2222
(эссе)
Почему бы и нет? Почему бы и нет? Почему бы и нет?
Доктор Тимоти Лири
Пролог
Философия Конгломерата - это синергия,
единство, общее пространство и мировоззрение,
связанные с Духом Истины Команды, профессией
и "изюминкой", через которые мы можем
пройти Путь Самореализации.
из Презентации к семинару "Традиции Мудрости"
Прежде всего о масштабах: более двенадцати тысяч квадратных метров пространства - зал в павильоне выставочного центра "Астра-Экспо". Заявленное количество участников - 2222 человека. (В нумерологии число "2222" характеризует переизбыток энергии, донорство - вероятно, расчёт на то, что именно такого количества участников будет достаточно для полноценного наполнения энергией замкнутого пространства во главе с Главой Конгломерата Александром Натановичем Палисадовым.
Но, увы, в силу скрытых от обывателя причин, кадровой службе Конгломерата удалось обеспечить лишь вдвое меньшее количество участников "Семинара" (или, как его принято называть внутри корпорации, - "расстановки"), что вызвало скрытое недовольство Главы и пару перестановок внутри кадровой службы).
Огромный зал с голыми стенами и бетонным полом, разделённый надвое переносной перегородкой. В одной половине накрыты круглые банкетные столы: белые скатерти, убранные такой же белой тканью стулья. Вторая часть зала отведена под так называемую "ролевую игру" - "изюминку" предстоящего "Семинара": большая часть его пустует, - проваливаешься в пространство, и кажется, будто зал упирается в бесконечность; только где-то далеко-далеко впереди маячит несколько рядов стульев и на стене - белое пятно экрана.
На самом деле рядов много - не менее тридцати, и в каждом ряду по сорок стульев, это понимаешь, когда, спустя пару минут, наконец, добираешься до противоположного конца зала.
На экране - слайд с логотипом Конгломерата. Надпись-заголовок гласит:
"Осознанный Человек -
значит Быть и Руководствоваться Источником Любви" (1).
И ниже:
"Ценность и Философия Конгломерата "Эволюция и Филантропия"
на основе Онтологического Менеджмента (2)".
В первом ряду сидят представители топ-менеджмента Конгломерата - советник Предправления Колдыринский, первый зампред Аскеров, руководитель корпоративного блока банка - Новис. Предправления Тапио Мякинен замечен в средних рядах - поближе к простому народу. Время переваливает за половину десятого, однако семинар все ещё не начинается.
Ощущения большого количества народа нет - зал слишком огромен, чтобы сконцентрировать энергию тех людей, что сегодня присутствуют здесь - она растекается по холодному бетонному полу, уползает за перегородку к банкетной части зала, рассеивается в высоких потолках, оборудованных юпитерами.
Спустя несколько минут акционер появляется на трибуне, и начинается действо.
Глава 1.
12,5% активности
Банк сдувается, и я вместе с вами.
из речи Палисадова перед своими подчиненными
Никто не отменял позиции "моя хата с краю", "сижу, никого не трогаю", - и она в полной красе проявила себя в первый же день "расстановок": последние ряды забиты до отказа, впереди же - доволно много свободных мест. Народ ютится на галёрке,- таким образом срабатывает инстинкт самосохранения: страх перед неизвестным советует переждать, посмотреть на события со стороны, не вовлекаясь в происходящее, во избежание каких-либо неожиданных последствий. Палисадов оглядел зал и подошел к микрофону. Интеллигентная манера речи, мягкие жесты, спокойный ровный голос - оратор производил приятное впечатление.
" Здравствуйте, ребята. Эта встреча у нас сегодня двенадцатая. Через семинар, посвященный Онтологическому Менеджменту, с июня этого года уже прошло более четырех тысяч человек. В Конгломерате работает почти двадцать две тысячи сотрудников. И я рад, что уже многие из вас вовлечены в процесс созидания посредством работы по Ценности.
Сегодня у вас всех есть очень уважительная причина отсутствовать на работе: вы встречаетесь с акционером. Это действительно уважительная причина.
В любой организации менеджмент тогда эффективен, когда у него получилось познакомить со стратегическим вектором развития весь коллектив. Начиная с 2013 года, мы приступили к промышленной эксплуатации Онтологического Менеджмента.
Но я вижу, что не все меня слышат хорошо, вот последние четыре ряда, да, вы - вы можете пересесть сюда, вперед - здесь много свободного места. Можете взять ваши стулья и занять места перед первыми рядами. Я уверен, что вам тут будет гораздо лучше слышно."
Предложение Палисадова приняли с воодушевлением без малого человек двадцать, остальные так и остались сидеть вдалеке.
"Прошли все кризисы, - продолжил Глава Конгломерата, - Но тенденции последних лет показывают, что бизнес в Корпорации не растёт. Несмотря на то, что и новые менеджеры приходили, и мы активно занимаемся поиском новых идей. На рынке про нас говорят нехорошее слово, я не буду его сейчас произносить... ну, ладно, всё-таки скажу: банк сдувается, ребята, и я вместе с вами. Мы с вами наблюдаем точно такие же тенденции, какие только что показали нам наши коллеги с последних рядов: сесть подальше, чтобы не видели, не трогали, чтобы была возможность заняться своими делами, а не общими задачами. Именно мы с вами - главный источник проблемных активов в Банке. Мы вместе с вами наработали в этом году более четырёх миллиардов убытков. И если в 2005 году Банк был по капиталу на четвёртом месте, то в нынешнем - на четырнадцатом. И когда садимся на задние ряды - какого спокойствия ищем, ребята? Может быть, желанием сесть подальше вы отодвигаете себя от успеха? Трудно принять что-то новое? Что мешает? Суета, большой объём документов, много контактов? Куда ушло время? Пыль! "Не трогайте меня, мне и так хорошо там, где я есть". Но там, где мы есть - мы съедаем себя.
Из чего платить бонусы, если прибыли нет? У нас самый высокий из всех банков cost/income (3).
Конечно, мы должны гордиться тем, что мы делаем. У нас очень умная команда, правда ведь? Тогда почему такие показатели? Мы остались единственным среди частных банков, у кого не произошла смена акционеров. Последним был Ренессанс-Капитал - предыдущие акционеры продали его, чтобы спасти: в банке была очень плачевная ситуация. Неужели мы - следующие? У нас запредельная доля проблемных активов. Кто кредиты выдавал? Мы же выдавали. Вот они - здесь сидим. Может быть, слова Сан Лайта "что внутри, то и снаружи" (4) - об этом? Вы читали книги Сан Лайта? Почитайте, кто не читал - это очень важная для понимания литература.
Я понимаю: опоздали на полчаса, так как не знали, сколько времени займёт незнакомая дорога (5). Но ведь можно было заложить побольше времени, зная, что путь может оказаться более долгим, приехать пораньше...
Мы все - добросовестная интеллектуальная команда. У нас было много кризисов, и мы все их прошли. Спасибо вам за ваш труд! Но если это так - то почему Банк сдувается? Руководство плохое? Корпоративный банк всегда был локомотивом прибыли, а сейчас - огромные резервы. В чём вопрос?
Я приведу вам одну интересную притчу, которая поможет нам понять, как надо действовать: "Одному старому человеку задали вопрос: "Чем умный отличается от мудрого", и старик ответил: "Умный всегда найдёт выход из трудного положения. А мудрый - его не допустит"."
Мы с вами - как тот умный из притчи. Так может, правильным будет напитать нашу умность мудростью? Может быть, в этом наш выход, ребят?
Ум имеет свойство разрастаться и затмевать Мудрость от Сердца.
В 2007-2008 годах ко мне пришло понимание, что надо что-то менять. У нас один из самых стабильных коллективов - нам в этом году исполняется 25 лет. И я начал изменения с себя. Я четыре года занимался изучением Мудрости Наследия Любви, читал книги, занимался практиками. Искал способы применить к сегодняшней действительности то, что мы с вами унаследовали с Историей. Я уверен: вместе мы найдём выход из трудного положения.
Каждый кризис, ребята, мы с вами начинали разгребать проблемные активы. Вы скажете: но у других банков происходит то же самое. На суд Божий, я хочу сказать, каждый пойдет за своё - не стОит кивать на соседа. И если компания мельчает, если мы проедаем капитал - мы и себя проедаем?
Надо искать, пробовать. Использовать мудрость, которую нам оставили люди, что были до нас.
Пусть у тех, кто остался на последних четырех рядах, включится совесть. Я не настаиваю, но прошу вас: поймите меня правильно - в этой ситуации я ещё раз хотел показать - "что внутри, то и снаружи". Я хотел показать вам и себе, что в нас есть часть, которая мешает нам развиваться. Вас Глава Конгломерата попросил пересесть вперёд. Вы игнорируете даже это, ребята! Это показывает мощь той силы, что держит вас в колее, называемой умом. Что ж, если хотите оставаться сзади - оставайтесь. Но я вам благодарен за то, что вы показали нам правду. Четыре ряда по сорок человек. Захотели поменять свое положение двадцать. Это сколько, получается? Двенадцать с половиной процентов активности."
Глава 2.
Через Ценность - к Успеху
Кривое не может сделаться прямым,
и чего нет, того нельзя считать.
Книга Екклезиаста, 1:15
Каждый жаждет знать, что его пребывание на земле
имеет смысл. По мере пробуждения на внутреннем уровне
целостности, пластичности, отражения и добровольного
подчинения драгоценный камень в каждом из нас становится
видимым, и тогда мы можем видеть ценность того,
что значит быть человеком.
Солихин и Алисия Том+Александра тер Хорст)
книга "Быть человеком"
Из пресс-релиза Корпорации: "Отправной точкой бизнеса Конгломерата считается создание Трансбанка в 198_ году. Спустя пять лет на рынке появилась Нефтяная Инвестиционная компания АЛЕКСойл, впоследствии ставшая ядром Корпорации. Постепенно вокруг НИК "АЛЕКСойл" образовалась группа компаний инвестиционной направленности. В 2002 году АЛЕКСойл объявил о приобретении двух крупнейших участников российского рынка - Трансбанка и Производственно-Страховой компании (ПрСК). Интеграция этих структур в ФК "АЛЕКСойл" стала первым в нашей стране реальным воплощением концепции "финансового супермаркета" - совершенно новой для России бизнес-модели. В 2003 году ФК "АЛЕКСойл" объявила о стратегическом партнерстве с Банковской группой "ВОСТОК-ЗАПАД". В 2005 году пять банков Корпорации, включая ВОСТОК-ЗАПАД и Трансбанк, были реорганизованы в новый объединенный БАНК ВОСТОК-ЗАПАД. Новый объединённый банк вошел в пятерку лидеров российского финансового сектора по основным финансовым показателям."
Что, при чтении между строк, а также с использованием статей различных лет, периодически появлявшихся в прессе, означает примерно следующее:
"У банка "Восток-Запад" тёмное прошлое, странное настоящее и негативно-прогнозируемое будущее. Банк начинался как бизнес элиты одной из республик, был отдан в управление племяннику жены президента этой тоталитарной республики, цинично "кинувшему" руководящую "верхушку", продав Трансбанк с активами под миллиард долларов за весёлую сумму в восемьдесят миллионов и теперь вынужденному скрываться вместе с семьёй в неизвестном направлении (поговаривают, что осел в Лондоне, но слухи - такие слухи). И вот на арене появился А. Н. Палисадов, друг владельца крупной нефтяной компании и нескольких воров в законе. От тех времён сегодня остался след в виде миноритариев - этой самой крупной нефтяной компании и правительства обиженной республики; пары-тройки "понятийных" клиентов, конечными бенефициарами которых де-факто являются те самые воры в законе; и одиннадцати банков, слившихся в едином экстазе банковской группы "Восток-Запад". Это прошлое.
Настоящее для банка началось в 2008 году, когда, с приходом кризиса, резко вырос пул проблемных активов, один из крупнейших клиентов-нефтяных холдингов остался недоволен то ли акционером, то ли банком и вывел все свои пассивы в другое финансовое учреждение, а Палисадов ударился в богоискательство. С тех самых пор снежный ком под названием "онтологический менеджмент как залог успешного и прибыльного бизнеса" растёт, с каждым месяцем всё быстрее и быстрее, - поскольку несётся вниз с возрастающей скоростью, по пути набирая всё больший вес.
Что же касается будущего - то это время, которое потребуется для осознания государством в полной мере последствий краха одного из системообразующих банков страны и покупки его остатков за гроши у богоискателя Палисадова."
С 2008 года акционер методично и уверенно шёл по пути самосовершенствования и развивал идею менеджмента по Ценности. С этого же времени начались "расстановки" - в тот период трёхдневный "семинар", посвященный принципам Онтологического менеджмента. До недавнего времени на него приглашались топ-менеджеры в количестве сорока-пятидесяти человек. Для проведения "семинара", как правило, арендовался конференц-зал в одном из фешенебельных отелей столицы. Периодичность проведения "семинара" - один-два раза в месяц. Его основу составляет эзотерическая система Ценностей, описанная в книге "Быть человеком" Алисии и Солихина Том в соавторстве с некоей Александрой тер Хорст. Книга претендует на истинное видение мира и роли в нем человека, красочно, с подтверждающими цитатами из Корана, Библии, буддийских книг, трудов древних философов, Каббалы и Талмуда, псевдорелигиозных учений. Авторы пытаются показать некую систему самосовершенствования и достижения успеха через серию картинок и образов, формируют определённую терминологию, включающую в себя такие понятия, как "добровольное подчинение", "высшее предназначение", "источник", различные начала (животное, растительное, материальное, человеческое и благородное), "внутреннее сердце" и тому подобное. Сами себя авторы, хоть и не называют так, но считают Сверхлюдьми, которым открылся истинный Источник Любви, и которые имеют власть над всеми остальными жителями этой бренной Земли и обладают правом требовать подчинения их инструкциям и правилам жизни. Технически "расстановки" проходят следующим образом: Палисадов читает лекцию по той или иной линии книги, рассуждает о том, как это поможет бизнесу, после чего на полу раскладываются карточки в форме какого-то движущегося средства (говорят, был и корабль, и самолёт, сегодня у Палисадова популярен тримаран) с картинками и надписями, каждая из которых соответствует тому или иному "началу" (коих пять) и "принципу" (их четыре) - комбинаций может быть множество, стремящееся к бесконечности. Каждый из участников "Семинара" должен прислушаться к велению сердца, отключив ум, и найти свою картинку. Встать на неё и... стоять столько часов, сколько понадобится "великому и ужасному" для "напитания" своего высшего "Я" энергией.
По словам очевидцев, на "Семинарах" практиковались пощёчины со стороны Главы Конгломерата, танцы в полуголом виде,- проверка на "подчинение" (крайне немаловажное понятие, красной нитью пронзающее всю книгу) лазанье по канатам с целью слиться с природой воедино и прочие непотребные для корпоративной культуры действа. Однако, документального подтверждения этим словам нет, поэтому оставим данную информацию на уровне слухов.
С июня 2013 года, как ранее упоминалось в речи Палисадова, распространение Онтологического менеджмента приобрело воистину грандиозные масштабы.
И вот, акционер стоит на неосвещённой трибуне, за ним только яркое пятно экрана. Передние ряды тоже погружены в полумрак. Но уже ближе к середине огромного зала юпитеры заливают светом все пространство. Речь у Палисадова немного рваная - фразы не выстраиваются в единое повествование, каждая - как микро-рассказ, завершённый смысловой образ:
"Управляющий центр - в единстве Сердца и Ума. Кто выбирал родителей? Вопрос. Подумайте. Сейчас, в том состоянии, в каком мы есть, - мы не помним этого.
Второй вопрос: кто считает, что после смерти что-нибудь останется от нас? Тело? Ум? Тело и ум закопают, тело разложится на молекулы, молекулы превратятся в энергию. Так что же останется?
И третье: маленький ребенок, который только начал говорить, произносит фразы о себе от третьего лица, например: "Ваня хочет кушать". Кто говорит за этого Ваню?
Возможно, это Он участвует в выборе родителей, Он выбирает тело и Он через маленького ребёнка говорит, через того, кто ещё не успел забыть своего единства с Ним, с Высшим Аспектом. А ведь Он - больше, чем мы. Он был до нас и останется после нас.
А может, этот Аспект связан с Источником Любви?"
Эзотерические взгляды акционера, наверное, интересны определённому кругу лиц, но большинству из тех, кто присутствует в ангаре совершенно не нужны: их ждёт работа, семья, свои ценности, совершенно не завязанные на Высший Аспект, Источник Любви, подчинение и какие-то там Высшие и Вторичные Жизненные Силы.
"Источник Любви есть единственная причина Бытия и послания Духа Истины.
Деньги, которые мы в капитале имели, мы так раздали клиентам, что основой бизнеса стал коллекторский бизнес. Нам вместо денег вернули в погашение кредитов активы, недвижимость. Я вижу, что некоторых людей это не трогает - они продолжают разговаривать между собой...
Я уверен, что если я изменюсь - то и вы все изменитесь.
Изменить парадигму в команде - сейчас это главное. Критический взгляд внутри, в себе - это путь к тому, что снаружи будет всё не так, как надо. И придётся преодолевать проблемы. Это Рок: путь через страдание. Да, это тоже путь. Критический взгляд - главный инструмент Рока, до мельчайших деталей.
Но есть и второй путь: оглянуться на наследие Любви, на все то хорошее, что оставила нам История. Я прошу вас: поддержите!
Всё, что собрано в моей лекции - это Учение об умении побеждать.
Вот посмотрите на диаграмму: на ней мы видим, что компании, управляемые по Ценности, гораздо более эффективны, показывают бОльший возврат на капитал, чем те, которые идут другими путями. Вот, например возьмём рынок США: чем выше индекс здоровья в организации, тем выше капитализация компании. Мы же свой капитал проедаем.
Сейчас Forbes оценивает финансовую корпорацию в две целых шесть десятых миллиарда долларов. Это нижняя планка. Консервативная оценка. Управление по Ценности увеличивает капитализацию на пятнадцать - шестнадцать процентов. Мы начали инвестировать в 2009 году. По сто пятьдесят миллионов долларов США в год. Сейчас мы перешли к промышленной эксплуатации. В год это получается порядка шестисот-семисот миллионов рублей. Итого рентабельность за восемь лет - четыреста-пятьсот процентов. В год - пятьдесят-шестьдесят процентов.
Проектов с такой рентабельностью нет!
Почему я слышу, что у нас завышенные расходы на капитал? Да потому что сидим в колее. Ребята, я прошу вас: поддержите!
И очень важно, чтобы не сделать ту же ошибку - надо идти не от ума, а от сердца.
Я рад, что эти наши регулярные встречи помогли увидеть нашему Управлению активами новое в финансовых инструментах. Покупая акции компаний, в которых управление осуществляется по ценностям, ребята получили доходность четырнадцать с половиной процентов годовых! Это при том, что на фоне кризиса максимальная доходность по акциям компаний на рынке сейчас не превышает пять процентов годовых.
Нам очень важно быть вместе. Поддержите! Давайте изменим ситуацию.
Нет капитала в компаниях. Да, мы его проели. И отдали его в кредиты, которые нам не вернули деньгами. Что делать? Жизнь сама подсказывает: инвестировать нужно в нематериальные активы. У меня денег нет, но у меня есть то, с чего начинается Конгломерат. Это - люди.
Да, был АЛЕКСойл, в нём была истинная жизнь. Но мы стали создавать корпорацию, и нужно было модифицировать программы. Это называется "рассеиванием старых программ". То же самое происходит и сейчас: банк был управляющей компанией, а теперь осуществляем переход к Конгломерату и Семейному Офису.
Где я упустил причину того, что банк не растёт? Хочу исправить. Давайте вместе исправим. Поддержите, буду очень благодарен.
Или мы с вами обанкротимся и разойдемся в разные компании, или постараемся сохранить наше дело вместе. Вместе сделать шаг в другую ситуацию и вместе обратить свое внимание на Мудрость.
В бизнес инвестировано больше ста миллиардов рублей. И пока мы не прибавляем. Но это не значит, что мы не должны оставаться людьми. У нас убыток. Что делать нашей команде семейной филантропии? Закрыть? Как ваше мнение? Я серьёзно спрашиваю!
Наш Семейный офис занимается благотворительностью: есть дети-сироты, которым мы помогаем много лет, есть другие проекты... ну, о них я не буду сейчас говорить. Но я не инвестировал в людей. Я хотел создать точную машину, которая бы работала без перебоев. Но жизнь показала, что это - не то. Инвестиции в персонал необходимы!
У нас финансовый бизнес, а значит люди- это и душа, и средства производства. Сейчас мне мои коллеги говорят, что у нас высокая себестоимость, бизнес убыточен, а расходы на персонал растут. Мы не научились диверсифицировать инвестиции в персонал и себестоимость персонала.
Инвестировать в персонал можно по-разному. Можно - как Сталин: мотивация страхом и угрозами. Вот исторический эпизод: Мао Цзэдун очень долго ждал Сталина в его приёмной, а потом предложил сделать Китай одной из советских республик. Но страх и напряжение не вечны. Напряжение обязательно сменяется расслаблением. Так произошло при Брежневе.
Мудрость - где-то посередине, ребята.
Мы должны показать рынку, что мы не зря вот сейчас инвестируем наше время в команду."
И инвестиции начались.
Газета "Ведомости" (6): "Восток-Запад" сокращает до 20% сотрудников": О том, что в ФК "Восток-Запад" идет сокращение персонала, рассказали три источника в корпорации. Уволены могут быть до 20% сотрудников. Сокращения касаются всех подразделений корпорации: и бизнес-, и поддерживающих, несколько месяцев назад была заморожена программа приёма новых сотрудников".
А. Н.: "Уволить кого-либо - это потерять энергию, ослабить силы, - так говорит Мудрость. Когда руководитель сокращает персонал - он съедает себя. А если руководитель толков, он не теряет энергию, он предлагает переквалифицировать сотрудников, обучать их новым программам, новым процессам. Мы должны изменить старые результаты, старые процессы, старые каналы. Одна из причин нашего мельчания - длительное сохранение старых программ. И мы должны обучить сотрудников новым."
После мудрого высказывания про нерадивого руководителя, спустя пару недель, в банке подписан очередной приказ о сокращении персонала: 800 сотрудников. Но нельзя забывать, что мы не должны путать инвестиции в человеческий капитал и себестоимость персонала, которая, очевидно, и снижается за счёт сокращений. Инвестиции же в человеческий капитал растут безумными шагами - это вложения в ежемесячную аренду мега-ангаров, отвлечение сотрудников от их основной трудовой деятельности (то есть, фактически оплата простоев), приобретение макулатуры тиражом под двадцать тысяч экземпляров (7) и тому подобное.
Отступление
Притча о душе
Это случилось однажды в городском саду. На скамеечке на одной из зеленых тенистых аллей сидела девушка - хрупкое непорочное создание с голубыми глазами, излучающими глубокую светлую любовь. Она ждала Друга.
Когда к вечеру сад стал пустеть, к скамеечке подошел высокий немолодой мужчина с высоким лбом: несколько прядей длинных засаленных волос прилизаны к блестящему черепу, остальные неопрятно болтаются, свисая на плечи. На губах- широкая улыбка. Взгляд холодный, цепкий, движения скупы и непонятны: со стороны может показаться, будто мужчина искренне расположен к общению и даже очень открыт и добродушен, однако некоторые жесты слишком жестки. Как бы то ни было, пока мы с вами занимались его описанием, он уже начал непринужденную беседу с нашей девушкой. Они познакомились: девушка назвалась Душой, ее собеседник - Йогином Бриллиантовым. Перебросившись парой фраз о погоде и последних городских новостях, девушка вдруг замолкла и очень внимательно посмотрела на своего собеседника.
- Ты очень одинокий, - сказала неожиданно она. Мистер Йогин Бриллиантовый усмехнулся, но тут же взял себя в руки и серьёзно ответил:
- Да, наверное. Просто у меня не было Друга. Я так истосковался по возможности дарить другому человеку те щедрые дары, что получил за долгие годы медитаций, рассказать об откровениях, приведших меня к финансовому и личному счастью. Но с этой минуты, если ты позволишь мне стать твоим настоящим Другом, одиночеству не будет места в моем сердце!
- Ах, как это удивительно! Ведь я именно и ждала, когда же я встречу своего Друга! Но как ты сможешь сделать меня счастливой?
Мистер Йогин любезно пригласил своего нового Друга в загородный особняк, коим владел не без гордости и не без приятности похвастаться приобретением перед знакомыми и партнёрами, хотя и тщательно скрывал свои приземлённые эмоции за густой пеленой благонравия и одухотворённости.
В особняке их ожидал кем-то накрытый великолепный ужин, а хозяин наконец избавился от угловатых манер и превратился в само радушие и гостеприимство. Улыбка не сходила с его лица и была она такова, будто сам Господь коснулся мистера Йогина своею святою рукой.
Время перевалило за полночь, а в доме всё ещё звучала мелодичная речь хозяина. Он говорил о вере в себя, о Великом Источнике Бытия, о молитвах, что способны озолотить просителя. Он гладил длинные волосы Души, шептал таинственные мантры на санскрите, наклонившись к самому ее уху и обжигая своим горячим дыханием, вызывал руками сполохи разноцветного огня. И звенели, звенели, слетая с его уст, обещания.
Душа была очарована и околдована - она внимала каждому слову Йогина, откликалась на каждое его движение. Йогин уже не скрывал своего желания овладеть ею, его плотоядный взгляд скользил по тонкому телу под легким платьицем, рукой он ласково коснулся плеча Души, поддел бретельку, и Душа помогла ему снять с себя одежду. Она отдалась ему целиком и полностью, каждой своей клеточкой,- во имя счастья, любви, успеха. Йогин наслаждался. Пил юные соки Души, вытягивал энергию, самую жизнь, впитывал в себя и становился сильнее. Он чувствовал, как власть над Душой возносит его над миром, как отдаёт добровольно Душа то, что всегда так жаждал получить сатана.
- Истина и Высший Потенциал даруют тебе Мудрость, - шептал он в перерыве между совокуплениями, - открой сердце Источнику любви, и богатство, здоровье, счастье захлестнут тебя с головой!
Душа для себя уже знала, что это любовь. Это начало страстного романа длиною в жизнь, путь к астральному браку Души и Учителя, её Учителя, дарующего Божественный Источник Любви, превращающий веру в бесконечное блаженство и деньги.
И даже не догадывалась, что её изнасиловали.
Глава 3.
"Тишина. тс... тихо, тихо. Тишина" (8)
В тишине и уповании крепость ваша.
(Книга Пророка Исайи, 30:15)
Я считаю секунды,
Я считаю часы,
Я жду того,
Кто должен принести тишины.
И он приходит с пакетом,
В котором прячется зима,
Вода, ложка, вата
И тишина...
Дельфин, песня "Тишина"
Тишина, созданная насильно, перестаёт
быть тишиной созидательной.
Кораки
Ретрит (9) - английское слово, обозначающее "уединение", "отдаление от общества". В буддизме ретриты распространены очень широко. Они бывают индивидуальными (уединёнными) и коллективными, общими и посвящёнными отдельным конкретным практикам, могут проводиться недалеко от дома, а могут - далеко от города. Для каждого из таких ретритов в тибетском языке есть своё слово. Мы же называем такое времяпровождение, независимо от его разновидности - просто ретрит.
В ретрит отправляются, чтобы уединиться, оставить за чертой свои суетные мысли и полностью посвятить себя медитации, сосредоточению или другим видам духовной практики.
Палисадов, под чутким руководством своих учителей, взял за основу своего "Семинара" именно коллективный ретрит. Ретриты, проводимые последнее время, были связаны с практикой молчания - одной из разновидностей духовных практик, целью которой является остановка внутреннего монолога. Такие практики нацелены на то, чтобы отключить мысли, роющиеся в наших головах и в большинстве своем не несущие существенной смысловой нагрузки, сосредоточиться на себе и осознать важные для себя моменты. Палисадов эту практику называет "тишина".
"Попробуйте закрыть глаза, или оставьте их открытыми, если вам так будет удобно. И сосредоточьтесь на дыхании. Попробуйте сесть так, чтобы руки и ноги не перекрещивались, чтобы не создавался замкнутый контур. Это техника, просто техника. Начните следить за дыханием. И пусть это будет легко, не напряжённо. Пять-семь глубоких вздохов, больше не нужно."
На трибуне лицом к залу стоит высокий красивый взрослый человек с сединой в висках, в дорогом костюме business-casual перед вменяемыми, вроде бы, людьми, банкирами, рядом с ним - микрофон на подставке. Глаза закрыты, плечи опущены, руки вытянуты вдоль туловища. Полная отрешённость на лице. Слышно, как он вдыхает и выдыхает воздух. Зал смотрит на него. Но не все: у многих в руках книги, планшеты и телефоны, кто-то в наушниках слушает музыку. Словом, грубо попирается просьба акционера пройти духовную практику.
Эмерсон сказал: "Давайте помолчим, чтобы услышать шёпот богов". Но для этого нужна тишина. Не суррогатная, наполненная шорохами, дыханием, мыслями сотен людей, стоящих в зале, и постоянно доносящимися из-за стены стуками, хлопками и громкой музыкой. А настоящая тишина - в уединении.
Вот как описано безмолвие на групповом ретрите одного из ретритных центров Индии (10): "В ходе первого и третьего месяцев ретрита, участники должны соблюдать молчание с последней сессии вечером до обеда на следующий день. Участники будут соблюдать строгое молчание на протяжении второго месяца ретрита. Более того, участники должны соблюдать безмолвие по отношению к тем, кто добровольно соблюдает его все остальные периоды.
Чтобы ретрит был глубоким переживанием с минимальным числом отвлечений, общение должно ограничиваться общением в рамках группы, разговорами с ретритным наставником и ведущим сессий и обслуживающим персоналом. Практикующие не должны покидать территорию ретритного центра на протяжении ретрита, а также не будут получать или отправлять электронных писем по ходу ретрита. (Люди, отправляющие вам электронные письма, могут пометить их словом СРОЧНО, и в этом случае мы передадим эти письма вам. Все остальные электронные письма вы сможете получить только по окончании ретрита".
И ещё - оттуда же: "Чтобы принять участие в ретрите вы должны иметь сильнейшее намерение пройти его полностью! Пожалуйста, осознайте, что этот ретрит - не каникулы. Это тяжёлая интенсивная работа, требующая сильной мотивации и уверенности".
"Я вот тут замечаю, что некоторые из вас встают и гуляют. Всё понимаю: кто-то из близких заболел или чего ещё хуже. Есть другая крайность - когда суета захватывает, и ты бежишь говорить по телефону. Мне кажется, это по-человечески нечестно." - так комментирует поведение участников "Семинара" Палисадов, и мы с ним должны согласиться: действительно, не по-человечески вести себя на ретрите подобным образом, - ведь посещение ретрита - дело добровольное, осознанное и поэтому - благое, а значит, каждый из практикующих должен с уважением относиться не только к своим мыслям и чувствам, но к мыслям и чувствам окружающих его людей. Однако, на практике, при соблюдении формальных подходов к проведению ретрита, Глава Конгломерата натыкается на краеугольный камень, который в итоге и приводит к нарушению дисциплины во время "расстановок": участники не желают находиться "здесь и сейчас" (11), они не готовились к этой практике и не горят желанием пройти ретрит полностью. У них нет никакой духовной мотивации, за исключением сугубо меркантильной: отказ от посещения "Семинара" может запросто привести к увольнению отказавшегося: ведь никто не запретит работодателю вдруг срочно перекроить штатное расписание и сократить пару-тройку неугодных должностей, лишить бонусов и дополнительных привилегий, найти недочёты в работе специалиста и убедить его покинуть банк, пока на него не завели уголовное дело. Всё вышеперечисленное имело место быть в ФК "Восток-Запад", так зачем же отказываться от давно отработанных методик?
Тишина, ты - лучшее
Из всего, что слышал. (12)
Тишина очищает, озаряет, возвышает. В нашем сумасшедшем мире-мегаполисе так важно иногда остановиться. И послушать тишину.
Ты прислоняешься к стене,
А в сердце ужас и тревога,
Так страшно слышать в тишине
Шаги неведомого бога.
Но миг! И, чуя близкий плен,
С душой, отдавшейся дремоте,
Ты промелькнёшь средь белых пен
В береговом водовороте. (13)
"Шаги неведомого бога"... шаги идущего задом наперёд (14) А. Н., новоиспечённого гуру от бизнеса, царя огромного конгломерата, единолично властвующего над телами и душами подчинённых - прогулка, достойная повелителя вселенной.
"Вот вы здесь сидящие в зале, скажите, есть ли среди вас те, кто считает, что мы здесь занимаемся ерундой?" - невидимый "лес" рук.
Глава 4.
All You Need is Love (15)
Чингисхан и Гитлер купались в крови,
Но их тоже намотало на колёса любви.
(Наутилус Помпилиус, песня "Колёса любви")
Железная дисциплина не исключает, а предполагает
сознательность и добровольность подчинения,
ибо только сознательная дисциплина может быть
действительно железной дисциплиной.
И. В. Сталин
Любовь сотворила деньги, чтобы люди могли помогать друг другу.
(Сан Лайт, "Алхимия изобилия")
"Мы живём в пяти измерениях." - продолжал А. Н. свою лекцию о Мудрости и Источнике Любви. "Наш офис построен по принципу трёх D: три департамента, как основа всего бизнеса - back-office, middle-office и front-office. Четвёртое измерение - это Время. И пятое - это Любовь. Всё. Это источник Любви, из которого рождается и Время, и всё 3D- пространство. Только возьмите, кто мешает? Мы сами мешаем.
Нам очень важно быть вместе. Поддержите. Давайте изменим ситуацию.
И на этом пути нужно равновесие, нельзя идти с умом, так как это будет поляризация. Нужен баланс.
Тройственность - это духовное представление, а также часть Онтологического Менеджмента. Только в том случае, когда появляется Источник Любви, из сердца, - только тогда тройственность переходит в триединство или Троицу. Без Сердца - это секта, созданное персональное интеллектуальное пространство и тому подобное.
Тройственная любовь - это когда мы поклоняемся Богу в нашем сознании. А без Источника Любви действуют сектанты, атеисты, коммунисты.
У Гитлера была прекрасная харизма - он зажигал людей. Но вряд ли это можно назвать Любовью.
Наша Мудрость - это проявление Потенциала Любви, как тепло воды на экваторе есть проявление Солнца. Все сверхъестественные качества идут от сердца.
Вот взять, например, критический взгляд, о котором мы говорили раньше: как его сделать слугой? Да пусть он разрушает старое! И в этом случае разрушитель становится полезен.
То, что нам мешает, пусть нам поможет, - помните, это из замечательного фильма "Кавказская пленница"?
Мудрость Гитлера и Сталина вряд ли была сфокусирована на Источнике Любви.
И вот недавно я увидел в магазине модель тримарана - водного судна с тремя соединёнными в верхней части параллельными корпусами. Вы скажете, что это ненадёжная конструкция, что тримаран разваливается на большой волне. Но современный тримаран построен по принципу "виппер" - имеет режим рассекателя волн и выдерживает волну в семь баллов.
Я взял за основу сегодняшней "ролевой игры" тримаран из-за его тройственности: один корпус - "Пять качеств и четыре принципа", второй - "Управление по Ценности", и третий - "Тишина (Внутренняя Жизнь)".
"Ролевая игра" - не просто игра, а прекрасные слова осознания человека. И каждый из нас выбирает то слово, которое он чувствует сердцем. Здесь и сейчас. Интуиция не даёт делать лишних движений.
Дальше понимание нам не поможет, и даже повредит. Постарайтесь не включать ум. Ум у большинства из нас - это колея: мы привыкли думать. Если будете выбирать своё место на корабле умом - ум взорвётся. Примерьте, насколько вы можете быть свободными от ума."
И Палисадов принялся зачитывать названия двух тысяч двухсот двадцати двух картинок, среди которых попадались и вполне понятные по смыслу, но зачастую казавшиеся просто набором не связанных между собой слов. Например, "Любовь зажигающая от Высшего Потенциала", "Открытость защите и выходу на новые территории из Любви", "Обет возвращения к Любви", "Прозрачность Жизни от Высшего Потенциала", "Помниние. Чистое Сознание, ориентированное к Высшему Потенциалу", "Маяк, помогающий Духу Любви найти накопленную Осознанность" и тому подобное.
"А сейчас прошу настроиться, пройти по такому качеству, как "отдохнуть". Ребят, вы очень много работали, и теперь вы должны отдохнуть." - этой фразой акционер закончил зачитывание первого пула картинок (около пяти-восьми штук). После каждого такого эпизода А. Н. практиковал "тишину" в течение минуты и настоятельно рекомендовал это делать всему залу.
"Мудрые клиенты всегда будут с нами - это закон жизни. Месторождения нефти, нефтяные компании - это огромный поток клиентов, это наш потенциал. И если мы обратимся к Источнику Любви, мы сможем выйти из сложной ситуации, в которой оказались.
В бане все равны. Снял ты одёжку - и нет никаких различий. Генерал ли ты, учёный, мужик, добросовестно подметающий улицы, или девушка-операционист. Или вот президент Обама или Госсекретарь ООН - они тоже, как и любой человек, писают, какают, кушают.
Я увидел, что вы все можете настраиваться на Источник Любви. Я вам за это очень благодарен. Это мой KPI, если выражаться по-человечески.
Вот он я: здесь и сейчас.
Неведение в компании - это вирус. Ведь трудно работать, когда не знаешь, куда она движется, куда идёт. Для любой компании важно говорить на одном языке. И чем проще язык - тем лучше.
Мы, постоянно планируя свою деятельность, обращаемся к десятому элементу - Ценности - Источнику Любви.
Я Её чувствую, я в Неё верю. Она есть. Она едина с Отцом. И у Неё есть свои качества, которыми она нас любит и через которые мы можем увидеть Её Любовь. Это Великая Мать. Можно улыбаться на эту тему, можно принимать-не принимать... Это ваш выбор. Мать, наша родная мама, когда её сын пьёт или сидит в тюрьме или потерялся в своей голове - она всё равно его любит. И если она бросит своего ребёнка, мы говорим, что она не мать.
Когда национал-социализм или коммунизм ведут народы не туда, - начинается война. И Великая Мать защищает своего самого главного ребёнка: Человечество.
Одно из Её основных качеств - это Красота. Она же женщина. Красота спасёт мир. Перед красотой склоняют свои колени рыцари и воины. У каждого царя есть своя женщина, и он перед ней склоняет колено.
Ещё одно качество - это точность и совершенность исполнения задуманного. Политическая карта мира - это тоже шедевр, творение Великой Матери."
Итак, мы уяснили, что есть Великая Мать и Великий Отец - земное и небесное, телесное и духовное, инь и янь, в общем, единство материального и нематериального, о чём рассказано во всех религиозных и философских трактатах, кои только можно отыскать на Земле.
И есть ещё Источник Любви. Я предлагаю остановиться на нём поподробнее. Мы разберём здесь два понятия, от которых так охотно отталкивается Палисадов с напористостью носорога пытающийся убедить себя в том, что уж в его-то сердце давно и прочно укоренилась любовь.
Первое понятие - "онтология". Онтология, как уже было упомянуто, - это раздел философии, науки далёкой от сердечных переживаний и эмоций, её основные объекты исследования находятся в области ума, интеллекта. В отличие от религии, живущей в плоскости сердца, и основанной прежде всего на безоговорочной слепой вере в Бога - Яхве, Иисуса, Аллаха... (у Бога много имён). Попытки соединить несоединимое приводят к тому, что уровень вовлечённости "паствы" стремится в обратную сторону от бесконечности, нарушая все расчёты гуру Палисадова. Исключительно интеллектуальные искания, свойственные адептам эзотерики, не имеют ничего общего с понятием "любовь" во всех её проявлениях. Рассказывая о сложной математико-философской системе новообретённых ценностей, густо замешанной на отдельных эпизодах из религиозных книг, Глава Конгломерата не способен поселить любовь в сердцах людей, не способен даже увлечь их своей идеей в силу её сложности и интеллектуальности. Если обратиться к священным книгам мировых религий мы убедимся, что Бог не мудрствовал лукаво, простым языком донося до людей любого сословия великие Божественные истины. Именно эта простота позволила увидеть людям Любовь и Свет, а не нагромождения сложносочинённых фраз о них.
Иисус, говоря о любви, не обещал блаженства материального "здесь и сейчас", Аллах не осыпал золотыми дождями своих подданных, через Пророка Магомета послав свои строгие заветы, только исполняя которые, человек способен стать духовным и совершенным нравственно и физически. Яхве зачастую был суров в своих деяниях, наказывая провинившихся перед Ним, и тем самым сподвигая на принятие наказания с любовью и верой в душе и, через любовь и веру, на исправление проступка. И Будда не обещал всех земных благ тому, кто последует его учению, ибо целью его учения было не достижение богатства материального, а достижения богатства внутреннего, духовного. Кстати сказать, буддизм, к которому чаще всего обращается в своей философской конструкции Глава Конгломерата, менее всего подходит под определение религии и, как предпочитают называть его представители, буддизм - это non-theism (16). А некоторые учёные считали, что буддизм и наука близки к друг другу. Так, например, Бертран Рассел отмечал, что буддизм опирается на научный метод и позволяет исследователю ответить на те вопросы, на которые не может ответить наука из-за её ограниченного набора методов исследования (17). И именно многие духовные практики буддизма легли в основу новой системы Палисадова, хотя во главе угла обозначено некое мистическое начало, некое Оно, загадочный Аспект, заменивший нашему богоискателю истинного Бога. И именно этот Аспект должен был бы по идее зародить в последователях Любовь. Но этого не произошло, и мы видим, почему.
Второе понятие, на котором я бы хотела остановиться поподробнее - это "добровольное подчинение". Термин используется активно в уже ранее упомянутой книге "Быть человеком".
В интерпретации авторов, добровольное подчинение есть не что иное, как "подчинение себя Богу, предание себя в руки Бога и покорность Его воле" (18). По словам Солихина Тома, мусульманина, как он себя представляет, этот термин - принятый в мусульманской литературе перевод английского слова surrender. Однако, согласно духу книги, подчинение есть действие осознанное, с расчетом на получение пряника за своё послушание, а не искренняя бескорыстная любовь и преданность всем сердцем Богу, как толкуют его исламисты.
В большинстве случаев это слово имеет значения достаточно негативного характера, например: капитулировать, сдаваться, уступать, подчиняться. И сам Солихин, рассуждая над этим термином, признаёт, что некоторые люди действительно воспринимают его негативно, тем не менее считая, что это их трудности. В христианстве чаще используется синоним - слово "смирение", и оно по духу ближе к Источнику Любви, чем подчинение в логике Солихина Тома, хотя бы потому, что все его значения -они идут от сердца, от любви: кротость, скромность, покорность. Тогда как подчинение - это скорее интеллектуальный подход, от ума, но не от сердца.
Смирение перед Богом своей гордыни есть добровольный искренний отказ от гордыни, принятие сердцем реальности такой, какая она есть, поскольку всё происходящее есть воля Божья.
Подчинение же, хотя бы и добровольное, есть не что иное как исполнение одним лицом воли другого в форме выполнения приказов и инструкций последнего (19), осознанное действие, осознанный контроль своей гордыни во имя получения бонусов за своё примерное поведение. Очевидно, что жестокому и авторитарному Палисадову гораздо ближе понятие "подчинение", он стремится ввести строгие порядки в банке, получая обратный эффект. На просторах интернета встречаются, например, такие высказывания:
"...хотя от сотрудниц, выходивших в декретный отпуск, принято было избавляться не только в "Восток-Западе", именно этот банк чуть ли не в централизованно-приказном порядке советовал будущим мамам "решать свои проблемы" для сохранения рабочего места. Конечно, в Уголовном кодексе нет статьи за "склонение к аборту". Зато имеется одна о превышении должностных полномочий" (20)
"Прошлой весной отправляли в отпуск принудительно-добровольно, я отказалась. В июле попросила отпуск после своей свадьбы, не отпустили. Причину не объяснили. Я легла в больницу. Когда вернулась, управляющая мне сказала: "Еще раз заболеешь - попадешь под сокращение". Меня не испугаешь, тем более я уже была беременная на тот момент, о чем не стала скрывать и предоставила справку. В ответ на это меня стали вызывать в выходные на работу без всякой оплаты и без приказа, что является нарушением инструкций." (21)
"Самое ужасное - сотрудников заставляют следить друг за другом и стучать! Вот сиди и думай: кто в твоем коллективе это делает!" (22)
"Полный хаос в отделах, никто ни за что не отвечает. Помимо колоссальной нагрузки рабочего процесса, заставляют в добровольно-принудительном порядке Постичь искусство жизни, слов и чисел - Согласно философии Сан Лайт (опрос сотрудников за усвоением данной информации прилагается). Куда мы катимся..." (23)
Кроме Солихина Тома и его женщин, и Сергея Неаполитанского, про "вкусные" бонусы, как результат духовных практик, рассказал миру ещё один человек - Майкл Роуч, в своём своеобразном труде "Алмазный огранщик", и своих лекциях, что дало акционеру Конгломерата дополнительное подтверждение его теории о том, что через Источник Любви он получит бесконечные миллиарды прибыли. В финансовом мире и в сообществе буддистов Роуч предстает довольно одиозной фигурой, начинавший как буддийский монах, но затем, по его словам, по настоянию своего наставника, решивший опробовать влияние буддизма в бизнесе, что принесло его компании, в которую он устроился торговать бриллиантами, заоблачные доходы.
Статья в RS, вышедшем летом 2013 года (24), рассказывает нам, что главная идея Роуча заключается в том, что медитация - не только путь к просветлению, но и способ обретения земной любви и материальных благ. "Древняя мудрость - современный успех", - гласит его девиз.
Майкл Роуч сумел привлечь внимание банкиров с Уолл-Стрит и таких знаменитостей, как Донна Каран, Стинг, Мадонна. Он перевёл Йога-сутры с санскрита и говорил о том, как йога может привести к просветлению. Один из его бывших последователей назвал его лучшим ярмарочным банкиром из всех, кого он когда-либо видел. Вольное переложение тибетского буддизма, пишет журналист RS, и радикальные практики геше Майкла привели к тому, что Далай-лама вынес ему порицание, заявив, что его "нетрадиционное поведение противоречит учению Его Святейшества". Многие тибетские буддисты считают, что Роуч заключил сделку с дьяволом.
Нарушив монашеские обеты, геше вступил в брак со своей последовательницей, который распался в том числе из-за того, что, по словам супруги Роуча, он медитировал "на других женщин, которых воспринимал как ангелов" (25).
Роуч практиковал групповые ретриты, но к концу первого десятилетия существования так называемой "Алмазной горы", где они проводились, вместо обретения душевного мира люди получали нечто совершенно иное. Согласно статье, в обстановке изоляции и под давлением учения Роуча "о духовном партнёрстве" (26) распадались отношения, люди, приезжавшие вместе, расходились и находили себе новых партнёров. Кто-то назвал происходящее "секс-сектой", а бывшая сожительница Роуча, сойдясь с новым партнёром, устраивала в новом ретрите сцены домашнего насилия, закончившиеся в итоге гибелью последнего (27).
Словом, всё, что вам нужно - это любовь. Земная, желательно. Ну и материальные блага. Например, в виде щедрых пожертвований от многочисленных последователей.
И завершить эту главу хочу цитатой из той же статьи в RS, непосредственно касающейся главного героя эссе: "Майкл особенно гордится своим новым клиентом - главой русского банковского конгломерата. "Его состояние оценивается в восемь миллиардов долларов (28), - говорит он. Он был полковником во время афганской войны, а когда Советский Союз пал, сумел заполучить контроль над несколькими нефтяными месторождениями, стал олигархом, а потом начал духовные поиски".
Одним словом,
Твой Бог в тебе,
И не ищи другого
Ни в небесах, ни на земле:
Проверь
Весь внешний мир:
Везде закон, причинность,
Но нет любви:
Её источник - Ты!
Бог есть любовь... (29)
Глава 5.
Психоделический рай
Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды,
надменны, злоречивы [...] нечестивы [...] невоздержны,
жестоки, не любящие добра [...] наглы, напыщенны,
более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие
вид благочестия, силы же его отрёкшиеся.
2-е Тимофею. 3, 1-5
Я в наркотиках не нуждаюсь.
Я и без них вижу жизнь живописной.
У меня и справка есть.
Иван Охлобыстин, сценарий к к/ф "Даун Хаус"
Деньги - энергия Бога.
Сан Лайт, "Алхимия Изобилия"
В различные времена становились модными различные идеи и поиски духовного начала: и многобожие с его статуями, идолами, весёлыми песнями и плясками или устрашающими ритуалами - в зависимости от региона и исторического периода; и религии монотеистические - столпы мировой духовной жизни христианство, ислам, иудаизм и буддизм, или, например, зороастризм, каждая, практически, прошедшая через воинствующую самозащиту, крайности и расколы; и секты различного толка, склонные интерпретировать Божественное через призму идей своих лидеров. Но вот наступил век двадцать первый. Коэффициент цинизма в последние десятилетия превзошёл все самые смелые ожидания, и массы в большинстве своём уже не верят ни в Бога, ни в чёрта, ни в Аум Синрикё со Свидетелями Иеговы, ни в идолов, а душа просит, даже требует возвышенного. и вот тут на арене появляются так называемые психокульты (30).
Зачастую психокульты являются чем-то собирательным, основываются на внешне важных для морального и духовного развития человечества постулатах, таких, как Любовь, Смирение (или Подчинение, как у Тома), Созидание и тому подобное. Психокульты не являются сектами в классическом смысле этого слова, хотя и впитали от них очень многое. Некоторые исследователи считают психокульты разновидностью тоталитарных деструктивных сект.
Одним из довольно уникальных, хотя и сложных для понимания, является, на мой взгляд, психокульт "онтологический менеджмент".
В его основу легла идея подчинения некоему высшему Аспекту, который любит нас везде, оберегает от всяких напастей и непременно приведёт нас к светлому будущему, богатству и процветанию, если мы будем придерживаться обязательных обрядов и практик. Этот Аспект, при правильном его приложении, должен вознести нас над земной суетой и подарить познание, как получать счастье от зарабатывания и траты денег.
Видимо, поиски своего Бога были для А. Н. Палисадова мучительны и долги, пока он не обрёл парочку гуру, соответствующих его потребностям. Все они, как один, не отрицают Бога, что позволяет А. Н. самому себе сказать: "я не отхожу от основных религий, я только правильно понимаю их основные положения": ни С. Неаполитанский, цитирующий сплошь и рядом (правда, почему-то без ссылок на первоисточники) Библию, Талмуд, Коран, буддийские тексты; ни Майкл Роуч, выстраивающий своё учение на буддизме; ни Том+тер Хорст, ссылаясь постоянно, опять же на мировые духовные труды, не настаивают на новой религии. Они говорят: "поверь в себя, ты- вселенная, ты- это начало и конец всего сущего, люби себя (31), думай о ближнем твоём - и деньги потекут к тебе рекой, нет Бога, кроме человека, и выше него - только Вечная Любовь, высший Аспект, которому надо починиться "здесь и сейчас", и все пути для тебя будут открыты".
"Онтологический менеджмент" - это психокульт нового поколения: он включает в себя элементы классической тоталитарной секты, но не является таковой в полном смысле этого слова, включает психологические техники, в том числе с использованием восточных духовных практик и распространённых в корпоративной среде методов НЛП (32).
Признаки деструктивного психокульта, присущие "онтологическому менеджменту", - это преданность определённому человеку (в нашем случае - Главе Конгломерата) и идее (жизнь и работа по Ценности) и использование неэтичных манипулятивных методик убеждения и управления (в нашем случае - угроза увольнением при отказе сотрудников посещать "расстановки", использование методов НЛП без получения согласия на то подвергающихся такому влиянию). Немаловажным является тот факт, что в своих трудах критики культов указывают на то, что руководители деструктивных культов часто являются личностями психопатического склада со склонностью к доминированию и психологическому давлению (помните, например: "Я не настаиваю, но прошу вас: поймите меня правильно - в этой ситуации я ещё раз хотел показать - "что внутри, то и снаружи". Я хотел показать вам и себе, что в нас есть часть, которая мешает нам развиваться. Вас Глава Конгломерата попросил пересесть вперёд. Вы игнорируете даже это, ребята!"
А. Н. неоднократно в своей речи открещивается от принадлежности к сектам, поясняя, что основное различие между "онтологическим менеджментом" и сектой лежит в плоскости понятия Ценности: нет Любви - есть секта, есть Любовь - нет секты, а есть "онтологический менеджмент". С моей же точки зрения, основное отличие от секты кроется в том, что секта при вовлечении новых адептов, использует техники, ориентированные на целевую аудиторию. Пример с учением С. Неаполитанского в чистом виде ярко демонстрирует нам такой подход: книги пестрят цитатами, рассчитанными на образованную и думающую публику, достаточно циничную, чтобы не поверить в нового Мессию, но при этом алчную, чтобы начать совершать рекомендуемые поступки в расчёте на получение быстрой прибыли. Однако, эти идеи не сработали в отношении Королевской Стекольной Мануфактуры - подарка Палисадова своей жене, где рядовым работникам- художникам и стеклодувам попытались предложить эти простые и легко усваиваемые мысли: информация об обязательном посещении "Семинара" по Сан Лайту просочилась, благодаря отчаявшимся сотрудникам КСМ, в прессу, что вызвало определённый резонанс. Поползли слухи, что из банка вкладчики начали забирать свои сбережения, и даже кто-то из руководителей банка срочно закрыл свои счета. Палисадову в правящих кругах "поставили на вид". И "расстановки" в массовом масштабе были временно прекращены, сократившись до восьмидесяти человек.
В случае с "онтологическим менеджментом", который в полной мере планируется внедрить в Конгломерат, дело обстоит ещё сложнее, так как упрощённая философская система мира, нарисованная Неаполитанским не устраивала в полной мере изощрённый ум и высокий интеллект Палисадова, ему требовалось нечто более грандиозное, что смог предоставить Солихин со своими женщинами: Модель Жизненных Сил, как стройная логическая система Бытия, в которой есть место Человеку, и только Ему.
Но на эту "удочку" попасть удалось только самому Палисадову, и, возможно, небольшому числу его последователей из топ-менеджмента Конгломерата. Для менеджеров среднего звена предложенные идеи вызвали скоротечный интерес и мысль о том, что "чем бы дитя не баловалось - лишь бы не плакало". Для менее образованных и более подверженных психотехникам сотрудников предложенная система оказалась непосильной, и вызвала противоречивые реакции - от обмороков и увольнений по собственному желанию, только чтобы не оказаться вновь на "расстановках", до полного равнодушия к происходящему и культивации в себе лицемерия в отношении работы и общения с коллегами, как блока против насильственного насаждения чужеродных идей.
О восточных духовных практиках уже было рассказано выше: это групповые ретриты с "тишиной", остановка внутреннего монолога путём осуществления привычных действий непривычными способами, медитации над понятиями из книги "Быть человеком" и тому подобное.
На НЛП останавливаться подробно в этой работе нет смысла: что из себя представляет нейро-лингвистическое программирование, можно прочесть в научных работах, которых имеется множество в открытом для широкой публики доступе. На "расстановках" сразу бросалось в глаза постоянное кодирование на "подчинение ситуации": "здесь и сейчас", "что внутри, то и снаружи", "поддержите" - каждый из слоганов призван осесть в подсознании, и неважно, понятны ли постулаты "онтологического менеджмента" или нет - главное, они услышаны и вбиты гвоздиками-кодами в подкорку мозга.
Эпилог
Нанести вред другому ради получения чего-то -
есть лучший способ не получить это.
Майкл Роуч, "Алмазный огранщик"
Именно лицемерие прикрывается Богом, не веря
ни в его действительность, ни во всемогущество добра.
Карл Маркс
В качестве эпилога приведу пару показательных примеров, из которых состоит новая корпоративная культура Конгломерата. Первый пример- совсем недавняя и самая что ни на есть реальная история, случившаяся с небольшой группой сотрудников банка: как в любом уважающем себя финансовом сообществе, финансисты зарабатывают на том или ином финансовом продукте, будь то игра на валютных курсах, спекуляция ценными бумагами или что-то другое. Наши сотрудники, равно как и многие другие, играли на валютных курсах. Процедура была следующая: сотрудник, не являясь представителем казначейства банка, обращался к операционисту с просьбой обозначить курс для сделки на крупную сумму, получал в ответ некую величину и принимал решение о проведении или непроведении сделки. Совершая сделки в зависимости от движения валютных курсов, сотрудники сумели заработать определённую сумму, которую, будучи очень лояльными своему работодателю, разместили на счетах "Восток-Запада". Но, поскольку дела в "Восток-Западе" продолжали идти неважно, акционер поставил задачу перед внутренними службами выявить причины снижения доходности бизнеса, и те рьяно принялись за дело, стараясь угодить своему несравненному боссу. Одной из тем оказалась как раз тема осуществления конверсионных операций сотрудниками, использовавшими для этой цели собственные средства. Под удар попали даже те из сотрудников, кто никак не мог повлиять на установление валютного курса в силу занимаемых позиций, но тем не менее сумел заработать на волатильности валютного рынка. Эти операции осуществлялись на прозрачной основе несколько лет подряд и, очевидно, были доступны вниманию службы внутреннего контроля, которая почему-то решила заняться этим вопросом именно сейчас. О том, как из сотрудников выбивали несчастные несколько сотен тысяч долларов, заработанные ими более, чем за пять лет, можно написать полноценную повесть. Но мы здесь ограничимся наброском крупными мазками. Сотрудники, по одному, были вызваны на совещание специально созданной для этой темы рабочей группы, состоящей из заместителей Председателя Правления банка, включая Аскерова, и руководителей профильных подразделений (в том числе и службы внутреннего контроля), на которой каждый из членов группы, применял различные психологические методы воздействия в целях заставить несчастную жертву вернуть всё заработанное за пять-шесть лет - для банка сумма мизерная, для сотрудника - несколько лет жизни. Перед ними размахивали некими расчётами, якобы доказывавшими, что сотрудник "посадил" банк на убыток на несколько десятков миллионов рублей (что представляется в корне неверным, если разобраться в природе совершавшихся операций); когда это не возымело действия, в дело пошли угрозы заведения уголовного дела по факту мошенничества и злоупотребления доверием (использования служебного положения в личных целях) - его даже попытались завести, однако всё закончилось тем, что в возбуждении его было отказано за отсутствием состава преступления, о чём следственные органы уведомили банк в письменной форме; потом попытались провести увольнение по причине систематических опозданий на работу, потом снова давили на чувства и требовали вернуть деньги, которые, якобы недополучил банк, но не в сам банк (поскольку на самом деле никаких законных обоснований такое требование не имело, и рабочая группа это прекрасно понимала), а под видом благотворительного взноса в один из фондов, входящих в конгломерат; при этом безо всякого уведомления были заблокированы текущие и депозитные счета сотрудников, оказавшихся под колпаком (по факту - незаконное удержание чужих денежных средств): электронная система платежей выдавала "отказано в проведении операции", а операционисты дополнительного офиса в течение пяти месяцев сообщали, что произошёл технический сбой. Вся эта история длилась чуть меньше полугода и для разных людей закончилась по-разному: кто-то сдался сразу и выплатил требуемые суммы (о чём очень пожалел, и более того, этот акт доброй воли не защитил его от увольнения), кто-то пошёл судиться, кто-то просто отказывался от навязываемого стиля поведения, и в итоге был уволен по сокращению штатов.
По прошествии ещё нескольких месяцев были уволены сотрудники внутренней службы безопасности банка, которые были исполнителями воли рабочей группы и, в конечном счёте, акционера. Возможно, для того, чтобы показать, что учинённый беспредел в отношении невиновных сотрудников - это не вина рабочей группы, а рьяная и чрезмерная старательность назначенных исполнителей: мол, перегнули ребята палку, за что и были наказаны. Пойди теперь, попробуй судиться - концы в воду! А возможно, ещё и потому, что не сумели справиться до конца с поставленной задачей: не удалось заполучить в фонд всю сумму, которую ждал акционер, поскольку часть сотрудников так и не смогли принудить к этому.
Второй пример более гуманный, но не менее показательный. На своих "расстановках" Палисадов сильно сокрушался по поводу того, что у его корпоративной культуры, насчитывающей несколько десятков лет, до сих пор нет музея. История получила продолжение, когда один из сотрудников направил акционеру готовую презентацию с концепцией музея, и сумел встретиться с ним по этому поводу. Акционер пригласил на встречу Аскерова, который пламенно заверил босса в том, что уже всё делается, и организован зал для выставочных стендов, и скоро будет полноценный музей, но да, новые идеи не помешают. Акционер покивал головой, расписал представленную концепцию топ-менеджерам, включая Аскерова. С тех пор прошёл квартал. И по истечении этого квартала ни одно из помещений так и не было переоборудовано под музей. Более того, на письма инициативного сотрудника, которые были направлены спустя неделю после встречи с Палисадовым, Аскеров написал, что работа в полном разгаре, и он, конечно, привлечёт инициативного сотрудника к развитию музея. Вот с тех пор и "привлекает".
Таков эталон корпоративной культуры конгломерата, выстраивающего управление по Ценности.
Пост скриптум. На корпоративном празднике, посвящённом Новому Году, случился приступ Священного Откровения, посетивший одного из адептов Новой Корпоративной Культуры Конгломерата. Спровоцирован, возможно, он оказался чисто прозаическими причинами - на столах было мало еды и вина, зато было вдоволь крепких алкогольных напитков. Но факт остаётся фактом: руководитель одного из подразделений, ответственных за внедрение Онтологического Менеджмента и его развитие в Конгломерате, был сильно взволнован единением сотрудников всей Корпорации, слившихся во всеобщем порыве верности своему работодателю, и, расширив сознание за счёт употребления некоторого количества алкоголя, раскрылся навстречу Источнику Любви. Мы не знаем, что именно он видел и что чувствовал в эти мгновения, но внешние проявления, как зачастую бывает на трансцендентных сеансах и во время обрядов жрецов, выглядели довольно экстравагантно - шествие на четвереньках на глазах у восхищённой многотысячной публики, полное отключение сознание и реакции глубоко запившего человека.
Однако, сей потрясающий порыв не вызвал должного одобрения акционера, и несчастный адепт был вскоре уволен. Возможно, его ритуальные танцы были сочтены недостаточно искренними.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Цитата приведена в редакции одной из реально существующих презентаций. Стилистические и грамматические ошибки не исправлялись.
(2) Точного определения этому понятию еще не придумано, но под него уже разработана целая философская система, основными принципами которой являются управление по Ценности и осознанность.
Онтология в её классическом представлении - это учение о сущем, о бытии, являющееся разделом философии, изучающим фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории (А. Л. Доброхотов, "ОНТОЛОГИЯ //Новая философская энциклопедия", 2003 г.) и не имеющее никакого отношения к попыткам А. Н. создать свою собственную религию.
(3) Сost to income ratio - предполагает расчёт соотношения OPEX/Gross Income (операционные расходы/ валовые доходы)
(4) Палисадов ошибочно полагает, что эти слова принадлежат автору книг о том, как стать успешным, под псевдонимом Сан Лайт, под которым, согласно информации, почерпнутой из открытых источников, скрывается Сергей Неаполитанский, востоковед и автор серии околонаучных и псевдорелигиозных трудов, а также, по совместительству, до недавнего времени - руководитель проекта Фонда Просвещения ОНТО, собственником которого является семья Палисадова. Однако, к примеру, эта же фраза ("...что находится снаружи, находится и внутри") встречается у Германа Гессе (в рассказе "Внутри и снаружи"), а смысл ее восходит к буддийским убеждениям о том, что все, как внутри, так и снаружи, - является нашим собственным умом.
(5) До экспоцентра "Астра-Экспо" на метро от центра города время поездки занимает 50 минут.
(6) от 29.01.2013
(7) Книга "Быть человеком Солихина и Алисии Том+Александра тер Хорст была выпущена тиражом 20000 экземпляров. В корпорации работает 22000 человек. Эта книга раздавалась каждому сотруднику корпорации, и, судя по всему, ещё и не всем досталась.
(8) Из песни Дельфина "Тишина"
(9) англ. - retreat
(10) Ретритный центр "Song River в Ришикеше, Индия (https://dharmarakshita.org)
(11) Это понятие широко используется в НЛП (нейро-лингвистическом программировании), практиках буддизма, психотерапии.
(12) Б. Пастернак, стихотворение "Звёзды летом"
(13) Н. Гумилёв, стихотворение "Воспоминание"
(14) Одна из восточных практик по остановке внутреннего монолога предполагает осуществление привычных движений необычным способом. Например, пользование мышкой левой рукой, если вы правша, или хождение задом наперёд - все ваши мысли будут направлены на то, чтобы выполнить непривычное действие, и на остальные мысли просто не остаётся времени.
(15) Название песни The Beatles
(16) Не-теизм (англ.) (Chodron P. "When Things Fall Apart", Shambhala Publications, Inc., 2002; Wallace B. A. "Contemplative Science", Columbia University Press, 2007)
(17) Dr. Martin J. Verhoeven, "Buddhism and Science: Probing the Boundaries of Faith and Reason", "Religion East and West, Issue 1, June 1 2001
(18) С. И А. Том+А. тер Хорст, "Быть человеком", Тула, 2011
(19) Политика. Толковый словарь. М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем и др. Общая редакция: д.э.н. И. М. Осадчая, 2001 г.
(20) Б. Тонконогов, "Секта "ххх": Банк, залитый солнечным светом" (Rumafia.com)
(21) Yulia1610, сотрудник, 27.05.2010 (www.banki.ru)
(22) татта, бывший сотрудник, 06.10.2008 (www.banki.ru)
(23) Отзыв сотрудника банка, окт. 2010 (http://gderabotaem.ru/)
(24) Статья "Будда гласности на пути к Нирване", ж-л Rolling Stone, июль 2013
(25) там же
(26) Например, ученица Майкла Роуча - Марина Селицки - проводит курс "Духовное партнёрство", основными вопросами которого являются такие, как: "Где встретить идеального партнёра?", "Что делать с тем партнёром, который уже есть, но который очень далёк от идеала?", "Что делать, если всех "хороших" уже разобрали?" (http://go-yogi-go.com/go/lo-jong/)
(27) Исходя из информации в статье, причины гибели несчастного не до конца установлены.
(28) Сравните с теми цифрами, что приводит в 2013 году Forbes: 2,6 млрд. долларов.
(29) М. Волошин, стихотворение "Бунтовщик"
(30) Этот термин встречается в трудах многих авторов, и в общем случае подразумевает под собой процесс воздействия на людей путём использования различных комбинаций принудительных, косвенных или обманных психологических техник, чтобы их контролировать. Психолог М. Вершинин в интервью "Первому каналу" определял психокульты так: "Виды сект, которые не используют религиозной риторики, но применяют техники, которые позволяют в течение трёх занятий сделать из вас полностью контролируемого человека, без наркотиков, без гипноза..." (http://dic.academic.ru)
( 31) Из биографии Алисии Том, приведённой в книге "Быть человеком": "Алисия разработала семинар "Священная женщина", в котором предложила женщинам возможность исследовать, осознать свои врождённые ресурсы и установить с ними связь"
(32) Мне было небезынтересно узнать после "расстановок", на которых я обратила внимание на применение методов НЛП, что одна из авторов опуса "Быть человеком" - Алисия Том - получила образование в области НЛП и лайф-коучинга (ещё одно модное словцо!) |