Королев Петр Михайлович: другие произведения.

Джагати (размышление по поводу Методологического Концепта)

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Джагати – согласно словарю: 1) мир, вселенная; 2) стихотворный размер. Многое видимое вовне имеет свой образ внутри: смотрящий видит сообразно этому образу. Он переносит этот образ на материал мира и собирает разбросанный тут и там материал в форму образа. Умное видение – это тот опыт, когда вся эта работа происходит просто,естественно. Иногда про опыты такогорода хочется сложить некое представление, так рождается повествование о способности.Здесь мы пытаемся выстроить рассказ о том, что определяло строительство, точнее настройку, внутреннего космоса, а именно об опыте внутренней работы над своим органом зрения.Иногда удобно пользоваться картинками, наглядно иллюстрирующими рассказ. Их иногда называют схемами. Отцы чертят канон, иконописцы его осуществляют.

  ДЖАГАТИ
  Петр Королев
  
  
  «Долженствующее быть» (деонтика) - неповторимо. Оно только исполнимо. Д.Б.Зильберман (17-ЗГ-9)Генисаретский О.И., Зильберман Д.Б. О возможности философии, М:Путь, 2001, с.119
  
  Джагати - согласно словарю: 1) мир, вселенная; 2) стихотворный размер.
  
  Многое видимое вовне имеет свой образ внутри: смотрящий видит сообразно этому образу. Он переносит этот образ на материал мира и собирает разбросанный тут и там материал в форму образа. Умное видение - это тот опыт, когда вся эта работа происходит просто,естественно. Иногда про опыты такогорода хочется сложить некое представление, так рождается повествование о способности.
  Здесь мы пытаемся выстроить рассказ о том, что определяло строительство, точнее настройку, внутреннего космоса, а именно об опыте внутренней работы над своим органом зрения.
  Иногда удобно пользоваться картинками, наглядно иллюстрирующими рассказ. Их иногда называют схемами. Отцы чертят канон, иконописцы его осуществляют.
  
  СХЕМЫ
  В поле моего внимания находились разные схемы, некоторые господствовали в сознании и доминировали долгое время. Потом приходили другие, иногда схемы сосуществовали, взаимно обогащая друг друга. Рассмотрим некоторые из них.
  Моя нумерическая схема. Она возникла в период моего увлечения астрологией. Она появилась скорее всего в 1990 году и представляла собой 3x4-прямоугольник. Это напоминало золотую платину, которую поверх одежд носил ветхозаветный священник. Я пользовался ею для целей ономатологии, для целей построения музыкальной ткани символического мира и т.д. Я писал музыкальные темы и играл их. Одна из таких тем была посвящена Велимиру Хлебникову, его сущностям, которые жили в «Ка». По этой схеме я учился воспринимать и речевую ткань мира, помещая звуки (или буквы) по модусам (числам) этой схемы. Среди разнообразных первых вариантов я остановился на том, что помещал в ряд вначале согласные звуки русского алфавита, а потом, начиная с 1, гласные. Позже я обнаружил, что с помощью этой схемы извлекается большое число смыслов символа православной веры, кстати, двенадцатичестного. И даже иисусова молитва наполняется особой энергией, если она творится поверх нее. Каждый из двенадцати модусов в результате многолетней работы превратился в целую библиотеку разнообразного содержания. Да и сейчас, нет-нет, я пользуюсь ею, чтобы найти некоторые ориентации в движении по новым территориям духа.
  Схемы СМД-методологии. Опыт совместной деятельности в рамках ОДИ и подготовки к ним (1984-1991, связанный с Г.П.Щедровицким, мастером организации коллективов разработчиков сложных проблем, оставил некоторое количество схем, среди которых схема системы мыследеятельности (схема СМД) имеет первостепенное значение. Большое значение имеет схема шага развития, схема акта деятельности, схема системно-структурной методологии (схема ССМ) и схема организации простейшего научного предмета, равно как категории системы (первое понятие и частично второе понятие). Мне нравятся и работы 60-70 годов, в одной из которых (написанной в 1968) он изложил программу педагогических исследований "Педагогика и логика".
  Схема (энеаграмма) Г.Гурджиева. Она появилась в 2002 году, и особым светом проявилась в практике понимания философии U.G.Krishnamurti, человека, который обладает очень острым духовным зрением. Он шокирует многих ученых своими высказываниями. B.K.Passi просил меня помочь разобраться с его философией. Благодаря ему я и открыл вселенную UG. В 2002 году я пытался даже сделать проект "ГП и UG" с целью сопоставить линии мышления этих двух великих умов. Схема Гурджиева сопровождала мою мыслительную работу при подготовке к конференции по когнитивному анализу в Институте психологии. Понятие рефлексивной когниции возникло на пересечении этой схемы со схемами СМД-методологии. Поскольку в энеаграмме Гурджиева используются девять чисел, три из которых являются константами, то пришлось вновь вернуться к нумерической схеме с целью такого ее представления, в котором 9 равнялось бы 12.
  Схема П.Флоренского, вытекающая из его анализа понятия Церкви в священном писании. Мои исследования Флоренского начались в начале 80-х. Его миросозерцание полно света и радости, оно в этом совпадает с моим. В 1985, работа в лаборатории активных форм обучения, я начал исследование способа философствования отца Павла. Потом на кафедре философии я защищал эту тему как тему кандидатской диссерации. Многочисленные схемы появлялись в результате рефлексивного анализа его текстов.
  [Это работы, опубликованные при жизни автора. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в 12 письмах. Это работы из его проекта «У водоразделов мысли» (опыт конткретной метафизики). Большое впечатление оказали на меня «Пристань и бульвар», лекции о философии Платона и идеализме, его редакционные статьи в Богословском вестнике, его капитальные труды «Карболит» и «Диэлектрики» и мн-мн. др.]
  Схема Зильбермана-Генисаретского. Так условно я называю то, что поддается схематизации в яркой переписке между ними, опубликованной в книге «О возможности философии», в частности, взаимодействие между тремя «вещами»: ценностями, нормами и идеями.
  Схематизмы Ж.Делеза. В 1996 я приобрел книгу Ж. Делеза «Логика смысла». В том же, а также в 1997 году мной были проработаны все главы этой книги и построены схематизмы, которые, как мне представляется сейчас, составляют факультативный интерес и еще не вышли на план действительного анализа. Посмотрел на картину мира, которая висит у меня в лаборатории на стене прямо передо мной - чуть справа - в центре ее как раз эти схематизмы.
  Схемы В.Лефевра. Они вытекают из анализа текста его «Космического субъекта» (1996). Золотое сечение, музыкальные интервалы - важнейшие, среди прочих, построения.
  Схемы-модели рефлексивного управления (РУ). Они появились в 1999 году, в результате анализа программы Г.П.Щедровицкого педагогических исследований и разработок, опубликованной в 1968 году в книге «Педагогика и логика». Были выявлены рекурсии между проектами этой программы, которые нашли отражение в наших сообщениях на конференции по рефлексивному управлению (РУ). В данной работе они не актуализированы.
  Схема Н.Хомского. В 1999 году при подготовке доклада на конференции по состоянию и перспективам развития коми-пермяцкого языка, нам приходилось осуществить ряд проектных разработок в области языкознания. Ряд идей Хомского получили свое схематическое воплощение.
  
  ПЕРВЫЕ СООТВЕТСТВИЯ.
  (1) Гурджиевские «константы» 9, 3 и 6, как нам представлялось, могут быть сопоставлены, соответственно, идее (смыслу), ценности и норме, мы предполагаем их тождественность (в определнном смысле): 3=V, 6=N, 9=I. Первая сложность возникает с трактовкой гурджиевской траектории ...1-4-2-8-5-7... (кинематической составляющей его энеаграммы) в трехмерном пространстве, задаваемой константами 3-6-9. Заметим, что 142857 это период дроби 1/7.
  (2) Второе соответствие, на которое мы решились, это соответствие слоев системы МД (и соответственно интеллектуальных функций, или функциональных мест) кинематической составляющей Г.Гурджиева, а именно: М*=(1-8), М-К = (2-7), м-Д = (4-5). В результате мы «динамизировали» константы за счет поляризации их 9->8+1, 6-> 4+2, 3-> 5+7, или, иными словами, поставили в соответствие каждой константе их дуплеты:
  I=(i-, i+) (1.1)
  V=(v-,v+) (1.2)
  N=(n-,n+) (1.3)
  где i-=8, i+=1, v-=2, v+=4, n-=5, n+=7 (1.4)
  Соответственно этому гурджиевскую траекторию ...1-4-2-8-5-7... можно записать так: ...i+v+v-i-n-n+..., и трактовать переходы V->I, I->N, N->V; V->N, N->I, I->V, сополагая получающиеся смыслы с теми, что имел в виду Д.Б.Зильберман.
  (3) Программу 1968 года (Г.П.Щедровицкий, Педагогика и логика) мы сопоставили со схемой Хомского. В результате получили возможность смыслового анализа этой программы на уровне интерференции смысловых полей, которые сопровождают глаголы «чисел»:
  1-be (b), 2-do (d), 3-act (a), 4-order (o), 5-get (g), 6-set (s), 7-have (h), 8-unite (u), 9-organize (z) (2.1)
  В дальнейшем числа 1-3 были представлены своими дуплетами
  1=(be, personalize)=(b,p) (2.2.1)
  2=(do, understand)=(d,n) (2.2.2)
  3=(act, feel)=(a,f) (2.2.3)
  (4) Четвертое соответствие. Учитывая соответствия 2 и 3, мы можем - и это неожиданно для нас - записать такое соответствие:
  M* = (1-8) = (b,p - u) (3.1)
  М-К = (2-7) = (d,n - h) (3.2)
  М-Д = (4-5) = (o - g) (3.3)
  Слой чистого мышления определяется двумя элементами: бытием (существованием) и объединением (аналитико-синтетическая деятельность); личностный элемент является факультативным, производным от первичного бытия. Слой мысль-коммуникации определяется также двумя элементами: делания и приобретения (поведения); понимание производно от делания (do). Слой мысле-действования определяется элементами порядка (упорядочивания) и получения (позиционирования). Неожиданность, таким образом, исчезла, поскольку такая интерпретация вполне согласуется с основными тезисами СМД-философии.
  (5)Разовьем идеи пункта (2). Мы можем написать цепочки равенств:
  V->I = v- -> i- = 2 -> 8 = (d,n) -> u <-> d - (a,f)-> z (4.1)
  I->N = i- -> n- = 8 -> 5 = u -> g <-> g = z -> s (4.2)
  N -> I = n+ -> i+ = 7 -> 1 = h -> (b,p) <-> s -> z (4.3)
  I -> V = i+ -> v+ = 1 -> 4 = (b,p) -> o <-> z -> (a,f) (4.4)
  Заметим, что N -> V и V -> N не имеют интерпретации в форме их дуплетных представлений. Это значит, что прямых переходов от номы к ценности и обратно нет. Цепочки (4.1), (4.2) и (4.3), (4.4) образуют пары, первая имеет отрицательную валентность (полярность) и общий коннектор (обменную «виртуальную частицу») u (8); вторая - обладает положительной валентностью и обменную частицу (b,p) (1). Отметим также, что в качестве механизмов перехода выступают элементы d, g, h, o, соответственно.
  Все это можно свести в таблицу.
   []
  ТАБЛИЦА 1.
  Или в форме рисунка
   []
  На рисунке видно, что в сфере нормотехнической работы осуществляется преобразование отрицательной «энергии», поступаемой по переходу от идеи к норме за счет механизма get, в положительную энергию перемещающейся по переходу N -> I за счет механизма have. Норма является, таким образом, модальным преобразователем мыслительной энергии с критической на конструктивную. В сфере аксиологической работы осуществляется обратное преобразование: положителная энергия, идущая по переходу (с механизмом order) от «Идеи», меняет свою валентность, и направляется в переход V -> I с механизмом do «к Идее».
  
  К АНАЛИЗУ КИТАЙСКИХ КВАДРАТОВ.
  Должен быть анализ «китайских квадратов» типа
   []
  Рис. 1. Китайский квадрат
  Сумма чисел по строкам, столбцам и диагоналям этого квадрата, как известно, равна 15 (или нумерически - 6). Поэтому если повернуть этот квадрат на 135 градусов, так, чтобы 6 была вверху, то получим фигуру следующего вида:
   []
  Рис. 2. 6-квадрат (повернутый на 135 градусов китайский квадрат)
  Заметим, что отрезки 2-7, 4-5, 8-1, в сумме дающие 9, ориентированы на константу 6 (сумму квадрата).
  Другой квадрат, который мы анализировали прежде (см. Приложение), имел вид
   []
  Рис. 3. Китайский квадрат К.
  Сумма чисел по строкам, столбцам и диагоналям этого квадрата равна нумерической 9. Если так же повернуть квадрат на 135 градусов, чтобы 9 была вверху, получим фигуру следующего вида
   []
  Рис. 4. 9-квадрат (повернутый на 135 градусов китайский квадрат К.)
  Заметим, что отрезки 3-4-2, 3-5-1, 4-5, 3-6 дают в сумме 9. При этом 2-7, 1-8 и 3-6 ориентированы на 9. Отрезок 4-5 подлежит (то есть «перпендикулярен») 9, как и сложные отрезки 3-4-2 и 3-5-1. Заметим также, что отрезок 2-7 сохранил свое место, а отрезок 1-8 антиколлинеарен 1-8 предыдущего квадрата (6-квадрата). Дугами 2-4, 5-1 и 7-8 отражается факт равенства их сумм (равных 6).
  Наконец, третий квадрат, К2, или 3-квадрат, может быть построен следующим образом:
   []
  Рис. 5. Квадрат К2.
  Следует отметить, что полученный квадрат не является полностью китайским, поскольку две суммы не равны нумерической 3. Поворачивая этот квадрат на 135 градусов, так, чтобы 3 находилась вверху, получим следующее:
   []
  Рис. 6. 3-квадрат (повернутый на 135 градусов китайский квадрат К2)
  Заметим, что сумма чисел на отрезках 7-6-8, 7-9-5, 8-1-3, 5-4-3, 7-2-3, 1-2, 8-4 и 7-5 равна 3. Крестообразная верхняя часть 1-4, 2-3 определяется суммой 5. Произошло смещение отрезков 8-1 и 7-2, треугольник 4-3-5 предыдущих фигур (рис. 2 и 4) вытянулся в (инвертированную) линию 5-4-3.
  
  Квадрат Квадрат, повернутый на 1325 градусов Описание состояния и изменений
   []  [] Отрезок 4-5 «вертикален» и направлен на 6, треугольник 6-9-3 имеет вершину 6 вверху. Треугольник 4-3-5 располагается «вертикально» с вершиной 3 справа.
   []  [] Отрезок 4-5 «горизонтален», ортогонален 9, по сравнению с предыдущим положением повернулся на 90 градусов. Треугольник 6-9-3 вытянут в вертикальную линию с верхней точкой 9. Треугольник 4-3-5 располагается горизонтально с вершиной 3 внизу. Отрезок 2-7 неизменен, отрезок 8-1 повернулся на 180 градусов
   []  [] Отрезок 4-5 сместился вправо с поворотом на 315 градусов, заняв место отрезка 1-8. Треугольник 6-9-3 имеет ту же ориентацию, что и в первом случае, вершина в точке 3. Треугольник 4-3-5 инвертирован в 5-4-3 и вытянулся в линию. Отрезок 1-8 занял место отрезка 7-2, повернувшись на 270 градусов, отрезок 7-2 сместился в центр с поворотом на 225 градусов.
  
  ТАБЛИЦА 2.
  
  Можно заметить, что 6-квадрат и 3-квадрат можно проинтерпретировать как две крайние позиции колеблющегося маятника (линия 3-6). Если рассматривать 9-квадрат в качестве основной позици (с максимальной кинетической энергией), то она - эта позиция - другими двумя квадратами (с максимальной потенциальной энергией) может представлятбся в форме нормативно-ценностного дуализма.
  
  ЗАМЕЧАНИЕ ПО КИНЕМАТИКЕ
  Следует отметить, что сопоставление рисунков 2 и 4 обнаруживает следующие моменты: 1) отрезок 2-7 неизменен, 2) вращение отрезка 1-8 на 180 градусов, 3) вращение треугольника 4-3-5 на 90 градусов (против и по часовой стрелке), 4) вращательно-поступательное перемещение отрезка 9-6 (на alpha=225 и beta=135 градусов). Последний момент интересен еще и тем, что отношение углов beta/alpha равно 0,6 (т.е. соответствует практически золотому сечению)
  
  КИНЕМАТИКА КИТАЙСКИХ КВАДРАТОВ.
   []
  Рис. 7. Две фазы кинематики китайского квадрата: первый рисунок изображает 9-квадрат (98153427/6), второй - 6-квадрат (61834927/5)
  При таком представлении двух рисунков можно наблюдать: 1) что мысленно это развертывание можно продолжить, вращая треугольник 4-3-5 против часовой стрелки; или рассматривая колебательное движение; 2) что правый рисунок можно рассматривать как развитие левого, но в то же время, можно их поменять местами, и тогда смотреть на изменение семантики связей.
  Можно рассмотреть и такой рисунок, в котором соположены все три схемы:
   []
  Рис. 8 (слева 9-квадрат, соотвествует z=I; в центре 6-квадрат, соответствует s=N; справа 3-квадрат, соответствует (a,f)=V; в последнем случае доминирующей составляющей в дуплете (a,f) является act (a), выражающее действие, чувствование f факультативно и производно от a)
  
  ДУПЛЕТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
  Подобно тому, как мы расщепили константы Гурджиевской схемы, постараемся расщепить и шесть динамических точек гурджиевской энеаграммы, помня, что каждая имеет один вход и один выход. Используем две номинации: числовую и вербальную (глагольную). В результате мы получаем следующий набор дуплетов:
  1=(7+,4-) <-> b = (h+,o-) (5.1)
  2=(4+,8-) <-> d = (o+,u-) (5.2)
  4=(1+,2-) <-> o = (b+,d-) (5.3)
  5=(8+,7-) <-> g = (u+,h-) (5.4)
  7=(5+,1-) <-> h = (g+,b-) (5.5)
  8=(2+,5-) <-> u = (d+,g-) (5.6)
  Или, разрешая относительно составляющих, получаем набор:
  1-=7/5+ <-> b-=h/g+ (6.1)
  1+=4/2- <-> b+=o/d- (6.2)
  2-=4/1+ <-> d-=o/b- (6.3)
  2+=8/5- <-> d+=u/g- (6.4)
  4-=1/7+ <-> o-=b/h+ (6.5)
  4+=2/8- <-> o+=d/u- (6.6)
  5-=6/2+ <-> g-=s/d+ (6.7)
  5+=7/1- <-> g+=h/b- (6.8)
  7-=4/8+ <-> h-=o/u+ (6.9)
  7+=1/4- <-> h+=b/o- (6.10)
  8-=2/4+ <-> u-=d/o+ (6.11)
  8+=5/7- <-> u+=g/h- (6.12)
  Переписывая теперь (1) в «уточненной форме», приписывая близким значениям констант «близкие» значения составляющих дуплеты переменных, получим:
  I=(8+,1-) = (u+,b-) (7.1)
  V=(2+,4-) = (d+,o-) (7.2)
  N=(5+,7-) = (g+,h-) (7.3)
  Сопоставление с (1) обнаруживает соответствия, которые следует назвать расщеплением второго уровня (ср. с (1.4)):
  i-=u+, i+=b-, v-=d+, v+=o-, n-=g+, n+=h- (8)
  Подставляя значения составляющих дуплетов из (6):
  I=(5/7-,7/5+) <-> I = (g/h-,h/g+) (9.1)
  V=(8/5-,1/7+) <-> V = (u/g-,b/h+) (9.2)
  N=(7/1-,5/8+) <-> N = (h/b-,g/u+) (9.3)
  Данный факт можно проинтерпретировать следующим образом. «Идея» постижима за счет механизма g в отрицательной модальности или за счет механизма h в положительной модальности; валентности образуются за счет обенных процессов между сосавляющии дуплета 2 порядка. «Ценность» и «норма» в этом представлении «симметричны»: если первая «константа» определяется механизмами u и b при производных g- и h+, то вторая «константа» - механизмами h и g при производных b- и u+. Соотношения (9.2) и (9.3) определяют конструкцию модальных преобразователей, которые функционально обеспечиваются в сферах «констант» V и N, соответственно.
  
  РЯД ЗНАЧЕНИЙ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
  Рассмотрим цепочку равенств, описывающих интегральную функцию, или кумулятивный эффект (sig+=sig+1):
  1+=1 (10.1)
  2+=1+2=3 (10.2)
  3+=2++3=6 (10.3)
  4+=3++4=1 (10.4)
  5+=4++5=6 (10.5)
  6+=5++6=3 (10.6)
  7+=6++7=1 (10.7)
  8+=7++8=9 (10.8)
  9+=8++9=9 (10.9)
  или
   []
  ГЕОМЕТРИЯ ТАНЦА (Интрепретация соотношений (10))
  Двигаясь по окружности Гурджиева, мы проходим три фазы:
  1) на первой фазе осуществляется обустройство фокуса чистого мышления и построение места (приемника) для мысль-коммуникации. При этом накопление облака смысла задает контуры гипотетической модальности мышления, фиксируемой в ценности и феноменируемой в знаке; при этом мы закрепляем это в фокусе нормы (третий столбец);
  2) на второй фазе накопленное облако из обустраиваемого места мысле-действования переносится в чистое мышление, а на следующем этапе накопления и обустройства второго места мысле-действования облако смыслов отражается в норме; кумулятивный эффект имеет место в фокусе ценности (шестой столбец), что оказывает на некий результат завершенности построения приемного агрегата системы мыследеятельности;
  3) На третьей фазе перенос всего облака накопившихся смыслов в позицию мысль-коммуникации означает открытие приемного устройства в позиции чистого мышления, уже дважды до этого протестированного. Иначе говоря, текст произнесенный в этой мыслекоммуникативной позиции рефлектируется в слое чистого мышления. Но для того, чтобы текст имел еще и рефлексивное управление со стороны чистого мышления, формируется еще одно место чистого мышления, перенос в которое всего облака смысла означает формирование знания смысла, осознание его существования (в аподиктической модальности). Последний девятый столбец указывает тавтологический (авторефлексивный) ход такого осознания идеи.
  
  
  СВЯЗИ
  Рассмотрим структуры связей между модусами энеаграммы, отвечающие рефлексивным играм, исследовавшимся нами в разработке темы «Знаниево-информационное преобразование: рефлективные игры в человеческом языке». [Аристова С.М., Королев П.М., 2000]
  11 n [] 1 b [] 2 d []
  6 s [] 4 o [] 3 a []
  5 g [] 7 h [] 8 u []
  12 f [] 10 p [] 9 z []
  
  Рис. 9. Структура связей в модусах гурджиевской энеаграммы (связи выделены экспертами ММК.
  
  Приведенные на рисунке 9 связи следует прокомментировать.
  1) То, что числа 1,2,3,5 (b,d,a,g) практически никак не связаны с прочими (за исключением связи 1-2), означает некоторого рода проработанность этих тем. Отсутствие связей здесь с лихвой компенсируется обилием связей и отношений в структуре чисел 10, 11 и 12 (соответствующих нумерически 1, 2 и 3). Что касается компенсации модуса g, то она осуществляется на структуре 4 (o), хотя и лаконичным образом. Поскольку 4-5 определяют слой мысле-действования, то важно установить семантику связей в 4: «структуры координации и субординации деятелей в различных областях практики». o = F(d,g,s,u,z,p,n). Функция семи аргументов задает это понятие, которое является одним из центральных в архитектуре СМД-методологии. Совокупность переменных разбивается на два набора: двух независимых переменных 2(d), 5(g) и пяти очень сложных в структурном смысле зависимыз переменных: 6(s), 8(u), 9(z), 10(p), 11(n).
  2) Число 3 имеет такие смысловые определения, как действие («взаимодействие многих индивидов»), так и ценность. Оно независимо, хотя и определяет 7(h) (индивидуальное поведение), или в другой интерпретации фокус «говорящего» в мысль-коммуникативном слое. В гурджиевском подходе 7 определяется 5 и определяет 1: если первое подтверждается экспертами (как слабая, косвенная зависимость), то вторая зависимость носит характер слабой следующего порядка.
  3) Два других числа (константы) 6 и 9 обладают сложной структурой связей, что означает сложную организацию как сферы методологии, так и сферу идеальной действительности. 6 при этом зависит от 9, равно как существует и обратная зависимость. Норма определяется двумя независимыми переменными 1(b), 2(d) и пятью зависимыми переменными 4(o), 7(h), 8(u), 9(z). Сущность (смысл, идея) определяется одной независимой переменной 5- и пятью зависимыми - 4(o), 6(s), 8(u), 10(p), 11(n).
  
  ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ.
  В.Лефевр (Космический субъект, с.60-61), решая задачу выбора альтернативы при отсутствии объективной меры, получает положительный корень уравнения Реалиста в виде X1=(sqr(5)-1)/2=0.618...
  «Число 0,62 как устойчивое значение частот выбора при некоторых специальных условиях, пишет Лефевр, впервые было обнаружено Дж.Адамсом-Веббером и Дж.Бенджафелдом. Они же первыми выдвинули гипотезу, что точное теоретическое значение таких частот равно золотому сечению» (с.61).
  Величина, обратная этому числу, есть 1,61.
   []
  Золотое сечение (0,62) обнаруживается на отрезках (N,M) для числа K. Мы записываем это как (M-N)/K. В результате получаем следующую цепочку качественных M-N/K равенств:
  0,62 =1-2/2 (между октавой и унисоном) (11.1)
  =1-2/3 (ближе к квинте) (11.2)
  =2-3/4 (между октавой и квартой) (11.3)
  =3/5 (около большой сексты) (11.4)
  =3-4/6 (между октавой и малой терцией) (11.5)
  =4-5/7 (около большой сексты к большой секунде) (11.6)
  =5/8 (малая секста) (11.7)
  =5-6/9 (между малой септимой и квинтой) (11.8)
  =6-7/10 (большая секста) (11.9)
  =6-7/11 (около малой сексты) (11.10)
  =7-8/12 (между большой секстой и квинтой) (11.11)
  1,61 =1-2/1 (12.1)
  =3-4/2 (12.2)
  =4-5/3 (12.3)
  =6-7/4 (12.4)
  =8-9/5 (12.5)
  =9-10/6 (12.6)
  =11-12/7 (12.7)
   []
  Таким образом, имеют место соотношения:
  Supb=0, Supd=bd, Supa=bd, Supo=da, Supg=a, Sups=ao, Suph=og, Supu=g, Supz=gs, Supp=sh, Supn=sh, Supf=hu; (13)
  
  Gldb=bd, Gldd=ao, Glda=og, Gldo=sh, Gldg=uo, Glds=zp, Gldh=nf, Gldu= Gldz= Gldp= Gldn= Gldf=0 (14)
  Графически это может быть представлено так:
   []
  Если полагать, что связь соседних (инцидентных) глаголов отображается в точку, выражающую значение солотого сечения, то на положение этой точки будет влиять порядок расчленения целого, то есть порядок дифференциации. Последовательность порядков будет такой:
  b, bd, bda, bdao, bdaog, bdaogs, bdaogsh, bdaogshu, bdaogshuz, и т.д.
  При этом точка золотого сечения находится в подчеркнутом отрезке:
  b, bd, bda, bdao, bdaog, bdaogs, bdaogsh, bdaogshu, bdaogshuz, bdaogshuzp, bdaogshuzpn, bdaogshuzpnf (см. 13), т.е. с нарастанием порядка дифференциации происходит отставание отрезка, содержащего точку золотого сечения для последнего элемента порядка. Можно предположить, что ретроспекция (как снятие активной переменной, определяющей степень дифференциации, в отрезок, содержащий точку золотого сечения) возможна только начиная со второго шага, имеет тенденцию углубления в историю; в музыкальном отношении проходит следующие пункты обнаружения существа дифференциации (анализа): между октавой и унисоном, ближе к квинте, между октавой и квартой, около большой сесты, между октавой и терцией, около большой сексты к большое секунде, малая секста, между малой септимой и квинтой, большая секста, около малой сексты, между большой секстой и квинтой.
  Если рассмотреть тот же порядок и пометить отрезки, содержащие точку обратного золотого сечения (1,61), то получим следующее:
  b(d), bd(ao), bda(og), bdao(gsh), bdaog(shuz), bdaogs(huzp), bdaogsh(uzpnf), bdaogshu, bdaogshuz, и т.д. (см. 14), то есть с нарастанием порядка дифференциации происходит опережение отрезка, содержащего точку обратного золотого сечения. В скобках отмечены величины, которые еще не возникли в результате текущей дифференциации. Начиная с u (восьмого порядка) структура не обнаруживает отрезков, содержазих точку обратного золотого сечения. Можно допустить, что проектирование допускает не более 7 уровней рефлексии, или проспективная рефлексия (проспекция) знает только 7 ступеней своего восхождения.
  
  БОЛЬШАЯ РАЗВЕРТКА
  Рассмотрим 11 циклов прохождения энеаграммы Гурджиева
   []
  Незначимыми, с точки зрения обозначения связи, числами являются 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90. Всего 16.
  Числа инцидентные 3 (V), 6 (N), 9 (I): 13, 16, 19, 23, 26, 29, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 43, 46, 49, 53, 56, 59, 61, 62, 63, 64, 65, 67, 68, 69, 73, 76, 79, 83, 86, 89, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98. Всего: 42. Их обсуждение важно с точки зрения универсальной статики и колебательного процесса китайского 9-квадрата. С точки зрения же динамики их можно рассматривать отдельно как моменты фиксирующие динамику.
  А также числа 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90.
  Таким образом, массив из 99 чисел может быть сокращен до массива из 38 чисел, среди которых
  1) 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12 - базовые константы,
  2) 12, 45, 78 - смежные отрезки,
  3) 14, 28, 42, 57, 71 и 85 - отрезки траектории Гурджиева;
  4) 15, 17, 18, 21, 24, 25, 27, 41, 47, 48, 51, 52, 54, 58, 72, 74, 75, 81, 82, 84, 87 - множество, не исключенное по 1) критерию смежности с константами 3,6,9, 2) по критерию смежности отрезков окружности и 3) критерию отрезков траектории Гурджиева.
  Кроме этого важными для анализа являются подмножества чисел:
  5) 12, 23, 34, 45, 56, 67, 78, 89, 91, они образуют смежные отрезки, всего 9;
  6) 14, 28, 42, 57, 71, 85, это отрезки пути Гурджиева, всего 6;
  7) 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 числа Фибоначчи (мы не рассматриваем этот массив).
  Если не рассматривать различия между связями mn и nm, полагая их относящимися к одному предмету и характеризующими его внутренний параметр, то в таблице мы можем отметить 9 множеств, которые образуют «углы»:
  
  18-17-16-15-14-13-12-11-21-31-41-51-61-71-81
  27-26-25-24-23-22-32-42-52-62-72
  36-35-34-33-43-53-63
  45-44-54
  55
  64-65-66-56-46
  73-74-75-76-77-67-57-47-37
  82-83-84-85-86-87-88-78-68-58-48-38-28
  91-92-93-94-95-96-97-98-99-89-79-69-59-49-39-29-19
  
  Сокращая пары, мы получаем массив из 15 чисел (12,14,15,17,18,24,25,27,45,74,75,82,84,85,87)
  Курсивом отмечены числа, определяющие слои схемы МД: 18 - М*, 27 - м-К, 45 - м-Д. Заметим, что в каждом слое есть по крайней мере одно число Фибоначчи 2=1+1, 5=2+3, 8=3+5.
  Если же произвести нумерическое сложение, то получим по столбцам разные представления каждой константы, а по строкам разные их организованности.
   []
  
  Возвращаясь назад к исходному массиву, получаемому в ходе большой развертки схемы Гурджиева, мы можем наметить программу исследования.
  
  I. Исследование универсальных констант 3, 6, 9
  II. Исследование кинетических констант 1, 2, 4, 5, 7, 8
  III. Исследование 0 (центра)
  IV. Исследование отношений центра с константами 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90.
  V. Исследование перехода 1-4-2-8-5-7
  VI. Исследование смежных отрезков 12, 23, 34, 45, 56, 67, 78, 89, 91
  VII. Исследование связей массива (12,14,15,17,18,24,25,27,45,74,75,82,84,85,87)
   []
  VIII. Прочие исследования.
  
  
  ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
  Методологический концепт
  Концепт является формой мировоззрения и средством конструирования мира.
  В реальности действия обнаруживают себя шесть измерений идеальной действительности.
   []
  Рис. 1. Образ концепта (соответствует обходу нумерического контура по часовой стрелке (начиная с верхнего кружочка - 9-8-1-5-3-4-2-7; центральная точка - под кружком - это 6)
  Основу концепта составляют ценности, которые проявляют себя в гипотетической модальности мышления. [Ценность, или V, соответствует 3. Я связываю это с «взаимодействие многих индивидов»]
  Это источник энергии, воли для власти и руководства.
  Двух-составная ось, направленная на другую фундаментальную константу, которая означает деонтическую модальность и обеспечивает норму (одну из основных констант человеческой культуры). [Норма, или N, соответствует 6. Я связываю это с «культурами, в их семиологическом и феноменологическом подходах к описанию регулятивов деятельности»]
  Назовем ее вертикальной осью и, соответственно, первым измерением.
  Точка «ценность» является бифуркационной, или точнее, неким узлом трех измерений, - вертикальной стержневой оси и двух-шарнирных сложных измерений (конструкций) [От 3 к 6; к 4-2 ("деятели, структуры их координации и субординации в различных областях практики", и, "функционирование и развитие социальной целостности в форме массовой деятельности на индивидуальном и групповом уровнях"); и к 5-1 ("общественные институты в форме социальной организации", и, "законы развития и эволюции структур общественного воспроизводства")]
  Второе измерение. Правая линия ведет к истории и трансляции способа деятельности. [3-5-1, или другими словами, как концептуальная составляющая "act/feel-get-be/personalize" или a/f-g-b]
  Эта линия состоит из двух шарниров; инцидентная точка указывает на проектирование. Она открывает концепт Канта. [5 ("общественные институты как форма социальной организации") или член "get" (g)]
  Третье измерение. Левая линия ведет к 'теории' в Аристотелевском смысле. Точка, инцидентная двум полуосям, соответствует практике; она определяет феноменологическое мышление.
  [4, ("акторы, их координация и субординация в различных областях практики"), или член "order" (o)]
  Четвертое измерение. Горизонтальная ось связывает два фокуса, относящиеся к практике в СМД-подходе, они инцидентны вышеописанным конструкциям.
  Измерения пятое и шестое лежат как стержень, связывающий структуры двух пределов, Аристотелевского и Гегелевского, т.е., с одной стороны, 'теории' и понятийного мышления [2-7 (структура "функционирования и развития социального целого в форме массовой деятельности на индивидуальном и групповом уровне", и "индивидуальное поведение"), или концептуальную составляющую "do/understand-have" (d/n-h)], а с другой, 'истории' и 'очевидности' [1-8 (структура "законов развития и эволюции структур общественного воспроизводства", и "групповая динамика и коллективные, кооперативные, структуры"), или в терминах анализа концептуальных составляющих - "be/personalize-unite" (b/p-u)], т.е. способа деятельности и понимания, методологического мышления.
  Сердцем концепта является норма, некое значение немыслимой коммуникации, открытой в деонтической модальности. Структура трех связей центрируется на сердечной константе [7-8, 2-4, и 5-1: "have-unite" (h-u), "do-order" (d-o), and "get-be" (g-b)]; она содержит (1) связь между содержанием или понятийным Гегелевским мышлением и пониманием, или методологическим мышлением. Она содержит также (2) связь между феноменологией и управлением в Аристотелевском смысле; и (3) связь между трансляцией, историей и проектированием в Кантовском смысле.
  Светом этого концепта является мудрость, т.е. знание в его аподиктической модальности. [Идее, или I, соответствует 9 ("страты и классы индивидуальной организации")]
  5 января 2003, Кудымкар
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"