БОГИ
ЗАМЕТКИ О НАБЛЮДЕНИЯХ
Посмотри, где мы отправляем свои богослужения.
________________________________________
Мы все живём в большом городе.
Форма города - часто физически, но неизбежно психологически - это круг. Игра. Кольцо смерти с сексуальным началом в его центре. Поезжай к городским окраинам. И в пригороде перед тобой во всей красе предстанет царство извращённого порока и скуки, детской проституции. Но только в этом смрадном кольце, окружающем солнечный деловой район, и существует реальная жизнь нашего густонаселённого муравейника, только здесь улицы живут полной жизнью, ночной жизнью. Нездоровые субчики в долларовых отелях, меблированных комнатах, барах, ломбардах, в дешёвых театрах и борделях, под приходящими в упадок сводами галерей, которые никогда до конца не разрушатся, на улицах. И улицы всенощных кинотеатров.
________________________________________
Когда кончается пьеса - это Игра.
Когда умирает секс - это Климакс.
________________________________________
Во всех играх заключена идея смерти.
________________________________________
Купальни, решётки на окнах, крытый бассейн. Наш искалеченный вождь распростёрт на скользком от пота кафеле. Хлор в его лёгких и на его длинных волосах. Гибкое, несмотря на увечья, тело претендента на чемпионский титул в среднем весе. Около него - доверенный журналист, конфидент. Ему нравится, когда рядом с ним люди, знающие толк в жизни. Но большинство представителей прессы - стервятники, слетающиеся на зрелище в угоду любопытствующей самоуверенной Америке. Камеры внутри гроба, берущие интервью у червей.
________________________________________
Убийственное зрелище, - когда в кладбищенском сумраке начинают ворочать камни, и черви, копошащиеся под ними, подвергаются смертельной опасности. Жизни наших недовольных безумцев становятся достоянием публики.
________________________________________
Камера, словно всевидящее божество, удовлетворяет своё страстное желание всё знать. Шпионя за людьми из-за угла с определённой высоты. Пешеходы скользят через наши объективы подобно редким водяным насекомым.
Мощь Йоги. Превращаться в невидимку или карлика. Становиться могущественным и достигать недостижимого. Изменять природу сущего. Перемещаться в пространстве и времени. Призывать мёртвых. Обострять свои чувства для восприятия недоступных простым смертным видений, событий иных миров, погружаясь в собственное подсознание или подсознание других.
Снайперская винтовка - продолжение его глаза. Своим смертоносным взором он уничтожает всё живое.
________________________________________
Ассасин (?), скрываясь с места преступления, непроизвольно тянется с инстинктивной лёгкостью насекомого, подобно мотыльку, к безопасной зоне, к убежищу, устремляясь прочь от переполненных улиц. Мгновение - и вот он поглощён темнотой, мраком, безмолвной пастью реалистичного театра.
________________________________________
Современные круги Ада: Освальд (?) убивает Президента.
Освальд садится в такси. Освальд просит остановить у гостиницы.
Освальд выходит из такси. Освальд убивает офицера Типпита.
Освальд сбрасывает с себя куртку. Освальд задержан.
Он скрывается в кинотеатре. (1)
________________________________________
Мы - слепые пещерные рыбы в утробе матери.
________________________________________
Всё словно в тумане, и кружится голова. Кожа отекает, и исчезают различия между отдельными частями тела. Пронизывающий звук угрожающих, насмешливых, монотонных голосов. Это страх и непреодолимая жажда быть поглощённым.
________________________________________
В глубине сновидения бутон сна обволакивает твоё тело подобно перчатке. Полная свобода во времени и пространстве. Добровольное растворение в струящемся лете.
________________________________________
Сон - это еженощное погружение на дно океана. Утреннее пробуждение: испарина, затруднённое дыхание, саднящая боль в глазах.
________________________________________
Глаза глядят вульгарно
Из своих мерзких створок.
Давай же, выходи
Во всём Великолепии!
________________________________________
Нет ничего. Снаружи воздух
Нещадно жжёт мои глаза.
Я вырву их, чтобы избавить
Себя от этой жгучей боли.
________________________________________
Хрустит ослепительная белизна
Городской полдень
Обитатели поражённой проказой зоны
Истреблены.
(Санта-Ану превращают в пустыню сносящие всё на своём пути ветра)
Взлом решётки и всплеск в водостоках,
Поиск воды, влаги,
'напоённость влагой' актёра, любовника.
________________________________________
'Игроки' - ребёнок, актёр, любитель азартных игр. Понятие случая отсутствует в мирах ребёнка и примитивных людей. Азартный игрок вдобавок чувствует свою связь с чуждыми этому миру силами. Случай - пережиток религии в современном городе, также, как и театр, а чаще - кино, - религии одержимости.
________________________________________
Какова жертва, в какую цену может быть оценено рождение города?
________________________________________
Нет больше 'танцоров', нет одержимых. Разделение людей на актёров и зрителей - центральное явление нашего времени. Мы все сходим с ума по героям, что живут ради нас, и с которыми мы не церемонясь расправляемся. Если бы все радиоприёмники и телевизоры лишились своих источников питания, все книги и картины завтра сгорели бы, все театры и кинотеатры закрылись, все жанры искусства, подменяющие реальность...
Мы довольствуемся 'данностью' в поисках сенсации. С нами произошла метаморфоза - и вместо безумно танцующих тел на склонах холмов мы стали парой глаз, что пристально вглядываются во тьму.
________________________________________
Никому из узников не удалось восстановить сексуальное равновесие. Депрессии, импотенция, бессонница... эротика растворилась в речах, чтении, играх, музыке и физических упражнениях.
Узники построили свой собственный театр, который свидетельствует о неимоверном избытке у них свободного времени. Юный морячок, задействованный в женских ролях, скоро становится 'городской' (2) дорогушей, ведь к этому времени они называют себя городом, и уже избрали мэра, шерифа и олдермена.
________________________________________
В старой России Царь - по своему ли хитрому умыслу, или по тонкому наитию кого-то из своих советников - раз в год даровал неделю свободы одному заключённому в каждой из тюрем державы. Выбор оставался за самими узниками, и победитель мог быть определён несколькими путями. Иногда - голосованием, иногда - по жребию. Часто - силой. Несомненно, что избранник должен был обладать превосходством над остальными, мужеством, опытом, вероятно, талантом оратора, быть человеком возможностей, короче - героем. Немыслимая сцена момента свободы, немыслимый выбор, определяющий наш мир в его содроганиях.
________________________________________
Комната плывёт над землёй, - отделение души от тела, поразительное видение. Серая киноплёнка выплавляет глаза, и стекает по щекам. Что ж, в добрый путь.
Современная жизнь подобна поездке на автомобиле. Пассажиры всё время ёрзают на своих дурно пахнущих сидениях или шастают из машины в машину, подвергаясь непрекращающимся трансформациям. Неотвратимое движение ведёт нас к отправной точке (вне зависимости от выбора терминала), пока мы продираемся сквозь города, чьи вспоротые внутренности демонстрируют кино, состоящее из окон, вывесок, улиц, зданий. Иногда другие машины - замкнутые миры, апатичные опустошённые сущности, мчатся рядом, то вырываясь вперёд, то исчезая из виду далеко позади.
________________________________________
Разрушь крыши, стены, проникни взглядом во все комнаты одновременно.
Мы заманили в ловушку богов с небес, обладающих всевидящим взором, и лишили их божественной мощи проникать в умы и нутро мегаполисов, что была присуща им, летавшим в вышине.
________________________________________
Июнь, тридцатое. На (залитой солнцем) стеклянной крыше дома. Он неожиданно очнулся ото сна. В то мгновение, когда истребитель, покинув авиабазу, полз в небесной тиши. На пляже дети пытались поймать его стремительно ускользающую тень.
________________________________________
Птица или насекомое застряло в комнате и не может отыскать окно. Не может, потому что не ведает, что значит: 'окна'.
Осы, зависшие в окне,
Великолепные танцоры,
Отстранённые, - не вписались
В наши тесные каморки.
Комната, застрявшая в сети,
читай словарь любви
в сиянии зелёном
распухшей плоти.
________________________________________
Как только люди возвели здания,
они заточили себя в замкнутые пространства,
Которые прежде заменяли им деревья и пещеры.
(Окна действуют в двух направлениях,
зеркала - в одном.)
Но ты никогда не сможешь пройти сквозь зеркала или проплыть сквозь окна.
________________________________________
Излечи слепоту слюной блудницы.
________________________________________
В Риме жрицы любви выставлялись напоказ на крышах домов вдоль оживлённых дорог ради сомнительного поддержания здоровья и гигиены потоков распутных мужчин, чьё вожделение представляло серьёзную опасность для неустойчивого общественного порядка. Есть свидетельства, что даже знатные патрицианки, обнажившись и надев маски, иногда предлагали себя взорам этих обделённых бедняг ради собственного возбуждения.
________________________________________
В той или иной степени, мы все страдаем вуайеризмом. Не в прямом смысле, в каком вуайеризм подразумевается в психологии или уголовном праве, но в смысле нашей совокупной физической и эмоциональной позиции относительно этого мира. Всякий раз, когда мы делаем попытку разорвать эти чары безволия, наши действия мучительны и неуклюжи и, в основном, неприличны, мы похожи на инвалида, забывшего, как надо ходить.
________________________________________
Вуайерист, подсматривающий, Любопытный Том (3) - мрачный комедиант. Он омерзителен в своей скрытой анонимности, в своём тайном вторжении в чужую жизнь. Он ужасно одинок. Но, что удивительно, он способен при помощи этой же тишины и тайного убежища превратить ничего не подозревающего человека в своего партнёра, - любого, находящегося в пределах досягаемости его взора. В этом его опасность и его сила.
Стеклянных домов не существует. Шторы задёрнуты, и начинается 'реальная' жизнь. Отдельные поступки неприлично совершать у всех на виду. И эти тайные события - предмет игры вуайериста. Он выискивает их мириадами своих глаз - подобно детскому восприятию Божества, способного видеть всё. 'Всё?', - спрашивает малыш. 'Да, всё-всё', - отвечают ему, и ребёнок остаётся наедине собой, пытаясь осознать это божественное вторжение.
________________________________________
Вуайерист - онанист, зеркало - его признак, окно - его жертва.
________________________________________
СильнО побуждение прийти к согласию с 'Внешним миром', влившись в него, обжившись. Я не выйду вовне, это ты должен войти ко мне. Вглубь моего нутра, откуда я выглядываю. Туда, где я могу создавать в своей голове вселенные в противовес реальности.
________________________________________
Она сказала: 'твои глаза всегда черны'. Да, зрачок расширяется, чтобы захватить объект наблюдения.
________________________________________
Образность порождается утратой. Утратой 'личного пространства'. Душу вынули, и лицо навязывает своё холодное, любознательное и непроницаемое присутствие.
________________________________________
Ты можешь получать удовольствие от жизни, но издалека. Ты можешь смотреть на предметы, но не трогать их. Ты можешь приласкать мать только глазами. (4)
________________________________________
Но ты не можешь прикоснуться к этим фантомам.
________________________________________
Вот колода Карт. И одинокий игрок. Он сам сдал себе карты. Прокрути образы прошлого в бесконечных трансформациях, перетасуй и сдай их заново. Разложи картинки ещё раз. И ещё раз. В этой игре сокрыто зерно истины, и смерти.
Мир, очевидно, - бесконечен, хотя, возможно, и имеет границы, как карточная игра. Комбинации образов, трансформации- суть этой всемирной игры.
________________________________________
Обладание кем-то без его сопротивления, обладание, лишённое риска, - по сути своей стерильно. При контакте с образом не возникает никакой опасности.
________________________________________
Мейбридж (5) привлекал для своих съёмок животных из Филадельфийского зоопарка, а мужчин-актёров - из городского Университета. Женщин же подбирал из профессиональных натурщиц, а также из актрис и танцовщиц, - это они шествовали обнажёнными перед взором сорока восьми камер.
________________________________________
Фильмы -наборы мёртвых картинок, появившихся в результате искусственного оплодотворения.
________________________________________
Кинозрители - молчаливые вампиры.
________________________________________
Кино - самое тоталитарное из всех искусств. Любая энергия, любое восприятие всасываются под череп, - умственная эрекция, череп пухнет от прилива крови. Калигула (6) мечтал, чтобы у всех его подданных была одна шея, чтобы он мог отсечь голову всей империи одним ударом. Кино - тот самый посредник, что способен к подобным перевоплощениям. Тело существует ради того, чтобы на него были обращены взгляды; оно усыхает, стремясь накормить эти ненасытные глаза- алмазы.
________________________________________
Кино дарует мнимое бессмертие.
________________________________________
Каждый фильм зависит от всех предыдущих и является проводником к следующим фильмам. Кинематограф был новинкой, искусной игрушкой, пока не накопилось достаточного объёма кинолент для того, чтобы создать колеблющийся параллельный мир, яркий, полный бесконечного количества мифов, позволяющий погрузиться в них.
Фильмы создают иллюзию бесконечности, поддерживаемую благодаря их постоянному, назойливому появлению.
________________________________________
Причина очарования кинематографа лежит в области страха перед смертью.
________________________________________
Современный Восток создаёт массу великолепных сюжетов для фильмов. Кино - современная форма древней традиции - игры теней. Даже их театр - это всего лишь имитация такой игры. Зарождённое в Индии или Китае, шоу теней ценилось наравне с религиозными ритуалами, его приурочивали к праздникам, которые проводились во время кремации мёртвых.
________________________________________
Было бы ошибочно предполагать, как это свойственно отдельным людям, что кино принадлежит женщинам. Фильмы создаются мужчинами и в угоду им же.
________________________________________
Театр теней изначально был предназначен исключительно для мужской аудитории. Мужчины могли смотреть эти волшебные представления с любой стороны экрана. Тогда как женщины, которых стали допускать в театр позднее, могли видеть только тени.
________________________________________
Мужские гениталии - миниатюрные лица,
Принимающие форму триединств - воров (7),
и Христовых
Отцов, Сыновей и Духов.
Нос нависает над стеной,
и два полуглаза, грустных глаза
молчаливые и лишённые рук, многократно
и бесконечно одерживают победы.
Эти грустные триумфы, завоёванные тайно
В кабинках туалетов и узниц сумрачных углах,
Неволю нашу славят непрестанно
И восприятие наше обращают в прах.
Ужас перед окружающей пустотой
на личном пространстве ставит клеймо.
________________________________________
Невесте Кинастона (8) , может,
явиться больше не судьба
но её тела аромат
не выветрится никогда.
________________________________________
В Ислингтон Грин (9) пьяная толпа смела аппаратуру во время представления, и шоумен, работавший на Мэйхью, вместе со своим помощником сгорели, не сумев выбраться наружу из огня.
________________________________________
В 1832 году Гропиус (10) потряс Париж своей Плеорамой. Публика превратилась в экипаж на борту военного корабля, ведущего огонь по противнику. Пламя, крики, моряки, идущие ко дну.
________________________________________
Роберт Бэйкер (11), эдинбургский художник, сидя в тюрьме за долги, был поражён эффектом солнечного света, упавшим сквозь зарешёченное окно его камеры на письмо, которое он писал в тот момент, и, благодаря этому видению, он создал первую Панораму, вогнутую, прозрачную картинку, изображающую городской вид.
Это изобретение скоро было замещено Диорамой, в которой появилась иллюзия оживления, благодаря перемещению объёмных предметов в зале. Добавились звуки и новейшие световые эффекты, Дагеровская Лондонская Диорама всё ещё находится в Риджентс-Парке - редкий образец сохранности: поскольку эти представления всегда зависели от эффектов искусственного освещения, обеспечиваемого лампами или газовыми горелками, дело часто заканчивалось пожаром.
________________________________________
Фантасмагория, шоу волшебных фонарей, зрелища, не содержащие в себе вещественности. Посредством шума, благовоний, освещения, воды достигался эффект полноценного восприятия. Может быть, придёт время, когда мы посетим Театр Погоды, где можно будет воспроизвести ощущение дождя.
________________________________________
Кино развивалось двумя путями.
Первый - это представление, действо. Как фантасмагория, чья задача - создание максимально правдоподобной замены мира ощущений.
Второй путь -пип-шоу (12), которое притязает в своей сфере на чувственное и на неподдельное внимание к правилам реальной жизни, и маскируется под замочную скважину или окно для подглядывания, и здесь нет потребности ни в цвете, ни в звуковых эффектах, ни в пышности.
________________________________________
Кино по своему духу гораздо ближе к популярным развлечениям - комиксам, шахматам, игральным и гадальным картам, журналам и татуировкам, а не к живописи, литературе или театру.
________________________________________
И зародилось кино отнюдь не из живописи, литературы, скульптуры или театра, оно берёт своё начало в древней традиции колдовства. Восхищение картинками, составляющими суть кино, вера в волшебство - современное воплощение теней в результате их исторической эволюции. Родословная этого вида искусства уходит корнями в обряды жрецов и шаманство, призвание духов. Прежде, при помощи лишь зеркала и огня люди вызывали из глубин своего подсознания мрачных и таинственных гостей. Во время этих сеансов тени представали духами, отгоняющими зло.
________________________________________
Зритель - умирающее животное.
________________________________________
Вызывай духов, облегчай боль, отгоняй Мёртвых. Еженощно.
________________________________________
Посредством чревовещания, определённой жестикуляции, игры с предметами, и различных необычных движений тела в пространстве, шаман сообщал о своём 'путешествии' зрителям, и увлекал их за собой на эту прогулку.
________________________________________
Во время такого сеанса шаман становился проводником. Предельное обострение чувств, преднамеренно вызванное наркотиками, ритуальными песнопениями, танцами, вводит шамана в транс. Изменённый голос, конвульсивные движения. Он действует словно безумец. Эти профессиональные истерики, выбранные с виртуозной точностью за их психопатические наклонности, когда-то вызывали всеобщее уважение. Они были проводниками между человеческим миром и миром духов. Их ментальные странствия формировали основы религиозной жизни племени.
________________________________________
Основная идея шаманского сеанса - излечение от болезней. Люди могли пасть духом из-за трагичных исторических событий или смерти из-за неблагоприятных условий. Они искали избавления от рокового конца, смерти, страха. Жаждали быть одержимыми, искали встречи с богами и могущественными силами, защиты жизненной энергии от посягательств демонов. Излечение - вот эссенция транса. Излечение заболевания или предупреждение болезни, спасение умирающего и возвращение похищенных душ.
________________________________________
Неверно утверждать, что искусство требует присутствия зрителя. Фильм прокручивается независимо от наличия глаз, смотрящих его. А зритель не может существовать без кино. Кино обеспечивает существование того, кто его смотрит.
________________________________________
Происшествие/ событие, в котором эфир проникает через воздуховод в помещение, полное людей, создаёт химическую субстанцию актёра. Этот проводник, или инжектор, - актёр-шоумен, показывающий представление, чтобы самому его лицезреть. Публика считает себя зрительской аудиторией, в то время, как каждый зритель на самом деле - это актёр, он играет для соседа, и эфир разыгрывает прекрасные сцены для себя самого, проникая в человеческое тело. Это действо вплотную приближается к психологии вакхических оргий, не выходя при этом за пределы Игры и её бесконечных трансформаций.(13)
Замысел происходящего представления, - излечить от хандры, снять шоры с глаз, вплести наши детские ощущения в течение современной жизни. Его глубинная и сокровенная цель - очищение восприятия. Спектакль стремится всецело завладеть чувствами, всем организмом и получает абсолютный отклик в лице традиционных искусств, фокусирующихся на более ограниченных линиях восприятия.
________________________________________
Публичные спектакли - это неизменно печальные комедии. Они действуют как разновидность красочной групповой терапии, жалкое скрещивание актёров и зрителей, обоюдная не доведённая до конца мастурбация. Актёры, судя по всему, нуждаются в своей зрительской аудитории, а зрители - зрители могут найти подобное лёгкое возбуждение на шоу уродов или весёлой ярмарке и развлечения поизощрённее, полнее - в мексиканском борделе.
________________________________________
Дилетанты, мы наблюдаем за движениями тутовых шелкопрядов, распаляющих свои тела в мокрых листьях и плетущих влажные коконы из нитей и плёнки.
Это модель нашего текучего релаксирующего мира, разжижающего костную ткань и оплавляющего мозг, раскрывающего поры на ширину оконного проёма.
________________________________________
'Чужак' в древних общинах воспринимался как величайшая угроза.
________________________________________
Метаморфоза. Объект абстрагируется от своего имени, привычек, ассоциативных связей. Оторванный от всего, он становится только предметом, самим по себе. Когда, наконец, достигается эта полная обособленность в своём незамутнённом существовании, объект свободен становиться чем угодно без всяких ограничений.
________________________________________
Субъект говорит: 'Сначала я вижу множество отдельных движущихся предметов... затем всё постепенно становится единым целым.'
________________________________________
Только ясное зрение и камера показывают нам объекты в том виде, в каком они существуют в реальном времени. Не искажённые 'видением'.
________________________________________
Когда нет ещё никаких объектов.
________________________________________
Раньше кинематографисты, подобно алхимикам, наслаждались нарочитой загадочностью своих творений, которую напускали, чтобы скрыть свои профессиональные приёмы от зрителей-профанов.
Разделяй, облагораживай, и снова воссоединяй. Формула Ars Magna (14), и преемника этого учения - кинематографа.
Камера - андрогинная машина, разновидность механического гермафродита.
________________________________________
В своей реторте алхимик повторяет работу Природы.
________________________________________
Немногие будут защищать Алхимию как 'Матерь Химии', и ошибочно полагать, что её истинная цель связана с таким поверхностным ремеслом, как превращение металлов. Алхимия - это эротическая наука, проникшая в самые затаённые уголки реальности, нацелившаяся на очищение и преобразование всех сторон бытия и материи. Не дающая повода даже предположить, что могут остаться незамеченными какие-либо материальные процессы. Посвящённый держит в своих руках как мистические, так и физические творения.
________________________________________
Алхимики усматривают в сексуальной активности человека связь с Сотворением Мира, с эволюцией растений и минералообразованием. Когда они наблюдают союз дождя и земли, они видят в этом соитие, эротическое начало. И такое видение простирается на все естественные ареалы материального мира. Ибо алхимики могут изобразить любовную связь химических веществ и звёзд, романтическую связь камней, или плодородие огня.
________________________________________
Многочисленные загадочные сходства алхимики воспринимали как невероятные закономерности бытия. Между людьми и планетами, растениями и жестами, словами и погодой. Эти будоражащие разум связи: крика ли младенца со стежком шёлковой нити; ушной раковины с появлением собак во дворе; понижения порога слуха у спящей женщины с танцем людоедов на рассвете; всё это - сочетания, которые выпадают из логики выхолощенных намерений любого 'запланированного' монтажа. Эти соприкосновения тел, звуков, деяний, цветов, оружия и ран, и сияние славы в неслыханных, невероятных вариациях.
Кинофильм - это ничто, пока нет освещения цепи событий, которое иглой проникает в человеческую сущность, вызывая стремительный рост иностранных капиталовложений.
________________________________________
|