Бранд Гарольд: другие произведения.

Гербы Алой и Белой розы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa

  Интересно, пропустил ли хоть кто-то из нас в детстве дьявольски красивое название этой войны - Алой и Белой розы, в которой полегла большая часть английской знати, да и прочая часть населения сильно поубавилась? Казалось бы, большего гротеска - сочетания нежного цветка с кровавой бойней и придумать нельзя. Но если заглянуть в энциклопедию, или в энциклопедический словарь, или иную справочную литературу, то все более или менее вставало на свои места:
  "Война Алой и Белой розы (1455-85), - кровавая феодальная борьба за английский престол между двумя линиями королевской династии Плантагенетов - Ланкастерской (в гербе - алая роза) и Йоркской (в гербе - белая роза)".
  (Большая Советская Энциклопедия, 1950 г., т.2, стр. 32)
  Выходит, это просто гербы. Красиво, конечно, но уже понятно - гербы, как и имена, как правило, не выбирают, если только мы не находимся в самом начале обретения родом герба.
  То же, что и в приведенной цитате, можно прочесть и в позднейших изданиях Большой Советской Энциклопедии, в частности, 1977 года, и в энциклопедических словарях, советском 1984 года, и Популярном, научного издательства "Большая Российская энциклопедия", 1999 года, да и практически во всех прочих справочниках, где данная формулировка повторяется слово в слово.
  Но увы, это лишь пример кочующей из издания в издание ошибки, ошибки перевода, или иного добросовестного характера заблуждения - ведь это логично, предположить, что символизировать могущественные враждующие роды были призваны их гербы. Что могло сильнее наложить отпечаток на восприятие человека тех времен, чем геральдика?
  
  В англоязычной литературе розы Йорков и Ланкастеров обозначены не более, чем словом badges - знаки, личные символы, широко применявшиеся в средние века параллельно с институтом геральдики, встречающиеся сплошь на личных печатях, надгробиях, знаменах, иногда в оформлении гербов, но не в самих гербах.
  Для чего же понадобились эти знаки?
  Что первым бросается в глаза при взгляде на гербы представителей домов Йорка и Ланкастера? Только то, что те и другие - близкие родственники, их гербы практически одинаковы, являясь незначительными вариациями герба, принятого на себя Эдуардом III, развязавшим столетнюю войну за французский престол - четверочастный щит, первое и четвертое поле голубые, усеянные золотыми лилиями Франции, второе и третье - красные, с тремя золотыми леопардами Англии. Возможно, кому-то больше бы понравилось именовать голубой цвет лазурью, а красный червленью, но не будем изощряться, в российской геральдике не было столь строгой терминологии как, к примеру в английской или французской, а если начать "для сохранения колорита" пользоваться терминами "azur" или "gules", меня вряд ли многие поймут, а запутывать читателя сейчас хотелось бы меньше всего. Поэтому, постараемся разъяснить все как следует, хотя большинство, наверное, уже догадались, что означают лилии и леопарды в гербе Эдуарда III. Леопарды достались ему в наследство как Плантагенету, потомку герцогов Нормандских (два леопарда из герба Нормандии и присоединившийся к ним в итоге брачного союза Генриха II и Элеоноры Аквитанской, леопард Гиени), а лилии возникли из притязаний самого Эдуарда на французский престол, как единственного прямого наследника Филиппа IV, пусть и по женской линии, ведь англичане не признавали, в отличие от французов так называемого салического закона: "В земле салийской нет наследниц - женщин", а заодно не желали признавать и Францию "землей салиев", утверждая, что данная земля географически находится совсем в другом месте, и к Франции не имеет никакого отношения. Не то, чтобы англичане придумали такой подход к проблеме только ради данного случая, наследование по женской линии действительно имеет в Британии глубокие корни, уходя своей историей во времена древних бриттов, а то и дальше, если считать бриттами лишь последнюю волну кельтских переселенцев с материка.
  Это непризнание салического закона сыграло свою роковую роль и в войне Алой и Белой розы. Ведь поначалу превосходство Ланкастеров было очевидным, как потомков Джона Ганта, четвертого сына Эдуарда III перед Йорками - потомками Эдмунда Лэнгли, пятого сына Эдуарда III, но к тому времени, когда разгорелась распря, в результате очередного брачного союза, Йорки оказались по женской линии потомками дочери третьего сына Эдуарда III Лайонела. И результаты оказались плачевными... Ничего не поделаешь, их притязания на английский престол были как минимум столь же весомым, как и притязания Эдуарда на французский, не считая прочих частностей, способствовавших гражданской войне, как то: потеря одного за другим владений во Франции, народные волнения и прочие проявления несостоятельности, которыми отметилось правление последнего короля династии Ланкастеров, Генриха VI.
  Итак, распря разгорелась. Но могли ли гербы родов явиться их символами - знаменами, лаконичными и яркими? Гербы одинаковые, различающиеся лишь необходимыми элементами, означающими положение и старшинство их носителей в роду - турнирными воротниками (титлами) вверху щита и бордюрами вокруг все тех же лилий с леопардами.
  Затем и понадобились эти знаки - Алой и Белой розы. Почему розы? Как два расцветших враждующих за свет солнца цветка на одном побеге Плантагенетов, получивших само это имя от побега ракитника, который был личным символом-знаком (не гербом) Генриха II, первого короля этой династии, еще в бытность его графом д"Анжу.
  Белый и красный цвет - подобно белым и красным фигуркам шахмат и враждующим драконам из старинных бриттских легенд. Причем, белый дракон означал в тех легендах саксов или англов, тогда, как красный дракон, собственно, бриттов. Йорк, он же римский Эборакум или Эборак саксов - одно из старейших саксонских княжеств на территории Британии, так что, игра ассоциаций здесь вполне возможна, хотя и необязательна.
  Тюдоры, пришедшие следом, взяли своим символом совмещенную ало-белую розу, эти совмещенные цветки и теперь можно увидеть в оформлении, обрамляющем герб Великобритании.
  
  Описание некоторых гербов потомков Эдуарда III, в том числе, взявших своим символом Алую и Белую розы.
  
  1. Эдмунд Лэнгли, герцог Йоркский, пятый сын Эдуарда III: щит четверочастный, "франко-английский", обремененный серебряным трехконечным титлом (турнирным воротником, фигурой, накладывающейся вверху, "во главе" герба и представляющей собой перекладину или неширокую полосу с тремя или больше недлинными отростками книзу), каждый из концов обременен тремя облатками (безантами, фигурами в виде кружков)
  Описание изображения с печати, датируемой 1391 годом.
  
  2. Ричард, граф Кембриджский, младший сын Эдмунда Лэнгли: вариант отцовского герба, с оконечностями титла, обремененными вместо облаток фигурами испанского герба (по три фигуры в каждом отростке, одна над другой) - башнями Кастилии (в правом и центральном сдвоенном отростке, правом его фрагменте /на всякий случай напоминаю, что правая сторона в гербе та, что относится к правой руке воображаемого рыцаря, стоящего за щитом и левая для того, кто смотрит на герб "снаружи"/ и Лионскими львами в левом отростке и левом фрагменте центрального).
  
  3. Ричард, герцог Йоркский, сын Эдуарда, графа Кембриджского, герб такой же, как у деда, Эдмунда Лэнгли - с титлом, обремененным облатками. Немного меняется изображение французских полей герба, вместо старого, усеянного лилиями (ancient) поля, в каждом - по три цветка лилии - два расположены выше, один ниже (modern).
  Описание изображения с печати, датируемой 1436 годом.
  
  4. Эдуард, Черный принц, - щит четверочастный "франко-английский", чистое титло (символ прямого наследника). Тип французских полей герба - ancient.
  Описание изображения с надгробия.
  
  5. Ричард, принц Уэльский (впоследствии Ричард II) сын Эдуарда, Черного Принца - герб тот же, с чистым титлом.
  Описание изображения с печати.
  
  6. Генри Монмутский (впоследствии Генрих V), сын Генриха IV (династия Ланкастеров), внук Джона Ганта, - герб тот же, с чистым титлом. Тип французских полей - modern.
  Описание изображения с печати.
  
  7. Джон Гант, герцог Ланкастерский, четвертый сын Эдуарда III. Тип французских полей - ancient, концы титла горностаевые (на каждом по три символа горностаевого меха).
  
  8.Джон де Бофор, граф и маркиз Сомерсет, сын Джона Ганта, герб без титла, окруженный бордюром из отрезков попеременно голубых и серебряных.
  
  9. Хэмфри Ланкастерский, герцог Глостер, четвертый сын Генриха IV. Тип французских полей - modern, бордюр серебряный.
  Описание изображения с личной печати.
  
  10. Ричард Глостер, впоследствии Ричард III (династия Йорков), трехконечное титло, концы горностаевые, обремененные небольшими накладками красного цвета, обозначающими кантоны Швейцарии. Тип французских полей - modern.
  
  11. Джордж Плантагенет, герцог Кларенс, брат Эдуарда IV и Ричарда III - трехконечное титло, концы обременены накладками красного цвета швейцарских кантонов. Тип французских полей - modern.
  
  12. Джон, герцог Бедфордский, третий сын Генриха IV, пятиконечное титло, два конца справа горностаевые, три слева - голубые, обремененные каждый тремя золотыми цветками лилии. Тип французских полей - modern.
  24.02.2003
  

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) А.Тополян "Механист 2. Темный континент"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) К.О'меил "Свалилась, как снег на голову"(Любовное фэнтези) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) С.Панченко "Warm. Генезис"(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"