Аннотация: Публикуются избранные стихи сербского поэта Владимира Ягличича в переводе на русский язык. "Памятник на площади"; "Костёр" и другие.
Владимир Ягличич Памятник на площади
(С сербского).
Теперь на площади горою
он стал под ветром и дождём
в красивом облике героя -
хоть не царём и не вождём.
Нет, не воитель с силой вражьей,
и заслужил свой монумент
лишь только как забавник княжий,
за что на нём и позумент.
Пред всеми, будто для почёта,
стоит - как подаянья ждёт -
мишень для птичьего помёта.
Замызган - помощь не идёт.
А птицам в их полётах быстрых
нет дела до людских забот.
Им ни до грязных, ни до чистых
голов, где ляжет их помёт.
Что ж делать при такой напасти ?
Нужны мостки, чтоб забрались
работнички, да воля власти
на то, чтоб счистить грязь и слизь.
Споём же славу одеянью,
что держит на плечах колосс.
Пусть ждущим славы - в назиданье -
послужит въевшийся навоз.
Пусть псы, всем людям на забаву,
о камень чешут языки.
Пускай на образ нашей славы
глядят с усмешкой чужаки.
-----------------------------------------
Споменик на тргу
Он jе сад веhи, лепши, виши,
од свог земальског лика.
Стоjи на ветру и на киши,
пред оком пролазника.
Мишльаху, док jе био жив -
слушче и кньажев блента.
Сад, jест бескрван, хладан, сив,
ал уз стас монумента.
Дивска идеjа на трг изнета,
ко налазак свемере...
Ал глава - мета птичjег измета -
ко hе да jе опере?
Птице, у зраку, ил у лишhу,
мало маре за льуде.
Ил маре? Ко зна. Отуд кликhу,
и на своj начин - суде.
Ко да очисти птичjи желе,
што би с том главом срасти?
За то су потребни радници, скеле,
jош више - вольа власти.
Слава терету надльудском, грозном,
на раменима изнетом!
Ал свет остаjе исти - озго
засут птичиjим изметом.
А оздо, джукци задижу дрске
ноге, пуштени с ланца,
коначну слику славе српске
да пруже оку странца.
Примечание автора.
Этот памятник существует на самом деле. Человек, которому посвящён памятник, не был воином или вельможей. Он был драматургом, писателем. Это Иоаким Вуич,(1772 - 1830), основатель сербского театра в Крагуевце. Он служил неграмотному князю Милошу, которий так любил театр, что не однажды требовал повторять сцены, которые ему нравились или вновь исполнять музыкальные мелодии. К Вуичу при дворе относились небрежно. На памятнике перед нашим театром он представлен с рукой, вытянутой вперед, как будто он просит подаяния. Смысл стихотворения не в том, что он не заслуживал памятника. Нет. Просто лучшим памятником для него были бы его книги и пьесы, которые сейчас не ставятся.