Косов Сергей Михайлович : другие произведения.

Момент творения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Повесть в процессе написания.


МОМЕНТ ТВОРЕНИЯ

ПРОЛОГ

  

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог"

(первая строка книги Нового Завета "Евангелие от Иоанна")

  
   - Надоело, - с отвращением сказал Миха, - Эти чужие игрушки - тупые и непонятные... Примитивные движки... Высосанные из пальца сюжеты... Вяло, скучно и неинтересно!
   Я взглянул на экран, где в правом нижнем углу отражалась картинка с изображением моего друга: он, развалившись в удобном кожаном кресле, грыз яблоко и задумчиво таращился в монитор - это было видно по его взгляду, отстраненно изучающему свое новое творение.
   - Отвратительно, - повторил Миха, - Кто бы мог подумать, что "Delete Games" может так низко опуститься?!
   - Людям нравится, - заметил я.
   - Им просто не с чем сравнивать, - парировал он, заправским баскетбольным броском отправляя огрызок в мусорную корзину.
   - Ты опять что-то задумал, - убежденно сказал я, - Когда на твоем лице возникает это выражение...
   - Ну да, - не стал отпираться он, - На, вот, взгляни. Нарыл в сети недавно.
   Его пальцы прошуршали по клавиатуре, и в окошке чата высветился линк.
   - Monstro ex Machina, - вслух прочитал я, перейдя по ссылке, - Это что - название нового движка?
   - В точку! - хмыкнул он, разглядывая картинку с моей веб-камеры у себя на мониторе. Я был в этом абсолютно уверен, потому что всегда знаю, когда на меня смотрят, - неважно, происходит ли это в помещении, на улице или, как сейчас, посредством дистанционного "подглядывания".
   - Ну, что скажешь?
   - Интересно, - откликнулся я, просматривая материалы сайта, - Судя по рекламе, у него отличный потенциал...
   - Отличный - не то слово, - возразил мой друг чуть сердито, - Я немного попрактиковался с ним в свободное от работы время. Движок - высший класс! И бесплатный, заметь.
   - А в чем подвох?
   - Еще не знаю, - он беззаботно пожал плечами, - На первый взгляд он довольно сложен и громоздок, много ненужных и пока непонятных функций - в общем, не самая удобная вещь для конструирования игр.
   - А на второй взгляд?
   - А на второй - он еще сложней, чем на первый, - Миха улыбнулся чуть виновато, как бы извиняясь, что даже ему не удалось с наскока "въехать" в функционал чужой программы, - Мне нужен как минимум месяц, чтобы разобраться, что к чему. Он совсем новый - на него еще даже видеоуроков нет, представляешь?!
   - Обалдеть! - сказал я почти искренне, - Как же ты умудрился его найти?
   - Друг посоветовал. Самое интересное, что нагуглить его практически невозможно. Нет, ну сам посуди, кому в трезвом уме придет в голову называть свой движок "Монстр из машины"?
   - Может тебе? - осторожно предположил я.
   - Черта с два, - он сердито фыркнул и потянулся за очередным яблоком, - Скорее уж тебе, если бы ты на самом деле был программистом.
   - Вот спасибо!
   - Да на здоровье. Как ни крути, но ты - не программер, и никогда им не был. Твое призвание в другом...
   Я промолчал, всем видом изображая оскорбленную добродетель. Миха, конечно, прав - ну какой из меня ко всем чертям программист? Любитель - не более. Но признавать это было как-то... неприятно.
   - Да ладно тебе, - мой друг как всегда четко уловил перепад моего настроения и со своей обычной слоновьей грацией попытался исправить содеянное, - В нашем дуэте у тебя особая роль...
   - Угу, - пробормотал я, - Пинать тебя для ускорения прогресса и следить, чтобы ты не увлекся очередной бредовой идеей, верно?
   - Думаешь, мало? - Миха патетически взмахнул яблоком, как если бы у него в руке была дирижерская палочка, - Нет, правда! Если бы ты знал, Серег, сколько по-настоящему хороших идей умерло оттого, что не нашлось человека, наподобие тебя, который бы смог по достоинству оценить их глубину и заставить кое-кого довести до работу до конца.
   - Подлиза! - сказал я с чувством.
   Он засмеялся громко и так заразительно, что даже я, будучи не в самом добром расположении духа, не мог не улыбнуться в ответ. Он всегда смеялся, когда ему удавалось одержать пусть и маленькую, но победу в нашем непрекращающемся полушутливом противостоянии.
   - Ладно, - сказал он, все еще ухмыляясь, - Продолжим обсуждение?
   - Давай, - согласился я, - Колись, что придумал на этот раз?
   Он подался вперед: лицо его заполнило окно видеосвязи почти полностью, и на этот раз его глаза были устремлены прямо в камеру - на меня:
   - Давай создадим игровую Вселенную!
   Я тоже не отрывал взгляда от линзы веб-камеры - в такие моменты просто необходимо создать полное ощущение контакта, - но уголком глаза следил за ним. Он не шутил. И энтузиазм его на этот раз был неподдельным и всепоглощающим - похоже, возможности нового движка произвели на моего друга намного большее впечатление, чем он пытался показать. Пожалуй, если парень не перегорит, у нас и в самом деле может выйти что-то стоящее.
   - Вселенную... - откликнулся я, откидываясь на спинку кресла, - Эк ты, брат, загнул. Что там делать нормальному онлайновому геймеру в этой твоей вселенной?
   - Да что угодно! Летай, воюй, строй, открывай звезды, осваивай новые планеты - все как в жизни...
   - Стой! Стой, Миш, не лети, - на этот раз мне пришлось играть несвойственную мне роль холодного скептика - как правило, строить прожекты и воздушные замки была моей прерогативой, а друг их со знанием дела и с превеликим удовольствием, проистекающим из необоримой лени, разрушал, - В какой такой жизни? Сколько человек из миллиона имеет шанс полететь в космос? Не говоря уже о других планетах или там звездах. Ты сейчас про какую жизнь говоришь?
   - Блин! - Миха яростно почесал в затылке, встопорщив густую шевелюру, - Ты прав, Серег. Чего-то меня занесло не туда. Забудь!
   Глаза его приняли почти нормальное выражение. Почти - потому что в глубине их по-прежнему тлела та яростная сумасшедшинка, свойственная любому творцу, стоящему на пороге великого свершения.
   - Ладно, - сказал я примирительно, - Про вселенную я понял. Можно попробовать. Но ответь на один простой вопрос: что такого в этом движке, что ты как с ума сошел? Он что, сам вместо тебя скрипты пишет и модельки делает, с текстурами?
   - Не знаю, может и пишет... - рассеянно ответил мой друг, снова откидываясь в кресле и напуская на себя безразлично-скучающий вид, - Тут совсем в другом дело, Серег. Совсем в другом...
   Он погрузился в размышления, механически клацая мышкой - что-то там у него на экране происходило. Через полминуты я понял, что если ничего не предпринять, то он так и будет сидеть, витая в неведомых эмпиреях. А потом придет Нина и прервет наше общение самым радикальным образом...
   - Я тебя убью, - сказал я злобно.
   Миха пристально взглянул на меня, и его губы вновь растянула полуироничная, полунасмешливая ухмылка.
   - Все дело в том, дружище, - сказал он, как будто и не было паузы в нашем разговоре, - что этот движок позволяет создать NPC-модель с практически неограниченной свободой действий, и...
   - Чё ты мне паришь? - не выдержал я, - Так не бывает! Не бывает "свободы действий" у "неписей"! Тем более - неограниченной! Ты им сам эту "свободу" прописываешь! Скриптами!...
   - Знаешь, Серж, если бы месяц назад ты мне "залечил" нечто в этом роде, - то, о чем сам тебе сейчас толкую, - я бы решил, что ты спятил. А сейчас я общаюсь с тобой, обсуждаю новый движок, думаю о жене и дочках и... смотрю на созданного мною "непися", который находится внутри "комнаты" - ну, просто кубик нарисовал и засунул его туда. И знаешь в чем прикол? Он упорно пытается оттуда выбраться.
   - Кто?
   - Что кто?
   - Кто откуда пытается выбраться?
   - Вот ты - балбес! Непись из кубика пытается выбраться! И не может!
   - И? - я затаил дыхание.
   - Что и? Можешь верить, можешь нет, но я абсолютно не прописывал ему никакой модели поведения - просто присвоил базовые параметры и все. А сейчас у меня полное впечатление, что его поведение полностью разумно и логично - причем логично именно с нашей, человеческой, точки зрения.
   Вот тут-то меня и зацепило...
  

ГЛАВА ПЕРВАЯ

  
   "1. В начале сотворил Бог небо и землю.
   2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водой.
   3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
   4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
   5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один".

(Ветхий Завет, Книга "Бытие", Глава 1)

  
   Следующий наш разговор на тему создания новой игры состоялся только через месяц, который Миха у меня выгрыз "на изучение возможностей движка и вообще...". Скорее всего, он решил предаться своему любимому занятию - ничегонеделанью, а для этого ему просто необходимо было избавиться от моего пригляда, вкупе с назойливой опекой и мониторингом "его героических свершений на ниве игродела".
   Друг мой был весел, горел энтузиазмом и, в общем, излучал море положительной энергии, что случалось с ним далеко не часто, ибо по природе своей он был флегматичным пессимистом и редко что брал на веру.
   - А-а, Сержио! - приветствовал он меня, когда моя злая, невыспанная физиономия возникла на экране его монитора, - Уж и не чаял свидеться. Ты куда пропал?
   - Как и договаривались, месяц тебя не дергал. Смотрю, тебе это только на пользу пошло.
   - Не без того, - колко уязвил он меня, - А что? Никто не дергает, не стоит над душой и не требует немедленного воплощения своих "завтрашних" фантазий.
   - Чего-то это - завтрашних? - хмуро пробурчал я.
   - Оттого это, что тебе реализация всегда "вчера" нужна, - захихикал он, - Поэтому и "завтрашних".
   - Умный, да? - огрызнулся я.
   - А то! - ухмыльнулся он в ответ, - А еще красивый и чертовски обаятельный.
   - И еще у тебя красавица жена и две дочки-близняшки. Так что ты - воплощенный мачо и гений в одном флаконе.
   - Ну, так уж сразу и мачо, - притворно засмущался он. "Гения", разумеется, он воспринял как должное.
   - А как тебя иначе назвать? - развеселился я, - Мачо и есть. Умный, чертовски обаятельный красавец - покоритель женских сердец и любимец детей.
   - Смейся, смейся, - благодушно разрешил он, - Что ж поделать, если я и вправду такой?
   - Ладно, мачо-ломаччо, - сказал я, переходя на серьезный тон, попытавшись при этом сохранить атмосферу взаимопонимания и доверительности, - Колись, что там с новой игрушкой намутил?
   - Адаптировал механизм генерации поверхности планет под новый движок, - тут же отрапортовал он, как будто только и ждал вопроса. А, впрочем, может и ждал - кто его знает?
   - Решил пойти от частного к общему? - понимающе кивнул я, - А смысл?
   - Честно, Серег, мне жалко того непися.
   - Чего? - не понял я, - Какого непися?
   - Ну, помнишь, я тебе рассказывал, что первым делом для проверки параметров движка сделал непися...
   - Которого посадил в домик без окон и дверей? - перебил я, - Помню. И что? С чего бы ты вдруг стал жалеть тупого бота?
   - Самое интересное, что он - не тупой, - Миха вдруг как-то сник под моим взглядом, засуетился, перекладывая что-то там у себя на столе, - Ну, не тупой в том смысле, какой мы обычно вкладываем в слово "бот".
   - Гм, - сказал я недоверчиво, - Как-то у тебя все расплывчато и непонятно. Что значит "не тупой"? Как вообще может быть "не тупым" программный код?
   - Да чтоб я лопнул, если знаю, - ответил он сердито, - Просто не тупой - и все. Умный он, понимаешь? Умный!
   Я пригляделся к нему внимательней, но так и не смог найти признаков зарождающегося безумия. Скорее наоборот - по сравнению с его сытой и благодушной физиономией моя выглядела как образец "злобного гения" - профессора Нимнула из мультика "Чип и Дейл спешат на помощь". Только очков с большими диоптриями не хватало - для антуражу.
   - Ты не перегрелся, часом? - ласково поинтересовался я, - Голова не болит? Давление не скачет?
   - Да пошел ты, - уже не на шутку разобиделся мой друг, - Сам дурак!
   - Не обижайся, - я улыбнулся ему одними губами, - Просто ты такие вещи говоришь...
   - Что вижу, то и говорю, - огрызнулся Миха, - Ты же знаешь, у меня нет привычки выдумывать..., как у некоторых. И вообще, генерацию поверхности надо делать? Надо. Так почему бы и не совместить одно с другим?
   - Да я разве возражаю? Надо - делай, - я решил на время забыть про "умного" бота и сосредоточиться на текучке, - Как у тебя работа по движку продвигается, кстати? Разобрался что к чему?
   - Вот, ты, блин, даешь - разобрался! Ты хоть представляешь, что это за движок? Хочешь, насмешу?
   - Ну, попробуй, - не стал возражать я.
   - Он весь - от начала до конца - писан на ассемблере!
   - Ох, нифига себе! Все полтора гига?!
   - Не все, - быстро поправился он, - но большая его часть - примерно гиг, или чуть меньше. Остальное - библиотеки, ассеты и прочая муть. Я пока не вникал особо. Нет, ты только представь: гиг ассемблерного кода! Я даже предположить не могу, что туда можно запихать - в такой-то объем!
   - Насколько помню, - медленно, растягивая слова, сказал я, - написание и отладка кода на ассемблере - та еще задачка, нет?
   - Вот смотри, - принялся объяснять мне мой друг, довольный, что его больше не принимают за сумасшедшего, - Для начала разберем языки высокого уровня, наподобие СИ или твоего любимого ЛУА. В них одна строка в среднем составляет сто символов, что значит для этого движка - примерно десять миллионов строк кода. Если условно принять, что на одной странице умещается шестьдесят строк текста, то для создания нашего с тобой "монстрика" надо написать 166.666 страниц. Это "томик" толщиной 83.333 листа...
   - А если среднюю книгу принять за сто пятьдесят листов, - подхватил я его мысль, - получается пятьсот пятьдесят пять с половиной книг. Нехилая такая библиотека - для одного движка...
   - Теперь перейдем к ассемблеру. Одна строка на языке высокого уровня соответствует максимум десяти строкам на асме. Иногда меньше, но это неважно сейчас. Плюс строка в асме короче, так как состоит обычно из команды - это три-пять символов, и операнды - это еще три-пять символов. В итоге команда на асме будет длиной от шести до десяти символов. То есть строк кода будет больше, чем на языке высокого уровня, в несколько десятков, а то и сотен раз. Вот и считай.
   Я молчал, придавленный тяжестью цифр и громадой объема, внезапно обрушившегося на меня подобно снежной лавине. Миха тоже подозрительно притих - похоже, до него только сейчас по-настоящему дошло, с чем нам пришлось столкнуться.
   - Слушай, - сказал я, наконец, - Но ведь кто-то же это написал...
   - Не знаю, - ответил он задумчиво, - Может, и написал. Только представить не могу - кто. Даже если всех профессиональных программеров, разбирающихся в асме, засадить за эту работу, то и тогда им потребовалось бы несколько лет, чтобы довести до ума это чудовищное недоразумение.
   - А главное, зачем им это может понадобиться?
   - Вот это-то меня и пугает, дружище. Зачем?
  

***

  
   Мэнька с довольным видом носился по свежевыпавшему снегу и заливисто лаял на птиц, которые, нахохлившись, сидели на ветках тополей и почти не обращали на него никакого внимания. Птицам, в отличие от моего пса, совсем не нравилась погода: из облаков, почти касавшихся своими мохнатыми шубами крыш окрестных пятиэтажек, беспрестанно сыпала снежная крупа, низовой ветер подхватывал ее у самой земли, швырял в лица редким в это время суток прохожим и рассыпался легкой искрящейся пылью, застряв в колючих ветках акации. Где-то там за облаками солнце стремительно валилось на запад, и сгущающиеся сумерки копились в закутах сиренево-черными тенями, предвещая скорое наступление темноты.
   Я шагал по полузасыпанной снегом тропинке, засунув руки в карманы пуховика, и размышлял о нашем с Михой недавнем разговоре. Прогулка происходила по давно заведенному маршруту - каждый раз с небольшими вариациями, чтобы не примелькался пейзаж. Мэнчи, чуть ли не с рождения приученный не выбегать на проезжую часть, радостно носился по свежему снегу, то мелькая в отдалении мохнатым, рыжим колобком, то неожиданно, как ему казалось, выскакивая из-за кустов, - бросался мне в ноги, крутился вокруг, обнюхивая предметы, привлекшие его внимание, и время от времени задирал лапу.
   Я, как обычно, занимался самокопанием, пытаясь разобраться в себе и в своем отношении к новым, внезапно открывшимся обстоятельствам.
   Ни я, ни Миха даже мысли не допускали, что будем писать свою игру-мечту на каком-то другом движке, - уж слишком фантастические перспективы открывались перед нами! Другое мучило - кто и с какой целью подбросил нам это кошмарное творение спятившего гения программирования?
   В том, что эту программу нам мягко и ненавязчиво "подвели", сомнений не оставалось. Взять, хотя бы, то, что сайт "разработчиков" открывался только с моей и Михиной "машины" - и ни с чьей больше. При попытке зайти на него с других компов сайт упорно отрицал свое существование. Ему вторили и Гугл с Яндексом, подтверждая "отсутствие наличия". Сохранить страничку, не говоря уж о возможности скачать все содержимое одним куском, тоже не получилось. Миха сказал, что так не бывает, но после пятой попытки сдался и "забил" - я, кстати, пробовал намного больше раз и ухлопал на это безнадежное занятие целый вечер и часть ночи.
   Друг, который и порекомендовал Михе новый движок "с потрясными возможностями", его внимательно выслушал, пожал плечами и посоветовал не заниматься ерундой - он совершенно не помнил, откуда до него дошла инфа о "монстре из машины", и не видел никакого смысла напрягать извилины для выкапывания никому не нужных подробностей.
   Как бы то ни было, свои права на пользование чудо-софтом мы на всякий случай зарегистрировали. Подали заявку на "шпионский" сайт и, спустя пару недель, на Михин адрес пришла бумага на официальном бланке и со всеми положенными печатями. Сертификат гласил, что гейм-студия "Звездный странник" в лице учредителя Имярек получается все права на использование программного обеспечения Monstro ex Machina в целях создания одной игры. Архитектура и назначение игры, а так же количество пользователей - без ограничений и запретов.
   - К такой бумаге ни один копираст не придерется, - довольно хмыкнул мой друг, бережно складывая драгоценный документ и пряча его обратно в голубоватый конверт плотной бумаги, в котором сертификат пришел на почту.
   - Смотри, чтобы Настя до него не добралась, - съехидничал я, - Она тебе своим маркером живо лишних печатей нарисует.
   - Не доберется..., надеюсь, - неуверенно протянул он, задумавшись. Потом тряхнул головой, осененный внезапной идеей, - Я её на работе в сейф спрячу.
   - Кого? Бумагу или Настю?
   - Бумагу, конечно, - хихикнул Миха, представляя себе зрелище притаившейся в сейфе проказницы-дочки, - На кой мне Настя сдалась в служебном сейфе? Она мне там всю документацию изрисует.
   - Главное, чтобы не дома, - откликнулся я, и на этом тема была закрыта.
  

***

  
   - Что делаешь? - руки жены нежно обвились вокруг шеи. Она потерлась щекой о мою щеку, глядя в монитор поверх моего плеча.
   - Творю, - пробурчал я, нехотя выныривая из состояния рабочего полутранса и приобнимая ее в ответ.
   - Что творишь? - сегодня Иришка была настойчивей, чем обычно, - достало, видать, одиночество на диване в гостиной, перед телевизором.
   - Свет, - признался я честно.
   - Каких таких Свет? - ее длинные и острые коготки угрожающе заскребли меня по загривку, - Пока я в там телевизор смотрю, ты уже каких-то Свет себе завел? Со всякими там коровами романы крутишь?!
   - Да нет, - поспешил оправдаться я, - Миха поручил мне выставить свет на сцене, вот и мучаюсь...
   - Не получается? - голос любимой мгновенно из шутливо-угрожающего стал мягким и участливым.
   - Как-то не очень. Вижу, чего-то не хватает, а вот чего - не соображу никак.
   Иришка, прищурившись, оглядела сцену на мониторе, наклонила голову влево, вправо...
   - Какое-то у тебя оно все плоское и мрачное, - заметила она, наконец.
   - Сам вижу, малыш, - я постарался не позволить накопившемуся многочасовому раздражению прозвучать в моем голосе, - Не могу понять, в чем тут дело, хоть ты тресни. И так пробую, и эдак - ничего не выходит.
   - А где солнце? - спросила она, - Как ты делаешь свет без солнца?
   - Солнце потом, - терпеливо объяснил я, - Сначала надо выставить общий свет. Ненавязчивый. Ну, например, представь себе подсветку на сцене: есть прожектор, который светит на актера или там певца, а есть софиты, которые создают объем и приглушают тени. Мне нужны именно софиты - зритель их не видит и не обращает внимания, он даже не понимает, что они светят. А вот выключи их, и сразу будет видна разница.
   - И где у тебя эти софиты? - с сомнением спросила она, - Что-то я их ни капли не наблюдаю.
   - Вот здесь, и вот, и вот здесь тоже, - объясняя, я включал и выключал "лампочки", показывая, как работает освещение сцены.
   Ириска еще раз внимательно оглядела пейзаж, который я выбрал методом "случайного тыка" на сгенеренной по Михиному алгоритму поверхности планеты. Пейзаж представлял собой плоскую, ничем не примечательную долину, окаймленную на горизонте зубцами гор, казавшихся серыми картонными кляксами на фоне абсолютно черного неба.
   - Ну, не знаю, - сказала она, с сомнением, - У меня такое чувство, что у тебя земля отдельно, а свет отдельно.
   - Знаешь, - заметил я саркастически, - У меня почему-то точно такое же чувство.
   - Тебе не хватает отражений, - вынесла она свой вердикт после минутного созерцания унылого безобразия, творившегося на экране.
   - Как это? - мгновенно напрягся я, ощущая на своей щеке тончайшее прикосновение крыла птицы-удачи, и боясь в него поверить.
   - Не знаю, - Иришка беззаботно пожала плечами, будто стряхивая с себя очередную порцию проблем, которые она вот так, походя, решила одной фразой, - Просто вижу, как должно быть, и как есть.
   Ее тонкий пальчик с изысканным маникюром коснулся экрана.
   - Вот здесь, и вот, и вот здесь тоже, - она слово в слово передразнила мои слова, сказанные парой минут ранее, - Должно отблескивать... Как будто звезды светят, понимаешь?... Кстати, почему у тебя на небе нет звезд?...
   - Погоди-ка, малыш, - я напряженно размышлял, пытаясь выстроить в голове новую концепцию освещения и мысленно прикидывая ее реализацию на нашем "монстрике" - мимоходом оброненное Михой определение подходило нашему движку как нельзя более точно.
   Кажется, должно получиться!
   Я быстренько накидал скрипт, бессовестно слизав большую его часть с уже написанного Михой генератора поверхности и полностью завязав его на аппарат расширенного анализа и коррекции, зашитые в движок.
   - Ну, пробуем, - сказал я, наконец, и запустил игровой режим...
   - Ух ты! - через пару секунд выдохнула жена, не отрывая глаз от монитора, - Ничего себе!
   Завороженно мы смотрели на изумительной четкости картинку, возникшую перед нашими глазами. Холмистая широкая долина, слегка стиснутая с боков протянувшимися от далеких гор отрогами, убегала к изломанной линии горизонта, где исчезала, постепенно истаивая в черных провалах ущелий, угадываемых лишь по более насыщенной, густой тьме, черным туманом клубившейся в их глубине. Свет шел ниоткуда и, словно бы, отовсюду: едва угадываемый не глазами даже, а сознанием, - серебристый, как затухающее дрожание струн, наполняющих подступающую тишину еле слышным послезвучием последнего аккорда.
   - Красиво, - задумчиво протянула жена, по-прежнему не в силах оторваться от картинки, - Это и есть ваша новая игрушка?
   - Часть ее, - голос мой был хриплым от волнения и рвущегося наружу ликования, - Вообще-то это целая планета.
   - Правда? - восхитилась Ириска, - Можешь показать?
   - Легко.
   Я приподнял камеру на высоту пары километров, чтобы было видно, как круглится горизонт, но, при этом, не терялась четкость деталей, и повел ее вперед на умеренной скорости. Подобно бесплотному духу мы неслись над поверхностью, и новые, не менее восхитительные виды открывались нашим глазам.
   Вот на горизонте серебристой полоской мелькнуло море. Надвинулось плавно, стремительно, заполнило собой всю ширину экрана - холодное и безжизненное в мертвенном свете нерожденных звезд. Оно представилось мне вдруг зловещим исполином, по шкуре которого время от времени пробегает неведомо откуда взявшаяся волнистая рябь.
   Чтобы избавиться от наваждения я стал поднимать камеру все выше, пока все планета не предстала перед нами целиком - огромный, словно подсвеченный изнутри жемчужный шар, лежавший на бархате беззвездной пустоты. Тьма вокруг планеты была почти осязаемой и... злой. Смотреть на нее было неприятно, но она невольно притягивала взгляд - хотелось вглядываться в нее в надежде увидеть хотя бы призрачный отблеск звезд, которых там не могло не быть, но... которых не было.
   - Жуть какая, - сказала Ириска, - Вечно ты, Сержка, все испортишь. Пошли спать лучше...
  

ГЛАВА ВТОРАЯ

  
   "6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
   7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью,
   от воды, которая над твердью. И стало так.
   8. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй".

(Ветхий Завет, Книга "Бытие", Глава 1)

  
  
   - Вата какая-то, - хмуро буркнул Миха, страдальчески морщась, - Ничего не выходит.
   - Вата - вата, вада - вада, - промурлыкал я себе под нос, размышляя над решением очередной мини-задачи, которую мой друг спихнул на меня от щедрот душевных, - Кстати, дружище Мишель, знаешь, что такое "вада" на турецком?
   - Чего? - от неожиданности Миха даже отвлекся от проблем, судя по его виду, причинявших ему невыносимые душевные страдания, - Ты о чем вообще?
   - "Вада" на турецком языке означает "договор", - сказал я.
   - Голова болит, - мгновенно отреагировал он, картинно схватившись за вышеназванную "конечность" и корча как можно более жалостливую физиономию, - Не могу работать.
   - Симулянт, - укорил я как можно более строго, - Как она может болеть, это же кость?
   - Баян, - задорно отозвался он, - Баянистый баян. Вот с такой бородой.
   Он показал, докуда, по его мнению, должна расти борода у этого баяна.
   Я улыбнулся в ответ:
   - Миш, не забывай, тебя в камере не видно всего. Так что, докуда ты там показываешь, покрыто мраком неизвестности.
   - Ладно, в общем, ты понял, - ухмыльнулся он, - Насчет договора нашего - пока ничего определенного не могу сказать. Не получается у меня с физикой мира.
   - Что не так? - заинтересовался я.
   - Все не так.
   - Еще бы конкретику послушать... - протянул я.
   - Ну, вот смотри, - отозвался Миха чуть раздраженно, - Я сгенерил планету, загнал туда все возможные физические параметры - благо "монстрик" это позволяет - и что я получаю в результате?
   - Не томи! - подыграл ему я, выдержав положенную паузу.
   - Вода получается!
   - Если бы ты объяснил, что имеешь в виду, наверное, я бы подумал, как тебе помочь.
   - Все просто, и в то же время непросто, - сказал мой друг, что-то при этом набирая на клавиатуре. От того, что он делал два дела одновременно, голос его звучал немного рассеянно, как будто он разговаривал сам с собой - впрочем, скорее всего, именно так оно и было, - У нас есть вода, которая составляет мировой океан. Есть воздух, который является атмосферой. И есть вакуум, который заполняет пространство до тех пор, пока мы не сгенерировали остальную вселенную. Вроде бы все логично и понятно, но... в создаваемом нами мире воздух и вакуум имеют свойства "воды" - не физические, а даже не знаю, как их назвать, информационные что ли. В общем, при попытке прописать взаимодействие между средами я упираюсь в тот факт, что движок любую из этих сред воспринимает как воду. И реагирует соответственно - само собой, вовсе не так, как мне нужно.
   - Фигассе! - сказал я.
   - Веришь - нет, я голову сломал, но так и не придумал, как обойти это ограничение. Может нам стоит подыскать для себя чего попроще?
   - Даже помыслить не смей! - вскинулся я, - Я тебя знаю: через неделю работы с "чем-то попроще" ты начнешь вздыхать и ныть, что у тебя нет возможностей "монстрика". И в результате мы все-равно придем к тому же, на чем остановились в этот раз.
   - И что же делать? - тоскливо вздохнул он.
   - Не знаю, - отрезал я, - Думай.
   Миха обиженно замолчал, по-прежнему что-то быстро набирая на клавиатуре, лишь иногда делая короткие паузы, чтобы мельком пробежать глазами уже набитое.
   - Как там твой голем поживает? - спросил я, желая сменить тему.
   - Кто?... Нормально поживает... Строит дворец.
   - Чего делает? - обалдело спросил я.
   Миха перестал печатать, взглянул на меня и улыбнулся.
   - Там в настройках свойства характера есть функция "креативность". Я вывел ее наполовину и создал для него нечто вроде инструментария - набор команд-заклинаний, с помощью которых он может создавать "материальные" объекты в пределах своего мира. Голем, как ты его называешь, решил построить дворец.
   - Я с вас фигею, дорогая редакция, - пробормотал я себе под нос, - Можешь показать?
   Миха включил screen-sharing и с высоты "птичьего полета" показал мне дворец, построенный ожившим неписем.
   Дворец, точнее дворцовый комплекс, построенный этим архитектором-самоучкой, потрясал воображение. Не связанный условностями гравитации, стиля, моды и общественного мнения разумный бот сотворил настоящее чудо: легкие, воздушные здания, шпили, башни, мостки и мостики, колоннады и анфилады, парки и газоны, фонтаны и каналы переплетались в застывшем танце, подобно невероятно красивой друзе горного хрусталя, вобравшей в себя серебряный свет звезд. Можно было часами смотреть на эту красоту, любуясь плавностью переходов, игрой света и тени, по-хорошему завидуя таланту мастера, воплотившего в камне извечную тягу человека к полету.
   Я очнулся от грез и мысленно обругал себя за поэтизирование образа безмозглого бота. Впрочем, после всего увиденного я уже далеко не так сильно был уверен в его безмозглости.
   - Как тебе? - спросил Миха, явно гордясь своим подопечным.
   - Нет слов, - честно признался я.
   - А я что говорил?
   - Говорил, - ответил я, подпустив в голос нотки раскаяния, - Да вот только я не верил, пока не убедился. Думаю, этот твой эльф и на большее способен.
   - Эльф, - нахмурился Миха, как всегда уловив для себя что-то важное и пропустив мимо ушей все остальное, - Почему эльф?
   - Я, конечно, не специалист по их архитектуре, но, судя по описаниям из фэнтезийных романов, именно так они, по идее, и должны были строить.
   - Не люблю эльфов, - авторитетно заявил он.
   - Как будто ты с ними сталкиваешься каждый день, - засмеялся я, - Это же не гастарбайтеры какие - вполне себе приличные персонажи.
   - Все-равно не люблю, - заупрямился он, - У нас будет онлайновый космический симулятор, а ты какие-то сказки впихиваешь.
   - Да ладно тебе, - попытался я его урезонить, - Твой перс- тебе и думать, как его лучше называть. Но насчет использования его "по прямому назначению" - подумай.
   - Как это? - мгновенно заинтересовался Миха.
   - Пусть помогает тебе решать проблемы с моделированием мира...
   Миха посмотрел на меня долгим взглядом, понял, что я вовсе не шучу, и выразительно покрутил пальцем у виска.
   - А ты попробуй, - не сдавался я, - Парень у тебя от безделья вон какие произведения искусства забабахивает, а ты его в черном теле держишь. Ты не торопись с ответом - подумай. В конце концов, ты ничего не потеряешь, даже если ничего не выйдет.
   - Ладно, - согласился мой друг, по-прежнему задумчиво глядя на меня, - Я подумаю.
  

***

  
   Я сидел на плоском камне, на краю той самой долины, картинка которой была на экране монитора, когда я учился "ставить" свет на сцене, и смотрел на далекие горы, чьи изломанные зубцы небрежными, грубыми мазками замыкали горизонт, придавая всему пейзажу цельность и законченность. Я ждал рассвета - первого на этой новосотворенной планете - и хотел встретить его именно здесь, в месте, где я впервые ощутил восторг созидания и переполняющее душу чувство причастности к чему-то огромному и необъятному.
   Страх перед бездной над головой пришел позже: он был острым и всепоглощающим, когда в ночных кошмарах я оказывался захвачен им - ужасом бесконечного падения в неизвестность, и нечто еще более невыразимо ужасное, притаившись, жадно ожидало в конце. Кажется, теперь я почти понимал восприятие древними ада, как вечное неостановимое падение в беспощадную холодную бездну - без звезд, без цели и без надежды на возвращение...
   - Ты опять боишься, - осуждающе сказал Лис.
   Он примостился вблизи, но не рядом, на таком же плоском камне, - его огненно-рыжая шуба слегка флюоресцировала в ночных сумерках, а хвост, роскошным манто укрывший лапы, чуть заметно подрагивал от волнения.
   - Терпеть не могу это, - я ткнул в нависшее над головой черное нечто, - Не могу заставить себя привыкнуть.
   - Я привык, - равнодушно отозвался мой необычный собеседник, как и я не отрывая глаз от горизонта, - Но у меня на это было намного больше времени.
   Я пожал плечами. Лис являлся в мои сны регулярно - в какой-то мере он их провоцировал, как он сам однажды смущенно признался, - и беседы с ним немало меня развлекали.
   - И все-таки не могу понять тебя, - сказал я, - Почему именно этот образ?
   - А я все ждал, когда ты меня об этом спросишь, - Лис ухмыльнулся во всю пасть, демонстрируя ряд великолепных, ослепительно белых даже в полумраке зубов, - Мне показался любопытным именно этот образ - только и всего.
   - А мне любопытно, где ты успел нахвататься всех этих образов? - проворчал я, - Насколько помню, Миха еще не начал заливать базу данных по животному миру. Да и не факт, что именно он будет реализован на этой планете.
   Лис засмеялся, как умеют смеяться только лисы и некоторые виды собак - шпицы, например, - растянув рот до ушей и часто, с придыханием выталкивая из себя воздух.
   - Микаэль - очень мудрый бог, - сказал он, наконец, с легким оттенком горечи, - Но в мудрости своей он, порой, не замечает мелочей. Он слишком прагматичен, чтобы допустить, что "тупой бот" сможет выйти за пределы предписанных ему программой ограничений. Я использую его канал для связи с тобой, а уже от тебя получаю любую необходимую мне информацию. К счастью, ты не запираешься от всего мира огненными стенами.
   - Маленький хакер, - засмеялся я, - Так вот кто регулярно перекачивает мой трафик! А я на Иришку грешил.
   - Иришка хорошая, - мой рыжий друг качнул из стороны в сторону лобастой головой, его уши на мгновение упали и вздернулись вновь, заставив затрепетать маленькие белые кисточки на концах, - Не стоит думать о ней плохо. У меня есть надежда показать ей мой мир во всей красе - как я показал его тебе. Но пока мне не удается войти в ее сны...
   - Ничего, дружище, - сказал я, улыбаясь, - Какие твои годы?
   Лис ничего не ответил. Он сидел, по-прежнему глядя на далекую линию горизонта, но теперь вся его поза выражала нетерпение и... надежду.
   - Годы, - пробормотал он, - Вот уже годы я жду рассвета, а он все не приходит. Не хочу пускать в душу тьму - она смотрит голодными глазами и манит... Как же я был рад, когда ты уговорил Микаэля поместить меня в этот мир! Я резвился в сотворенном тобой свете и был счастлив... Пока ты не сказал, что есть истинный свет. Пока я не увидел его там - в другой жизни.
   - И ты помог нам сотворить его здесь, - сказал я.
   - Я старался, - скромно заметил он, смущенно опустив морду.
   Потом он поднял ее, и глаза его зажглись восторгом. Потому что в мир пришел Свет.
  

***

  
   Миха, по своему обыкновению, пустыми глазами таращился в монитор, вцепившись пальцами в свою пышную шевелюру и время от времени задумчиво оттопыривал нижнюю губу.
   - Сны, говоришь? - задумчиво пробормотал он, - Ну, а чего? Ясно-понятно! Сны, блин!...
   - Что ты там бормочешь? - не выдержал я, - Выражайся ясней!
   - Если я начну выражаться, - усмехнулся он, - Прибегут дочки и тоже начнут... выражаться... А потом прибежит Нина и тоже начнет...
   - Так что ты об этом думаешь? - прервал я его поползновения увести разговор в сторону.
   - Об ожившем неписе и твоих снах или о моем нежелании видеть выражающихся дочек?
   - Меня больше волнует первое: может ли бот быть живым или это все глюки от перенапряжения?
   - Думаю, вполне может быть. И это многое, если не все, объясняет.
   - Например?
   - Например, его нестандартное поведение и просто чудовищную креативность. Твой милый друг Лис умудрился решить задачку с "водой" - причем решил ее просто блестяще! У меня вообще сложилось впечатление, что и решил он ее так, походя, просто потому, что устал жить в "воде".
   - Ты чего-то сегодня на себя не похож, - усмехнулся я, - Столько комплиментов в адрес... "тупого бота"...
   - Ты уже сам признал, что он - далеко не бот, и уж точно не тупой, - парировал Миха, глядя на меня блестящими глазами, - Поговори с ним. Пусть попробует и меня затянуть к себе в реальность. Думаю, изнутри да на натуре нам будет творить намного проще... и приятней.
   - Поговорю, - пообещал я и поинтересовался, - А как Лис решил задачку?
   - О-о-о, - протянул мой друг, - Это нужно видеть.
   Он опять "поделился" со мной "Рабочим столом" и запустил движок игры в режиме отладки.
   - Смотри, - Миха ткнул мышкой, показывая, на что надо обратить внимание, - Он создал нечто вроде "скайбокса", только в виде сферы, вокруг всей планеты. Теперь вся информация, что снаружи просто проецируется на внешнюю поверхность, а уже потом, отфильтрованная определенным образом, излучается вовнутрь. Просто и гениально!
   - Принцип монитора, - кивнул я с умным видом, - Только сферического и показывающего вовнутрь.
   - Вроде того, - милостиво кивнув, принял он мою трактовку, - Самое интересное, этот твой Лис умудрился каким-то образом завязать поведение "скайбокса", и, главное, сам процесс фильтрации, на всю модель планеты - сделал его ее неотъемлемой частью. Так что, Серж, планета теперь тоже в каком-то роде "живая". И информацию через этот "скайбокс" она проецирует не только вовнутрь, но и наружу...
   Я смотрел на его довольную физиономию, слегка раскрасневшуюся от нахлынувших эмоций, и пытался сообразить, понимает ли мой друг все, что с нами и вокруг нас творится? Видит ли, в каком болоте мы все больше и больше вязнем?
   Понимал ли я сам? Может быть. А, может быть, и нет. Слишком уж велик был азарт исследователя и творца. Моменты, когда все получалось и складывалось, как хотелось, как было необходимо, вызывали взрыв эмоций, близкий к экстазу. А они, моменты эти, происходили теперь с завидной регулярностью: может, мы уже настолько хорошо освоились с возможностями "монстрика", или "монстрик" подстроился под наши, кто знает? Кто знает, на что еще способна программа, которой по силам творить живых, пусть и виртуальных, существ? Программа, возможности которой мы не изучили даже на сотую ее часть! А может даже и на тысячную.
   - Интересно, - сказал я, - Как для жителей планеты должен выглядеть этот "экран"?
   - Понятия не имею, - Миха пожал плечами, - Во сне посмотришь и расскажешь, если у Лиса со мной ничего не получится. Интересно другое: как экран будет реагировать на происходящее внутри и снаружи? Есть у меня мыслишка, что по-разному он будет реагировать. Ой, по-разному!...
   - Имеешь в виду, твердь земная и твердь небесная? - улыбнулся я.
   - Именно, - воздел палец он, - Земная и небесная! Если исходить из текущего кода, при попытке покинуть планету любой объект упрется в этот экран: живой или неживой - неважно.
   - Интересно, - еще раз повторил я, - И как же теперь быть?
   - Придумаем что-нибудь, - он беззаботно махнул рукой, - Объединим в одном флаконе функции "бондовой сферы" и "скайбокса" для каждого объекта, пропишем взаимодействия. Не вижу проблемы.
   - Я тоже не вижу. Если только ты не захочешь каждую молекулу назначить объектом, - проворчал я.
   Миха вежливо хихикнул, показывая, что оценил шутку. Впрочем, я бы не удивился, если бы узнал, что он действительно решил ввести молекулярные объекты в игру.
   - Думаю, до этого не дойдет.
   - Самое прикольное, - сказал я, руководствуясь мелькнувшей в голове ассоциацией, - Что у планеты так до сих пор нет имени.
   - Верно, - удивленно протянул мой друг, нисколько не обескураженный столь внезапным переключением на другую тему, - Ну, давай назовем ее просто - "Земля".
   - Пока на Землю она не слишком похожа, - осторожно возразил я, - И вряд ли, думаю, когда будет.
   Миха задумался ненадолго, потом просиял:
   - Тогда Терра. Терра Инкогнита - чем тебе не имечко?
   - Отлично! - энергично кивнул я, боясь, что он вдруг передумает, - Нет, правда, пожалуй, здесь ты попал в самую точку. Суть планеты и движка отображает наиболее полно, да и название красивое.
   - А то! - гордо сказал Миха, - Демиург я или где, черт возьми?!
  

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

  
   "9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
   10.И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
   11.И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
   12.И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
   13.И был вечер, и было утро: день третий".

(Ветхий Завет, Книга "Бытие", Глава 1)

  
  
   - ... и это мне не нравится, - сказал Лис, небрежным взмахом хвоста стирая с неба сотворённые Михой облака, - Ты рисуешь картон. Кому может понравиться прессованная крашенная бумага?
   - Не смеши мои тапочки, - лениво возразил Мишель, покачивая ногой, на которой тут же сформировался вышеупомянутый предмет, - Пусть так, пусть картон. Ты не забывай, дружище, мы делаем Игру. Да-да, именно так, с большой буквы. В этой вселенной будут миллионы планет, и сколько-то из них будут похожи на эту. Думаешь, кого-то заинтересует, насколько реалистично выглядят облака в данном конкретно взятом куске пейзажа? Вполне может так статься, что за все время ни один даже самый любопытный "исследователь других миров" не сунет сюда своего носа. И какой во всем в этом смысл?
   - Ми-ха, ха-ха! - Лис танцующим шагом обошел большое, полупрозрачное, мерцающее разноцветными всполохами кресло-качалку, в которую мой друг поместил себя в этой реальности.
   - Смысл в том, - сказал он, наконец, останавливаясь и садясь точно напротив ног своего оппонента, - что я здесь живу. Постоянно. А не прихожу сюда, в отличие от некоторых, на несколько часов, чтобы сотворить невесть что для невесть кого, а потом радостно умчаться в мир с настоящими живыми облаками.
   - Дались тебе эти сгустки пара, - досадливо хмыкнул Миха, доставая из воздуха бутерброд и с аппетитом его уминая, - Не нравится, - предложил он, чавкая, - сотвори сам. Я тебе, между прочим, прописал для этого все полномочия.
   - Если бы я знал - как, - тоскливо вздохнул Лис, - И что. Я же никогда их не видел.
   - На фотографиях видел, - возразил Миха.
   - Ты можешь сотворить что-то живое по фотографии? - усомнился Лис, изгибая хвост на манер вопросительного знака. - Ты, конечно, могучий бог, Микаэль, самый сильный из всех, кого я знаю, но...
   Он многозначительно замолчал, а наш гений программирования просто не пожелал отвечать - порой Миха был чрезвычайно толстокож в вопросах такта и этики. К тому же он терпеть не мог, когда Лис вот так запросто, в глаза называл его богом. Почему-то моего друга, вовсе не страдающего от недостатка самомнения, это всегда смущало и выбивало из колеи.
   - Не ссорьтесь, - сказал я через пару минут, движением пальца запуская с уже привычной голографической консоли законченный блок "богоскрипта" (как однажды иронично обозвал его мой друг), над которым я мучился вот уже который день. Точнее ночь, потому что посещать Терру я мог только во сне - но теперь уже вполне сознательно и без помощи Лиса. - Знаю, что вам так проще думать - ругаясь, но, кажется, я написал решение, которое устроит вас обоих.
   Они синхронно посмотрели на меня, переглянулись и... заливистый обидный хохот разорвал тишину. Разозлившись, я вскочил и встал прямо перед ними, уперев кулаки в боки и злобно переводя взгляд с одного на другого.
   - Да, представьте себе! Написал! Сам! - продолжил я уже не так мирно, чувствуя, как вибрирует от гнева голос, - Вообще-то, в отличие от некоторых "богов" и их "приспешников", я знаю, что хочу получить и как это должно выглядеть на выходе. А те, кому по должности положено мои фантазии в жизнь воплощать, затевают бессмысленные споры, занимаются переливанием из пустого в порожнее и жалуются на отсутствие присутствия. Так что, извините - как могу, так и делаю.
   - Ты чего завелся, Серж? - в течение моего монолога Миха перестал ржать, но ухмылка все еще не покинула его лица и глаз, - Ты пошутил - мы посмеялись. Ты обиделся что ли? Мы же ничего не...
   - Тихо, - прервал я его взмахом руки, - Кажется, началось.
   - Что началось? - в свою очередь начал злиться мой друг, - Ты можешь толком объяснить?
   - Сейчас сам увидишь. Или... не увидишь.
   - Загадки какие-то, - недовольно пробурчал он, - Намекнул бы хоть. И что вообще творится с Рыжим?
   Лис, и правда, повёл себя очень странно. Не обращая на нас никакого внимания, он застыл, к чему-то напряженно прислушиваясь, невероятно похожий на чучело лисицы, виденное мной однажды при посещении краеведческого музея в родном городе. Вдруг, так и не изменив позы, он медленно воспарил над поверхностью, вытянулся в струну и метнулся к горизонту.
   Его не было минуты три-четыре, в течение которых мы так и не перемолвились ни словом. Потом, с легким, на грани восприятия, хлопком он материализовался прямо передо мной. Вся его поза была сплошным воплощением гнева и отчаянья: напружиненные лапы, прижатые к голове уши, вздыбленная шерсть, торчащие в стороны черные усы с белыми кончиками и... понуро поникший хвост.
   - Зачем? Ты? Это? Сделал?
   Голос его тоже изменился - стал гуще, насыщенней. В нем прорезались холодные стальные нотки, едва ли предположимые в столь милом и забавном существе, которым Лис был до сих пор.
   - Ты же хотел жить в живом мире, - тихо сказал я, глядя прямо в его желтые, полыхающие злобой глаза, - Живи.
   - Не так, - проскрежетал он, - Неправильно. Нельзя.
   - Да что, блин, такое происходит?! - заорал Миха, выходя из ступора, - Вы можете объяснить?
   - Посмотри, - все тем же скрежещущим голосом сказал Лис, не меняя позы и не сводя с меня глаз, - Ты же умеешь видеть, Микаэль.
   Тут-то всё и изменилось. Разом. Вот мы ещё сидим на пустынном скалистом пляже и голая, безжизненная равнина убегает вдаль к изломанным зубцам гор, и вдруг, словно серая пелена упала с глаз - мир вокруг наполнился движением, красками, звуками.
   Взгорбилось тяжёлыми бирюзовыми горбами море, продолжая неустанное своё наступление на берег, разбивая в пену об острые осклизлые клыки утёсов стеклянные стены волн. Дохнуло свежим ветром с запахом водорослей и солёных брызг. Зазвенело в ушах рокотом прибоя и заунывным воем ветра, срывающего пенные шапки с дыбящихся в бессильной ярости гребней.
   Зашуршала черно-зелено-красным переливающимся ковром равнина, там и сям покрытая редкими купами странных деревьев, чья диковинная листва издалека больше напоминала одуванчиковый пух. Ближе к холмам деревья сливались в один сплошной покров, словно драгоценное серебристое песцовое манто, небрежно накинутое на плечи сверкающих ослепительно белыми вершинами гор...
   Ватными грудами, отливающие перламутрово-розовым и нежно зелёным, будто подсвеченные изнутри развешанными там и сям китайскими фонариками, поползли по бирюзовому небу отары облаков, гоня по земле и морю серые пятна теней. Упираясь в широкие ладони горных вершин, цепляясь за острые когти скальных выступов, они наливались сердито-серым, стегали обидчиков плетьми косого дождя, бессильные в своём гневе.
   И вот уже на одном из склонов вспыхнул и заиграл, переливаясь чистым спектральным цветом, пока ещё короткий росчерк радуги.
   -Ух ты! - сказал Миха, вертя головой во все стороны и окидывая окрестности внимательным взглядом прищуренных глаз, - Нифига себе! Как тебе это удалось, Серег?
   -Элементарно, Ватсон! Тебе же удалось оживить Лиса...
   -Погоди, что ты хочешь этим сказать? - пробормотал он, а руки его, словно живущие отдельно от своего хозяина, уже формировали управляющую консоль, запуская пальцы в привычный замысловатый перепляс.
   - Ничего не понимаю, - сказал мой друг через пару минут, откидываясь назад и задумчиво прикусывая большой палец правой руки, - По всем параметрам тебе удалось оживить этот шарик, но чтоб я лопнул, если понимаю как! Колись, Серж!
   - Ты забыл про временную составляющую, Миш, - ответил я, - А в этом движке это такой же материальный параметр, как и расстояние.
   - Время говоришь? - он опять уткнулся в консоль и в этот раз выпал из реальности надолго...
  

***

  
   - ... не понимаю, что мне с Ней делать, - немного растерянно закончил Лис и спрятал нос в пушистый хвост. Однако глаза его - желтые, внимательные, немигающие - жгли затылок почище лазера. Лис, когда хотел, умел смотреть так, что взгляд его приобретал воплощенную материальность. Впрочем, по большому счету, мне ли - богу этого мира - было бояться каких-то там взглядов. Только Миха мог попытаться закрыть мне админский доступ в эту реальность, да и то - вряд ли.
   Я в очередной раз пребывал в некоем подобии экстаза, испытывая не выразимое словами блаженство от общения с Террой. Следовать медленному тягучему потоку мыслей осознающей и осознавающей себя новорожденной планеты было захватывающе интересно - далеко за гранью обычного, человеческого восприятия, почти на самой грани безумия. Это походило одновременно и на горячечный бред алкоголика, и на четкие, почти не отличимые от реальности, видения наркомана, и на легкую, сказочную эйфорию полета во сне.
   Миха сдался после первой попытки мысленного контакта, обозвав меня законченным психом и долбанутым шизофреником. Лис даже и не пытался - что-то у него там не срасталось на его программно-подпрограммном уровне, не рождался креатив.
   - Не хочет разговаривать? - спросил я наконец, с трудом выныривая из полусна-полувидения. И Лис, до того лежавший неподвижной каменной глыбой, шумно и совсем по живому завозился - точь в точь как какой-нибудь его сородич из реального мира.
   - Как могут общаться камень и птица? - тоскливо вздохнул мой рыжий и уже почти не виртуальный собеседник, - Хорошую проблему ты мне подкинул, друг-дружище! Соединить несоединимое, отождествить несопоставимое - я же всю жизнь мечтал... именно о таком! Но теперь, когда мечта стала почти реальностью..., я просто не знаю, как подступиться к проблеме. Я... её боюсь...
   - Терры что ли? - хмыкнул я, по прежнему витая в облаках и не желая вникать в проблемы разумного "непися", - Чего ее бояться? И вообще, ангел этого мира не может договориться со средой обитания: скажи кому - засмеют. У тебя в распоряжении ресурсы, о которых древние боги Эллады могли только мечтать, а ты переживаешь об отсутствии коммуникации с разумным шариком, который ты можешь стереть одним движением хвоста. Я тебя просто не узнаю, мой рыжий друг! Ты ли это?
   - Р-р-р, - сказал Лис.
   И мы очутились высоко над поверхностью Терры, запертые в некое подобие Михиного кабинета: без дверей, но с прозрачными стенами, полом и потолком. Далеко внизу гигантский горный массив равнодушно вздымал ввысь заснеженные пики, пытаясь добраться до созданной Лисом "небесной сферы" и нацарапать снежными резцами-вершинами нечто свое - горно-непотребное - на её хрустально-гладкой поверхности.
   - И что? - спросил я, с любопытством оглядывая ландшафт подо мной, - Хочешь похвастаться? Мне нравится. Твоих р..., лап дело?
   - Это, - четко и раздельно произнес Лис, - Дело не моих лап, хвоста, усов, языка или мозга. Это сделала Она. Представляешь масштаб изменений? И как после этого мне с ней договариваться? О чем? На каких условиях? Что я вообще могу сделать, чтобы Она меня хотя бы услышала? Пусть не поняла, но услышала... Что же ты наделал, Сэрэх?
   В течение всей этой речи его голос опустился от резкого, с лязганьем металла, рычания до едва слышного шепота-дуновения. Надо признаться, он добился своего: проняло меня гораздо больше, чем смог бы это сделать крик любой громкости и интенсивности.
   И это его переиначивание имен... Похоже Лис, возможно сам того не осознавая, уже начал писать Библию этого мира. Интересно, какому Моиссею он будет надиктовывать её спустя тысячи лет? И кто в изустной летописи Терры будет богом, кто ангелом, а кто дьяволом? Хорошие такие вопросы - умные и... бессмысленные. Не все ли равно, как оно сложится потом? И сложится ли?
   Последней мысли я устыдился, что заставило меня окончательно сбросить оковы сонного оцепенения - сон во сне! с ума сойти! - и полностью сосредоточиться на проблемах моего хвостатого друга.
   - Ты выпал из потока, - сказал я, стараясь, чтобы произносимое не звучало слишком пафосно и двусмысленно, - Тебя раздражает сама идея того, что что-то в этой Вселенной будет происходить вне твоего контроля. По сути - ты и хочешь быть этой Вселенной. Но это невозможно, мой рыжий друг, а, следовательно, и бессмысленно. Ведь существует Бездна, "богоскрипт", Миха, я... Теперь вот Терра добавилась. А ведь она молодая - гораздо моложе тебя - несмотря на миллиарды прожитых лет, спрессованных в несколько секунд. У нее нет твоего опыта пребывания в этом Мире. Нет возможности самовыражаться, кроме как изменять саму себя и этим пытаться обратить на себя твое, и наше, внимание. По сути, она так же одинока, как был одинок ты в начале своего жизненного пути. Она ждет от тебя помощи, и ты обязан ей помочь. Помоги ей, Рыжий!
   - Как? Как я могу ей помочь? - от непривычного уху прилязгивания речь моего собеседника стала почти неразличимой, - У нас с ней нет ни одной точки соприкосновения: я слишком быстр для нее, а она медленная и тугодумная; она огромна, а я мал и незаметен; я живу на ней, а она даже не замечает этого. Мы не можем обмениваться информацией - у нас разные потоки времени и скорость восприятия событий. Что мне сделать, чтобы передать ей весточку о том, что она не одна? Скажи мне, Сэрэх!
   - Тебе доступно управление временем так же, как и ей, - пожал я плечами, - Осталось решить проблему связки "живое - неживое - момент передачи", чтобы наладить информационный обмен. Если хаос нельзя устранить, то его надо возглавить, и кто как не ты может справиться с этим наилучшим образом, мой друг?
   - Да, и не забывай, что камень и птица все же могут "общаться", - добавил я, любуясь на проплывающий подо мной горный пейзаж, - Пусть немного и не так, как тебе кажется. Как думаешь, что случится с птицей, если запустить в нее камнем?
  

***

  
   Я ехал в командировку, и серая, пустая лента дороги, стелилась передо мной, ныряя под капот. Извивами своими она напоминала змею, и мой "Трэкер" подобно белому жуку упрямо и безостановочно полз по ее спине, то взбираясь на крутые горбы холмов, покрытых ковыльной шерстью, из под которой высовывали свои любопытные головы здоровенные гранитные глыбы, то важно, с деловитым видом съезжая в ярко-зеленые от свежей травы и кустов долины - в них иногда попадались деревни, чьи улицы были столь же пустынны и пыльны, как и окружающий их мир. Порой змеиную шкуру пятнали черно-красно-бурые нашлепки "латочного" ремонта, местами полностью скрывающие первоначальное покрытие. На этих участках машину начинало трясти и раскачивать, как будто дорога мстила за столь наплевательское со стороны людей отношение, подсовывая под колеса особо зловредные кочки и выбоины.
   Впрочем, несмотря на все мелкие неприятности, которые неизбежно случаются на пути в несколько сотен километров, ехалось легко и, если можно так выразиться, беспечно. Конечным пунктом командировки был Павлодар, до которого оставалось еще несколько часов пути. Солнце стояло почти в зените и жарило немилосердно, но кондиционер исправно делал свою работу, опуская температуру в салоне до почти комфортной комнатной.
   Время от времени я делал остановки, выходил из машины, чтобы пройтись, покурить, размять затекшую спину и дать отдохнуть уставшим глазам. Машину я предусмотрительно запирал - не из страха, а из разумной предосторожности: у меня однажды уже приключился казус, когда пришлось выволакивать из салона полупьяного колхозника, который в простоте душевной решил дождаться хозяина внутри и рассчитывал быть подвезенным до ближайшей деревни. Колхозник пребывал в искреннем недоумении: он ведь ничего не разбил, не украл и не испортил, - ну, подумаешь, вломился в чужую собственность, так они друг к другу домой заходят без стука и приглашения, а здесь - всего лишь машина. Больше я таких проколов старался не допускать.
   Меры предосторожности не помогли. По возвращению из очередной прогулки я обнаружил в запертой машине незваного пассажира. И меня даже почти не удивило, что этим пассажиром оказался Лис.
   - Привет, - сказал я, открывая дверь и садясь в машину, - Не пойму как, но все-равно рад тебя видеть.
   - И тебе здравствовать, Сэрэх, - церемонно поприветствовал меня мой нежданный попутчик и растянул рот в почти человеческой улыбке - зрелище для постороннего жутковато-сюрреалистичное, но за долгое время общения с ним я привык и не к такому. Да и не было на этой дороге посторонних.
   - Решил составить мне компанию? - хмыкнул я, заводя двигатель, - Очень любезно с твоей стороны. Я уж было заскучал тут в одиночестве.
   - Я тоже скучал там - у себя, - Лис откровенно наслаждался новой для него обстановкой с любопытством вертя головой и принюхиваясь, - А потом как-то вдруг нечаянно выяснилось, что ваша реальность не так уж сильно отличается от моей. Выходит, почти все, что я могу там, я могу и здесь. Вот и решил попробовать.
   - У тебя неплохо получилось, - улыбнулся я, трогаясь с места.
   От Лиса шел тонкий, едва уловимый аромат гречишного меда и озоновой свежести. Несмотря на пыль и тяжелые запахи разогретого салона он ощущался весьма отчетливо, хотя и неявно, и очень подходил царящему за стеклом буйству света и жары.
  
  

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

  
   14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
   15. И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
   16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
   17. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
   18. И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
   19. И был вечер, и было утро: день четвертый.
  

(Ветхий Завет, Книга "Бытие", Глава 1)

  
  
  
  

ГЛАВА ПЯТАЯ

  
   20. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так.
   21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
   22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
   23. И был вечер, и было утро: день пятый.
  

(Ветхий Завет, Книга "Бытие", Глава 1)

  
  
  
  

ГЛАВА ШЕСТАЯ

  
   24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
   25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
   26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
   27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
   28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
   29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;
   30. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
   31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
  
  

(Ветхий Завет, Книга "Бытие", Глава 1)

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Non-personal character - персонаж в игре, управляемый компьютером. В среде геймеров обзывается "неписью", "ботом", "мобом" и другими неблагозвучными именами. Так как написать по настоящему "умный" AI (искусственный интеллект) - весьма нетривиальная задача даже для коллектива не самых глупых учёных и программистов, в подавляющем большинстве игр неписи тупы и безынициативны. В онлайновых компьютерных играх неписи служат заполняющим фоном для основных событий, а так же, и чаще всего, являются объектом для "фарминга" - набивания игровых денег, очков опыта и/или "контейнером" для всяческих "вкусняшек" типа оружия, артефактов и прочего "лута".
   Ассемблер на жаргоне программистов. Происходит от сокращения ASM.
   Функция операционной системы, позволяющая "делиться" изображением своего Рабочего стола со сторонним пользователем.
   Перс (сокр., игровой слэнг) - персонаж в компьютерной игре.
   Скайбо?кс (от англ. sky -- "небо" и box -- "параллелепипед") -- объект в трёхмерной графике, играющий роль неба и горизонта. Представляет собой несложную трёхмерную модель (как правило, куб), с внутренней стороны которой натянута текстура неба.
   Bounding-sphere (box) - в трехмерной компьютерной графике сфера (куб), заключающая в себе объект или группу объектов, для расчета столкновений объектов (групп объектов) между собой.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"