Реклама нынче является оплотом всего передового (в этом смысле с рекламой, пожалуй, могут состязаться только музыкальные видеоклипы). Новые технологии для кино первыми используются в роликах, новые идеи в подаче визуальной информации тоже вначале обыгрываются в качестве рекламных площадей.
Размышляя о том, куда движется наша реклама, не мог не обратить внимания на одного очень коварного монстрика, который приближается ко всем нам с тылу. Ко всем нам - это, прежде всего, к людям творческим (копирайтерам, дизайнерам и т.д.). Подозреваю, что этот монстрик очень быстро превратится в монстра и отнимет у ряда из нас работу, впрочем, ряду из нас он эту работу даст.
Итак, кто же нам грозит из недалекого будущего?
Некоторые время назад в череде сайтов, на которые мы заходим из креативного любопытства, появился еще один. Возможно, вы даже бывали там. Новичок предлагает с помощью шаблонов и заложенных установок соорудить некий дизайн. Красивую картинку с органично вплетенным в нее текстом. Казалось бы - что тут нового? Как может подобный шаблон соперничать с ведущими дизайнерами и креаторами рекламного мира?
Начну с другой стороны.
Так уж сложилось, что я не очень силен в программировании. Если быть точнее - я вообще полный ноль в этом деле. Тем не менее, свой сайт иметь очень хотелось. Можете представить себе мою радость, когда появился НАРОД.РУ. Знаю, что такую страницу не назовешь солидной или впечатляющей, но с помощью некоторых настроек, шаблонов и форм создатели дали мне вполне приемлемый для моих нужд ресурс, на который я не потратил ни копейки (не считая, конечно, времени, проведенного в сети).
А теперь предлагаю мысленно развернуть какую-нибудь рекламную газету, одну из тех, что подбрасывают нам в наши хлипкие почтовые ящики. Вспомним эти нелепые цветовые пятна и самым причудливым образом вписанные туда фото, рисунки, символы. И теперь зададим себе вопрос. А что больше понравится клиенту - использовать шаблонный автоматический дизайн и не заплатить ничего этому горе-дизайнеру-верстальщику, или все же заплатить ему за этот яркий кошмар?
Разумеется, все мы тут же вспомним стратегии, концепции, исследования и т.п., - весь этот набор, необходимый на наш взгляд любой маломальской фирме. Но разве есть деньги на хорошее исследование (да даже и на плохое) у владельца небольшого киоска, магазинчика, сайта? На мой взгляд, чем плодить уродливую рекламу - уж лучше воспользоваться шаблоном, в который и вписать свое рекламное сообщение.
Разумеется, ни один робот не заменит живого ума дизайнера или копирайтера. Но давайте подумаем и о том, кто создает роботов, машины, программы? Если рядом с создателями будут находиться высокого уровня креаторы - они могут создать шедевры даже машинного свойства.
Попробую зайти еще дальше. А если взглянуть на многие глянцевые журналы.... Там что, большое разнообразие? Очень большое число рекламных сообщений, в действительности, находится в рамках одних и тех же шаблонных решений. Разве программа на компьютерном диске за три доллара не справится с таким дизайном? Я думаю, справится. Если честно, то и многие слоганы вполне мог бы моделировать компьютер. Казалось бы, реклама - это искусство выделиться (в лучшую сторону, конечно же). Но, положа руку на сердце, разве так уж много из наших клиентов действительно хотят выделиться? Разве не многие хотят сделать "как у него"?
Конечно, сейчас большинство из известных нами шаблонных вариантов дизайна и текстосложения не выглядят впечатляюще. Но это же временно. Уже завтра найдутся компании, которые смогут создавать сильные продукты, конкурирующие с работами многих из нас. А может, некоторые из нас самих будут работать на такие компании. Не исключаю даже, что среди услуг агентств появится недорогой вариант для недорогих клиентов - автоматическая реклама.
Конечно, я немного преувеличиваю, но слишком ли сильно мое преувеличение? Не уверен.
Итак, платить ли копирайтеру и дизайнеру за рекламный макет, который может сделать программка, купленная за три доллара? Какой выбор сделали бы вы на месте клиента?
В последнее время будущее слишком быстро становится настоящим, поэтому ждать осталось не так много. Поживем - увидим... к кому придут за рекламой - к нам, или к роботам.