Корягин Сергей Осипович : другие произведения.

Цивилизация

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Всемирная история - непрерывный поток смены человеческих поколений во времени, напоминающий реку со своим началом и своим устьем, с извилинами, поворотами, притоками. Для удобства познания его разбили на ступени, этапы, эпохи, формации, цивилизации. Дикость, варварство, цивилизация - простейшее деление, характеризующее собой поднятие человека по ступеням умственного и нравственного усовершенствования, очеловечения дикого природного существа. Всемирная история - прогресс в сознании свободы, говорит Гегель. "На этом различии, - говорит он, - зиждутся все различия ступеней развития всемирной истории". В Древневосточном государстве свободен один - деспот, в Античном мире свободны некоторые, в Христианскую эпоху свободны все. Формально, разумеется, потому что до реального освобождения абсолютному духу предстоит проделать еще огромную работу. Стержень процесса - абсолютный дух, основным определением которого является свобода.
  
  Маркс открыл общественно-экономические формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую с ее двумя фазами. Маркс материалист, применительно к истории - экономический материалист. Стержень исторического процесса - развитие материальных производительных сил, они определяют собой формы собственности, формы и содержание политической жизни, идеалы, идеи - научные, художественные и нравственные. Способ производства материальных благ определяет образ жизни людей. В марксизме становление цивилизации связывается с появлением антагонизмов между классами, с углублением разделения труда, появлением законом, выражающих существо классовых отношений. Социализм и коммунизм являются цивилизацией нового типа.
  
  Двадцать одну цивилизацию насчитал в истории Арнольд Тойнби, английский историк. ("Постижение истории".) Стержнем цивилизации (всей совокупности материальных и духовных факторов общественной жизни) является духовное начало, которое ставит перед народами проблему и требует ее разрешения - "Вызов-Ответ". Вызов (он же и стимул) - проверка на выживаемость: выживет тот, кто найдет ответ, кто сумеет мобилизовать силы для отпора и дальнейшего движения. Внешние стимулы: природная катастрофа, бесплодная земля, новая земля, нападение извне, внешнее давление. Внутренние стимулы: бедность, рабство, национальная дискриминация. Кто сможет противостоять беде? - Творческое меньшинство плюс пролетариат, по-нашему, - низы. Духовное банкротство меньшинства в особых случаях может быть компенсировано тем, что из пролетариата выделится новая, способная и сильная группа со своими идеями и поведет за собой всех. В противном случае цивилизация гибнет. При всей общности законов общественной жизни цивилизации разнятся, как разнятся отдельные люди, отдельные государства и города. По религиям, культурам, языкам, народным обычаям, степенью продвинутости отдельных направлений развития. Нет линейного поступательного движения человечества к единой цели.
  
  У Освальда Шпенглера восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, арабская, греко-римская (аполлоновская), западно-европейская (фаустовская) и культура майи. Каждая из них замкнута, как организм, каждая выражает коллективную душу народа под определенным символом. Культура у Шпенглера определяется расой, кровью, инстинктом, властью, волей. Отнюдь не стремлением к познанию, к истине. Ее выразитель - аристократия, связанная с землей. Автору близка философия Ницше, оценивающая поступки людей не по принципу: это - доброе, а это - злое, а по принципу: хорошее - плохое. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, в которой господствует техницизм, деньги, демократия, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. На выборах в рейхстаг 31 июля 1932 года и 5 марта 1933 года Шпенглер голосовал за НСДАП. "Гитлер - болван, но движение следует поддержать", - объяснил он свой поступок сестре. 18 марта 1933 года он получил от министра пропаганды Геббельса телеграмму с приглашением выступить по радио с речью в поддержку нацизма. Однако, несмотря на советы родных и знакомых принять предложение министра, ответил вежливым отказом. Шпенглера окончательно отвратила от нацизма "ночь длинных ножей". Гитлер публично заявил: "Я не последователь Освальда Шпенглера! Я не верю в закат запада". Автор "Заката Европы" скончался в своей мюнхенской квартире в ночь с 7 на 8 мая 1936 года. Ходили слухи, что он был убит группой гестаповцев, затем они постепенно стихли.
  
  Статья ортодоксального марксиста с псевдонимом Совок здесь, на форуме. "Человеческая цивилизация" представляется мне большим упрощением и искажением проблемы. Почитаем: "Все проблемы и достижения человечества объясняются исключительно достигнутым уровнем общественного разума". Настораживает открытый идеализм: это ведь говорит марксист. Кто же несет людям этот разум? "Учителем был Иисус Христос, огнем и мечом обеспечивший продвижение человечества от примата к хомо сапиенс". В наше время знамя Христа подняли Маркс и Ленин, они создали "инструмент-идеологию - марксизм-ленинизм"... Непросто нормальному человеку переварить подобный "шедевр": Маркс и Ленин - продолжатели дела Христа. Христос умер, но дело его живет. Но как же быть с материализмом, который все достижения объясняет "исключительно достигнутым уровнем" развития производительных сил, то есть чисто материальным фактором?.. В свое время Ленин, конспектируя Логику объективного идеалиста Гегеля, написал на полях книги: "А, боженьку жалко, сволочь идеалистическая!" Думаю, Совку следовало бы вчитаться в ленинскую характеристику великого немецкого философа. Четверг, 14 февраля 2013 года.
  
  Текст написан для форума "Философский штурм"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"