Козырев Игорь Александрович : другие произведения.

Статья Љ1 "переход к немеркантильной экономике"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Статья N1 "Переход к немеркантильной экономике"

  
  
   Современный кризис имеет несколько измерений и по каждому возникают свои тренды, переосмысление ключевых парадигм и поиск новых решений. Так, происходит осознание пагубности идеологических основ действующей экономики и дальнейшей эскалации материальных потребностей как ее императива. Это ставит задачу поиска новых смыслов и разработки на их основе новых моделей экономики, управления и организации деятельности, соответствующих XXI веку.
  
   В переводе с греческого "кризис" - это "суд". Когда происходит высвечивание и осознание праведного и неправедного, отказ от последнего. Суд - это всегда форма пресечения, а не просто воздаяние по заслугам. Следовательно, выход из кризиса должен быть на условиях перехода к праведному - к новым ценностям и глобальным смыслам, положенным в основу новой экономики. И если существующую экономику можно назвать меркантильной, ориентированной на удовлетворение материальных потребностей человека, причем, ущербным образом, то новую экономику надо назвать "немеркантильной, духовной экономикой" - чтобы подчеркнуть ее принципиальное отличие от существующей и отказ от нее. Тем самым заявить и установить принципиальный водораздел между ними. Все остальные определения, которые сейчас обсуждаются - когнитивная, постиндустриальная, ценностей и т.п. - являются вторичными и должны обсуждаться только как признаки немеркантильной, духовной экономики, иначе есть риск уйти в спекуляции. В конечном итоге, потерять время и получить через некоторое время еще один глобальный кризис.
  
   Есть еще одно значение слова "суд". Оно образовано из двух его частей - из "су" (свет, свят) и "де" (дело). В итоге имеем, что суд - это святое дело. В этом смысле он должен быть праведным и постоянным, а не только по прецеденту - должен быть проактивным, а не рефлексивным только. Сама технология суждения должна быть управляющей. Меркантильная же экономика, напротив, исходит не столько из суждения, сколько из прогнозирования максимальной вероятности удовлетворения меркантильных потребностей. Заложенный в ней пласт суждения не является управляющим, будучи положенным в ее контекст. В этом смысле действия в ней осуществляются не по вере и не по суду истинному. Каждая транзакция не является духовной по своей технологии исполнения.
  
   В целом существующая экономическая модель себя исторически исчерпала, но создала предпосылки для появления новой модели. Самая главная предпосылка та, что человечество в целом решило задачу удовлетворения материальных потребностей и готово перейти в удовлетворению потребностей следующего типа - духовных. Тех из них, которые связанны с развитием личности и образа жизни человека, его самореализацией - потребностями в самовыражении, самоудовлетворении и потребностями знать правду, осознавать высшие (надсущностные) смыслы своей жизни. Это соответствует переходу к более высокой группе потребностей по пирамиде А.Маслоу. И если материальные потребности удовлетворяются через такой объект, как товар и услуга, то духовные удовлетворяются уже через другие объекты - совместно созданные ценности и отношения, в которых человек (потребитель) получает новый ментальный опыт, ориентированный на себя, благодаря которому и происходит развитие его личности, образа жизни и растет качество его духовной жизни в целом. Духовные потребности просто по определению не удовлетворяются через материальное, вещь, они иной природы, немеркантильной. Поэтому новая экономика должна породить новые механизмы и их институализировать. И новизна их принципиальная - объектом институционального применения теперь будут образ жизни и возможности его развития в экономике, а не некая новая инфраструктура товарного производства.
  
   Сейчас пока не найдены точные характеристики новой экономики. Высказываемые подходы больше идут от обратного. Основные идеи сводятся к провозглашению самоограничений на рост материальных потребностей, снижению разрывов в экономическом положении богатых и бедных, к росту демократии в политике, экономике и корпоративном управлении. В целом - к большей ответственности всех экономических агентов. При этом все предложения условно можно разделить на 2 неравные части - как улучшение существующей модели экономики или как ее отрицание (преодоление). И если как-то понятно соотношение государства и рынка (нужен баланс их влияния), то какие императивы и ценности должны стать идеологической основой новой экономики и как вокруг них будут выстраиваться рыночные механизмы, пока непонятно. Это одна из центральных проблем, когда говорят о новых смыслах жизнеустройства и экономики.
  
   Для поиска новых смыслов (или возврата к утраченным) важны правильные постановочные вопросы. Их глубина. Так, важно сразу же определить - мы говорим о новых ценностях или о новом типе потребностей человека, вокруг которых должны выстраиваться новая экономика? В зависимости от этого мы получаем стартовую развилку своим последующим поискам: или мы выбираем новые ценности при меркантильном (материальном) характере экономики (и тогда что сильнее?), или мы выбираем новый тип базовых потребностей в экономике, и тогда ценности их выражают. Выбор стоит так - или материальные потребности при новых ценностях, или новые ценности при примате духовных (новых) потребностей. Улучшение или качественный переход?
  
   Первичны все же потребности. Ценности их выражают. Поэтому в постановочном плане в развилке должен быть выбран второй вариант. Построение новой немеркантильной экономики - на основе материальных и духовных потребностей при первенстве духовных. Содержание экономики становится двойственным (дуальным). Дуальность экономики - ее способность удовлетворять духовные и экономические потребности - уточняет понимание ценностей в ней. Как минимум, надо говорить о двух группах ценностей - как своеобразных платформах кругооборота в новой экономике:
      -- платформа 1: ценности как по-новому (ценностное) ориентированное поведение отдельно взятых людей - потребителей (рынка) и сотрудников компании. Оно выражается в мотивации, которая получает свою реализацию - в том, что человек развивает свой образ жизни, свои возможности во взаимодействии с компанией и другими людьми на рынке (в сети);
      -- платформа 2: ценности как возможности, которые компании предоставляют своим сотрудникам и отдельным потребителям - позволяющие им при взаимодействии с компанией деятельно развивать свой образ жизни.
  
   Выступая в качестве феномена экономики, духовные потребности должны быть поняты в качестве таковых. Максимально обозначены и исследованы с этой точки зрения. Надо как можно больше из них "вытянуть" для экономики - чтобы не остаться только на моральных позициях, не найдя операционных оснований "технологий суда", вершимому самому здесь и сейчас, не дожидаясь суда праведного Свыше - в виде кризиса собственного бизнеса или экономики в целом. Следуя этому необходимому шагу, попытаемся выделить следующие особенности духовных потребностей для экономики:
  
      -- Предельность смысла духовных потребностей. В чем их предельное содержание и в чем оно выражается как объект новых экономических отношений? Предельное содержание духовных потребностей есть степень (а) осознания человеком своей духовной сущности, (б) своего жизненного предназначения (мечты) и (в) вытекающих из этого своих жизненных ценностей. Добровольность и позитивная сила следования им зависят от его духовности. Целостная форма, в рамках которой человек активен и ответственен за достижение своей мечты и следование ценностям, - это образ его жизни, имея который он каждый раз выбирает те или иные свои роли. Образ жизни развивается через получение опыта. Поэтому новая экономика будет иметь дело с образом жизни людей как базовой экономической категорией, новыми экономическими ролями потребителей, а сама потребительная стоимость будет формироваться совместно компанией и потребителями - вне собственной деятельности духовный опыт не приобретается. И можно предположить, что ею будут некие ценности, которые каждый раз будут совместно создаваться компанией и каждым отдельным потребителем - те, которые будут ценны для потребителя с точки зрения развития его образа жизни.
   Предельная форма следования своей мечте - это вклад в общество, дар людям, который человек совершает и не может не совершить, следуя своей мечте. Поэтому новая экономика и потребительная стоимость будут исходить из того, как содержательно человек конвертирует свою мечту и вклад в предмет взаимоотношений с компанией. И можно предположить, новая потребительная стоимость получит свое воплощение также по-новому:
  -- в виде экономики даров, что стало уже приходить, а также в форме отрицания своих прав на интеллектуальную собственность, понимая, что знания приходят в виде первоначальных прозрений (откровений) свыше и что "там" все есть, вся информация уже существует;
  -- в виде новой инфраструктуры компании и рынка, которая сейчас начинает определяться как экоценоз или экосистема компаний - все то, что выходит за ее пределы и выступает сразу в 2-х ипостасях - как внешняя инфраструктура (коммуникации) и сетевое сообщество (отношения);
  -- как новая предметность и обозначаемые ею результаты сотрудничества компаний и отдельных людей - ее сотрудников и потребителей. Например, если раньше компания производила товар игрушки, то теперь - игры, вовлекая в их разработку будущих потребителей и экспертов, доводя уровень понимания игры до универсальной формы познания мира, налажения взаимодействия, генерации креатива, снятия конфликтов и т.д.. Такая предметность уже определяет, что товарной позицией компании теперь является ее способность к совместному созданию ценностей, раскладываемая на инфраструктуру, повестку дня взаимоотношений с клиентами и т.д.;
  -- в виде совместных проектов, взаимного обучения или тусовочных мотивов общения, но все - в привязке к развитию образа жизни;
  -- в виде рейтингов - на идеи (мечты), социальную их поддержку в сети и т.д. В этом смысле проектный определитель мечты, будучи предъявленным через социальную сеть или биржу (подобно бирже Yet2.com), становится тоже товаром.
   Предельность духовных потребностей еще выражается не только в замкнутости на надсущностные смыслы и свою мечту, свой образ жизни, но и в том, что они в перспективе останутся единственными, относительно которых будут строиться коммуникации - в новой экономике и постэкономике. Уже есть прогнозы и представления о том, как постепенно материальное производство сведется к синтезу материи и выводу из сферы экономических отношений.
  
      -- Двунаправленность духовных потребностей. Они направлены в две стороны - вовнутрь и вовне. То есть одновременно интровертны (выражают потребление) и экстравертны (выражают отдавание). Их удовлетворение направлено на себя, развитие своего образа жизни, собственный духовный рост. Но одновременно их удовлетворение возможно за счет вклада (проекта) - некоего дара людям как реализации своей мечты и жизненного предназначения, высшая форма духовного развития. Это значит, что рыночные отношения между компанией и потребителями будут выстраиваться вокруг мечт как потребителей, так и сотрудников компании - происходить в этом контексте, иметь эту мотивацию. Одновременно будут присутствовать сразу два процесса - потребления и отдавания (в этом смысле природа потребностей неразрывна). И, самое главное, потребление духовных потребностей будет происходить через вклад потребителей - людям, обществу и компании. Человек не будет делать различия ни для кого и будет проявляться целостным.
   Тут мы находим подтверждение в нашей культуре: "что отдал, то сохранил", "отдал 1 рубль - получил назад 100", "как аукнется, так и откликнется". Речь идет не о покупке, не о товарной сделке, а о возврате в этой же форме.
   Возвратность духовных отношений является условием безпроцентной экономики, когда доход по ссуде возвращается взаимодавцу не напрямую и не от заемщика, а через круг - в виде встречного вклада в него со стороны.
  
      -- Новые экономические роли потребителей. Мотивация своим предназначением и мечтой, потребностью в саморазвитии предполагает активную жизненную позицию и самоответственность. Это определяет то, что в новой экономике у потребителей возникают новые поведенческие роли - кроме утилитарной роли покупателя впервые в истории возникает роль партнера - компании и сетевого потребительского сообщества в Интернете. Рынок компаний и рынок потребителей начинают все более совмещаться. Партнерство будет исходить из миссии компании и вклада потребителей как партнеров. Они будут выступать по отношению к компании фрилансерами, соисполнителями, экспертами, модераторами форумов на сайте компании и т.д. и будут создавать стоимость на условиях wiki-принципов взаимодействия. При этом роли между компанией и потребителями могут взаимно меняться.
   Важно, что все больше стоимости будет создаваться компаниями совместно с потребителями. Для этого должны возникнуть новая информационная и техническая инфраструктура компаний (измениться сайт, возникнуть доступность информации и т.д.). С исторической точки зрения, это совершенно новое явление в области создания стоимости, т.к. до сего времени она создавалась по схеме "только компания" или "только частное лицо". Теперь основной схемой будет "потребитель-компания" - это новый тип компании или, как его еще называют, новый экоценоз. И такие процессы уже начались - в области программного обеспечения, открытых инноваций и не только.
  
      -- Двойственный характер потребления духовных ресурсов. Если материальные ресурсы в ходе их потребления расходуются, то духовные - и расходуются, и одновременно воспроизводятся. В этом смысле стоимость ограничена предельностью материальных ресурсов и не ограничена духовными ресурсами - они безграничны и самовозрастают в резонансном взаимодействии людей. Безграничными являются интеллект, информация и информационные ресурсы как формы существования духовной энергии. Поэтому максимизация богатства, стоимости и капитала в немеркантильной экономике будет происходить, в основном, за счет роста духовных ресурсов и драйв-капитала (эмоционального). А это предполагает наращивание сети партнерского взаимодействия на рынке - между компаниями и потребителями. Уже сейчас возникают глобальные потребительские и социальные сети как основа рыночных коммуникаций, создания потребительной стоимости (товара) и стоимости, формирования глобальных рынков компетенций и труда. При этом потребители становятся свободными в следовании своим мечтам и созидают - реализуют через компании свои проекты и компетенции, работая в этих компаниях или сотрудничая с ними извне. Можно назвать два новых типа рынка - "длинный хвост" (на рынке присутствуют абсолютно все производимые товары в бесконечном числе ниш) и "экосистема компании".
   Феномен растущего воспроизводства в процессе траты (расходования) не является уникальным и присущим только для духовным потребностям. Так, сжигание ядерного топлива в атомных реакторах приводит к его увеличению и общему накоплению - чем больше сжег, тем больше получил его на выходе (коэффициент воспроизводства больше 1).
  
      -- Духовные потребности и смыслы, слово. Это отдельная большая тема. Сейчас же важно зафиксировать, что осознанные духовные потребности порождают контекст и словесную сетку действительности, на которую начинают в бизнесе опираться. И именно она закладывается в основу операционных решений. Тут происходит "как говорим, так и делаем". Этот контекст не может быть создан только целевой ориентацией и даже миссией компании, что показывает сегодняшний опыт.
  
      -- Энергетический (жизненный) характер духовных потребностей и ресурсов. С экономической точки зрения человек должен воспроизводиться. Полностью, во всех своих ипостасях. Их, как минимум, три - биологическая, социальная и духовная. По своей сути они - энергия. Поэтому задача новой экономики - дать возможность человеку получить и использовать все виды энергии. Формами существования духовной энергии и потребностей являются высокие (надсущностные) смыслы, ценности, мечта; ментальный опыт (знания); идеология, история и культура, в т.ч. корпоративные; возможности нового ролевого поведения на рынке. Их главный вектор - стремление к осознанию себя и получению энергии от единства с высшими смыслами жизни, Вселенной, Богом. Иначе развитие человека невозможно. Только тогда он получает высшую созидательную энергию, жизненную силу, осознанность и радость своего бытия, возможность определить и реализовать свою мечту. И если сейчас стоимость определяет собой время производительной траты времени работников на производство товара, т.е. на работу с энергией биологической (извлекаемой из материального мира), то в новой экономике она должна будет учитывать и затраты времени на совместные усилия на создание и потреблений выше указанных духовных форм энергии. Можно предположить, что это может быть амортизируемая стоимость инфраструктуры нового рыночного взаимодействия, оплата времени исполнения партнерской роли потребителями, некая рыночная оценка (как спрос) созданного духовного продукта.
   Но, скорее всего, тут будут другие подходы: если развитие своего образа жизни есть взаимообратный процесс в равном взаимодействии, то экономические категории будут от сюда выпадать - стоимость использования безграничного ресурса определять бессмысленно. Стоимость останется в качестве оценки затрат вещных ресурсов и эффективности их расходования, в качестве контроля экологии, отношения к Природе. Тут будут возникать иные соображения, подобные тому, которые изложены в статье Девятова А.П. "Обогнать не догоняя", когда в основу капитала (конвертора накопленной стоимости) будет закладываться время циклос, а не хронос.
   В любом случае это постановка вопрос перед новой политэкономией, которая должна дать ответы на все вопросы, понимая, что духовное - это взаимоотношения с Истиной и тайной, с сакральным, т.е. предельно настроенным на Светлое, на замысел Истории (если вспомнить Н.Бердяева). И понятно, что надсущностные смыслы не могут иметь экономической формы, т.к. здесь императивы эквивалентности не работают и не требуются - человек сам определяет свою отдачу и стремится быть максимальным в реализации своей мечты, вклада и образа жизни, в партнерстве.
  
      -- Духовные потребности как Будущее. Духовные потребности важны не только по отношению к человеку или обществу, но и как условие общего универсального движения и развития, в том числе компании. Это движение, опять же с энергетической точки зрения, возникает как разница между потенциалами Настоящего и Будущего в настоящий момент времени. Будущее для экономики и рынка несет новые образцы деятельности, новый спрос, больший потенциал стоимости и капитализации и указывает общее направление развития в целом (мейнстримы). Но прорывное понимание Будущего в Настоящем человеком возможно только при осознании своей мечты и соединения с надсущностными смыслами. В противном случае восприятие Будущего идет пассивно - через восприятие мейнстримов. Поэтому следование своей мечте реализует двойную задачу - развития человека (индивидуальную) и развитие в самом широком смысле (универсальную). Именно в этом случае энергия к человеку и бизнесу поступает максимально и приходит конкурентное видение Будущего.
   Духовные потребности переопределяют понятие Будущего для компании и бизнеса. Если раньше оно являлось прогнозом - исходя из тренда или усвоения инновации, запакованным в бизнес-план и бюджет, и будущее далее как бы "натягивалось" на этот бизнес-план методами маркетинга, подкупа и т.д., то теперь будущее уже нечто совсем иное. Как минимум, оно предопределено мечтой и предметностью совместного создания ценностей в режиме "здесь и сейчас". Рынок теперь для компании "не случается", а "совместно свершается". Само понятие рыночного риска исчезает.
   К духовным потребностям не применимы товарные стратегии в принципе - как медицинский факт. Тут возникает понятие не стратегии, а понятие пути и схемы его сборки в бизнесе компании. Это также отдельная (последующая) тема разговора, сейчас же важно зафиксировать - духовных стратегий нет, такой термин неверен, но есть следование и смирение, как условие взаимодействия со своей собственной мечтой и, исходя из нее, с разворачивающимся Будущим как совокупности взаимоотношений в режиме "здесь и сейчас".
  
      -- Духовные потребности и эффективность. В немеркантильной экономике критерии экономической эффективности должны измениться - отражать эффективность использования не только материальных, но и духовных ресурсов. Некое правильное движение не только в области материального мира, но и духовного. Пока трудно предложить что-то конкретное. Только в качестве первого подхода к проблеме. Так, в критерий может входить уровень партнерства. Например, соотношение затрат компании и партнеров-потребителей в создании стоимости - как степень вовлеченность самого рынка в создание стоимости. Или уровень рыночности организации труда в компании (использования аукционных форм привлечения внутренних и внешних компетенций под проекты) - как степень примененной компетентности рынка внутри компании.
   Некоторую подсказку в этом направлении нам могут дать системы рейтингов и листинга акций, которые, по своей сути, являются добавочными системами оценки эффективности компании, рассчитанной на основе экономических показателей. В случае рейтингов возникает некая область описаний компаний, которая затем параметризуется и получает свою метрику. Значения этой метрики начинают влиять на стоимость компании, отношение к ней инвесторов и общества.
  
  
   Особенности духовных потребностей и дуальной характер немеркантильной экономики должны привести к смене ее ключевых парадигм. Новые парадигмы должны будут выразить ее дуальный характер во всех прикладных аспектах. Можно предположить некоторые из них.
  
   Во-первых, дуальным становятся предмет всех ключевых видов деятельности в экономике - бизнес-процесса, проекта, отношений (коммуникаций) и бизнеса в целом. Теперь предмет выражает не только прикладной результат, но и духовный - получение ментального опыта следования высшим смыслам и мечте, как основы знания, развития личности и образа жизни. Ментальный опыт возникает, когда кроме товара потребители совместно с компанией создают удобство, новые знания (взаимное обучение) и ценности. Теперь в потребительную стоимость товара и услуги, а также в производственно-торговые процессы компании должны быть встроены коммуникационные и ролевые возможности сотрудничества с потребителями.
  
   Во-вторых, дуальными становятся капитал и стоимость. Активом теперь становятся смыслы (видение), ценности, новые модели поведения и управления. Этому соответствует то, что бизнес-активность и пространство рынка теперь будет поделены между двумя равноактивными игроками - компаниями и их партнерами-потребителями, сетевыми сообществами, действующими на wiki-принципах. Поэтому действующий капитал в части знаний и коммуникаций будет распределен также, и в его основе будут надсущностные смыслы и энергия людей следования своим мечтам.
  
   В-третьих. Дуальной становится предметная стратегия компании. С одной стороны, она выражает устремления компании, с другой, есть следствие развития продукта или услуги компании самими потребителями в ходе партнерства. Она становится совместной. Более того, компания может стать ведомой партнерами-потребителями, а не просто следовать их предпочтениям с различной удачливостью своего маркетинга. Сам маркетинг в традиционных формах умрет. Это предполагает иное поведение компании, чтобы каждый раз соответствовать независимым изменениям содержательного вклада потребителей. Можно указать пример нового поведения: часть компаний сосредоточатся на коммуникациях, чтобы быть интеллектуальными и коммуникационными интеграторами, проектными менеджерами инициатив потребителей и поставщиков, что называется, интеллектуальными держателями повестки дня.
  
   Рассматривая мировоззренческий смысл духовных потребностей, можно выйти на понимание основных признаков и новых моделей управления. Так, видя в основе духовных потребностей стремление к осознанности и единению с высшими смыслами, понимаем, что это может выражаться по-разному и должно далее конвертироваться во внутренние взаимоотношения в компании. В частности, ответственность перед своей жизнью и, для некоторых, Богом выражается в "свободе/ответственности" и некой "совместности" с Ним. На стороне компании это переходит в новые принципы взаимоотношений и социальные сети, профессиональные и потребительские. Новые принципы должны отменить действующую корпоративную культуру менеджмента, построенную на принципах контроля сверху вниз, работы по инструкциям, бюрократии, недоверии, функциональной разобщенности и замкнутости на собственные цели. Должны возникнуть формы расширенной бизнес-ответственности сотрудников и потребителей, вплоть до стратегической, в рамках которой устанавливаются принципы свободного (рыночного, аукционного) установления и взаимодействия. Основная парадигма при этом та, что новый уровень осознанности и ответственности создает возможность и требует иной внутренней социализации компаний. Из числа возникающих тут можно указать переход к плоским структурам, к рыночным (аукционным) формам организации труда внутри компании, отказ от систем бюджетирования в качестве инструментов управления и их замену на планирование эффективности и гибкое распределение ресурсов, переход к федеративной бизнес-структуре компании, замену должностных и процессных инструкций на управленческие мемы и т.д.
  
  
   Продолжение следует.
  
   Козырев ИА
   04.2010
   Wiki-принципы - когда в проект объединяются на условиях бесплатного партнерства независимые друг от друга участники на условиях "вложил меньше (сколько смог, по максимуму), получил больше". Примерами тому являются энциклопедия Википедия, операционная система Lunex, разработка Интернет под патронажем Минобороны США. Формами такого партнерства частично выступают типы сетей идеагоры, просьюмеры, пиринг.
   Под информационными ресурсами здесь понимаются средства выражения информации - символы, коды, использование цветовых схем, в т.ч. IT-ресурсы с их возможностями удаленного и объемного представления экземпляра в неограниченном количестве (репликациях, информационных клонах) и т.д.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Статья Кризис_НЭ стр. 2 из 6
  

Козырев ИА, +7(985) 766-9305

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"