Королев Петр Михайлович : другие произведения.

Этическая Футурология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Петр КОРОЛЕВ

ICQ#126074234

PETEM@KM.RU

Smac_edu@permonline.ru

ЭТИЧЕСКАЯ ФУТУРОЛОГИЯ

  
   The destiny is a mystery to us, for we do not understand when the buffalo are all slaughtered, the wild horses are tamed, the secret corners of the forest heavy with a scent of many men, and the view of the ripe hills blotted by talking wires. Where is the ticket? Gone. Where is the eagle? Gone.
   The end of the living and the beginning of survival. 1854
   ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   1. Лучшие библиотеки по истории искусства наполнены рассуждениями по поводу темы природы искусства, ее постановки в контекст мысли, духа, наук о духе. Тема истории также известным образом являет собой версию прочтения темы природы искусства, сфокусированную на ядре становящегося понятия времени. Время подготавливает эту сложную тему, и эта временная презентация природы искусства имеет характер молекулярной связи двух полярных атомов, в которых заключена энергия вечного; первая нерасчлененность - это НАТУРА, природа, то ЧТО рождает и ЧТО рождается, вторая нерасчлененность (неделимость) - это ТЕХНЭ, искусство, то, ЧЕМ рождается, и то, КАК рождается.
   Исходным тезисом, утверждающим серию развертывания темы природа искусства, таким образом, является тезис о СТРУКТУРНОСТИ ВРЕМЕНИ. Намерение развернуть тему во времени сопровождается ожиданием того, что оно, это развертывание, будет гетерохронным, иначе говоря, допускающим возможность ряда времен в их одновременности, одномоментности. Этот атрибут (одновременность или одномоментность протекания процесса, его разного определения) является атрибутом СОБЫТИЯ. Природа искусства, таким образом, полагается нами в контекст смыслов и событий (см., например, образец дискурса подобного полагания у Жиля Делеза, 1995). Говоря о времени, мыслители, вводящие фигуры бытия и события, задают и предел своего дискурса в форме пространства.
   Структурность времени развертывания темы природы искусства, вкупе с тезисом о гетерохронности развертывания, может мыслиться нами как предпосылка к решению вопроса о различении РЕАЛЬНОСТИ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Но если такое различение между реальным бытием и действующим бытием вводить, то это различение может представляться и как СОБЫТИЕ, то есть как бытие, представленное двумя его атрибутами - природным и искусственным -, и как СМЫСЛ такого представления бытия и приписываемый ему в формах становящегося языка, и как ЭЛЕМЕНТ того ЦЕЛОГО, которому современный уровень развития техники и искусства дает название виртуальной реальности.
   2. Схема виртуальной реальности обосновывается планом операционального ее освоения и создания, она задается следующим обстоятельствами:
   (1) идеей ИСТОРИИ, которая воспроизводит ткань события в его каузальности (причинно-следственной обусловленности), (2) идеей ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, которая представляется системой действий, направленных на взаимодействие и оперирование структурой реальных связей, (3) идеей ОБЪЕКТА и связанной с этой идеей ПРАКТИКОЙ ОБЪЕКТИВАЦИИ, в соответствии с которой система мест (морфология) и связей (структура) задают системно-структурное представление объекта, (4) идеей УПОДОБЛЕНИЯ, в соответствии с которой полагается существование средств трансляции реальных сущностей в объективное содержание и наоборот, (5) идеей ЗНАНИЯ, к которой апеллирует сознание деятеля, рефлектирующего опыт оперирования с объективным содержанием реальности
   Операциональная система обоснования виртуальной реальности ориентирована на знание, точнее на ЭПИСТЕМУ, на знак; с другой стороны, она (например, каузально, то есть в ряду обстоятельство - условие - возбуждение - действие) намерена представлять в сознании устройство реального бытия.
   Понятие виртуальной реальности разрешает вопрос о соотношении ВНУТРЕННЕГО и ВНЕШНЕГО. Иначе говоря, оно задает некую целостность для рассмотрения вопросов взаимодействия процессов ИНТЕРИОРИЗАЦИИ и ЭКСТЕРИОРИЗАЦИИ. Понятие виртуальной реальности, в своем развитии, проходит те же стадии, что и современная философия, те же этапы, что и современная технология, а именно ТРАНСФОРМАЦИЮ от монизма и тоталитаризма одной доктрины (например, базирующейся на идее единственно верного учения) к плюрализму и разговору тех, кто придерживается различных необщих взглядов на устройство мира. Космологическая фигура СФЕРЫ с ЦЕНТРОМ мироздания и ПЕРИФЕРИЕЙ сменяется - и в этом значение КОСМОЛОГИЧЕКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 20 столетия - космологической фигурой плоскости с разрывами: сингулярностями и стремлением к когерентности, системного сочленения частей бытия.
   Виртуальная реальность, таким образом, - это особый знак мышления, сознающего свое бытие, и та основа, на которой формируется ОКРУЖЕНИЕ.
   РАЗГОВОР ПОКОЛЕНИЙ
   3. Если один их модусов времени заявляет свою монополию на собственность и ответственность, то он вступает в статус исключительного и порождает отчуждение от общего разговора и участия другие возможные модусы времени. На разнообразие и жизненность накладывается тень однообразия и мертвенности. Это заявление служит источником конфликта и кризиса. Поскольку именно время лежит в основе упорядочения речи, именно оно делает РЕЧЬ инструментом и тканью разговора. Разговор становится технологией мысли, порождающей и пространство и время. В разговоре и разговором создаются напряженности в этой ткани, фиксируются проблемные узлы и обнаруживаются условия их разрешения. ПОКОЛЕНИЕ - это некоторое целое, возникающее в результате самоопределения в пространстве и времени глобального разговора, эти пространство и время являются двумя мировыми составляющими, которые соединяются в нечто целое в процессе складывания поколения, в процессе обнаружения проблемных точек и путей их решения.
   Попытка количественной оценки поколения путем приписания ему возраста, нуждается в ином определении типа связи пространства и времени, чем тот, что возникает в процессе самоопределения поколения. Проблема возраста нуждается в должной постановке, то есть в определении основного конфликта и способов его решения.
   Если рассмотреть обстоятельства, при которых ставится вопрос о возрасте поколения, то обычно оперируют такими понятиями характеристик жизненного цикла, как рождение, становление, зрелость, старость и смерть. Эти характеристики могут присваиваться носителями поколения как их возрастная характеристика, возникают такие понятия, как молодое поколения и поколение старое. Каждый субъект жизненного процесса переживает возраст по-своему. Отвечая на вопрос о том, почему человек страшится старости, мы приходим к заключению, что он страшится своей вспомогательной роли, когда активность в определении перспектив и соответственно будущего переходит к более сильным и молодым силам следующих за ним поколений. Страшит утрата первенства, первичности, страшит возрастающая вероятность ухода, смерти. Это усугубляется осознанием того, что по мере того, как физические силы угасают сила духа становится более целостной . Зрелость личности, в плане духовного ее состояния, не принимается должным образом в расчет при планировании путей в будущее. Кажется, что становящиеся и находящиеся в процессе интенсивных поисков своего места в истории поколения совсем не так ставят акценты, не правильно понимают ситуацию глобального разговора, иначе говоря, не прислушиваются к вытесненным на периферию голосам старших поколений. Старшие поколения ищут пути сближения с молодыми, зачастую это удается, не секрет, что внуки легче сходятся с дедами, чем с отцами. Регрессия в психологической ткани старшего поколения, выражающаяся в такой блоковой политике, означает попытку представить время в форме цикла, в форме круга, в форме преемственности поколений и в форме воспроизводствa культуры. Великий белый человек из Вашингтона в 1854 году в своей австралийской речи Эта земля драгоценна говорил: Вы должны учить своих детей, что земля под их ногами является прахом ваших дедов. Так что они должны уважать землю, говорите своим детям, что земля богата жизнями вашей родни (You must teach your children that the ground beneath their feet is the ashes of your grandfathers. So that they will respect the land, tell your children that the earth is rich with the lives of your kin). Cпустя полтора века мы живем на земле, разделенном на три мира, и по крайней мере в первом мире развитых государств, где продолжительность жизни существенно возрастает, вопрос об общении поколений заостряется.
   4. Если два субъекта, имеющие разные возрастные характеристики, один (естественный) возраст Х, другой возраст Y (измененный за счет технологий омоложения), вступают в одну ситуацию взаимодействия и разговора, целью которой является самоопределение в настоящем и, - в соответствии с местом (властный модус и фокус здесь является определяющим), - предложение путей строительства будущего, то нередко эта ситуация является ситуацией конфликта. Этот конфликт может дальше развиваться в форме возрастной межпоколенческой игры, целью которой является овладение теми атрибутами возраста, которые соответствуют в большей мере рождению и становлению, развитию и обновлению, чем умиранию и старению, росту и консерватизму. Если рассмотреть возрастную игру с аксиологической точки зрения, то мы наблюдаем подмену ценности возраста фикцией молодости. Возрастная игра возникает, помимо прочих факторов, из-за трудностей возрастной идентификации. Разговор поколений возможен только при условии правильной возрастной идентификации, когда эти навыки самоопределения в психологическом времени возраста становятся конститутивной чертой личности, и когда человек имеет средства перехода от одного возраста к другому и жизни в определенном возрасте.
   ПРОГРАММА ЭТИЧЕСКОЙ ФУТУРОЛОГИИ
   Эти обстоятельства при определенном плане становятся условиями деятельности. В чем же может состоять план с точки зрения такого предмета как моральная футурология? Мы предлагаем следующую программу исследований сложного знания по теме Разговор поколений.
   1. Понятие разговора (conversation), связь этого понятия с понятием изменение, другими темами и ремами.
   1.1. Разговор как аспект процесса проблематизации и как основной слой проблематизирующего мышления, встроенного в контекст практической деятельности, в частности в проспективном целеполагании.
   1.2. Пространственность, топика, и время (пространственно-временное определение, идентификация)
   1.3. Коммуникация, в особенности мысль-коммуникация, и понятие разговора
   2. Понятие поколения (generation), связь с генетическими методологиями (Делез, Генисаретский, Щедровицкий), с эволюционными теориями (Дарвин, Бойтим)
   2.1. Анализ случаев
   2.1.1. Разговор порождает нечто
   2.1.2. Поколение превращает нечто
   2.1.3. Разговор превращает то, что было порождено поколением.
   2.2. Исследования и разработки по теме Предложение, речь, разговор, мысль, проблематизация
   3. Схема глобального разговора, как разговора двух поколений в их пространственно-временном само- и взаимоопределении, место нравственности в политической игре.
   3.1. Пространственно-временная идентификация поколения
   3.2. Мысль-коммуникация двух поколений
   3.3. Проблематизация
   3.4. Что в результате?
   4. Трудности пространственно-временной идентификации
   4.1. Предпочтения молодости и практика омоложения, возрастной симулякр.
   4.2. Искусство нравственной жизни в условиях здорового сотрудничества поколения, ценность каждого возраста.
   ОКРУЖЕНИЕ И ДИАЛОГ
   5. Виртуальная реальность имеет зонный характер. Смысл этого тезиса состоит в том, что в поисках логики смысла виртуальная реальность осмысливает себя как серия сингулярностей и их окружений. Назначение виртуальной реальности - таким образом артикулировать этот поток блуждающих сингулярностей, чтобы через ПАТТЕРНЫ, ряды и структуры их стали возможны предложения и язык, на котором возможно высказывание суждения о событиях реального бытия в сознании бытийствующего.
   Зонная интерпретация виртуальной реальности может быть дана и в отношении, в которое вступают операционные системы персонального компьютера/сети и пользователя их программных приложений. Характер этого отношения складывается как особого рода СИМПАТИЯ, имеющая, кстати, внутри себя и зародыши антипатичного характера. Эта симпатия-антипатия зоны в отношении пользователя и компьютера/сети проявляется в подгонке двух систем к некоему структурному элементу - паттерну зоны виртуальной реальности.
   Виртуальная реальность в этой зоне проявляет себя: (1) как РАЗРЫВ двух каузальных линий, двух практик обоснования смысла, как конфликт между НОРМОЙ, зафиксированной в языке и словаре автоматизированного фрагмента этой реальности, с одной стороны, и ЦЕЛЬЮ приложить эту норму к разрешению еще не до конца артикулированной задачи; (2) как КОНФЛИКТ двух акторов: первый есть особого рода ПРИРОДА - компьютер/сеть и его/ее операционная среда (включающая программное обеспечение и меню предложения - язык); второй есть особого рода ИСКУССТВО, представленное ненормированным порусом желаний использовать материал предстоящей природы для своих целей и задач; (3) как ДИАЛОГ компьютера (природы) и пользователя (деятеля искусства). Употребляя термин диалог, мы имеем в виду - глобальный разговор в различных формах его осуществления, носящий ГЕТЕРАРХИРОВАННЫЙ характер, назначением которого является определение зоны - как окружения -, доставляющего удовольствие и гармонию, либо разрешение перехода к другой сингулярности и осуществлению еще одной попытки выстраивания энвайронментального пространства.
   НОВЫЙ СМЫСЛ НАУКИ
   6. Принципиально значимым моментом космологической революции 20 столетия становится решение темы обоснования НАУКИ. Попытка французских энциклопедистов сменить базисный принцип науки - признак СУЩЕСТВЕННОСТИ - на признак ПОЛНОТЫ, кажется, получила ту виртуальную реальность (VR), и ее зонную структуру, в которой она может быть осуществлена успешно.
   Сетевая ориентация зон VR означает такой способ их организации, который наделяет весь организм форм (Павел Флоренский, 1988) такой сети библиотекой/музеем паттернов смысла глобальной реальности, окруженной - как атмосферой с разнообразными метрологическими условиями - виртуальной реальностью.
   Сеть предупреждает пользователя - деятеля искусства - от разрушительного контакта с природной реальностью, задавая ему каждый раз возможность реализовать свободу выбора в экстремальных ситуациях со-бытия в виртуальной реальности. Диалог в сети осуществляется теми структурами, и в тех структурах, которые порождаются, с одной стороны, объединенной в интернете компьютерной природой, а с другой стороны, объединенным в глобальном разговоре искусством человечества. Человечество сбрасывает с себя в виртуальную реальность нормированные практики оперирования с объектами в виде программного обеспечения для компьютеров/сетей, тем самым, освобождая свое рабочее пространство от влияния виртуальной реальности. Это освобождение сопровождается поиском иных сочленений и направлено вглубь к познанию ПРИРОДЫ ПРИРОДНОГО, что собственно равнозначно ИСКУССТВУ ИСКУССТВЕННОГО (Лен, 1995). Искусство пользователя есть искусство общения с природой, которая проступает в форме многозначной данности, общение носит характер дискурса - отдавая предпочтение тому или иному аспекту или параметру разговора - пользователь реализует свою потребность через использование богатства предлежащего перед ним материала. Диалог становится целью и результатом общения пользователя и компьютера/сети. Диалог как результат общения становится единицей ПРАКТИКИ, отдельным опытом бытия в виртуальной реальности. Заметим, что и некомпьютерная ситуация действия требует пространства действия, которое описывается термином здесь-и-теперь, и что ситуация действия становится схемой осуществленного опыта всякий раз, когда действие осуществляется (впрочем и когда оно не осуществляется).
   7. Следовательно, можно утверждать, что виртуальная реальность является более полным и целостным определением мироустройства, чем понятие реальности. Это утверждение стоит в одном ряду с тезисами о том, что ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ в 20 веке становится собственно философией (Лосев), или что идея ДЕЯТЕЛЬНОСТИ обобщает идею ТРУДА, а идея МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ преодолевает чрезмерное переупрощение мировосприятия, задаваемого категорией ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Щедровицкий). Каждый из нас является творцом своего окружения; деятеля искусства называют художником, или - на технический манер - инженером. Мы становимся художниками (или инженерами) своего собственного окружения.
   Неорганическая природа, поставленная технологическими условиями на уровень решения вопросов организации своего окружения, становится вровень с органической природой. Пользователь сети Интернет является пользователем природных ресурсов, его деятельность должна быть экологически чистой и этически целесообразной. Объединение резервов человеческого целеполагания с ресурсами компьютерной глобальной сети позволит создать такое глобальное окружение, ВИРТУАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, в котором (ой) будут создаваться новые инструменты и институты, новые ценности и новые горизонты, - они заменят собой то, что сейчас ценится незаслуженно высоко: деньги, оружие, наркотики, силу.
   СИНЕРГИЯ двух встречных потоков - ОЕСТЕСТВЛЕНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ (технической) среды и ОИСКУССТВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО (дикой природы) - будет задавать ресурс и источник благополучия многомерного мира.
   ЛИТЕРАТУРА
   Делез Жиль. Логика смысла. - М.: Академия, 1995
   Слава Лен, 1995, Идеал картины: устойчивость, равновесие, гармония, Сегодня, 10 июня 1995, Москва, 1995
   Лосев А Ф, Философия имени,. М.: МГУ, 1989
   Флоренский П А, Имена, Вопросы социологии, М., 1988
   Щедровицкий Г П, Избранные труды., М., 1995
   Joseph F. Coates, John B. Mahaffie & Andy Hines. 2025. Scenarios of US and Global Society Reshaped by Science and Technology. Coates&Jarratt, Inc.: Oakhill Press, 1997
   1
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"