Крашевская Милена Юрьевна : другие произведения.

Батюшка Серафим

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   БАТЮШКА СЕРАФИМ
  
  
   Пречистой очевидец и притом
   он у себя в сенях сидит на гробе,
   со смертью вовсе не ведя усобиц.
   Он пилигрим - невидимым трудом.
   И ежели гуляет веры вор,
   то возникает в балахоне постник
   прорыть пазы, чтоб выправил забор
   до неба от земли Небесный плотник.
  
   Иконою у древа на стволе
   как бы толкаемый, он полным весом,
   (не князем став на каменном столе
   какого града, рУси интересы
   хранящим в старину не на живот),
   питаемый источником не новым,
   (распятьем и умом вполне Христовым),
   своей лампады в Небесах плывет.
  
   Глотать уныния он ложки не велит,
   но радости духовной есть просфоры.
   И он к собору не добавит плит,
   не будь о том с Марией разговора.
   Кто был бы горд, но вовсе не святой,
   стигматом называть какую язву,
   и пролезает, пачкаяся рясой,
   в сорт пУстыни меж печкой и стеной.
  
   18 сентября 2015
  
   Примечания:
   (*) Преподобному Серафиму Саровскому случалось переживать явления Божией Матери неоднократно, при сем же отличался он, как все наши великие святые, необыкновенным смирением и жил то в пУстыни в лесу, имея при себе икону Пречистой Девы "Умиление", то в келье, куда перебрался по состоянию здоровья много позже молодых лет своего монашеского подвига, перед каковою в сенях у него всегда стоял дубовый гроб, на коем он сиживал часто и особенно перед кончиною; кстати, имеется известная икона, на каковой батюшка изображается стоящим на коленях на камне перед иконою "Умиление", висящей на дереве сосны;
   (**) "веры вор" = антихрист; вторая часть строфы призвана передать случай чудесного явления в Дивеевской общине батюшки Серафима, как бы прорубающего лопатою канавку в земле, еще при жизни святого, на попечении какового находились сестры оной, и куда батюшка попадал во плоти только один раз в жизни, избегая дальше до смерти всяких посещений оного места, дабы не было никаких двусмысленных мнений и разговоров. Дивеево - это место, каковое избрала себе четвертым жребием на земле Царица Небесная (кроме Иверии, т.е. Грузии, Киева и Афона). Участок земли, где Она прошла, батюшка повелел сестрам прорыть канавкою. См. напр. в кн. "Дивное Дивеево" Издательской группы Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря: "Об этой канавке вот что пишет отец Василий Садовский: "Много чудного говорил батюшка Серафим об этой канавке. Так что канавка эта - стопочки Божией Матери! Тут обошла Сама Царица Небесная. Эта канавка до небес высока! Землю эту в удел взяла Сама Госпожа Пречистая Богородица. Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит!" Рыли эту канавку сестры до самой кончины батюшкиной; к концу его жизни, по приказанию его, и зимою рыть не переставали; огонь брызгал от земли, когда топорами ее рубили. Но батюшка Серафим переставать не велел."; Небесный плотник - здесь, образно Иисус Христос, бывший, как известно, сыном плотника Иосифа;
   (***) вообще, "сидеть на столе", (скажем, в Киеве) - говорили о князе, отсюда еще "стольный град Киев" или "стольный град Москва"; здесь обыгрывается функция князя, имеющего власть мирскую, и функция святого, имеющего власть духовную; широко известен подвиг тысячедневного стояния на столпе (камне) Преподобного Серафима Саровского; "русь" - народ, в оболочке сочетания "Великая Скифия" расшифровываемый "Повестью временных лет" таким образом: славяне, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты, дулебы, тиверцы; "не на живот" продолжается (по авторской задумке) читателем мысленно "а нА смерть"; "не щадя живота своего" = "не щадя жизни";
   (****) "с Марией разговора" - батюшка говорил, что в своей жизни ничего не делал, кроме как только по воле Божией Матери, Девы Марии; всегда ждал и медлил, пока не поймет, что Она желает, чтобы было на земле сделано; батюшка сам начертил план строительства собора и оное - контролировал, сидя у себя в Саровской обители, т.е. дистанционно;
   (*****) "пустынь между печкой и стеной" - как то церковное начальство посещало одно из мест, где жил батюшка, желая посмотреть, где и как свои духовные подвиги ведет Преподобный; сиим местом в тот раз было описываемое в строфе узенькое пространство, где можно было только стоять перед иконою.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"