Аннотация: Треугольники Берна по книге "Игры, в которые играют взрослые". Что это такое и как работает в жизни и в литературном произведении
У жизни нет другой цены, кроме той, которую вы за неё назначите. И ни в одном месте нет иного счастья, кроме того, которое вы туда принесёте.
Генри Дэвид Торо
Хочу поделиться своим новым знанием, которое с недавних пор помогает оценивать чужие тексты, изменило мою авторскую самооценку и, если не полностью, то во многом объяснило феномен читательского восприятия литературного произведения. Речь пойдёт о психологической схеме "Треугольники Берна".
Существует немало обкатанных схем, описывающих отношения в группе людей, и каждая из них более-менее выполняет свою задачу. Этих схем, как и методов исследования, существует множество именно потому, что люди отличаются по способу анализа и усвоения информации и, таким образом, разные психологические методы и сухой остаток от них - обобщения, - заточены на различное восприятие. Например, моя знакомая гордится знанием соционики, для неё соционика - способ прогнозировать всевозможные человеческие отношения (правда, я словила знакомую на том, что всё ей становится ясно после свершившихся событий, когда не прогнозировать пора, а итожить...) Для меня же соционика не объясняет ничего. От слова "вообще". Очевидно, не произошло "включения" в эту систему знаний. Зато действующей и внятной схемой для меня являются треугольники Берна (см. книга "Игры, в которые играют взрослые").
Треугольник Берна это перевёрнутая фигура с вершиной, заглублённой ниже плинтуса, или прикопанной в землю, - удержите в памяти эту картинку и во время чтения этой статьи представляйте перевёрнутый треугольник.
Верхний левый угол треугольника - ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ.
Верхний правый угол - СПАСАТЕЛЬ.
Третий угол, та самая вершина, которая внизу и даже ниже нулевой отметки - ЖЕРТВА (или БЕДНЯЖКА).
Все мы по жизни - действующие лица в треугольнике Берна.
Мы
1.) не меняемся местами никогда
2.) покидаем треугольник, меняя его на другой
3.) меняемся ролями, смещаясь по часовой стрелке.
Или-или-или.
В третьем случае со сменой ролей изменение "статуса" происходит сугубо по часовой стрелке: ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ сдвигается на позицию СПАСАТЕЛЯ, а ЖЕРТВА (если в ней вдруг проснутся силы) становится ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЕМ, что бывает крайне редко и почти никогда не бывает. Потому что у ЖЕРТВЫ другая тактика - она ведёт исключительно партизанскую войну и менять что-либо не склонна.
Треугольник особенно интересен в плане построения сюжета или интриги в моменты своей неустойчивости и смены позиций.
А теперь - конкретные примеры из литературы мировой и Самиздатовской.
Анна Каренина - ярко выраженная позиция Жертвы. Любовник Вронский представляется ей СПАСАТЕЛЕМ, муж Алексей Каренин, естественно, ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ не только по роли, но и по статусу - как кормилец и хозяин дома - т.е. человек, вписанный в социум, с горизонтальными и вертикальными связями.
Почему угол ЖЕРТВЫ на схеме треугольника Берна изображается ниже плинтуса или заглубленным? Действия ЖЕРТВЫ направлены внутрь себя (психологические страдания, неудовлетворённость, безумие) или внутрь треугольника (сарказм, мелочность, злопамятность) . Т.е., жертва для внешнего мира находится как бы в подполье и, образно говоря, лишь стенает оттуда. На социуме её бедственное положение сказывается мало. ЖЕРТВА ведёт войну исключительно партизанскими методами, изматывает ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ и (осознанно или неосознанно) поощряет СПАСАТЕЛЯ, позволяя спасать себя. Со временем СПАСАТЕЛЬ тоже устанет от непрерывной партизанщины, мешающей наслаждаться существованием, но это будет потом. Так вот, сюжет отличный и запоминающийся, если читатель застаёт треугольник Берна в момент смены позиций по часовой стрелке, которая происходит или под влиянием внешних событий, или от нежелания одного угла оставаться в одной и той же позиции вечно.
В примере с романом "Анна Каренина" Вронский покидает треугольник, наскучив ролью СПАСАТЕЛЯ. Ситуация с выходом из треугольника, на мой взгляд, в реальности самая опасная, потому что это разрушение психологических связей, после которого треугольнику необходимо время, чтобы нарастить недостающий угол (встроить кого-то или что-то), и в этот момент лихорадить и шатать будет всех без исключения.
Движемся по сюжету.
Подвижка в треугольнике Берна в направлении по-соло: Анна из бедняжек поднимается на позицию ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ, но это не её амплуа, Анна не справляется и, хоть делает какие-то попытки определиться в новом качестве и жить дальше, ничего у неё не получается - её тянет обратно, в жертвы. Алексей Каренин страдает от крена треугольника, сдвигается на место СПАСАТЕЛЯ, пытаясь вернуть былые отношения, простить и оправдать жену. Треугольник болезненно надстраивается детьми: дочка Анны начинает выполнять функцию СПАСАТЕЛЯ для Алексея Каренина, помогая ему обрести новый смысл жизни в тот момент, когда ещё раз "перетекли" роли и Алексей Каренин ненадолго оказался в роли БЕДНЯЖКИ. После смерти Анны г-н Каренин возвращается в привычную и традиционно мужскую роль ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ (читай - патриарха, главы семьи). Теперь ребёнок в нижней позиции, что абсолютно нормально - все дети нуждаются в опеке и руководстве, следовательно, все проходят через возраст БЕДНЯЖКИ. Роль СПАСАТЕЛЯ достаётся не персоне, но общественному мнению. Итак, в начале бессмертного романа мы застаём один треугольник, на протяжении развития сюжета роли сдвигаются, Вронский покидает треугольник, Анна самоустраняется, князь Алексей Каренин совершает полный круг, пройдя все роли по очереди и утвердившись снова на своём месте. Для кого эта жизненная история наиболее полезна? Правильно. Для того, кто прошёл все испытания с навязанной сменой позиций в треугольнике Берна и вернулся в прежний статус, не поступившись ни принципами, ни совестью. Кто вызывает презрение? Дезертир (с поля битвы или с любовного поля - для кармы разница невелика). Кто пробивает на сочувствие? Жертва, естественно.
Какие выводы полезно сделать писателю? Любая смена ролей в треугольнике Берна есть конфликт - движущая основа сюжета. Герои вашего произведения, расставленные в углы треугольника и описанные согласно занимаемым позициям, получатся достоверными, и читатели по достоинству оценят тонкий психологизм вашего произведения.
Хотелось бы надеяться, что схема понятна. Теперь пробежимся быстренько по Самиздату.
ЖЕРТВА - срывающиеся съёмки, обозначим их словом "работа".
ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ - Юра. Он решатель проблемы, он задаёт условия игры.
СПАСАТЕЛЬ - Яна. Яна убеждена, что работе нужна именно она, иначе съёмки накроются медным тазом.
Почему рассказ вышел в победители?
Треугольник Берна успел кувыркнуться по часовой стрелке на двенадцати килобайтах объёма! И на этом история не закончилась, потому что ясно просматривается ещё одна смена позиций в треугольнике: сюжет сам себя продолжает после того, как автор поставил точку. Это, скажу я, высший пилотаж!
Важно понимать, что, когда в одном из углов треугольника Берна не личность, но группа людей или нравственная проблема, ваше творение автоматически выходит за рамки частной истории и приобретает полифоническое звучание. У Терехова нижний угол треугольника занимают обстоятельства форсмажора; работе нужно помогать быть сделанной, она сама по себе не делается, так что я права, определив работу как БЕДНЯЖКУ (или ЖЕРТВУ).
Финальная сцена, известие о смерти Яны, и - смена позиций в треугольнике:
Юра убедил себя, что он СПАСАТЕЛЬ заваливающихся съёмок. "Да, был резким с актрисой, но в чём моя вина? - наверняка скажет он себе за рамками сюжета. - Просто бизнес, работа такая сволочная". И с этими словами, непроизнесёнными, но ожидаемыми, треугольник с отломанным углом мгновенно ещё раз переворачивается. И Юре суждено, хоть мимолётно, но ощутить себя ЖЕРТВОЙ. Яна теперь ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ: давит на совесть её смерть. СПАСАТЕЛЬ отсутствует, Юра, главный герой, остаётся один на один перед фактом смерти. Читатель оглушен стремительной сменой ролей, треугольник разрушен, катарсис, первое место на БД. А вам слабо написать текст, который, даже после финальной точки, сам себя продолжает: т.е., причинно-логические связи доигрываются без участия автора?
Здесь встречаем совершенно другой авторский подход: герои плотно сидят по углам треугольника Берна. Треугольник сохранится и вне пространства рассказа, когда повествование закончится. Изменения в треугольнике невозможны. Изменения не произойдут. Жертва так глубоко под нулевым уровнем, что выход из треугольника для жертвы один - смерть.
Каким образом абсолютно неподвижный треугольник Берна в "Ноль Сонни" стал интересен читателю? Точными характеристиками. И ещё безупречно выбранным фокалом. История рассказана так, как её чувствует и понимает особенный ребёнок Сонни, и оттого невероятно страшна и несправедлива (голос Жертвы - голос обречённого). Рассказ читается трудно, но его суть укладывается в простую и понятную треугольную схему и, как всё простое и внятное, запоминается один раз и навсегда.