Коваль Игорь : другие произведения.

Глава 7

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Глава 7. Expendables
   0x01 graphic
   В этом названии читатель вдруг увидит сходство с неплохим новым голливудским шедевром Сильвестра Сталлоне "Неудержимые", где очень хорошо отражена такая влекущая многих романтика наемника.
   Но за кадром остался еще один смысл этого фильма, по крайней мере, в прокате российском. Пожалуй, его поняли только те, кто знает английский язык хоть немного или те, кто не поленился перевести это название.
   На английском языке Expendables означает дословно "Расходный материал", т.е. по смыслу люди риска - люди выбравшие игру со смертью в профессию. Зачем кинопрокатчики выбрали именно термин неудержимость не понятно. Бесспорно, их, в смысле героев фильма, трудно удержать, но замысел в названии автора фильма не только в этом. Смысл - в самой сути работы наемника - он не что иное как "расходник". Он - механизм выполнения задачи. И только от его профессионализма зависит - одноразовый он или нет.
   Этот фильм вышел в угоду коньюктуре. Сталонне очень хорошо чувствует настрой аудитории, и очень хорошо умеет делать кино на военные темы. Вспомните Рембо - Первая Кровь. Люди Барни Росса ни кто иной, как операторы ЧВК. А специалисты этой профессии сегодня в моде.
   Поговорим теперь серьезно об этих ЧВК. И именно о русских или точнее российских. Ибо в этих определениях есть некая разница.
   Скажем напрямую, что большинство информации от российских сетевых изданий про ЭТО - не является отражением истины. Скорее это можно назвать - выдача желаемого за действительное. Именно так. Исключение составляют редкие публикации, кое каких авторов, которые стараются осветить то или иное событие в мире современного наемничества объективно, стараясь публиковать интервью участников или репортажи с мест. Многие сами прошли путь бойца такого отряда, прежде чем взяться за перо. Как правило, такие представители творческой массы ничего при этом не искажают в угоду этой проклятой конъюнктуры. Но все равно это не отражает даже сотой доли истины в этом вопросе.
   Начнем с самого начала. И поговорим открыто именно про так называемые широко рекламируемые сейчас российские ЧВК. Немного забежим вперед - дело в том, что никаких российских ЧВК, в том виде, в каком существуют эти подразделения в мире (эталон США) и как это сложилось уже на Западе, не существует. Их нет и быть не может в природе. Исключение составляют структуры естественных монополий, от которых и кормится Правительство РФ и отечественная олигархическая прослойка. Но это совершенно иной коленкор. Тут нужно понимать очень много вещей.
   На сегодняшний момент в России по-настоящему нет ни одной мало-мальски самостоятельной структуры крупного бизнеса, которая могла бы сравниться с западными аналогами. Военная же тематика вообще в состоянии полного хаоса, потому про ЧВК тут лучше помолчать. Есть, конечно же, компании занимающиеся саморекламой, но их деятельность далека от настоящей работы ЧВК. На то есть причины. Реклама это одно, а возможность работать в "Areas of risk categories" совсем другое. Даже корпоративные вооруженные структуры таких корпораций, как Лукойл, Газпромнефть и тд. не могут работать пока, например, в Ираке, как это делают Глобал, Армед групп и другие.
   Где то пару лет назад по "Russia Today", сегмент СМИ, промелькнуло сравнение или сопоставление некой российской конторы с "Блэк Увотер". Но, по меньшей мере - это вызывает улыбку. Слоган-сопровождения телеролика, что русские солдаты готовятся к войне в Ираке, вообще из области сумасшествия. С полной уверенностью могу сказать, что кроме рекламного непонятного хода здесь нет ничего.
   Странно все это и глупо. Вообще-то в основном работа наемников, как правило, засекречена. Их услуги стараются не афишировать ни заказчики, ни сами профессиональные наемники. Конечно же, если речь вообще идет о профессиональной работе. Здесь в России мы видим обратную сторону медали. Кому то не дают покоя лавры нашумевших американских ЧВК и так хочется провести аналогию. Это в какой-то степени понятно. Нет работы, но очень хочется, так пусть будет хоть реклама- по крайней мере хоть место застолбим.
   Не понятно другое - подобные люди, делающие такие заявления, не совсем понимают, что такое военные компании, зачем они нужны и с чем их едят. Для начала я бы посоветовал изучить именно историю наемничества, потому как ЧВК это форма выражения старого понятия. Ирак и Афганистан это показатели.
   Если говорить серьезно, прямо и без политической корректности - это сегодня крупный бизнес поддержки и защиты интересов неких мировых элит. Бизнес - который сопровождает экономическую экспансию в регион западного капитала и занимается при этом эффективной поддержкой боевых действий регулярных сил НАТО, которые в свою очередь выполняют задачу прямого захвата того или иного региона по библейскому сценарию "Битвы конца". Более проще и коротко - заказчик деятельности западных ЧВК, мировое правительство, которое уперлось в пропасть создания общества потребления и готово столкнуть для ухода от кризиса стороны света.
   Чтобы называться российским ЧВК, нужно иметь прямой заказ хотя бы от правительства РФ или от выдвинутых отечественных корпораций (что по сути одно и тоже), которые выражают экономическую экспансию страны за ее пределами. И уже как основа всему этому - возможность осуществления действий, на которые вас нанимают. Это возможно только при двух условиях: 1. Россия самостоятельное государство, коренным образом изменившее свой курс во внутренней и внешней политики 2. Россия полностью перестала быть самостоятельным государством, впустив на свою территорию страны НАТО по соглашению от 2007 года "О статусе сил".
   Промежуточное состояние зависа между двумя стульями не прокатывает.
   Если при первом пункте это действительно возможно и будет зависеть только от решений самого народа, то второй пункт указан чисто теоретически, ибо внутри России во всю уже будут работать американские и британские ЧВК. Это будет полностью соответствовать спросу на такие услуги. Ведь основа деятельности для ЧВК- работа за пределами своих национальных границ.
   Почему за границей?
   Во-первых: потому что работы ЧВК строится на защите экспансии интересов государства в другие регионы мира, где очень выгодно с экономической точки зрения, но опасно, и возможно идут активные боевые действия (или же само государство развязывает эти БД);
   во-вторых: для работы внутри страны ЧВК не нужны, так как есть ЧОП.
   Что необходимо для возникновения ситуации, когда будут востребованы именно российские ЧВК?
   Предположим, что мы готовы рассмотреть современную ситуацию в которой находится Россия - ситуацию "зависа" над двумя стульями. Практически вначале должно произойти невозможное:
   а) должна появиться доктрина или линия самого государства, выраженная в английской формуле - Dominating territories, б) внятная внешняя политика Государства, при которой вопрос о системе защиты российского капитала всех форм собственности встанет сам собой; в) будет вынесен и утвержден закон о системе подряда таких компаний (это целый регламент, но уже почти все страны НАТО это все утвердили) с полным отказом от старых принципов и статей (о наемничестве), с поправками в закон об оружии, и использовании его за пределами РФ, с внесением в военные кодексы и уставы четкого определения - поддержка войны и боевых действий.
  
   Мне кажется, что скорее луна упадет на Землю, как говорили древние.
   Даже существующие монополии, которые зашли в Ирак, не изменяют ситуации. Все дело в порочной российской системе существующего государственного строя. Таким ангажированным на личную выгоду компаниям, проще нанять британский ЧВК за баснословные деньги и списать это все на затраты проекта, чем поддерживать своих военных специалистов и создавать собственные ЧВК. Система завышения затрат (а за все эти расходы платим мы с вами путем налогов и сборов, путем оплаты за все "растущий" бензин и тд.), списывание баснословных командировочных - самый легкий способ наживы. Зачем городить огород, когда и так все неплохо. Можно привести один пример:
   В 2010 году в апреле месяце в Багдаде проходил двухдневный саммит членов "нефтяной тройки" получившей контракт на разработку месторождения Курна-2, администрации округа Мадейны и провинции Басра, а также представителей правительства Ирака. Это Лукойл, Statoil, Южная нефтяная компания.  Встреча практически проходила одни сутки в гостинице Аль-Мансур. К охране была привлечена британская ЧВК (не будем называть ее названия, но на тот момент только две английские компании работали по крупному в Багдаде). Обеспечивали комплексную безопасность периметра и территории Отеля 40 человек охраны, 15 человек - обеспечения спецсвязи, 5 человек - оперативное наблюдение БПЛА, 10 человек система управления. Из технических и специальных средств было привлечено 30 бронеавтомобилей и микроавтобусов с таким же количеством водителей, три БПЛА с видеонаблюдением в режиме онлайн, саперная группа с техническим оснащением и собаками. Теперь посчитайте, во сколько обошелся день саммита для Лукойла (а по договору с иракской стороной именно Лукойл несет расходы по организационным вопросам, в том числе и по безопасности), учитывая затраты только на охрану и безопасность. Стоимость работы одного специалиста безопасности британской ЧВК для Заказчика 2000-2500 $/сутки, стоимость аренды бронеавтомобиля от 500/сутки, стоимость работы БПЛА час - 5000 $, стоимость работы группы саперов с техникой и собаками по обеспечению защиты от взрывных устройств - от 20 000/час. Теперь сложим и умножим. Получим сумму почти под 0.5 млн долларов, без учета затрат на саму делегацию. Могу с уверенностью сказать, что если бы Лукойл принял предложение по охране от FDG PMC Corр и группы Redoubt,состоящей из российских специалистов и входящей в состав этой компании, которая работала в то время в Салах Ад Дине, то сумма затрат составила бы около 50 000 долл.
   Таким образом, есть картина происходящего - "выгодности" дорогого "обслуживания" таких проектов. И поэтому не стоит удивляться тому, что происходит на нашем внутреннем рынке с ценами. К тому же сам моральный фактор того, что мы кормим своими ресурсами (а деньги эти пока именно от наших ресурсов) британских (или куча кого еще) "чэвэкашников", а не своих русских специалистов, заставляет сжимать кулаки все крепче и крепче.
   На поверхности лежит все та же пресловутая система откатов. Половина списанного бюджета "откатывается" британцами назад хозяевам Лукойла, только уже на личные заграничные счета. И никакой вам высшей математики.
   Про законодательную базу лучше помолчать. Не смотря на внешние красочные проявления агрессивности в сторону США, российское руководство полностью ангажировано западом и все делает с оглядкой на Вашингтон. Создание российских ЧВК создаст конкуренцию на мировых рынках и некую независимость российских субъектов внешнеэкономической деятельности (собственно говоря, России), а этого то за океаном не хотят. Если же даже найдутся политические силы и реальные реформаторы вооруженных сил, которые захотят что-то сделать в этом вопросе, не смотря ни на что, то внутренний порог коррупции в стране, откатная система, клановый холдинг, все угробят на корню.
   Именно эти элементы действий мы и видим с некоторых пор. Президент Медведев отдал распоряжение по подготовке проекта о передачи всех ремонтных баз техники МО РФ в частные руки. Соответственно и контракты от МО на ремонт этой техники будет принадлежать частным подрядчикам. Все это скорее выльется в определенную юридическую форму, и это можно назвать начальным проектом в реформировании Армии в сторону сокращения штатного персонала обеспечения, но к деятельности ЧВК это тоже прямого отношения не имеет. Это из области обслуживания дальнего звена пятой категории и скорее всего, приведет к разграблению (если говорить конкретно) материальных ресурсов танкового и артиллеристского вооружения России.
   Почему еще раз нет? Если копать глубже, то, как обычно в нашей стране, здесь кроется и политика, хоть мы пытаемся ее и не рассматривать. Российской политической элите боязно при любом объединении служивых людей в подобные или иные формы сосуществования. Сейчас идет реформа армии, от которой боеспособность ВС страны только падает. Наша армия сейчас не то чтобы частично "боеготова", она вообще "небоеспособна" в принципе. Потому как все показатели, которые отмечают эти ступени готовности, давным давно скатились за отметку "варнинг". Уже масса военных специалистов оказалась практически на улице. Заметим хороших, опытных, прошедших определенный боевой путь. А именно война и ведение постоянных боевых или специальных действий и есть стержень специальности. И ни одна инициатива снизу от всяких там центров (по аналогии с США и Великобританией) по переподготовке таких людей для работы в ЧВК не прошла и не пройдет. Вот и, получается, есть заимствованный термин, а структурированности нет. Здесь усматривается схожесть с профессией телохранитель. Профессия вроде есть, по показателям спроса, востребованности, навыков, системы обучения, но закона нет. И получается, что российские бодигарды охраняют не физического объекта по закону, а ручку, которая лежит в кармане этого объекта. А говоря юридическим языком, он уже не объект, а субъект действий. Ручка - объект. А теперь представьте себе эту ситуацию при конкретной обстановке в зоне боевых действий. Никакого правового поля не только по защите клиента, но и себя лично. И если на внутреннем рынке с этим кранты уже около 20 лет, сколько не бьется НАСТ России над этой проблемой, то и во внешнем изменений в ближайшем будущем не ждите. А тут еще и оружие скоро отберут. Никак передел собственности грядет. И власть никогда не примет этот закон, так как охраняемыми лицами могут быть только государственные деятели под ФСО. Зачем им плодить конкуренцию в такое неспокойное время.
   Те же проблемы в России и с ЧВК.
  
   Не смотря на изложенные выше тезисы, все таки рассмотрим современную ступенчатую структуру формирования такого подхода для выполнения подобных функций.
   Как уже отметили выше, необходимо политическое решение, которое призвано провести действенные реформы. Самая высокая активность МО. В сегодняшнем мировом опыте - это Пентагон, в случае с Россией - это вотчина Сердюкова. Рамсфельд шел к этому очень давно, еще с операции "Буря в пустыни" 91-го года, и сделал это в 2001 году, незадолго до 11 сентября. Кто у нас куда шел? Мы не будем рассматривать путь мебельного бизнеса.
   Второе. Умение быстро решать проблемы и убирать недостатки. На примере Ирака можно сказать, что в основном это законодательные нюансы. И в США Рамсфелд решал эти вопросы. В частности он вынес вопросы о ЧВК и переустройстве Ирака на открытую лекцию в Международном Американском Университете углубленных международных исследований им. Джона Хопкинса Пола (где взращивается американская полит-элита). Это было в 2005 году. Эриком Тернером, студентом выпускником, Рамсфелду были заданы вопросы - каков статус военных подрядчиков, используемых Пентагоном для операций в Ираке, и почему наблюдается тенденция о расширении именно такого опыта? И как обстоят дела с применением иностранной силы и в армии США, и в ЧВК США, как субъектов ведомства Пентагона?
   Перед этим, в 2005 году, за два дня до снятия с себя полномочий Командующего МКС Пол Бремер подписал Меморандум N17 (" Order 17 " ) Коалиции Временной Администрации Ирака ( Coalition Provisional Authority - CPA) по которому все действия военных подрядчиков, работающих на силы Коалиции, связанные с Администрацией и действующие под юрисдикцией МО США, получившие мандат не подпадают под законы Ирака и подсудность:
   "Notwithstanding any provisions in this Order, Private Security Companies and their employees operating in Iraq must comply with all CPA Orders, Regulations, Memoranda, and any implementing instructions or regulations governing the existence and activities of Private Security Companies in Iraq, including registration and licensing of weapons and firearms"
   В новом 2007 финансовом году оборонный комитет ассигнований внес поправку в закон "о войне" на рассмотрение Министерства Юстиции США, а именно в Единый Кодекс Военной Юстиции (Uniform Code of Military Justice USA). Эта поправка была успешно применена, и заключалась в следующем:
   "SEC. 552. CLARIFICATION OF APPLICATION OF UNIFORM CODE OF MILITARY JUSTICE DURING A TIME OF WAR. Paragraph (10) of section 802(a) of title 10, United States Code (article 2(a) of the Uniform Code of Military Justice ), is amended by striking 'war' and inserting 'declared war or a contingency operation'."
   Параграф 10 раздела 802-а, Единого Кодекса Военной Юстиции дополняется, а именно изменяет понятие "Ведение Войны", на "Объявление войны или резервных операций". Именно эта поправка ставит военных подрядчиков под статус "сопровождающие вооруженные силы" не только в режиме "война", но и абсолютно во всех операциях на территориях других государств, где есть интересы США. Контрактор ЧВК это субъект и комбатант военных, боевых и резервных операций Министерства Обороны США. А, следовательно, по логике вещей это и операции ЦРУ, и штаба Сил Специальных операций. Теперь вернитесь назад в Главу N 3 и прочтите 5 ГОПХ. Все понятно? Кто в России, что сделал подобное?
   Теперь экономика.
   На сегодняшний день экономику ЧВК - структур США, Великобритании и ЮАР составляет госзаказ на 95%. Да это обеспечивается именно через Пентагон, ЦРУ и Ми-6, но государственными системами управления.
   Ничего подобного в России невозможно. А посему и позиционировать себя как российская частная военная компания "The only legal group" никто не может.
   Да в России есть предприятия разных форм собственности, которые работают на МО РФ. Но в основном это торгово-строительные отношения или производственные по выпуску оборудования и вооружения. Есть частные компании, которые что либо производят для нужд МО, ФСБ или МВД из единичных видов специального вооружения. Несомненно, есть и компании системы demining, как например компания "Форпост Балтика Плюс" на территории Калининграда, которая занимается разминированием и сидит практически на госзаказе. Но если вспомнить, что мы расширили аспект подхода и смотрим на данную тему с точки зрения современных задач в мире, которые решают настоящие ЧВК, то сразу становится ясно - это не то. ЧВК - это, несомненно, компания accompanying fighting - сопровождающая войну. То есть аккредитованная определенной гос.инстанцией на ведение действий подпадающих под определение - война. Где Россия ведет боевые действия? А какой дурак из НАТО наймет российские ЧВК на подряд?
   Вот и выходит, что подобные громкие заявления со стороны любой российской организации, как отдельной и самостоятельной ЧВК - безграмотный пиар.
   В юридическом плане в России подобные (аналогичные западным) структуры, конечно, могут существовать теоретически на зачаточном моделированном (маскировочном) этапе в виде центров, площадок, НОУ и тд. А перечень и разновидность видов услуг - простые консультации и не более того. Ну а кому они нужны без реальной работы и всего того, что для этого нужно? Пример можно привести следующий. В 2008 году Посол Сомали в Москве доктор Хандуле обратился к российским властям о помощи в системе безопасности его страны. Помощь нужна было в виде заключения контрактов с ЧОП России и отправки их в Аденский залив. Интерес подобного вхождения в регион Посольство озвучивало именно, как дивиденды присутствия России в регионе в противовес политики США, от которой (по мыслям Посла) практически и страдает народ Сомали. В стране есть полезные ископаемые, нефть, алмазы. Есть другие ресурсы экономики. Как видим, затронуты именно государственные интересы. Но ничего в заявленном объеме не вышло. Во-первых: ни один ЧОП в России не готов к такой работе. Стало ясно, что выполнять такую работу могут только ЧВК. Но их в России нет. Вернее они есть де факто, но их НЕТ де-юре. Нет базы законов. Соответственно кто и как будет там работать, если Россия не ратифицировала ни одно международное коммюнике на эту тему? Ну и от сюда тут же вытекает отсутствие финансовой составляющей. Был бы закон, инвесторов нашлось бы куча, желающих быть первыми в регионе новых разработок, а так извиняйте, дураков нет.
   Единственной компанией, которая заключила с Правительством (Легитимным) Сомали Договор о сотрудничестве, стал ЦОТЗ Редут-антитеррор. Но деятельность Центра по этому соглашению ограничилась мониторингом ситуации в Аденском заливе. Компанию перевозчика, которая являлась одной из сторон данного консорциума, не устроила политическая ситуация в регионе и отсутствие некой третьей государственной силы, способной взять на себя роль гаранта возможностей, и она отказалась от сотрудничества с сомалийским правительством, продолжая работать в водах Африканского рога по старинке. Специалисты же Центра Редут, немного поработав в Джибути еще в 2006-2007 году совместно с одним из подразделений USA FDG, пытаясь занять существующую нишу охранного бизнеса, пришли к выводу, что без поддержки государства ничего путного не выйдет. Все закончилось на аналитической работе по Путленду.
   Далее систему своей работы россияне в этом регионе стали выстраивать уже без учета статуса государства происхождения. Совместно с одной австрийской компанией и группой бывших боевых пловцов из США, они выполнили ряд рисковых операций по проводу частных судов и освобождению заложников в зоне Африканского Рога (по заявке одной австрийской фирмы, которая занимается помощью частным мореплавателям). Но это с трудом можно назвать российской командой. Русский капитал компании не делает эту компанию российской.
  
   Так что замах на славу бойцов из "черной воды" некоторых российских организаций не понятен. Но взят он, конечно же, не из воздуха.
   Ирак. 2005 год в Наджибии провинция Аль-Басра.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Рассказывает Сергей "Птица", ветеран группы охраны конвоев из компании Top Rent Security LLC:
   0x01 graphic
   " ...Если нарисовать картину места нахождения станции под Басрой в Наджибии, то выглядеть это будет так - на левом берегу залива Шат-Аль-Араб, расположилась база контингента Великобритании, к ее стенам и примыкал бездействующий энергокомплекс. Северный подход к станции лежал через взлетку садамовского аэродрома и вместе с северо-западным направлением блокировался пунктами Энергетической полиции. Все остальные подходы к станции были возможны только водным путем. Наглядно видно - внешний периметр очень сильно охранялся. Британцы все время вывешивали "люстры", патрулировали район вертолетами, обстреливали опасную территорию на другой стороне реки, от куда исходила потенциальна угроза. По сути, нужно было охранять только внутренний периметр, в принципе задачу, которую поставили - охрана жизни специалистов, ну и контроль ситуации, чтобы как говорят не проснуться без головы.
   По уставу несения патрульно-постовой службы, по принципам взятия под охрану объекта необходимо сделать ряд вспомогательных предварительных мероприятий, которые помогут в выполнении поставленной задачи. Не важно, что ту или иную стену уже кто-то охраняет, необходимо наладить оперативный обмен информацией с той группой и обязательно знать режим несения службы. Это дает вам уверенность, что ваш тыл или фланг все время закрыт. Даже если предположить, что англичане не давали эту информацию, что вполне соответствовало ситуации, то ошибки в не выставлении дублей-постов очевидны. Управлял тогда охраной от "орловцев" Владимир Чепайкин, грамотный и опытный офицер и руководитель. С его слов, он несколько раз указывал на этот пункт ошибок директору НОУ "Орел-антитеррор", но все безрезультатно. Такое же дело обстояло и с водным рубежом. От туда вообще убрали посты, посчитав их видимо не то слишком опасными (в таком случае - это преступление), не то ненужными.
   Когда мы, будучи на базе, прохаживались в ту сторону, в частности, чтобы вытащить несколько ковшей (такие сетки в охладителях) с креветками к пиву, то видели подплывающие близко к сектору лодки. То есть проникнуть на территорию базы с воды, было пустяковым делом даже днем. Британцы за этим куском сектора не наблюдали, видимо надеясь по логике вещей, что этим займутся русские. Но этого сделано не было.
   Тогда если представить это дело попонятней, то можно нарисовать картину на таком простом примере. Вам нужна комплексная безопасность вашей жизни. Вы вкладываетесь в строительство укрепрайона, обнесенного шестиметровым бетонным забором, и защищенным несколькими "чейк-пойнтами" с современной инфраструктурой защиты. Весь периметр охраняют подразделения высокопрофессионального спецназа, и еще есть несколько отрядов ОТГ быстрого реагирования с вертолетной поддержкой. Три из четырех сторон периметра обнесены минными полями. При всем этом, вы все равно считаете, что внутри вашего Дворца нужен подземный бункер с трехметровыми стенами толщиной и таким же потолком, где вы будете спокойно и безопасного спать и находится то время, когда вас не будет охранять еще и личная охрана PSD.
   Но вам и этого кажется мало - вы, еще уходя ко сну, надеваете бронежилет 5 класса защиты.
   Так вот подобная работа это тот самый бронежилет. Т.е. практически дублирующее обмундирование и элемент самоуспокоения."
  
   Это конечно частное мнение, но по реальному факту из жизни. Можно все это объяснить следующим. Из-за непродуманного юридического статуса (группа охраны присутствовала в Ираке, как сотрудники Негосударственного образовательного учреждения) руководство заявленной структуры не могло выполнять боевую работу своими штатными группами. Они не могли выставлять оперативно-тактические группы для самостоятельных выездов за пределы базы, поездок в Багдад и на объекты Харты. А позже соответственно не могли обеспечить и доставку грузов, что поставило чуть позже под сомнение вообще существование проекта.
   Что хочется отметить особо. Широко рекламированная структура, о которой тут говорилось, никакого отношения к колоннам 2005 года на станцию Наджибия не имеет, хотя в интернете на разных ресурсах появляется сейчас информация, что колонны проводил именно орловский центр во главе с его директором.
  
   Рассказывает Хасан Бакиев, позывной "Монгол", участник конвоев "Магистраль 2005".
   0x01 graphic
   " ...Если говорить более детально то, к операциям Магистраль-конвой имеют некоторое отношения люди В.Чепайкина, которые наладили встречу колонн уже своими экипажами и экипажами полиции ЭК Басры в зоне подскока. Владимир, на свой страх и риск, видя не компетентность руководства из г. Орла в подобных вопросах, совместно с нашим руководством разработал схему встречи конвоев на участке дороги который носил кодовое слово "мост", за что, кстати, позже получил по "шапке" от С. Епишкина (этот факт характеризует этого руководителя в полном объеме). Все грузы на базу доставляли мы, Тигры, люди В.Гусева, оформленные в компанию Top Rent S. И именно мы вынуждены были вступать в боестолкновения с боевиками, проходя зоны боевых действий... Замечу никто нас не прикрывал и действовали мы абсолютно автономно. "
  
   Если верить словам ребят (а не верить я не могу, ибо вместе с ними прошел все эти дороги) то здесь, как раз, и налицо присутствие ПХ N1 из общего перечня: участие в отражении атак, превентивных действиях, иными словами боевых действиях для выполнения своих служебных полномочий по контракту компании. Вот это то, как раз признак ЧВК. Только эта команда не заявляет, что она российская, так как действует под статусом иностранной компании.
   Идем дальше. Может быть не так все серьезно в сфере подготовки служб охраны и обороны третьих стран? Все же есть место, куда могут залезть такие ангажированные и распиаренные российские структуры? И снова одно огорчение. Снова нет здесь места чисто российским прямым компаниям. И вот почему. Весь этот бизнес контролируют фонды траснмиллиардеров из США. И России подобную экономику зарубят тут же. Везде где перспектива - там уже расставлены интересы "валютных пузырей" из США (кстати, во всем поддерживаемые Правительством США - потому, как эти мировые олигархи платят в казну баснословные налоги) на много лет вперед.
   Теперь, что касается чисто военной темы, возможности вести бизнес по подготовке армий и поставок оружия в зоны предполагаемых БД. Там вообще все глухо. По этому случаю в МО США все сказано. Для этого, чтобы было понятно всем, и чтобы не возвращаться больше к этим основам (а также ответить оппонентам) можно привести выкладки из документов государственных управлений США, из которых четко видна ситуация на эту тему.
   Весомый аргумент не в пользу каких то отдельных российских структур, желающих занять свою нишу в той отрасли:
   "Программа МО США "Контртеррористическая подготовка специалистов зарубежных силовых структур
   Главный тезис Программы говорит: "...С определенного момента руководство США в условиях сохранения высокого уровня террористической угрозы для безопасности и интересов своей страны начинает уделять повышенное внимание решению стратегической задачи всестороннего противодействия терроризму на "дальних рубежах" - за пределами американской территории, с максимальным задействованием потенциала и возможностей иностранных партнеров Вашингтона".
   Согласно положениям действующего концептуального документа МО США "Национальная военная стратегия" выглядит так: "...Соединенные Штаты должны "продолжать искоренять международные террористические сети, разрушать связи с поддерживающими их структурами, уничтожать базы террористов, препятствовать распространению ОМП и способствовать формированию глобальной антитеррористической среды. Выполнение этой задачи требует интеграции всех имеющихся в распоряжении
государства сил и средств, взаимодействия с дружественными странами и союзниками, а также привлечения их к участию в борьбе с террористической угрозой. Сотрудничая с вооруженными силами и другими структурами иностранных государств и оказывая содействие в повышении их возможностей, командование ВС США стремится к укреплению общей безопасности. Эти усилия будут способствовать наращиванию антитеррористического потенциала в глобальном масштабе, ослабляя тем самым угрозу для Соединенных Штатов и их союзников".
   Теперь о законодательной базе сего документа. Вот что думает по этому поводу отставной лейтенант-полковник Корпуса Морской пехоты США, ветеран специальных операций в Латинской Америке и войны в Ираке, один из руководителей компании PMC FDG Corp, Андрэ Вертес :
   0x01 graphic
   " В Разделе 571 федерального закона "О помощи иностранным государствам" описаны полномочия Президента США, относительно данного аспекта. Сказать, что полномочия широкие это не сказать ничего. США может оказывать помощь в любых формах и на любых условиях. Президент, за своей подписью, может уполномочить любую структуру, в том числе и частные, на те полномочия, которые он сочтет необходимыми, для содействия зарубежным странам в целях расширения возможностей их силовых структур. Эгида сейчас модная и понятная в своем преподнесении мировой общественности - предотвращение актов международного терроризма. Но суть такого проекта идет куда дальше. Раздел 2249с Титула 10 Свода законов США (Вооруженные силы) предоставляет прямые полномочия министру обороны по обеспечению участия представителей других государств в программе Пентагона "Контр-террористическая подготовка специалистов зарубежных силовых структурах" (Соunterterrorism Fellowship Program - CTFP). В качестве ключевых целей реализации указанной программы официально определены следующие:
   - наращивание возможностей союзных и дружественных Вашингтону государств по самостоятельному оказанию противодействия терроризму;
- формирование и укрепление глобального сообщества экспертов и профессионалов-практиков, оказывающих непосредственную поддержку антитеррористическим усилиям США;
   - разрушение идеологической базы экстремизма.
   Есть списки государств, политических режимов, непризнанных гос.образований , временных правительств и тд, подпадающих под данный закон и финансирование. России в этих списках нет, и не будет. Если конечно вдруг США не изменят свое отношение к мироукладу будущего, к своей внешней политики и в частности к России, а также Россия вдруг не станет членом НАТО. Но это не возможно в принципе по ряду объективных и субъективных причин..."
  
   Из этого пояснения специалиста можно даже сделать вывод - США не заинтересовано, чтобы в России стали прибегать к новым формам выполнения задач Министерства Обороны. Это и есть основная причина отсутствия в РФ решения об изменении взгляда на исполнительскую работу в МО. Практически все страны мира ориентированные на Запад, на США в частности, внесли в свои внутренние законы, относящиеся к сфере обороны поправки или же целые статьи на эту тему. Примерно это выглядит одинаково лаконично: "Министерство обороны страны может заключать контракты на выполнения целевых государственных военных функций, как с физическими, так и с юридическими лицами". И оперативно расширяют свои сферы влияния согласно купленным билетам. Это собственно и есть ворота к деятельности ЧВК в "странах интересов". Именно сюда и относится тема, которую мы сейчас рассматриваем в этой книге.
   Говоря простым языком ЧВК - это не только инструмент подготовки щита обороны на дальних рубежах, но и инструмент идеологии в приучения аборигенов к вечной мысли об американской мечте.
  
   Слово Андрэ Вертесу:
   - Ну, раз об экономике заговорили, то приведу выкладки, т.е. цифры которые выделены бюджетом США на ближайший стратегический период в сфере реализации этого проекта (это был 2009 год). Я имею ввиду проект подготовки вооруженных формирований дружественных государств. Финансирование разбито на региональные командования:
   Объединенное Центральное командование ВС США - 3 млн. $
   ОК ВС США в Еврозоне - около 3 млн.
   ОК ВС СШа в зоне Тихого океана - 1млн.  800 тыс.
   ОК ВС США в зоне Центральной и Южной Америки - 1 млн. 700
   ОК ВС США в зоне Северной Америки (Мексика) - 300 000
   ОК СО ВС США - 800 000
  
   Именно из этих фондов финансируются такие армии, как армия Саакашвили, именно на эти деньги (и не только на эти) американские ЧВК готовят подразделения других стран (Ирак, Афганистан, сотрудничество с Израилем, Польша, страны Прибалтики, Украина). Умный человек сделает из всего этого только один вывод - и он будет не в пользу рассуждений о российских ЧВК, даже в сфере оказания услуг по подготовке военных специалистов.
   Так что даже представить себе, что российские структуры смогут быть востребованы массово и официально по поводу обучения армий неких государств - утопия..."
  
   Давайте вернемся к сравнительным формам. Отбросим сейчас все моральные доводы, патриотические бредни и иную муру, какую любят высыпать некоторые люди из темы при спорах, и будем сосредоточены чисто на opportunity and ability to act. Не будем так же сейчас спорить на тему империалистического Запада и отвратительного понятия война. Война у нас это среда обитания субъекта изучения, поле для гольфа для игрока в гольф. Мир будет воевать весь ХХ1 век, забыв об эре милосердия практически до 2-го пришествия Христа, потому на ближайшее время ЧВК обеспечены работой. Отбросим наросты, оставим только цель нашего разговора - наемники, профессионалы, ЧВК. И все. Просто рассмотрим спектр задач, и кто как их выполнял и выполняет.
   Как уже говорилось, действия команды BW заказаны Пентагоном. Т.е. все члены команды под статусом на тот момент единственного пока Ордера N17 (см. выше). Соответственно:
   Бойцы команды Эрика Принса участвовали в боестолкновениях с повстанцами в Ираке и Афганистане, обеспечивая прикрытие войскам и подразделениям МП США, проводя конвои и патрулируя опасные участки, а также держа многомесячные позиции на action point в пустынях и пригородах при активных боях Коалиции. Словом вели активную боевую работу поддержки - support combat operations.
   Expendables - это именно про них.
  
   Влади Коротов (Болгария), позывной "Скаут 7", ветеран групп DS Vence, Ирак.
   0x01 graphic
   "... Я знал ребят из команды Ириниса, русских и выходцев из Югославии. Очень серьезные были ребята. Про русских в Басре слышал и даже видел в 2006 году. Правда, они ни про какой "орел-антитеррор" не говорили. Компания как то по-иному называлась. Узнал про этот громкий Антитеррор уже потом, "на гражданке". Очень "круто" они себя заявляли. Говорят, работали в Басре - Наджибии. Я один месяц в 2005 году проработал там, в водном патруле на Шатт-аль-араб. С воды видел территорию недействующей станции с разрушенным энергоблоком. Охраны там не было никакой. На дорогах в Диале и Анбаре я тоже не встречал никакой российский "антитеррор", про который пишут много в Интернете. А именно там шла вся "петрушка" в 2005 году. Если говорить о системе работы, то тогда было очень опасное время с одной стороны, но и в тоже время более свободное в сфере организации отпора и простоты "замучивания". Для того, чтобы продуктивно работать в то время нужно было научиться именно "замучивать". Русским можно было представляться только для местных, на блок-постах действовать под мандатом Коалиции, в противном случае наступила бы "ж...па". Так что только создание какой-то крыши под этот самый и пресловутый Меморандум Коалиции решало вопрос полномочий. В то время, кстати, это было возможно. Правда при наличии определенной храбрости и опыта. ..."
   Одним словом - сравнение не к месту из-за кризиса риска применения оружия.
   Если говорить про Ирак или Афганистан, то тут можно дополнить простой факт, объясняющий первопричину проблемы - Россия не вошла изначально в Коалицию. Все последующие моменты вытекают именно отсюда, именно в этом и еще в одном аспекте кроются все основные противоречия. "Один аспект" - это "особенность" России перед лупой западных империалистов. Известно, что Германия и Франция тоже не вошли в Коалицию по Ираку, но с ними сейчас дела обстоят иначе. Эти территории не являются для Мирового правительства - capture zone и поэтому им все "прощается". Россия - иное дело.
   Вот мы и получаем, что заявить о компании, что она российская ЧВК, можно, но работать в зонах войны по специфике нет. Отсутствие всяких правил регулирования, нарушение основных режимов решения задач, а именно предупредительных мер, аналитических и процедурно-отражательных, сведет весь смысл работы на ноль, и такая компания никому не будет нужна. Она не сможет выполнить службу ни по защите конвоя, ни по защите жизней вверенных лиц.
   Т.е. отсутствие "мандата" практически сводит работу всех специалистов к нулю. Какие бы хорошие специалисты где не находились, они выполняют только функцию мебели. А все их специальные действия, если все же они будут выполняться - будут вне закона.
   Из реально действующих или действовавших в последнее время в сфере военного оказания услуг компаний с российским капиталом и российскими специалистами (полностью или частично) можно назвать "Моран групп ЛТД", PMC FDG Russian, Союз "Редут-групп" и "РСБ-групп".
  
   Сложности работ в 2004-2005 году российских команд в Ираке.
   0x01 graphic
   Для полной ясности напомню, что не все российские компании прекратили свою деятельность в период активной фазы войны на территории Ирака и воспользовались правом форс-мажора из условий контрактов. Одна из таких компаний Русская Инженерная Компания. Зная печальный опыт другой российской компании, где были жертвы, РИК применила практику использования русских команд охраны. Но подобная работа именно российских структур в Ираке нарушала очень важный документ Меморандума N17 Коалиционных сил. Охраной в Наджибии не было разработано никакой базовой инструкции или системы применения оружия. Как обычно российская сторона в подобных ситуациях применяло правило запрета. Просто существовал запрет - нельзя было даже стрелять из личного оружия. Практически оружие вообще не было приведено к нормальному бою, что по всем канонам вооруженной охраны и вообще владения оружием нонсенс. А это нарушение еще одного пункта Резолюции и Меморандума. Представьте если вдруг наступает момент применения оружия согласно Меморандума N17 (допустим по некоторым пунктам потом можно было бы отыграть ситуацию - Министерство энергетики все же выдало разрешение на оружие официально, но без регистрации в мандате Коалиционных сил) и стрелок стреляет из автомата модели М70 (АК47) калибра 7.62 в сторону некоего объекта опасности. Вместе с объектом опасности поляжет куча народу, ибо стрелок даже не знает по какой траектории летят пули, выпущенные из личного оружия. В Ираке в российских группах охраны станции в Наджибии стрелковой подготовки вообще не проводилось (важное требование пункта Мандата Пола Бремера - охранное подразделение должно иметь стрельбище, оборудованное по стандарту США, и готовить сотрудников к ведению прицельного огня, направленного на погашение угрозы и спасение гражданских лиц), по крайней мере, на момент июня 2005 года - а это уже 6 месяцев работы таких групп из РК.
   Именно поэтому к 2005 году РИК прибег к услугам команды Гусева. Команда В. Гусева, в которую входил и я, единственная на тот момент, полностью состоящая из русскоязычных, могла выполнять специальные задачи на территории Ирака.
   В серьезном деле провода колонн через зоны боевых действий нужны были и серьезные ребята. В команду вошли "головорезы" (в хорошем смысле этого слова), опытные ребята, способные действовать адекватно во враждебной среде и способные ( умеющие это делать) "подминать" закон под себя. Была разработана схема действий, где особую роль играл статус. Компания, которая должна была выполнять подобную функцию, юридически не могла быть российской - Россия не вошла в Коалицию. Соответственно мандат КВА (Coalition Provisional Authority) действий на территории всего Ирака выдавался субъекту Британского протектората. Была создана компания Top Rent Security Service, которая также получила мандат от МО Ирака и разрешение на дополнительное оружие, вплоть на использования снайперских винтовок и гранатометов, ведь действия сотрудников этой компании не подпадали под подсудность иракских судов (это было отменено только в 2009 году для всех иностранных военных компаний). Единственно она была ограничена временем контракта и маршрутом. Отклонение от маршрута необходимо было согласовывать с КВА. Но соответственно никто этого не делал, дабы: во-первых, избежать утечки информации, а во-вторых, в то время в Центральном Ираке существовало единственное действенное правило - отсутствие правил, как таковых, т.е. кто сильнее тот и прав. Прокурором был верблюд... Сдаваться нельзя было никому, потому что закон был в Багдаде в кабинете министров, но в пустыне он не действовал. Там играло роль умение каждым эффективно и во время использовать свое оружие.
  
   Рассказывает Абдулл Карим, полковник сил безопасности Ирака:
   "...В группе из фирмы "Top Rent Security Service" (ребята назвали себя Тигры, потому как прошли испытание противодействию засаде боевиков недалеко от реки Тигр, что позже вывелось в отдельную компанию), в разное время работали русские, белорусы, курды и арабы. Взаимодействия шли с войсками КВА и ЧВК. Также у ребят из этой группы была своя информация и взгляд по поводу охраны базы в Наджибии. Мы тогда общались и с ними и с Английскими офицерами. Они с ними на дорогах встречались. Так вот они просили как раз обеспечить охрану водного куска, дабы немного обезопасить и себя, ведь именно с этой стороны вероятнее и легче всего запустить противнику заминированную лодку, особенно в ночное время суток. Слышал от одного парня из этой группы, что какое то время сотрудники TRSS, оставляя замены с конвоев и несли такую службу. Позже игнорирование подобными вещами привело к тому, что база была обстреляна из минометов и эрэсами именно с этого сектора - было тяжело ранено пятеро граждан России..."
  
   Указывая здесь все эти факты, я ни в коем случае не хочу оскорбить ребят из состава групп Орел, которые честно и действительно с риском для себя выполняли свои служебные обязанности. Дело совершенно не в бойцах этого Центра. Тогда там были хорошие грамотные специалисты по безопасности, многие из которых прошли локальные войны. Решив написать книгу о русских военных контрактниках из системы ЧВК, я ни в коем случае не задавался целью кого-то обливать грязью или, как говорят, заведомо "лишать сана". Боже упаси. В кругу настоящих наемников это не принято. Чтить мундир у нас тоже умеют. Главная цель этой книги разобраться в ситуации с русскими ЧВК и с русскими операторами на службе военным компаниям Мира. Взвесить все плюсы, минусы, разобрать опыт на примере событий, непосредственным участником которых был автор этих строк.
   Раздувание штата сотрудников и при всем при этом не возможность выполнять поставленные комплексные задачи никогда не считалось профессионализмом.
   Кстати в истории конвоев Магистрали может быть строка и про Сергея Епишкина. Примерно выглядеть она будет так - Генеральный директор НОУ, которое взялось обеспечивать комплексную безопасность базы, отказался охранять груз, который был необходим для выполнения условий контракта российской стороной. И именно поэтому господин Исаков, "крестный отец" Центра, был вынужден нанять профессиональную группу для конвоев дополнительно. А именно группу Гусева (Топ Рент Секьюрити). По этому поводу в Совете директоров компании РИК разгорелись серьезные споры в то время. Многие директора указывали на факт несоразмерных затрат на услуги "Орел-антитеррор" и неготовности его выполнить все задачи в комплексе, если тут вдруг речь идет о привлечении дополнительных сил. Если бы на охрану базы проводился тендер (как положено сейчас), то контракта господину Епишкину не видать как своих ушей, если бы он отказался от конвойных операций. Но так как Генеральным директором РИК был его друг и земляк, то Один миллион долларов упал к нему в карман без каких либо проблем. А вся сложная и опасная работа досталась совершенно другой структуре. Кстати, сам Епишкин в тот момент очень рьяно отделял себя от команды Гусева. Мало того, даже запрещал вступать своему личному составу в деловые контакты с группой, помогать и взаимодействовать (речь идет о действиях на их зоне ответственности) с ними, даже выполняя служебные полномочия. Тем самым порой осложнялась работа групп сопровождения колонн. Люди уставали, болели, получали травмы и ранения - их неким было заменить.
   Уже позже, когда конъюнктура рынка стала требовать серьезности прошлых заслуг, конвойные операции группы Гусева были приписаны Центру господина С. Епишкина. Ребята из TRSSigers" стали обливаться руководством орловского центра грязью в интернете.
   Сейчас можно видеть в интернете "сложную" и кропотливую работу "ЧВК- Орел-антитеррор" по написанию статеек и размещения чужих видеороликов о работе в рамках ЧВК под своим брендом. Больше никакой работы в рамках ЧВК, смею вас заверить, эта структура под руководством господина Епишкина не делает, и сделать не может. Потому что работать в сфере деятельности частных военных специалистов очень трудно, если говорить о серьезной и профессионально нужной работе. Необходим опыт, так называемый опыт Outlaw, чтобы потом понимать всю ситуацию целиком и уже выстраивать систему работы, максимально по закону с максимальной юридической маскировкой для поставленных задач. Парадокс - скажете вы. Может быть и так - но именно такой парадокс лежит в основе любой работы спецназа-диверсанта. Если вы вне риска, то вы и не спецназ. А если хотите, чтобы всегда все было ровно - то в этой профессии вам лучше не работать. Одно из правил спецназа - если все идет по плану, то впереди засада.
   Можно к разговору привести один пример, как действовала система охраны производственных и жилых участков станции Наджибия:
  
   Рассказывает участник событий из отряда "Тигр", Сергей "Птица":
   " На моих глазах, охранник, отвечающий за жизни российских инженеров, при приближении к обозначенному внутреннему посту незнакомого человека в чалме и руками за спиной, не знал что делать. Я тут же указал бойцу на существующую потенциальную угрозу. Дело в том, что мы перемещались по всему Ираку, и такой подход к охраняемому объекту или вашей группе PSD скажем в Багдаде, Мосуле или Диале, ничего хорошего не сулил. Меня очень удивило, что нужной реакции не последовало. Не последовало предупредительных действий, а между прочим в Ираке на тот момент каждый день гибло свыше 100 человек от подрывов смертников. Это не значит, что нужно обязательно стрелять. На этот случай мы разработали ряд приемов, которые снижали риск террора против нас. Здесь же я такого не увидел. На мое замечание боец просто ответил тогда:
   -Да хрен с ним, пусть идет.
   На мой вопрос "А если там бомба", я получил ответ:
   -Нам запретили их останавливать. Кто мы тут такие? Никто.
   - Что же вы тогда тут осуществляете? Зачем в руках оружие?
   -А хрен его знает..."
  
   По-моему все ясно. Это получается, что если не случилось ничего с российскими специалистами за этот период, так это дело рук провидения, а не заслуга охраны. Охрана просто выполняла функцию визуальную, обозначая только само присутствие. Вариант решения задач подобным образом есть. Но это не стоит миллиона долларов?! Не спорю, вид здоровых молодых людей, порой ставит противника в рамки, но поверьте очень ненадолго. В конце концов, наступает стадия проверки на вшивость. И порой ее результаты печальны. Компания Заказчик доверила жизни своих сотрудников Центру, не проверив его компетентность.
   Рассказывает Дмитрий (позывной "Урал-17"), коллега автора книги по работе в зоне Индийского океана, Западной Африки.
   0x01 graphic
   - На самом деле в мире все происходит по другому сценарию. У нас практика получения контракта на работу выглядела несколько иначе. К примеру, нанимаясь к серьезным людям на работу в акваториях Аравийского моря мы демонстрировали свои навыки владения оружием и защиты, выполняя необходимые показатели. Нас рекомендовали те, кто практически отвечал за наши промахи своими деньгами. Мы в свою очередь отвечали перед ними своими головами. Для получения заказа на охрану политических деятелей на севере Ирака мы участвовали в соревнованиях по стрельбе и рукопашному бою с английскими инструкторами из команд "Falcons" и "Phoenix" из Ербиля. На полигоне в ОАЭ, перед отправкой к острову Суматра, мы демонстрировали работу группы защиты, под настоящим огнем "противника". Скажите, кто вверит свои жизни структуре, которая не доказала свою компетентность? Наберите туда хоть сто здоровенных мордоворотов, толку от них не будет никакого. Для наемника - Operate in hostile environments, принцип его профессиональной пригодности. Ему ставится задача Заказчиком, а он уже ищет варианты ее решения. Не смотря ни на что, эта задача должна быть выполнена. Именно за это платят деньги, серьезные деньги. И все кто будет утверждать обратное - демагоги и не профессионалы в данной области. По-простому - пропагандирующие дорогой понт."
   Аналитическая и контрольная работа, это тоже составляющие сервиса ЧВК, но только как прелюдия предстоящей работы. Простые консультации, без практики и "боевой" работы в регионе к ЧВК не относятся.
  
   Принципы ЧВК.
   Вот мы и подошли к основному тезису понятия ЧВК. К теореме, которую уже доказали.
   ЧВК - это новый инструмент государственной политики страны, для решения именно военных и около военных вопросов, путем частного подряда и инвестиций.
   Теперь опираясь на информацию и вспоминая ПХ, можем сформулировать короткие принципы существования именно ЧВК. Характеризуют работу таких компаний определенные вещи, которые соответствуют принципам - назовем их Принципы ЧВК:
   Принцип - 1 нацеливания бизнеса не только на охранные, но и на военные(участие в отражательных и превентивных военных действиях, при выполнении служебных полномочий контракта) и паравоенные услуги, способность их оказывать и выполнять на очень высоком профессиональном уровне с применением всех современных технических средств, бронетехники и летательных аппаратов;
   Принцип 2 - Can action, это принцип юридического законного статуса, включающий в себя территориальную основу разрешений на профессиональную деятельность, регистрация юридической формы Предприятия по заявленному профилю.
   Принцип 3 - наличие мандата или Договора на подобные действия от третьих лиц (Правительства своей страны, Правительства стран заказчика) на данных территориях миссий.
   Принцип 4 (сейчас не обязательный, но перспективный) - Регистрация или аккредитация по заявленным профилям в ООН.
   ЧВК, да в прочем и УЧВК, могут подразделяться на прототипы формирования:
  -- на компании прямые или целевые - работающие только на госзаказ страны регистрации или происхождения, и которые по сути своей являются детищем либо правительственных структур, либо крупных проправительственных корпораций. Яркий пример компания Эрика Принса - Xe/
  -- на компании смешанные (compound) и компании ректилинеры, от английского слова rectilinear (ректилинерные) прямолинейные. Одни работают на субподрядах с целевыми или с любыми иными мировыми заказчиками, и способны к "смешиванию" в режимах работы на необходимых территориях под своим брендом или же объединенным новым. Они сейчас широко представлены в Ираке. Особенно после 2009 года. Эта причина заключается в том, что в 2009 году с 1 января вступил в силу внутренний закон Ирака. По нему все иностранные ЧВК подпадают под юрисдикцию иракских судов, чего до селе не было. "Смешанные" - это порождение этого закона. Ярким представителем можно назвать - компанию Сейбр с американо-иракским капиталом и регистрацией в Багдаде.
   Другие это так называемые "Ректилинеры". Это компании, действующие по прямым векторам отношений с третьей стороной. Как правило, эти компании зарегистрированы в оффшорах и имеют огромные возможности, из-за не афиширования своей работы и присутствия. Они могут входить в составы регулярных и иррегулярных национальных сил по дополнительным договорам. Как правило, в таких компаниях работают профессионалы высокого класса, и они берутся за работу любой сложности. В 2004-2006 году в Ираке отметилась компания Top Rent Security Service (как уже отмечалось выше), которая занималась сопровождением конвоев по всей территории Ирака и обеспечивала работы по системе PSD. В частности российских грузов и миссий. Этот вариант, наверное, можно смело назвать единственным успешным комплексом действий именно со стороны российских спецслужб в этой области по решению задач в том регионе. Единственным, не потому что больше не удалось, а потому что более были не востребованы.
   Точно так же действовали и компании, входившие в PMC FDG Corp. в Ираке, Афганистане. Можно отметить работу этой компании по контрактам с канадскими фирмами. В 2003 году программой the Canadian security community была выделена сумма 15 млн. долларов на организацию системы безопасности на морских просторах и рубежах рыбного промысла страны. А в 2004 году на технические средства и системы оперативной безопасности было выделено уже 27.5 млн. долларов рассчитанные на пять лет. Специалисты групп, которые позже вошли в PMC FDG (компании имели другие названия и позже объединились), занимались разработкой, установкой, а также наладкой системы AIS по требованию Канадского министерства транспорта, в соответствии с требованиями International Maritime Organization (IMO).
  
   И четвертый вид компании ЧВК -
  -- Конторсивные - от английского contortion-искревление. Это компании, работающие по единичным целевым контрактам на определенных участках и территориях внутри контрактов, принадлежащих другим, либо маскирующие себя иными способами в иных группах и подразделениях. В том числе входя в состав (штат или вне-штат) национальных вооруженных сил.
   По сути своей этот вариант и есть самый востребованный способ привлечения наемников. Как правило, такие группы не имеют единой юридической формы. Под эту ветвь можно отнести и форму консалтинга, когда некоторые, как правило, общественные организации предоставляют консультативные услуги третьим заинтересованным сторонам. Эта помощь заключается в выезде на место консультантов и работа уже на чужих территориях. В спектре отношений предусматривается присутствие иного юридического лица, которое является посредником отношений субъектов договора.
  
  
   Вывод этого подраздела таков - форма или вид сегодняшнего ЧВК существует, но существует в ярко выраженной американской форме (простите за тавтологию или схожесть) подхода к внешней политике в первую очередь.
   Можно, конечно же, назвать и по другому - но наш собственный опыт склоняется именно к этому варианту определения.
   Никакой формы юридического существования российского ЧВК нет (в том ракурсе, в котором мы все рассматриваем не беря во внимание госмонополии и компании гуманитарного разминирования, которые в большинстве своем просто ЧОПы или инженерные предприятия). Нет шансов и на крупные контракты на обучение и консультирование. Тут дело даже обстоит в достаточно банальном варианте проблемы, в экономике самого процесса. Российской структуре практически не возможно получить заказ на обучение по системе CTFP, которую мы уже тут описывали. Ответ в самой этой системе и расстановке сил в мире глобальной политики США.
   Вся суть ситуации просто в разнице слов "российские" и "русские". Несомненно в мире имеются компании по этому профилю, где в деятельности принимают участия российские граждане, замешен российский капитал или же граждане России являются компаньонами подобных ЧВК. Но, это по своей сути, просто напросто обычное наемничество в скрытых формах существования описанных выше. К сожалению (мое мнение), нет российских ЧВК в понятии де-юре, которые могли бы работать в горячих точках по госзаказу государства или же ООН под статусом "сопровождения войны". Причина одна - отсутствие этого заказа из-за нулевого статус-кво. России в этой сфере нет, и, похоже, не будет, если не сменится доктрина существования самого государства. Соответственно сейчас любая российская структура, заявляющая себя в зонах БД, как ЧВК - фикция.
   Все остальное просто мода. В том числе все эти публикации покупного журналиста И.Попова в журнале Форбс, статьи которого развешаны в интернете.
  
   Но все, же позитивная часть этих суждений: Российские представители в системе мировых ЧВК есть. И не нужно путать эти понятия, хотя некоторые и пытаются их подменять.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"