Косенко Антон Юрьевич : другие произведения.

Раб Божий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заключительный фрагмент публичной дискуссии состоявшейся в 12 году в которой Автор и его оппонент Православный Активист обсудили различные исторические, религиозные и философские аспекты появления и смыслового наполнения термина.

  Начну с беглого обзора нашей дискуссии. В начале дискуссии мной был выдвинут тезис о том, что этимологический и ассоциативный смысл термина "Раб Божий" - негативный. Многократное повторение термина в разных сочетаниях формирует самоощущение себя рабом у человека. И что самоощущение себя "рабом" может помешать адаптироваться человеку в условно свободном мире, где, по крайней мере в явной форме, рабство не присутствует.
  
  Был выдвинут встречный тезис, что у христиан в целом и православных в частности своё собственное толкование термина, что смысл, в результате собственного толкования, отличается от "традиционного" понимания рабства.
  
  Новые смыслы всегда могут быть интересны и познавательны. Поэтому и состоялось данное обсуждение.
  
  В ходе нашего обсуждения возникли вопросы, часть из которых оказались тут же разрешены и сняты. Другая часть косвенно тоже получила разрешение.
  
  В сущности, ставя вопросы о современном понимании и чувствах верующих, мне, в глубине души, хотелось услышать какие то короткие ёмкие ответы, типа:
  
  "Раб Божий" это ............. в понимании современных верующих
  Современные верующие чувствуют ................ при восприятии термина "Раб Божий"
  
  Но и само по себе содержание беседы, пусть и в сжатом виде, даёт достаточно информации для понимания чувств и смыслов. Попробую вкратце изложить своё собственное понимание:
  
  Мы выяснили, что кроме традиционного понимания слова "раб" (этимологический и ассоциативный - "раб" это раб, т.е. человек попавший в невольное, зависимое положение от другого человека и вынужденный полностью и во всём подчиняться и выполнять волю этого другого человека), кроме этого традиционного понимания имеется, во-первых, другие традиционные понимания в разных языках, во-вторых, просто нетрадиционные понимания современных верующих-христиан. Какие же это понимания?
  
  Ключ к пониманию этих пониманий (тавтология), к пониманию этих смыслов мой уважаемый оппонент даёт, сообщая следующую информацию:
  
  =====================
  Цитата
  << Ибо в продвинутом варианте термин "раб" использовать не модно, а модно использовать всевозможные эвфемизмы. Причем, не только в среде неверующих. Очень распространено, например, среди продвинутой православной молодежи слово "соРАБотник". Что, в gринципе, никак не противоречит Библии, но и в канон не лезет. "Венчается соработник Божий..." прям-таки напрашивается "На собрании трудового коллектива..." Но словечко живет. Оно и понятно, по молодости-то. Все вокруг уже не рабы, а я чё? Я тоже хочу.>>
  
  =================
  
  
  
  ЗдОрово! Оказывается, есть таки уже современное звучание по смыслу немного отличающееся от канонического. И идёт оно (как чудесно) и получает распространение преимущественно в среде молодёжи. Класс! Конечно, традиционное понимание сильно и будет ещё присутствовать какое то время в сознании и каноне. И всё ж, мне кажется, что, возможно, мы можем наблюдать сейчас начало изменения канона, замену его на более современный, отвечающий чаяниям современных верующих. Такое положение, скорее всего, закономерно, как закономерно было появление нынешнего канона в каком то там веке.
  
  Теперь, когда мы знаем о новом, слегка изменённом смысле термина "РАБ Божий" и его перерождении в близкое по этимологии, но уже не столь близкое по ассоциации "СоРАБотник Бога", можно, во-первых, констатировать, что у современных верующих имеется сразу два смысла, описывающих их взаимоотношения с Богом; во-вторых, постараться представить дальнейшую эволюцию смыслов и возможные, сопутствующие этой эволюции, термины. Новые термины, как несложно догадаться, должны описывать новые виды отношений с хозяином-господом-Богом и, возможно, некоторые их них и вовсе уйдут от концепции "господа" и "хозяина" как сейчас пытаются уйти от концепции "рабства"
  
  Посмотрим... Первое, что приходит на ум в результате экстраполяции цепочки РАБ-СоРАБотник-... это... У меня навскидку возникает две ассоциации: СоРАТник и СоТРУДник...
  Соратник это от "Рать", "Ратник", т.е. в перспективе может эволюционировать и в "Воина Бога". Здесь тоже разные смыслы могут быть. Всё зависит от того - какой воин. Может воин-раб, а может и воин-наёмник (контрактник). Но большинство смыслов, в которые может эволюционировать "Соратник", имеют, наверное, всё ж милитаристкий окрас, т.е. воспринимаются, на моё взгляд, негативно.
  
  В кого может эволюционировать "Сотрудник"? Ну так, если по экстраполяции (каждый новый смысл обозначает бОльшую степень свободы по сравнению с предыдущей), то "Сотрудник" может эволюционировать в "Коллегу" или "Компаньона". Это уже совсем позитивно, представьте: Коллега самого Бога! А "Компаньон" это вообще супер! Т.е. с Богом в одной компании, товарищи можно сказать по несчастью и счастью тоже ("и в горе и в радости" (с))
  
  И здесь мы подошли к самому началу нашего разговора на этой ветке, с этого же всё и начиналось. С вопроса о степени свободы и статусе человека по отношению к нему - Всевышнему: кто мы друг для друга - друзья ли, родственники ли, рабы ли?
  
  Ну и (судя по канонам) всё же родственники, причём близкие. Что и требовалось доказать.
  
  Итак, мы убедились, что при желании "Раб" канонический легко раскладывается в смысловой ряд с широчайшим диапазоном. Это и, собственно, "РАБ" и "СоРАБотник", "РАБ избранный", "Воин РАБ", "Воин-наёмник", , "СоТРУДник", "Коллега", "Партнёр", "Компаньон", "Дитя возлюбленное", "Совершенное творение", "Образ-Подобие" и т.п и т.п. ...
  
  И каждый современный верующий сегодня волен подставлять при восприятии термина "РАБ Божий" любое из этих значений, руководствуясь преимущественно собственными предпочтениями и собственным же самоощущением.
  
  А теперь попробуем ответить на вопрос: так как всё же выстраивают "рабы" свои отношения с "нерабами"? А вот так и выстраивают, в зависимости от того кем сами себя ощущают: рабом обыкновенным, рабом избранным, соработником, сотрудником, воином в одном из смыслов, коллегой, доверительным лицом, совершенным творением и т.д. и т.п. ....
  
  А как же "рабы" выстраивают отношения внутри себя, иерархия в среде "рабов" от Бога ли или всё ж от Лукавого? А вот от Бога эта иерархия, потому что всё от БОга. И "рабы" внутри иерархии (так же как и люди в своём сообществе) занимают место свободно, в зависимости от самоощущения: раба, раба избранного, работника, работника свободного творческого, представителя, родственника, изгоя и т.п.... Кол во смыслов стремится к расширению.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"