваривая информацию, спросил Лёша.
- У неё случился инфаркт; вы (то есть мальчишки) её довели, - всё также невозмутимо и весело заявила Таня.
- И вы поучаствовали, как молчаливые свидетели - отмахнулся Лёша.
Инфаркт миокарда, как закономерный финал классного руководства в неуёмном 5 "В" классе, прогнозировался весь позапрошлый год самой Валентиной Михайловной. На уроках она периодически пила Валидол и тяжело дышала. Поэтому, всплеска эмоций в Лёшиной душе новость не вызвала. "От судьбы не убежишь бегом трусцой", - Лёша вспомнил фотографию бегущего академика Амосова, как образца здорового образа жизни, которого боготворили его родители.
Затем Лёша вспомнил, как мерзко пищал собранный им в 5-м классе портативный генератор высокой частоты, незаметно подброшенный в начале урока под стол классной руководительницы, вызывая нестерпимый звон, наподобие гудения комара (только громче) в ушах всего класса... И страдальческое выражение лица Валентины Михайловны... "Ну да, в чём-то Сурикашка права", - подумалось ему мимоходом...
- Ты мне лучше скажи любезная, где Артюшкин с Хоботом? - хмуро спросил Лёша, по-прежнему озираясь по сторонам.
- Хобота я не видела, а несколько твоих друзей в "Огород" двинули, занятия завтра с 8-30, - немного обиженая таким невниманием, произнесла Сурикашка.
Ну что ж, основная информация по началу завтрашних занятий была получена, координаты друзей отмечены и гул школьного двора стал потихоньку нервировать нежный слух завтрашнего семиклассника.
Поняв бесперспективность дальнейшего пребывания в данной точке пространства, Лёша отправился в парк Горького, то есть в "Огород". Кратчайший путь к цели, предполагал форсирование двух препятствий в виде чугунных заборов, ограждающих пешеходную аллею Комсомольского проспекта (Компроса) от проезжей части. Периодически, пострадавшие ученики 9-й школы (иногда и трупы учеников), пополняли своими фамилиями сводки ГАИ по ДТП, и поэтому, учителя прилагали неимоверные усилия по пропаганде безопасности дорожного движения. Бегать в "Огород" напрямую через заборы Компроса - было категорически запрещено под угрозой сдачи в милицию и вызова родителей.
Однако, стремительно взрослеющий Лёша, имел на сей счёт собственное мнение, которое не совпадало с официальными установками. Презрев наставления педагогов, он, в два подскока, оказался на другой стороне Компроса.
"Все правила - для лохов", - быстренько заглушил он угрызения совести. В столь юном возрасте и при отсутствии реального жизненного опыта, Лёшу порой ещё терзали сомнения о правильности поведения. Но с годами, муки душевного выбора случались всё реже и реже, становясь какими-то тускленькими, как последний уголёк в догорающем костре.
"Чё хочу, тем и верчу!" - пришла на ум глупая до идиотизма фраза.
В это время, лёшины ноги уже бодро шагали по тенистым аллеям "Огорода". Обогнув ровные ряды деревянных лавок с шахматистами, среди которых маскировалось некоторое количество граждан, распивающих водку, Лёша включил режим визуального поиска знакомых лиц.
Друзей-одноклассников Лёша нашёл на скамейке в центре парка, возле столов для настольного тенниса.
Рядом с теннисными столами тусовалась разновозрастная толпа, состоящая из не очень трезвых жителей окружающих парк районов.
"Все свои", - отметил про себя Лёша.
Чужаки из других районов, если и появлялись в Горьковском парке, то вели себя примернейшим образом, прогуливаясь с ангельским видом и стараясь не нарываться на неприятности.
Между различными районами города Перми шли нескончаемые войны, с индивидуальным мордобоем и массовыми побоищами. Порой, в схватке на нейтральной территории, сходилось по нескольку сотен подростков с каждой стороны. После завершения битвы, ратное место, обычно было усеяно цепями от мопедов и выбитыми зубами.
Органы милиции были не в силах пресекать это безобразие и оно продолжалось с завидным постоянством, умножаясь прежними обидами и жаждой реванша. "Огород" враждовал с "Зелёнкой", "Старый Плоский" с "Крохалями" и прочие-прочие - тоже враждовали.
В городских дворах "держали шишку" районные урки, уже отсидевшие свой срок на зоне, а то и два. Эти взрослые дяди и их несовершеннолетние подражатели, не давали установиться "миру во всём мире", превращая миллионный город в подобие банки со скорпионами.
В итоге, местные жители отдыхали компактно, на своих территориях и знали друг друга в лицо.
Вова Артюшкин, Лёва Шлыков и Кыпа (Серёжа Зацепурин) сидели ногами на лавке и курили одну сигарету на троих.
- Ух ты, вы совсем как взрослые, - удивился Лёша. Важный вид всей троицы подтвердил его высказывание. - Ну как вам, нравится новый классный? Я слышал он здоровый такой?
- В качестве закуски к пиву сойдёт - процедил Кыпа, сплёвывая с громким цыканьем сквозь щель в зубах.
- Пусть готовится к труду и обороне, - как-то неопределённо заявил Лёва.
- Пусть только попробует буровить в этоим году, мы ему харакири сделаем, - с угрозой в голосе произнёс Артюшкин.
- А чё, он уже начал себя плохо вести? - Лёша удивился.
- Ну да, в 3-й четверти, Рычу выбросил из класса. Вынес на руках до двери кабинета и с размаху кинул вон..., в полёт шмеля по неопределённой траектории.
Троица дружно заржала. Рыча (Витя Ромодин) - был мальчиком очень скромного телосложения, чего не скажешь о его выдающемся зловредном поведении. Видимо досталось Рыче сполна, за конкретный косяк.
"Интересные дела творятся в 9-й школе, нужно будет прижать хвост и осмотреться, по-крайней мере в начале года", - Лёша, несмотря на свободомыслие и показушную бесшабашность, был очень осторожным человеком.
Разговор с друзьями плавно перетёк на обсуждение девочек, межрайонных драк, блатных песен и непорядочного поведения авторитетного пацана Вити По?носова, накануне не скинувшегося на покупку Агдама, но напившегося больше всех.
Разговоры о летних каникулах и текущих делах перевели лёшины мысли в другую плоскость и школьная тема потеряла актуальность.
1977 год. Сентябрь. Юзефович.
Нового классного руководителя звали Леонид Абрамович Юзефович. Высокий черноволосый красавец с аккуратно постриженной бородкой, с иголочки одетый в вельветовый бежевый пиджак и чёрные брюки, он, внешностью и темпераментом напоминал гордого жителя одной из южных стран. Впечатление усиливал орлиный пронзительный взгляд из-под густых бровей.
Леонид Абрамович оказался двойственной натурой: несмотря на всю его интеллигентность и образованность он был скор на физическую расправу: в случаях вызывающего поведения учеников. Классного уважали. В его присутствии школьники затихали, в разы снижая своё вечное броуновское движение.
Леонид Абрамович умел говорить. Уроки истории превратились в Зрелище с большой буквы. Громовым голосом, жестикулируя, он описывал исторические события так, как будто он сам был их участником.
"Блин, Маяковский... Вова..." - ощущение дежавю не покидало Лёшу. Навязчивое сходство с революционным поэтом вызывал высокий рост Леонида Абрамовича и его ораторский голос.
"Вот вырасту, я тоже научусь так красиво говорить, как Абрамыч" - мечтал Лёша. Дело было в том, что правильная речь давалась Лёше с трудом. Неудачно сформированные фразы, глупые сравнения и просто неуместные к теме слова вызывали насмешки окружающих, а порой и наезды взрослых товарищей.
Однажды (и это будет в очень короткой перспективе), неудачная шутка на уроке истории отправила Лёшу в полёт шмеля по траектории Рычи. Но это будет позже...
"Интересно, Лёнина баба, она тоже такая же беспутая, как Лиля Брик? - страдальческая участь Маяковского не давала Лёше покоя. - Ведь задушит её, как мавр Дездемону. Или наоборот. Такие люди, как Юзефович, ярко светят, но мало живут", - сделал он финальное умозаключение.
В некоторой степени, классный руководитель был ему симпатичен. Лёша любил абсолютно всех людей, но с одним важным условием. Как только начинались покушения на его личную свободу, любовь, как флюгер, поворачивалась на 180 градусов, сменяясь ненавистью к угнетателю.
Леонид Абрамович старался лёшину свободу не ущемлять. То есть вёл себя тактично и культурно. Негласный мир между учителем и учеником держался до самого последнего дня учёбы в школе. Юзефович был справедлив даже в гневе и не вызывал антипатии в лёшиной душе.
Наблюдая за классным руководителем, Лёша сделал несколько неожиданных для себя выводов: его классу попался совершенно особенный учитель, сильно отличающийся от двух других школьных мужчин-педагогов.
Трудовика и чертёжника Лёша не уважал. Нельзя сказать, что к ним была какая-то ненависть или презрение, совсем нет. Лёша не уважал предметы окружающей обстановки. "Как можно уважать стул или шкаф? - размышлял он. - Уважение - это признание достоинств личности". У двух мужчин-педагогов достоинств не было. Не было к ним и уважения учащихся.
"Одноглазый тюлень...", - равнодушно думал Лёша про трудовика, видя его растерянный вид в момент возгорания муфельной печи во время построения класса в начале урока.
"Это не мужик, раз рот разинул и в штаны наложил, - сделал умозаключение Лёша. - И поджигателю Кыпе, засунувшему в печь половую тряпку и включившему её в розетку, морду не набил", - добавилась итоговая фраза.
Трудовик, с косым левым глазом, был довольно безобидой личностью. Он не стучал школьному начальству и не вызывал родителей в школу, но мир подростков - довольно жесток. Чтобы заслужить уважение, нужно было уметь постоять за себя. Трудовик постоять за себя не мог.
Второй школьный мужчина-педагог, чертёжник, упитанный мужчина с крупным носом, так тот вообще, не имел своего мнения по поводу хулиганских выходок 7 "В" и, в основном молчал, как треска на засолке.
В отличие от них, Леонид Абрамович не работал, а творил. Творческая личность, кипучая натура. Его любили учителя, повиновались ученики, внимали родители учеников. Но, как это часто бывает, отсутствие педагогического опыта и манера решать все проблемы взмахом шашки с плеча не позволили классному руководителю наладить процесс воспитания детишек. Повиновение и воспитание - это понятия из разных категорий. Для воспитания подростков, исторического образования и темперамента Леониду Абрамовичу было явно недостаточно.
Как результат, поведение учеников 7 "В" начало медленно, но верно, дрейфовать в сторону правонарушений и анархии.
Об отношениях мальчиков и девочек
Ученики 7 "В" класса одновременно существовали в двух разных вселенных: "для мальчиков" и "для девочек". Вселенные находились в одном пространстве учебных кабинетов, но никак между собой не пересекались.
Что волнует девочек, о чём они думают и чем занимаются в свободное от учёбы время, никто из мальчиков не знал. Девочки держались обособленно: на переменах они жужжали в кучках о чём-то своём и смотрели на мальчишек с показным равнодушием и ироничными ухмылками. После уроков, не задерживаясь ни на минуту, девочки расходились по домам, полностью исчезая из поля зрения мальчиков.
Лёша знал домашние адреса некоторых девочек из его класса, но ни у одной из них дома он так ни разу и не побывал. Аналогичная ситуация была и у других мальчиков. Даже Дни Рождения школьников проходили по "раздельной схеме".
Причины этого явления Лёша не мог понять: социалистическим государством провозглашалось равенство полов, их прав и обязанностей, но на деле, гендерное воспитание было реализовано в довольно своеобразном виде, вследствие чего и происходило абсолютное отчуждение девочек от мальчиков.
Если сказать точнее, то к явлению разобщения одноклассников по половому признаку более всего подходило понятие "глубокая пропасть", характерное скорее для традиций мусульманских стран, чем для светских государств. Лёша слышал, что в республиках Средней Азии и на Кавказе, мальчики и девочки, хотя и учатся вместе, и ходят по одним и тем же улицам, но существуют абсолютно параллельно друг другу.
Но то мусульмане, они знать не знают про равноправие полов и у них вообще - всё по-другому...
Небольшое отступление, поясняющее молодёжную политику 1970-х
Еще одним неоднозначным вопросом в социалистическом обществе 1970-х была роль молодого мужчины в его отношениях с молодой женщиной, которая трактовалась весьма спорно.
Достаточно было вспомнить репертуар популярных песен про любовь.
Большинство лирических песен 1970-х исполнялись различными ВИА - вокально-инструментальными ансамблями. Творческая деятельность ВИА жёстко регламентировалась худсоветами, состоящими из "идеологически-правильных товарищей".
Государственная "культурная политика" тех лет осуществлялась с помощью всеобъемлющей цензуры: никакой самодеятельности и перефразирования утверждённых текстов, навроде "что хочу, то и пою", в государстве развитого социализма не было и быть не могло.
До студийных записей доходили лишь одобренные в нескольких инстанциях музыкальные композиции. Эти "лирические" песни были созданы и исполнены практически "под копирку": нежно-елейным голоском, под грустную мелодию, солист ВИА начинал рассказывать про свою историю несчастной любви...
Был и другой вариант: про "его" преклонение перед своим "божеством" - молодой дамой, в глазах которой "калейдоскоп огней". Смысл большинства хитов был в том, что "я готов целовать песок, по которому ты ходила"...
Множество песен были про то, как "он":
- стоял нерешительно в подъезде "напротив" (Ободзинский - "Восточная песня");
- стоял за колонной на вокзале, с поникшим букетом цветов, обречённо наблюдая за происками конкурента ("Добры Молодцы" - "Наташка");
- боялся войти в её двор:"А я во двор войти боюсь, а вдруг с тобой и с ним столкнусь" ("Весёлые ребята" - "Тебе всё равно");
- сидел"тихонько в стороне", когда гости кричали "Горько", поздравляя с замужеством его ветреную "бывшую" ("Синяя птица" - "Горько").
Да и другие песни, где "он" уже не шухарился по подъездам "напротив", а просто тяжело дышал от восхищения перед "её неземной красотой", всё равно имели смысл подчинённости мужчины, его вторичности перед женщиной.
ВИА "Синяя птица" - "Прости".
ВИА "Красные маки" - "Если ты уёдёшь".
ВИА "Норок" - "О чём плачут гитары".
Порой, попадались и вообще, из ряда вон выходящие "хиты", где мужчина называл свою любимую на "Вы", по-видимому путая её с будущей тёщей ("Лейся Песня" - "Стучит дождик).
Список песен из 1970-х, про коленопреклонённых мужчин - долог и однообразен. Все мы слышали эти "причитания слизняков" сотни раз.
А как же мужественность? Даже голоса солистов, были противно-одинаково-слащавыми.
А как же умение добиваться цели? Мужик - он на то и мужик, чтобы используя свой сильный ум, твёрдой рукой поймать личное счастье и, обуздав легкомысленную подругу со сквозняком в мозгах, создать крепкую семью...
Однако, в песнях тех лет, сильной мужской воли не наблюдалось, одни слюни. Унылый ухажёр терпеливо ждал, пока девушка сама образумится и, когда-нибудь, может быть, обратит внимание на его ничтожно-скромную персону. Да уж, как говорится, комментарии излишни...
Должна же иметься первопричина этого явления массовой культуры? Однако, логичных объяснений происходящего в музыке Лёша не имел, так же, как и поведения одноклассниц, забаррикадировавшихся в своей "женской вселенной". Он с радостью бы поближе познакомился с некоторыми из них, но дамы не подпускали мальчиков к себе на пушечный выстрел.
Ввиду изложенных обстоятельств, мальчики 7 "В" класса жили сами по себе, имея свои увлечения, а девочки - свои. Поэтому, дальнейший рассказ в этой книге пойдёт исключительно о жизни лёшиных друзей.
Эпизоды из школьной жизни мальчиков
Уже вначале учебного года началось массовое курение мальчиков.
Никита (Олег Никитин), уже в 7 классе, обладатель хриплого голоса и внешности взрослого мужика, осуществлял закупку сигарет в магазине.
В отделе "Соки-воды" гастронома по прозвищу "Стекляшка", с утра до вечера толпилась очередь страждущих чего-нибудь попить, либо выкурить . Замученная кассирша и издерганная продавщица, отбивали и продавали не глядя, успевая краем глаза только отметить рост покупателя и услышать его мужественный голос.
Двух рублей, выдаваемых лёшиными родителями на недельное питание в школьной столовой, хватало на покупку 8 пачек "Астры", либо 12 пачек "Примы". Правительство СССР скромно держало табачные цены на низком уровне. В результате, в школе Лёша питался бутербродами, сделанными из "нарезно?го" батона с маслом и мёдом, заготовленными дома и упакованными в хрустящую бумагу от сливочного масла. Никита, не заморачивался своими бутербродами и охотно поедал лёшины, что вызывало определённое лёшино недовольство, компенсируемое крепкой дружбой с добытчиком сигарет.
"Он у меня на крючке", - не без оснований думал Лёша каждый раз, когда голодная рожа Никиты заискивающе возникала на третьей перемене.
"В случае катаклизма, Никита, своей нечеловеческой силой спасёт меня от неприятностей. Я его кормилец", - в здравомыслии Лёше было трудно отказать. Действительно, напоминающий Илью Муромца Никита, ни у кого не вызывал желания связываться с ним. Даже у "слепых".
Лёша не был жаден от природы и делился сигаретами со всеми влиятельными людьми школы. За свою щедрость он имел хорошую репутацию у бандитов и старшеклассников, и никогда никем не был бит.