Корвин Алексей : другие произведения.

Программа Курса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ПРОГРАММА КУРСА

общего образования по истории края

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(136 часов)

   Анализ показывает, что "Древнейшую историю, древнюю историю и Средневековье Юго-Восточной Прибалтики" авторы-составители программы предлагают преподавать как историю чужого государства, то есть по третьему варианту. Основной объём времени занимает "Средневековый период истории края" (26 часов). Соответственно на темы: "Начало христианизации и проникновения немецких орденов в Юго-Восточную и Восточную Прибалтику" отводится 4 часа, а на "Тевтонский орден в Пруссии" - 22 часа. Таким образом, практически весь шестой (вариант: пятый-шестой) класс учащиеся будут изучать Тевтонский орден. Его устройство, историю будут знать лучше, чем историю Древней и Средневековой Руси. Таким образом, уже в VI (и даже в V) классе начинается воспитание сепаратиста, создание у школьников менталитета, отличного от общероссийского.
   Тем, раскрывающих связь региона с Русью, на данном этапе распределения учебного времени практически не предусмотрено. Даже немногие указанные в программе темы "пруссоцентричны": "Древняя Пруссия и Древняя Русь", "Ятвяги и Древняя Русь", "Борьба меченосцев с русскими князьями"... Такая формулировка тем противопоставляет регион и Древней Руси, и сегодняшней России. Кроме того, она подразумевает отсутствие какой-либо активности Руси в Юго-Восточной Прибалтике. Мол, пруссы, ятвяги и крестоносцы контактировали с Русью, но не наоборот.
   Феноменально, но составители программы "забыли" одну выдающуюся тему: князь Рюрик с братьями пришёл на Русь из Пруссии (Об этом упоминается в Западнорусских летописях, в "Степенной книге" 16 века, в "Синопсисе" Иннокентия Гизеля. Об этом, как о достоверном факте, писали историки Ломоносов, Щербатов Карамзин). Тема крайне выигрышна для подчёркивания культурно-исторических связей между Древней Русью и Пруссией, но именно она и пропущена авторами-составителями.
   Предварительный вывод:
   В VI (вариант - в V) классе школьники Калининградской области будут изучать историю чужого государства. Уже с VI (вариант - с V) класса калининградские школы начнут воспитание сепаратистов.
  
   Анализ показывает, что "Новую историю края" (68 часов) (это - седьмой и восьмой классы) авторы-составители также предлагают преподавать как историю чужого государства. Так в разделе "Герцогство Пруссия (1525-1618)" (8 часов) полностью отсутствуют российские темы. Единственная: "Регентство в обмен на участие в походе на Москву во время российской Смуты". Но и эта тема касается России лишь опосредовано. Возможность преподавать в основном связи региона с Россией и деятельность россиян в Восточной Пруссии упускается.
   Нет тем: Адам Зерникав и Иннокентий Гизель; первые православные общины в Кенигсберге (1655 г. и последующие годы); Мемельская торговля с Западной Русью (речной путь по Неману); деятельность Василия Квасовского и его типографии, печатавшей в Кенигсберге книги на русском языке; попытка брестских монахов создания в Кенигсберге духовного центра в начале XVIII века; деятельность российского флота (проход галерной эскадры внутренними водами Восточной Пруссии в 1716 г. и обратно в 1717 г.), выгрузка осадной артиллерии в Пиллау в 1734 г. и переброска её по территории Пруссии к Гданьску.
   Норманскую теорию (стр. 18) следовало бы дополнить и парировать теорией Ломоносова о происхождении Рюрика из славянской земли Порусье, вспомнить "Синопсис" Гизеля и западнорусские летописи; а также позднейшие работы российских историков, например, Карамзина (происхождение Рюрика из Пруссии). Авторы-составители программы сами могут, конечно, быть сторонниками норманнской теории, но элементарная объективность требует раскрыть и иную точку зрения, тем более, что она связана именно с изучаемым регионом. Этого же требуют и интересы государства Российского.
   Семилетнюю войну следует дополнить действиями российского флота (тем более, что область морская, даже, можно сказать, военно-морская). Отсутствует тема православных церквей в Кенигсберге, Пиллау и Мемеле в годы Семилетней войны. Совершенно незаслуженно забыт Андрей Болотов.
   Не выделена тема "Новой Восточной Пруссии", т.е. белорусских, польских и литовских земель, включенных в составе Пруссии после третьего раздела Польши. С 1795 по 1807 гг. гражданами Пруссии было довольно большое число православных, старообрядцев и униатов Белостоцкого округа, со всеми вытекающими проблемами прусского правительства: секуляризация церковной собственности, имущества монастырей, подготовка духовенства, работа по созданию в Пруссии православной епархии и т.д. Для решения задачи изучения учащимися основных принципов межгосударственного, международного общения эта тема была бы полезна. Понятно, что эта тема неизбежно показывает агрессивное стремление Пруссии расширить свою территорию на Восток, но зачем замалчивать то, что было? Тем более, что в последние два десятилетия слишком много сил и средств было брошено на воспитание у местного русского населения чувства вины за включение нынешней территории Калининградской области в состав СССР в 1945 году. Очень полезно запомнить факты попыток Пруссии захватить славянские земли на востоке.
   Стр. 19. Отсутствует тема действия в 1813 году галерной эскадры в Гданьском заливе и её зимовки в Кенигсберге. Авторы программы российский военно-морской флот не замечают, так же как и русскую православную церковь. Это несколько обедняет программу.
   Совершенно отсутствует тема поселения в Восточной Пруссии русских старообрядцев (1825 г. и далее), создания сёл, монастырей, деятельности Павла Прусского, типографии Константина Голубова, издания "Истины". Православные темы авторы принципиально замалчивают. Тема старообрядцев в Восточной Пруссии даёт исключительно полезный пример межнациональных отношений. Она бы способствовала достижению целей программы, но именно её авторы-составители не пожелали в программу включить.
   Отсутствует тема строительства военных кораблей для российского военно-морского флота (1876-1914 гг.). Эта тема также была бы полезна для решения задачи изучения основных принципов межгосударственных, международных отношений. Отсутствие её в программе подтверждает какое-то предвзято отрицательное отношение авторов-составителей к российскому военно-морскому флоту.
   Отсутствует тема переговоров в Роминтене в 1905 году Витте и Вильгельма II. Принципы построения международных отношений в Европе, декларированные в Роминтене, исключительно важны сегодня.
   Отсутствует тема Восточной Пруссии, как тыловой базы Западной Русской армии Бермонт-Авалова (1919 г.). Отступление русской армии Бермонт-Авалова на территорию Восточной Пруссии и её интернирование. Раскрытие данной темы позволило бы достичь той же цели: "понимание основ культуры межгосударственных отношений". Это всё-таки очень интересный пример военного российско-германского сотрудничества.
   Предварительный вывод:
   Воспитание сепаратистов будет продолжено в VII-VIII классах. Авторы-составители программы отказались от ряда тем, раскрывающих российское культурное, политическое и военное присутствие в регионе; отказались от ряда тем, раскрывающих плодотворное российско-германское сотрудничество. Авторы-составители пошли по варианту преподавания истории чужого государства.
  

Новейшая история региона (34 часа)

   Не касаясь пока советского периода истории региона, обратим внимание на раздел "Восточная Пруссия в период Веймарской республики. Вторая мировая война (2 часа)". Опять перед нами - история чужого государства. Естественно, ни слова не сказано о Николае Арсеньеве, в течение 24 лет работавшем профессором Кенигсбергского университета. Чувствуется, что в РГУ им. Канта люто ненавидят этого всемирно известного русского человека. Угораздило же поручить разработку программы именно представителям этого университета, прославившегося германофильскими настроениями. Можно вспомнить 2005 год, когда в ожесточённой борьбе университет добился права на своё нынешнее название. В этой борьбе калининградский университет принципиально отказался от возможности носить имя Арсеньева. Как видим, борьба против великого русского философа продолжается и сегодня: негласный запрет на всякое о нём упоминание!
   Естественно, ни слова в программе о православных христианах в Восточной Пруссии в период между мировыми войнами, о праздновании 100-летия поселения русских старообрядцев на Мазурах. Ни слова и о православных христианах на территории Восточной Пруссии в годы второй мировой войны. Нет темы бегства русских из Литвы в Восточную Пруссию в 1940 году, после введения в Прибалтику советских войск. В качестве примеров можно привести семью князя Васильчикова, лидера старообрядцев в Польше Пимонова и других известных людей. С другой стороны - отсутствует тема включения в состав Восточной Пруссии Сувалкского края, переименования города Сувалки в Судауэн; насильственного интернирования немецкими властями оттуда в 1941 году в СССР русских и белорусов; поселение в их жилищах немецких колонистов; уничтожение немецкими колонистами в Сувалкском регионе русского крестьянского быта и уклада жизни. Полезно было бы также раскрыть тему включения в 1941 году в состав Третьего Рейха Гродненской области с планами последующего изгнания местных жителей и заселения территории немцами. Данная тема полезна тем, что может несколько парировать обвинения по поводу выселения немецкого населения из Калининградской области и страсти по поводу переименования Кенигсберга в Калининград. Первые начали присоединять чужую территорию, переименовывать славянские города и выселять коренное русское население сами немцы! Замалчивание этой темы играет на руку местным сепаратистам, но можно ли было ожидать чего иного от разработчиков из университета имени Канта?!
  
   Данные замечания касаются только наиболее заметных тем, авторами-составителями сознательно либо несознательно пропущенными. Увы, даже поверхностный анализ показывает:
   авторы-составители программы в целом пошли по третьему варианту, предложив преподавать историю чужого государства. Они отказались от многих тем, акцентирующих культурно-исторические связи региона с Россией, а также от тем российско-прусских связей. Можно сделать вывод, что преподавание по данной программе в её нынешнем виде будет воспитывать сепаратистов. Благодаря преподаванию курса "История Западной России" школьники Калининградской области обязаны будут приобрести особый менталитет, отличный от общероссийского.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"