Коваленко Виктор Николаевич : другие произведения.

Шлюпка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   СТОП... Помедленнее!
   Шлюпка - моя любовь, причём взаимная, а о любви коротенько нельзя. Не получится.
  
   Началась наша любовь на первом курсе ОВИМУ.
  Болталась на водной базе училища шлюпка. Неухоженная, с днищем заросшим зеленью. Работала "по хозяйству" и ждала для себя лучшей судьбы. Дождалась. Нашлась группа энтузиастов, решивших кардинально изменить её статус.
  Удивительную особенность шлюпок (конкретнее - 6-ти вёсельных ялов) я узнал попозже, уже на службе. Между находящимися рядом двумя шлюпками обязательно возникнет спор на тему кто быстрее. И не важно, в каком они сейчас состоянии. Этот спор неизбежен и обусловлен самим фактом их существования.
  Но это понимание придёт потом, а сейчас нам предстояла кропотливая работа по приведению в порядок нашей подопечной. Одной "косметикой" здесь было не обойтись.
  Прежде всего, шлюпку высушили, содрали несколько слоёв старой краски, отшлифовали каждый сантиметр поверхности, проконопатили и, только после этого, покрасили тонким слоем. В результате, она стала значительно легче.
  Номер тринадцать нас нисколько не смущал. Даже наоборот - подзадоривал. Прикольно же.
  
   Все выходные мы проводили вместе - мы и наша шлюпка. Очень многому нам предстояло научиться друг у друга. Шлюпка нас учила дружно работать на одно общее дело и получать от этого удовольствие. Ну, а мы, когда поняли, что это зависит только от нас, научили её не просто тупо резать форштевнем волну, а "лететь" по воде. Шла она у нас легко и задорно.
  Это только непосвящённым кажется, что достаточно "со всей дури" навалиться на вёсла и всё пойдёт. Совсем не так. Техника гребли на шлюпке с разворотом весла позволяет "приподнять" её над волной и, как бы толкнуть к "полёту", и какую то долю секунды дать ей возможность насладиться этим "полётом". И так снова и снова.
  
  Наши тренировки проходили в виде прогулок вдоль шикарных одесских пляжей Постепенно эти прогулки удлинялись и по времени и по расстоянию. Очень скоро маршрут: "Отрада-Аркадия-Отрада" стал для нас привычным, а потом и разминочным.
  Ходили в любую погоду, за исключением откровенного шторма.
  У нас не было никакой специальной программы, никто не ставил нам какие-либо условия и не собирался выставлять на соревнования по той лишь причине, что в училище была команда мастеров, прекрасно подготовленная и хорошо экипированная.
  Понемногу и мы занялись экипировкой своей шлюпки. Распашных вёсел нам, естественно, никто не дал, но приподнять баночки и изготовить упоры для ног смогли сами. Попробовали на тренировке. Оказалось, класс! Совершенно другие возможности для гребка. Но, понадобилось какое то время для привыкания к новым условиям.
  
  К концу лета нас заметили и предложили принять участие в соревнованиях на первенство ДСО "Водник" - одного из самых массовых в то время спортивных обществ Одессы. Наше участие должно пройти в качестве второй команды ОВИМУ. И задача нам ставилась - нейтрализация (по возможности) основных конкурентов первой команды. Есть в шлюпочных гонках такие, не совсем честные методы борьбы.
  Конечно же, мы, не раздумывая, согласились. Поучаствовать в таких соревнованиях, проверить свои возможности в борьбе с сильными командами - кто ж откажется.
  
  В день соревнований море нельзя было назвать спокойным. Волна не острая, гладкая, но сразу стало ясно, что условия для гребли не будут простыми.
  Долго выстраивались на линии старта. Очень мешал не слабый боковой ветер.
  Уже устали, выполняя команду: "Вёсла!". Наконец взлетела долгожданная ракета и, сразу, резкая команда старшины: " На воду!"
  Ушли со старта легко, как отрабатывали на тренировках много раз. С удивлением обнаружили отсутствие рядом с собой кого-либо из соперников. А как же наша основная задача? Кому вёсла "путать"?
  Увидели, как у нас за кормой ребята пытаются организовать греблю на волне. У кого-то весло погружалось в воду чуть ли не по самый валёк, у других оно просто вылетало из воды во время гребка. Отставание от нас быстро увеличивалось. Видно не было у них возможности потренироваться в таких условиях.
  Поодаль шла борьба по "распутыванию" вёсел между основными претендентами на победу. Там же оказалась и наша первая шлюпка. Помочь им мы не могли. Слишком далеко друг от друга раскидал нас жребий на старте.
  Сложилась такая ситуация, в которой нам ничего не оставалось, как навалиться на вёсла и возглавить гонку. Тем более, что и шлюпка рвалась вперёд в своём стремлении "полетать". Ну, что ж, лети!
  Прошли около половины дистанции. Шлюпка действительно летела. Уже казалось, что не старшина охрипшим голосом командует: "И-и-и Раз, И-и-и Раз", а она сама диктует нам темп: "И-и-и - лечу, не мешайте. Раз - ещё"!
  
  ... К удивлению организаторов соревнований, первой на финиш пришла никому неизвестная шлюпка "ОВИМУ-13". Слегка оборудованная для спортивной гребли и укомплектованная штатными вальковыми вёслами.
  "ОВИМУ-1" пришла второй.
   Полное и безоговорочное превосходство курсантов Одесского высшего инженерного морского училища, хотя и не в такой последовательности как планировалось.
  
  
   ***
   Так сложилось по жизни, что, менее чем через год, мне пришлось расстаться и с командой и со шлюпкой. С командой - навсегда, а со шлюпкой ненадолго. Мы вновь встретились в учебном отряде в Киеве.
  Моя служба в учебке начиналась очень тяжело. Однажды я попытался защитить справедливость в конфликте моих сослуживцев со старшинами. После этого, каждый день "огребал" по паре нарядов. За очень короткий срок их накопилось столько, что, казалось, и за всю службу не отработать. Пришлось распрощаться с нормальным восьмичасовым сном. Шесть часов для меня уже были подарком. Но часто - и того меньше.
   Скоро стало невозможно сосредоточиться на занятиях в классе. Девиз: "Нас бьют, а мы крепчаем" уже не помогал "стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы".
  Я всё время думал о том, какое событие может положить конец всей этой истории. На помощь пришла моя дорогая шлюпка.
  
  Приближался День ВМФ, празднование которого должно было пройти с широким размахом.
  Будут и шлюпки. Их, довольно внушительная, "флотилия" выстроилась вдоль причала учебного отряда. По выходным дням уже проходили тренировки гребцов под руководством старшин, не видевших моря, но старательно выучивших основные команды управления шлюпкой. Они же подобрали гребцов по принципу наибольшей мышечной массы. Иначе и быть не могло. Желание получить быстрый результат, и должно было привести к такому решению.
  Я с тоской и завистью, когда предоставлялась возможность, наблюдал за тренировками двух команд нашей роты, невольно замечая все недостатки.
  Гребут как лопатой на колхозном баркасе, гребок очень короткий. Ни о каком развороте весла никто даже и не помышляет. Вход и выход вёсел не одновременный.
  Ставка делается на физическую силу, техника здесь явление прилагательное.
  
  Так бы и пришлось мне наблюдать всю эту картину со стороны, но, ситуацию поменял случай.
  Каким то образом до одного из старшин дошла информация о моей причастности к гребному делу, а в одну из двух команд нашей роты, по какой то причине, понадобилась замена. Времени на обучение оставалось не много, поэтому нужен был человек более-менее подготовленный.
  Как бы то ни было, но я в команде и на своём любимом месте - средняя банка по правому борту.
  
  Постоянный недосып и далеко не обильное питание сильно сказались на моей и так не богатырской фигуре, поэтому поначалу команда отнеслась ко мне с недоверием. Но, после прохождения первых сотен метров, всё стало на свои места. Определил я это по довольной физиономии старшины.
  - Где грёб?
  - В Одессе.
  - В соревнованиях участвовал?
  - Так точно. Первенство ДСО "Водник".
  - И, что, в команде все такие же "богатыри" были?
  - Чрезмерным объёмом бицепсов никто не страдал. Даже загребные. Да и не в мышцах дело, вернее, не только в них.
  Мы ещё немного поговорили о технике гребли, о тренировках. Поняв, что меня готовы слушать, я кратко изложил ему своё видение подготовки команды к предстоящим гонкам.
  Поразмыслив, он согласился с моим планом.
  
  Теперь, выходя на тренировку, гребцы не старались ломать вёсла, используя свою недюжинную силу, а уделяли внимание только отработке синхронности и технике гребка. Стали меньше уставать, больше ходить, получая удовольствие от прогулки.
  
  В последнее воскресенье перед праздником ушли к ближайшему островку на Днепре. Подняли шлюпку из воды, насколько позволяло время, подсушили днище и тщательно отшлифовали каждый его сантиметр. Установили изготовленные заранее упоры для ног.
   Когда шли обратно, каждый вслух отметил, что шлюпка побежала резвее.
  
  Вот и настал тот день и час, к которому готовились!
   Соревнования - это всегда волнение. Коснулось оно и нас. Хоть и чувствовали себя уверенно, но мандраж в коленках ощущался не слабый. Соперники - ребята крепкие. Их тренировок мы не видели. Что покажут - не известно.
  Гонки проходят в затоне, на берегу которого располагается учебка.
  По общепринятым правилам шлюпочные гонки должны проходить "на прямой воде", без поворотов, на дистанцию 2000 метров. Но в нашем случае это условие не выполняется. Нужно дойти до бакена, обогнуть его и вернуться к причалу.
  Прошла жеребьёвка. Мы в первом заезде. Наша вода (условная дорожка) в средине участников заезда. Не хорошо, но не так уж и плохо. Задача - обойти бакен по возможно меньшему радиусу. Если удастся вырваться вперёд, выполнить её будет легко. Если нет - возможны "спутывания" вёсел и потеря хода.
  
  На старт!
   Затон Днепра - это не море. Водная гладь как зеркало. Все участники заезда замерли по команде: "Вёсла-а-а...".
  Тишина.
  Рвёт эту тишину выстрел стартового пистолета.
  - "НА воду!"
  Три мощных, коротких, почти как удар, гребка. Шлюпка пришла в движение готовая подчиниться нашим дальнейшим действиям. И один гребок протяжный, длинный. "Ну, пошла, родимая"!
  - Навались, ребятки! - совсем не по уставу скомандовал старшина. Да и не команда это, скорее просьба.
  В таком случае, почему бы не навалиться. "И-и-и..." - продолжительный, мощный гребок, "Раз" - вёсла развернули и занесли для нового. Пауза на долю секунды, продолжительность которой нужно чувствовать нутром. "И-и-и..."...
  На средине дистанции до бакена мы видим уже всех участников гонки. Значит всё идёт прекрасно. Мы первыми выходим на бакен. Вот он!
  - Левый борт. Вёсла в воду! Правый - чаще, - прозвучала команда старшины, - И-раз, И-раз, И-раз. Вместе-е-е!!! И-и-и. Раз!
  Поворот выполнен просто блестяще. Левые вёсла прошли буквально в нескольких сантиметрах от бакена. Молодец старшина. Очень вовремя поданы все команды.
  Теперь мы идём уже навстречу всем участникам гонки, и нас нисколько не волнует, что будет твориться за бакеном.
  Вторую половину дистанции проходим не расслабляясь, но легко и без напряжения. Соперников рядом нет.
   Последние мощные гребки и, наконец, звучит команда, которая на военном флоте придаёт шлюпочным гонкам особую торжественность.
  - Вёсла-а-а. На валёк!
  Вёсла взметнулись лопастями вверх, подровнялись в "строю" и застыли как на параде. Это приветствие командирам и зрителям.
  Мы первыми пересекаем финишный створ! "Встречный марш" звучит в нашу честь.
   И, чёрт возьми, как же это приятно! Особенно приветственные крики товарищей и радостные лица командиров.
  
   С этого дня моя служба пошла как у всех. Я получил поощрение в виде "снятия наложенных ранее взысканий" и возможность нормально учиться и отдыхать.
  В последний день, перед отъездом в Очаков, я пришёл на берег, где до весны расположились на отдых шлюпки, и попрощался со своей: "Спасибо, родная, ты мне очень помогла".
  
   ***
  Вот и постоянное место службы - Очаков, остров Майский.
  Шлюпки на Майском постоянно использовались для обеспечения водолазных спусков, которые проводились круглогодично. Это были шлюпки-работяги.
   Но, всё-таки, ранней весной всегда выделялось время для их ремонта, предания им минимально необходимого лоска и подготовки к соревнованиям.
   Шлюпочные гонки своим азартом и непредсказуемостью всегда захватывали и участников и зрителей. На Майском это понимали. Поэтому они и являлись одним из главных украшений праздника.
  
   Если мне не изменяет память, на Острове я не пропустил ни одной гонки. Вначале гребцом, потом и старшиной.
  Здесь было всё. Были поражения, были и победы. Но всегда участие в гонках приносило чувство единения с командой и шлюпкой.
  Досадное чувство вызвал результат лишь одной, самой последней моей гонки, которую я проиграл как старшина шлюпки. И проиграл тактически.
  Впервые гонки проводились вокруг Острова. Не знаю, в чьей светлой голове родилось такое решение.
  По большому счёту - один сплошной поворот. Нужно было искать способ обойти команду, захватившую лидерство благодаря удачной жеребьёвке. А не получалось. Справа брекватер. Влево уходить - корма впереди идущей шлюпки тоже смещается влево. Удары в неё форштевнем продолжались на протяжении всей дистанции. Так и "вальсировали": вправо, влево.
   Прямого, финишного участка просто не хватило для разгона.
  Обидно то, что мои ребята физически были сильнее, но пришли вторыми. Не чистый проигрыш, но обидно и для них и для меня. Это была моя последняя гонка в жизни
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"