Костин Константин Константинович: другие произведения.

Фэнтези и сказка.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
Оценка: 7.54*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фэнтези и сказка. Что у них общего - знают все. А вот чем они друг от друга отличаются и когда можно сказать "Вот это сказка", а когда "Вот это фэнтези, однозначно" - об этом и говорится в данной статье


Фэнтези и сказка

   Что такое "фэнтези"? Это сказка для взрослых. Или нет? Давайте разберемся.
   Фэнтези и сказка. Одно и то же? Или разные вещи? Если одно и то же - почему два разных названия? Если разные вещи - в чем разница?
   Итак, сказка. Что мы ждем от произведения, которое называется сказкой? Чудес, волшебства, сказочных существ, вроде гномов, леших, водяных, злодеев, таких как Кощей Бессмертный или Бармалей, чудесных предметов - сапог-скороходов, ковров-самолетов, могучих героев и прекрасных принцесс... Бытовые сказки, вроде "Каши из топора" здесь не рассматриваются - они ближе к анекдотам, чем к волшебным сказкам (и с фэнтези их точно не спутаешь).
   Фентези. Чудеса, магия, магические существа, вроде гоблинов, мантикор, воплощений зла, вроде Саурона или Волан-де-Морта, магических предметов, могучих героев и дев в беде...
   Ну, пока непонятно, чем же все-таки отличается сказка от фэнтези: на первый взгляд они схожи, как две капли воды. Давайте для начала посмотрим, как на этот вопрос отвечают другие люди (ведь наверняка мы с вами не первые, кто задается этим вопросом).
   1. "Сказка для детей, а фэнтези - для взрослых". Это, конечно, верно, но только на определенную часть. Сказки, действительно, ЧАЩЕ, пишут для детей, а фэнтези - для взрослых. Во-первых, существует такая вещь, как "детское фэнтези", которое почему-то не является сказкой, а отличается от "взрослого фэнтези" отсутствием жестоких и откровенных сцен (серия "Часодеи", например). Во-вторых, есть также и сказки для взрослых, Шефнер или, скажем, "Понедельник начинается в субботу" Стругацких. Так что это отличие - ложное. Нам нужен признак, который позволит отличить ЛЮБУЮ сказку от ЛЮБОГО фэнтези.
   2. "Сказка - короткая, а фэнтези - длинное". Ну, сами понимаете, что сказки бывают и многотомными ("Волшебник Изумрудного города" с продолжениями), а фэнтези вполне может уложить в короткий рассказ. Этот отличительный признак называют люди, которые при слове "сказка" вспоминают "Колобок", "Царевну-лягушку", "Белоснежку" и прочие НАРОДНЫЕ сказки (которые, действительно, большой длиной не отличаются), забывая о существовании сказок литературных.
   3. "В сказке есть мораль, а в фэнтези - нет". То же самое - люди забывают о существовании литературных сказок, в которых мораль - не главное. Нет, разумеется, мораль там можно найти. Какую-нибудь. Если страдать Синдромом Поиска Глубинного Смысла, то мораль можно найти везде. Даже в книгах Донцовой. Да и такое несомненное фэнтези, как "Властелин колец" более чем наполнена моралью.
   4. "Сказка - добрая, а фэнтези - жестокое". Кхм... Не говоря уж об упомянутом "детском фэнтези"... В оригиналах тех самых народных сказок столько жестокости и насилия, сколько не в каждом темном фэнтези встретиться. Вы знаете, что "Красная Шапочка" Шарля Перро заканчивалась на том, что волк съедает Красную шапочку? Все. Какие охотники?
   5. "Фэнтези, это выдумка, а сказка - рассказывает о том, что было на самом деле. Или, по крайней мере, люди, рассказывающие сказку, верят, что так оно все и было". Опять и опять - люди забывают о существовании литературных сказок. Может быть, где-нибудь, когда-нибудь и были люди, которые верили, что сказка "Марья Моревна" рассказывает о реально происходивших событиях. Но я думаю, не найдется ни одного человека старше трех лет, который верил бы в существование Чебурашки и Хоттабыча.
   6. "Фэнтези придумывает писатель, а сказку - народ". Да что же это такое?! Люди-и!!! Есть литературные сказки! Лазарь Лагин, Софья Прокофьева, Александр Волков, Алексей Толстой - это не народ! Это писатели!
   7. "В сказке такой же мир, как и у нас, за исключением волшебства, а в фэнтези - мир полностью выдуман". Кхм. Комиссар Сантьяга из Тайного города и Гак с Буртиком из Страны Бездельников с удивлением смотрят друг на друга.
   8. "В сказке - Кощей Бессмертый и Баба-Яга, а в фэнтези - эльфы и драконы". Есть сказки с эльфами и драконами. И есть, к примеру, Рудазов с его "Преданиями старины далекой", где как раз действует Кощей Бессмертный.
   Уф. Не очень-то разобрались. Может, поищем различие у мэтров?
   Почему-то из всех писателей над разницей между сказкой и фэнтези задумывался только Станислав Лем.
   "Фэнтези - это сказка, лишенная оптимизма детерминированной судьбы, это повествование, в котором детерминизм судьбы подпорчен стохастикой случайностей".
   "Фэнтези есть игра с ненулевой суммой, чем и отличается от сказки, схожесть же фэнтези со сказкой с том, что и фэнтези и сказка не поддается проверке в плане событийной осуществимости".
   А что вы хотели? Это же Лем...
   При всем уважении к мэтру - он опять-таки говорит о сказках народных, фольклорных. Так чем же все-таки отличается фэнтези от сказки?
   Мой ответ довольно прост.
   В фэнтези основной движущей силой является магия, а в сказке - волшебство.
   Просто, правда?
  

***

  
   Нет, я не издеваюсь и не шучу. Магия и волшебство, конечно, схожи (а в английском, например, это и вовсе одно слово - magic), и то и другое - возможность сверхъестественным образом влиять на реальность. Однако существует по крайней мере одно серьезное отличие магии от волшебства, а фэнтези, соответственно, от сказки.
   Правило N 1: магия в фэнтези имеет источник, волшебство в сказке - действует непосредственно.
   Поясняю.
   Упрощенно говоря, для того, чтобы маг, применяющий магию, смог изменить реальность упомянутым сверхъестественным способом, он должен воздействовать на то, что эту самую реальность и поменяет. Маг использует ману, волшебную силу, магическую энергию, силу души, демонов, духов, - все, что угодно. Волшебник в сказке воздействует на реальность одним пожеланием.
   Наиболее наглядно это проявляется при использовании заклинания.
   Если маг в фэнтези произносит заклинание, вызывающее, скажем, файербол, то огненный шар появляется потому, что заклинанием маг влил в соответствующее плетение ману, призвал огненного элементаля, сформировал структуры стихии огня, обратился за помощью к мазоку ("О, тот, кто темнее сумерек! О, тот, кто багрянее текущей крови!...") - все, что угодно.
   В сказке волшебник произносит заклинание, сиречь определенный набор слов - и перед ним появляется огненный шар. Всё. Никакой маны, никакой силы, никаких мазоку. В сказке файербол вызывается заклинанием потому (и только потому!), что если произнести нужные слова, то появляется огненный шар. Таковы законы данного мира.
   Из правила N 1 следует несколько логичных следствий.
   Следствие N 1: магия подчиняется закону сохранения магической энергии. Волшебство - нет.
   Закона сохранения магической энергии (ЗСМЭ), конечно, не существует, но, если бы нашелся ученый-мэйджиколог, то он был бы сформулирован примерно так: "Для преобразования с помощью магии предмета большего размера, требуется пропорционально большее время, чем для преобразования меньшего предмета. Либо потребуется то же самое время, но с большей затратой магической энергии". То есть, если магу необходима одна секунда, чтобы вскипятить кружку воды, то для превращения в кипяток бочки воды ему потребуется настолько же больше времени, насколько бочка больше кружки. Либо же кипячение займет столько же времени, но маг потратит в N раз больше магической силы.
   Сказочному волшебнику это не нужно. Вскипятить кружку? Легко! Бочку? Легко! Море? Плевое дело!
   Следствие N 2: Сила магии ограничена. Сила волшебства - нет.
   Вполне логично: если магия имеет источник, то он может рано или поздно исчерпаться. Волшебство, источника не имеющее, такого ограничения не имеет.
   Маг в фэнтези в каждое заклинание вкладывает часть своей магической силы (маны и т.п.), для того, чтобы заклинание сработало. В результате, если маг произнесет много заклинаний за короткий промежуток времени - его сила исчерпается, и он больше не сможет колдовать. Тот самый ЗСМЭ: в фэнтези энергия не берется из ниоткуда.
   Волшебник в сказке может произносить заклинания, пока ему не надоест (ну или пока не начнет заплетаться язык), так как в сказке ЗСМЭ не действует.
   Тут, однако, нужно сделать оговорку: сила волшебства в сказке тоже может быть ограничена. Но не ЗСМЭ, а условиями самой сказки: скажем, золотая рыбка исполнит только три ваших желания. Но не потому, что дальше у нее кончится сила: просто дальше она их исполнять не захочет, что и было оговорено с самого начала.
   Также маг в фэнтези может, к примеру, превратить стальной кубок в золотой (потому что это простое преобразование металлов), но не сможет - или крайне затруднится - превратить деревенскую избу в царский дворец. Для сказки такого ограничения нет - сложность превращения для волшебства ничего не значит.
   Следствие N 3: магия со временем заканчивается. Волшебство - нет.
   Все то же самое: раз магия имеет источник, значит, она конечна. И, значит, рано или поздно кончится. "Магия выдохлась... Колодец Дождей иссяк... Музыка уходит из мира Арды..." - все это фэнтези. В сказке такой проблемы нет и быть не может. Если, повторяю, речь не идет о чисто сказочных ограничениях: "Волшебный боб исполняет только семь желаний" и при этом совершенно неважно, будет ли это мелкое желание, типа выбраться из полицейской машины, или огромное (хотя и невинно выглядящее) пожелание всегда иметь полный холодильник пива.
  

***

  
   Итак, теперь понятно, чем волшебство отличается от магии, а сказка, соответственно - от фэнтези.
   Удивительно, но это прямо-таки бросающееся в глаза различие не укладывается в голове многих людей. Наиболее типичный пример - фанфики на "Гарри Поттера". В типичную сказку с неограниченным волшебством тащат ЗСМЭ и появляются фразы вроде "Я произнес уже пять Ступефаев и моя магическая сила была почти на нуле...". Да не было в мире Поттера никакой магической силы...
   Впрочем, такое превращение сказки в фэнтези вполне понятно: мы все люди взрослые и прекрасно понимаем, что из ничего может появиться только ничего, за все надо платить, работа прямо пропорциональна затраченной энергии - и вырастающие прямо посреди городского двора золотые дворцы или летающие "форды" заставляют нас подозревать, что здесь какой-то подвох. "Этого не может быть!" - шепчет нам рациональное мышление, и мы начинаем пытаться проснуться, подозреваем сложнонаведенные галлюцинации, ищем мошенников и потайные люки фокусников, в крайнем случае - считаем, что на возведение дворца была затрачена уйма энергии. Типичная иллюстрация такого подхода - советский мультфильм "Новый Аладдин". Аладдин загадывает джинну желание - принести бриллиантовое колье для принцессы. Джинн бросается в шахты, добывать алмазы, выкапывает их, гранит, обрабатывает и приносит господину сверкающее колье. Ну не может взрослый советский человек поверить в то, что колье появляется просто потому, что таково желание хозяина джинна! Не может дворец появиться только из-за того, что Хоттабыч выдернул из бороды волосок и произнес "Трах-тибидох!".
   Может.
   В сказке - может.
   Но такой подход взрослым людям принять очень непросто. Поэтому в сказки верят только дети, еще не испорченные реальностью. Видимо, поэтому и считается, что сказка может быть написана только для детей...
   Или...?
   Посмотрите еще раз на правило N 1 и его следствия. Нигде не сказано, что сказка не должна содержать кровь, смерть, насилие, секс и все остальное, что категорически неприемлемо для ДЕТСКОЙ книги, но совершенно нормально для ВЗРОСЛОЙ. Верно?
   Никто не мешает создать книгу, в которой описывается мир очень похожий на реальный, не менее жесткий и серьезный, но действующий по законам сказки, а не фэнтези.
   Кто бы взялся...
   Почему таких "взрослых сказок" практически что и нет? Ведь, казалось бы, со сказкой проще чем с фэнтези: все пожелания героев исполняются, главное - найти подходящего волшебника или там волшебную палочку. Разок взмахнул, и ты стал властелином мира, вселенной и вообще. Так-то оно так... Вот только будет ли такая книга интересной? Вестимо, нет. А книга, в которой герой имеет все возможности для исполнения ВСЕХ желаний, но почему-то их не использует, будет либо сказкой детской ("Незнайка в Солнечном городе") либо сказкой глупой. Либо и той и другой: дети вовсе не идиотики и прекрасно улавливают фальшь и натяжки.
   Вот написать сказку, в которой действуют законы волшебства и при этом умело и аккуратно расставлены ограничения, так, чтобы главные герои не были вынуждены изображать идиотов, но и читатель не кричал на каждой странице "Не верею!" - вот это дорогого стоит.
   Если кто-то хочет попробовать написать такую сказку: учитывайте правило номер один и все следствия из него и даже не пытайтесь впихнуть в сюжет ЗСМЭ.
   Удачи!
  

***

  
   Ах да, чуть не забыл. Есть еще несколько правил. Просто (в отличие от первого правила), они необязательны и не позволяют однозначно отличить волшебство от магии, а сказку - от фэнтези.
   Правило N 2: волшебство в мире сказки присутствует повсюду.
   Примеры вы сможете вспомнить и сами: волшебные говорящие животные, волшебные цветы, волшебный лес, волшебные иголки и волшебные мечи, которые может выковать любой деревенский кузнец.
   Правило N 3: волшебство не вызывает удивления.
   Необязательное правило, но оно очень часто встречается. К примеру, "Приключения желтого чемоданчика": то, что старушка забралась на крышу - удивительно, а Конфеты храбрости, которых она наелась - нисколько. Человек, услышавший о Конфетах храбрости, не удивляется (несмотря на то, что действие происходит в нашем мире), а тут же понимает всю опасность, если таких конфеток наестся человек, и без того отважный.
   Правило N 4: в качестве ограничения волшебства очень часто используются человеческие качества.
   Ну, вы помните: "Только чистый сердцем может взять этот меч", "Прикосновение к человеку, отмеченному таким сильным и добрым чувством, как любовь, вызывало у него нестерпимую боль", "Советник испугался. Там, где дружба, верность, горячее сердце, ему ничего не поделать".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Оценка: 7.54*7  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Е.Кариди "Суженый"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность-5"(ЛитРПГ) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) А.Емельянов "Мир Карика 9. Скрытая сила"(ЛитРПГ) О.Обская "Непростительно красива, или Лекарство Его Высочества"(Любовное фэнтези) М.Олав "Мгновения до бури 3. Грани верности"(Боевое фэнтези) А.Эванс "Проданная дракону"(Любовное фэнтези) П.Роман "Земли чудовищ: падение небес"(Боевое фэнтези) Д.Куликов "Пчелиный Рой. Уплаченный долг"(Постапокалипсис) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"