Аннотация: Фантастические рассказы, вошедшие в сборник "Сто милливольт души"
Прошло пять лет с того времени, как я "изменила" историческому жанру и стала писать научную фантастику. Пришла пора серьёзно переработать ранние рассказы, ведь за это время я кое-чему научилась. Чтобы заставить себя сделать этот труд: пересмотреть старые тексты, я затеяла собрать книгу фантастических рассказов и объединить под одной обложкой мужскую и женскую фантастику. ВАДИМ ВОЗНЕСЕНСКИЙ любезно согласился стать участником этого проекта, и результат получился сногсшибательный. Мы абсолютно разные авторы, контраст очень заметен. Но тем и уникальна эта книга. Свою часть сборника я выкладываю здесь, чтобы читатели могли иметь доступ к последней версии исправленных рассказов. Старые варианты текстов дороги мне комментариями, обсуждениями, которые они собрали у читателей. Они остались на СИ-страничке в разделе "Научная фантастика".
Содержание
1. Абсолютно незаметные перемещения во времени
2. Кто мне Симона?
3. Эссенция знания
4. Бублик на алтарь науки
5. Решение Задачи Века
6. На еловой ветке
7. Мальчик музыкант
8. Театральные сезоны на Марсе
9. Новый и настоящая
10. Белошвейки
Абсолютно незаметные перемещения во времени
...Пальцы гитариста устало бродили по струнам, в голосе добавилось хрипотцы. Время за полночь, но никто не расходился по палаткам. Сидели, смотрели на затухающие языки пламени, на искры, летевшие в чернильную тьму, - редкое ощущение тождества душ, не всем доводится испытать такое.
Курс психологических практик собрал профессиональных психологов, приехавших делать деньги, их клиентов, и тех, кого занесло простое любопытство. Однажды попробовав походной каши, зачарованные первозданной красотой звёздных ночей над брусничными полянами вокруг озера Волобо, все они, - врачи, учителя, студенты, - спешили сюда снова.
"Необычное место. Здесь хочется сказать времени: "Остановись!". И с ними, - Макс окинул взглядом людей в свете костра, - с ними хорошо, душевно. А ведь народ разный..."
Гитара замолчала.
Парень рядом с Максом перестал лихо отбивать такт ладонями.
Макс скользнул взглядом в его сторону:
"Американец, загадочный чел.
Начинал в военной академии Колорадо-Спрингс.
Отказался от карьеры офицера ВВС ради своей физики.
Потом возвращение, да что там возвращение - бегство на родину матери...
А, может, и так бывает? Жизнь.
Психолог нашей группы - специалист высококлассный, если бы парень пёр байду о себе, - раскусил бы его вмиг".
Макс почувствовал, что тяжёлыми стали веки. Зевнул в кулак.
Артур "амер" поднялся с соснового горбыля, пристроенного на двух чурбаках, - на сегодня их с Максом скамейки, - потянулся. Сказал так, чтобы слышала компания:
- О, моя стая! Великий шаман с поющим дырявым деревом в руках и не думает оставить в покое наши голосовые связки. Я, пожалуй, пойду. Поспешу войти в поток абсолютного сознания, хотя бы часиков на шесть. А для этого надо принять горизонтальное положение.
- Ты идёшь? - он кивнул Максиму.
- Да. Я с тобой, брат, - отозвался Макс, сгоняя одинокого комара с шеи и правым боком чувствуя, как дыхание ночного озера становится чересчур свежим.
- Спасибо, брат, что не оставил меня одного на тернистом пути к нашему лежбищу,- отшутился его новый знакомый.
"Лексика великолепная, - отметил в который раз Макс, - ну, он родился в Питере, в русскоязычной семье, чего удивляться. А акцент, - лёгкий, едва различимый, - всё-таки есть".
Из головы не шёл вчерашний их разговор.
Макс обдумывал то, что рассказал Артур.
Если это какой-то стёб, то слишком пафосный. Но, если допустить, что история недоучившегося американского офицера - правда, то Макс имеет шанс быть причастным к величайшему открытию в истории человечества. Роль ошеломляюще неожиданная, что и говорить.
***
- Теория утверждает, что пространство и даже время имеют слоистую структуру. - Артур объяснял сжато, неторопливо, тщательно подбирая слова. Макс оценил то, что ему не грузят мозг специфическими терминами из теории физики или, чего похлеще, заумными хронопарадоксами.
Артур помогал себе жестами. Не церемонясь, снял сохнущий на верёвке носок и принялся крутить:
- Если выразиться проще, у пространства, у времени и у обыкновенной ткани есть много общего. Насчёт пространства мнения расходятся: возможно, оно бывает скомкано одновременно в нескольких плоскостях, и тогда с перемещениями на большие расстояния у нас ещё долго будут проблемы из-за сложности расчётов. Но структура ткани времени элементарная: равномерно-слоистая. Проникновение вглубь слоёв-эпох в одной точке на местности вполне поддаётся расчетам а, значит, может задаваться с большим процентом точности.
Артур разгладил скрученный только что носок, разровнял, сложил пополам, ещё раз пополам, показал Максу этот сэндвич и проткнул носок сосновой иголкой, приговаривая:
- Вот примерно так проникаем сквозь столетия.
Продолжал:
- На момент начала исследований эта версия была грубым допущением, но нам тогда было всё равно, какую смелую теорию разрабатывать. В академии Колорадо-Спрингс физические лаборатории приличнее, чем ты можешь себе представить. Я так думаю: кто-то умело воспользовался тем, что военный бюджет - штука увесистая, жирный такой кусок. И этот кто-то пустил часть средств на изучение интересных и полезных в практике ВВС вещей.
Как удалось?
Не знаю.
У военных своя отчётность, а теперь подозреваю, даже двойная бухгалтерия. Но мне это побоку. Факт, что содержание навороченной лаборатории физических исследований в стенах учебного заведения ВВС требовало, как вы говорите, офигенных средств. И они находились. Краем я видел там такие штуковины!
Короче, мы: я, Алекс, Боб и Наум, неожиданно вышли на решение проблемы переноса во времени. Более того, мы сделали два экземпляра переместителя. Но заявили лишь один. Для перепроверки данных. И для подстраховки. Мы все ребята из эмигрантских семей, ген американского законопослушания у нас ещё не заработал в полную силу, - Артур улыбнулся и покрутил головой. - Так вот, создать Машину Времени оказалось несложно. Сложно её опробовать и доказать что эта штука - не обыкновенный ноутбук, а именно переместитель.
Макс хмыкнул.
- Не веришь, значит? - мучительная усталая гримаса тенью скользнула по лицу амера.
- Нет, интересно. Говори. - Макс спрятал иронию.
- Эффект перемещения никак внешне не выражается, вот в чём дело. Путешественник во времени не может вернуться и сказать: "И я там был..."
- "...мёд-пиво пил", - закончил Макс. - Забавно. А как узнать, что объект действительно перемещался? Он исчезает, потом возникает?
- Но-но! - Артур покивал пальцем. К нему моментально вернулось вдохновение докладчика. - Ничего внешне не меняется. Ни-че-го! В том-то и дело! И одновременно вот она: гарантия безопасных перемещений. Временная ткань не изменяется ни на йоту, и это главное! Все выдумки о попаданцах - просто бред. Извлечение тела из одного времени и вторжение посторонней массы в другой временной поток - ты только подумай...
С этим Макс согласился моментально. Даже не физика - обыкновенная логика подсказывала: нельзя исчезнуть тут, возникнуть где-то и ничего при этом не изменить. Вспомнить тот же эффект крыльев бабочки: любые микровозмущения в пространстве в геометрической прогрессии повлекут за собой необратимые изменения во всём мире. Тем более, если будут накапливаться веками или тысячелетиями.
Артур, похоже, обрадовался. Хрупкое взаимопонимание между ними постепенно налаживалось. Теперь амер говорил, уставившись в зрачки Максу:
- Подумай сам, допусти: если перемещение во времени всё-таки возможно, но на абсолютно других условиях, то какими должны быть эти условия, чтобы реальность не испытала ни малейших возмущений?
Макс задумался:
- Значит, никаких возмущений пространства-времени? Попаданец - голограмма. И не более.
- Ес! Мы тоже так решили.
- И потому путешествие голограммы внешне незаметно?
- Не только. Время переноса и возвращение обратно занимает несколько миллисекунд. Никто ничего не успевает заметить.
- Смысл голограмму отправлять в прошлое?
- Голограммой она является только для внешней среды. Субъективно посланец во времени ощущает себя вполне полноценным: думающим, чувствующим.
- Испытания хоть были? Откуда сведения?
Артур закинул руки за голову, снова мученическое выражение скользнуло во взгляде. Потом сорвал травяной стебель, яростно размочалил крепкими зубами и изменившимся голосом выдавил из себя:
- Экспериментальная информация накапливалась с некоторым отставанием. Потом объясню, почему. Те, кто испытывал переместитель, сейчас мертвы.
- Ничего себе открытие! - выдохнул Макс. - На тот свет, знаешь, людей отправлять научились задолго до тебя!
- Ребят убили. Остался я один. Просто повезло замести следы. В сведения о родственниках моей матери, а она из Бреста, вкралась путаница ещё во время переезда семьи на ПМЖ в Штаты. Знаешь, что во Франции тоже есть Брест? Исправлять ошибку никто не стал: тогда это было неважно. А теперь сыграло мне на руку. Уверен, какое-то время сына питерского еврея и мнимой француженки никто не подумает искать в Беларуси, да ещё в Витебских лесах.
Макс поскучнел. Ему только не хватало вляпаться в сомнительную историю.
Словно прочитав его мысли, Артур заверил:
- На самом деле, ни тебе, никому другому рядом со мной ничего не грозит. Переместитель - продукт, родившийся в одной-единственной конкретной лаборатории, этот проект невозможно повторить в другом месте. Спецслужбы выйдут на мой след, им нужен я и только я, но пока переместитель у меня, я неуловим. С ним я могу прожить столько жизней в других эпохах, сколько захочу. И на всё уйдёт лишь мгновение.
- Что значит прожить, если ты - молчаливый свидетель-голограмма?
- Ну, для кого-то извне и мы с тобой - не более, чем тени бесплотные. Мой попаданец оказывается внутри голограммы прошлого. Не на физическом плане, а на более тонком его энергетическом слепке. Там для голограммы всё реально, как и сама голограмма реальна для своего окружения. Короче, мир внутри мира. Или, если хочешь, альтернативный ряд событий, разворачивающийся для одного внедренца и исчезающий вместе с ним.
- Иллюзия?
- Именно. Индивидуальный аттракцион. Если меня заметут, уйду в перемещения. По нашей теории сознание, переполненное опытом и впечатлениями икс-количества жизней, растворяется в абсолюте. Для внешнего наблюдателя в нашем слое времени выглядит как мгновенная беспричинная смерть тела. Те, кто придут за мной, в тот же миг увидят мою кончину.
Макс молчал.
Настойчивая мысль сверлила в голове:
- Для чего путешествия во времени, если они незаметны для окружающих и не ведут ни к каким изменениям? Сам попаданец хоть помнит, где он был?
- А ты подумай.
Макс, немного помедлив, испытующе глянул на собеседника и, чувствуя припрятанную ментальную заковырку, произнёс удивлённо:
- Нет?!
- Вспомнить опыт внедрения в чужое время - значит уже изменить что-то в окружающей действительности. Человек будет пытаться повлиять на других: начнёт доказывать, утверждать, настаивать. Будет носиться со своей правдой.
- Понятное дело... Тогда зачем всё это?
- Пойми же, - я и мои друзья, которых больше нет, - мы вместе создали эту штуку. Она реальна, она у меня в руках. Я не могу остановиться на полпути: я должен, должен исследовать её действие! Да, - может, переместитель гробит людей... потом, не сразу. Но данные биохимических анализов были превосходны и через полгода после первого перемещения, а первым был Боб! Это потом ребят выследили и убили по одному - чисто сделано, не подкопаешься: несчастные случаи. Они там, - Артур показал пальцем вниз, - получили устойчивые результаты. Я уверен! Потому и накрыли всех нас! Я тоже хочу выйти на результат!
Носком резинового сапога он принялся бить сырой мох, расшвыривая вверх и в стороны зелёные клочья.
- Почему ты выкладываешь всё это мне?
- Какой день мы здесь?
- Десятый. Через сутки уезжать.
-То-то и оно. Мы вместе прошли все курсы: психоанализ, лечение гипнозом, суггестология, холотропное дыхание. Была возможность оценить друг друга. Ты помнишь, как я орал на этом чёртовом холотропе?
Честно говоря, Макс не помнил, кто и как перенёс тот странный и жуткий сеанс. Методика предполагала полное сосредоточение на себе. Об этом и сказал Артуру.
- Ну да, - согласился тот.- Но это если твоя цель - самокопание. А у меня была цель узнать как можно больше о тех, кто рядом. Дружище, я не сразу послал к чертям карьеру офицера ради возможности экспериментировать в навороченной лаборатории военных. Полтора года пытался совмещать. Так что методики наблюдения за людьми мне известны. Здесь я наблюдал нескольких в нашей группе. Искал человека, с которым могу ну, хоть поделиться своей тайной. Ты подходишь. Тяжело, брат, вот так... один на один со своей памятью и этой штуковиной. Я уже начинал срываться, веришь? А это место - озеро, вы все, - вы меня излечили.
- Ты врал опытному психологу? - на всякий случай спросил Макс, в глубине души надеясь, что это невозможно.
- Эдуардович сильный мужик! - хмыкнул Артур, - От него фиг экранируешься! Наоборот, я был максимально расслаблен. Я визуализировал с ним свою мечту: путешествовать во времени с помощью собственного переместителя.
Макс только бровью повёл. Цель курсов достигалась через оригинальные
методики. Народ здесь собирался интересный, в фантазиях неограниченный. Голая правда Артура вполне могла показаться скромной в сравнении с выдумками отдельных практикующих.
- Что-ж, сябра, послезавтра разъезжаемся. Чем я могу быть полезен тебе? На роль подопытной крысы не уговаривай. У меня сын и дочка. Ульяна не простит, если я пойду шататься по прошлому и забью на семью. И придётся мне доживать свой век в компании собственных бездомных голограмм.
- Макс, я, кажется, нащупал то, что служит доказательством действия переместителя. И не изменяет действительность.
- Точно?
- Выводы изящны. По-моему, ошибка исключена.
- Откроешь?
- Для того и завёл разговор. Вся проблема свелась к простому и одновременно сложному: правильно найти человека для испытаний. И не ошибиться в выборе. Для этого нужно быть в курсе, гм, культурной жизни. Ты и твоя Ульяна, - она у тебя дирижёр-хоровик, кажется? - по моим прикидкам, можете мне помочь выйти на нужного человека.
- Ну-ка, ну-ка: я ещё не представляю, что ты имеешь в виду?
- Элементарно. Всё происходящее влечёт за собой тайные или явные последствия. Это аксиома, - сказал амер, улыбаясь.
- Согласен.
- Тогда, рассуждаем дальше, какие последствия могут быть от абсолютно незаметного путешествия во времени? Или, скажем так, в какой сфере следует ожидать проявление этих последствий?
- Хм, в искусстве? О, это уже интересно! Тебе нужны люди, занятые творчеством?
- И дальше - продолжай сам. Я просто проверяю на тебе своё интуитивное.
- Путешествие, знакомство с прошлым и, как результат, - точное знание того, что было когда-то?!
- Вот и всё! - Артур даже руки потёр от удовольствия. - Теперь ты согласен, что человек, который обнаружит такое особенное обострённое историческое чутьё - попаданец!
- Не понял? Почему он - попаданец, если его ещё надо убедить перенестись в прошлое?
Амер торжествующе протянул:
- Воот! Ты в курсе, что время движется от прошлого к будущему только в нашем восприятии?
- Але? - насторожился Макс.
- Время на самом деле - поток из будущего в то, что люди считают прошлым. То есть, говоря языком вечных категорий: Изначально Проявленное возникло в своём совершенном и законченном виде. А уж затем бытие пошло развиваться, раскручиваться, создавая подпорки-обоснования для всего проявившегося.
Макс присвистнул:
- Да ну?! - он чувствовал, что этот постулат займёт его мысли надолго.
Артур прищурился:
- Как у Льюиса Кэрролла: на пальце Королевы выступила капля крови. Что пришлось сделать Королеве?
- Уколоть палец.
Макс ошеломлённо молчал.
Осторожно продолжил:
- Ищешь того, у кого проступило знание исторических подробностей, чтобы
"уколоть".
- Именно! Только такого человека я могу и даже имею полное право отправить в прошлое. И даже считаю своим долгом. Возможно, я пришёл в мир именно чтобы cделать это.
- А смысл? - Макс испытующе посмотрел на Артура.
Собеседник отреагировал мгновенно:
- Хороший вопрос. Смысл! Смысл есть, и ещё какой! Сторона, у которой окажется переместитель, начнёт переписывать историю человечества. Сначала вырастет количество попаданцев, затем у них фактов накопится столько, что они исподволь начнут расшатывать современную науку. В Колорадо-Спрингс быстро сообразили, что способна сотворить в перспективе маленькая невинная Машинка Времени. Абсолютно незаметные перемещения будут незаметны лишь до поры. А несколько переместителей ускорят события. Ты не находишь, что я истинный патриот, раз хочу делать здесь то, что они начнут делать на своём континенте? А, может, уже делают полным ходом? Или, наоборот, хоронят наше открытие?
- И ты уже знаешь, кто может стать первым испытателем для твоего... аппарата?
- И ты тоже знаешь. Мы говорили с Яниной. Её мать - то, что я ищу. Я за пару ночей просмотрел всю страничку этой писательши на литературном сайте. Рассказы, стишки, обзоры пропускал. Начал с повестей, сейчас внимательно вычитываю исторические романы.
- И как?
- Литературные тонкости не по моей части. Но, как простой читатель, тексты проглотил с интересом и, знаешь ли, поверил автору. Такие сюжеты, на мой взгляд, мог написать только очевидец. Я спрашивал Янину: её родители и все деды-бабки - городские, никаких деревенских корней. И вдруг мать пишет историческую прозу и выдаёт массу точечных детальных наблюдений. И ни одного, ни одного, понимаешь, перехлёста, которых полно у современных авторов.
- Янина говорила, прозу назвали сельской, мать озадачилась.
- Вот сто очков в пользу того, что я прав! Она и не может быть другой у того, кто точно знает, о чём говорит. Она же описывает шестнадцатый-семнадцатый век!
- Хочешь, чтобы я вас познакомил?
- Я подумал, что твоя жена и мать Янины коллеги, и знают друг друга. Через вас мне было бы удобнее заявиться, я же нормальный адекватный человек и не хватаю людей за локоть на улице. Я не собираюсь экспериментировать, не убедившись двести раз в том, что прав. Если ты возразишь, я не стану экспериментировать. Знаешь, как работает переместитель?
- Ещё нет, - буркнул Макс.
(Герои приключений - они живут где-то там, в местах с более громкими названиями. Подставлять под эксперимент речицкую мадам не хотелось).
- Ты в курсе, - сказал он, - что писательша мать двоих девчонок? Янина младшая, старшая сестра тоже студентка. Если ты мутишь, - учти, я тебя, пилот-недоучка, разыщу при любой сильной облачности.
Артур улыбнулся:
- Ну-ну. Рассказывать о работе переместителя, или как?
- Или как... Рассказывай.
- Прибор будет у тебя в руках. Всё время. Чтобы ты не волновался. Он заработает только при одновременном согласованном действии нас обоих: если ты повернёшь корпус вертикально и направишь ребром точно на объект. А я должен работать пусковиком.
Артур открыл своё ноу-хау, по виду сильно напоминающее одновременно ноутбук и
толстую папку с массивными металлическими застёжками по краю. Открыл, достал нечто похожее на крупную дорогую авторучку, назвал это нечто "пусковик". Поворачивая, сместил верхнюю половину относительно нижней.
- Мы или примем решение вместе, или уйдём ни с чем. Но заведём знакомство с вашей местной писательницей, всплывшей из ниоткуда. Любопытно, согласись?
- Пойдёт! - ответил Макс бодрее.
Он, в принципе, был не против знакомства. Здесь, на курсах, о внезапном творческом прорыве Янининой мамы знали многие. К речицким подходили, спрашивали: кто такая? Ведь землячка... Макс до сих пор только хмыкал смущённо в ответ. Ульяна знала немногим больше. Так почему бы не заглянуть в гости?
***
Я собирала смородину.
Гости, - двое молодых мужчин, - остановились на крыльце, не зная, куда им двигаться дальше? Выбор был широк: из-за жары, установившейся этим летом, в доме все двери и окна распахнуты настежь, слабый сквозняк едва шевелил занавески.
Высунувшись из кустов, я обозначилась в поле их зрения, про себя гадая, кто бы могли быть эти двое?
Гости разулыбались, причём, один - привычно скупо, коротко, но вот второй... Широкая белозубая улыбка осветила его лицо, и я подумала: "Как хорошо, что мне давно не восемнадцать!"
Наши мужчины не умеют так улыбаться. Нет-нет!
Пришлось выйти из засады за смородиновыми кустами и выставить на всеобщее обозрение голые ноги. По случаю редкостного зноя матрона, то есть, я, вырядилась в просторные мужнины трусы. Смотрелись они как полосатые шорты, но встречать в таком наряде молодых и красивых мужчин, галантно пропустивших даму вперёд в её же собственный дом... что и говорить, я почувствовала себя немного не в своей тарелке.
Через минуту я забыла о такой ерунде, доверительный разговор завязался сразу.
- Ложки Гуды? - спросил тот, улыбка которого затмила солнце июля. Из прихожей ему была видна половина кухни, он внимательно разглядывал подвешенные на стене две большие деревянные ложки, перевязанные красным тканым пояском с фольклорным орнаментом.
- Липовые красавицы!
Я была польщена.
- И зовут их Гануся и Маруся, - сказал "солнечная улыбка".
- Они же Катеринка и Лизаветка, - ответила я кодовой фразой.
И мы прекрасно поняли друг друга. Значит, этот человек не просто читал мои романы, он читал их внимательно.
После вежливых выяснений степени знакомства, наведения справок как с моей, так и с их стороны, и предложения выпить холодного компота, гости приступились с вопросами.
Сакральными.
То есть, понятными только посвящённым в мои тексты.
Боюсь, я не смогла внятно ответить ни на один вопрос. Да и что можно было ответить? Например: откуда я знаю, что огородное пугало в начале шестнадцатого века было перевязано соломенными жгутами? Вязала ли я снопы? Почему перед войтом плакал сволочь Ладусь, не боявшийся, вообще-то, ни Бога, ни чёрта? Почему он спасал Терезу от посягательств похотливого купца таким невыигрышным, с точки зрения приключенческого сюжета, способом? Откуда я знаю, что взять да обкусать ледышки, намёрзшие меж подушечек собачьих лап - обычная практика для мужчины шестнадцатого века? Почему князь Семён отдал родного сына на воспитание в хуторскую семью - это из киевских-то хоромов?
Почему?
Да не знаю!
Я - сочинительница. Как мне кажется логичным и правдоподобным, так и пишу.
Историческое образование? Нет. Совсем другое.
Почему вдруг стала писать историю? Попёрло! Что ещё могу сказать?
Гости с каждым моим ответом расслаблялись всё больше. Несколько раз они переглядывались с торжествующим видом. Во время беседы, впрочем, очень оживлённой и интересной, тот, который представился мужем моей коллеги Ульяны, повернул свою папку ребром ко мне. Я слегка удивилась: ребро вдруг обнаружило непроницаемую, угольную черноту. Бездонная засасывающая щель.
Я вдруг как-то сразу разомлела от полуденного зноя, почувствовала усталость и желание провести сиесту в прохладной спальне с голубыми обоями.
Гости тоже решили не утомлять меня своим присутствием и мило откланялись.
***
Теперь, когда амер уехал, Максима не покидало неприятное чувство, что его новый знакомый - увлечённый эксцентричный чудак, не более. Странно: раньше на психотренингах таких раскалывали в момент.
Через сутки Артур вышел на скайп-связь.
- Знаешь, я почти проникся твоей теорией обратного хода времени, - сказал ему Макс, - даже замечтался: в гостях у писательницы переместитель повернул в боевую готовность. Видел, что ты осторожничаешь, экспериментировать не торопишься.
- Ну-ну... Бери, давай, автограф у нашей новой знакомой. Перемещение состоялось.
- Не понял?!
- А почему бы и нет? Фактов для меня достаточно: она носительница исторической информации. Что ещё надо?
- А согласованные действия?
- Ты в разгар беседы навёл переместитель, я этим воспользовался. Без переключателя. В приборе есть одна клипса, она считывает код, который я мысленно произношу, это гарантирует степень надёжности.
В навороченном ноутбуке Артура пошла в ход невиданная анимация: вместо смазливой морды хозяина с монитора Максу отвечало волосатое ухмыляющееся рыло с двумя рожками.
- Почему мне не сказал, ты, урод?
- Вдруг бы ты вздумал меня сдать? - ответила на этот раз птичья голова с картины Босха.
- Сволочь!
- Возможно. Но последовательная. Теперь не только у них, - монитор в левом верхнем углу выдал картинку, на которой мужики в форме офицеров американских ВВС вытворяли непотребное, - но и у меня работает переместитель. Жди: в Речице эффект проявится раньше. А потом где ещё - как карта ляжет. Я работаю без суеты, но и опередить себя им не позволю. Кстати, есть свежие данные. После перемещения всё-таки есть побочный эффект: сильные энергетические потери организма. Человек ощущает усталость. Ну, дальше додумаешь сам.
Рыло хмыкало и шевелило челюстями очень выразительно и абсолютно синхронно с речью - анимация была на высоте.
Макс ругнулся и резко прервал скайп-связь.
Вскочил.
Сел снова.
Повинуясь порыву, выключил модем.
И поклялся не быть таким легковерным лохом. Впрочем, тут же решил: напрасно беспокоится, всё сказанное "америкосом" больше похоже на бред, чем на серьёзную угрозу... Идиот Артур, откуда бы он ни взялся, выпукнувший из себя гения, не многое успеет - заметут, запрячут в дурку. Слишком скрупулёзный подход к поиску испытуемых у этого сумасшедшего.
И вообще, теория обратного хода времени никак не стыкуется с алгоритмом действий амера, иначе приходится допустить, что чокнутый будет появляться в одном и том же месте ещё не раз. А это вряд ли. Или он упустил нечто важное?.. А что, если Артур общался с ним уже находясь во временных перемещениях?..
Сзади подошла жена.
Обняла, чмокнула в шею:
- Пусти меня по клаве постучать. Мне захотелось написать статью. Знаешь, о ком? Жил в городе в шестидесятых годах прошлого века Николай Альбертович Сапончик, увлечённо собирал музыкальный фольклор.
Макс насторожился и весь превратился в слух.
- Этот Сапончик - бесконечно талантливый и энтузиаст, каких мало. Но умер рано, в сорок лет. Скоропостижно скончался. Его семья хранит нотные записи, многие из них ещё не обработаны и нигде не исполнялись. Но то, что исполняется - необыкновенно интересная, аутентичная музыка. Я возьмусь за обработку его наследия, должно получиться что-то очень незаурядное. Я чувствую, что должна этому человеку: я как будто видела и знала его при жизни. Читаю нотные записи - и музыка звучит во мне.
- Уля, ты говорила об этом фольклористе с Артуром? Он включал при тебе свой ноут?
- Да, говорила. Я в тот вечер была под впечатлением от концерта. Помнишь: гастроли минского фолк-ансамбля "Божычы"? У них есть отдельные записи, сделанные Сапончиком, говорят, отыскали где-то случайно, - звучали эти вещи изумительно. А у нас никто не работал с его музыкой. И Артур заинтересовался, сделал в ноутбуке пометки. Что-то не так?
- Всё нормально. Просто интересный у него ноут. В каталоге таких нет.
- Так я поработаю?
- Да, дорогая. Пиши, твори. Теперь тебе нужнее... - Макс уступил стул.
Подумал: "Кажется, я становлюсь мнительным".
- Ну-ка, что такое? - заинтересовался он листом, который принесла и держала в руке жена.
- Стась нарисовал. Наверное, в садике им рассказывали. Вчера полдня наш ребёнок корпел над этим, высунув язык. И всё рисовал по памяти: никакой картинки рядом не было... Да что ты молчишь? Что с тобой?!
Рукой шестилетнего сына немного коряво, но подробно и точно, во всех деталях, был изображён главный атрибут неограниченной военной власти времён Великого княжества Литовского. Сверху старательная, выведенная печатными буквами, подпись фломастером: