Корягин Сергей Осипович : другие произведения.

Гегель о развитии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Развитие - один из основных феноменов жизни, коими занимается философия. Это движение по прямой и по кругу, это зигзаг и возврат. Увеличение и рост, расширение и прибавление, приспособление и совершенствование, возвышение степени качества и смена качества. Переход внутреннего во внешнее, внешнего во внутреннее. Однако основные его компоненты следующие: субъект развития, цель развития, средства развития. Почитаем Гегеля: "Чтобы понять, что такое развитие, мы должны различать, так сказать, двоякого рода состояния: одно есть то, что известно как задаток, способность, в-себе-бытие (как я это называю), потенция, второе есть для-себя-бытие, действительность. Если мы, например, говорим, что человек от природы разумен, то он обладает разумом лишь в потенции, в зародыше; в этом смысле человек обладает от рождения и даже в чреве матери разумом, рассудком, фантазией, волей". (Гегель. "Введение в историю философии".) Взрослый человек как бы удваивается: он разумен в потенции и в реальности, взрослый человек делает разум своим предметом. То же происходит и с растением. Сначала оно лишь зародыш, в-себе-бытие, а потом - зрелое растение, которое плодит новые зародыши, много новых зародышей. От человека его отличает то, что оно не осознает своего развития, поэтому его для-себя-бытие есть для-нас-бытие. И еще: в то время как для саморазвития разума не нужны средства, он сам для себя и субъект, и цель, и средства; растение берет питательные вещества извне; то же можно сказать и о животных.
  
  Откуда приходит сила развития, что толкает субъект к развитию? Такая сила заключена в самом субъекте, точнее - в понятии. Сам разум определяет свою цель, находит в себе средства и ведет процесс до реализации, до воплощения, до для-себя-бытия. А за пределами человека? В неживой природе тоже присутствует разум, спящий. У растений, где разум просыпается и ставит внутренние цели развития, сила развития заключена в зерне (пшеницы, например). Как и в животном царстве. Сила развития животного спрятана в его семени, а потом переходи в инстинкт. Все разумное действительно. Почитаем Гегеля: Всякое развитие "имеет своей целью не что иное, как извлечение из себя и выявление вовне того, что есть внутри или в себе, и, следовательно, не что иное, как становление для себя предметом. То, что находится в себе, вступая в существование, хотя и изменяется, все же вместе с тем остается одним и тем же, ибо оно управляет всем ходом изменения... Зародыш не может мириться с тем, чтобы оставаться лишь в-себе-бытием, а влечется к развитию, так как он представляет собой противоречие: он существует лишь в себе и вместе с тем не должен существовать в себе. Но этот выход за свои пределы ставит себе определенную цель, и высшим его свершением, предопределенным конечным пунктом развития, является плод, то есть возвращение к первому состоянию". (Гегель. "Введение в историю философии".) Зародыш стремится раскрыть себя, чтобы снова возвратиться к себе. Здесь семя и плод два разных индивидуума, они не совпадают. В царстве духа дело обстоит иначе; дух свободен, потому что в нем начало и конец совпадают. В своем другом дух находится у самого себя.
  
  Интересна о стимуле развития и мысль Гегеля из предисловия к "Философии духа": "Следуя определению, которое уже Аристотель дает природе как целесообразной деятельности, цель есть нечто непосредственно покоящееся, неподвижное, которое само движет; таким образом, это - субъект. Его способность приводить в движение, понимаемая абстрактно, есть для-себя-бытие или чистая негативность. Результат только потому тождественен началу, что начало есть цель; - или: действительное только потому тождественно своему понятию, что непосредственное в нем самом имеет в качестве цели самость или чистую действительность. Осуществленная цель или налично сущее действительное есть движение и развернутое становление, но именно этот непокой и есть самость".
  
  Итак, развитие есть там, где есть субъект, где есть цель, самость. Где понятие, потенция, в-себе-бытие способны к становлению, к для-себя-бытию, где разумное стремится стать действительностью. Где есть противоречие между тем, что есть в понятии и тем, что требует с реализации. Процесс развития сопряжен с великой затратой сил и страданием. Дух - самое высокое понятие философии - в своем развитии не страшится смерти, он открыто смотрит в лицо негативному и пребывает в нем. Субстанция в такой же мере есть субъект, как и объект, поэтом всякое развитие предмета есть, по сути, саморазвитие.
  
  Человеческое общество, конкретный коллектив, отдельный человек как субъекты, как самости с вложенной в их сердцевину абсолютным духом, целью, саморазвиваются. Саморазвиваются и животные, их ведет инстинкт, разбуженный, но не дошедший до для-себя-бытия разум. Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, говорит Гегель. Что это значит? Это значит, что основным стержнем, основным качеством, основным стремлением человека и человеческого сообщества является обретение свободы. Чтобы стать свободным, надо познать средства ее становления, познать необходимость, которой она обусловлена. Невежественный человек обречен жить в несвободе. Вот мысль Гегеля: Древний Восток - свободен один, тиран, а граждане и не подозревают, что они также свободны по своей природе, по понятию. Античный мир - некоторые знают, что они свободны. Христианская цивилизация - все знают, что свободны: христианство способствовало освобождению человека, перед Богом все равны.
  
  Марксизм - механическая концепция развития общества. Прежние философы лишь объясняли мир, а мир надо переделать. И Маркс с помощью длинных текстов объяснил, почему это надо сделать, а также написал соответствующую инструкцию - как это надо сделать. Требование революционного обобществления собственности - это, конечно, вмешательство в святая святых естественного хода истории. Рыночная экономика - основа свободной жизни граждан, мощнейший стимул саморазвития - должна быть "вырезана", как ненужный рудимент на теле общественного организма; политическая жизнь - сведена к диктатуре, а духовная к единомыслию. Здесь речь не идет о саморазвитии общества, здесь речь идет о грубом принуждении общества к развитию с помощью толкания, запугивания граждан, уничтожения несогласных.
  Развития нет там, где нет изменения стержневого качества, представляющего собой своего рода ствол разветвленного древа развития. Отдельный человек может отрастить длинные волосы, нарастить мощные мускулы, отрастить большое брюхо - и не приблизиться к эталону человека. Даже повышение образованности не каждому добавляет ума, мудрости, праведности. Многие меры правителей деспотических государств по увеличению, усилению, накоплению, перестановкам, преобразованиям не ведут к истинному развитию народа, нации, государства. Добились высокой выплавки чугуна, стали, построили новые города, много заводов и фабрик, электростанций, дорог, стадионов - все это принесет пользу лишь в том случае, если одновременно развиваются образование, культура, если политическая диктатура и единомыслие не душат свободную духовную жизнь, развитие культуры. В свое время злые языки на Западе говорили, что Советская Россия - это Верхняя Вольта с ракетами. Последующие события в известной мере подтвердили их злые домыслы.
  После вхождения в Гегеля я читаю текст Евгения Силаева, моего товарища по форуму "Философский штурм": "Развитие - процесс изменений объекта, направленный к цели, как устойчивый процесс, замкнутый на будущее, - способ формирования сложного из более простых составляющих в определенном закономерном порядке". Здесь нет субъекта развития, здесь есть объект, который кто-то решил развить. Хватит-де ему валяться на дороге. Здесь мы имеем дело с механическим представление о развития. Четверг, 13 января 2013 года
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"