Королев Петр Михайлович : другие произведения.

Человек И Его Измерения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Психика проявляет себя в порыве, вовне он проступает как живое существо, вовнутрь как душа. Но выше этого дух, частями которого являются разум, узрение сущности, такие волевые акты личности, как доброта, раскаяние, любовь и благоговение (П.Гуревич о М.Шелере в статье "Человек Многоликий", антология "Это Человек" М.: Высшая школа, 1995)


Измерения человеческого
и
перспективы
философского поиска

Королев П.М.,
Образовательный центр С. М. Аристовой, Кудымкар
smac_edu@permonline.ru Tel/fax (34260) 42577

   Ворчание философа не есть его нежелание что-то помыслить.
   Россия в ее нынешнем состоянии, какова она и каково состояние? Что есть Россия в мире, ищущем новую архитектуру? Состояние поиска ДИАЛОГА, не является ли оно определяющим состояние, в котором пребывает Россия? Понятие современный применительно к России каким-то образом растворяется в ее преобладающих красках, коими пишутся вечные образы. Вопрос какая философия нужна современной России - не русский вопрос. Не нужна России философия, если Россию трактовать по-русски. Другое дело, если мы обсуждаем то состояние национального самосознания, которое навязано России процессами трансформации по Западному типу. Запад не может осознать себя без философии, без философии нет Запада. Я бы сказал, что Запад и есть философия, а философия - это Запад. Простой школьный ответ на школьный вопрос (который Г.-Г.Гадамер вопросом не считал), это современной России нужна западная философия. Могут дальше спросить, какая разновидность западной? Французская (делезгваттари), немецкая (разделенная на школы), американская, азиатская (ЮВА),- но, опять же на том основании, на котором я начал строить рассуждение, это все вопросы, не имеющие отношение к России. Они могут забавлять преподавателей кафедры философии российских вузов, стремящихся к тому, чтобы участвовать в процессе мировой образовательной интеграции (безусловно, с элементами диверсификации и разнообразия). Мысленно я переформулирую вопрос конференции следующим образом. Каковы методологические основания или контуры учебника по истории философии на российский манер (предположим, изложение Г.Скирбекка кого-то не устраивает)? И вот вам для обсуждения вариант из пяти разделов (см. проблематику конференции). Если в этом замысел, то на каком основании возросла тема Какая философия нужна современной России?? Может быть, если тему перевести в личностный план, вопрос поставить подобно тому, как его ставили нижегородские провизоры что мы, нижегородские провизоры, можем сделать для блага России??
   1. Семь измерений человека в современном философском знании.
   Какая философия нужна современной России? Современной России нужна философия, позволяющая нам осмыслить себя, наш духовный мир, наше окружение, наши возможности, условия и ограничения нашей активности, нашей миссии.
   Философия в России стала возможной с момента принятия христианства. Примерно в это время перед киевскими князьями, руководителями тогдашней России, стоял выбор, какую философскую систему принять, византийскую (восточную), иудейскую (эпистемологическую) или, думается мне, западную (рационалистическую). Выбрали первую. После падения Византии унаследовали ее ценности и взгляды. В истории России не раз вставал вопрос о переориентации философии с восточной системы на западную. Императоры Петр и Павел приложили максимум усилий в этом направлении. И, кажется, им это удалось. Во всяком случае, дискурс 19 столетия между западниками и славянофилами тому свидетельство. Российская революция и советское строительство были бы не возможны без господства западных систем мысли.
   Культурная ситуация сегодня определяется следующими условиями:

(1) либерализацией образов жизни,
(2) усилением роли личности и значимости субъектов деятельности и мышления,
(3) возобновлением процесса построения капиталистического хозяйства,
(4) реалистической оценкой своих возможностей развития,
(5) расширением горизонтов знания и доступностью информации,
(6) вторжением идеологических орудий в сферу приватного и изменением территорий осуществления целей господства и завоевания,
(7) активным картографированием планеты. Понятия истории и географии стали моментами некоего целого, мира, находящегося в переходном состоянии, меняющегося мира.
   Человек, это предмет философского размышления, обретает в этих условиях новые проекции. В них определяется место человека в многомерном пространстве его бытия.
   Семь из них (проекций и измерений) таковы:

(1) законы воспроизводства, развития и функционирования того целого, что определяет сущность человеческого,
(2) природа и характер взаимодействия двух и более индивидов,
(3) проявления человеческого в процедурах координации и субординации типов мышления и деятельности, в их отношениях участия в формах общественной организации (в институтах), вкладов разных миропониманий человеческого в культуры (культурные нормы),
(4) индивидуальное поведение человека,
(5) человеческое в кооперативных структурах и сообществах (классах),
(6) личность человека,
(7) сознательное и психическое в человеке [1, 3].
   Или в другой интерпретации, -
(1) самосознание метаморфозы (форма, вещество) и понимание ипостасей троичной природы человеческого образа и подобия (освятитель, искупитель, создатель),
(2) бытие человеческого как его психология, биология и физика,
(3) человеческое в символическом (невеста, тело, здание), человеческое в атрибутивном (универсальность, единство, святость), человеческое в процессах (увеличение, рост, совершенствование),
(4) человеческое в рамках непоколебимого (нравственная чистота, бессмертие, прочность),
(5) человеческое в иерархических категориях (путь, истина, жизнь) и нормах (авторитет, предание, откровение),
(6) человеческое в лицах (миряне, клирики и харизматики),
(7) человеческое и Христос (основание здания, голова тела, царь дщери), и человеческое и функции (творение, сотрудничество, суд) [2].
   2. Пусть зазор между Эмпиреей и Эмпирией останется, он является продуктивным началом инженерного творчества.
   Философы имеют свою философскую практику, но ее территория сфера мысли, шире - сфера софийного. Есть ли в этом мире софийного градации на классическое неклассическое? Если такие градации признавать, то это уже не мир чистой софийности, а мир сконструированной мудрости (мудрования), и здесь актуальными становится цензура того знания, которое является претендентом на мудрость, на истину. Мы обращаемся к категории суда, и вынуждены признать иоаннов критерий истины единственным. Или же отодвигать процедуру онтологического суда, апеллируя к суду истории. Философская мыслительная практика может проверяться также экзистенциальным критерием, но кто в состоянии - подобно Кьеркегору - бросить вызов церковному и Богу, пройти весь путь до конца - чтобы нечаянный свидетель зафиксировал момент твоего просветления на смертном одре?
   Другое дело, когда к философу обращаются за помощью гуманитарные инженеры. Как осмыслить истинный смысл такого обращения, как удержаться от высказывания, превосходящего понимание и этот, сделанный сейчас, запрос? Какое слово сказать (из множества), чтобы приблизить и приблизиться к истине? Философская герменевтика одна сторона, другой является майевтика как одна из ядерных структур пайдейи. Как не превысить уровень экспертной оценки? В этом вопрос для современного философа, участвующего в гуманитарных проектах и оценках. То ли хранить зазор между эмпиреей и эмпирией, чтобы в этом зазоре проблескивали световые вспышки озарения и ага-понимания, то ли этот зазор снимать в ходе философской беседы. Прежние философы делали первый выбор, и я с ними соглашусь.
   3. В динамическом отношении рефлексивной игры пролегает русло качественного образования.
   0x08 graphic
Поколение сменяет поколение, приходящее частично наследует опыт предыдущего, частично создает свой. Образование предоставляет комплекс условий для такого процесса. Будущие конфликты формируются сейчас в сфере образования. Важнейшим классом конфликтов является класс конфликтов относительно интересов разных поколений, при этом - следуя Марку Блоку - необходимо точно представлять, что такое поколение. А, следуя Георгию Щедровицкому, - иметь понятие конфликта. При составлении списка характеристик поколения следует помнить о мере и степени ответственности, которую берет на себя член того или иного поколения.
   Простейшая шкала включает три диапазона: от полной безответственности к формальной ответственности, от формальной к реальной ответственности, от реальной к абсолютной ответственности. Последний диапазон характерен для государственных мужей в старом платоновском или конфуцианском понимании. Средний диапазон есть динамический диапазон изменения степени ответственности и присущ членам образовательного сообщества (ученикам и учителям). Первый диапазон должен занимать людей из сферы здравоохранения, которое - в этом смысле - с необходимостью должно носить черты пенитенциарной системы. Учитель по своему характеру должен обладать качествами и государственного мужа - находясь в одиночестве или в рефлексии, - и - вместе с тем - быть близко к тому состоянию ответственности ученика, которого направляет.
   Ситуация учения-обучения находится в динамическом отношении типа рефлексивной игры.
   На рисунке 1 схематически выделены зоны для самоидентификации учителя Y и ученика X, их взаимоопределния Y(X) X(Y), зоны описания автономных зон идентификации (У), (X) и зоны взаимодействия (рефлексивной игры). Совокупность процедур идентификации становится возможной, если функционирует интерфейс данных (D-интерфейс), с помощью которого происходит объективация субъективных планов реальности в форме полагания объективной действительности. Процедуры построения описаний поведения - как индивидуального, так и кооперативного - требуют отлаженного информационного интерфейса (I-интерфейса), который - в свою очередь - требует наличия информационной культуры.
   Поскольку в ситуации учения-обучения информационная культура находится в процессе ее формирования, то построение описания учеником самого себя является принципиально неразрешимой задачей, у него нет i-интерфейса. Построение его возможно по двум каналам: участием в рефлексивной игре, направленной на построение описания взаимодействия двух ее принципиальных участников и, через рефлексию, попыткой построить свой собственный i-интерфейс (подобный тому, который выстраивается совместными усилиями). Второй канал - через интерполяцию информационной зоны на основе фиксаций поведения в плане объективной реальности и интуитивного знания (предзнания) в плане методологической работы по формированию ответственной позиции. В этом случае наряду с i-интерфейсом выстраиваются контуры k-интерфейса (знаниевого), и - как боковой эффект (в косвенном целеполагании) - выстраивается ответственная позиция R(X).
   Поколение, таким образом, мы связываем с определенным уровнем ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Ответственность базируется на ЗНАНИИ, освоенном в ходе практической деятельности; о степени освоенности знания, о мере ответственности мы можем судить по определенному тесту на ответственность. Условия такого тестирования представляет организационно-деятельностная игра (ОДИ - как средство и метод развития коллектива, как индивидуальной, так и коллективной мыследеятельности - мышления, включенного в контекст практической деятельности). ОДИ является мегамашиной, перерабатывающей различные фрагменты текущей ситуации - оргструктуры, позиции, представления, конфликты, предложения и т.п. - в программы и другие формы знания и представления будущего. В процессе игры происходит стратификация участников, выявляются наиболее ответственные и наименее ответственные. Первые образуют группу прорыва, собственно десант в будущее, вторые формируют представление о сопротивлении материала и о той части ситуации, которую следует оставить в прошлом, преодолеть.
   Прогрессивное меньшинство, устремленное в будущее, и регрессивное большинство, конституирующее настоящий status quo, эти две группы находятся в коммунально-политическом отношении друг к другу в ходе игры, блокирующей сопротивление консерваторов. Но на фазе ВЫХОДА из игры, когда вступает в действие простая мажоритарная система подавления мысли под прикрытием демократии, - авторы и разработчики будущего, владеющие знанием о нем и тех проблемах, которые необходимо преодолеть на пути к нему, обладающие инструментальными средствами разрешения конфликтов, подвергаются значительному давлению со стороны преследующих реванш участников игры из группы большинства. Расширение знания на одном полюсе влечет увеличение невежества на другом полюсе.
   В соответствии с историей этого события - появления ОДИ как культурного фактора и феномена - можно говорить и о тех детерминантах, которые были характерны для общественного сознания периода 80-90 годов двадцатого столетия в России. Он может быть разбит на три фазы:
   (1) Применение ОДИ для формирования эффективных организаций (на первом этапе);
(2) Расширение функций ОДИ для формирования системы знаний, обеспечивающих процессы социальных изменений (на втором);
(3) Распад базовой формы ОДИ на разные формы консультирования и бизнеса.
   Утрата значимых позиций России в мировом сообществе сопровождалась снижением ответственности, утратой школы, переходом от общества развитого социализма к обществу с переходной экономикой, причем переход осуществляется в обратном мировому ходу направлении, от информационного к индустриальному обществу. Высокотехнологичные коммуникационные и организационные технологии сохранились в индивидуальных фрагментах (капсулах) и находятся сегодня в состоянии комы.
   4. Много культур, один мир: глобализация и локальное развитие.
   Долгое путешествие по тысячелетию начинается с одного малого шага: видения непосредственного действия, так говорил Лао Цзы.
"Видение непосредственного действия" - это наличие схемы (в смысле ММК) и цели. Малый шаг - это исходное состояние плюс переход плюс конечное состояние. Исходное состояние описывается знанием, полученным в результате исследования и анализа ситуации, например методом анализа слоев (Инаятулла). Конечное состояние - непосредственное будущее описывается в форме знания о будущем, построяемом как ходом естественно-исторического превращения, так и ходом социально-технического преобразования.
Переход описывается инженерно-технологическим знанием описания процесса перехода. Такое инженерно-техническое знание строится из таких элементов, как выдвижение гипотез (Н1 и Н0), проверка гипотез за счет зачерпывания материала переходного состояния и анализа его динамического состояния, преобразование гипотезы Н1 в средства управленческого воздействия, осуществление воздействия на процесс преобразования, анализ сопротивления материала на фокусе естественного превращения и т.д. Схема акта действия применяется к процессу изменения состояния на шаге его преобразования-превращения несколько раз; по характеру это - корректирующее и направляющее воздействие.
Безусловно, точность этого воздействия определяется видением изменения. Это видение осуществляется в зонах, подготавливающих управленческое воздействие на процесс изменения. Эту зону мы разбили бы на следующие блоки - блок интуитивных технологий, в котором происходит интериоризация-экстериоризация знаний, формирование некой библиотеки образов-шаблонов, которые затем могут быть запрошены из других блоков. Второй блок - это блок конструирования и сборки, на котором осуществляется подгонка образов будущего состояния к цепочке образов шаблонов, посредством которой образ исходного состояния меняется квантовым и исчисляемым образом. Третий блок - склады-библиотеки продуктов деятельности агентов кооперативной структуры: это библиотеки целей, задач, программ, методологий и т.п.
   Библиография
   1. Аристова С. М. , Королев П.М., 2000, Знаниево-информационное преобразование:рефлективные игры в человеческом языке, в кн: Брушлинский А.В., Лепский В.Е., ред., Рефлексивное управление. Тезисы международного симпозиума 17-19 октября 2000 г., Москва, Ин-т психологии РАН, 2000
   2. Флоренский П.А. Понятие Церкви в священном писании. В кн. Флоренский П.А., Сочинения в 4 тт. Том 1, сс 323-489.
   3. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (Методологический анализ), в кн.: Педагогика и логика, М:Касталь, 1993, сс.16-200
   Вторая Сибирская Философская Школа г. Новосибирск 26-28 октября 2001 г.
   2
   0x01 graphic

Рисунок 1


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"