No Виктор Коваленко "О ступенях духовного роста христианина" (откровение смысла жизни человека на этой земле), 2005.
Во все времена люди стремились постичь, в чем смысл жизни человека и ради чего необходимо хранить себя по слову Божию и отказываться от благ, которые можно получить силой, ловкостью рук или хитростью ума:
- "Псалом Асафа. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле... И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? ...И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие..." /Пс. 72: 1 - 16/.
Восхождение по ступеням духовного роста, обнаруживаемых в Библии, и мысленное достижение высшей из них, внезапно открывает, в чем смысл жизни человека на этой земле и подтверждает, что воздаяние стоит всяческих усилий и терпения.
"Теперь мы видим, как-бы сквозь тусклое стекло, гадательно" /1 Кор. 13: 12/, поэтому каждое утверждение автора книги лучше всего воспринимать, как версию, и каждый вывод, как вопрос к тем, кому вверено слово Божие.
Конструктивная критика, замечания, уточнения, предложения по исправлению и изменению текста принимаются на E-mail: vkovalenko@list.ru
О СТУПЕНЯХ ДУХОВНОГОРОСТА ХРИСТИАНИНА
(откровение смысла жизни человека* на этой земле)
"Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?" /Пс. 143: 3/.
"Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое, посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его?" /Иов. 7: 17, 18/.
Духовность - понятие, употребляемое для обозначения качеств, типичных для верующих в Бога людей.
Духовным человеком может быть лишь тот, кто посвящает свою жизнь Господу и стремится жить по Его слову.
Духовный - это тот, кто принимает то, что от Духа Божия, водимый Духом.
Духовный человек имеет плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, - качества, которые отличают духовного человека от плотского /Гал. 5: 16 - 23/.
Плод духа получают не сразу, ибо он является результатом роста семени веры, просвещения Словом Божиим и развития взаимоотношений с Богом.
По "зрелости", духовность человека можно разделить на несколько уровней или ступеней. И переход с одного уровня духовности на другой почти всегда есть положительный результат разрешения духовного кризиса.
Знание этой особенности духовного роста поможет верующему в часы раздумий, сомнений или уныния понять, что у него все-таки есть "достижения" во взаимоотношениях с Богом, и есть лучшие перспективы.
________________________________________________
* Смысл жизни (человека) - регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность /Философский словарь. М. Политиздат. 1987/.
0. бездуховные, неверующие.
Тот, кто не верит в Бога, не рожден от Духа Божия, и, значит, не может быть духовным.
Неверующие бездуховны.
Сколько христиан начинали с этого уровня?
Все. Все были неверующими.
Неверующие - это те люди, "у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа" /2 Кор. 4: 4/.
Ослепленный сатаной ум делает человека:
- богопротивником, то есть тем, кто препятствует благовестию и пытается разрушить Божии дела /Деян. 5: 38, 39/;
- не покоряющимся благовествованию /2 Фес. 1: 8/;
- идолопоклонником, со всеми вытекающими отсюда последствиями /Рим. 1: 18 - 32/;
- рабом греха /Рим. 6: 16/;
- мертвым по преступлениям и грехам /Еф. 2: 1/ и т. д.
Библия говорит, что человек, живущий без Бога, уподобляется животному: водится не Духом, а природой, не имеет надежды на будущее, предназначен на истребление /2 Пет. 2: 12; Еккл. 3: 18, 19/.
Дела неверующего - это продукт инстинктов и мировоззрения, а отношения с другими людьми, в лучшем случае, - симбиоз, на основе физиологических или экономических интересов, права или культуры, а чаще всего - пожирание друг друга личностями, сословиями, классами, нациями, расами, государствами. Противящийся Богу дух сатаны определяет жизненные цели и ценности неверующих, внушает или вынуждает заплатить жестокую цену за успех в нынешнем лукавом веке.
Но Господь, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" /1 Тим. 2: 4/, заботится и о неверующих. Он озаряет светом истины сердце безбожника, потому что ум того ослеплен, и человек начинает верить сердцем, а не умом.
Ослепленный (не просвещенный) ум еще приводит богопротивные аргументы жизненного опыта, своего и всего человечества, а сердце уже говорит, что все-таки есть, пока недоступное пониманию, то, что является источником добра и основой жизни, и противостоит злу и смерти в этом мире.
Постепенно человек, чье сердце озарено светом истины, начинает размышлять о Боге, и, в конце концов, осознает, что хочет стать верующим. Он начинает узнавать, как стать верующим, и, что значит быть верующим у тех, кто говорит, что является верующим. Различия в ответах порождают в таком человеке желание найти истинную веру и истинного Бога.
Начало поиска истинной веры и истинного Бога поднимает человека на первый уровень духовного роста.
1. Ищущие истинную веру
0. Неверующие
Ищущий истинную веру человек полагается на свое сердце, а не на ум, потому что ум еще не просвещен Словом Божиим. Но ум не бездействует. Ум просвещается и сотрудничает с сердцем: анализируя результаты поиска, ум выбирает.
Выбирать есть из чего, но Господь сказал: "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" /Мат. 7: 13, 14/. Гадания, магия, спиритизм, астрология, уфология, мифы древних и современных цивилизаций завораживают умы людей.
Но в мире звучит и благая весть о том, что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" /Иоан. 3: 16/.
Тот, чье сердце откликнулось на благую весть и чей просвещенный ум сделал выбор в пользу Сына Божия и того, что Бог обещал дать с Ним, окончил блуждания в поиске истинной веры.
Здесь, нашедшего истинную веру настигает первый кризис духовного роста, потому что истинная вера предъявляет к человеку определенные требования, и предлагает не на словах, а на деле изменить свою жизнь: не воровать, не прелюбодействовать, не лжесвидетельствовать, почитать отца и мать, трезвиться и т. д.
Если человек нашел в себе силы отречься от прежнего образа жизни, он кается перед Богом и крестится во имя Иисуса - Господа и Спасителя.
Покаянием человек свидетельствует, что действительно покорился благовествованию и стал верующим. Именно покаяние поднимает человека на второй уровень духовности, где, собственно, и начинается христианство.
Покаяние делает возможным обновление (возрождение) духа человека и последующее обращение (возвращение) человека к Богу и пребывание Господа Бога с человеком (Духа Божия в человеке).
В ходе покаяния человек переоценивает свое отношение к Богу, к себе и к другим людям и к самой жизни на основании того, что уразумел из слова Божия. В результате переоценки ценностей (изменения мировоззрения), кающийся принимает решение перестать поступать "по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению" /1 Пет. 4: 3/. Затем приходит черед исповедания грехов для получения прощения, и верующий крестится в воде во имя Иисуса Христа, "чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией" /1 Пет. 4: 2/.
Обратите внимание, что "крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести" /1 Пет. 3: 21/, поэтому и покаяться перед Богом, и креститься во имя Его, может лишь тот человек, который начал учиться различать добро и зло по Божьему Слову.
"А в какой церкви креститься? А какая церковь лучше: католическая, православная или протестантская?" - задумываются ищущие истинную веру.
Что можно сказать по этому поводу? Первые последователи Иисуса Христа не были ни католиками, ни протестантами, ни православными. Они были "просто" учениками Господа, а называли их христианами и еретиками /Деян. 11: 26; Деян. 24: 14/.
Кроме того, по избранию и воле Божьей, первые верующие в то, что Иисус - Господь, по национальности были евреями, поэтому христиане из всех других народов, по отношению к Истине, словно ветви дикой маслины, привитые к хорошей маслине. Корень "хорошей маслины" один, и питает соком все ветви: и природные, не отпавшие из-за неверия (христиане из евреев), и привившиеся верой (христиане из язычников), и сока хватает для всех /Рим. 11: 17, 18/. Все же дерево - народ Божий *1.
В отношении к спасению от зла и смерти, все христиане равны, ибо все спасаются исповеданием Иисуса Христа Господом, и верой, что Бог воскресил Его из мертвых /Рим. 10: 9/.
В отношении к избранию, евреи, верующие во Христа, - особенные, первенцы для Бога и старшие братья для нас, тех, кто из язычников, ибо они первыми были рождены Словом Божиим, и первыми были гонимы за слово Божие, и ими первыми благовестие начало распространяться по всей вселенной, во свидетельство всем народам *2.
Вывод о том, в какой церкви лучше учиться и креститься, напрашивается сам собой, но в жизни не все так, как хотелось бы, поэтому надо положиться на Бога, посылающего проповедующих о Боге, пришедшем во плоти, и от них креститься, если учат соблюдать заповеди Божии, исповедуют свидетельство Иисуса Христа *3 и относятся к уверовавшим евреям, как к старшим братьям в одном Духе. Главное, после крещения, не останавливаться в духовном развитии и продолжать путь к совершенству, используя все возможности для возрастания в Слове (и последующего получения плода Духа), которые может предоставить данная церковь.
_________________________________________________
*1 Христиане - это, прежде всего не русские или украинцы, не греки или итальянцы, но сограждане Израилю и свои Богу /Еф. 2: 12, 19/. Ибо был на земле "один народ, и один у всех язык" /Быт. 11: 6/, но противник Бога сделал нас чужими и противящимися и Богу, и друг другу. Зная, кто угрожает человечеству, христиане должны заботиться, чтобы народы не истребили один другого, а спаслись. Да исполнится видение, данное Апостолу Иоанну о святом Иерусалиме: "И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его" /Отк. 21: 23, 24/. И войдут в город, и тогда станут одним народом.
*2 И по сей день, верующие во имя Божие евреи призывают Господа, как Спасителя, только произносят Его имя не так, как мы, а как произнес его Ангел Господень - по-Еврейски /Мат. 1: 21/, и как произносили его евреи в дни присутствия Господа среди них в образе Сына Человеческого.
Мог ли Господь отвергнуть верующих в Него и призывающих имя Его евреев? Конечно, нет. Он отверг, и то, только до определенного времени, неверующих /Рим. 11: 11 - 25/.
Итак, какому народу, по воле Божией, принадлежит право первородства в Господе? Какому народу, по закону, принадлежит двойная часть того, что обетовал Бог? Только верующим в Него евреям. "Ибо дары и призвание Божие непреложны" /Рим.11: 29/.
*3 "свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его" /1 Иоан. 5: 11/.
Поверив, что Иисус есть Христос и истинный Бог, они рождаются от Духа *1 - Бог Своим Духом оживляет в них дух человеческий (оживляет Дыханием Жизни), и делает сынами Божиими (и наследниками Божиих обетований).
Покорившиеся благовествованию имеют определенный багаж прошлого, состоящий из их недостатков, заблуждений, пороков, ошибок и преступлений, однако, стремясь к совершенству, они каются и смиряют себя перед Богом, чтобы Он изменил их и этот мир, и избавил от зла, которое еще осталось в них и процветает в этом мире.
Принимая водное крещение, эти верующие обещают Господу иметь добрую совесть, а в дальнейшем, исследуя Писания, они учатся соблюдать все, что Он повелел соблюдать. Ведь духовный рост - это, прежде всего, путь обновления ума /Еф. 4: 17 - 24/, который, обновляясь в познании истины, обновляет мысли, слова и дела человека, что в союзе с верой обновляет самого человека.
Все серьезнее воспринимается то, что написано в Библии. Но не понимание Слова, а доверие к учителям характеризуют состояние ума верующего на этом духовном уровне. Поэтому восприятие Библии происходит сквозь призму (иначе говоря, сквозь мутное стекло) толкований и доктрин той церкви, членом которой стал новорожденный христианин.
Тем не менее, регулярные посещения служений, собраний и целенаправленное изучение Библии положительно влияют на человека и открывают человеку новый духовный мир, новый взгляд на историю сотворения мира, на веру, терпение, суд и воздаяние.
На пределе второй ступени совершенствующихся настигает новый кризис, вызываемый повседневным ощущением греховности и виновности, которые переживают покорившиеся благовествованию. Получив начальные знания о Слове, они сравнивают свои прежние и новые дела со Словом, видят свое несовершенство и часто впадают в уныние. Им кажется, что жить по Библии невозможно, что праведность недостижима, и что они не достойны обетований Божиих во Христе Иисусе.
И тогда одни уходят в мир, чтобы раствориться в мире (хотя Бог их не гонит, и каждый день ждет возвращения блудных сыновей); а другие отделяются, и создают новые церкви, с удобными правилами (не заповедями Божиими, а правилами) для верующих и выгодными для их пастырей.
Остальные, твердо желая начатую жизнь сохранить до конца, продолжают вникать в слово Божие и учатся послушанию. И, однажды, они принимают дар - Святого Духа, чтобы научиться служить с Ним ближним и дальним (чтобы пройти, если так можно выразиться, теорию и практику сотрудничества с Богом).
Получение верующим дара Святого Духа - это крещение Святым Духом, которое говорит, что покорившийся благовествованию теперь уверовал (стал уверовавшим) и поднялся на ступень выше в духовном развитии.
Крещение Святым Духом может произойти и до, и после водного крещения, но всегда предшествует крещению огнем.
_________________________________________________
*1 В 1 Иоан. 5: 1 написано: "Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден". На основании 1 Иоан. 5: 1, можно утверждать, что рождение свыше происходит с пришествием веры, что Иисус - Господь.
3. УВЕРОВАВШИЕ
2. Покорившиеся благовествованию
1. Ищущие истинную веру
0. Неверующие
Уверовавшие - это крещенные Святым Духом и поставленные Богом на служение. Или иначе: уверовавшие - это получившие дары Святого Духа для служения людям во имя Господне.
"Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" /1 Кор. 12: 4 - 11/.
"И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова" /Еф. 4: 11, 12/.
Так развивается, живет и действует церковь, в которой каждый уверовавший имеет свое заметное или совсем незаметное служение. Поэтому, если человек думает: "Я уверовал!", а Бог не поставил его еще на служение, - это ошибка. Этот человек может сказать себе лишь: "Я покорился благовествованию". Вера вошла в его сердце, но ум еще не обновился настолько, чтобы думать не только о себе, но и о других. Ведь покорившийся благовествованию - это еще беспомощный (и, часто, капризный) духовный младенец, а уверовавший - это уже (послушный) духовный отрок, способный на какие-то действия.
Дары Святого Духа даются лишь повинующимся Богу, а это требует времени и для получения знаний о Боге, и для самовоспитания по Его Слову. То есть, покорившийся благовествованию должен прежде уразуметь Писания и научиться повиноваться Богу /Лук. 24: 45; Деян. 5: 32/, и только тогда может быть поставлен на определенное служение.
Или, то же самое, иначе: рожденный от Духа (духовный младенец) должен прежде напитаться молоком и, лишь по достижении определенного возраста, может перейти к твердой пище и знакомству с тем, что желает производить в бывшем младенце (теперь в отроке) Дух Божий.
Вот пример из Библии, который учит, что к получению даров Святого Духа нужно действительно стать готовым:
- "Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес; он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышавши его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатию: ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос" /Деян. 18: 24 - 28/.
Веруя, что Иисус - Господь, Аполлос сначала не был крещен Святым Духом, хотя проповедывал о Христе, говоря и уча о Господе правильно. Затем, мы узнаем, уже из 1 Кор. 3: 5 - 9, что он получил-таки дар Святого Духа, и даже стал соработником (сотрудником) у Бога и принимал участие в Божьем домостроительстве*1. Но прежде ему пришлось получить более точные объяснения пути Господня от Акиллы и Прискиллы, и потом потратить какое-то время, чтобы утвердиться на Его пути (пройти теорию и практику) под руководством других учеников, и приготовиться к "самостоятельному" служению, то есть прямому общению и сотрудничеству со Святым Духом.
Итак, уверовавшие - это духовно готовые к служению, которых Бог (даром Святого Духа) делает способными к определенному служению.
Здесь надо упомянуть, что иногда духовный рост прекращается. Это происходит в случаях:
- когда уверовавший из язычников (ведь, его служение сопровождают откровения и знамения) начинает гордиться и мечтать о себе;
- когда христианин посещает собрания единоверцев не для того, чтобы продолжать учиться соблюдать то, что Бог повелел соблюдать (речь о Слове Божием), и не для получения духовной поддержки в борьбе против греха, а только для настроения, чтобы снова и снова испытывать определенные эмоциональные состояния, то есть, впадает в духовное пьянство;
- когда служение церкви (католической, православной, протестантской или любой другой) считают целью и пределом духовного роста;
- когда служение, а также духи, творящие знамения, не испытываются Словом и не проверяются по плодам. Снисходительность, допускаемая ради эффекта, может превратить человека или данное собрание верующих в пристанище бесов;
- когда дары используются не для служения в соответствии с волей Божией, не для подкрепления слова, а по прихоти, из тщеславия или корысти. Ясно, что речь в таких случаях идет о мнимых дарах и ложных чудесах, а "обладатель" *2 их просто обольщен;
- когда успешное служение отдельных людей или наличие особенных даров дает повод говорить о превосходстве одной церкви над другими. Дары духовные даются не церквям вообще, а конкретным уверовавшим человекам /Пс. 67: 19*3 /.
Если уверовавшие успешно растут в Боге, то на пределе третьей ступени им грозит очередной духовный кризис.
Однажды, уверовавшие замечают (и переживают, ведь они проповедуют слово Божие), что Дух Божий не всегда говорит им, не всегда слышит их, не всегда действует по их молитве, и вспоминают слова Иисуса:
- "Дух дышет где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит; так бывает со всяким, рожденным от Духа" /Иоан. 3: 8/.
Отроки есть отроки, они не сразу понимают, что Бог дал им дары духовные не для того чтобы действовать по их человеческой воле, а для того, чтобы они действовали по Его Божией воле. Поэтому, некоторые, еще недавно такие энергичные, вдруг охладевают. Им кажется (или это происходит на самом деле), что их дары угасают, что они занимаются не тем, чем нужно, что время и силы уходят или потрачены напрасно.
И, наконец, уверовавшие задумываются: почему же Дух приходит и уходит? почему не сотворил обитель в них, чтобы всегда пребывать в них? и, вновь, - каковы они перед Богом?
И находят в Библии такой ответ:
- "Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" /1 Фес. 5: 22, 23/;
- "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти... Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" /Гал. 5: 13, 16, 17/.
Библия напоминает уверовавшим, что они имеют не только возрожденный (Духом) дух и обновляемый (Словом) ум, но и греховную плоть (человеческое тело), и что греховная плоть тоже нуждается в покорении слову Божию и освящении, ибо своими вожделениями препятствует человеку жить по слову Божию и поступать по духу. Пороки, которые исходят извнутрь человеков, сводят к нулю все духовные достижения человеков, и не позволяют Христу вселиться в них и ходить в них, рожденных от Него.
Желая освящения во всей полноте, уверовавшие продолжают обновлять ум словом Божиим и приходят к выводу, что только познанием и исполнением заповедей Божиих можно обуздать страсти греховные, и покорить себя во всей полноте Господу Богу.
Размышляя над заповедями Божиими, уверовавшие обнаруживают существование неведомого для них закона Божия, и стараются вникнуть в него, чтобы быть блаженными в своем действовании*4 (чтобы жить по заповедям Божиим, пока не будет объявлен, обнаруженный ими, закон Божий).
Тогда же к уверовавшим приходит понимание:
- превосходства Слова над любыми (над всеми) церковными доктринами /1 Кор. 13: 11/;
- преимущества природных ветвей на хорошей маслине перед дикими, то есть, понимание значения первородства в Господе и познания Слова христианами из евреев для верующих из многих народов /Рим. 11: 1 - 5; Иоан. 4: 22; Ис. 2: 2, 3/;
- что для каждой ступени духовного развития могут быть свои учители, и что сами учители идут по тому же пути духовного развития, только совершают на этом пути свое служение - служение учителя;
- что Учитель у всех христиан один - Бог, а даже лучшие учители в церкви, - люди, которые тоже каждодневно учатся*5;
- что уверовавшие учатся сотрудничать с Самим Господом, и это Он производит в них и хотение, и действие по своему благоволению, чтобы продолжить их усовершенствование к исполнению Его святой воли.
И вот, уверовавшим открывается, что им предстоит достичь праведности и стать праведниками. И уверовавшие устремляются к праведности, где открывают для себя превосходнейший путь к совершенству, и продолжают служение Богу, как праведники.
Здесь же необходимо отметить, что достигшие предела "третьей ступени" в той или иной мере конфликтуют со сторонниками непогрешимости церковных доктрин, и, чаще всего, покидают свои церкви: одни с обидой, другие с раздражением, третьи с благодарностью за помощь в первых шагах к Богу и "детское питание".
Действительно, всем же должно быть ясно, что любая церковная доктрина не совершенна, - это лишь система толкований Слова Божия, которая отражает уровень познания истины основателями доктрины.
Положительное значение любой церковной доктрины в том, что она объединяет вокруг себя ищущих Бога, спасая их от неверия и язычества, проповедует благую весть и поднимает до уровня духовности, достигнутого основателями доктрины.
То есть, на определенном уровне разработки доктрина не есть зло. Зло - утверждать, что доктрина совершенна и незыблема.
Совершенна и незыблема только истина, а доктрина должна развиваться и продвигаться к истине*6.
Тот, кто ограничивает себя доктринами, топчется на месте, или, в поисках истины, ходит по кругу; - сей никогда не достигнет цели. Как написано: "и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы итти в землю Ханаанскую: но, дошедши до Харрана, они остановились там" /Быт. 11: 31/. До Ханаана дошел только Авраам, оставивший дом отца своего.
Уверовавших, принявших решение оставить свои церкви, ждут разные дела и разная участь.
Обидевшиеся, как правило, становятся "отшельниками", хотя продолжают поддерживать связь с некоторыми верующими из своих церквей. "Отшельниками" становятся те уверовавшие, которые не могут найти церковь, к которой им хотелось бы присоединиться, и те, которые из любви к братьям по церкви, не желают совсем оставить их.
Раздраженные основывают новые "истинные" церкви, где исповедывают новые "истинные" доктрины, возможно, основанные на одном или нескольких полученных ими откровениях; и ведут присоединившихся к ним в новый "истинный" Ханаан.
Благодарные уходят тихо, чтобы спорами не посеять неустройство в церквях младенцев и отроков во Христе (в церквях христиан из язычников). Они уразумели, что Ханаан один, и что путь в Ханаан уже проложен; причем, проложен не кем-нибудь, а евреями, первыми поверившими во Христа. И тогда благодарные начинают искать церкви верующих евреев, чтобы уточнить у них путь Господень (путь заповедей) и выйти, следуя за евреями, из дома рабства (из духовного Египта), как их предки вышли в древние дни.
_________________________________________________
*1 "Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение" /1 Кор. 3: 5 - 9/.
*2 На самом деле не человек обладает даром, а дар обладает человеком, потому что человек может делать только то, что позволяет полученный дар. Дар - "средство", которым податель дара делает служителем себе получателя дара.
*3 "Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога" /Пс. 67: 19/.
*4 "Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании" /Иак. 1: 25/.
*5 Учащийся у учителя, который есть один из многих человеков, некоторое время полностью доверяет ему, говорящему о Боге, как говорящему от имени Бога, и это может обольщать учителя, чтобы быть для ученика единственным и держать того на одном уровне, и иметь некоторую власть над ним. Конечно, не все такие. Есть и другие, которые, видя, что уже обогатили всем, чем могли, сами вручают учеников на учение "старшим братьям", потому что и сами многому учатся у них; а те - Христу. Но и Христос вручит всех Отцу /1 Кор. 15: 24/.
*6 Давайте вспомним Иудея Аполлоса из Деяний 18: 24 - 28. Представьте себе, что его не услышали бы Акилла и Прискилла, или, что им "некогда" было бы наставить его. Или, что Аполлос отверг бы их наставление и начал утверждать истину на том уровне, которого достиг, и организовал бы церковь, и предавал анафеме тех, кто для более точного понимания пути Господня обратился бы, может, даже к святым Апостолам.
Невероятно?
Не только, - это полный абсурд. Однако, не так ли возникло множество церквей, хвалящихся именами своих основателей, - горевших духом красноречивых человеков? и не преследуют ли сегодня многие тех, кто искренне ищет Бога и Царства Божия и правды Его?
И еще, обратите внимание, Аполлос был Иудей, сведущий в Писаниях более других Иудеев, ибо опровергал не уверовавших иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. А ведь многие нынешние церкви в значительной мере игнорируют Писания, предавая забвению заповеди Божии и праздники Божии, и превозносятся над Иудеями, которые пошли, чтобы научить все народы, крестя их во имя Иисуса и уча соблюдать все, что Он повелел соблюдать, и попирают правду и истину, и удаляются от Бога и друг от друга.
Из 1 Кор. 1 - 4 видно, что Апостол Павел знал о грядущих разделениях и поэтому советовал не хвалиться человеками, основавшими церкви, но помнить, что все верующие, что Иисус есть Господь - Христовы. Павел наставлял хвалившихся, что мало говорить слово Божие, нужно еще иметь братскую любовь и силу (смелость, осторожность, терпение) жить по слову Божию, и призывал, в этом, брать пример с него.
4. ПРАВЕДНИКИ
3. Уверовавшие
2. Покорившиеся благовествованию
1. Ищущие истинную веру
0. Неверующие
Праведники?
Что означает слово "праведники"?
Разве христианам их вера не вменилась в праведность еще в то время, когда они покорились благовествованию и уверовали?
Вменилась. Но праведность покорившихся благовествованию и праведность уверовавших отличается от праведности праведников (и тем более от праведности святых).
Чтобы понять высоту звания праведников, пройдемся еще раз по ступеням духовного роста.
1. Ищущий истинную веру, то есть, еще не нашедший ее, еще не живет (не живой духом).
2. Став верующим, покорившимся благовествованию, человек рождается от Бога /1 Иоан. 5: 1/.
Такого "новорожденного" можно назвать духовным младенцем.
Как всякий младенец, этот верующий наг, и не стыдится своей наготы (потому что не осознает).
3. Уверовавшего, в отличие от младенца, можно назвать духовным отроком.
Духовный отрок чувствует свою наготу и прикрывает ее, как может, местами Святого Писания. И наивно считает, что все делает правильно.
Приходит время и уверовавший осознает, что более не может идти к Совершенству (к Царю в Его Царство), ибо "одежды" уверовавшего более демонстрируют наготу, чем скрывают ее (загорающий на пляже человек считает себя достаточно одетым, но для собрания та одежда не подойдет...). Нужда в настоящей одежде (нужда в верхней одежде),*1 в знании "придворного этикета", просто в духовной дисциплине, вызывает желание найти воспитателя (детоводителя), и Отец обращает уверовавшего к закону.*2
Обратившись к закону, чтобы научиться путям Божиим и ходить по стезям Его, уверовавший поднимается на ступень праведников, чтобы жить праведно.
4. Праведников, от остальных верующих, отличает желание стать сведущим в законе и способность сделать свою жизнь соответствующей закону Божию.
Что дает праведнику закон? - только понимание своего несовершенства и греховности (достигшие ступени праведников перестают льстить себе и делать поблажки*3).
Законом познается грех. Поэтому ничего, кроме вретища - одежды покаяния, закон предложить не может. Таким и должно быть ныне облачение и верующих, и церквей. Но полезно ли будет младенцу, если запеленать его во вретище? Конечно, нет. Вретище - одежда не для младенцев.
Закон - это огонь, который выжигает всю духовную труху в человеке и очищает, переплавляет его, как золото. Но можно ли давать огонь отрокам, не станут ли они играть с огнем? Огонь можно доверить только повзрослевшим, то есть, духовным юношам.
Итак, поднявшихся на ступень праведности можно определить, как одетых во вретища духовных юношей.
К какому закону обращаются верующие, чтобы стать праведниками, ведь, Евр. 7: 12 утверждает, что когда Иисус Христос сделался Первосвященником по чину Мелхиседека (когда произошла перемена священства), закон был переменен?
Действительно, закон был переменен (заметим, что не отменен). Переменен, но не объявлен.*4 Поэтому ныне мы можем обращаться только к закону Моисееву, который каждую субботу читается верующими евреями в синагогах (вместе с книгами Нового завета).
Участие в ежесубботнем чтении закона Моисеева (и книг Нового завета) может помочь каждому христианину из язычников, стать сведущим в Писаниях и, в дальнейшем, вникнуть в закон совершенный, закон свободы,*5 сокрытый в законе Моисеевом, и пребыть в нем.
Святые Апостолы обозначили путь, который нужно проделать язычникам для достижения этой цели.
1. Сначала, "чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе" /Деян. 15: 20/. Выполнение этого младенческого минимума засвидетельствует о некотором духовном росте и откроет им двери в собрание верующих в Иисуса Христа евреев (в собрание, где исповедуют, что Йешуа - Машиах*6).
2. В собрании верующих в Иисуса Христа евреев, бывшие младенцы смогут приобщиться к твердой пище - к истинам, которые написаны и сокрыты в законе. "Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу /Деян. 15: 21/.
По 2 Тим. 3: 15 - 17,*7 знание священных Писаний, умудрит язычников во спасение верой во Иисуса Христа и станет полезным "для обличения, для исправления, для наставления в праведности", для приготовления ко всякому доброму делу.
3. Исполнение слова.
Это произойдет, когда "духовные упражнения" сделают жизнь по закону (по совершенному закону, по закону свободы) привычной для верующего.
Тогда верующий "вдруг" обнаружит, что, наконец-то стал жить не по плоти, но по духу; что наконец-то распял свою плоть с ее страстями и похотями.*8
_________________________________________________
*1 Обратите внимание, о каких облачениях написано в Ис. 61: 10 "Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством".
Ризы спасения являются нижней одеждой - одеждой скрывающей только наготу, одежда правды - это уже верхняя одежда, покрывающая все тело (а вот венец жениха и убранство невесты - ни то, ни другое; венец жениха и убранство невесты - облачение совсем иного рода).
*2 Подразумевается не назад к закону, а вперед к закону. Потому что Господь объявляет Свои законы на каждое конкретное время, и с очень конкретными целями.
Так закон на Синае был дан, чтобы научить народ Божий правильно жить в земле обитаемой в нынешнем лукавом веке.
Закон, который выйдет от Сиона /Ис. 2: 2 - 4/, должен будет научить народ Божий правильно жить на этой земле (планете) в будущем веке.
Когда же придет 1000-летнее царство, будет объявлен закон, который должен будет научить народ Божий правильно жить на новой земле - той, о которой написано еще на первой странице Библии (после того, как нынешняя сгорит).
*3/3/ В Евр. 12: 1 - 4 Апостол Павел обращается к тем, которые еще не стали праведниками:
- "...свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха...".
Слова Святого Апостола можно понять так: "вы еще не до смерти сражались, подвизаясь против греха, но повседневная духовная борьба закалит вас и сделает воинами Христовыми".
Отсюда выводы:
- только тот, кто не делает себе поблажки в борьбе с грехом, может стать праведником;
- ни покорившегося благовествованию, ни уверовавшего, а только праведника можно назвать воином Христовым;
- чтобы исполнить повеление, записанное в Еф. 6: 10 - 17, надо прежде стать праведником.
*4 Только в начале дня гнева перемененный закон выйдет от Сиона. И именно по закону от Сиона Бог будет судить мир: "И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена..." /Ис. 2: 2 - 4/.
*5 Иак. 1: 25 "Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии".
*6 Почему на определенной ступени духовного роста верующим из язычников необходимо идти к верующим евреям? - спросят сейчас некоторые. Потому что, как было во времена Апостолов, так будет и в последнее время: когда гора дома Господня будет поставлена во главу гор, вновь именно евреи будут учить народы исправлять свои пути. И не по церковным доктринам, а по закону от Сиона /Ис. 2: 2 - 4/.
Заметим:
- по Ис. 2: 2 - 4, спасение в день суда будет напрямую зависеть от ведения закона;
- чтобы стать сведущим в законе, важно знать и "лексикон" верующих в Йешуа евреев (Машиах, Тора, мицвот, Шма Исраэль, Песах, Йом Адонай; и т.д.), ведь именно евреи будут провозглашать закон, и учить закону;
- верующие из язычников, которые найдут "общий язык" с верующими евреми и научаться понимать евреев до дня суда, смогут объяснить верующим из своих народов, что именно на Сионе их ждет спасение, и увеличат число спасенных.
Вывод: ради себя и ради братьев из своего народа, лучше прийти учиться к верующим евреям раньше дня суда.
*7 2 Тим. 3: 15 - 17 "Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен".
*8 Сразу отметим, что распять греховную плоть с ее страстями и похотями, можно только став праведником.
Или иначе: праведником можно назвать только того, кто распял свою греховную плоть с ее страстями и похотями.
* * *
Итак, еще раз: кто такие праведники, и как определяется их праведность?
Праведники - это те, кто прежде возжелали жить по слову Божию, затем старались (учились) жить по слову Божию, и, наконец, стали жить по слову Божию.
Конечно, ни один перстный человек не может стать истинно праведным, как Иисус Христос, но есть духовная высота, ожидающая тех, кто стал верующим и устремился к совершенству. Называется эта высота - Сион.
Достигшие праведности (как определенного уровня духовности) вдруг обнаруживают, что перед ними, наконец-то, истинный путь к Богу,*1 а прежде они лишь пробирались тропинками к этому высокому пути; что Господь все время говорил именно об этом пути, а до этого был с ними только по Своей великой милости, как Пастырь, чтобы стремящиеся к праведности не заблудились и смогли выйти на путь истинный /Пс. 22/.
Праведность праведника (соответствие его жизни Слову Божию) определяется по тому, насколько сознательно, честно и правильно он выполняет свои обязательства по завету с Богом, чтобы ожидать от Него исполнения Его обязательств. То есть, на деле, праведность праведника - это исполнение заповедей Божиих, объявленных в повелениях, уставах и законах Божиих.
Соответственно, праведником можно назвать только того, кто исполняет заповеди Божии.
Всегда найдутся такие, которые будут утверждать, что для спасения достаточно одной веры в Иисуса Христа, - что Он праведно жил, умер за чужие грехи и воскрес, и, поэтому, соблюдение заповедей для верующих в Него, дело второстепенное. Но Апостол Иоанн учит иначе:
- "Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем" /1 Иоан. 2: 1-5/.
Как видим, праведность во Христе Иисусе это не игнорирование заповедей Божиих, а уверенность в прощении ошибок живущих по заповедям Божиим, что восстанавливает их право быть партнером Бога по завету и смысл продолжать жизнь по тем же заповедям, в надежде на обетования завета.
Итак, о праведности можно говорить не только как о результате покорения благовествованию, но и как о достигнутом уровне духовности, причем без первого недостижимо второе.
Чем отличаются праведники от остальных верующих, уже говорилось:
- достигшие уровня праведности отличаются глубиной познания, сознательностью и ответственностью юношей, по сравнению с "младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения" /Еф. 4: 14/ и отроками;
- прежде они еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и унывали при обличениях Господа, и печалились, терпя от Него наказания; теперь же, наученные через них, они имеют плод духа и поступают по духу /Гал. 5: 16 - 25/;
- в "младенчестве" и отрочестве они просили и не получали, потому что не всегда просили на добро, потому что еще не приучили чувства (навыком исполнения заповедей) к различению добра и зла, а достигнув праведности, убедились, что их молитва может многое /Иак. 4: 3; 5: 16/;
- праведники выше того, что разделяет христиан (особенности церковных доктрин). Они видят и понимают главное, что их объединяет - имя Иисуса и любовь к Богу и ближнему, которая выражается исполнением заповедей Божиих. И вот, достигшие праведности ищут и находят таких же -старающихся жить по заповедям Божиим, ибо такие были, есть и будут /Рим. 11: 5; Отк. 3: 8 - 13/.
Поднявшийся до уровня праведности знает, что не человек служит заповеди, а заповедь человеку, поэтому праведник любит заповедь. Так любит реку умеющий плавать, и воин свое оружие, когда научится им владеть. Праведник не тяготится заповедями, а умело пользуется, чтоб наблюдать за собой и, если обнаружит, что согрешил, кается, и вновь, по закону веры, омывается Кровию Спасителя, и поднимается; и так побеждает того, кто постоянно пытается его погубить.
Да, бывает, что достигшие праведности грешат, будучи уловленными нечестивыми,*2 да бывает, возлагают на себя тяжелые и неудобоносимые бремена фарисейства (когда буква начинает преобладать над духом Писания), но это поправимо, если это "болезни роста", исцеляемые Словом Божиим. А еще бывает, что уверовавшие не поднимаются на ступень праведности из-за боязни впасть в фарисейство или пройти крещение огнем, и возвращаются на круги доктрин. Так что же хуже?
Вот что говорил Господь о значении праведности (как необходимом уровне духовности), особенно для тех, кто достигнет времени окончания проповеди Евангелия и великого дня гнева Божия:
- "если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев,*3 то вы не войдете в Царство Небесное" /Мат. 5: 20/;
- "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" /Мат. 7: 21 - 23/.
Не похожи ли эти многие на обольщенных и падших уверовавших?
Да, не все еще понимают, что сегодня и покорившимся благовествованию, и уверовавшим дается возможность познать благость Божию. Но, что будет с нами, когда окончится лето Господнее благоприятное? А праведные готовы познать и строгость Божию:
- уверенно войти в вечер и ночь "дня гнева", когда Господь будет судить и тайные дела человеков, когда имена многих будут изглажены из книги жизни, словно их там и не было /Соф. 1: 12; Исх. 32: 33/;
- смиренно встретить утро и день "дня гнева" (день пылающий как печь), чтобы, крестившись в огне, выйти из него святыми и принять царство и власть и величие по всей поднебесной /Ис. 4: 3, 4; Дан. 7: 27/.
Достигшие высшего уровня праведности (святые, очищенные и переплавленные в искушениях), становятся судьями для тех, кто побеждается грехом. И кто размышлял над тем, как судил Иисус Христос народ Божий, поступавший не по слову Божию, тот понимает, как хорош суд святых.
Вспомните: одни нарушители закона слышали от Него строгое "Горе вам!", и такие же подвергались бичеванию /Мат. 23: 13 - 36; Иоан. 2: 14, 15/, а с другими Он вел себя так, будто для них был другой закон. Например: ученики, срывающие при Нем колосья в субботу, не были Им остановлены; больные, нуждавшиеся в исцелении, в субботу были Им исцелены; женщина, взятая в прелюбодеянии, не была осуждена Иисусом, как требовала буква закона. Как объяснить это?
Скажем так: это парадоксы высшего уровня праведности, когда кажущееся неисполнение заповеди оказывается исполнением заповеди, и не получается наоборот, по-фарисейски.*4
Такое исполнение заповеди есть милосердие к нуждающимся и прощение уже сокрушенных сердцем,*5 чтоб льна курящегося не угасить и трости надломленной не переломить /Ис. 42: 3/. Такое исполнение заповеди есть добро и достижение любви Божией, дарующей спасение, ибо когда достигаешь любви Божией, заповедь оказывается исполненной. Такое исполнение заповеди есть суд по духу, а не по букве закона.
Вывод: в дни плоти Своей, Сын Божий показал, каким должен быть праведный и святой сын Божий, видящий в законе главное - суд и милость к раскаявшимся в своих грехах.
Правильное исполнение верующими заповедей Божиих дает возможность Духу Божию действовать по закону жизни, по которому был сотворен первый мир и спасены, при его гибели, Енох и Ной; а во время суда над Содомом и Гоморрой - Авраам и Лот; и для возможности действия которого был дан закон Моисеев, а ныне и благодать Христа (и выйдет закон от Сиона), так что и чудеса всех времен перестают быть чудесами, но становятся откровением силы бывшего и будущего века, где все и во всем - любовь.
Но вот что постоянно надо помнить и понимать: мы живем в лукавом веке, где живущие по плоти гонят живущих по духу, поэтому "все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" /2 Тим. 3: 12/. Побеждающие в духовной жизни притесняются в мирской. Но для праведных интенсивность испытаний (скорбей) может достигать уровня Христовых страданий, и называется "крещение огнем", и это от Господа /Лук. 3: 16; 1 Пет. 4: 12, 13/, "потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть" /1 Кор. 3: 13/.