Имеющий огромное количество поклонников глубокий и многогранный роман Фрэнка Герберта "Дюна" пережил, как известно, уже три экранизации. Не стану здесь отдельно говорить о смелой, задуманной по накурке в порыве нешуточного вдохновения попытке Алехандро Ходоровски замутить некий многочасовой психоделический трип по мотивам "Дюны", обозвав его фильмом (да-да, тот самый, с Сальвадором Дали верхом на унитазе вместо трона). Кто в теме, уже давно поржал изучил эту историю. Остальным лучше не травмировать лишний раз психику. Речь пойдёт о фильме Дэвида Линча "Дюна" 1984 года (далее, для простоты - Дюна 1984), мини-сериале Джона Харрисона "Дюна" 2000 года (мини-сериал 2000) и фильме Дэни Вильнёва "Дюна", вторая часть которого только что вышла на экраны (поскольку годы выпуска первой и второй частей разные, далее их вместе я буду называть фильмом Вильнёва).
На всякий случай оставлю здесь предупреждение: в тексте, естественно, есть спойлеры.
Начну с хорошего. Даже очень хорошего.
Фильм Вильнёва визуально великолепен, технически продвинут и "сшит" практически без "провисаний", за счёт чего отлично держит внимание зрителей. Каст тоже заслуживает всяческих похвал, с умом подобранные актёры большие молодцы и играют классно, за некоторыми исключениями. Но не всем дали раскрыться по полной, о чём скажу далее.
И вообще, огромное спасибо Вильнёву за наше счастливое детство за то, что дал "Дюне" новую экранную жизнь, не побоявшись в эпоху бесконечных комиксов и продолжений-перезапусков одних и тех же кинофраншиз обратиться к такому трудному материалу, как великий роман Фрэнка Герберта.
Вместе с тем, талантливым режиссёрам, как известно, свойственно далеко отходить от литературного первоисточника, излагая зрителю собственную историю. Всегда и во всём ли это хорошо? Вопрос неоднозначный. Я не отношусь к когорте ворчунов, всегда заявляющих, что "книга лучше". Кинематограф - глубокомысленное и яркое искусство, и киноадаптации имеют право на изменение под свои каноны и визуальные образы тех или иных нюансов экранизируемых произведений. Но, с другой стороны, опыт показывает, что, имея замечательный литературный источник, близкий к категории шедевра, стоит обращаться с ним как можно бережнее. Долго разглагольствовать на эту тему не буду, сами помните разную реакцию зрителей на первые сезоны "Игры престолов", которые плюс-минус близко следовали романам Джорджа Мартина, и на последние, ставшие чистой фантазией шоураннеров. Или можно вспомнить полюбившуюся многим экранизацию книги Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" режиссёра Владимира Бортко, который старался максимально следовать тексту и духу великого романа. Недавно вышедшая новая киноверсия шедевра Булгакова, конечно, имеет право на существование, но поклонники первоисточника сразу заметили кучу неудачных отступлений.
Во многом отошёл от задумок Герберта и Вильнёв. Что-то объективно обусловлено возможностями и особенностями кинематографа, но кое-чему найти оправдание, на мой взгляд, сложно. Грешили этим, разумеется, и предыдущие экранизации.
Вот об этом, в контексте образов героев и сюжетных ходов, я и позволил себе немного порассуждать, хотя кто, собственно, меня спрашивал...
Не пинайте обессудьте за некоторую бессистемность, я потому и обозвал этот спонтанный опус "мыслями", что он вовсе не претендует на статус полного и системного обзора. Просто решил зафиксировать то, что бросилось в глаза.
Прежде всего, конечно, скажу об Атрейдесах.
Пол (Пауль) Атрейдес, он же Муад Диб, он же Усул, он же Махди, он же Лисан аль-Гаиб, он же Горбатый. Образ Пола у Линча в Дюне 1984 свёлся, по сути, к подчёркнутому благородству, отражающему отцовские черты. Такой Пол ни на какой плохой поступок не способен, это некий рыцарь света, Арагорн в космосе. Кайл Маклахлен довольно прямолинейно сыграл мстящего за отца продолжателя его дела, что не в полной мере раскрывает роль Пола Муад Диба во вселенной "Дюны". Тимоти Шаламе в фильме Вильнёва изобразил отличного терзаемого внутренними сомнениями и противоречиями Пола, вполне справился с образом. Единственное, чего мне не хватило, так это более чёткой демонстрации личностного роста, трансформации героя из юного наследника Великого Дома в жёсткого лидера религиозных фанатиков и будущего императора. Не показал этого в должной мере и Кайл Маклахлен в Дюне 1984.
Приходится признать, что лучше всего изменения Пола продемонстрировал Алек Ньюман в мини-сериале 2000 (вспомните, как изменились манера речи, глаза, причёска, заострились черты лица, проявились харконненовские жесты и т.д.) и далее - в продолжении, таком же мини-сериале "Дети Дюны".
Герцог Лето Атрейдес, отец Пола, из-за предательства и смерти которого вся империя и накрылась медным тазиком ощутила грандиозные последствия. Все три экранных герцога по-своему хороши, и мне понравились все эти образы - разные, но интересные. Останавливаться на них подробно не стану.
Леди Джессика. Здесь можно только поаплодировать сыгравшей в фильме Вильнёва Ребекке Фергюсон, она исключительно хороша. Немного не дотягивает до великолепной Франчески Аннис, украсившей Дюну 1984, в передаче особой красоты и царственного величия Джессики. Зато убедительно опережает предшественницу в демонстрации волевых качеств и внутренней силы сестры Бене Гессерит. Саския Ривз, кое-как изобразившая наложницу герцога Лето в мини-сериале 2000, не стоит и упоминания, это полный "мискаст" (уж извините, если заглянут сюда её поклонники). Но вот зачем Вильнёв наступил на те же грабли, что и создатели мини-сериала 2000, наградив, по их примеру, беременную Джессику токсикозом и заставив бурно блевать деликатно отворачиваться, я решительно не пойму. Биохимия тела сестёр Бене Гессерит позволяла им обезвреживать внутри пищеварительной системы смертельные яды (что и показано в эпизоде с изменением воды жизни). От токсикоза они вряд ли страдали.
Не буду долго рассуждать о приближённых герцога Лето. Отмечу только, что трижды не повезло ментату дома Атрейдесов - Суфир Хават либо отсутствует на переднем плане как класс, либо выглядит лохматым придурком, и роль его решительно непонятна тем, кто книгу не читал.
Зато повезло Гурни Халлеку - его играли очень солидные мужики: в порядке хронологии, Патрик Стюарт, Пи. Эйч. Мориарти и, наконец, Джош Бролин. Все справились на отлично, воплотив весьма колоритного Гурни.
А вот за что я особо благодарен Вильнёву, так это за отличный последний бой Дункана Айдахо, в лихом исполнении Джейсона Момоа, с сардаукарами. Ни в одной прежней экранизации этой сцены (на которую, по слухам, Герберта вдохновила сцена гибели Бюсси в "Графине де Монсоро" Александра Дюма-отца) попросту не было в должном виде. Да и Дунканы в Дюне 1984 и мини-сериале 2000 были какой-то невзрачной плесенью недостаточно хороши. А все, кто помнит, какое будущее ожидает Дункана (в виде его гхол), не дадут мне соврать, что это очень важный персонаж, и показывать его надо весьма серьёзно. Дункан у Вильнёва получил заслуженное внимание и значительное экранное время, за что большое спасибо.
Главные антагонисты, Харконнены - самая непростая тема.
Как Линч, так и Вильнёв в изображении Харконненов сделали ставку на негатив, мерзость и эстетику фриков, тем самым упростив донельзя и опошлив их образы. Чего, на мой взгляд, делать никак нельзя (максимум, в отношении Раббана, тупого старшего племянника, это может быть оправданно). Харконнены - один из весьма значимых домов, а барон Владимир - человек недюжинного ума (что, кстати, отразилось и на выдающихся способностях его внука, понятно, какого именно). Второй племянник, Фейд-Раута - сам почти Квисатц Хадерах (несостоявшийся отец такового), его генетическая линия тщательно сберегается орденом Бене Гессерит, и неспроста. Но почему-то выдающиеся режиссёры решили довольно примитивными изобразительными средствами вбить в головы зрителей, не читавших роман, что Харконнены - всего лишь мерзопакостные уроды, олицетворяющие всё плохое супротив всего хорошего в лице чистых, красивых, холёных Атрейдесов.
Такого примитива автор гексологии не допускал. Не забываем, что никакой хрестоматийной чёрно-белой борьбы "бобра с ослом" в книгах Герберта не было и в помине. Были хитрые интриги и планы внутри планов. И Великие Дома все "хороши", если вдуматься...
Наилучшим образом, как мне кажется, живой изощрённый ум и соответствующее ему поведение барона Владимира на экран перенёс в своём стиле Иэн Макнис, которому создатели мини-сериала 2000 дали играть как следует.
И остаётся пожалеть, что сделать это ещё лучше не представилась возможность замечательному актёру Стеллану Скарсгарду (признаюсь, когда узнал об этом касте, ожидал великолепного барона, но...). Потенциал блестящего актёра попросту не задействован, слит, поскольку прописанный ему образ с тем же успехом мог отыграть за пару баксов произвольно взятый с улицы толстячок.
Талантливого и харизматичного Скарсгарда тупо заставили всю дорогу просидеть в яме с говн... в целебной ванне. И при этом изредка выдавать сиплым голосом ничего не значащие угрозы не пойми кому. Один раз его выкатили на балкон на тележке, что с учётом габаритов живо напомнило третьесортный косплей Джаббы Хатта. Одним из самых изощрённых умов в империи там и не пахнет. Не по вине актёра, разумеется.
Итог: лучший барон воплощён в мини-сериале 2000.
Теперь к фременам.
Чани в фильме Вильнёва - классическая убогая жертва ЕГЭ "повесточки", пресловутая "сильная и независимая женщина", которая сама не знает, чего хочет и трахает мозги разумно оппонирует своему мужчине в режиме нон-стоп. Истерит круглосуточно, чешет языками с такой же клушей, осмеливаясь хаять даже Стилгара (за что её ждало бы суровое наказание, ибо публичное посягательство на авторитет наиба чревато), убегает как трудный подросток в самые значимые моменты, когда должна всячески поддерживать Пола, орёт прилюдно на Преподобную мать (за что вообще порвали бы на тысячу маленьких песчаных форелей), раздаёт невразумительные претензии и даже пощёчины самому Махди, причём в присутствии его федайкинов (что равносильно самоубийству - пусть кто-то попробует в среде фанатично настроенных вооружённыхфундаменталистов оскорбить подобным образом их Пророка). В общем, ведёт себя как неисправимая истеричка, в связи с чем в принципе непонятно, какая от неё может быть польза будущему правителю известной Вселенной. При таких раскладах именно принцесса Ирулан стала бы матерью наследников Пола, в лёгкую переиграв капризную пустынную дурочку.
Напомню, в книге Чани была очень умной и тонкой женщиной, безоговорочно преданной Полу и постоянно поддерживавшей его, усиливавшей его влияние собственным авторитетом саядины и дочери самого Льета (сменившего в фильме Вильнёва пол и цвет кожи, но не будем уж о чёрныхгрустных сторонах этой истории).
В общем, при создании образа Чани команда Вильнёва допустила все мыслимые ошибки с точки зрения книги и здравого смысла, зато чётко вписалась в "повесточку". К Зендее, опять-таки, претензий нет - отыгрывала, что велели.
Шон Янг в Дюне 1984 воплотила утончённую Чани с личиком эльфа, очень близкую к книжному образу. Но, на мой взгляд, немного в чём-то не дотянула до настоящей боевой подруги Муад Диба.
К Барборе Кодетовой, сыгравшей Чани в мини-сериале 2000, может быть сколько угодно претензий из-за несоответствующей книжному образу внешности. Но ей удалось подробнее раскрыть роль и переживания Чани, в том числе в связи с известными всем читавшим книги хитросплетениями темы появления на свет их с Полом детей. Позволил это сделать, прежде всего, хронометраж мини-сериала 2000 и его продолжения - мини-сериала "Дети Дюны".
Однако, приходится констатировать, что идеальной Чани мы на экране так и не увидели ни разу.
Несомненным украшением фильма Вильнёва является Стилгар в весьма самобытном исполнении Хавьера Бардема. Чего только стоят его бесконечные трактовки каждого "чиха" Пола в пользу его "божественности", привнесшие элемент ненавязчивого юмора, - блестящий пример, когда некоторое отступление от книжного образа идёт в плюс. Это, безусловно, лучший Стилгар из трёх, дающий огромную фору невнятным мужикам из прежних экранизаций.
Невероятно разочаровало в фильме Вильнёва семейство Коррино (чья фамилия, кажется, даже не упомянута, поправьте меня, если не так). Помня Кристофера Уокена в лучшие годы как великолепного актёра, я ужаснулся его абсолютно блёклой игре. И это - падишах-император Шаддам IV? Нет, это уставший от жизни древний дедушка, не сделавший и не сказавший за весь фильм... да вообще ничего путного. Под стать ему и барышня, потужно изобразившая его дочь Ирулан на уровне студенческой самодеятельности. Оба никакие, и говорить о них особо не стоит.
Вирджиния Мэдсен, сыгравшая Ирулан Коррино в Дюне 1984, была хороша, но не получила никакого экранного времени и сюжетного значения, навсегда оставшись говорящей головой на экране, озвучившей "пояснительную записку" к фильму (кто смотрел, помнит).
Приходится признать, что лучшей Ирулан пока является Джули Кокс, неплохо справившаяся в мини-сериале 2000 (если забыть как страшный сон напяленные на неё обкурившимися креативными костюмерами платья и шапки с бабочками) и гораздо лучше раскрывшаяся в "Детях Дюны".
О некоторых режиссёрских решениях.
Вильнёв, хвала Шаи-Хулуду, отказался от всякой отсебятины типа линчевских звуковых модулей, через которые его Пол и фремены орали на врагов как умалишённые. Он отлично показал (точнее, дал послушать) Голос Бене Гессерит. Но вот темы гипернаблюдательности, праны и бинду гессериток задвинул подальше. Зря, мне кажется. Визуальными средствами наблюдение за мельчайшими деталями мимики собеседников, особенностями обстановки и прочим хорошо показано в Дюне 1984, и в этом она однозначно выигрывает. Боевые аспекты праны и бинду в виде скорости движений в поединке до степени визуального "размытия" продемонстрировал нам мини-сериал 2000. И вот этого у Вильнёва мне не хватило. Да, Пол движется в бою чётко и быстро, но по современным стандартам уже не особо впечатляюще (сравните хотя бы с Джоном Уиком). И когда он орёт в пещере ораве фременских воинов, что никто не одолеет его в поединке, неискушённому зрителю остаётся лишь поверить ему на слово, ибо убедительного визуального подтверждения этому смелому заявлению в фильме Вильнёва нет. Меж тем, в мини-сериале 2000 наглядно показано, что никто из федайкинов на тренировках даже прикоснуться к Полу не успевал из-за скорости его натренированной в гессеритской технике реакции.
Далее приведу краткий список самых неудачных, на мой взгляд, отступлений от книги в "Дюне" Вильнёва.
1. Сестрёнка Пола, Алия попросту не родилась. Наверное, сэкономили на толковой актрисе-девочке. Из-за этого мы не увидели (осторожно, спойлер) эпичной казни маленькой Алией толстого дедушки гом джаббаром, что, на секундочку, весьма важный и символичный эпизод (и непонятно, как при экранизации последующего материала сценаристы будут выруливать с обоснованием одержимости Алии именно памятью Владимира).
2. Как и в Дюне 1984, стыдливо выкинута на мороз тема первенца Пола и Чани - убитого сардаукарами маленького Лето, которого, вроде как и не было. Не буду расписывать, насколько важна его судьба для раскрытия становления Муад Диба как лидера джихада и для его мотивации (месть не только за отца, но и за сына), а также для будущего Чани, но поверьте, она весьма значима. Хорошо это показано только в мини-сериале 2000.
3. Ну и на закуску самое "весёлое". Не раскрыты жизненный цикл червей и происхождение спайса, что является самым грубым, прямо-таки фундаментальным косяком, поскольку ставит крест на всей сюжетной основе и на реальности угрозы Пола в адрес Великих Домов.
В фильме Вильнёва Пол угрожает уничтожить весь спайс на Арракисе, внимание (!), фамильным ядерным арсеналом Атрейдесов (а не прерыванием цикла выработки спайса червями с последующей цепной реакцией и вымиранием, как в оригинале), что у любого здравомыслящего человека не может вызвать ничего, кроме гомерического хохота до слёз и икоты. Представьте, как он херачит по открытой пустыне планетарного масштаба оставшимися несколькими ракетами в надежде уничтожить все поля спайса и, главное, все предпряные массы (pre-spice mass) глубоко под поверхностью. Хотя нет, лучше не представляйте. С тем же успехом можно пытаться искоренить борщевик Сосновского по всей России, сбросив парочку ФАБ-500 на его придорожные заросли в Московской области. Соотношение "действие-результат" такое же.
Предсказуема и реакция на такую угрозу со стороны Великих Домов: Полу сообщают, что пошёл бы он на х... повиноваться ему отказываются. Дальше следует эпичный идиотизм, сравнимый по степени маразма только с невозможным в принципе дождём, хлынувшим с неба Дюны в конце фильма Линча 1984 года. Легионы фременов, косплея "Атаку клонов", грузятся на фрегаты и взлетают с суровым намерением повоевать. В условиях, когда над планетой висит армада Великих Домов, забивших вместе с доставившей их Гильдией космогации огромный болт на смешной ультиматум Пола, подобное мероприятие предсказуемо закончилось бы моментальным расстрелом всех взлетающих фрегатов и окончанием не начавшегося джихада. С последующим эпичным сливом мятежного выродка Атрейдесов Шаи-Хулуду под хвост.
Напомню, в оригинале охреневшие от страха перед реальной угрозой Пола оставить их навсегда без спайса гильд-навигаторы (кстати, где они у Вильнёва, ау-у?!) живительными пинками отправили флота Великих Домов обратно по их планетам. И вот уже потом фременский десант на тех самых планетах стал методично вырезать их армии в ходе долгого кровавого джихада.
Одно из ключевых наблюдений, таким образом, состоит в том, что даже низкобюджетный мини-сериал при должном внимании к первоисточнику может превзойти блокбастеры в части передачи духа и смысла многих задумок и идей автора книги (аналогично, кстати, обстоит дело с копеечным польским сериалом "Ведьмак" по мотивам двух книг Анджея Сапковского, на раз уделывающим дорогостоящее дерьмо творение от Нетфликс, но это уже другая история).
Вместе с тем, конечно, ни в коем случае нельзя отрицать художественную ценность полнометражных фильмов, разворачивающих историю на большом экране.
В качестве своеобразного итога изложенных мною здесь бредоумствований мыслей отмечу, что просмотр несомненно выдающегося фильма Вильнёва помимо эстетического удовольствия дал мне подтверждение того, о чём задумывался уже давно: гексологию "Дюна" Фрэнка Герберта в наше время можно адекватно перенести на экран только в формате долгого, подробного высокобюджетного сериала уровня "Игры престолов". Хочется надеяться, что мы его когда-нибудь увидим.