Корнев Юрий Иванович : другие произведения.

Из записок о раскольниках

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   ИЗ ЗАМЕТОК О РАСКОЛЬНИКАХ.
   Молельня
  
  В деревне Жуковой Долговской волости Челябинского уезда со времени основания её, наряду с православными, жили раскольники,беспоповцы секты часовенного согласия. Православные жители посещают Долговскую церковь, освящённую в честь Михаила Архангела. Старообрядцы имеют свою часовню в деревне. Указы, писанные свыше, до раскольников не всегда доходили. Часть их была секретными, о них знали только чиновники, другая часть бывала непонятой из-за неграмотности крестьян, а часто не выполнялась из-за протеста раскольников против царской власти. С 1850 года у раскольников деревни Жуковой из-за молельни началась судебная тяжба, которая затянулась на десяток лет. Правительством был утверждён порядок, закреплённый Правилами 13 февраля 1837 года, В них разъяснялось, что раскольники могли пользоваться только теми молитвенными домами, которые существовали до 1826 года; строить новые, исправлять старые, обращать в публичные молельни крестьянские избы строго воспрещалось; существующие молельни запрещено было называть церквами, ставить на них кресты, вешать колокола, производить колокольный звон. Ветхие часовни - так теперь официально назывались раскольничьи церкви - велено было запечатывать с целью окончательного уничтожения. Позднее был принят закон:
  "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" 1845 года. Статья 215 этого закона гласила: ''За заведение раскольнических скитов пли иных сего рода обиталищ и за построение новых и починку старых каких-либо для службы и моления по раскольническим обрядам зданий, под наименованием церквей, часовен или молитвенных домов, и за устройство престолов в существующих уже часовнях, и наконец, за обращение крестьянских изб в публичные молельни, виновные приговариваются: к заключению в тюрьме на время от одного года до двух лет, смотря по мере вины. Все ими устроенное подвергается сломке и материалы продаются в пользу местного Приказа Общественного Призрения.''
  Политика местных чиновников в отношении раскольников формировалась из центра. Предписания, наставления, указы следовали один за другим. Существовало Предписание от 27 марта 1859 года. Параграф первый гласил: '' в деле раскола гражданское начальство действует единодушно с духовным и взаимно стремясь к одной главной цели, к искоренению в народе раскольнических заблуждений''. Предлагалось ограждать православных от публично проводимых обрядов раскольниками, дабы не совращать их в раскол. По этой причине раскольникам не дозволялись крестные ходы, пение вне молельни, а также громкое пение внутри молельни, которое было бы слышно издалека. Пресекалось торжественное совершение крещения и брака, сопровождение тел умерших на кладбище в мантиях , клобуках и иных раскольнических одеяниях с пением, ношение раскольнического монашеского одеяния и другое.
  
   Надзор за раскольниками, в первую очередь, был обязан проводить местный священник и сообщать своему епархиальному архиерею. Приходские церковно служители знали о существовании в Жуковой ветхой часовни, но внимания ей не уделял, пока не получил сигнал, что в часовне был проведён ремонт, такие действия со стороны раскольников явились нарушением закона. Движимый чувством долга, священник церковного прихода Протасов счёл необходимым отреагировать должным образом. Он уведомил благочинного Невзорова, что по дошедшим до него сведениям в деревне Жуковой, в раскольнической часовне была недавно отремонтирована крыша. Благочинный, принимая во внимание, что в раскольнических молельнях всякого рода исправления делать воспрещено, приехал в деревню Жукову с целью осмотреть часовню. Для проверки пригласил человека из местных жителей, который отыскал крестьянина, имевшего ключ, архиерей забрал ключ, опечатал часовню, имея намерение сообщить соответствующим органам государственной власти. При возвращении осмотрел часовню, нашёл несколько горелых восковых свечей, аналой, богослужебные книги. Были замечены следы ремонта. 17 августа 1850 года началось судебное расследование. Прибывший на место происшествия пристав 4 стана описал часовню. Подробное описание раскольнических молельных сооружений считается редкостью, в данном случае пристав проявил старание, документ получился подробный.
   СВИДЕТЕЛЬСТВО.
   (стиль документа сохранён по возможности)
  Произведённое приставом 4-го стана.
  1. Сказанная часовня стоит в деревне Жуковой между домов крестьян Фёдора, Василья и внука его Андрея Жуковых, древлего устроения, из соснового толстого леса. К западу на правой стороне стены два больших окна, к левому переднему углу на восток небольшое окно со стеклянным окончиком и небольшими сенями. На входе в последние и по осмотру крыши приметно, что она в недавнем времени вся была перекрыта...
  2. Посреди часовни сделана вдоль с решеткой перегородка, правая половина для мужчин, а левая женская. По самой середине к первой стене на восток поставлен большой аналой в виде престола, убранный сверху ситцем тёмного цвета, а снизу тёмно-зелёного, облачение аналоя довершила шёлковая пелена. Здесь присутствовало изображение восьмиконечного креста, а сверху положен образ Воскресенья Господня. На обе стороны этого аналоя два таковых же в меньшем размере, на котором находятся две книги, на правом Псалтырь, а на левом Часослов, пред ними два большие подсвечника,
  3. Противу большого аналоя, посредине стены большой величины деревянный иконописный крест распятия Господня. По обеим сторонам два образа Божьей Матери, снизу их складный в четырёх частях медный образ двунадесяти праздников. Кроме вышеупомянутых икон по обе стороны устроены во всю переднюю стену полки в три ряда., на на которых поставлено довольное количество икон средних и небольших. Каких на счету оказалось всего: Пресвятой Богородицы -34, Спасителя- 9, Николая Чудотворца- 7, в том числе две в медном окладе, Михаила Архангела- 5, Ильи Пророка 2, Собор Михаила Архангела - 1, Всевидящее Око- 5, Четырёх Евангелистов- 1, Иоанна Богослова - 1, медных складней- 3, в них четыре образа с изображением двунадесяти праздников и 4 маленьких образа.
  4. В левой половине аналой убранный ситцем, внизу набивным холстом и по нём медный 8-конечный крест распятого Господа.
  На аналое такая же пелена как и на первом с правой стороны.
  5. Пред иконами в правой стороне находятся шесть лампад, из них пять медных и одна стеклянная, а которая в самой середине более обыкновенных пред всеми. Перед всеми иконами довольное количество полугорелых свеч жёлтого воска, по лавкам размещены подрушники и несколько лестовок.
  6. На окне в переднем углу медная кадильница с наложенными углями и жестяной ящичек с небольшим количеством ладана.
   Свидетельство удостоверили долгом службы и присяги.
   Пристав 4 стана (подпись)
   Уездный стряпчий (подпись)
   Депутат священника (подпись)
   Депутат волостного головы (подпись).
   Понятые, крестьяне деревни Жуковой: Филарет Быков, Иван
   Петров Сорокин, Иван Назаров, Григорий Харин, Патракей
   Жуков, Сергей Бурнашов, Иван Печерских, Трифон Ушаков,
   Данило Никифиров.
   По ходу дела были опрошены в качестве подозреваемых раскольники
   деревни Жуковой.
   1.Осип Григорьев Печерских, 75 лет. 2 Козьма Фёдоров Печерских, 53
   года. 3. Тит Максимов Печерских, 49 лет. 4. Фёдор Савельев Жуков, 51
   год. 5. Феоктист Фёдоров Жуков 34 года. 6. Калистрат Фёдоров Жуков 20
   лет. 7 Апросинья Фёдорова Жукова 28 лет. 8 Василий Трофимов Жуков
   70 лет. 9.Иван Осипов Печерских 36 лет, был под судом за порицание
   православной веры в 1847 году, выдержан полгода. Такое выражение
   означало, что был в заключении (Примечание автора).
   10 Игнатий Иванов Печерских под
   судом не был. 11. Зиновий Васильев Печерских 55 лет, под судом не был.
  12 Андрей Петров Печерских 56 лет, под судом не был.
  13. Мирон Петров Печерских. В 1846 году был под судом, выдержан 15 дней. 14 Лука Иванов Печерских 38 лет, был под судом за сводный брак, выдержан в 1846 году две недели 15. Селиверст Прокопьев Печерских, 55 лет, под судом был в 1847 году за сводный брак . Выдержан две недели.
  16. Нефед Анатольев Печерских 40 лет, под судом не был. 17 Афанасий Ефимов Печерских 30 лет, под судом не был. 18. Василий Анатольев Печерских 35 лет, под судом не был. 19 Иван Васильев Печерских 70 лет, под судом не был. 20 Софрон Нефёдов Печерских 27 лет, под судом не был. 21 Трофим Печерских 62 года, под судом не был. 22.Яков Трофимов Печерских, 40 лет, под судом не был. 23. Анкудин Ефимов Ковалёв, 58 лет, под судом не был. 24. Исак Савельев Пережогин 50 лет. 25. Василий Степанов Жуков 47 лет, под судом не был. 26.Абросим Прокопьев Ушаков 28 лет, под судом не был. 27 Аверьян Иванов Жуков 35 лет, под судом не был. 28. Савелий Прокопьев Печерских 56 лет, под судом не был. 29. Осип Андреев Быков 48 лет, под судом не был. 30 Федот Фёдоров Ковалёв 49 лет, под судом не был. 30. Лаврентий Иванов Печерский 55 лет, за сводный брак выдержан в тюрьме две недели. 31. Василий Иванов Орлов 66 лет. Под судом не был. 32.Иван Фёдоров Клещёв 40 лет. Под судом не был. В данном списке оставлена отметка о судимости, чтобы наглядно показать напряженные взаимоотношения раскольников с гражданской властью. (Примечание автора).
  
   Суд состоялся 26 февраля 1853 года. По делу об исправлении часовни решено заключить крестьянина Фёдора Жукова, как более виновного на полтора года в тюремный замок, а прочих: Алексея, Дмитрия,и Якова Печерских заключить тоже в в тюремный замок на один год. Выданные из казны уездному стряпчему прогонные деньги взыскать с них по равной части, самую же часовню суд решил подвергнуть уничтожению, а оказавшиеся там материалы, найденные в той часовне - свечи, продать с аукционного торга и деньги обратить в пользу Приказа Общественного Призрения , прочих же крестьян оставить в подозрении. Присужденные прогонные деньги с подсудимых взысканы и отосланы в казначейство, вырученные за продажу свеч деньги в сумме 45 копеек серебром отосланы в приказ Общественного Призрения. Своевременно обжаловать решение суда осуждённые не смогли. Алексей и Яков Печерские умерли в 1859 году. С опозданием бывшие осуждённые подали жалобу, они не опровергали сущность решения, лишь жаловались на неправильное распоряжение бывшего Челябинского земского исправника Несмелова об уничтожении часовни и продаже её за низшую цену стоимости. Решение суда по жалобе было отправлено с правом аппеляции первоначально в сентябре 1859 года Фёдору Жукову и Дмитрию Печерскому, но они отзыва в месячный срок не подали. По жалобе осуждённых было принят окончательный вердикт Челябинского Уездного Суда: (Стиль документа сохранён.) ''Решение ещё в 1859 году вошло в законную силу и приведено в некоторых частях в исполнение, потому право жаловаться на оное не могут. Уездный суд принял от них аппеляционный отказ и представил дело в Палату не основательно, а потому сделав оному суду замечание за неправильное принятие означенного отзыва возвратить его в тот суд для поступления по законам, причём объявил бы подсудимым Печерскому и прочим, что на неправильное исполнение по получению сего решения они могут жаловаться кому следует частным установленным для сего порядком. При сем взыскать с них за употреблённую по отзыву их в сей Палате вместо гербовой простую бумагу за десять листов по тридцать копеек за лист., всего три рубля серебром и отослать в уездное казначейство, о чём уведомить Казённую Палату''.
   Апреля 18 дня 1861 года.
   Заседатели (подписи)
  
   ПОСЛЕСЛОВИЕ
   (Материалы из музея города Куртамыщ)
  На этом закончилась судебная тяжба. У общины старообрядцев из деревни Жуковой жизнь продолжалась. В 1883 году правительство разрешило строить раскольникам часовни. Старообрядцы часовенные часто проводили моления на своих кладбищах. Почитание, поминовение предков, благопристойное отношение к могилам пробуждали чувства молящихся. Из семьи Печерских выходит наставник общины Анисим Игнатьев Печерских, который возглавлял общину до 1912 года. Затем его сменил сын Осип Анисимович. Часовен в Жуковой уже к тому времени было две. Одна на кладбище, другая на усадьбе самого наставника. На старообрядческом кладбище ''в Троицкую субботу на панихиду народу столько собиралось, что не только в часовне, но и вокруг неё народу было полно'' После Осипа Анисимовича в 1925 году наставниками в общине становятся женщины: Т.С. Ушакова до 1947 года, затем Орина Михайловна Жукова, Х.М. Сорокина и Зеновья Фоминична Печерских. Преемственность наставников в общине старообрядцев часовенного согласия деревни Жуково пресеклась в 1999 году. Совершать необходимые требы приглашают М.М. Кривощёкову из села Белоногово. (Ныне Жуковский сельсовет входит в состав Куртамышского района Курганской области).
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"