Прежде чем продолжать, рекомендую её прочесть. Цитирую начальный тезис данной статейки:
"Учет единиц смысла можно рекомендовать всем творческим личностям -- от копирайтеров до арт-директоров. Несмотря на индустриальность, способ вполне пригоден и для частного домашнего применения".
Пожалуй, эта единица измерения будет полезна в писательстве. Оригинальность автора можно измерить единицами вложенного им первым смысла. Не следует понимать это превратно: вложенными независимо, вложенными первыми дляконкретной аудитории читателей. Сама по себе идея заимствования из одной области в другую является единицей смысла во многих случаях - однако, не во всех.
Но это всё ещё некорректная оценка творчества писателя. Например, вложенная в текст "тёмная" атмосфера не является чем-то оригинальным. Можно найти писателя, который оперирует этой атмосферой более талантливо - или в целом, или в конкретной сцене. Для начала, надо поделить эти единицы смысла на внутренние и внешние. Внешние - всегда относительные. Для одной аудитории нечто оригинально или ярко, для другой - уже нет, для одной - новинка, для другой - гениальное, но только (только?) переосмысление. Что касается внутренних, то это - личные достижения писателя, ступеньки его искусства, мастерства, терпения. Это новый, живой опыт. Когда я использовал обратный по времени ход событий в арке "Роза в стекле" фанфика "Последствия одного решения" - это была моя новая ступенька. Эксперимент, закончившийся успехом. Для большинства читающих это не было чем-то новым и оригинальным, зато было чем-то ярким. И, думаю, этот приём довольно редко использовался в фандоме.
Однако и этого деления не будет хватать. Немного выше было противопоставление яркости и новизны. Что же, оставим оригинальность в сторонке - это слово весьма контекстно, многозначно. Яркость и новизна - более конкретные и контекстно-независимые понятия.
Новизна, как и яркость, бывает внешней и внутренней. Помимо прочего, внешняя новизна бывает глобальной и локальной. Глобальная - это примерно как изобретение колеса. Или идея атомарного строения вещества. Редкость, если не сказать больше. Обычно идеи трансформируется постепенно, особенно это касается художественных, эмоциональных, идей искусства, которое почти всегда опирается на свои корни, историю. Опирается прямо - тогда мы говорим о трансформирующемся течении в искусстве, об эволюции образов, о развитии или деградации идей, методов, приёмов. Или опирается косвенно - например, это инверсия образов, когда фанфики перестают придерживаться канонного отношения "хороший-плохой" и попросту выворачивают его наизнанку. Другой пример косвенной трансформации - это переход из одной области искусства в другую. Например, я прослушал брутальный пауэр-метал, вдохновился и пошёл писать пафосный экшен про космодесант. Причём речь может идти даже не о текстах (человек банально не знать язык песни), а о музыкальной атмосфере, яркости, вложенной в музыку силе и направленности. Здесь можно заметить, что косвенная трансформация, далёкое, косвенное заимствование - это таки единица новизны. Прямое (в той или иной степени) заимствование таковой единицей, конечно, не является. Можно было бы начать рассуждение о степени заимствования и дробных значениях от нуля до единицы, "но поля книги слишком узки для него" (с).
Определившись с новизной, перейдём к яркости. Яркость, атмосферность, стиль текста, воздействие на читателя, вложенные эмоции, сила (не обязательно новой) идеи - так же весьма и весьма относительная штука. Что одних заставит расплакаться, то вызовет лишь лёгкую скуку других. Тем не менее, читающая аудитория многих текстов однообразна. Это связано с принципом "подобное притягивается к подобному". Ключ открывает только свой замок, замок предназначен только для своего ключа. Редки авторы, владеющие отмычками от читательских душ или вообще умудряющиеся держать выносить дверь ударом ноги с разворота. Последние, кстати, не нравятся тем, кто держит двери закрытыми: бесцеремонно и за ремонт потом платить. Хрупкая, тонкая штука - душа.
Возвращаясь к тезису, замечу, что такое взаимопритяжение, симбиоз читателей, которым интересно читать и автора, которому интересно им излагать, с различного рода взаимным влиянием, связью - пример сложного естественного отбора, адаптации, наподобие экосистем, где множество необходимых звеньев составляют общую функциональную, эволюционирующую, эффективную целостность. Именно яркость, причём преимущественно, но не обязательно позитивная является критерием сонаправленности читателей и писателя - не единственным, если мы говорим об умной художественной литературе, но основополагающим. Посему внутренняя яркость для писателя и для круга его постоянных читателей - одно и то же. Внешняя же яркость является мерой популярности писателя; её можно и нужно учитывать, однако к оценке творческой активности отношение она имеет косвенное.
Применяя повторно тот же самый подход, мы получаем, что есть некая локальная новизна, одна из форм внешней - то, что ново для постоянных читателей. Её, в отличие от общей внешней новизны, интегральной, можно сказать, диаграммной характеристики, уже можно использовать на практике.
Таким образом, во-первых, единицами творческой активности можно считать элементы внутренней яркости, например, внесённую "тёмную" атмосферу, ярко раскрытого персонажа или ошеломляющую силу эмоции, заставляющей плакать. Во-вторых, это внутренняя новизна, иначе говоря, ступеньки мастерства. Третий аспект - локальная новизна, или то, о чём, собственно, рассказывает автор, что нового подчерпнули от него читатели, что нового он для них раскрыл.
Первое - это результат вдохновения или же долгого, вдумчивого труда, именно она определяет увлечённость текстом как произведением художественным, над которым не только думают, но и переживают. Второе - это сугубо внутренняя характеристика, с её помощью писатель может оценить свой прогресс, в этом смысле она соответствует единицам смысла у Лебедева. Последняя - то, что позволяет поддержать и подогреть интерес. С помощью локальной новизны и внутренней яркости мы можем оценить творческую силу автора со стороны. Автор, добавляя к этому внутреннюю новизну, может оценить свой творческий рост. Наконец, с помощью внешней яркости (обеспечивающей популярность) и новизны, которую назовём общей, а также, в редчайших случаях, новизны глобальной, можно говорить о влиянии писателя на широкую аудиторию и мир в целом. Конечно, я не учитываю рекламу:)
Подводя итоги, оценю данную статейку. Конечно, это не художественное произведение, посему яркость любой формы равна нулю. Что касается личной новизны, то я зачислю себе единицу за непрямое заимствование и единицу за раскрытие различных форм творческой активности, а также того, что её считать не следует. Далее, осмелюсь зачислить себе единицу за саму аналогию: вряд ли многие из читателей статью меряют свою активность вышеуказанным образом. Формы измерения вряд ли заинтересуют читателя, но сам метод, думаю, да. Итого зачислю себе три условных единицы, затем, учитывая, что каждая из них является неполной, сложу и округлю вниз - получим цифру два. Не очень хорошая оценка, слава Богу, мы не в школе:)
В заключение добавлю, что этот метод не очень-то пригоден для оценки произведений. Здесь следует привлекать такие понятия, как информационная плотность текста (сколько этого нового в единице текста, будь то глава, сцена, завершённый отрывок, часть или том), ей в противоположность - количество "воды". Его гладкость и, ей в противоположность, цепкость. Распределение нового и яркого по аспектам произведения: стилю, сюжету, структуре, героям, идеям, атмосфере - снова интегральная, или диаграммная характеристика, и так просто её не сожмёшь. Есть ещё логичность мира и сюжета, а новизна и яркость бывает разных масштабов, да и рассматривать одну в отрыве от другой не совсем корректно, плавность и цепкость тоже имеет масштабы, а как оценивать такую странную штуку, как послевкусие... Попытка оценить текст теми же критериями обречена на провал, и чем многогранней и банально объёмней история, тем сложней оценивать её всесторонне.