Кожин Юрий Алексеевич : другие произведения.

Глазами обывателя. Часть 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


ГЛАЗАМИ ОБЫВАТЕЛЯ.

      ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. В ЧЕЧНЕ И О МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
     
      Вначале автодром. Потом Главный пожелал в тир. Приклад к плечу, стоит целится. - Погоди - говорю - ты что, никогда не стрелял? Нет - отвечает простодушно. Ответ удивил. Главному 13. Некоторые мои сверстники в его возрасте уже имели значок "Ворошиловский стрелок". Да и я стрелял немало. - Чтобы попасть в цель лучше локти установить на опору, колебание мушки уменьшится. Для этого перед тобой барьер. Подумалось - принял позу боевика. Те, кто воюет на наших телеэкранах никогда не пользуются опорой, даже если она прямо под стволом, например подоконник.. Стреляющий у дерева к дереву ствол не прислоняет. Тем кто воевал такое кажется противоестественным. И еще - стреляющий не пытается уберечься от встречных пуль, стоит в рост, а мог бы стрелять с колена или лежа. Для стрельбы почему-то выходит из-за укрытия...
      Детство, романы Ф.Купера, В.Скотта...Ах как метко стреляли их восхитительные герои. Без промаха поражали любую цель лишь бы пуля (или стрела) долетела. Мой любимый киногерой красноармеец Сухов тоже очень метко стрелял из именного нагана. Стрелял сразу мгновенно не целясь. А какова реальная возможность попасть в цель из личного оружия?
      Оружие, которым вооружена армия, считается безупречным. О его недостатках мы узнаем только после того, как на вооружение поступило более совершенное. И так всегда.
      ППШ - автомат времен ВОВ. Упражнение N1 - поразить грудную мишень - расстояние 150м, патронов 10, стрелять короткими очередями, лежа, автомат на опоре, время не ограничено. Условия максимально благоприятные. Три попадания - отлично, два - хорошо и т.д. Осень 45-го, инспекторская проверка, к которой тщательно готовились. Тому, кто выполнит на отлично, комбриг обещал отпуск домой (находились в Румынии). Побывать дома после войны - мечта каждого, но отличников оказалось всего несколько.
      Если закрепить оружие в станке и сделать три выстрела в щит, то пуля в пулю не попадет. Получится три пробоины, соединив их прямыми получим треугольник, площадь которого зависит от расстояния щита, точности изготовления ствола, пули и ряда других причин, температуры ствола, к примеру. При стрельбе ствол нагревается и расширяется. Когда-то этот фактор учитывали. Вспомним легендарный пулемет "Максим" - в кожух ствола заливали воду. Если бой жаркий - вода закипала. Но так ли уж важна точность боя для автомата, ведь стреляют очередями - какая-нибудь пуля да попадет. Нет, при выполнении упражнения N1 цель поражает только первая пуля, а остальные летят за пределы щита. Важно так же новый ствол или старый, из которого уже вылетели сотни, а то и тысячи пуль. Приходилось убеждаться, что старый автомат просто плюется пулями не поражая ясно видимого противника.
      Недавно в поезде разговорился с хлопцами отслужившими свое. Вспомнил ППШ и спросил - как они оценивают автомат Калашникова. - Калашников не чета ППШ - отвечал один из них. Из него можно поражать цель хоть на 400м. В душе я усомнился, а вслух спросил - тогда почему же в Чечне все еще бродят боевики? - Да просто солдаты, наверное, плохо обучены. Обучены. Что означает это слово? И почему боевики обучены хорошо, а наши плохо.
      Доперестроечное прошлое, очередь за яблоками по госцене. Незадачливый ветеран пытался протиснуться к прилавку, но получил достойный отпор. Особенно эмоционально возмущалась девушка. А парень в очках говорил спокойно, вразумительно - каждому поколению свое, Вы воевали, ну и что...доведется и мы возьмемся за оружие и будем воевать не хуже. Думалось - действительно, имея таких предков нельзя воевать плохо. И еще - у молодых все просто, как у Светлова - я хату покинул, пошел воевать... А мы, мое поколение...
      До ВОВ считалось, что страна во вражеском окружении, но враг неоднороден (кстати, у нас всегда враг неоднороден). Есть буржуи, но есть и угнетенные, братья по классу, которые, конечно же за нас.
      Начало войны, сокрушительные поражения, в ходе которых, кроме прочих просчетов, выяснилось, что интернационализм и благодушие с войной несовместимы. Стойкость, мужество солдату необходимы, но этого мало. Для победы нужны и ярость благородная и готовность мстить...Широкое распространение получил лозунг - нельзя победить врага не научившись ненавидеть. Солдат должен быть убежден в своем превосходстве, презирать врага, смело рисковать и многое другое. Чтобы наверстать упущенное пресса старалась вовсю. Из публикаций получалось, что красноармеец такой и есть, но в действительности становление воина происходило трудно, сопровождалось немыслимыми потерями. Враг был силен, жесток, не давал опомниться. Кстати, по-моему мстительным, жестоким и ненавидящим русский солдат так и не стал, хотя причин для этого было достаточно.
      Чем же отличался солдат победитель 45-го от необстрелянного красноармейца 41-го? В чем проявилось его воинское умение? Умение, которое так высоко ценил Суворов. Ответить на этот вопрос оказалось вовсе не просто. Не стоит перечислять все компоненты умения. Их много, но главный? Долгое время мне казалось, что главное приобретение ветерана - преодоление страха смерти. Ведь Суворов и Наполеон были бесстрашны, а войско начинается с них. Ну может быть страх полностью изжить нельзя, но научиться подавлять его можно. Выражаясь газетным языком того времени - воспитать в себе презрение к смерти. Однако вспомнились первые месяцы войны и оборона Москвы. Нередко массы людей безропотно шли в атаку, атаку не подготовленную, без артподдержки...Шли обречено на верную гибель, не веря в целесообразность этой атаки, но никто не поворачивал вспять. Так кто же смелее - ветеран 45-го или красноармеец 41-го?
      Солдат 43-го уже другой. Он обвыкся, приноровился к войне, после Сталинграда познал вкус победы. Бывалый солдат меньше подвержен эмоциям и потому действует более разумно и эффективно. Стало возвращаться чувство собственного достоинства. Опять парадокс - это самое презрение к смерти приходило как-то неуловимо сочетаясь со все возрастающей собственной значимостью.
      Когда читаешь о событиях в Чечне кажется, что мы с чеченцами поменялись ролями. Это они чеченцы обладают бесценным опытом ведения войны и широко его используют. И как быстро из чеченской молодежи получаются воины, похоже они готовились к войне с пеленок. А мы повторяем весь негатив, все ошибки прошлого. Конечно, эта война не нужна и преступна. Конечно же наши солдаты оказались в хаосе - противоречивые распоряжения Москвы, взаимоисключающие команды...И все же сознание отказывается воспринимать весь этот срам и позор.
      Радуев со своими боевиками в Кизляре. Кстати об именах. В отличие от имен наших военноначальников, которые ну ни как не запоминаются, имена чеченских главарей у всех на слуху, популярны, мы их даже знаем в лицо. Рейд Радуева сплошная сенсация. Никто не мог воспрепятствовать его движению. В Кизляре разогнал местный гарнизон немалой численности, сжег вертолеты в аэропорту, обосновался в больнице и потребовал прессу и комфортабельные автобусы для возвращения в Чечню. На телеэкранах его боевики полны достоинства. Сам Радуев на удивление прост и скромен. Сидит в автобусе среди своих и заложников, задумался, автомат в углу. Ах Радуев - живая легенда, полная романтизма. Журналисты сравнивают его с Робен Гудом. Говорили что согнанных в больницу заложников радуевцы потчивали конфетами и печеньем из разграбленных магазинов. Это привело журналистов в умиление. При таком освещении событий понесенные нами потери как-то не впечатляли.
      В поселке Первомайском, что на границе Дагестана и Чечни, отряд был окружен. Ага, попался таки волк возвращаясь из овчарни! Впрочем, попался ли? Если судить по прессе, чеченцев окружали много раз и в Грозном и в Гудермесе и в Бамуте...Всегда они неспешно и благополучно выходили из окружения, не оставляя убитых и раненых. Важный штрих - наши не так. Когда узнаешь, что в ростовском морге сотни неопознанных трупов из Грозного или что в самом Грозном трупы долго не собирают...вспоминается ВОВ, особенно ее первая половина. Дурная традиция сохранилась.
      Итак, в небольшом поселке Первомайском, покинутом жителями, пару сотен боевиков окружены 3-х тысячным нашим войском. Сам замминистра обороны возглавил операцию. Три дня почему-то тишина. Вся страна, весь мир напряженно ждали исхода. И какой неожиданный финал - ночью боевики ушли в Чечню, опять же не оставив убитых и раненых.
      Приходилось читать о нечто подобном. В 21-ом году Махно со своею бандой исколесил весь юг России и Украины от Астраханских степей до Румынской границы. И никто не мог его укротить. Случалось разгонял или разоружал крупные воинские части.
      После Первомайского (немного спустя) Радуев с охраной проехал по всем республикам Северного Кавказа - от Азербайджана до Минеральных вод призывая горцев к войне с Россией. Странно, но силовики не решились препятствовать этому вояжу.
      В наши дни, на наших глазах происходят такие войны, когда победа достается сильнейшему почти без людских потерь, и все же не следует забывать, что собой представлял бой, психологию солдата. Не исключено подобное и теперь.
      Упростим и схематизируем ситуацию до предела. В окопе обороняющейся солдат. Идет артподготовка - сплошной вой свист и разрывы. Земля ходуном, черно от пыли и дыма. Солдат на дне окопа. На него сыплется земля и комья. Такое длится час-два, а кажется, что вечность. К концу артподготовки солдату представляется (особенно новичку), что все вокруг погибло и только он (оглушенный и обалдевший) чудом жив. Сознание и воля солдата, его душевные силы, способность сопротивляться - как бы пропущены сквозь молотилку и если не вымолочены полностью, то значительно ослаблены. Солдат думает с трудом и замедленно...Интенсивность артогня заметно ослабла. Солдат отряхивает землю, приподнимается. Издали приближаются трое (по три на каждого обороняющегося) стреляя с ходу. Обороняющийся замаскирован, какое-то время его могут и не видеть, но чем ближе противник тем короче свист пуль и вот они уже взбивают пыль на бруствере окопа, перед самым носом. Наступает кульминация боя. Прятаться от пуль нельзя - напротив, своим огнем обороняющийся должен остановить противника, затруднить прицельную стрельбу, поражать его. У обороняющегося оружие на упоре, дышит ровнее, стрельба точнее, но наступают трое, шансов победить у них больше. Хотя как сказать. У наступающих свои трудности и проблемы - часто они предельно утомлены (перебежки, переползания, окапывание...), плохо знают оборону, не защищены от пуль и осколков, несут потери... Бой по такому сценарию случается не часто, но солдат всегда должен быть к нему готов. Иначе он не солдат и войско не войско. Ну а кто же побеждает? Ответ казалось бы прост - тот, кто лучше обучен, подготовлен и т.п. С древних времен известно, что побеждает тот, кто в бою смел, решителен, ну и умел, конечно. У смелых потери, как правило, меньше.
      На телеэкране умелые, сильные, ловкие. Ах как хороши они в рукопашном бою. Один побеждает многих. Скептически смотрю на это шоу. Со времен ВОВ знаю, что элитные части или подразделения (сформированные из спортсменов или подобранные по физическим данным) не отличались результативностью. Элита полагает, что она должна побеждать, сама оставаясь целой. А в бою не так. Вот и теперь в Чечне - где их славные дела? Из авторской телепрограммы узнаю, что одно из подразделений "Альфа" было десантировано в тыл к чеченцам. Вскоре все оказались в плену. Их окружили, а рисковать жизнью никто не хотел. Чеченцы же в плен не сдаются. Так кто из них лучше обучен и подготовлен?!
     
     
      Из рассуждений на житейском уровне следует, что во времена предшествующие теперешней цивилизации мир состоял из народов или государств либо платящих дань либо ее получающих. Завоеватели грабили покоренные народы, угоняли людей в рабство и т.д. К началу прошлого века картина изменилась. Мир уже был представлен метрополиями и колониями (или полуколониями...). Колонии теперь вряд ли платили дань. Но метрополии вторгались в их жизнь - использовали природные ресурсы, дешевую рабочую силу...одновременно что-то строили, созидали... и навязывали свой образ жизни, свою религию, язык, чему-то учили...Такой этап развития мира видимо имел и положительные и отрицательные стороны. Те, кто жил в колониях, положительного не замечали и самоотверженно боролись за свою независимость. С ними заодно было и все прогрессивное человечество. Колониальная система рухнула. Казалось бы справедливость восторжествовала. И тут выяснилось много разного. Далеко не все освободившиеся народы обрели счастливую жизнь. А в страны Европы (бывшие метрополии) хлынул небывалый по многочисленности поток мигрантов из Африки и Азии. Под угрозой оказалось само сохранение европейских этносов.
      Кавказская война. Русские, горцы и турки. Горцы и турки - друзья, единоверцы. Турки охотно покупали у горцев рабов, захваченных при набегах. В обмен поставляли оружие, порох, свинец. По мнению горцев - русские агрессоры. И не только по их мнению. Русская интеллигенция, всегда находившаяся в оппозиции к властям, то же осуждала эту войну. В произведениях Лермонтова и Толстого горцы описаны с явной или скрытой симпатией. И как-то не ясно - ну зачем русским здесь воевать? В художественных произведениях того времени (до нас дошедших) не встречается упреков в адрес горцев за те опустошительные набеги в которых они участвовали вместе с крымчаками или самостоятельно. Ничего нет и о жизненно важных интересах России, связанных с выходом к морю и в Закавказье (к Армении и Грузии).
      Чтобы обуздать агрессию России на Юге в 1854г Англия, Франция и Турция объявили ей войну. На стороне союзников активно участвовали и горцы. Еще совсем недавно (вторая половина ХУ111 века) турки были вытеснены с территории где издавна проживали славяне (теперешняя Украина). К началу этой войны турецкие войска все еще находились в Румынии, Болгарии, Югославии...Так кто же агрессор?!
      Независимость и зависимость. Зависимость здесь, на Северном Кавказе. Зависимость от русского государства. В чем она выражалась? По моему во времена царизма горцы налогов не платили - да их и невозможно было собрать. С одной стороны по причине бедности населения, с другой - просто не было соответствующих гос.структур. И казаки не платили налогов, рассчитываясь с государством службой в армии на собственном коне. Никто не пытался изменить традиционный образ жизни горцев и религию. В советское время отчисления в казну конечно же шли, но государство тратило несравненно больше на развитие экономики и культуры горских народов. Естественно, это взгляд дилетанта. В споре на эту тему, на более высоком уровне звучали бы яростные обвинения с обеих сторон.
      Многие герои романтических произведений прошлого хладнокровно и даже с презрением относились к богатству. Оно подавляло свободу. Свобода, воля, независимость!.. Ах как они были желанны! Но в наше время стало очевидным - все же деньги первичны. Без них свобода - пустой звук.
     
      В 90-ых практически завершился уход русскоязычного населения из Чечни, да и из некоторых других республик Северного Кавказа. Уход походивший на бегство. Люди просто бросали жилье и все нажитое или продавали за бесценок и уходили. Жить стало невозможно из-за все возрастающего национализма. Этот процесс никак не освещала пресса, на него никак не пыталось влиять правительство. Покинуло свое местожительство больше миллиона. Как же мы к этому пришли?
      Русские в Чечне. Я о том чему являюсь очевидец или слышал от очевидцев. В начале 20-ых, спасаясь от голода, из Ульяновской области в Грозный приехала большая семья Ваниных. Среди них Прасковья Ивановна - будущая мать моей будущей жены Клары. Русских приезжало много и все труженики. Люди молодые энергичные, жадные до работы. Бурили скважины, строили нефтепромыслы, потом заводы, электростанции...прокладывали дороги, трубопроводы, ЛЭП, потом работали на построенных промыслах и заводах.
      До ВО войны Грозный был русским городом, в том смысле, что подавляющее большинство жителей - русские. Горцы предпочитали аулы, а в Грозный приезжали на базар. И в Грозном жили чеченцы, но антагонизма на национальной почве не ощущалось.
      До революции у горцев не было своей письменности. С помощью русских ученых появилась письменность. В республике образовалась сеть школ. Подрастающее поколение стало грамотным. Учителя, врачи, различные специалисты - русские. Но это в начале. Сравнительно быстро были подготовлены свои национальные кадры. Горцы имели льготный доступ в самые престижные вузы страны. Следующий этап - свои ученые, политики, государственные деятели...Конечно в жизни все гораздо сложнее
      Мне казалось, что горцы должны быть благодарны русским за тот вклад, те усилия, которые были предприняты для приобщения их к современной жизни, современной цивилизации. Кстати о цивилизации. С некоторыми оговорками можно сказать, что современная цивилизация порождена и получила свое развитие в Европе благодаря успехам науки. Достигнута невиданная производительность труда, жизнь радикально изменилась. Выявились и отрицательные стороны. Все слышней голоса, осуждающие ее. В частности говорят, что раньше человеку жилось проще и лучше. Так это или нет, но прогресс остановить невозможно. Всякие попытки затормозить прогресс, спрятаться от него или вернуться в прошлое - обречены.
      Судьбе было угодно, чтобы моя довоенная молодость прошла во многих городах Северного Кавказа. Среди друзей-приятилей пацаны или подростки разных национальностей. А потом война, служба в армии, институт...и всюду среда многонациональная.
      Еще будучи подростком заметил, что в уличной компании русские пацаны в своих высказываниях часто беспечны, бесшабашны...Горец - нет, что попало не ляпнет, даже среди друзей. Не приходилось слышать, чтобы горец рассказывал о проблемах в своей семье. И еще, даже незнакомые горцы одной национальности всегда поддержат друг друга, что у русских встречалось не всегда. Но это так, между прочим. И в армии и после армии у меня были отличные друзья-кавказцы. Мне казалось, что да, национализм еще есть, в основном среди малообразованных горцев, но скоро иссякнет, так как лишен подпитки. Сама жизнь сближает национальности.
      В войну участвовал в освобождении Крыма. Хотя и неофициально, но было известно, что крымские татары активно сотрудничали с немцами. Сильного впечатления это не произвело. Думалось - факт конечно очень неприятный. Но ведь ни одни они. У немцев были и русские добровольцы. После освобождения крымских татар выселили. В чем выражалось предательство и как оно выглядело долгие годы пресса не сообщала. И вот однажды, кажется в 80-ых толстый журнал (возможно "Новый мир") опубликовал переводы немецких документов (в конце журнала и мелким шрифтом). Документов о сотрудничестве крымчан с руководством вермахта. Публикация без комментариев. Специфичным военным языком в документах сообщалось о количестве бригад сформированных из добровольцев, приводились цифры факты оценки происходившего... Все без эмоций. Эмоции у читающего возникали сами собой. Получалось, что крымчане безмерно благодарны немцам за освобождение от многовекового ига. Нет, не просто благодарны, они боготворят Гитлера и теперь страстно желают участвовать в войне с русскими. При этом проявляется редкое единодушие и сплоченность. Я был потрясен! Откуда столько ненависти? Ведь до войны мы жили на равных, все народы считались братьями...По моим представлениям о взаимоотношениях между нациями был нанесен сокрушительный удар.
      Об этих самых взаимоотношениях наций. Пришлось задуматься, размышлять. Наверное, здесь значительную роль играют - историческое прошлое и теперешняя жизнь, религия, национальный характер, традиции...
      Немного об истории. В советское время мы (русские) о своей истории знали очень мало. Ну были небольшие учебники, в которых сжато и скучно излагались основные события от Рюрика до соц.революции. По мнению Сталина все предшествующие эпохи (или исторические этапы) схожи своим негативом, своей несправедливостью. Богатые (они же власть имущие) угнетали, эксплуатировали бедных...Запомнить свою историю по этим книгам, тем более гордиться ею было невозможно. А как на уровне семьи, рода-племени? Равенство между людьми провозглашенное советской властью, внедрялось в жизнь весьма своеобразно (особенно в 20-30 годы). Равными (бедными) надлежало быть и предкам. И если выяснялось (а этим занимались органы), что кто-то из предков занимал сколько-нибудь заметное положение в обществе (даже станичном) последствия могли быть весьма печальными. В лучшем случае - клеймо ненадёжности, недоверия. Таким перекрывали многие пути-дороги.
      В начале 90-ых узнаем, что наша история описана в трудах Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.С.Ключевского и др. Теперь они доступны всем желающим. Изданы и краткие изложения этих трудов.
      Историки пишут на строго документальной основе. Автор "Истории Кубанского казачьего войска" Ф.Щербина сообщает, что им и его помощниками были изучены более десяти тысяч архивных документов. Учтены и мифы и придания. На изучение и написание "Истории" (всего два тома примерно по 1000 страниц) ушло 15 лет.
      Ученый старается быть беспрестрастным, объективным. Казалось бы, при таком подходе, описание одного и того же периода или события у разных авторов должно быть очень схожим. Ничего подобного. Каждый автор по своему видит происходившее, акцентирует внимание на нужных ему фактах или явлениях, по своему оценивает деятельность участников событий. Труды названных авторов, видимо, не лишены патриотизма, но это заметишь не сразу. Однако урапатриотизиа в них нет. Отрицательные явления оцениваются как отрицательные. И еще нигде не встречал критических замечаний в адрес народов-соседей, в смысле критики их образа жизни или национального характера.
      Следующий не менее сокрушительный удар по моим воззрениям нанес близкий и очень уважаемый мною человек. Не могу назвать его национальности.
      Вечер, на столе водка. Мы прожили очень схожую жизнь. Оба трудяги по призванию. У него твердый характер, светлая голова и золотые руки. Руки, всегда готовые помочь другу. Живется ему теперь нелегко - возраст, букет болезней, волею обстоятельств из квартиры почти не выходит, но на здоровье никогда не жалуется.
      Вначале сетовали на сегодняшнюю жизнь, я больше слушал. Постепенно причиной негатива становились русские. Я попросил переменить тему, но он меня не понимал, не слышал. Беседа превратилась в монолог изрядно выпившего человека. Русские не просто источник зла... он комментировал наши пословицы и поговорки, обычаи, характер...все оказывалось черным, недостойным порядочных людей. Ничего хорошего от них не было и быть не может. И это говорил человек образованный, служивший в армии, имевший закадычных русских друзей, ради которых готов был на все. Человек, занимавший руководящие должности, его уважали, многие любили. И его родственники уважаемые видные люди. Я был в шоке, казалось что не смогу больше с ним встретиться, потом остыл, размышлял...Нет, я не поверил его словам, не поверил, что сказанное порождено жизнью. Наверное, выплеснулась закваска, полученная от предков. Человек труженик - чего ему только не простишь.
      Приходилось читать и слышать, что все горцы (по крайней мере европейские) похожи по своему характеру. Преданы традициям и своим горам, свободолюбивы, смелы и, пожалуй, романтичны. Читая незабвенного Расула Гамзатова нельзя не восхищаться национальным характером дагестанцев. Сколько в нем благородства, мудрости и отваги. Дудаев (первый президент Ичкерии) как-то обмолвился, что чеченец должен знать своих предков не менее чем в семи поколениях.. Прикидываю в уме - выходит со времен Шамиля, а то и раньше. Что значит знать? Знать, наверное, не только имена, но и их деяния, которые тесно связаны с жизнью тейпа. Деяния должны быть выдающимися, славными иначе зачем же их помнить. Логично предположить, что переходя из поколения в поколенее предки становились все более значительными. Достойный уважения и восхищения молодой человек - это воин. Воин бесстрашный в бою и удачливый в набегах. Таков менталитет нации. Для деяний нужен враг. Израсходовав все яркие и светлые краски на предков - врагу оставляли только черные. Все это, конечно домыслы, но не на пустом месте. Аналогичное наблюдается в преданиях и легендах многих народов. Здесь нужно оговориться. Прошлое горцев вовсе не только военные подвиги. Оно интересно, разнообразно и содержательно. Созданы своеобразные обычаи быта, культура, не уступающая культуре казаков. Но эта тема неисчерпаема и в двух словах о ней не скажешь.
      Вероятно можно усомниться в достоверности и объективности истории передаваемой устно. Не стоит обсуждать этот вопрос, лучше ответить на такой - хорошо или плохо знать свои родовые корни, живую историю своего народа. Ответ однозначный - конечно хорошо, просто необходимо. В этом залог жизнеспособности нации. Человек рождается не просто по случаю, неизвестно для чего, но продолжатель славного рода, которому предстоит сохранить и преумножить честь и достоинство своих предков. В жизни, в трудную минуту он всегда советуется с предками. Здесь и объяснение почему у горцев столь развито чувство собственного достоинства.
      Это произошло в Грозненском нефтяном институте, кажется, в 1957г. Чеченцев недавно вернули из Средней Азии. Молоденький чеченец-студент во время занятий выступил со страстными обвинениями в адрес русских. Это было импровизированное выступление. Оказалось, что он хорошо, скрупулезно знал историю своего народа. Историю, которая по его убеждению, состояла из бесчисленных притеснений, оскорблений и обид нанесенных чеченцам русскими. Его нисколько не смущало то, что он студент русского вуза, учится бесплатно, получает стипендию...А его дед не знал грамоты. Нужно отдать должное его смелости. Несколькими годами раньше за одну лишь фразу из его выступления можно было угодить за решетку. Нет, его не посадили и даже не выгнали из института. В те времена (да и потом) никто не напоминал чеченцам, что они предали свою страну в самый напряженный и драматический момент войны. Обвинения сыпались только на головы молчаливых русских и все в большем количестве и все более злые.
      О выселении чеченцев. Конечно же эта акция выходит за рамки любого правового поля. Она спланирована и осуществлена по воле Сталина и Берия. Русские ни какого отношения к ней не имеют. Меня всегда интересовал вопрос - в чем выразилось предательство, каковы его масштабы и значение. Уже в последнее время кое-что проскальзывало в прессе, но что-либо обстоятельного, убедительного не попадалось. Зато публикаций о депортации чеченцев - полно. Высылали их в заколоченных товарных вагонах. Везли долго. Ну что может быть ужасней?! Некоторые умирали.
      Весной 43-го на пополнение 4-го Казаче-Кубанского корпуса пришло несколько маршевых рот чеченцев. Мои одногодки (25-го и 26-го г.р.) пополнили корпус немного раньше, уже находились в учебных командах, но все еще носили гражданскую одежду, старенькую и сильно потрепанную. Чеченцы отличались - все в новой армейской форме, и как мне казалось выглядели старше и крупнее нас. С нами почти не общались. Почему-то недели через две их в полном составе, направили снова в Чечню. Чеченцы в войне не участвовали.
      Как они жили в Средней Азии? Об этом никаких публикаций. Но приходилось слышать - жили, по тем временам, неплохо. Да и как могло быть иначе. По всей стране мужское население находилось в армии или на оборонных предприятиях. В сельских домах только женщины, дети, да старики. И вот прибыли чеченцы, среди которых немало крепких молодых мужчин. Были конечно и у чеченцев немалые трудности, но разве их сравнишь с теми, что достались русскому народу. Вспомним блокадный Ленинград...Сталинград, где только 23.08.42г в результате массированных бомбежек погибло 43тыс.горожан. Война погубила или искалечила большую часть нашего молодого поколения. Здесь, на Кубани, я двадцать лет не мог встретить ни одного одногодка (25-го г.р.). А генофонд чеченцев практически полностью сохранен. И численность. В газетах недавно промелькнула цифра - 500 тыс. столько чеченцев депортировано в 44-ом году. А теперь их миллион (данные переписи 02г).
      В отличие от довоенных чеченцев, многие вернувшиеся предпочли жить в Грозном. Они вовсе не выглядели обездоленными, напротив держались уверенно, по-хозяйски.К тому же, скромно живущим горожанам, казалось, что у чеченцев бездонные карманы. В каком размере Хрущев компенсировал им убытки от выселения - не приходилось читать или слышать.
      Религия и межнациональные отношения. Теперь мы нередко слышим, что изначально в учениях Христа и Магамеда не было нетерпимости к иноверцам. Потом появились толкователи этих учений, появилось и противостояние. В наши дни опасное это дело.
      Прогресс цивилизации происходит неравномерно, к тому же сопровождается изменением нравов и образа жизни. Не всем такое по душе. Раздаются голоса осуждающие цивилизацию, призывающие вернуться к изначальной праведной жизни. Казалось бы - что тут плохого? Ну и живите в соответствии со своими религиозными догмами. Однако нетрудно заметить, что призывы вернуться к Богу исходят из тех же мест откуда к нам пришли (буквально в последние годы) агрессивный национализм, терроризм, похищение людей, наркотики...
      Национализм. Приходилось слышать, что на ранней стадии национализм может быть полезен - способствует становлению и развитию нации. Заглянул в толковый словарь. По словарю - идеология национального превосходства, замкнутости, антагонизма...ничего положительного. Подумалось - наверное должно быть слово антипод объединяющее положительные тенденции - "национальный патриотизм" к примеру. Ведь желание сохранить свою нацию, язык, культуру, обычаи... - свято. Эти чувства невозможно изжить, они наследуются на генетическом уровне. Когда хвалят, даже непомерно хвалят своих - ничего предосудительного не вижу. Плохо, очень плохо, когда нетерпимо относятся к соседям. Националисты обычно начинают припоминать старое, давно прошедшее, выискивая в нем что-то порочащее, негативное. У некоторых это потребность. Обиды, часто мнимые перерастают в ненависть. Страдает в первую очередь свой же народ.
      Наверное, нации, как и люди, бывают злопамятными и не злопамятными. Что вспоминать нашествие на Русь монголов или французов. Совсем недавно, в прошлую войну, у нас побывало (вместе с немцами) армии большинства европейских государств. Грабили, жгли, убивали. Покушались на святая святых- жизнь свободу и независимость народа. Забыть это невозможно, но злоба и ненависть быстро прошли.
      Было принято считать, что национализм особенно характерен для малых народов. Но вот совсем другой пример - небывалого расцвета достиг украинский национализм, народа не малого. Казалось бы - два братских народа (собственно говоря изначально один и тот же народ), между собой никогда не воевали...нет серьезных причин для антагонизма. Ну хорошо, согласен, упреки в адрес правителей прошлого имеются. Но при чем здесь народ. Мы всегда имели одинаковые права (верней бесправие) жили примерно в равных социальных условиях, при чем украинцы менее скудно. И вот теперь на бытовом и официальных уровнях русских обливают грязью. Именно народ, его характер, образ жизни, традиции.. Явление уникальное - раньше, да и теперь никто не решался плохо говорить о народе в целом. Даже грузины и чеченцы Можно возразить - националисты еще не народ. Согласен. Но они верховодят, а многие их поддерживают или терпят.
      Ну а русские? Во-первых, они антисемиты. Фактов и документов предостаточно. Но ключевые позиции в экономике, науке и культуре были и остаются в руках обижаемых. Во вторых они шовинисты (высшая стадия национализма)...Но ведь среди русских легко уживаются люди любой национальности и представительствуют во власти...Не хочется говорить на эту тему.
      А кто, какие слои наиболее подвержены национализму? Вопрос не простой. - Национализм исходит от правящей элиты - считали марксисты. В самом деле - ну какая разница пахарю или пастуху зависим его правитель или нет. Казалось бы аргумент весомый, но в действительности он почему-то не срабатывает, особенно на Кавказе. Между Кавказом и равнинной Россией есть существенная разница, которую, кстати, никак не желает признать Москва. В России были крепостные и дворяне, потом крестьяне и помещики-землевладельцы. Антагонизм между ними явление естественное. Немало для его обострения поработали революционеры и сочувствующая им интеллигенция. Помещиков, да и всех имущих били в гражданскую войну. А тех кто уцелел выселяла или истребляла молодая советская власть. Этот процесс самоуничтожения нации имел мощную идеологическую опору. По этим и другим причинам такая политика не встретила всенародного отпора.
      О жизни горцев Северного Кавказа нам известно очень мало. И все же....У них не было государственности. Каждый народ жил по-своему, руководствуясь традициями, обычаями, управляемый выбранными органами или вообще никем не управляемый. Их демократию можно сравнить с той что царила в Запорожской сечи в период ее становления и расцвета - всеобъемлющая демократия. У некоторых народов даже не было аристократии или она была (князья), но и они подчинялись решениям всенародного собрания. Имущественное различие, конечно же, существовало, но если верить поэтам и историкам превыше всего у горцев почитались - честь, воинская доблесть, может быть мудрость, благородство и уж потом материальное благополучие.
      Личная свобода. Горцам не приходилось бунтовать или восставать против власть имущих для ее обретения. Она от Бога и никто на нее не покушался. Свободу защищали только от врагов.
      В моем представлении русские больше труженики, горцы же воины.
      И еще. Каждый кавказский народ, особенно небольшой, связан между собой ближним или дальним родством, совместным участием в войнах и пр. Поэтому (есть и другие причины), когда советская власть стала репрессировать или притеснять влиятельных, наиболее почитаемых, горцев...Эта политика (политика сталкивания лбами имущих и неимущих) не нашла понимания и поддержки населения. Напротив, воспринималась как непозволительное вмешательство в их жизнь.
      Опять вспоминаю крымских татар, да и чеченцев. Ведь во времена революции и гражданской войны у них не было активных антирусских настроений. Яростный национализм созрел в советское время.
      91-95 годы - звездное время Дудаева, вершина националистического шабаша. Тотальный грабеж выплеснулся за пределы Чечни. Чеченцы безнаказанно грабили банки во многих городах России, грабили все, что хотели (период фактического безвластия). Наркотики, похищение людей, криминальные разборки с многочисленными жертвами тоже изначально оттуда. Видимо здесь не стоит перечислять имевшие место события или рассуждать об их причине. Вопрос в том - как отразилось все это на русских.
      Начиная с 50-ых бытовой национализм набирал силу. Особенно трудно приходилось молодежи. Но почему русские не смогли отстоять себя? Немного о русской молодежи. Вспоминаю Ростов начала 30-ых - грабежи, бандитизм, драки...Ростов многонационален, но самым дерзким и жестоким был русский криминал. Молодежь с тогдашних улиц могла постоять за себя. И в предшествующие, порой благополучные времена уличные драки на городских окраинах были явлением обычным. Видимо была такая потребность. Улица дралась с улицей, слобода со слободой. В драках выявлялся характер, сила, удаль...Но, драки были беззлобными, без применения ножей, хотя случалось всякое. В конце 50-ых и позже русская городская молодежь совсем другая. Это учащиеся, рабочие с различных предприятий...у которых появилось будущее, не связанное с улицей. Они более грамотны, законопослушны, изменились интересы и характер. Уличные разборки больше ни к чему.
      Русские и чеченцы совсем разные. В конфликтной ситуации чеченца с русским...Русские скорей всего станут выяснять кто прав, чеченцы же дружно, безоговорочно поддержат своего и помогут любыми способами. Чеченец, пустивший в ход нож против русского, становится чуть ли ни национальным героем, его всегда выручат. О молодых чеченцах средины 50-ых у меня сложилось примерно такое представление. Они не сами по себе, но организация. Они сплочены родством и антирусской идеологией, преданы которой до фанатизма. Во главе опытный руководитель. Ни один чеченец не дружил с русским парнем. Вспоминаю такой эпизод. Грозный, 55-ый год, популярная танцплощадка у ДК им. Ленина. Конфликт с чеченцами и драка. Почти тут же, через короткий промежуток времени, к танцплощадке примчался автобус набитый чеченцами...Эпизод произвел впечатление. Тогда автобусов было мало и все государственные. Использование автобуса в личных целях - дело неслыханное...Да и как можно ночью, быстро собрать такое количество боевиков. Мобильных телефонов естественно не было, да и домашние редкость. Напомню, это было вскоре после возвращения чеченцев.
      Отток русских из Чечни (да и других республик Северного Кавказа) начался с молодежи. Все больше молодых после армии, вузов, техникумов, училищ предпочитали не возвращаться в Чечню. А еще были Целина, Сибирь, стройки коммунизма и пр. Тут бы подкрепить сказанное об оттоке статистикой. Никакой статистики. Напротив, в прессе нескончаемые дифирамбы крепнущей дружбе между народами. Ну, тогда придется вспомнить кое-что из увиденного. Но сначала немного о Грозном и том времени.
      Однажды утром мы с Толиком Опришко сидели в сквере и наслаждались запахом цветов. В руках учебники, но разговор зашел о городе. Нравился Грозный. Действительно, центральная улица Августовская, пожалуй не лишена определенного архитектурного стиля. Просторна и в то же время уютна. Да и вообще весь центр выглядит достойно. Нет одноэтажек-завалюх (как например в Краснодаре) не было тогда и уродующих улицы помпезных высотных зданий. В квартале от Августовской наш институт, тут же рядом драматический театр и кинотеатр, библиотека, немного дальше стадион "Динамо"...Все что надо и расположено удивительно компактно. В центре парк, скверы, цветники. Зелень ухожена, город чистый, народ больше молодой жизнелюбивый, энергичный. Процветал спорт. Мы студенты чувствовали себя комфортно. Нефтяная промышленность переживала бум. Открывались и осваивались новые месторождения, реконструировались нефтеперерабатывающие и машиностроительные заводы, строилась мощная ТЭЦ и химкомбинат, создавались многочисленные НИИ. Впервые за последние годы заработки позволяли не только прокормиться, но и что-то приобретать. Город неплохо снабжался. Жизнь бурлила.
      Еще пассаж, то же Грозный, но не центр - улица Украинская, что недалеко от площади Минутка. Сельская идиллия. Дома утопали в садах. Сады выплеснулись на улицу, не занято осталась только проезжая часть. Дом номер два принадлежал Прасковье Ивановне Шведовой. В семье дочери - Клара и Галя и отчим Василий Николаевич. Хлебосольные хозяева. По праздникам, особенно летом, здесь собирались многочисленные родственники и друзья. Дом саманный, небольшой, но перед ним просторная беседка, покрытая виноградником. В беседке расставляли столы... На третьем курсе мы с Кларой поженились и жили тут. Иногда приходилось участвовать в праздничном застолье. В памяти остались многие лица, но имена припоминаю не все и с трудом. Могу назвать Притулу Владимира и Таю, у них два сына, молодую чету Виктора и Инну, Надю и Митю Бочаровых у них два сына и дочь, пожилые пары Иван и Тоня, Вера и Александр (дагестанец)...Прасковья Ивановна ( ПИ ) женщина немногословная, но с большой и доброй душой. На ее долю выпали невероятные трудности, связанные с репрессией и гибелью мужа. Позже построила саманную хату, завела корову и в голодные военные годы смогла прокормить себя и дочерей. И не только. Советом и делом помогала выжить родственникам и друзьям. И вот теперь, так уж получается, что они в праздники приходят к ней, как к матери или патриарху рода без приглашения или предварительной договоренности. Неспешная беседа, на столе закуска, самогон и домашнее вино. Застолье иногда продолжалось до самого вечера. Что-то в этом общении было душевное, сельское, русское, мне, выросшему без родственников, необычное. К сожалению никому из них в дальнейшем не повезло.
      Немного о семье Бочаровых. У Мити и Нади голодная военная юность. Надя росла сиротой и ПИ была ей как мать. Когда они женились, Дмитрий работал на стройке, а Надя в столовой. Молодожены решили, во что бы то ни стало выбиться в люди. Строили дом, держали живность, растили детей. Работали (вкалывали) столько, сколько хватало сил и ничего другого, никаких послаблений или развлечений. Когда мы виделись выглядели они скверно - худые, утомленные. Но дети напротив - крепкие розовощекие, веселые. Многолетний самоотверженный труд казалось бы увенчался успехом - дом построен, детей вырастили. Но что же дальше? Первым покинул Грозный и семью старший сын. После армии остался работать в Саратовской области. Его примеру последовал младший, а дочь вышла замуж и оказалась в Армавире. Дмитрий заболел и умер. Надя продала за бесценок дом и уехала к сыновьям. Вскоре то же умерла.
      После института меня и Клару распределили в Краснодарский край. Первое время Клара ежегодно бывала в Грозном у мамы, бывал там иногда и я. Могу с уверенностью сказать, что ни у кого из многочисленных друзей и родственников ПИ жизнь не сложилась благополучно. А у некоторых...Уже стареньких Антонину и Ивана выгнали из дома. Дом ими был куплен, но до 44-го принадлежал чеченцам. У одного из родственников - Тарасова отобрали машину. Он пытался ее вернуть и был убит. Это начало 90-ых, а ранее в 80-ых? Я был командирован в Грозный на несколько дней и вот впечатления. На улицах и в общественном транспорте хмурые недоброжелательные лица, агрессивное хамство в магазинах и сфере обслуживания. Город в центре стал чеченским, русские встречались совсем редко. Мне подумалось, что и на производстве в основном чеченцы. Нет, в конторе бурения (УБР) и на буровых, которые я посетил работали русские. И аппарат объединения из русских. А кто же работает на заводах и ТЭЦ - спросил я друзей. - Рабочие и ИТР русские - ответили мне - чеченцы больше в охране или руководстве. Однако медиков и преподавателей немало.
      Студент...даже если ему за 25 чем-то отличается от своего сверстника. Может быть студенту не хватает житейской озабоченности. Вроде бы за ним, хоть и прикрыта, но не захлопнулась дверь в детство. А какова судьба наших выпускников поделавших остаться в Грозном? Среди них два брата Головенко - Василий и Николай. Василий годом старше ( 24-го г.р. ). Оба учились в одной группе со мной. В прошлом армия, участие в боях, работа в родном Прохладном, вечерняя школа и вот институт. Они заметны среди, в общем-то бесшабашной массы студентов своею сдержанностью, да и покрупнее многих. Оба хорошо успевающие студенты. Их жизнь, как и жизнь каждого из нас, по своему замечательна, заслуживает внимания и добрых душевных слов. Но подробности в данном случае выходят за пределы темы.
      И все же кратко о Николае. В начале 90-ых он заведовал отделом бурения в объединении Грознефть. Жена специалист по нефтепереработке, два взрослых сына и дочь, тоже специалисты. Квартира в центре города (ул. Комсомольская). В один прекрасный день вся семья уехала в Рязанскую область, бросив квартиру и нажитое. Там их, разумеется, никто не ждал. Больше того (как ни странно) никто им не сочувствовал. Да и что в провинциальном городке делать нефтяникам? Ну а в Грозном? К этому времени там уже не работала почта, общественный транспорт, бюджетникам не платили зарплату, пенсионерам пенсию...Я не пытаюсь воспроизвести всю горечь чувств и мыслей ограбленных и выгнанных из своих жилищ русских. Государство ни в малейшей мере не пыталось им помочь. Мало того путь беженцев осложняли многочисленные преграды и крючки. Так например прописаться В Краснодарском крае безденежному русскому беженцу было почти невозможно. Предлагали ехать в Тверскую область. Напоминаю, еще до военных действий Чечню покинули сотни тысяч русских. А в это время и позже центральная пресса и телевидение в упор не замечая трагедии русскоязычного населения, описывали события с симпатией к чеченцам. Получалось, что благородные чеченцы мужественно защищают свою свободу...и помогают русским, оказавшимся без крова и пищи. Приводили примеры. Особенно преуспевал популярный телеведущий Александр Любимов. Выглядел он милым, доброжелательным человеком, кроме того - сама объективность. Чеченцев не хвалил и не ругал, но выходило что и упрекнуть их не за что. В год в Чечне похищалось около 1000 человек. Похищенных продавали, но большинство превращали в скот, в рабов. Убежать нельзя - население ловило беглецов и возвращало хозяину или убивали. О такой практике знали все чеченцы...Нет, эти сведения не из передач Любимого. Мне хотелось крикнуть в экран, в лицо Любимову - а где же у тебя русские беженцы, и те кто не имел возможности выехать и остался на невообразимые страдания?!
      Сегодня, в день написания этих строк (16.12.02г) смотрел телепередачу. Опять чеченские беженки в ингушетии. Ах как они там страдают! Вот где нарушаются права человека! Об этом наши правозащитники докладывали самому президенту. Но ведь известно, что они там по заданию Масхадова. Этот незаурядный деятель распорядился совершенно логично - мужчин в лес, в боевики, а их семьи на шею русскому народу. Пусть их кормят и греют. Кроме того отличное пропагандистское шоу для всего мира. И чеченки отлично справляются со своей ролью - с телеэкрана разносятся яростные обвинения в адрес Московских правителей и требования жилья, работы и личной безопасности...Демократическая общественность с сочувствием относится к страдальцам, не скупится на гуманитарную помощь и всяческую поддержку. Немного о возможности выполнить эти требования. - Как же гарантировать этим беженцам безопасность по возвращении в Чечню, когда их мужья и родственники... похищают, взрывают, минируют...О рабочих местах. Возможно, имеются в виду рабочие места в торговле? На заводах, стройках, в колхозах подавляющее большинство чеченцев не работало и работать не станет. Здесь напрашивается прямая аналогия с цыганами. На собственном клочке земли или подворье работа возможна. Но земли пустой сколько угодно - работай пожалуйста.
      Что касается русских беженцев, то их проблемы никто не решал и не озвучивал, ни правозащитники, ни они сами. Их вроде бы и нет. Русские молча вымирали.
      Достал фотоальбомы, смотрю снимки сделанные в гостях у Василия и Раи Головенко. Застолье, Василий откупоривает бутылку, слегка улыбается. Хорошая улыбка, добрая. У Раи улыбка более яркая, радостная. Здесь же Лена и Владимир. Лена очень милая девушка. Владимир парень хоть куда. Снимки 68-го года. Это сколько же мы не виделись после института? Выходит 12 лет. На первом курсе Василий казался мне неразговорчивым, да и характер...Его даже не представить что-то просящего или согласного чем-то поступиться. Но потом...на третьем курсе мы сблизились и подружились. У него семья и я стал человеком женатым. Он пригласил меня в гости. Они с Раей снимали комнатку недалеко от к/т "Комсомолец". Рая работала в плановом отделе треста столовых. Дочь Леночка совсем малышка, сын Володя постарше. Володя удивил меня своим серьезным отношением к обязанностям старшего брата, брата заботливого и снисходительного к капризам сестренки. Понравилась семья, понравился и Василий в роли главы семьи. Видимо здесь в семье находили выход его душевная теплота и лучшие черты характера.
      На пятом курсе вместе поехали на преддипломную практику в Башкирию. По пути двое суток провели в Москве, ночевали у моей дальней родственницы. Я предложил вспомнить детство и сходить на каток. Оказывается и Василий большой любитель коньков. Весь этот день прошел в изнурительной беготне по магазинам (искали подарки), казалось силы иссякли и все же к вечеру пришли к главному входу в парк "Сокольники" - там каток. Одели ботинки с коньками и к выходу на лед, но нас остановили - стойте, сдайте полушубки, они как бы залог за взятые коньки. Мы немного растерялись - под полушубками лишь студенческие куртки, а мороз 20 градусов. Пришлось полушубки сдать. С некоторым сомнением вступили на лед - слишком долго не катались, но сомнения быстро рассеялись, стало получаться. Чтобы не замерзнуть почти не останавливались и так часа два. Запомнился этот вечер. Парк хорошо иллюминирован, звучала музыка, аллеи заполнены молодежью. Дневную усталость как рукой сняло. Казалось не только легкие заполнил пахучий морозный воздух...он проник во все закоулочки тела, достиг и освежил каждую клеточку. Настроение восторженное.
      Теперь семья жила в Старопромысловском районе (городок Иванова 138, кв. 2 ). Длинный одноэтажный дом напоминающий барак, но каменный добротный, у каждой квартиры свое крыльцо. Таких домов поблизости несколько. Квартиры просторные со всеми удобствами. За домами пустырь, верней пологий склон хребта, там огороды. Эти 12 лет жили мы по-разному. В первые годы я осваивал азы своей профессии непосредственно на буровых. А Василий... он не долго пребывал в конторе бурения - его избрали первым секретарем райкома партии. Помню меня это известие удивило. Думалось - ну и ну! С одной стороны у Василия безупречная биография - в партию вступил во время боев, хорошо награжден и т.п. С другой - отсутствовал опыт такой работы. Да и как я замечал в институте - партийные поручения выполнял, хотя и добросовестно, но без энтузиазма. Тут видимо сказалось время, время смелых экспериментов. Наверное, позже эксперимент сочли не совсем удачным, на второй срок его не избрали. Василий вернулся в бурение. На память о райкоме осталась квартира.
      Несмотря на казалось бы крутой характер Василия, в семье царила завидная демократия. Каждый имел свой голос. Никакой мелочной опеки и окриков. Беседа с Василием одно удовольствие. Он умел слушать, сам говорил неторопливо и убедительно. У него уже тогда была неплохая библиотека. Застолье продолжалось долго, но не утомляло. Утром знакомство с садом-огородом, там было что посмотреть. Потом завтрак с домашним вином. Эти встречи были связаны с моей переподготовкой в Грозненском нефтяном институте. Было такое - дипломированных специалистов направляли на "Курсы повышения квалификации". Следующая подобная командировка в 78-ом году. Открываю фотоальбом за указанный год. На снимке Рая... Василий и я жмемся к ней каждый со своей стороны. Все улыбаемся. Рая все такая же - жизнерадостная и симпатичная. Сколько же нам теперь? Выходит... мне 53, Приходилось слышать, что выгляжу моложе своего возраста. Но Василий выглядит лучше - свежее и чуб без признаков поредения. Другой снимок - Василий и Рая уже в ранге дедушки и бабушки. Рядом семья Владимира. Она скромна, изящна на снимке мило улыбается. Сыну года четыре. На кого он больше похож? Пожалуй, на Владимира. Казалось, что папа и мама просто лучатся молодостью и красотой. Какое счастье иметь таких наследников! А Леночки нет, она замужем и живет в Казани.
      Многих моих сверстников (и меня) поглотило бурение, все остальное ушло на второй план. Василий же оказался человеком домовитым. Квартира обустроена основательно и со вкусом. Просторный подвал заполнен солениями и маринадами. В саду экзотические цветы и заморские сорта винограда. С годами его эрудиция и опыт по части садоводства возрастали. Рос и авторитет садовода-умельца. Соседи относились к нему с большим почтением. Как-то в разговоре Василий сказал, что предпочитает жить тут, вдали от шума городского. Квартира в центре ему ни к чему.
      Так сложилась жизнь, что эта была наша последняя встреча. В конце декабря 94-го (за несколько дней до вхождения танков в Грозный) ночью в дом вломилась вооруженная группа чеченцев. Василия сразу же застрелили, тяжелыми ударами Раю лишили сознания и думая, что она мертва, выбросили вместе с телом Василия на улицу. Грабили не спеша, основательно. Из квартиры, сарая, подвала вывезли все, до последней шмоточки, до последней баночки с вареньем. Все, кроме книг. Рая очнулась в середине следующего дня. Очнулась на улице в чуждой Враждебной пустоте. Владимир с семьей жил в Ростовской области, Лена в Казани, соседи разъехались, разбежались...И некому было ее согреть, помочь, разделить ее горе. Только через неделю Рая смогла придать земле тело Василия.
      Но почему такие мрачные сюжеты и почему у вас такие злые и жестокие чеченцы?! Вспомните, до 95-го года часть Чечни находилась в оппозиции к режиму Дудаева. Во первых я пишу не о чеченцах, а о русских в Чечне. Во вторых - о благородных чеченцах много и красиво писала свободная демократическая пресса, а о геноциде русского народа ни слова. И все же... как бы уступая оппонентам...Еще один сюжет -- драма, но в общем-то с оптимистическим концом.
     
      Краснодар. Осень. Возвращаемся из лесу в "Оке" после мало результативного поиска грибов. Разговор о том, о сем. - Моя родственница Виола в этом году (2002-ом) получила диплом Грозненского университета - говорю я. Эти слова неожиданно произвели впечатление. - А в каком году поступила? - спрашивает Николай Николаевич. В 96-ом - отвечаю. - Значит, училась во время боев и последующих стычек с боевиками - размышляет НН. - Актуальная тема для очерка. Ты меня с нею познакомь. НН - журналист.
      Виола дочь Гали Осиповой. Галя для меня Галочка. Это еще с тех времен, когда она была школьницей, чудесной девчоночкой, младшей сестрой Клары. Теперь Галя мама, пенсионерка, изменилась, но от далеких времен остались в сохранности глаза с грустинкой и характер - добрый, отзывчивый и одновременно твердый.
      После вуза Виола сразу вышла замуж за Андрея (в прошлом то же грозненца), у них давняя дружба. И теперь живет в Тимашевске (Краснодарский край). Встреча Виолы с журналистом состоялась. "Труд" опубликовал о Виоле очерк. Хороший очерк, просто замечательный. Война, дом, где жила семья Осиповых, оказался в центре событий (Чернышевского 53, фасадом на центральный рынок). Бомбы, снаряды всех калибров...убитые и раненые во дворе и на улице...костер в подвале, возле которого грелись долгие зимние ночи. Досталось жильцам, досталось и дому. В квартире на пятом этаже, где они жили, в одной комнате снесло стену и потолок, в другой, что окнами во двор - потолок треснул и слега провис, но не упал. Здесь и продолжали они жить. Все это в 95-ом. Тогда же разбили и сожгли школу, где училась Виола, а позже и больницу, где работала Галя фельдшером- лаборантом (недалеко от площади Павла Мусорова). В 96-ом Виола поступила в университет. - Позвольте, разве возможно было учиться в этом городе?! Кстати, здание университета тоже разрушено. Оказывается, да, возможно. Учебный процесс проходил в зданиях общежития, а когда и их разрушили, то где придется. Нам, живущим за пределами Чечни, все это трудно представить. Ведь, как уже говорилось, город не снабжался водой, теплом, светом...ночью выходить на улицу запрещалось...никаких зарплат и пенсий...Тут я выхожу за пределы очерка. В очерке прекрасно описаны опасности, которым подвергалась Виола, дефицит общения, радости и счастья, но на прозу жизни видимо не хватило места. Эх, журналисты, сторонники демократии и прав чеченцев в Чечне! Вот где была наиблагоприятнейшая почва для аргументации Ваших взглядов. Но о том, что в Грозном все эти годы (кроме 99-го) функционировал университет пресса не заметила. Что заставляло одних учиться, а других бесплатно преподавать? Наверное в ответе должны присутствовать высокие мотивы...От себя добавлю - и безысходность. Просто жить, не учиться и не преподавать еще хуже. Галя и Виола находились в условиях максимально приближенных к первобытным. В 99-ом опять война - жестокие бои, бомбежки, обстрелы...Предстоял штурм города и правительство предложило жителям покинуть город. Не дожидаясь штурма боевики сами ушли и с ними чеченское население. Вот тем, кто в этот непродолжительный период покинул город и может доказать это документально - полагалась денежная помощь. Документы из Грозного!...Нужно отдать должное юмористам из московских кабинетов! Нет, Галя и Виола остались. Эту квартиру Галя и ее муж (он умер) приобрели в рассрочку (кооперативный метод) долго выплачивали стоимость во многом себе отказывая. Квартира (и что в ней) это все что осталось от прежне жизни. На другую городскую квартиру ей не заработать. Теплилась слабая надежда, что дом когда-нибудь восстановят. Жить в разбитом доме смогли только две семьи и одна из них Осиповы. Надежда и связанные с ней мучения оказались напрасными. В том же 99-ом провалился потолок и во второй комнате. Собрали они вещички и подались на Ставрополье. Собственно и собирать было нечего - что-то давно продали, что-то разграблено - их грабили несколько раз. Поселились в станице Архангельской, Буденовского района. Купили за ссуду полученную в банке небольшую хатенку. Обращаю внимание - ни копейки безвозмездной помощи от государства и никаких правозащитников с видеокамерами. А как же университет? Когда в 2000-ом году возобновились занятия, они вернулись в Грозный. Вернулись в тревоги, обстрелы, взрывы. Вернулись в университет, где на своем биологическом факультете, Виола была единственной русской студенткой. В газете фотография диплома крупным планом и фотография Виолы на фоне городских развалин. Виола красивая, но очень серьезная. Остается неясным главный вопрос - на какие деньги женщины кормились? Вопрос настолько деликатный, что его не решились задать ни я ни НН. Да и зачем вопросы - перед глазами живой пример.
      Однажды к нам (в Краснодаре) пришли неожиданные гости - Люда и Артур Кашперские. Искупались в ванной. За ужином Люда спросила рецепт понравившейся ей соленой капусты. Клара рассказала. Через три дня Люда уже торговала соленой капустой. Потом наполеоном и чаем - то же рецепт от Клары. Не трудно догадаться что они только из Грозного. Артур компьютерщик, специалист от Бога и трудоголик. Их НИИ (или то что от него осталось) приютил в Краснодаре кажется институт Морской геофизики. Зарплату не платили (задерживали), но выплачивали квартирные. На эти деньги снималась комнатка в саманной хате. Я, конечно, Люду не узнал, но Клара пояснила - это одна из двух девочек детсадовского возраста, которых приводила в гости к Прасковье Ивановне бабушка. После этого Люда выросла, окончила с отличием нефтяной институт...Теперь у нее взрослые сын и дочь, которые живут самостоятельно. В Грозном осталась прекрасная квартира (по тому времени), в элитном районе города (недалеко от нового драмтеатра). Покинули они ее перед самым вхождением танков в Грозный, то есть, тоже невовремя с точки зрения выплаты пособий. И теперь Люда переквалифицировалась, кормит семью, а Артур так и остался у своего компьютера. Вот и ответ на вопрос. В Грозном то же есть базар, который не в силах разогнать никакая война и теракты.
      Возможен ли диалог с взаимными упреками между двумя народами? В прошлом такого не было. Ну тогда между руководителями? - тоже нет. Впрочем...Не так давно на телеэкране президент Аушев сетовал, что Ингушетия очень бедна. Нет даже города достойного называться столицей. Назрань разве это город?! Путин ничего не ответил, но сделал Ингушетию зоной свободной от налогов. Как мы знаем, Ингушетии это не помогло, зато московским фирмачам очень. Но вернемся к несостоявшемуся диалогу. Силою воображения превратим Путина и Аушева в двух собеседников засевших на кухне. Итак слово Путину. - Так ведь, дорогой, работать нужно как следует. Аушев, конечно, обижается, да и есть ему что возразить. - А как же допустим Армения или Грузия. За годы советской власти их столицы из захолустных превратились в прекрасные современные города с дворцами, парками, стадионами, метро, дорогами по всей стране...Они что работали лучше?! Да они вообще работать разучились! Тут Путин не нашелся что ответит, помолчали... А мне вспомнилась Армения времен обретения свободы (освобождения от русского ига). На телеэкране ликующее море людей и крупным планом лицо девушки, рыдающей от счастья...
      У нас нет клубов по интересам, как у англичан, или пивных с политическим уклоном, как у немцев, зато есть кухни в квартирах-хрущевках. Осталось неизвестным - какими соображениями руководствовался Никита Сергеевич утверждая типовые проекты квартир с очень маленькими кухнями. Однако вопреки их величине и изначальному предназначению кухни (да еще гаражи) стали излюбленным местом для бесед и высказываний на политические и другие щекотливые темы. Особенно, если на столе бутылка или чайник.
      В Сургуте - говорит Люда отпивая чай - много нерусских. Они не перемешиваются, у каждой нации своя ниша. Таджики строят, у азербайджанцев - рынок, чеченцы промышляют наркотиками. Теперь наша молодежь (включая школьников) сплошь наркоманы. Случается, пришельцы оказываются в суде. Чеченцы редко. У них всегда документы в порядке, да и надежная крыша в виде милиции. В отличие от, допустим таджиков, чеченцы в суде держатся с достоинством (Люда работает в суде). Что ни говори, а они свободолюбивые дети гор. Смелости и благородства им не занимать. - Чеченцы признают свободу только для себя - это уже Наташа. - На работе сотрудница рассказывала - к ним в городок под Воронежем, приехало несколько чеченских семей. Поселились отдельно, дома обнесли высокими заборами...и занялись наркотиками. Вскоре от былой патриархальщины ничего не осталось. Жизнь превратилась в ад - наркоманы, грабежи, разборки с поножовщиной. Народ пытался их выдворить...куда там. Родная милиция защищала их стеной. Кроме того - в шикарных лимузинах примчалась подмога...Вот тебе и свободолюбивые чеченцы!
      В соответствии со своим национальным характером многие народы отдают предпочтение каким-либо диким животным, восхищаются ими, изображают на гербах. У чеченцев волк. Не знаю, почему волк? Волк, конечно, красив, умен, силен. Одна из отличительных особенностей волка - он не приручаем. Одни животные соглашаются жить с человеком. Другие поддаются дрессировке. На арене цирка можно увидеть кого угодно, но не волка. Волк ближайший родственник собаки. Некоторые породы собак не отличить от волка. Но это по внешности, а по характеру...Компетентные авторы утверждают, что потомки собаки и волка, даже в третьем, четвертом поколении, когда волчьей крови остается совсем мало, все же не остаются жить с человеком, какие бы благоприятные условия им не создавали. И еще. Волк, может быть единственный из хищников, не ограничивает себя одной жертвой - попав в овчарню, перережет все стадо.
      Казалось бы и собака, ближайшая родственница волка, должна быть мила сердцу чеченцев. Нет, собаку они презирают и во дворах не держат.
      Нужна ли чеченцам Россия? Не знаю, возможно, да. Иначе кого же грабить, кому сбывать наркотики.
      Нужна ли россиянам Чечня? Однозначно - нет. Но Чечня инкубатор криминала и одновременно отстойник для бандитов. Здесь они как у Христа за пазухой. И главное, Чечня - форпост агрессивного исламизма.
      В сравнении с чеченскими главарями наши политики выглядят жалкими беспомощными дилетантами, еще более беспомощными, чем военные.
      Как же нейтрализовать или хотя бы уменьшить вредоносное воздействие чеченцев на нашу жизнь? Многие политики предлагают либеральный, компромиссный путь. Возможно, они не видят, не понимают различия между волком и собакой.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"