Кожевникова Ольга Олеговна : другие произведения.

Фридрих Ницше. Зачарованный Музыкой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.00*5  Ваша оценка:

  Так повелось, что при упоминании имени Ф.Ницше у обывателя, как правило, возникает совершенно определенная ассоциация: страшная империя смерти, построенная Гитлером, впитавшим идеи, вышедшие из под пера этого философа, имморалиста, новоявленного антихриста, провозгласившего смерть Бога.
  Мне самой не раз доводилось слышать фразы вроде: " Ты читаешь Ницше? Но это же такие агрессивные книги!" Просторы интернета также заполнены информацией со стереотипическим пониманием его творчества. Например, если обратиться к так называемой свободной интернет энциклопедии Wikipedia , то там находятся в основном такие его цитаты, которые врят ли призваны вызывать симпатию у большинства людей: "Бог умер.", "Вера спасает, - следовательно, она лжет.", "Идешь к женщине - бери плетку." и др.
  Цель моей работы- создание своеобразной апологии Ницше. Я ни в коем случае не собираюсь заниматься одомашиванием и приручением его философии, вырыванием зубов у дракона, как пишет А.Е. Смольянинов в своей статье "Мой Ницше". ( А.Е. Смольянинов в статье "Мой Ницше" 25 Августа 2003 г.) . Несомненно, Ницше - динамит в философии, и я не ставлю перед собой задачи отретушировать и проинтрепретировать его идеи как нечто приличное, слащавое, безобидное для широкого круга читатетей. Но я хочу взглянуть на фигуру Ницше под иным углом. Я хочу провести исследование эстетической линии его творчества и его творчества как произведения искусства.
   И я не случайно выбрала темой работы именно Музыку, так как, на мой взгляд, этот предмет был наиболее важен для самого Ницше на протяжении всей жизни философа.
  "Die Musik ist die eigentliche Idee der Welt" ( Die Geburt der tragodie von Friedrich Nietzsche Neuasgabe 1999) - эти слова Ницше можно поставить эпиграфом к творчеству и даже к жизни этого гениального философа, талантливого музыканта, Базельского профессора, мастера стиля, героя в трагедии собственной жизни.
  Под знаком Музыки проходила вся жизнь Ницше. С детских лет его влекло к ней. В молчаливом восхищении следил он за фортепианными импровизациями отца , услышанный в десятилетнем возрасте церковный хор предстал для мальчика "ликующей песнью ангелов". ( Хроника жизни Ницше. Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Т.2 "Мысль" 1990)
  Так начинаются первые попытки сочинительства : "Я немедленно принял серьезное решение сочинить нечто подобное. Тотчас же после церкви я приступил к делу и по-детски радовался каждому новому аккорду..."
  ( Хроника жизни Ницше. Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Т.2 "Мысль" 1990) В школьные годы Ницше продолжает писать музыку и стихи. Он слушает В.А. Моцарта, И.Гайдна, Ф.Шуберта, Ф. Мендельсона, Л. ван Бетховина, И. С. Баха, и все больше и больше влюбляется в Музыку. В 1858 году в одном из первых сочинений "О Музыке" Ницше пишет : "Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь... Ее главное назначение в том, что она направляет наши мысли к высшему, возвышает нас, даже потрясает... Всех людей, презирающих ее, необходимо рассматривать как бездарных, животноподобных созданий. Да пребудет этот дивный дар Божий спутником на моем жизненном пути!" ( ( Хроника жизни Ницше. Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Т.2 "Мысль" 1990) Это восприятие Музыки со временем трансформируется в соответствии к развитием и изменением взглядов философа. Но центральная идея остается неизменной. Музыка навсегда остается для Ницше самым высоким этого мира, "подлинной идеей мира", возвышающей человека над "человеком", подарком божества, уже не хором блаженных ангелов, но песнью неистового Диониса.
   Ницше намеревается посвятить свою жизнь Музыке, стать или музыкантом, или заняться музыковедением, вопреки тому, что его готовят к гуманитарной научной деятельности. В это же время он увлекается работами Шиллера , Байрона , Гёльдерлина. И в 1862 году Ницше, попрощавшись с мечтой о музыкальной карьере, отправляется в Боннский университет, где приступает к изучению филологии и теологии, занятия музыкой становятся для него делом досуга . Но столкновение с философией А. Шопенгауэра, мыслью и искуством античной Греции - становятся потрясением для Ницше. Восторженный ученик впитывает идеи своих отцов мудрости . Через них в жизнь его врывается старая гостья - Музыка, поменявшая обличье , но не свою сущность. "Ибо музыка, тем и отличается от всех остальных искуств , что она не есть отображение явления или, вернее, адекватной объективной воли, но непосредственный образ самой воли и поэтому представляет ко всякому физическому началу мира- метафизическое начало, ко всякому явлению - вещь в себе..." ( "Рождение трагедии из духа музыки". Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Т.1 "Мысль" 1990) -так пишет Шопенгауэр, "...этот философ, наконец, единственный из всех познал сущность музыки" ( "Письма Ницше" Москва 2007 г. Письмо к Эрвину Роде в Гамбург ( Лейпциг, 9 ноября 1868 г.) . Ницше перенимает идеи своего учителя, чтобы развить и обогатить их, чтобы создать свое собственное мощное фундаментальное учение о Воле, о Жизни, о Музыке. Ему еще предстоит проделать путь от "некудышного композитора" ( "Письма Ницше" Москва 2007 г. ) музыкальные произведения которого, по выражению дирижера Ганса фон Брюлова есть ни что иное как отвратительные стенания, бездарная, антимузыкальная пародия на Музыку, лихорадка, настоящее преступление, до певца Диониса, облекшего Музыку в слово. Ницше раскажет миру в своих произведениях то, что так и не удастся ему расказать в жизни, он расскажет миру Музыку. Но это будет потом. А пока его ждет очередное эстетическое потрясение, имя которому Рихард Вагнер.
  В 1868 году происходит их первая встреча, и , хотя Ницше уже был знаком с творчеством Вагнера раньше, колоссальное впечатление фигура композитора производит на философа именно в день их встречи, с тех пор долгое время он находится под влиянием музыки и личности Вагнера.
  В своем письме к Вагнеру в 1870 году Ницше пишет "Если правда - написанное однажды, к моей гордости, Вами: а именно, что мной дерижирует музыка, то уж во всяком случае вы- дирижер этой моей музыки..." ( "Письма Ницше" Москва 2007 г.) И, действительно, Ницше как-бы находится под дирижированием главных, на тот момент событий его жизни : в первую очередь, своего любимого Мастера - Р. Вагнера, а также А. Шопенгауэра и все больше увлекающей философа античной Греции. В результате, в 1872 году из под пера философа выходит труд, под заглавием " Рождение трагедии из духа музыки." Этот плод своих эстетически-философских размышлений Ницше посвящает кумиру и учителю Р.Вагнеру : "...я позволю себе сказать, что мое убеждение и взгляд на искуство, как на высшую задачу и собственно метафизическую деятельность в этой жизни, согласно с воззрением того мужа, которому я, как передовому великому бойцу на этом пути, посвящаю эту книгу." ( "Рождение трагедии из духа музыки". Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Т.1 "Мысль" 1990) Углубившись в изучение греческого феномена трагедии и трагического хора, Ницше открывает для себя нечто потрясающее, новое, явившееся для него поразительным откровением. Ницше открывает для себя Диониса, и обретает тем самым путеводную нить для великого восхождения и великого падения. Он станет служителем Диониса, его учеником, проповедником, самым страшным врагом, он, наконец, воссоединится с ним. И, хотя путь дионисийского пробуждения еще только начат, трагедия жизни уже зарождается.
   Шокирующая резкость суждений Ницше , его нигилизм, его новый неистовый Бог, не могли не вступить в резонанс с мировосприятием почтенного, подуставшего от тягостей жизни, великого признанного композитора Вагнера. В их отношениях заметно охлаждение. 1874 год - любимый мастер теперь еще и "замаскированный актер" ( философ перестает посещать кумира. Четыре года спустья Вагнер наносит решительный контрудар- резкие нападки на Ницше, без указания имени, в статье композитора "Публика и популярность". Ницше тяжело переносит назревающий разрыв, который сулит ему совершенное одиночество : "...у меня не было никого, кроме Рихарда Вагнера" () ( . Он всеми силами старается удержать былое, он напрягает все силы " ...чтобы разрушить стену, которую природа воздвигла между нами." ( ) Вагнер был для Ницше единственным человеком в этом мире, который был способен понять его. Вагнер был для него не только музыкантом, постигшим саму суть музыки, он был для него и философом , постигшим ее.
  Теперь Ницше предстоит произвести великую Переоценку ценностей, пройтись философским молотом по всем прежним кумирам : "...я набрасывал картину того, что сковывало меня раньше: Шопенгауэра, Вагнера, греков, гения, святости, метафизики, всех бывших идеалов, высшей морали..." ( ) Годы странничества, болезнь и тяжелые приступы, балансирование на границе жизни и смерти. Но болезнь нужна была ему, чтобы больше влюбиться в жизнь, жизнь, в которой его снова и снова ожидало одиночество. 1878 год - "Menschliche, all zu Menschliche" выходит из под пера Ницше, в этой книге "для свободных умов" философ рвет с прошлыми привязанностями. В ответ ему - насмешливый плевок Вагнера - либретто "Парсифаля с посвящением "Дорогому Фридриху от Вагнера, непременного члена духовной консистории". О взаимопонимании не могло быть и речи "Это перекрещивание двух книг" - понимает Ницше. " Мне казалось, что я слышу при этом зловещий звук. Звук, напоминавший перекрещивание мечей... Во всяком случае мы оба это чувствовали, ибо оба молчали". ( "Ессе homo". ) Это был зловещий звук, ознаменовавший начало вражды со своим кумиром, вражды, которой отныне не будет конца.
  И последствия этой вражды окажутся разрушительными для Ницше. Вагнер переживет разрыв легко, ведь он сулит ему всего лишь потерю одного из своих верных почитателей. Стареющий гений , ленно примостившийся на лаврах славы, в окружении восторженных юнцов и преданной жены. Он уже претерпел колоссальные потрясения , он бросил вызов всему консервативному музыкальному миру, он произвел революцию театра, вступил в неравный бой, и вышел победителем из него;он сказал все, что хотел сказать; в конце концов, в его талант был влюблен сам принц Баварский Людвиг II . Ницше оказался для Рихарда Вагнера всего лишь интересным экземпляром , композитор так и не смог постичь хрустальной души своего страдающего собеседника. Но Ницше просто не мог поступить с этой звездной дружбой подобным образом. Возможно, потому что, он был слишком одинок. Одиночество - как обратная сторона слишком чистой души. "Ζήτεω τόν άνθρωπόν" - подобно античному Диогену скитается философ в поисках достойного человека, достойного его собственной тонкой души. Это кажется удивительным, но имморалист, динамит, яростный Лев в своей философии, в жизни он был тихим и мягким человеком. "Святым" - il santo - таким он казался даже случайным путевым знакомым и простым людям" (Heckel K. Nietzsche. Sein Leben und seine Lehre. Leipzig, 1922. S. 168) "У него была привычка тихо говорить, осторожная, задумчивая походка, спокойные черты лица и обращенные внутрь, глядящие вглубь, точно вдаль, глаза.... В обычной жизни он отличался большой вежливостью, почти женской мягкостью, постоянной ровностью характера. ему нравились изысканные манеры в обращении, и при первой встрече он поражал своей несколько деланной церемонностью" (Риль А. Фридрих Ницше как художник и мыслитель. СПб., 1898. С 25) Ницше обладал почти королевским достоинством. После одной дурной выходки Р. Вагнера он , по словам самого композитора, " ..не сказал ни слова...он покраснел и удивленно посмотрел на меня со скромным достоинством. Я дал бы сейчас сто тысяч марок, чтобы уметь вести себя , как этот Ницше." (Forster-Nietzsche E. Op. cit. 2. Abt. Bd 2. S. 832). Философ остро переживал за судьбу искуства и эстетического наследия. В письме к К. фон Герсдорфу 21 июня 1871 года Ницше пишет, рефлексируя о поджоге Тюильри в Париже коммунарами "...Я знаю, что это значит: борьба против культуры. Когда я услышал о парижском пожаре, я был несколько дней полностью раздавлен и затоплен слезами и сомнениями: все научное и философско-художественное существование показалось мне нелепостью, если оказалось возможным истребить за один-единственный день великолепнейшие творения искусства..."
   Из всего вышесказанного видно, что Ницше был человеком с очень тонко организованной душой, поэтому он просто не мог не плениться чарами искуства, поэтому он не мог не нырнуть в сверкающий поток Музыки. И, теперь, когда он нашел уже было в лице Вагнера того самого "человека", он не мог смириться с мыслью, что он ошибся в своем кумире, он не мог его не возненавидеть.
   Теперь Ницше уже не просто критикует, клеймит своего Вагнера, его актерство, его плаксивые христианские сюжеты, в"Плаче Ариадны" он преследует Ариадну-Козиму Вагнер, за соучастие в вагнеровском "Парсифале". Он отчаянно мстит Вагнеру за предательство, а более всего, за свое безнадежное одиночество. Он мстит Вагнеру, но не в состоянии мстить музыке. Теперь философ находит для себя Юг, его влечет чудесная южная музыка Бизэ. После испытанный потрясений, после всех этих переоценок его вероятно манит что-то, способное принести простое человеческое счастье, Ницше ишет покоя. "Вчера днем я чувствовал такое счастье, небеса были синими, воздух мягким и чистым, я был в Розентале, куда меня завлекла музыка Кармен" - в 1882 году пишет он в письме к Лу фон Саломе в Штиббе. Но философ так и не находит спокойной и мирной южной жизни. Страсть "Кармен" не запоняет всей его полноты. Ницше порвал с Вагнером как с сомыслителем, но Вагнера как композитора он не в силах вычеркнуть из своего сердца. Он снова и снова будет возвращаться к его музыки до последних дней своей жизни.
  И вот наступает 1883 год . Этот год имеет огромное значение в биографии Ницше. Происходят два, возможно самых значимых для философа события. Рождение его Заратустры и смерть Рихарда Вагнера. Смерть композитора производит на него противоречивое впечатление. Он глубоко затронут, потрясен до глубины души, но одновременно Ницше предчувствует облегчение. Он слишком любил и любит своего звездного Вагнера, чтобы ненавидить земного. " Тяжело, очень тяжело на протяжении шести лет быть противником тому, кого прежде любил и почитал так, как я любил вагнера; и притом, будучи противником, обрекать себя на молчание- из почтения, которого этот человек заслуживает в целом..." () Ницше надеется, что теперь его " буря утихнет" , но в это самое время его уже увлекает в стремительном танце ввысь новое воплощение дионисийской сущности, сын одинокого философа- смеющийся пророк Заратустра. Заратустра явился к нему, явился "как тип", по словам самого Ницше, в бухте Санта-Мергерита Рапалло в Италии . Шум волн, легкий морской ветерок и водные простроры без конца и края. Там Заратустра словно вышел к философу из самой пучины вод.
  "Передвижение статуи Элевтерия совершалось на корабле, двигавшемся на колесах. Вазопись показывает не только судно на колесах и бога, восседающего в нем и закутанного в широкое одеяние, но также маленькую процессию, которая сопровождала его появление. Корабль позволяет связать происхождение необычной процессии с морской стихией..." , в этом отрывке из книги К. Кереньи "Дионис" , описан один из обрядов чествования некого бога Элевтерия, никого иного, как самого Диониса : " Один из текстов микенского времени из Пилоса свидетельствует о культе, который мог быть только культом Диониса, почитаемого под именем : e-re-u-te-re di-wi-je-we? " Элевтера, сына Зевса"... От гавани вела дорога...которая поднималась к перевалу, где находились Элевтеры. Очевидно, это и был путь бога, в конце концов достигшего Афин как Элевтерий" (К. Кереньи "Дионис. прообраз неиссякаемой жизни" "Ладомир" Москва 2007 г. С.114).
   Через тему моря я , вслед за Ф. Юнгером в его работе "Ницше", хочу провести первую параллель между Заратустрой Ницше и Дионисом, образ которого снова захватывает сознание философа, возможно, даже с большей силой, чем в " Рождении трагедии" , в которой философ еще только пишет о Дионисе как сторонний наблюдатель. В Заратустре он как бы сливается с божеством, сам становится хором, узревшим явление Диониса. Работа над Заратустрой захватывает философа, так создает он собственный мир, наполненный музыкой, в котором он владычествует, спасаясь от своего одиночества, смело вглядываясь в глаза бездны. В писмах относящихся к 1883 году он постоянно говорит о книге, он буквально одержим ею. " ...это лучшее из всего, что я написал, и с написанием этой вещи я снял с души тяжелый камень. у меня нет ничего более серьезного и вместе с тем более светлого..." (Письма Фридриха ницше . Культурная революция. москва 2007 г. "Письмо к генриху в Венецию" С. 199) , "Книга, о которой я тебе писал, родившаяся всего за 10 дней, кажется мне теперь моим Заветом" ( Письма Фридриха ницше . Культурная революция. москва 2007 г. Письмо к францу Оверберку в базель . С. 201) .
   "Так говорил Заратустра" , я бы осмелилась сказать, что это одно из самых музыкальных произведений, написанных за всю историю философии. Стиль - острее иглы. Здесь Ницше достигает апогея своих возможностей, этот текст пронизан музыкой насквозь. Даже по форме, по словам Р. Штрауса произведение напоминает четырехчастное музыкальное произведение, симфонию или сонату. вдохновленный композитор даже пытается создать нечто подобное и пишет свою симфоническую поэму "так говорил Заратустра." . И, не смотря на то, что ницшеанский Заратустра написан словами, он обладает поистине музыкальным очарованием. Пусть в реальной жизни философу так и не удалось получить полноценного музыкального образования , реализовать свою детскую мечту и стать композитором в обычном понимании этого слова, но вся его невыраженная внутренняя Музыка, все его эстетическое чутье материализовалась в этой книге. Ницше понимает это, он с ликованием глядит на свое новорожденное дитя : " ...в этом " Заратустре" немецкий язык доведен до совершенства...мой стиль- это танец ; игра всевозможных симметрий, и перепрыгивание, и передразнивание их. Это выражается даже в выборе гласных." ( Письма Фридриха ницше . Культурная революция. москва 2007 г. Письмо к Эрвину Роде в Тюбинген. С. 218) .
  "Я должен научиться играть на своем стиле, как на клавиатуре, но играть не заученные пьесы, а свободные фантазии, свободные в максимальной степени и тем не менее всегда логичные и основательные. "( Письмо к К. фон Герсдорфу от 6 апреля 1867 г. Сочинения Ницше. Мысль 1990 г. С. 27) - требует от себя философ и ему это удается. Заратустра невероятно музыкальное, символичное, метафоричное произведение. Игра словами и смыслами, собрание афоризмов. Но тем не менее в нем соблюдается логика изложения, в нем содержатся невероятно глубокие и сложные идеи. В этом его грандиозная уникальность. Устами Заратустры философ излагает все свои главные мысли, все, что содержится в каких-либо иных его произведениях. Здесь уже встречается тема вечного возвращения, воли к власти, сверхчеловека, переоценки всех ценностей . " Тот, кому довелось пожить в этом, возвращается в мир изменившимся," - так он пишет о своей книге в письме к Эрвину Роде. " Книга для всех и ни для кого" -называет ее философ. Он говорит в ней все, что хочет сказать и даже больше. Но способ его говорения настолько музыкален, что, как и подлинная сущность музыки, полный внутренний смысл Заратустры не может быть ясен до конца " ни для кого", возможно, даже для самого Ницше. Ее нельзя понять, ее надо чувствовать. Однако, понять его философию, не прочитав Заратустры, не представляется возможным. Говоря словами К. А. Свасьяна, " ...речь идет о книге, ставящей перед читателем странное условие : понимать не ее , а ею.
  Итак, Ницше вкладывает в Заратустру всего себя, он отдает себя во власть музыки, жертвует собой, своим прошлым , своей личностью. Он идет все дальше к своим "далеким мирам", разрывает себя на части, чтобы глядеть на мир сотнями глаз, сотнями масок, он вдохновенно бежит по избранному пути, прочь от "человека". Он готовится к чему то еще более грандиозному. " Сам я убежал оттуда очень далеко, у меня уже не осталось никого, кому бы я мог хотя бы даже рассказать - куда. Не стоит думать, что мой сын Заратустра выражает мои мнения. Он для меня - подготовка, интерлюдия. Прости!" (Письма Фридриха ницше . Культурная революция. москва 2007 г. Письмо к Элизабет Ницше в Наумбург от 7 мая 1885 г. С 237)
  "Жизнь это эксперимент" ( Письма Фридриха ницше . Культурная революция. москва 2007 г. Письмо к Элизабет Ферстер от 1886 г. С. 250) , и Ницше берется за проведение эксперимента под названием переоценка всех ценностей и преодоление "человека". И, чем дальше заводит философа эта тропа, тем глубже он погружается в пучину одиночества и непонимания. И вот стоит он перед лицом человечества, избавившийся от всех былых кумиров, отдалившийся от семьи и от друзей, разочаровавшийся в любви к земной женщине Лу фон Саломэ, "...скорее динамит, чем человек." Динамит, благодаря которому "...земля содрогнется от чудовищного разрыва", но для этого Ницше придется взорваться, уничтожить себя. Ницше понимает это, и человеческое в нем временами одержимо непонятной тоской. " Дорогая подруга, неужели же нет ни единого человека на свете, который бы меня любил?" (Письма Фридриха ницше . Культурная революция. москва 2007 г. письмо кМальвиде фон Мейзенбург от 1882 г. С 195) " Временами на меня нападает неописуемая тоска" (Письма Фридриха Ницше . Культурная революция. москва 2007 г. Письмо к Францу Оверберку от 1888 г. С. 322.) Тоска, окончательного спасенья от которой философ не находит даже в музыке . Но без музыки жизнь кажется совершенно невозможной, особенно теперь, когда очарование Заратустры понемногу отступает и былые раны снова напоминают о себе. " Стареешь, тоска все больше овладевает тобой - уже сейчас мне, как царю Саулу, требуется музыка..."( Письма Фридриха ницше . Культурная революция. москва 2007 г. Письмо к Эрвину роде в Тюбинген от 1886 г. С. 252)
   Ницше возвращается к старой теме вагнеровской музыки. И не может придти здесь к согласию с самим собой. Он то открещивается от Вагнера, то восторгается его музыкой, и вновь ругает, и снова влюбляется. " Человек подобный мне, profondement triste, не может долго уживаться с вагнеровской музыкой. Нам нужен юг, солнце "любой ценой", ясное, бесхитростное, невинное моцартовское счастье и нежность в тонах." (Письма Фридриха ницше . Культурная революция. москва 2007 г. Письмо к Эрвину роде в Тюбинген от 1886 г. С. 252) "Profondement triste" , что в переводе с французского означает глубоко печальный, "моцартовское счастье" - Ницше как будто ищет в этой мягкой , нежной музыке спасения от чего-то темного, резкого, живущего в его собственной душе. Быть может, уже тогда, в 1886 году, философ предчуствовал трагедию, которой суждено произойти тремя годами позже, не зря же он и ранее, в 1882 году, обращаясь к Лу фон Саломе, в шутку пишет :" Я был в Розентале, куда меня завлекла музыка "Кармен". Там я сидел 3 часа... и самым невинно-проницательным образом размышлял о том, нет ли у меня какой-либо предрасположенности к помешательству. в конце концов я сказал себе: "Нет". затем зазвучала музыка "Кармен", и на полчаса я потонул в слезах и сердечной стукотне. когда вы это прочтете, вы в конце концов скажете : "Да".(" Письма Фридриха ницше . Культурная революция. москва 2007 г. Письмо к Лу фон Саломе от 1882 г . С. 190) " Солнце "любой ценой"", а именно, ценой отречения от резкой, от слишком мощной " бесконечной мелодии" Вагнера. "...Но мне нельзя южнее", и Только такая музыка исступления, музыка на гране человеческого, безумствуящая музыка могла бы зваться Дионисийской. И певец Диониса в Ницше стремится к ней всей своей сущностью . "Найдем ли мы хоть у одного живописца такой печальный взор любви, какой нарисовал Вагнер последними акцентами своей увертюры?", "...каждый нюанс чувства заострен до предела..." ( Письма Фридриха ницше . Культурная революция. москва 2007 г. письмо к Генриху кезелицу в Венецию от 1887 г. С. 266) Но человек в философе отчаянно цепляется за жизнь." Die Anhangerschaft an Wagner zahlt sich theuer." ( Der Fall Wagner von Friedrich Nietzsche Neuasgabe 1999 S.41) Предвидя вслед за исступлением страшное падение в непроглядную пучину, бежит от этой музыки." Вагнер принадлежит лишь к числу моих болезней"( Фридрих Ницше. сочинения в двух томах. Т.2. "Мысль" Москва 1990. С. 526) -говорит философ, "Тристан...как явление симптоматическое для искусства в целом, он служит и останется символом разрушения" (Письма Фридриха ницше . Культурная революция. москва 2007 г. Письмо к Карлу Фуксу от 1886 г. С. 254) "Точно также мне представляется эксцентричностью то, что я был вагнерианцем. то был чрезмерно опасный эксперимент." ( Письма Фридриха ницше . Культурная революция. москва 2007 г. Письмо к карлу Фуксу от 1887 г. С. 291) Летом 1888 года Ницше пишет свой " Der Fall Wagner", и в нем разражается оглушительной критикой композитора : "Wagner ist ein grosser Verderb fur die Musik. Er hat in ihr das Mittel errathen, mude Nerven zu reizen, - er hat die Musik damit krank gemacht" (Der Fall Wagner von Friedrich Nietzsche Neuasgabe 1999 S.23) Вагнер "против хорошего вкуса", "он притупляет", он , прежде всего актер" - пишет Ницше. ." Die Anhangerschaft an Wagner zahlt sich theuer." -снова и снова повторяет Ницше.
  Но зимой 1888 года в письме к Карлу Фуксу философ говорит уже совсем другие вещи :" То, что я говорю о Бизе, Вам не стоит принимать всерьез; на самом деле я мог бы и вовсе не брать Бизе в расчет. но в качестве иронической антитезы Вагнеру он более чем уместен...."Кармен" - самая успешная опера за всю историю этого жанра...Тристана же вниманием не обходите: это капитальное произведение, с очарованием которого не сравнится ничто - не только в музыке, но и в искусстве вообще." ( Письма Фридриха ницше . Культурная революция. москва 2007 г. письмо к карлу фуксу от 1888 г. С. 357) Так, Ницше - человек как бы признается в поражении перед фигурой своего мастера и мощью трагической Музыки. В январе он отказывается от публикации "Ницше contra Вагнер". Ницше - Дионис пишет Дионисийские дифирамбы и, немногим позже, отдает себя во власть Музыки, отказывается от себя и сливается с танцующим Богом : "Желая оказать человечеству безграничное благодеяние, я даю ему мои Дифирамбы. Я передаю их в руки поэту Изолины, величайшему и первому сатиру из ныне- и не только ныне- живущих...Подпись: Дионис." и вот в 1889 году раздается страшное заключение : Фридрих Ницше помешался. Он то " прыгает по-козлиному, гримасничает и выпячивает левое плечо" и предпринимает другие странные действия, то становится прежним Ницше. С 1889 года , во время своего пребывания Ницше в психиатрической клинике, он ни написал ни слова. Он навсегда замолкает как философ. Но что-то еле слышно доносится из окон здания его вынужденного заточения. Нет, не смех и не плач сумасшедшего, не его бессвязные крики! Звучит Музыка. " Тут он уселся за инструмент и начал импровизировать. О, если бы вы слышали это ! ни одной фальшивой ноты! Сплетение звуков тристановской утонченности! Pianissimi, потом хоры и фанфары, бетховенский гнев и триумфальное пение, и снова нежность, мечтательность - неописуемо. "(Фридрих Ницше Сочинения в двух томах. Т.2 Мысль. Москва 1990 г. С.827) - пишет П. Гаст 1 февраля 1890 года после посещения Ницше. Летом этого же года мать философа пишет Ф. Оверберку: " Мне кажется, что мозг его просветляется с каждой неделей. Так, несколько дней назад он сел за рояль, как это по обыкновению делает всегда после обеда, и сыграл мелодию, очень мне понравившуюся, но незнакомую. К вечеру я спросила его, что это была за мелодия, он ответил мне : " Opus 31 Бетховина, в трех частях". Его игра на фортепиано столь осмысленна, что кажется, будто он думает при этом..."(Фридрих Ницше Сочинения в двух томах. Т.2 Мысль. Москва 1990 г. С.827) Родственники и друзья надеются на выздоровление Ницше, но оно, конечно, не последует. Слишком долго глядел философ смело в глаза собственной бездне и слишком глубоко проник он в сущность Музыки. "An diese achten Musiker ich die Frage, ob sie sich einen Menschen denken konnen, der den dritten Act von "Tristan und Isolde" ohne alle Beihulfe von Wort und bild rein als ungeheuren einem krampfartigen Ausspannen aller Seelenflugel zu verathmen?...Ee sollte er ertragen? in der elenden glasernen Hulle des menschlichen Individuums, den Wiederklang zahlloser Lust- und Weherufe aus dem "weiten Raum der weltennacht" zu vernehmen, ohne bei diesem Hirtenreigen der metaphisik sich seiner Urheimat unaufhaltsam zuzufluchten?" (Die Geburt der tragodie von Friedrich Nietzsche Neuasgabe 1999 S. 135) Видимо невозможно. Невозможно человеку вынести этих "подлинных" звуков и сохранить при этом себя самого. " Вихрем проносится пламенная жизнь дионисических безумцев." (Фридрих Ницше Сочинения в двух томах. Т.1 Мысль. Москва 1990 г. С.62)
  Быть может, чтобы изменить свою судьбу, философу пришлось бы отречься от своей бездны и от своей Музыки, но, кто знает, возможно тогда жизнь стала бы для Ницше самой страшной пыткой. "Без музыки жизнь была бы для меня бессмыслицей." (Письма Фридриха ницше . Культурная революция. москва 2007 г. письмо к георгу Брандесу от 1888 г . С. 307) А вокруг него - клеткой возвышаются стены клиники, само тело - уже клетка для поющей души. В 1900 году 25 августа в полдень Фридрих Ницше умирает. И больше ни слова, ни звука.
  
Оценка: 8.00*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"