Крайнов Андрей Анатольевич : другие произведения.

Статьи для еженедельника Ysr (Торонто, Канада)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Серия статей, опубликованных в канадском еженедельнике YSR в 2001 году.

6

Андрей Крайнов

ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ ОБУХ
ответный удар после ответного удара


Операция международной антитеррористической коалиции идет уже вторую неделю. В последние дни перед ударом подготовка к ним на дипломатическом уровне стала заметна невооруженным глазом. Что стоит “ураганный” визит в Москву премьер-министра Великобритании Тони Блэра (источники близкие к Кремлю утверждают, что приезжал он сообщить Владимиру Путину дату начала операции) и последовавший за этим немедленный вывод российского дипкорпуса из Пакистана?.. Многие, правда, ждали, что первые удары последуют либо во вторник (ровное число недель со дня терактов), либо 11-го числа. Однако Джордж Буш “приверженцем фатальных дат и цифр” себя не показал. Выказал ли он себя при этом еще и хорошим стратегом - покажет время...

Волею случая и мировой политики во всем северном полушарии не осталось стран, которые прямо или косвенно не участвовали бы в антитеррористической операции. Это и сами Соединенные Штаты - главный организатор и исполнитель акции возмездия - и их главный североамериканский партнер Канада, и европейские члены НАТО, которым по долгу положено оказывать США всемерную поддержку, не говоря уже о сопредельных с Афганистаном странах - к ним, можно сказать, война уже стучится в дверь.
Интересно, что сторонним наблюдателем в данной ситуации вполне могла бы стать Россия. Использовать военные базы и аэродромы на ее территории бессмысленно - слишком далеко. По той же причине никому, по большому счету, не нужно и ее воздушное пространство. Однако остаться в стороне Россия не может при всем своем желании. Во-первых, таджикско-афганскую границу продолжают охранять российские пограничники. И если хоть какая-то часть афганских наркотиков не попадает на европейский и американский рынки, то это исключительно их заслуга. Многие наркоторговцы и курьеры в открытую называют российских офицеров своими личными врагами. Такой вот “карманный наркоджихад”. И обеспечить надежную охрану границы собственными силами Таджикистан в ближайшее время будет не в состоянии. Просто нет навыка. Во-вторых, при абсолютно прозрачных границах внутри СНГ именно Россия (а не Европа или, тем более, Америка) станет заложником как гуманитарных, так и военных проблем, связанных с возможным потоком афганских беженцев, далеко не все из которых будут мирными. Так что, если США - первый кандидат на террористическую войну, то Россия (во всяком случае, из стран Большой восьмерки) - на войну вполне традиционную, что никому оптимизма не прибавляет.
Впрочем, не одна Россия будет сейчас потенциальным плацдармом мести радикальных исламистов за американские “ответные удары”. Беру эти слова в кавычки, поскольку если для нас с вами ответность действий США сомнений не вызывает, то для большинства афганцев, живущих под идеологическим прессом талибов и без доступа к мировым СМИ, бомбардировки союзников вполне могли стать откровением. Людей в таком состоянии можно направить куда угодно.
Куда? Ну, прежде всего, конечно, в Пакистан. Слишком крепки в нем связи талибов и слишком сильна исламская оппозиция нынешнему руководству страны, особенно после того, как оно согласилось со своим участием в ударах возмездия. Сильна настолько, что многие аналитики всерьез опасаются возможности государственного переворота в Пакистане. Есть, конечно, искушение позлорадствовать - сами взрастили талибов, сами и разбирайтесь... Однако стоит вспомнить, что и лидеров Северного альянса - моджахедов, воевавших против Советского Союза, вырастил Пакистан. Так что, в определенном смысле, здесь паритет. Но главное даже не в этом. Пакистан - страна, обладающая ядерной технологией и баллистическими ракетами. Представьте, что все это досталось талибам, а значит, и бин Ладену. А ПРО, кажется, еще находится в стадии разработки...
Следующие кандидаты на неприятности - среднеазиатские республики бывшего СССР. Исламистские тенденции здесь не так сильны (в основном из-за традиционно жесткой централизованной модели государственной власти, которая в большой степени стоит и “над религией”), хотя сторонников талибов хватает и здесь. Точнее, не столько сторонников талибов, сколько неприятелей политики США, строящейся по принципу старого анекдота “с кем хочет, с тем и граничит”. Сомнительно, что регулярные армии этих стран, ни с кем никогда не воевавшие, смогут в случае необходимости противостоять талибам, для которых война уже давно стала профессией.
Нет особых иллюзий и в отношении американских войсковых частей. До сих пор Соединенные Штаты не приняли на себя никаких обязательств по отношению к участникам антитеррористической коалиции. А значит, вполне вероятно, что если талибы нападут на тот же Узбекистан, разбираться с ними придется собственно Узбекистану и России как участнику Договора о коллективной безопасности в рамках СНГ.
Самое неприятное, что такой вариант только что “обкатан” на Балканах. Сначала мировое сообщество (в лице НАТО и Евросоюза) уговаривает Македонию принять на своей территории тысячи албанских беженцев, чем фактически доводит дело до гуманитарной катастрофы, а затем, когда многие “беженцы” вдруг берут в руки оружие и заявляют о притязаниях на власть, ответственным себя за это не чувствует. Более того, “советует” правительству Македонии обходиться с террористами помягче и идти с ними на переговоры. Кто сказал, что нечто подобное невозможно в Средней Азии? Особенно в тот промежуток времени, когда сопредельные с Афганистаном страны перестанут представлять собой ценность как базы для ударов по боевикам.
Другое дело, насколько в действительности серьезны угрозы бин Ладена и его окружения развязать террористическую войну по всему миру.
Как логично заметил в день начала бомбардировок один из телеобозревателей, для того, чтобы подготовить крупный теракт нужно, прежде всего, много времени. Утверждение вполне логичное - то, что произошло 11 сентября, не спланируешь “на коленке”. Само собой, захват нескольких самолетов террористами-камикадзе - случай из ряда вон выходящий и трудно повторимый, если, конечно, спецслужбы через некоторое время снова не “проспят”. А вот задача взорвать в людном месте автомобиль не требует ни времени, ни особой квалификации исполнителя. Пострадавших от таких акций будет меньше на порядки, но своей цели они достигнут, безусловно, ибо рождают страх. Чтобы никто не мог чувствовать себя спокойно на улице, в офисе, даже дома. Чтобы все боялись за себя и за своих близких. Падения Талибана и других террористических режимов это не отсрочит, зато нервы всем помотает изрядно.
Главное, сейчас требуется понять, что борьба с терроризмом - это не борьба с Талибаном или Аль-Каидой. Усаме бин Ладену, мулле Мухаммаду Омару, другим духовным лидерам радикальных исламских организаций глубоко наплавать, какие именно организации они возглавляют. Лично им важно, что есть люди (и немало), которые готовы отдать жизнь по их приказу, даже не задумываясь о последствиях. Воевать надо с идеологами, а этого, да простят меня генералы, ковровыми бомбардировками не добиться.
Лет десять назад Павел Грачев, тогдашний министр обороны России, хвастался, что для нейтрализации лидеров чеченских сепаратистов ему не нужна армия - достаточно одного полка спецназа. Слова, правда, так словами и остались, однако верным был подход. Лиши сейчас Талибан двух-трех его харизматических и финансовых лидеров, и организация, наводящая ужас на всю Центральную Азию, просто перестанет существовать. Как фирма, как - пусть это и странно звучит - любой удачный коммерческий проект. И, между прочим, без жертв среди мирного населения.
Можно, конечно, вести войну и традиционно - как привыкли. Так не надо думать. Но в этом случае я не поручусь, что и через год, и через два у вас не будет замирать сердце при звуках пролетающего над вами пассажирского самолета.

------------------------------------------------------------------------------

Уже трижды - 17 мая, 11 июня и 3 июля прокурор кантона Женевы Даниэль Дево проводил Павла Бородина. На вопросы Бородин не отвечал, воспользовавшись свои правом на молчание. Теперь защита государственного секретаря Союза России и Белоруссии выступила с инициативой о прекращении его вызовов в прокуратуру.


Андрей Крайнов

СЛЕДСТВИЕ ИЛИ СПЕКТАКЛЬ?

И снова швейцарская прокуратура продемонстрировала свою полную несостоятельность...
Первым подобным случаем было небезызвестное дело Сергея Михайлова (Михася), когда долгие скандалы и разбирательства закончились полным прокурорским позором: Михайлова пришлось освободить прямо в зале суда - “за недоказанностью”. Судя по всему, дело Бородина вообще не будет доведено до суда и тихо скончается где-нибудь в дебрях прокуратуры кантона Женева... Кто бы сомневался!
Есть одна любопытная закономерность в обоих делах. Сначала нужный человек с невероятным шумом арестовывается, с огромным пафосом куда-нибудь препровождается, обычно немногословные официальные лица дают безразмерные интервью, суть которых: мафия если и не обезглавлена, то понесла невосполнимую утрату уж точно. Затем начинаются полупрозрачные кивки и намеки: вот если бы Генпрокуратура России хоть немного помогла с уликами и доказательствами, а то как-то не складывается. Оканчивается же все активным недоумением и смутной обидой на коллег: не помогли.
Было бы еще полбеды, окажись этот прокол первым. А то ведь и собственные ошибки швейцарцев ничему не учат. Карла дель Понте, кстати, бывший Генеральный прокурор Швейцарии, после недавней встречи с руководителями боснийских сербов заявила, что “она не верит, что им неизвестно о местонахождении Радована Караджича”, которого Международный трибунал в Гааге считает военным преступником. И это говорит юрист уровня объединенной Европы! О каком уровне швейцарской юриспруденции вообще может идти речь, если, возможно, лучшая ее представительница позволяет себе аргументы уровня “верю - не верю” в публичном выступлении? А как с доказательствами? Такой подход к делу больше напоминает не Европейский суд, а сталинские “тройки”, которые выносили приговоры и сами же их исполняли.
“Дело Бородина” поражает своей непоследовательностью. Сначала Швейцария фактически делает Бородина невыездным, заявляя, что он будет арестован в любой стране, куда бы ни приехал. Стало быть, есть за что. Затем госсекретарь Союза России и Белоруссии (между прочим, вполне легитимный государственный чиновник) отправляется на инаугурацию нового Президента США, где его задерживают прямо в аэропорту. Неуклюжие ссылки американских чиновников на то, что де Бородина никто не приглашал, выглядят беспомощными до неприличия. Такими вещами, как приезд на инаугурацию, обычно не шутят, да и не делал гость секрета из своего приезда.
Вызывает вопросы и долгое пребывание Бородина в окружной тюрьме. И швейцарцы, и американцы откровенно тянут время, “берут измором”. Первые требуют его экстрадиции, не представляя никаких внятных аргументов в пользу этого, вторые отказываются выпускать госсекретаря под залог. В конце концов, Бородин соглашается на добровольный приезд в Женеву: видимо, адвокаты, наконец, подсказали ему, что бояться такой “профессиональной” прокуратуры - себя не уважать. Теперь выясняется, что обвинить “обвиняемого” швейцарскому правосудию просто не в чем.
Спрашивается: зачем весь этот спектакль?

Андрей Крайнов

ЛЕТАЙТЕ САМОЛЕТАМИ?
Старая школьная задачка: из пункта “А” в пункт “Б”... Кстати, будь на то ваша воля, каким видом транспорта предпочли бы добираться от пункта к пункту? Год назад не возникло бы сомнений - конечно, по воздуху. Мягкое кресло, рюмка коньяка, газета или кино - скоротать время - прелесть. А сегодня человек едет отдыхать из Москвы в Грецию на поезде, тратя уйму драгоценного времени, но это никого не удивляет. Паника, что поделать! Однако, ежедневно тысячи лайнеров десятков авиакомпаний взлетают из сотен аэропортов по всему миру и благополучно достигают места назначения. Так что же,

В общем, почему бы и нет! В мире, где все подчиняется статистике, существенно ничего не изменилось. По-прежнему, в автокатастрофах в среднем гибнет намного больше людей, чем в авиа - даже если учесть подавляющее преимущество автомобилей в количестве и частоте пользования ими. Однако, садясь за руль, об опасности никто не думает.
Обоснованы ли в таком случае страхи? И да, и нет. Нет - по причинам, о которых я только что сказал, да - поскольку слишком уж за последнее время гражданская авиация и “сопредельные службы” подпортили себе репутацию.
Что мгновенно приходит на ум, если вы оцениваете перспективу своего полета? Под Иркутском при заходе на посадку разбился самолет Ту-154; причиной катастрофы специалисты назвали “человеческий фактор” - ошибку экипажа при выполнении маневра. В подмосковном Чкаловском при взлете потерпел аварию самолет Ил-76; вероятная причина падения - отказ двигателей. Происшествие тем более странное, что лайнеры этого типа считаются одними из самых (если не самыми) надежными в мире в своем классе. День 11 сентября для многих в корне изменил отношение к авиации. После того, как оказалось, что самолеты можно захватывать с помощью ножей для бумаги и управлять ими, окончив краткосрочные курсы пилотов, рынок авиаперевозок если и не рухнул, то пошатнулся основательно. А сразу после этого российский аэробус садится на брюхо в аэропорту Дубаи - не вышли шасси. Скандинавский лайнер терпит аварию в Милане - частный самолет помешал ему при взлете. Такое впечатление, что траффик на взлетных полосах, как на перекрестке в час “пик”. И как апофеоз - сбитый над Черным морем украинской ракетой (в этом, наконец, уже признались все!) пассажирский самолет.
И это только те происшествия, что вспоминаются “навскидку”. Не многовато ли за полгода?
Отсюда вечные вопросы - кто виноват, и что делать! Что, например, делать с техникой, которая ломалась, ломается и будет ломаться - “железки” по другому не умеют. Только если в вашей машине неожиданно откажет двигатель, самое страшное, чем это грозит, опоздание на работу. Чем это грозит в самолете - лучше не говорить. Вряд ли это покажется забавным, но, по большому счету, вероятность поломки авиадвигателя ничуть не ниже, чем авто. Просто проверяют их чаще (перед каждым рейсом), отсюда и выше надежность. Но “выше” еще не значит “абсолютно”.
Кстати, из тех катастроф, что я упомянул, по вине техники произошло только две, и лишь одна окончилась человеческими жертвами. В Дубаи самолет хоть и сел, не выпуская шасси, ничего страшного с ним не произошло. Не считая стресса у пассажиров - они этот рейс запомнят на всю жизнь. Что же до Ил-76, то, как не кощунственно это звучит, счастье, что двигатели отказали сразу, а не минутой-двумя позже. Прямо по взлетному курсу находились города Щелково и Фрязино: упади самолет туда - все могло бы быть гораздо страшнее.
Во всем остальном так или иначе был замешан человек. И вот тут-то без жертв не обошлось ни разу.
Обсуждать ошибки пилотов мы не будем - они рискуют жизнью наравне с пассажирами. Право на ошибку есть у каждого - будь он летчиком трансконтинентальных линий или провинциальным шофером. Ответственность разная, не спорю, но право одинаковое. Речь о спецслужбах аэропортов и авиакомпаний - о тех, кому по должности положено обеспечивать безопасность полетов. Охарактеризовать их можно одним словом: расслабились!
Традиционно считалось, что самая жесткая “драконовская” система предполетного контроля пассажиров и багажа действует в Израиле. Слишком громко сказано? Тогда вспомните хоть одно происшествие с самолетами, вылетающими из этой вечно воюющей страны. Теперь такие меры введены практически во всех крупных городах мира, что выглядит, правда, не столько заботой о безопасности, сколько “замаливанием грехов”. Для пассажиров это - лишь дополнительные неудобства, сильно увеличивающие время в пути. Но спокойствие дороже. Не абсурд ли - нью-йоркский таксист отделен от пассажиров пуленепробиваемым стеклом, а нью-йоркскому пилоту до недавних пор рекомендовалось держать дверь в кабину открытой? Чтобы пассажиры могли видеть работу экипажа. Я, скажем, не пилот, но даже меня ужасно раздражает, когда во время работы стоят за спиной.
Непростительно много времени потребовалось и на то, чтобы понять - самолет стал слишком большим соблазном для террористов, какие бы цели они ни преследовали. Быстро от кого-то убежать - самолет, потребовать денег или выполнения любых других условий - то же самое. И если повторение “авианалетов” на Нью-Йорк и Вашингтон в ближайшее время маловероятно, то захваты самолетов с требованиями прекращения операции возмездия я не исключаю. Причем совсем не обязательно, что самолет будет американским. Скорее наоборот, он будет именно неамериканским. Соединенные Штаты такими действиями можно только еще сильнее разозлить. А вот страны, участвующие в антитеррористической коалиции не столько “по зову сердца”, сколько из солидарности и меркантильных интересов, можно и напугать.
Впрочем, не будем думать о спецслужбах совсем плохо. Они очень стараются - это я говорю без всякой иронии.
Что же ждет гражданскую авиацию в ближайшее время? Прежде всего, не следует бояться уменьшения технической надежности летательных аппаратов. Если год назад вам не приходило в голову, что у самолета ни с того, ни с сего может отвалиться крыло, то можете не опасаться этого и сейчас. Не отвалится.
Хотелось бы, конечно, подстраховаться и от атак террористов, но с этим сложнее. Сложнее уже потому, что спецслужбы ищут способы предотвращения уже известных видов терактов, а террористы изобретают все новые. Пусть вас успокаивает хотя бы то, что риск подвергнуться нападению уличного хулигана куда выше, чем оказаться в захваченном самолете.
И само собой будем надеяться, что ПВО любой страны отныне и присно начнет лучше целиться...


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"