Коркунов Андрей : другие произведения.

Пустыня

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Пустыня

Компиляция записей 2003-2006 г.г.

Ах горы! Такая свобода внутри!

По ночам я читаю, зимой отправляюсь на юг.

Стиснуты что тут за корни, что тут за стебли

Взрастают из битого камня? Сын человеческий,

Не изречешь, не представишь, ибо внемлешь лишь

Груде обломков былых изваяний, где солнце отвесно,

Где не дает мертвое дерево тени, сверчок утешенья,

Камень иссохший журчанья. Тут лишь

Тень этой багровой скалы.

Т.С. Элиот. Бесплодная земля.

Каждый волею судьбы опирается на свой, отличный от других фундамент: у одного это - постоянная, как у моряка, борьба со стихией, у другого - размеренность, свойственная, например, русскому крестьянину или немецкому садоводу. Всегда неизменно одно - постоянная смена утра, дня, вечера и ночи.

Я вижу звезду. Не пытаюсь к ней приблизиться, однако всегда смотрю на нее. Она обогревает землю и помогает вырастить урожай. Когда она приближается, на земле наступает весна. Когда удаляется - приходит осень. И зима. Ради ожидания весны

Но звезды переменчивы, они находятся в постоянном движении. Их свет необходим лишь путешественникам. Остальным же нужно научиться видеть не звезды, а неподвижное небо. Небо, на котором всегда будет радовать мой глаз закат, небо, под которым с неизменным упорством меня будет освежать своим бризом море. И звезды также, не указывая никаких путей, молча будут давать созерцать себя.

Утро

Я нахожусь в пустыне. В пустыне никогда не бывает пустынно. Пустыня населена триллиардами отличающихся друг от друга песчинок - моими мыслями.

Меня затягивают зыбучие пески. Ветер хочет помочь мне и пытается сбить меня с ног на колени, чтобы песчаная масса перестала меня поглощать.

Но я стою. Уже по колено в песках.

Была хорошо видна песчаная дюна, на которой цвели, переплетя друг друга своими стеблями, Белая и Алая розы. Пели цикады, на листах роз расположились несколько шмелей с мохнатыми брюшками, разноцветно полосатыми под окрас земли, заката и заснеженных горных вершин. Неподалеку, пару горизонтов на юг, крестьяне на цветущей Русской земле собирали урожай. Ни разу не слышали про Русскую землю? Обязательно прочтите Тургенева в оригинале, без перевода на язык школьных уроков русской литературы.

Но возжелал Человек власти и разверзлись пред ним пески зыбучие, и созданы были потребности, и забытой стала пустыня. Теперь воздух уже не сушит глотку, влага, наполовину перемешанная с металлом, достигла рекомендуемого профессорами в больших очках с костяными оправами и несвежих рубашках, для долголетия уровня в восемьдесят процентов.

Из бутонов Роз сочились слезы. Они вспомнили себя в молодости и заметили:

"А ведь люди так ничему и не научились. Неужели всем, кто способен мыслить, необходимо умереть, чтобы понять себя при жизни? Неужели мы способны увидеть мир только тогда, когда валькирия своим полетом возвысит нас над нашими же бренными сущностями?".

Шмель, пригретый любовью Роз, дополнял описанную картину своими воспоминаниями. Он помнил людей, еще не знавших ни Слова, ни Языка. Те люди, вспоминал он, способны были мыслить своими чувствами. Они даже и не задавались вопросом, как пытаться понять друг друга, не гадали, что есть истина и ложь, не различали, когда выражать мысль, а когда - чувство, ибо не различались и не выделялись тогда эти категории.

И, вообще, ничто не различалось, ибо не знали, что есть основание, и не воевали друг с другом. Им не были знакомы причины и следствия, и поэтому не знали они рождения и смерти.

Одинаково чтили они и детей и взрослых, да и не различались тогда они между собой. Это сейчас современный человек считает, что ребенок, приходящий в их взрослую жизнь, глуп и необучен, забыв в себе былого ребенка, умерщвленного при рождении.

Два чувства, не оттесняемые другими, были постоянными спутниками их жизни. Они одинаково верно могли понять, как и своего близкого, о чем шепчет дождь, на кого злится гром, о чем поет сверчок, для кого растет береза. Человек - суть часть Бога, величайшего создателя самого потрясающего произведения искусства - Мирового дворца.

Но с того самого времени, когда был поглощен им заветный плод с Древа Познания, когда человек впервые усомнился в своей творческой сущности, когда осмелился посмотреть на себя не как на произведение искусства, но как на механизм - тогда и произошло то, что сейчас называется изгнанием из Рая.

Одно лишь мгновенье обрекло человечество на муки. Муки науки, следствие которых - постоянная неудовлетворенность. Главный признак этого - появление такого образа, а затем и понятия, как совершенность - идеал, к которому нужно стремиться. Мираж, который явился причиной падения человека. Эфир, представляемый как твердыня, самообман, от которой началась болезнь пустоты в человеке, вирус без тела, поразивший, однако, человеческую плоть, и прогрессия этого вируса в человеке называется нами историей человечества. Позвольте, это, скорее, история болезни человечества!

Эта история представляется мне не великими открытиями, но мертвыми младенцами. Пораженными при рождении смертельным вирусом.

Но это не пропало окончательно. Под холодной золой того, что называется человеком сейчас, еще теплится небольшой уголек настоящего человека, и, когда он погаснет, то, что сегодня называется человечеством, предстанет в виде общества безжалостных и хитрых тварей, животноподобных, но без животной сущности".

Слово поглотило нас. Мы уже не сможем жить без слова. Мы не можем мыслить без слова.

Что тогда нам остается? Приручить слово и, держа его в клетке, с его помощью, пользуясь им, постепенно возвращать то, что было, казалось, безвозвратно утрачено.

День

Виден далекий блеск идеала. Истина в зените.

Палящее солнце иссушает мою плоть. В поисках оазиса я перебираю свои мысли.

***

В моих виноградниках осень -

Я смотрю на увядшие листья.

Они летят, куда им укажет ветер.

Я смотрю на увядшие листья,

Заунывную песню внимая

И лечу, куда мне укажет ветер.

Заунывную песню внимая,

Я смотрю на иссохшую лозу -

Пусть летит, куда ей укажет ветер.

***

Декаданс цивилизации характеризуется, помимо других признаков, появлением и широким распространением массовой культуры.

Истоки этого, думаю, следует искать в победном кличе декаданса, лебединой песне цивилизации - в так называемой демократии. Демократия - зараза, которую было способно подхватить лишь упадочное общество.

Декаданс характеризуется повсеместным проникновением массовой культуры, которая являет собой как бы суррогат, способный лишь к жалкой подмене, но ни как не к самостоятельному творчеству.

Однако, вместе с массовой культурой, в противовес ей, возникает такое прекрасное явление, по красоте способное сравниться лишь с вечерним закатом после жаркого и испепеляющего полдня, как underground.

После этого наступают сумерки, время, когда добропорядочным гражданам лучше вообще не появляться на свет. Время черной магии и воров предвещающее своим нескорым концом утро.

***

Каждый представитель природы един с ней в определенной части. Благодаря этому, он - ее часть. Животное повинуется природным инстинктам.

Человек же, на волне разума отошедший от природы, вместе с тем, остается единым с ней. Это единство выражается в известном лишь человеку чувстве любви - к природе, ближнему, человеку.

Процесс познаваемости исходит из главного ограничения - одно и то же не может быть одновременно и средством, и процессом познания. Иными словами, невозможно познать то, чем мы познаем, что руководит нашей мыслью.

Так, невозможно познать, например, сущность книги, не располагая при этом другими сущностями, каждое из которых также познается нами при помощи другого. Возникает некая постоянно динамическая система.

Таким образом, сделаем первый вывод - мы окружены различными сущностями.

Второй вывод - сущность непознаваема через саму себя.

Вместе с тем существуют некие первосущности, которыми постоянно движим наш познавательный процесс. Например, мышление, которое не может быть познано через себя. Высшая сущность - мир, который непознаваем в принципе, поскольку любая сущность есть часть мира. Познание мира возможно только через субстанцию, не являющуюся миром - антимир.

Познание конкретных сущностей исходит из знания других сущностей. Это знание может быть рациональным и чувственным.

Например, знание относительно сущности листка растения не может быть познано исключительно через себя. Эта сущность познается, например, через какое-либо чувственное знание (листок имеет зеленую окраску, листья жестковатые на ощупь, и т.д.), так же, как и через рациональное знание.

***

Сегодня на улице Англия,

Я иду в Английский душ.

Сейчас на дворе последняя весна

И жаль - ведь я всегда жил в зиму.

Зато я знаю как кричит в лесу филин.

***

Сейчас на дворе последняя весна

И жаль - ведь я всегда жил в зиму.

Ни знойное лето, ни красная осень

Уже не дадут мне ожидать ее.

Зато я знаю как кричит в лесу филин.

Как хорошо, что это всего лишь сон!

***

Можно измерить время определенными средствами. Миг же, иначе говоря, настоящее настоящего, измерить невозможно.

***

Мои глаза меня не выдадут

Ибо не осталось в мире больше глаз

Глаза мне пригодятся,

Чтобы любоваться

На никому не нужный

Уходящий мир.

***

Душа-это чувство живой совокупности и гармонии частностей.

***

Epitaphios logos (надгробные надписи)

1. Жизнь состоит из иллюзий, жизнь сама есть одна большая иллюзия.

2. Жизнь, представлявшаяся мне чем-то особенно живым и подвижным, на самом деле есть абсолютно мертвое и статичное Ничто. Это безжизненная скала, о которую разбились все мои иллюзии и представления.

3. Жизнь - это одна большая шутка, в которой я был шутом.

4. Иллюзорен был и я сам - я существовал и меня не было. Выход один - остановить Время. Остановить в себе время и ощутить покой.

5. Время сжигает людей, народы, культуры, цивилизации.

6. Является ли время порождением жизни или жизнь есть порождение времени - этим вопросом я задавался всю свою жизнь. С этим вопросом я и умру, не повлияв ни на ход времени, ни на образ жизни.

7. Нет времени - нет и жизни. Пользуйтесь мгновениями созерцания времени. Напряжение мысли, тела, духа раздувает пламень времени. Бездействие - губит. Созерцание - поддерживает, не давая разгореться.

8. С жизнью допускается быть только в качестве союзников - возможно, в качестве союзников по расчету, но никак нельзя быть ее вассалом.

9. Умерев возродиться. Возродясь умереть.

***

Разум - это не показатель превосходства человека, а всего лишь инструмент для образования никому более не нужных понятий. Говорите, у животных нет разума? Так он им и не нужен.

***

Истина была придумана людьми для оправдания ценности своих знаний.

Ложь была придумана людьми для оправдания ценности своих истин.

Любое знание, находящееся в каком-либо отношении между ложью истиной, не может давать представление о мире.

***

Можно жить не ведая правды. Но, познав настоящую Истину, видишь, как все окружающее тебя рушится. Ты уже не видишь ни любви, ни дружбы, ни отчизны. Пред тобой предстает зияющая бездна, чувство ненависти и одиночества заполняет тебя изнутри как пустой сосуд.

Теряется смысл вещей, безвозвратно стираются связи между ними. И вот ты одиноко стоишь посреди Пустыни, и лишь Луна проливает на тебя холодный свет, - от которого по всему телу идет озноб. Все живые существа исчезают и даже призраки не смеют тревожить твой покой.

Все, что ты видишь, являются предметами не настоящего, а далекого прошлого. Органы чувств воспринимают находящуюся сейчас в руках книгу, но для тебя она существовала лишь в прошлом. Ты перелистываешь ее страницы, но самому себе кажешься умалишенным, повторяющим бессмысленные действия.

***

Вас окружает жизнь повсюду

Она играет с вами в прядки

Она резвится и балует

И наблюдает свысока.

Вы окружились лишь стенами

Вы не играете, искуя

Вы запрягли себя как волов

Везете счастье для других.

Другие запрягли себя

В повозки счастья для кого-то

Находят руки, ноги, уши

Забыв, не находя себя.

Вечер

Утренняя буря утихла, и вот я уже радуюсь солнечному закату. Как жалко, что такая смена необходима и диктуема всем мировым существом.

Я осторожно ступаю по мокрому песку, боясь потревожить капли дождя, слившиеся с песчинками. Мои ноги ступают по пустыне, но я сам иду по оазису Борнео. Мне представляются неведомые создания.

Я не способен познавать действительность, я ее созерцаю и ею восхищаюсь.

Лишь утром, после ночевки в колыбели южной ночи, мне предстоит обратный путь на свой корабль, где я запишу все, что видел.

Ночь

Солнце закатилось и настала ночь. Время тишины и ночных хищников.

Я, неожиданно для себя, стал одиноким, затерявшимся в бескрайнем мире представлений. Очевидной стала вся эта бесцельная игра образов.

Лишь единственное не потеряло своей святости - возможность созерцать, которая является данностью всех живых существ. Единственная опора в бескрайней ночи, где все остальное - небесное покрывало - усыпано несчетным множеством звезд, каждая из которых представляет собой свой собственный мир, свое собственное представление.

Насколько же непреодолимо желание направиться к этим мирам, стать Робинзоном, Сайресом Смитом, Гаттерасом! Потерять под ногами фундамент и оказаться в эфире!

Но всегда, пока он существует, пусть где-то вдалеке, ему и только ему будет возможно определять наше местоположение.

Бытие же начинается там, где из-под наших ног уходит фундамент, где мы перестаем созерцать и начинаем познавать - когда звезды начинают притягивать нас так сильно, что фундамент уже не в состоянии удержать нас.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"