Все события и все персонажи в данной повести являются вымышленными. Всякое совпадение сюжета повести с реально происходившими событиями и всякие аналогии с реально существующими лицами являются случайными.
Взгляни: перед тобой играючи идет
Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.
А между тем из них едва ли есть один,
Тяжелой пыткой не измятый,
До преждевременных добравшийся морщин
Без преступленья иль утраты!..
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
махающий мечом картонным...
М.Ю.Лермонтов
Часть 1
Димка не верил, что он здесь. Еще вчера колеса его "волжаны" чавкали по московской пластилиновой слякоти, а сегодня его верная подружка стоит, брошенная хозяином, где-то у въезда на эстакаду аэропорта "Шереметьево". Если, конечно, еще стоит. Димка представил себе ее мордашку с квадратными фарами и улыбающимися негритянскими губами - и знакомое тоскливое чувство отчаянной жалости к самому себе заставило его поморщиться.
Он щелкнул выключателем электрочайника в номере мальтийского отеля "Холидей-Инн". Чай отвлекал от глупых мыслей и чувств, он помогал думать о жизни без охов и ахов - такой, какой она уже состоялась. Еще вчера он варился в гуще этой жизни - противной и мерзкой как московская грязь. А потом, подав паспорт мальтийскому таможеннику в черном мундире с двумя серебряными цепочками, висящими поперек кителя и прицепленными к пуговице на груди, он понял, что с этой жизнью покончено. Он хмуро смотрел на веселого таможенника, изучавшего паспорт на имя гражданина России Вяземского Кирилла Георгиевича, и испытывал - совсем как у Гоголя - "злобное побуждение избить щелчками приятную наружность его". Чичиков в "Мертвых душах" тоже служил на таможне, правда поперек брюха у него вряд ли болтались две цепи, придуманные каким-то любящим симметрию чудаком для мальтийского мундира.
Еще в родном университете российского города Пармска Димка услышал историю про профессора, любившего симметрию. Студенты залезли к нему на дачу и, усевшись возле куста, обожрались крыжовника. Заставший их за этим занятием профессор вместо того, чтобы потребовать зачетки, заставил их ощипать и другой бок куста - чтобы не нарушать симметрию. Димка представил себе, какую бы буйную радость испытал профессор при виде мальтийского мундира, и решил, что во всем надо видеть хорошее.
Чиновник улыбнулся в последний раз и профессиональным движением, встряхнув паспорт в воздухе, протянул его Димке. Димка сделал шаг - и очутился на Мальте. В зале ожидания, стоя у выхода и болтая с кем-то по мобильному телефону, его уже ждал Крис.
Наверное, Крис понимал, что он рискует, и что он ставит под удар столетнюю репутацию своей фирмы, но почему-то он решил помочь Димке. Впрочем, Димка знал, почему. На их гнилом Западе если человек сопрет где-нибудь сотню тысяч баксов - на него смотрят так, будто он закрыл грудью огнедышащую вражескую амбразуру, а потом спокойно встал и приветливо сказал: "Здравствуйте, люди!" Тем более никто там вообще не в состоянии вообразить себе, что можно спереть целый миллион. И уж совсем как на опасно больного идиота посмотрели бы на Димку, если бы он начал рассказывать о том, как он спер сорок миллионов американских долларов. Так что Крис, видимо, был уверен, что у Димки начались проблемы на Родине и что ему просто надо отсидеться месяцок-другой под зимним мальтийским солнышком, пока в далекой северной стране мороз не остудит страсти. О том, что в жизни каждого русского бизнесмена, даже очень крутого, хоть раз в жизни да наступает необходимость в пожарном порядке покинуть на время свою необъятную Родину, Крис знал - слава богу, российскую обстановку он представлял себе весьма неплохо, ибо однажды ввязался в строительство где-то на Волге кондитерской фабрики.
Впрочем, Крис великолепно прикрыл свою задницу. С европейской щепетильностью он обставил появление Димки на Мальте так, чтобы в случае чего ни у кого не могло возникнуть подозрение, что ждал он к себе в гости Димку Антонова. В гости к нему из маленького сибирского городка ехал директор цветущей и пахнущей фирмы "Гаст" господин Вяземский для решения вопроса о строительстве там завода, призванного завалить всю Сибирь отборными конфетами. Он заставил Димку снять на месяц офис в Москве, послать ему кучу факсов с предложениями, разыграть с ним торг по телефону (что Крис записывал - было ясно по писку зуммера в трубке каждые пятнадцать секунд) и получить наконец официальное приглашение посетить Мальту. А это значит, что Димка должен был сейчас узнать его не сразу, а на всякий случай пару раз пройти мимо с ищущей физиономией, шаря глазами по немногочисленным вальяжным господам в зале ожидания.
Крису первому надоела игра в шпионов с переодеваниями и двумя неизвестными. Он подошел к Димке и, уткнув палец ему в грудь, громко спросил:
- Мистер Вяземский?
- Да, - по-английски ответил ему Димка.- А вы - господин Бонелли?
- Точно! - так же громко произнес Крис, и уже тихо по-русски со своим великолепным акцентом добавил.- Здрьявствуйтье Дмьитрий.
Видно было, что несмотря на дурацкий спектакль, Крис искренне рад встрече. Димка готов был бы разделить эту радость, если бы не помнил о том, как Крис записывал все их разговоры и ломал комедию с обменом факсами. Видимо, это и есть европейская дружба - ровно до того момента, пока она не касается лично тебя и твоего бизнеса.
Крис привез Димку в "Холидей-Инн", пятизвездочный отель в Слиеме, одном из поселков, на которые поделена Мальта и который считается центром мальтийского бизнеса. Убедившись, что Димка занял именно тот номер, о котором он договаривался, Крис быстро попрощался и, пообещав заехать, укатил восвояси...
Чай помогал плохо. Мозги, привыкшие два последних года лихорадочно соображать, не могли войти в новый ритм неспешных раздумий и вхолостую перемалывали пережитое. Димка вытащил из ящика письменного стола непременную Библию на английском языке, попробовал что-нибудь почитать - просто так, для себя, чтобы обсосать английскую фразу, разбираясь в заложенном в ней смысле (Димка жутко любил это занятие). А в ответ вдруг вспомнил выученную когда-то наизусть фразу из Экклесиаста: "Кто находится между живыми, тому еще есть надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву".
У него еще была надежда. Пока что он был живым псом. По крайней мере, кусаться он еще не разучился. Хотя предпочитал уже забиться в угол и злобно и тоскливо повыть на Луну.
Димка сидел и смотрел, как за окном, которое было во всю стену, медленно темнело небо. Он включил настольную лампу, на полу забегали тени от кисточек абажура. Димка вспомнил вдруг свое детство, то далекое время, когда в луче света из фильмоскопа бегали по стене черные фигурки, которые он складывал из пальцев. В этом мире он был сам себе хозяин, главный режиссер и автор сценария театра теней.
Ветер, дующий сквозь приоткрытое окно колыхал кисточки абажура. Димка смотрел на тени от них. Он вспоминал.
Димка Антонов любил ночь. Может, просто потому, что каждый вечер его голова, приученная к строгому интеллектуальному порядку, требовала времени для того, чтобы разложить события дня по полочкам, понять и проанализировать их. Ночь - идеальное время для раздумий. Правда, смотря какая ночь. Если ты уверен, что через три часа над ухом будут истошно орать: "Рота, подъем! Время пошло!" - тут уже никакие мысли в голову не лезут, кроме одной, банальной: скорее бы заснуть. А если эта мысль начинает бродить в голосе - ясно, что заснешь не скоро.
Но сейчас была другая ночь. Не было казарменного скрипа двухэтажных коек, сонных хлебков чифира из кружек и шума воды в умывальнике, где как обычно заплывают нарядчики. Сейчас была ночь на службе. Рядовой Дмитрий Антонов только что начал свой двухчасовой путь вдоль камер по коридору спецвагона, именуемого в кругах зэковской общественности "столыпиным".
За те три месяца, что он провел в роте, Димка уже обвыкся на службе настолько, что считал себя старожилом. На подготовке караула он без труда мог ответить на любой каверзный вопрос старшего сержанта Тагилова: "А сколько в вагоне кнопок сигнализации?" "А сколько в вагоне камер?" "А какие бывают режимы у жуликов?"
Димка отвечал, что кнопок в вагоне двенадцать, камер девять - пять больших и четыре маленькие, - и что режимов у жуликов четыре: общий, усиленный, строгий и особый. Тагилову это нравилось. Он вообще был рад поговорить с человеком, который мог изъясняться по-русски не фразами типа "Твоя-моя не понимай", а настоящими сложносочиненными предложениями. В роте таких людей было мало, и Димка был один из них.
- Значит, знаешь! - говорил Тагилов. - Молодец, Политик!
"Политик"... Эта кликуха, придуманная Тагиловым, надолго прилепилась к нему. Тагилов любил давать клички, причем приходилось признать, что часто он схватывал самую суть. Ротного он за глаза звал "Гофрированной Шлангой", и это имечко шло к нему как ни к кому другому. Командир димкиного отделения сержант Капустин за самовольные отлучки и любовь поспать был для него "Сонькой Проституткой". Ну а Димка был, стало быть, "Политиком".
Политик - это не только человек, рубящий в политике. Прозвище это имело и другой смысл. "Политик" - это значит полосатый жулик, сидящий на специальной зоне, куда попадают за всякие разные великие дела - от антисоветских анекдотов и угона самолетов до службы в полиции в годы войны. Так получается, что у этих осужденных прав гораздо больше, чем у других жуликов. Чуть что - многие из них не прочь накропать бумагу в ЦК КПСС или даже в ООН - вот, дескать, на станции такой-то меня больно пнули. Караул с этой категорией на "вы" - себе дороже. Только однажды, выведенный из себя тем, что какой-то политик стал заставлять солдат таскать из вагона его вещи, Тагилов посулил подарить ему при расставании два презерватива.
- Зачем? - спросил жулик.
- Один ты, дорогой, на хер себе надень, чтобы такие как ты больше не рождались. А другой надень на голову, чтобы все видели, какой ты гандон,- спокойно ответил Тагилов и, не обращая внимания на вопли жулика, под смех камер пошел к себе в купе.
Впрочем, Димке Тагилов два презерватива никогда дарить не собирался. Димка ценил то, что Тагилов относился к нему, салабону, с некоторым уважением и старался записывать его на службу чаще других молодых солдат. А тащить службу у камер с жуликами гораздо интереснее, чем драить каждый день пол под взводом.
Жулики... Сначала Димку смешило это обобщающее словечко, которое нерасторопный язык конвойщика лепил на всех осужденных, не разбирая, где алиментщики, где насильники, где громилы, где убийцы, а где политики. Замполит, который любил показать, что он иногда умеет читать книжки, как-то разъяснил Димке положение вещей.
- Это все от нежелания думать, - сказал он.- Зачем осложнять себе жизнь, если можно без ущерба для здоровья смотреть на вещи просто: жулик - и все тут. А кто уж он там - громила или урка - дело прокурора. Его пять лет учили определять это. А чего ты хочешь от советского прапорщика? Чтобы у него голова опухла?
- Нет, этого я не хочу,- сказал Димка.- Иначе у него голова перестанет влазить в банку с солеными огурцами. А прапорщик, который выпил и не закусил - это будет пострашнее, чем атомная война.
- Может, ты и прав,- сказал замполит.- А по поводу жуликов есть одна история...
И замполит рассказал анекдот из американской политической жизни. Суть его была вот в чем.
Губернатор Нью-Йорка в начале века Ал Смит был не прочь приумножить свой политический капитал. И решил он это сделать весьма просто - заглянуть в знаменитую нью-йоркскую тюрьму Синг-Синг.
Задумано-сделано. И вскоре губернатор уже осматривал комфортабельные камеры для лучших сынов американского народа. Он закончил инспекцию и хотел уже возвращаться восвояси, предвкушая, как завтра газеты расскажут о том, что ни одна мелочь не ускользает от внимания мистера Смита - даже такая, как тюрьма Синг-Синг. И вдруг ему передали, что заключенные хотят с ним встретиться.
Как быть? Отказать? Но тогда будет сведен на нет весь эффект от посещения тюрьмы. И Ал Смит решил согласиться.
Опыта общения с подобной аудиторией у него не было, поэтому хотя он и вышел на трибуну со знаменитой американской улыбкой на физиономии, но в душе у него было не очень комфортно.
- Мои дорогие сограждане! - привычно начал он, но вдруг вспомнил, что заключенные лишены избирательных прав, и, стало быть, не вполне являются гражданами.
- Мои дорогие жулики! - на ходу поправился он. Это звучало еще хуже, и Ал Смит, махнув рукой, сказал потерянным голосом:
- Впрочем, кто бы вы там ни были... Я чертовски рад, что вы собрались здесь...
- ... Что случилось дальше - в книжке, где я это прочитал, не написано,- закончил свой рассказ замполит.
- Знаю я эту книжку,- тихо сказал Димке старший сержант Тагилов.- У нее последние страницы выдраны: наверное, кто-то в туалет с ней сходил.
... Сейчас вся эта разнокалиберная мафия, именуемая в конвойном простонародье жуликами, спала сладким сном. Никто не мешал думать, никто не лез с надоевшим уже "Начальник, а в туалет скоро?", никто не пытался нарушать режим, варить чифир, держа свернутое в жгут и бесцветно горящее вафельное полотенце под жестяной кружкой, или просто маялся дурью, заставляя "обиженного" занять причитающееся ему место - под нижней полкой.
Щелкнула задвижка стеклянной двери, отделяющей зэковскую часть от караульного отделения вагона. К камерам вышел старший сержант Тагилов. С минуту он принюхивался к запахам вагона - на незаконный чифир запах у него был отменный - а потом прошелся вдоль решетки, посматривая в камеры и выясняя обстановку.
Тагилов важно шел по коридору, взвешивая правой рукой висящую на по-дембельски опущенном ремне тяжелую кобуру и поигрывая ей. Левой рукой он держался за решетку камер, держался высоко, выше уровня головы, а поэтому чуть-чуть нагибался, заглядывая из-под руки в камеры.
- Ладно, первый, стой дальше,- сказал он Димке, глядя на спящих жуликов. На посту к солдатам не обращаются по фамилиям. При жуликах на первом посту Димка для Тагилова был "первым" - кто его знает, с кем и где из своих сегодняшних клиентов конвойный солдат может встретиться после армии...
Тагилов подошел ко второй камере и взглянул через решетку на лежащие на лавках черные фигурки жуликов.
- Дрыхнут. Ладно, шут с ними. Первый, если кто из этих будет меня вызывать - зови. Да не на кнопку дави, а бодрому передай, чтобы меня позвал. У меня, понимаешь, тут свои интересы...
Он повернулся и пошел к выходу, держась рукой за решетку окон. Вагон последний, а поэтому дергало и болтало его из стороны в сторону весьма немилосердно.
Ночь неуклонно шла к утру. До смены оставалось часа полтора. Димка ходил вдоль камер, отгоняя надвигающийся сон. Двадцать два шага вперед, двадцать два назад... Думать уже ни о чем не хотелось, тем более о том, какие интересы могут быть у Тагилова с жуликом из второй камеры. Он шел по коридору и почти не смотрел за решетку: все жулики спят как положено, ногами к стене - что еще нужно? Мысль была только одна: не сесть и не заснуть. Пару раз он останавливался и незаметно для себя закрывал глаза, но резкий толчок поезда вновь возвращал его к действительности вместе с болью плеча, ударившегося об угол оконной решетки.
Тагилов вернулся. В руках его была кружка чифира.
- На, салабон, - покровительственно усмехнулся он, подавая кружку Димке. - А то грохнешься мордой об пол - будешь на бульдога похожим.
Димка с отвращением начал пить мутно-бурую жидкость. Тагилов с усмешкой смотрел на него.
- Ну, не морщись, не морщись... Привыкнешь... На вот конфетку, закуси.
Димка взял карамель, отправил ее в рот. Сладкое чуть заглушило горечь, но все равно ощущение было такое, словно зубы покрылись толстой вязкой чифирной коркой.
- Слушай сюда, первый, - позвал Тагилов.- Знаешь что, мне тут ждать недосуг, мне спать пора. Твоя боевая задача будет вот какая. Проснется вон тот бритый хмырь из второй камеры - его кликуха "Чалый" - отдашь ему вот это и передашь привет от старшинки. Что он даст - принесешь потом мне.
Тагилов протянул Димке плоский длинный пакетик. Димка без труда сообразил, что в нем чай. Он взял пакет и засунул его в карман штанов.
- Вопросы? Никак нет? Ну, я спать пошел. Баю-бай, спокойной ночи. В общем, служи как дедушка служил, а дед на службу известно что ложил... - Тагилов зевнул и отправился к двери, расстегивая на ходу верхние пуговицы гимнастерки.
Через решетчатое окно уже пробивался утренний рассвет. Димка потянул вниз ручку окна. Рама со скрипом ушла в простенок и из проема вместе с ветром ворвалась свежесть раннего утра. Воздушный вихрь закрутился, завертелся в коридоре вагона, вынося наружу скопившийся зэковский запах - смесь запахов пота, селедки, нестиранной одежды и курева.
Свежий воздух заставил проснуться многих. Жулики садились на лавки, зевали, с хрустом потягивались. Кто-то начал будить соседей.
- Начальник, когда в туалет? - спросил полосатый "особняк" из шестой камеры.
- Вот я сменюсь - тогда пойдешь, - обнадежил его Димка.
- А сколько тебе еще?
- Минут двадцать...
Свежий воздух вывел на время из оцепенения сонные мозги Димки. А может, до них просто добрался чифир. Димка вспомнил о жулике из второй камеры и о пакете с чаем в кармане штанов. Уже потом он решит, что именно в этот момент ему, комсомольцу, судьба в лице старшего сержанта Тагилова предлагала впервые в жизни совершить коммерческую сделку, в которой был и риск наказания, и вознаграждение в случае успеха. Димка знал, что Тагилов оценит его труд, тем более, что пачка чая, которая в магазине стоила девяносто шесть копеек, со свистом растворялась в полутьме зэковской камеры, оставляя вместо себя двадцатипятирублевую купюру.
Это была частичка новой, до сих пор Димке не знакомой жизни. Димка стоял в коридоре, держась за решетку окна и смотрел, как ворочается на лавке жулик во второй камере. Достаточно было окликнуть его, вытащить из кармана пакетик, просунуть его сквозь решетку - и Димка мог бы уже спокойно называть себя бизнесменом, а на полученную от Тагилова долю купить в чайной пакет молока и целую гору вожделенного сладкого печенья.
Так Димка и не вынул пакет с чаем. Слишком сильно сидело у него в голове неоспоримое тогда убеждение о том, что спекулировать грешно и что жить нужно честно...
Димка оторвался от созерцания сцен пробуждения жуликов и оглянулся на дверь в караульное отделение. За стеклом сонно хлопал глазами димкин однопризывник и земляк Игорь Бычков. За его спиной делал знаки начальник караула. Знаки предназначались ему, Димке для того, чтобы он допустил Игоря принимать пост.
Игорь вошел, вяло побрел к окну, на решетке которого была прицеплена лампа на длинном проводе, стал ее отвязывать, сонно шевеля губами и двигая бровями, словно думал про себя о чем-то удивительном. Включив лампу, он начал осматривать камеры.
- Семьдесят восемь жуликов,- пробурчал он и зевнул. - Пойду доложу начальнику.
Он вышел и спустя пару минут вернулся уже с прапорщиком. Началась обычная караульная церемония.
- Пост сдал,- сообщил Димка.
- Пост принял, чтоб его.., - Игорь прибавил пару ласковых слов, в ответ на которые жулик из шестой камеры, тот, что спрашивал про туалет, заржал на весь вагон.
Димка доложил начальнику, отсидел свою смену на "бодром" месте и пошел спать.
Хотелось спать - но не спалось. Глаза открывались сами собой, в голове глухо бил изнутри по черепу пульс, с жульканьем гоняя кровь. Тагиловский чифир все еще действовал...
Димку разбудил Тагилов - пора на пост. Сам он уже давно не спал, был как всегда свеж, улыбчив и подтянут.
- Проснись, ты обкакался! - приветствовал он Димку обычной конвойной шуточкой. Димка приподнялся на локте.
- Что, пора? - спросил он, сонно разглядывая Тагилова. Луч солнца из окна падал на кружку и рассыпанные конфеты.
Димка уцепился руками за обе полки третьего яруса, повисел так с минуту - чтобы кости расправились - и спрыгнул в проход.
- Не уснешь больше? А то бывает так: поднять - подняли, а разбудить забыли... Ладно, давай готовься пост принимать.
Тагилов вышел, а Димка примял взбунтовавшиеся волосы, изображавшие взрыв на макаронной фабрике, и пошел умываться.
Тагилов стоял у двери в тамбур.
- Ну как, сделал все? - спросил он.
- Что? - Димка сразу не понял, что Тагилов говорит о жулике из второй камеры, которого должны были высадить на обменном пункте два часа назад. Ночные воспоминания казались при свете дня такими давними и нереальными, как кажутся нереальными летние воспоминания о зиме.
- Он не проснулся при мне,- сказал Димка, опустив глаза.
Тагилов посмотрел на него и все понял.
- Балда ты интеллигентская,- спокойно сказал он. - Вроде не дурак, да только ум у тебя не в ту сторону. Давай сюда чай, бизнесмен хренов. Как приедем - нарядчик. Ясно?
- Ясно, - пробормотал Димка.
- Ну ладно, иди пост принимай, - и Тагилов зашел на кухню к повару узнать, готов ли дежурный чифир...
Так Димка и не стал тогда бизнесменом. Но много раз после этого, бродя вдоль камер в ночном вагоне, он думал, не купить ли ему пачку чая и не загнать ли ее какому-нибудь жулику - ну, скажем, вон тому, в пятой камере, который смолит сигаретой и равнодушно провожает Димку взглядом. А потом подумал - и решил, что если судьбе угодно, то дергаться не надо: все произойдет само собой.
Ждать пришлось полтора года. Димка к тому времени уже заимел широкую лычку на погонах, стал замкомвзвода, а его корифан Игорь Бычков командовал в этом же взводе отделением. Ротный знал, что они друзья и, уступая димкиным просьбам, старался записывать их на службу вместе, помощниками начальника караула.
Так было и на этот раз. Бычков ушел к камерам следить за обстановкой и беседовать "за жизнь" с жуликами. Димка переписывал данные на жуликов в путевой журнал и менял часовых. Время шло. Димка взглянул на часы и решил, что время уже позднее, а значит пора сходить на кухню и спросить у повара, не потерял ли он нюх и не пора ли уже ужинать.
- Уж полночь близится, а ужина все нет,- сообщил он одуревшему от обилия русских слов повару Атаходжаеву.- Есть когда будем?
- Ляпишь скоро будыт гатов! - гордо объявил повар.
- Давай быстрее, а? Сдохнуть ведь с голоду можно!
Димка прекрасно понимал терминологию повара. Лапшу варят Ивановы и Сидоровы, а Атаходжаев варит именно "ляпишь". Когда-то этот самый Атаходжаев ездил в караулы часовым и однажды на подготовке караула к службе ротный попросил его доложить о сдаче поста. "За врэмя несение слюжба неприятности на посту ны абнаружена!" - сообщил ему Атаходжаев. "Считай, что ты их уже обнаружил,- заметил ротный.- А на посту бывают только неисправности. Часовым я тебя в караул не пущу - поедешь поваром". Так сработал великий принцип, гласящий, что от каждого по способностям...
Димка ждал атаходжаевский ляпишь и искал, чем бы заняться. Путевой журнал был заполнен, вдохновения после нетворческой работы было хоть отбавляй, и Димка начал творить.
"Пособие для русских и нерусских по поводу того, как запудрить мозги начальнику", - вывел он, слушая, как за стеной, на кухне, Атаходжаев гремит кастрюлями. После канцелярских бумаг его тянуло на бюрократические изыски.
"Вариант 1. "Все это было бы смешно..."
...ШВИЛИ (стоя у вешалки с шинелями): Эта мое шинэл!
...ЛИЕВ (стоя рядом): Нэт! Ета мой шинэл!
Сцена повторяется раз десять. Начальник умирает со смеху.
Вариант 2. "В чем соль?"
...МАТОВ: Дай сол!
...НЕНКО: Чурка, не "сол", а "силь"! А як це правильно будэ, товарищ начальник?
Начальник сходит с ума от поисков правильного ответа.
Вариант 3. "Первый год - "не понимай", второй - " не положено".
НАЧАЛЬНИК (в Ленкомнате): Покажи на карте членов агрессивного блока АНЗЮС. Ну, скажем, Новую Зеландию.
...РАДЗЕ: А как он па-грузынски? Я руски нэ панимаю. Ви скажите - я покажу!
НАЧАЛЬНИК: Ну... Не знаю... Ну хоть Америку покажи.
... РАДЗЕ: А как он па-грузынски?
НАЧАЛЬНИК ( в отчаянии): Черт с ним, с агрессивным блоком АНЗЮС! Грузию-то покажешь?
...РАДЗЕ: Канышно! Вот он, здэс, на картэ, таварыш началнык!
Начальник ставит "отлично" по боевой и политической подготовке..."
Димка отложил ручку и начал принюхиваться. Есть хотелось все сильнее и сильнее, но запах, доносившийся с кухни, не напоминал ничего съедобного. Димка встал и, как великий вождь корейского народа товарищ Ким Ир Сен, пошел осуществлять руководство на месте.
Атаходжаев стоял у стола и засыпал в чайник пачку чая. Димка открыл кастрюлю и заглянул в нее. Что-то скользкое и мерзкое тряслось и щелкало там, издавая вонючий дым.
- Повар! Что за дрянь ты стряпаешь? - удивленно спросил Димка, нюхая воздух.
Атаходжаев тоже втянул в себя жаркую атмосферу кухни.
- Ляпишь ! - заорал он и кинулся к кастрюле.
Ляпишь отказался подгоревшим и отвратительно невкусным. Димка, следуя примеру великого вождя товарища Ким Ир Сена, лично вывалил его в мусорное ведро.
- Вот что, земляк! - взбеленился Димка.- Еще раз такое учудишь - точно на уши кастрюлю надену вместо колпака. До завтрака спать не будешь, но чтобы ужин был! Ты понял?
Атаходжаев понял. Он открыл кран и начал набирать воду в черную шершавую кастрюлю.
Димка плюнул и пошел в купе начальника караула.
"Вариант 4, - вывел он.- "Костлявая рука голода".
...ЖАЕВ: Ушель вода! Ляпишь не будыт!
Начальник умирает с голода..."
Димка вышел из купе начальника и через стеклянную дверь заглянул в зэковское отделение. Оказывается, Игорь Бычков уже был там. Он что-то рассматривал в третьей камере через открытую на дверях полочку-"кормушку". Потом он закрыл "кормушку" и пошел по коридору.
Димка открыл дверь и направился к нему.
- Слышь, старшинка, - окликнул его жулик из седьмой камеры. - Малявку передай.
Жулику было всего лет тридцать, но его новая зэковская роба и манера, с которой он произносил слова, а кроме того уверенный холодный взгляд серых глаз, заставляли сделать вывод, что на зоне он далеко не последний человек.
- Какую такую малявку? - спросил Димка, покосившись на Игоря.
- Да в первой камере сидит одна такая черненькая, Лариской зовут.
- А ты откуда знаешь, кто там сидит? Вроде, в туалет тебя еще не водили?
- Слухами земля полнится, - уклончиво отвечал жулик.- так ты передай. а?
- А чего это, интересно, тебе надо от той Лариски? - спросил подошедший Игорь.
- Может, начальник, для тебя это новость, но я уже три года баб не видел, - усмехнувшись сообщил жулик.
- Нашел, чем гордиться, - сказал Игорь. - Ты давай ближе к делу.
- Да лучше бы не к делу, а к телу, - снова усмехнулся жулик.- Обижаешь, начальник. За мной не увянет! Только дай нам дюжину минуток наедине. И всего-то за четвертак...
- Ладно, давай свою малявку, - сказал Игорь.
Он и Димка пошли к первой камере.
- Ну что, земляк, рискнем? - спросил Игорь.
- Давай, - сказал Димка, вспомнив про свои раздумья насчет того, что судьба должна предоставить ему новую возможность заняться конвойным бизнесом. Теперь он уже не имел желания отступать - сержантские лычки загнали куда-то очень глубоко все его интеллигентские понятия. Теперь он умел принимать решения. А кроме того, что тут плохого? В конце концов, если сделать людям приятное - вагон с рельсов не слетит, жулики не разбегутся и даже ядерная война не начнется.
- Хорошо. Тогда все, что наварим - пополам, - сказал Игорь, просовывая малявку сквозь решетку камеры.
- Начальник, у меня тут тоже малявочка есть тому красавчику. Там написано, что я согласная, - сказала зэчка из первой камеры и с видом святой невинности потупила глаза. Димка понял, что это и есть та самая Лариска.
Игорь взял записку и понес к седьмой камере.
- Эх, красавица, прописал бы я тебе тертой морковки на ужин,- сказал Димка, снимая замок.
Они свели сладкую парочку в отдельной камере, закрыли дверь и деликатно отошли в сторону, разговаривая о коварных замыслах повара, решившего заморить караул голодом. Минуты через две жулик позвал их.
- Ты чего, все уже? - спросил Игорь, подходя к камере. - Ты же даже штаны не расстегнул!
- Понимаешь, старшинка,- самоуверенность слетела с лица жулика и теперь на лице его застыло виноватая улыбка. - Я начал ее мацать - проверять, так сказать, все ли у нее в наличии. Ну и перенапрягся, штаны перепачкал, а теперь больше не хочу.
- Видишь, начальник, что воздержание с людьми делает, - добавила зэчка, сверкая в темноте камеры неудовлетворенными глазами.
- Слушай, она точно ксиву на нас напишет о том, чем мы тут занимаемся, - тихо сказал Димка Игорю. - И поедем мы тогда с тобой в гости к этому жулику. Нет ничего страшнее неудовлетворенной бабы. Огурец ей подарить, что ли...
- Погоди, у меня тут есть парочка мыслей по этому поводу, - Игорь вытащил пистолет и наставил его на жулика. - Ну-ка залазь на нее и делай свое дело, а не то пристрелю!
- Ты, начальник, не шути так. Видишь же, что я уже не могу, - удивленно уставился на дуло пистолета жулик.
- Один раз смог - и второй сможешь, - спокойно сказал Игорь и постучал пистолетом по решетке. - Давай: туда, сюда, обратно - тебе и мне приятно. Лезь, тебе говорят!
Жулик полез, косясь на пистолет и отчаянно матерясь. Зэчка вцепилась ему в спину, демонстрируя радость общения. Игорь убрал пистолет только тогда, когда, по его мнению, процесс стал необратимым. Димка и он снова деликатно отошли к туалету, разговаривая о том, куда кто потратит заработанные деньги.
Теперь жулик уже был потным и довольным. Его былая самоуверенность снова вернулась к нему. Зэчка томно лежала на темно-серой жесткой вагонной полке.
- Спасибо, конечно, тебе, начальник за то, что не дал опозориться, - сказал жулик, застегивая штаны и глядя на Димку серыми холодными глазами. - Только как бы вам такие игрушки с пистолетом на гражданке как-нибудь боком не вышли. Если свидимся - я это не забуду... Запомни мое имя, вдруг да понадобится.
Он закатал кверху рукав серой робы. На руке огромными синими буквами в витиеватой рамочке с разводами и завитушками были вытатуированы четыре буквы - "ГЕРА".
- Вот я Гера и есть, - усмехнулся жулик. - Кое-где это имя о многом говорит.
- Только не здесь, понял? - Димка подошел к жулику вплотную. - Здесь твое место - вон на той полке, и обязанность твоя - лежать мордой к решетке и молчать в тряпочку. А насчет гражданки... Действительно, не очень-то мне в кайф будет еще и там видеть твою физиономию.
- Ладно, пошли к камере, - сказал Бычков.
- Погоди, начальник, можно чуть-чуть воды взять? - попросил его жулик.
- Ладно, хрен с тобой, воды не жалко. Давай, вперед.
Жулик налил воду в алюминиевую кружку, пошел к камере. Димка отвел его и встал у решетки, глядя на то, что он собирается делать.
- Часовой,- позвал Игорь.
Солдат, стоявший на первом посту, подошел.
- Что ты видел?
- Ничего, - ответил часовой.
- Молодец! Значит и тебе кусочек отломится,- сделал вывод Игорь.
Жулик между тем растворил в воде мыло и давал пить мутную пенящуюся жидкость своему соседу.
- У тебя что, от радости крыша съехала? - спросил Димка, наблюдая за происходящим через решетку. - Зачем человека дерьмом поишь?
- Начальник, все это я делаю ради тебя, - сказал жулик.
Его сосед вдруг захлебнулся мутной водой, ее поток брызнул изо рта на газету, разложенную на полу, его начало выворачивать.
Жулик внимательно посмотрел на перепачканный пол и поднял маленький коричневый шарик.
- Секунду, начальник, сейчас будет тебе четвертак...
Его сосед руками, перемазанными в нечистотах, стал мять и ломать шарик. Димка стоял у решетки и брезгливо морщился. Потом ему стало совсем противно, он повернулся, ушел и не притронулся в тот вечер к ляпишу, с грехом пополам рожденному к полуночи Атаходжаевым.
Так он и не держал в руках эти деньги. Да и не смог бы держать - он физически ощущал, как ему противно было бы держать эти двадцать пять рублей, извлеченные из чужого желудка вместе со старой жевотиной. Впрочем, Игорь Бычков, заставивший солдата тщательно промыть купюру в туалете, разменял ее на станции и честно отдал Димке положенную ему долю...
А потом был дембель, в ожидании которого солдаты прокалывают иголкой дни на календарике и делают зарубки на положняческом (от слова "положено") ремне из чистой кожи, в качестве особого шика вытертом до кирпично-желтого цвета, потом было возвращение в родной город Пармск, где были университет, друзья, Молпрос.
В каждом городе есть свой Бродвей, место невольных встреч и выгула подруг жизни. В Пармске таким Бродвеем был проспект Молодежи. Раньше он, естественно, назывался проспектом Сталина, но Cталин умер, в Москве случился фестиваль молодежи и студентов, а еще через девять месяцев в Пармске родился первый негр и получил свое новое название проспект. Постепенно он для краткости приобрел более звучное неофициальное наименование - "Молпрос" - и это с ним пармская общественность еще хорошо обошлась: пересекающую его улицу Карла Маркса она вообще окрестила "Кырло-Мырло". А старое название проспекта, как это ни странно, все равно осталось в головах жителей Пармска - один из отрезков Молпроса, именно тот, где родился и вырос Димка, даже в начале восьмидесятых они все еще привычно именовали Сталинским поселком.
Димка гордился тем, что Молпрос был той улицей, на которой он родился. Он любил то чувство свободы, которое охватывало его каждый день, когда в школе кончались уроки. Его ждали вечерние улицы, новогодняя елка возле дворца культуры, снежные горки и картонные зверушки, по какой-то прихоти натыканные в сугробы.
Впрочем, с пятого класса Димка предпочитал иное. Пармск был уже миром, в котором Димка уже изучил каждый темный уголок, и он перестал быть интересен. Это как в компьютерной "ходилке": перейдешь на следующий уровень в игре - и приколы предыдущего уровня тут же покажутся тебе детским садом. Димка однажды понял, что вырваться из тесного пармского мирка можно только одним способом - нужно перерасти его, стать умнее, и тогда в один прекрасный день дверь, на которую ты до этого много раз безуспешно нажимал, оббегая окрестности, вдруг распахнется перед тобой и пропустит тебя на новый уровень.
Для начала Димка засел за изучение китайского языка, о котором вряд ли кто-то в Пармске имел даже смутное представление. Он обложился учебниками и, презрев школьные домашние задания, начал закачивать в свою память иероглифы, похожие на коричневых пармских тараканов. По ночам иероглифы шевелились и шуршали в мозгах, складываясь в слова и китайские фразы, и для Димки стало естественным состоянием, когда голова постоянно работает на полную мощность. А кроме того, Димка понимал, что если он остановится - то неизбежно попятится назад и стал рабом этого своего безудержного движения. Совсем как в конфуцианской пословице, вычитанной в одной из книг: "Сюэ жу ни шуй син чжоу, бу цзинь цзэ туй" - "Учение - это путь вверх по течению, не будешь двигаться вперед- будет относить назад"
Немножко освоив китайский, Димка понял, что он способен на другие великие дела и принялся за корейский язык. Впрочем, он очень скоро понял, что учить сложный корейский язык без разговорной практики невозможно, поэтому, выучив несколько сотен словечек и выражений, он сделал вывод о том, что корейский язык "орепчиман чемииссымнида" - трудный, но интересный" - и был горд, что сумел построить корейскую фразу с противопоставлением, которая в учебнике изящно именовалась "конструкцией с "чиман". После этого он успокоился.
События в стране проносились мимо Димки - и путь его был таким, каким был бы при любой власти. Он закончил университет, год отработал в школе, а потом вернулся в стены родной альма-матер редактором университетской многотиражки с перспективой написать диссертацию и поехать на стажировку в Кембридж...
- Сифа сходит с ума! - сообщила Недвижимая Лариска, выползая в приемную и плюхаясь на кожаный диван, который тут же шумно под ней испустил дух. - Ну я-то, дура, с похмелья страдаю - а он-то с чего?
Секретарша Сифы (управляющего брокерской конторой "Пармский торговый брокер" Рината Салимгариева), с птичьей фамилией - Журавлева - и рыбьей внешностью, сочувственно вылупила глаза и покивала головой. Впрочем, поняв, что от одного сочувствия толку мало, она встала и взяла в руки стакан, потом подошла к окну, где стоял электрический чайник.
Чайник оказался пустым. Секретарша задумчиво потрясла его и обвела взглядом приемную в поисках источника воды. Взгляд ее на секунду задержался на аквариуме с одинокой и больной красной рыбкой, вяло исследующей насыпанных ей сверху сушеных червей, потом она перевела взгляд на Недвижимую Лариску и, подумав. поставила стакан на место.
- Понимаешь, - сказала Лариска, утирая платком пот на лбу, - он орет на меня по поводу моих квартир и офисов на продажу, а у самого пена изо рта брызжет! Бежать надо отсюда! Бежа-ать!
Секретарша села и снова в знак согласия сочувственно вылупила глаза и покивала головой. В брокерской конторе "Пармский торговый брокер" начался обычный рабочий день.
Карабас-Барабас затеял очередную оперативку, пригласив на нее психолога - маленького бородатенького рыжего мужичонку, который всегда хитро смотрел на окружающую действительность, словно знал о людях больше, чем они сами о себе знают. За это в конторе его и прозвали Сексопатологом. Карабас привел его с собой не случайно. Цель Сексопатолога заключалась в том, чтобы выслушивать мудреные карабасовы мысли и потом от чистого сердца простыми словами излагать их на нормальном русском языке.
- Начинаем нашу оперативку, - сообщил Карабас, раздвигая губами, похожими на губы мафиози из любимого димкиного мультика "Приключения капитана Врунгеля", свою развесистую бороду. Сексопатолог посмотрел на него и решил, что переводить тут нечего - вроде бы, культурные люди собрались.
Культурные люди представляли из себя весь отдел по связям с общественностью "Пармского торгового брокера". Карабасом назывался начальник этого отдела, доцент кафедры теоретической физики политехнического института Константин Пустобайт. В свое время Сифа сделал гениальный вывод, что если человеку хватило ума разобраться в мю-мезонах, то значит руководить отделом "паблик рилэйшн" он вполне может. Пустобайт действительно был похож на Карабаса. не хватало только плетки-семихвостки и фразочки в толстых фиолетовых губах: "Щас как дам больно!" Впрочем, плетку-семихвостку вполне заменяли утренние оперативки.
Напротив него сидели те, кого он привел с собой в контору - кандидат технических наук и тоже специалист по общественным связям Борис Палкин (или просто Бобик) и бывшая политеховская комсомольская активистка в бытность Карабаса там главным комсоргом, Света Грязнова, комсомольский задор которой с тех времен нисколько не поубавился и смотрелся весьма дико на фоне показавшихся морщин и расплывшейся фигуры. И Бобик, и Грязная Света были благодарны Карабасу за приглашение в контору: он их тут приютил, обогрел и уговорил Сифу дать им зарплату, не сравнимую с их политеховскими грошами
А где-то по углам, демонстративно плюя в потолок, разместились Димка и Андрей - два старожила конторы, пришедшие сюда еще тогда, когда Сифу все именовали "Рено", а начальником отдела общественных связей работала тетя по прозвищу Головешка, любившая оперный театр, юных композиторов и своего личного шофера, престарелого спортивного комментатора Пармского телевидения Василия Германовича Брыкова...
- Начинаем нашу оперативку, - повторил Карабас, отчего его окладистая борода принялась подметать висящий под ней и почти невидимый миру галстук.
- Константин Сергеевич, - позвал Карабаса Димка.- Разрешите вопрос по ходу ведения. У вас галстук каким узлом завязан, виндзорским? Я что-то видеть плохо стал - старость, знаете ли...
Карабас посмотрел на него педагогическим взглядом.
- Личные вопросы ты задашь мне после оперативки, - сообщил Карабас и оглянулся на Сексопатолога. Тот нахмурился, осуждающе посмотрел на Димку и покивал головой.
- Так вот, - продолжал Карабас. - Тема нашей сегодняшней оперативки - мой рассказ о киевском семинаре таких как я...
- Специалистов по ядерной физике, - ввернул Андрей, хотя по нему было видно, что сначала он хотел сказать нечто иное.
- Начальников службы общественных связей брокерских контор! - злым голосом закончил Карабас и оглянулся на Сексопатолога. Тот насупился, посмотрел на Андрея и снова покачал головой.
- Тема моего сегодняшнего рассказа - кинестетическое воздействие на человека, - сообщил между тем Карабас.
- А что это такое? - зачарованно глядя на него, спросила Грязная Света.
- Это когда люди целуются - тогда и получается кинестетическое воздействие, - сообщил гордый своей эрудицией Сексопатолог.
- А зачем это нам? - спросил Димка.
- Как зачем! Это же "паблик рилэйшн"! - начал доказывать Карабас.- Ну вот представьте: приходит к вам клиент нашей конторы. И вы его встречаете!
- Целуем, что ли?.. Что-то вы не то говорите, - сообщил Димка. подозрительно глядя на Карабаса. Сексопатолог за его спиной на секунду расслабился, беззвучно хихикнул. а потом снова принял осуждающее выражение лица, словно Димка только что расцеловал Карабаса в его толстые мокрые губы и утерся после этого карабасовой бородой.