Костин Константин Александрович: другие произведения.

Из лауреатов в комбаты (Кб Дмитрия Парфенова)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Оценка: 7.35*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Россия (в относительно недавнем прошлом - СССР), и здесь развивалась не так, как все. Централизованная экономика, поддерживающая гигантов промышленности (ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК, ЗАЗ и др.), уголовный кодекс, преследующий частное предпринимательство, жестокая борьба с "нетрудовыми доходами" - все эти факторы исключали появление подобных фирм до начала 1990х годов. Потребителю же деваться было некуда - правило Генри Форда "вы можете купить любой автомобиль любого цвета, но только черный", в несколько извращенной форме, работал на 1/6 части суши на 200%. И, все же, нет правил без исключений. История первого производителя - КБ Парфенова - четверть века назад в далеком 1982 году в ветхом сарае на окраине Ленинграда. Тогда двое молодых парней (Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов) начали постройку автомобилей собственной конструкции, попросту говоря - самоделок.


Из лауреатов в комбаты

(КБ Дмитрия Парфенова)

   В большей части мира, кроме гигантов промышленности, выпускающих десятки и сотни тысяч автомобилей в год, и более мелких фирм, выпуск которых ограничен несколькими тысячами экземпляров, существуют и совсем маленькие "фирмочки", объемы которых ограничены сотней, а то и десятком автомобилей в год. Из таких компаний можно назвать "Pagahi", "Callaway", "Hartge", "Alpina", "de Tomaso" и так далее. В одной только Британии, к примеру, более двух сотен производителей!
    []
   Разумеется, создание автомобиля - процесс достаточно сложный, и большая часть производителей использует в качестве донора серийный автомобиль, или, по крайней мере, несущий каркас. Другие, которых можно назвать исключением из правил, сами создают каркас автомобиля, но большей частью это - пространственная трубчатая рама, обшитая стеклопластиковыми или углепластиковыми панелями. Силовые агрегаты же, в большинстве - высокофорсированные серийные двигатели. Это - если говорить в общих чертах.
  
   А если говорить более конкретно, то Россия (в относительно недавнем прошлом - СССР), и здесь развивалась не так, как все. Централизованная экономика, поддерживающая гигантов промышленности (ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК, ЗАЗ и др.), уголовный кодекс, преследующий частное предпринимательство, жестокая борьба с "нетрудовыми доходами" - все эти факторы исключали появление подобных фирм до начала 1990х годов. Потребителю же деваться было некуда - правило Генри Форда "вы можете купить любой автомобиль любого цвета, но только черный", в несколько извращенной форме, работал на 1/6 части суши на 200%.
    []
   И, все же, нет правил без исключений. История первого производителя - КБ Парфенова - четверть века назад в далеком 1982 году в ветхом сарае на окраине Ленинграда. Тогда двое молодых парней (Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов) начали постройку автомобилей собственной конструкции, попросту говоря - самоделок.
    []
   Работа продолжалась три года, но результат того стоил - два автомобиля, названых "Лаура", принципиально отличавшихся от всего того, что существовало в СССР ранее. В первую очередь - это передний привод, а ведь автомобиль начал проектироваться еще в 1982 году - т.е. за 2 года до появления ВАЗ-2108 - первого советского переднеприводного хэтчбэка! Еще больше удивляет обилие электроники, хотя, учитывая что Дмитрий по диплому - наладчик особо сложных станков, это вполне естественно.
  
   Шасси автомобилей базируется на пространственной раме, сваренной из труб. Кузов представляет собой стеклопластиковый "монокок" - почти "формульное" решение! Большая часть агрегатов позаимствована у серийных автомобилей - двигатель ВАЗ-2105, трансмиссия (коробка пере-дач, главная передача, дифференциал и внут-ренние шарниры привода ведущих колес) -- ЗАЗ--968, наружные шарниры равных угловых скоростей -- ВАЗ--2121. Остальное, что не "вставало" на самоделку - изготовлено самими создателями: штоки, порш-ни и клапаны передних амортизаторов, рычаги и сайлент-блоки подвески, полуоси, рулевые механиз-мы, стабилизаторы, пружины передней подвески с прогрессивной характеристикой. Самостоятельно изготовлена и электроника, все приборы -- электронные, ни одно-го циферблата со стрелкой, плюс бортовой компьютер. Всего в обо-рудовании автомобиля 36 микросхем, из которых три больших интегральных.
    []
   Помимо этого, впервые в "гражданском" автомобилестроении в СССР была применена полностью независимая подвеска: спереди -- типа "McPherson", сзади -- на косых поперечных рычагах.
  
   Общие технические автомобили автомобилей "Лаура": число мест -- 5; число две-рей -- 2; снаряженная масса -- 1000 кг; запас топлива -- 70 л; расход топлива при скорости 120 км/ч -- 7,8 л/100 км; наибольшая ско-рость -- 165 км/ч. Размеры: длина -- 4200 мм; ширина -- 1800 мм; высота -- 1590 мм; дорожный просвет -- 160 мм.
  
   Вообще, по меркам 1985 года, когда были построены автомобили, в Союзе они воспринимались как космические корабли - не иначе. Один "футуристический" дизайн чего стоил! После передачи "Это вы можете", познакомившей людей во всех концах необъятного Советского Союза с самодельщиками, молодые парни (им тогда было по 25 лет), проснулись настоящими звездами. Начались встречи, звонки, интервью, съемки. Как пример талантливости, высокой технической грамотности, нестандартности мышления их творчество отметил Генераль-ный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев на встрече с ветеранами стахановского движе-ния. Министр автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляков пошел еще дальше - пригласил Д. Пар-фенова и Г. Хаинова возглавить недавно соз-данную в Ленинграде лабораторию перспек-тивного макетирования легковых автомоби-лей, формально - отделение НАМИ.
  
   Здесь жизнь обоих конструкторов круто поворачивается. Подобная лаборатория, по идее, давала им совершенно другие возможности, причем не только совершенствования уже созданных автомобилей "Лаура", но и создание новых перспективных разработок. Тем более что направление было задано, и полностью соответствовало планам Д. Пар-фенова и Г. Хаинова - создание прототипа автомобиля 2000 года, который можно будет запустить в серию. Для мастеров-самоучек - огромный прорыв!
  
   Однако на деле, как это часто бывает, получилось не то, что на словах. Само понятие "лаборатория" у В.Н. Полякова и молодых конструкторов отличается чуть ли не диаметрально. Под лабораторию был выделен сарай, мало чем отличающийся от того, где собирались первые две "Лауры" - две комнаты, куда с трудом уместились два кульмана, миниатюрный "инструментальный цех", где впритык друг к другу стоят токарный и фрезерный станки, сборочный цех с неработающей вентиляцией, куда чудом, через окно, занесли оснастку для изготовления кузова автомобиля.
    []
   Но, несмотря на все сложности, работа продолжалась. Один из самых значительных проектов - прототип автомобиля повышенной проходимости для Луцкого Автомобильного Завода (ЛуАЗ), разработанный в 1987 году по заказу Министерства Автомобильной Промышленности. Количество инноваций, примененных при работе над "ЛуАЗ-прото" просто невероятно. В первую очередь - модульная компоновка кузова, выполненного из стеклопластика, позволяет трансформировать джип в пикап за считанные минуты.
  
   Разработана и изготовлена полностью новая трансмиссия. Ее главная особенность -- прямая передача на задний мост, который выполнен постоянно включенным. Такая схема позволяет передавать крутящий момент от двигателя без потерь в шестернях, что несколько улучшает экономичность. У автомобиля нет раздаточной коробки: привод переднего (отключаемого) моста -- от переднего конца вторичного вала коробки передач.
    []
   Силовой агрегат, рычаги передней подвески со стабилизатором и радиатор смонтированы на съемном подрамнике, что упрощает сборку автомобиля и его ремонт, а также улучшает звукоизоляцию салона.
  
   Передняя подвеска -- независимая, типа "Мак-Ферсон" со стабилизатором поперечной устойчивости. Ее рычаги отлиты из алюминиевого сплава. Задняя-- зависимая, типа "Де Дион", с пластинчатыми продольными рычагами, пружинами и поперечной белкой, выполняющей роль стабилизатора поперечной устойчивости.
  
   Общую картину омрачает сам силовой агрегат - согласно техзаданию надлежало использовать двигатель МеМЗ-245 рабочим объемом 1091 см. куб., мощностью 53 л.с. при 5300 об/мин. - двигатель от "Таврии"! И это - не автомобиле повышенной проходимости! Прототип успешно прошел испытания, но на конвейер так и не стал - наступил 1991 год.
  
   А еще раньше - в 1990м году, прекратило существование Ленинградское отделение НАМИ. Большая часть коллектива, во главе с Дмитрием Парфеновым, составила ядро фирмы ("хозрасчетного центра", как это называлось в СССР) "Стиль".
    []
   Уже здесь, в 1990м году, на полностью оригинальном шасси, было собрано десять кузовов автомобиля "Лаура-II". Планировалась установка силового агрегата Audi s2(s4) мощностью 240 л.с., но, по причине кризиса 1991-1993 годов, проект так и остался не реализован, хотя показанный на первом отечественном автосалоне 1992 года макет в натуральную величину имел невероятный успех.
    []
   Кроме "Лауры-II" умер еще один замечательный проект под кодовым названием "Лягушка". Автомобиль базировался на шасси Мерседеса S-класса, с 6-литровым двигателем и стеклопластиковым кузовом типа "кабриолет".
    []
   После кризиса 1991-1993 годов фирма "Стиль" начала работать с железом, причем не с обычным - а с бронелистами. Почувствовав веяние нового времени, Дмитрий Парфенов начинает работу над бронированными инкассаторскими автомобилями. Ничего подобного в СССР не было по той причине, что не было необходимости, а предприятия, бывшие ранее государственными, находясь в состоянии глубочайшего шока, не успели, да и не могли вовремя отреагировать. Фирма "Стиль" поспешила заполнить вакуум на рынке, представив уже в 1993 году инкассаторский автомобиль "Ладога". С того времени разработка бронеавтомобилей становится приоритетным направлением, и с 1993 года КБ Парфенова разработало около десятка броневиков как на базе зарубежных автомобилей (Ford Econolane, Chevrolet К 3500, Nissan Patrol), так и на базе отечественных автомобилей (ВАЗ-21213, УАЗ 3153).
    []
   Не забывалось и "гражданское" автомобилестроение - в 1995 году начато производство разработанного на базе автомобиля ВАЗ-2108 еще в 1988 году микроавтобуса "Охта".
  
   В том же 1995м году Дмитрий Парфенов возвращается к "истокам" - появляется третий релиз "Лауры". Имея за плечами огромнейший опыт (какого не имеют многие конструктора много более крупных предприятий!), и налаженные контакты с иностранными производителями, в частности, с концерном General Motors, конструктор имеет все шансы собрать воистину потрясающий автомобиль, и "Лаура-III" таким и стала.
    []
   Автомобиль базируется на шасси Pontiac Fiero 1989-90 года выпуска. Двухместное купе с центральным расположением двигателя каркасно-панельной конструкции штампованный, металлический каркас с пластиковыми навесными панелями. В духе лучших купе "Лаура-III" оснащена "слепой" головной оптикой, и внушительным задним антикрылом, которое здесь явно не для красоты. Силовой агрегат - 5-литровый двигатель концерна GM, развивающий максимальную мощность в 400 л.с.!
  
   Салон автомобиля выполнен в таком же "космическом" стиле, как и экстерьер. Вообще же, "Лаура-III" - kit-car, т.е. автомобиль-конструктор. Покупатель может заказать комплект деталей, и собрать автомобиль самостоятельно, а может и заказать уже готовый.
   Но самым известным, самым нашумевшим, самым интересным автомобилем стал не какой-либо инкассаторский броневик, не спортивное купе, и даже не перспективная разработка времен сотрудничества с НАМИ. Пожалуй, самой значительной вехой в истории КБ Парфенова стал "русский Hummer" Т-98 "Комбат".
  
   Итак, что же представляет из себя "Комбат"? Если говорить упрощенно - это тюнинговый БТР, напичканный электроникой, с кожаным салоном, разгоняющийся до "сотни" за 9 секунд!
    []
   Первый "Комбат" появился в 2000 году. Именно для этого автомобиля была разработана оригинальная несущая конструкция кузова, благодаря чему отпала необходимость в несущей раме, а, значит, стало возможным сэкономить драгоценные килограммы. Оснащенный бензиновым V-8 производства американского концерна GM, объемом 8128 см. куб., и мощностью 340 л.с. при 4200 об/мин броневик резво разгоняется до 180 км/ч. И это при весе в три тонны! Вполне объясним аппетит такого агрегата - 25-30 литров на 100 км.
  
   Вообще, "Комбат" разрабатывался именно как "гражданский броневик" или "лимузин для генералов", так что весь автомобиль построен на трех китах - комфорт, безопасность и эстетика. Таранному потенциалу уделили особое внимание - нос выполнен достаточно массивно. Скрывать бронирование в этом автомобиле не было необходимости (или смысла?), потому дизайн - резкие, рубленые, агрессивные линии. Лобовое стекло имеет довольно сильный наклон, что, опять же, объясняется назначением автомобиля - при прямом лобовом выстреле пули отклоняться от начальной траектории (эта идея впервые была реализована на танке Т-34). Но, как ни прискорбно осознавать, большая часть деталей - заграничного производства. Передняя и задняя подвеска, рулевое управление и двигатель с трансмиссией, - от тяжелого внедорожника "Suburban 2500" усиленной серии. Даже броня - шведская, двухоболочечная (корпус в корпусе), созданная по технологии "металлокерамический сэндвич с сотовым наполнением".
  
   В салоне автомобиля - дерево и кожа, вообще, интерьер - почти полностью Avalanche. Не совсем понятно наличие парктроника - "Комбату" при езде задом бояться нечего, а остальные - сами виноваты. Кстати, Т-98, хотя и седан, но весьма необычный - трехдверный. Вместо левой задней двери - стенка.
  
   Кроме седана Т-98 "Комбат" выпускается в еще одном варианте - универсал М-98 на 7, 9 или 12 мест.
  
   Броневик представлен в следующих вариантах исполнения:
  
   Рro (защищенный) - защита от всех видов легкого стрелкового оружия (пистолет Макарова, ТТ, автомат типа УЗИ) класс защиты В2/С2, а так же данный автомобиль обеспечивает высокие прочностные параметры от механических повреждений, таких, как "таран", тяжелые камни и бетонные конструкции, металлоконструкции и т.д.
  
   Hi.Pro (повышенные защитные свойства) - защита от АКМ пулей с термоупрочнённым сердечником, СВД пуля со стальным сердечником, а так же винтовка НАТО G3 (класс защиты В5/С4).
  
   Hi.Pro.S (повышенные защитные свойства экстремального действия) - базовый пакет представляет уровень В6/С5 (СВД с бронебойной пулей В32); дополнительный пакет-усиление периметра автомобиля в зонах максимальной вероятности поражения, остеклением до 100 мм толщиной, уменьшенной площади остекления и комбинированной металлокерамической разнесенной защитой.
  
   NA (not armed - не бронированный) - данный вариант предусматривает упрощенную отделку салона, использование обычной (не бронированной) стали при производстве несущих частей кузова и пластика.
    []
   Среди дополнительного оборудования автомобиля не найти CD-чейнджер на 50 дисков или зеркала с подогревом, даже "понты" - чисто военные: система полной герметизации салона, система активной вытяжки и ФВУ (фильтровентиляционная установка) от поражающего действия отравляющих газов, автоматически закрывающиеся броне жалюзи радиатора и прочее, что повысить шансы на выживание. Предусмотрена даже запасная тормозная система! Кстати, и производится "Комбат" в соответствующем месте - одном из бывших танкостроительных цехов Кировского завода г. Санкт-Петербург.
  
   "В России могут создавать лучшие в мире автомобили!" - сказал М.С. Горбачев в конце 1980х годов. Американцы отнесли эту фразу на счет всемирно известного русского юмора. А зря. И КБ Парфенова - тому доказательство. Да и не только оно одно! Геннадий Хаинов так же занят производством малосерийных автомобилей, а кроме него - фирма "Cardi", "Werewolf" и ряд других компаний. Видимо, будущее отечественного автопрома не за гигинтами промышленности, а за такими фирмами, ориентированными не на количество, а на качество. Все по учению Маркса.
  
  
  

(с) 2007 Костин К.А.


Оценка: 7.35*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Елка для принца" В.Медная "Принцесса в академии.Драконий клуб" Ю.Архарова "Без права на любовь" Е.Азарова "Институт неблагородных девиц.Глоток свободы" К.Полянская "Я стану твоим проклятием" Е.Никольская "Магическая академия.Достать василиска" Л.Каури "Золушки из трактира на площади" Е.Шепельский "Фаранг" М.Николаев "Закрытый сектор" Г.Гончарова "Азъ есмь Софья.Царевна" Д.Кузнецова "Слово императора" М.Эльденберт "Опасные иллюзии" Н.Жильцова "Глория.Пять сердец тьмы" Т.Богатырева, Е.Соловьева "Фейри с Арбата.Гамбит" О.Мигель "Принц на белом кальмаре" С.Бакшеев "Бумеранг мести" И.Эльба, Т.Осинская "Ежка против ректора" А.Джейн "Белые искры снега" И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Телохранительница Его Темнейшества" А.Черчень, О.Кандела "Колечко взбалмошной богини.Прыжок в неизвестность" Е.Флат "Двойники ветра"

Как попасть в этoт список

Сайт - "Художники"
Доска об'явлений "Книги"